стендап в россии история

«Комик может вести свадьбы, если он мазохист»: как живут и сколько зарабатывают стендаперы в России

Стендап сегодня — главный юмористический жанр, отдельный вид искусства и быстро развивающаяся индустрия, хотя он и пришел в Россию с опозданием. В Америке стендап известен с середины XX века, а популярность комиков, среди которых Луи Си Кей, Джордж Карлин, Эдди Иззар, сопоставима с популярностью рок-звезд. Российской стендап-комедии всего около 10 лет. Начиналось все с неловких концертов перед несколькими зрителями с шутками, больше похожими на миниатюры из КВН. Сейчас звезды ТНТ Павел Воля и Руслан Белый собирают «Крокус Сити Холл», YouTube-комик Данила Поперечный — Ледовый дворец и полные залы на гастролях по городам России, а на «открытые микрофоны» — шоу, где может выступить каждый желающий, — записываются даже 14-летние школьники.

Forbes Life пообщался со сценаристом и одним из первых российских стендаперов Николаем Куликовым, основателем и владельцем «Стендап клуба #1» Эльдаром Гусейновым и комиком Василием Медведевым о профессии и заработке комиков.

Николай Куликов

«Конечно, комик всегда может вести свадьбы»

Я начал выступать с шутками еще в 2006 году, когда стендапом в России занимались человек семь. Мой товарищ, сценарист Рома Кантор учился во Франции в киношколе, и он оттуда присылал какой-то актуальный стафф, в том числе стендап Эдди Иззарда. Я тогда пытался писать сценарии и когда посмотрел Иззарда, то понял, что мне не нужны актеры, режиссеры, продюсеры — я могу сам выйти на сцену, вот моя форма кинематографа. У Иззарда нарративный тип шуток, у него много историй, это мне было близко. Я заказал на Amazon книжек, скачал весь стендап, который мог найти, и из-за этого поначалу у меня в голове все перемешалось: и британцы, и американцы, и актуальные комики, и зубры из 80-х. В одной книжке говорилось: прежде всего выбейте себе выступление, чтобы потом вы не могли не писать. Я договорился с одним клубом и начал писать себе шутки.

Надо понимать, что в середине 2000-х были только КВН и «Камеди клаб». В Питере была тусовка, которой рулил Антон Борисов, но это был больше «камедиклабный» формат — либо миниатюры, либо человек с листочком зачитывает тоном ведущего: «25 признаков того, что вы настоящий петербуржец. Первое — вы никогда не были на экскурсии по рекам и каналам». Постепенно стали появляться YouTube-комики типа Хованского, который без живой аудитории на камеру читал чужие шутки. Мне кажется, как раз благодаря YouTube стендап в России сделал такой мощный рывок.

Поначалу на мои концерты и на начинающих инди-комиков билеты стоили по 200-300 рублей. Можно это назвать монетизацией? Самая большая сумма, которую я заработал на одном выступлении, — около 40 000 рублей. В «Атриуме» тогда был детский театр, и мой товарищ, театральный продюсер, помог организовать там выступление. Как-то так получилось, что зал мест на 200 был битком, а билеты стоили примерно по 400 рублей. Дальше ты вычитаешь часть, которую потратил на аренду площадки, на печать афиш, на такси, на реквизит, и оставшееся берешь себе.

Я вижу две принципиально разные модели, как заработать на стендапе. Первая: комика берут в телевизор. Например, в StandUp на ТНТ. Он становится частью «Камеди Клаб Продакшн», и дальше его раскачивают профессиональные продюсеры, плюс он сам должен фигачить нечеловечески.

Вторая модель: когда комик вроде ИП и сам себе продакшн. Он выступает, где договорится, снимает видосы, нарабатывает себе базу зрителей, ведет Twitter, Instagram, тик-ток и что там еще. Потом он едет в тур или собирает Ледовый дворец — как Поперечный. Математика такая же, как у любой музыкальной группы: есть часть дохода от продажи билетов или мерча, далее ты часть отдаешь менеджменту, который тебя возит, что-то оставляешь себе. Плюс от роликов в Youtube какой-то доход.

Если ты сам по себе не пробивной человек, то хорошо бы стать частью какой-то банды, которая помогает тебе становиться крепче и известнее — например, «Стендап клуб №1» на Арбате. Ты там фактически живешь несколько лет — сначала ты работаешь на эту площадку, потом площадка работает на тебя.

И, конечно, комик еще может вести свадьбы — если он хочет набрать больше материала или просто мазохист.

Я ушел из стендапа, потому что понял, что у кино по моему сценарию аудитория — это миллионы человек, а у моего стендапа — в лучшем случае тысячи. Второе, что я понял: чтобы нормально зарабатывать комедией, нужно много ездить по России. Я пробовал, мне не понравилось. Ты большую часть времени проводишь в дороге, в не самых комфортных условиях. Я разговаривал с другими комиками — некоторые любят такую жизнь, все эти проблемы по дороге, эти убогие «гостишки», приключения. Кому-то нравится приезжать домой к жене и детям после месяца в туре, а мне нравится быть дома сразу. Работа сценариста и продюсера это позволяет.

Специально кого-то из российских комиков я не смотрю, но, когда натыкаюсь, смотрю с удовольствием: Денис Чужой, Алексей Щербаков, Витя Комаров, Бебуришвили, Илья Соболев, другие комики из «Прожарки». Идрак Мирзализаде и Артур Чапарян крутые — Чапаряна вообще уже копируют. Вот эти ребята — future. Если не сойдут с этого пути, через 10 лет все у них будет нормально. Русские комики набрали критическую массу. Количество перешло в качество.

Эльдар Гусейнов, основатель и владелец «Стендап клуба #1»

«Нам говорили, что стендап в России не приживется»

Раз в неделю мы делали стендап-вечеринки в баре «Радио-сити» на Маяковской. Зрителей приходило человек 30. В 2011 году писать на афише «стендап-шоу» было бессмысленно. Сначала люди шли на имена. Мы с Вовой сразу это поняли и запартнерились с Незлобиным [шоумен Александр Незлобин], который уже рассказывал в «Камеди» монологи.

С самого начала мы делали платные мероприятия, но это были такие смешные деньги, что даже стыдно. Мы абсолютно все раздавали комикам, получался гонорар в 2000-3000 рублей за выступление раз в две недели. Первый раз, когда мы подумали, что на этом можно зарабатывать, было первого апреля. Вечеринку должен был вести Незлобин, но в самый последний момент он не смог и договорился с Павлом Волей. Народа на Волю пришло так много, что люди стояли.

Вообще тогда это привлекало энтузиастов типа нас, а не чуваков с деньгами. Все думали, что это никому не надо. Стендап как жанр в России никому не нужен, это здесь не приживется, говорили нам продюсеры на ТВ, когда мы приходили со своими идеями. Потом канал ТНТ передумал. Они собрали лучших комиков, на которых держалось наше шоу, и год готовил первый сезон телевизионного стендапа. Мероприятия в «Радио-сити», понятно, закончились, потому что некому стало выступать. Мы нашли новых людей, перешли в «жесткий андеграунд» — стали делать вечеринки на «Красном октябре», в заведении без вывески. В какой-то момент решили, что Москва готова, и провели неделю стендапа.

В 2014 году, когда наши комики стали круче, мы поняли, что сейчас снова может прийти ТНТ. А кто мы такие? Организаторы мероприятий. Тогда мы с Вовой решили открыть стендап-клуб. Встретились с людьми, которые раньше занимались ночными клубами. Их заинтересовало, что у нас есть связи с ТНТ. Так появились инвесторы.

Сначала все было сложно и непонятно. В первый год мы даже закрывали клуб на две недели летом, потому что не было продаж и денег на гонорары комикам. Мы пришли к чувакам и сказали: «Парни, вы можете не выступать сейчас у нас, но потом и негде будет выступать». И они остались. Бороться приходилось еще и с тем, что в сознании большинства людей стендап был передачей на ТНТ. Первые два года из зала постоянно слышались выкрики: «Где Белый?! А Белый будет?»

Сейчас все более-менее стабильно. Конечно, это не те деньги. Если бы я хотел только деньги зарабатывать, я бы не пошел в комедию (за пять лет стендап-бизнес вышел в прибыль. Точных сумм Гусейнов не называет, но по оценке Forbes Life, за одну вечеринку только на билетах клуб может заработать 300 000 рублей. —Forbes Life). Я стараюсь быть на каждом нашем мероприятии и хожу на стендап, когда бываю в другой стране. Западные комики выигрывают за счет подачи, потому что там в целом народ более открытый, а сами шутки у наших ребят ничем не хуже, во многом даже лучше, понятнее российскому зрителю.

Устаешь ли от юмора? Нет. В какой-то момент жизни ты понимаешь, что все это ты уже ел, пил, видел, но приходит новый комик, приносит что-то свое в комедию, и ты думаешь, блин, так у нас еще никто не делал.

Популярность стендапа растет, тусовка становится все больше. Сейчас подтягиваются совсем молодые ребята по 14-15 лет. Я так понимаю, люди просто посмотрели стендап на Youtube, и им это настолько понравилось, что они записываются на наши открытые микрофоны, приходят после школы и выступают. С одной стороны, какие у тебя могут быть проблемы, чтобы о них рассказывать? С другой — если есть желание в 14 лет начать шутить, то нужно приходить и шутить. Правда, я видел, как маленькие комики рассказывают о своих школьных проблемах, и это все прикольно, а потом они вырастают и теряют индивидуальность. Как и во всем, в стендапе нужно работать.

Кроме стендапа, меня волнует политическая ситуация в стране. Мы были на митинге (митинг 27 июля «За свободные выборы». — Forbes Life) с комиком Идраком Мерзализаде, чтобы не оставаться в стороне, к нему подходили люди, фотографировались, жали руку, говорили спасибо за творчество, спасибо за позицию. С этим как раз и связан подъем интереса к стендапу. В телевизоре же ничего не говорят, при этом все все видят и понимают, а стендап — это место, где ты можешь выйти на сцену и сказать: «Ну что за п***** [неприятная ситуация] в стране». В тот день у нас было мероприятие, ведущий начал с каких-то слов о митинге, и люди в таком едином порыве его поддержали, хотя к нам на большие мероприятия ходит платежеспособная аудитория, у которой все хорошо. В обществе сейчас большой спрос на политические шутки, мы это ощущаем даже просто по комментариям. Люди пишут: наконец-то кто-то про это говорит. Но шутка должна быть умной, а не просто оскорбляющей.

Комики, как и все, отдыхают в каких-нибудь барах. Я вот хожу в «16 тонн», потому что это рядом с моим домом. Часто тусовка начинается прямо здесь, в клубе, после ночного открытого микрофона, так как комики — достаточно одинокие люди, и никого, кроме друг друга, у них нет. Да, сюда идут люди, которые хотят быть услышанными, и которым, возможно, этого не хватает в обычной жизни. Только не пишите, что все комики одинокие и несчастные.

«На мой сольник пришли 12 человек»

Я выступаю каждый день от трех до девяти раз за вечер на разных площадках. Большей частью эти выступления бесплатные. Нужно выходить на сцену, чтобы привыкнуть, проверить, обкатать, додумать шутки. За какие-то выступления я получаю деньги. Я пробовал говорить, что десять минут моего материала стоят 10 000 рублей, но не все организаторы могут столько платить. Вообще гонорар зависит от того, какое это мероприятие и где оно проходит. В «Стендап-клубе #1» на платных вечеринках комики зарабатывают от 6000 рублей. А недавно нам организовали концерт в Питере. Мы выступали вдвоем по 25 минут и получили по 10 000.

На мой недавний сольный концерт в клубе «Гоголь» пришли 12 человек. Мне в принципе понравилась публика: это плюс-минус мои ровесники — и девушки, и парни. Больше всего зрителей — полный Standup store — пришли на мой концерт на фестивале «Панчлайн», правда, вход туда был бесплатным.

Перед Новым годом я ездил в офис одной рекламной компании писать им шутки. Они хотели, чтобы на корпоративе их самый харизматичный парень выступил со стендапом про коллектив. Мне рассказали все, что у них в офисе происходит, и я докрутил это до смешного. Сколько заплатили? Хотелось бы больше. Молодые комики много не зарабатывают, поэтому если им поступит заказ написать шутки, они с удовольствием за это возьмутся. Потому что они берутся и за более странные вещи. Я знаю ребят, которые пишут дурацкие вайны кому-то в Instagram. Им самим, возможно, не нравится, но деньги за это платят.

Один из самых очевидных способов заработать на стендапе — это корпоративы. Но я плохой комик для корпоративов, потому что у меня много шуток, которые могут напрячь отдыхающих людей, да и вообще это неприятно. Люди не на стендап пришли, это ты к ним пришел, они могут быть вообще не заинтересованы в том, что ты говоришь, а ты должен как-то всех их повеселить, так что я выступил бы на корпоративе только за миллион. Комиков из моего окружения не приглашают на такие мероприятия, а вот у ребят с ТНТ, более известных, думаю, много предложений.

Стендап занимает почти все мое время, я стараюсь делать что-то еще — играть на пианино или чаще ходить в кино, но серьезно не получается. Может, кому-то и не надо так много выступать, но про себя я знаю, что мне нужно выступать каждый день максимальное количество раз. Тогда я увереннее чувствую себя на сцене и больше могу себе позволить. В кино я хожу на все, что есть. Могу вообще на случайный фильм пойти, в зависимости от того, какой ближе будет по времени. А понравиться мне могут очень разные вещи: и мультик «Тайная жизнь домашних животных», и «Дом, который построил Джек» Ларса фон Триера.

Если я чувствую, что мне не хватает вдохновения, я смотрю хороший стендап. Могу пересмотреть старый концерт кого-то из зарубежных комиков, могу что-то российское. У всех, кто много работает, со временем появляется что-то, чему можно научиться. Я на Костю Пушкина стараюсь равняться. Для меня важно, чтобы были какие-то размышления, которые могут немного изменить твое мировоззрение, чтобы ты смотрел и не понимал: почему я сам об этом раньше не задумывался.

Никому из моих близких не нравится, что я стендап-комик. Раньше родители думали, что это хобби, потом смирились с тем, что у меня серьезные намерения. Им хотелось бы, чтобы то, что я делаю, приносило мне деньги, и чтобы мне было хорошо в жизни. Если бы мне это вообще ничего не приносило, наверное, они бы до сих пор настаивали, чтобы я занимался чем-то другим. По образованию я, кстати, картограф. Через пять лет я хочу сделать хороший сольный концерт, снять его и выложить куда-нибудь в интернет. Но пока это сложно, потому что я и 10 минут не могу сделать так, чтобы мне все в записи понравилось. На Netflix есть проект Comedians of the world, было бы круто даже на русском языке записать стендап и продать туда.

Самые успешные комики России до 40 лет — 2019. Рейтинг Forbes

Самые успешные комики России до 40 лет — 2019. Рейтинг Forbes

Источник

О проекте

стендап в россии история. Смотреть фото стендап в россии история. Смотреть картинку стендап в россии история. Картинка про стендап в россии история. Фото стендап в россии история

«СТЕНДАП В РОССИИ СТАНОВИТСЯ ПОПУЛЯРНЫМ. РАНЬШЕ ЛЮДЯМ ТРЕБОВАЛОСЬ ХЛЕБА И ЗРЕЛИЩ. СЕЙЧАС ЛЮДЯМ НЕОБХОДИМО БОЛЬШЕ МНЕНИЙ, ВЕДЬ МЫ ЧИТАЕМ «ТВИТТЕР», БЛОГИ И САМИ СТАЛИ БОЛЬШЕ ВЫСКАЗЫВАТЬСЯ».

стендап в россии история. Смотреть фото стендап в россии история. Смотреть картинку стендап в россии история. Картинка про стендап в россии история. Фото стендап в россии история

Вячеслав Дусмухаметов.
Продюсер Stand Up

Состав выступающих комиков стабилен?

Есть костяк проекта, без сомнения. Но есть и рубрика «Открытый микрофон», куда каждый может прийти и высказать свое мнение. Такое уже происходит, и кое-кто из ребят, выступивших в «Открытом микрофоне», закрепился в основном составе шоу. Мне кажется, что, когда проект пойдет на ТНТ, многие люди загорятся, потому что это очень интересный и новый жанр. И многие придут к нам в проект. Cоответственно, существующий костяк будет расширяться.

Все больше резидентов Comedy Club начинают делать еще какие-то проекты на ТНТ. В этом и заключается карьерный рост комика?

Действительно, люди вырастают, становятся звездами. У Comedy есть четкий и понятный жанр. Когда люди дорастают до чего-то другого и это не помещается в жанр Comedy Club, они пытаются сделать что-то за его рамками. Главное, чтобы все получалось талантливо. И выходило на канале ТНТ.

Stand Up сначала не планировали показывать в прайм-тайм. Почему первоначальные планы изменились?

Изначально мы делали Stand Up для поздней ночи, а когда увидели, что получилось, решили поставить шоу в прайм-тайм.

Что определило выбор в качестве ведущего Руслана Белого?

Никакого выбора ведущего не было. Руслан – идейный вдохновитель и один из креативных продюсеров этого шоу. Еще один креативный продюсер – Юлия Ахмедова. Руслан и Юля родом из славного города Воронеж, и их связывает давняя дружба, что очень помогает в работе.

Stand Up подразумевает рассказ комиков о проблемах, которые может понять большинство. Например, поездка в плацкартном вагоне на верхней боковушке у туалета. Что будет, когда участники шоу станут звездами и пересядут на самолеты в бизнес-класс?

Наши комики – это люди из народа с мнением. Stand Up не гламурное шоу, это народное шоу. И народ бывает разный. Кто-то в эконом-классе летает, кто-то в бизнес-классе. Дай бог, чтобы наши стендап-комики пересели в бизнес-класс, я к этому стремлюсь. Когда все они по разу пролетят в бизнес-классе, задайте мне снова этот вопрос. Посмотрим, как комфорт отразится на их творчестве.

Когда вы громче смеетесь: когда смотрите выступление стендап-комиков в зале или когда видите на экране уже смонтированный вариант?

Живьем, когда все происходит здесь и сейчас, стендап смотрится гораздо интереснее. У нас же не просто вечеринка. За прошедший год, который мы работали в клубном формате, это уже превратилось в некий клуб единомышленников, куда приходят люди, чтобы интересно провести время. Приходите и вы. Вся информация о нас есть в Интернете.

стендап в россии история. Смотреть фото стендап в россии история. Смотреть картинку стендап в россии история. Картинка про стендап в россии история. Фото стендап в россии история

Руслан Белый.
Ведущий и креативный продюсер Stand Up

Откуда в одночасье взялось такое количество крутых стендап-комиков?

Я не думаю, что мы уже крутые стендап-комики. Мы начинающие. А нашлись ребята не сразу, конечно. Мы работаем над шоу с августа прошлого года. Не было такого, чтобы мы набрали народ и сразу сняли передачу. В Москве и в других городах есть небольшие площадки, где выступают стендап-комики – кого-то мы увидели и позвали в Stand Up. Целый год мы нарабатывали материал, у нас были вечеринки каждые две недели. И если сравнить запись первой такой вечеринки и то, что получилось в итоге, можно увидеть, что это «две существенные разницы».

Как попасть на съемки Stand Up?

Пока мы нераскрученное шоу, все происходит по сарафанному радио. Перед съемками первых выпусков мы давали объявленияна сайтах и в соцсетях – так что следите за новостями в Интернете. И да, приходите сейчас, пока у нас все бесплатно! А то потом мы станем миллионерами и начнем брать деньги за вход. Именно в таком порядке.

стендап в россии история. Смотреть фото стендап в россии история. Смотреть картинку стендап в россии история. Картинка про стендап в россии история. Фото стендап в россии история

Юлия Ахмедова.
Креативный продюсер Stand Up

Да. Нам присылают видео со своими стендапами самые разные люди. Мы просматриваем каждую запись и абсолютно всем отвечаем. Талантливых новичков мы приглашаем выступить в специальной рубрике «Открытый микрофон». Некоторые наши участники, например Виктор Комаров, начинали именно оттуда. Потом мы его пригласили к себе, и сейчас он один из основных участников Stend Up, выступает регулярно.

Телевизионные рейтинги – это один критерий успеха телепроекта. Но у любого создателя шоу есть и свои личные критерии успешности. Как ты определишь, что Stand Up удался?

Stand Up – не искусственный проект. Не было такого, что мы придумали идею, потом провели кастинг и набрали людей. Все наши участники много лет выступают в жанре стендап, живут им, все время что-то делают для развития. То есть, даже если бы Stand Up не было, каждый из нас все равно бы этим занимался. Stand Up – это наша жизнь. А будет ли он хорошим телевизионным продуктом, это другой вопрос: последнее слово всегда за зрителем. Мы надеемся, что, посмотрев наше шоу, люди заболеют стендапом так же, как им болеем мы. Если мы достигнем этой цели, то можно считать, что у нас все получилось.

Вячеслав Дусмухаметов сказал, что Stand Up – это место, где люди могут высказать свое мнение и услышать чужое. В интернет-блогах тоже люди высказывают свою позицию и читают, что думают другие. Там главная тема – политика. Вы тоже о ней будете говорить?

В Stand Up каждый комик выходит на сцену и рассказывает о вещах, которые его волнуют. Естественно, любого образованного человека – да и вообще любого человека – волнует то, что происходит в нашей стране, в том числе политика. Но она волнует каждого стендап-комика под разным углом. Например, у нас есть Стас Старовойтов. Он женат, и в одном стендапе он рассказывает о том, что государство ему выделило помощь на покупку квартиры в рамках программы «Доступное жилье – молодой семье». Это очень маленькая сумма, и Стас рассуждает о том, можно ли на нее что-то купить. Ему это близко. У Руслана Белого есть стендап о запрете курения в общественных местах. Это тоже политика.

стендап в россии история. Смотреть фото стендап в россии история. Смотреть картинку стендап в россии история. Картинка про стендап в россии история. Фото стендап в россии история

Александр Дулерайн.
Генеральный продюсер ТНТ

Мы давно пытались создать площадку, где могли бы пробовать себя комики следующего поколения. Если вы помните, «Смех без правил» и «Убойная лига» были как раз об этом, и «Comedy Баттл» об этом, и Stand Up тоже. Он вообще задумывался как лаборатория, и мы не планировали ставить его в прайм-тайме, но, когда увидели, что получилось, были приятно поражены. Это очень смешное и резкое шоу, абсолютно для прайм-тайма.

Создатели шоу скромно сваливают придумку Stand Up друг на друга. Кто же все-таки это изначально затеял?

Вы же сами сказали – Райкин. Но и он, мне кажется, был не первым.

Сейчас Stand Up – это простота декораций, неформальная атмосфера и тому подобное. То есть напоминает ранний Comedy Club. Допускаете ли вы, что со временем Stand Up Comedy тоже превратится в элитарное шоу, и хотели бы вы этого?

Напоминает ощущением нового большого хита:) А как они будут развиваться – неизвестно.

Stand Up – это попытка создать некую монополию на этот жанр? То есть собрать всех лучших людей, которые работают в этом направлении?

Мы вообще пытаемся собрать всех лучших людей на всех направлениях. Но как только соберем – рождаются новые. Насколько Stand Up является экспериментальной вещью? С одной стороны, юмор – сила ТНТ. С другой – даже ТНТ нужна смелость для того, чтобы поставить в эфир часовое шоу, где комики один за другим рассказывают истории и больше ничего не происходит. Ни миниатюр, ни музыкальных номеров, ни танцев. Если мы увидим, что у шоу низкие рейтинги, мы заставим их петь и танцевать.

Все герои Stand Up, кроме Руслана Белого, – абсолютно новые для широких масс лица. Почему вы решили не приглашать других известных стендап-комиков? Александра Незлобина и Павла Волю, к примеру.

Вся идея этого шоу – находить и открывать новые таланты. Зачем же нам приглашать звезд Comedy? Мы хотим, чтобы Stand Up привлекал гениальных неизвестных комиков со всего мира.

Стендап от какого известного человека (не комика) вы хотели бы услышать?

Честно говоря, у меня такого желания никогда не возникало.

Руслан Белый не первый и не последний. Многие резиденты Comedy Club причастны к запуску новых проектов на ТНТ. Не боитесь ли вы таким образом растерять звездный состав самого Comedy?

Наоборот – мы видим в этом развитие Comedy.

Источник

Руслан Белый: биография создателя шоу «Stand Up» на ТНТ

Руслан Белый. Биография: «Смех без правил», «Убойная лига», «Stand Up» и другие передачи, жалобы в Генпрокуратуру, судейство баттла Гнойного и Оксимирона.

Краткая справка

Руслан Викторович Белый (Ruslan Belyy). Дата рождения – 28 декабря 1979 года. Место рождения – Прага, Чехословакия. Рост – 182 см. Вес – 78 кг.

Ранние годы

Будущий комик появился в семье военного, служившего в группе советских войск в Чехословакии. В этой восточноевропейской стране и прошли первые 10 лет жизни Руслана Белого. В 11 он вместе с папой перебрался в Польшу, там в городке Легница семья Белых прожила три года.

Из Польши семья Белых переехала в город Бобров в Воронежской области. Там у семьи был собственный дом. Отец занимался фермерством, а сын помогал ему в этом. Приходилось резать кур, забивать свиней, пасти свиней – порой вместо того, чтобы ходить на сельские дискотеки.

После получения аттестата о среднем образовании Руслан, чей отец хотел, чтобы сын пошел по его стопам, поступил в Воронежский военный авиационный инженерный университет, пишет Википедия.

Окончив ВВАИУ, юноша отправился в армию, где пять лет отслужил на контрактной основе (армейский опыт роднит Руслана Белого с другим известным комиком из мира стендапа Алексеем Щербаковым). От тех времен у него осталась медаль «За отличие в военной службе» III степени. После окончания службы в звании капитана Руслан поступил в Воронежский аграрный университет имени Петра I.

Все начиналось с КВН

Еще будучи курсантом ВВАИУ, Белый заинтересовался игрой в КВН и был участником воронежской команды «Седьмое небо». С ней он даже выиграл «Малый КиВиН в светлом» в Юрмале в 2004 году. «Когда мы на фестивале в Юрмале выиграли «КиВиНа», меня поцеловала сама Лайма Вайкуле, вручая приз», – вспоминал позже Белый.

Когда в Воронеже открыли филиал Comedy Club, комик начал там понемногу выступать. Там-то Руслану Белому и довелось познакомиться с Юлией Ахмедовой. Юля была капитаном команды КВН «25-ая», девушка позвала нового знакомого присоединиться к их коллективу, и тот согласился.

Карьера в стендапе

Вскоре после ухода из КВН (в 2012 году) Руслан Белый организовал собственное шоу на ТНТ, которое получило название «Stand Up». Именно благодаря этому шоу обрели популярность белорусы Слава Комиссаренко и Иван Усович, казах Нурлан Сабуров, россияне Иван Абрамов и Данила Поперечный.

После того, как в эфир вышли два сезона, юморист, выступающий продюсером шоу, также организовал юмористический «Stand Up Фестиваль», где свои навыки продемонстрировали начинающие комики.

Участие в фестивале было бесплатным. Сам Руслан объяснил это тем, что его собственный путь на ТВ был нелегким, поэтому он хочет помочь новому поколению стендаперов.

Еще в рамках самой программы существовала рубрика «Открытый микрофон», а уже в 2017 году на ТНТ появилась отдельная передача с таким же названием. Руслан поучаствовал в этой передаче в качестве одного из наставников (вместе с Юлией Ахмедовой, Тимуром Каргиновым и Славой Комиссаренко). В разные годы победителями «ОМ» были москвичка Елена Новикова, петербуржец Артем Винокур, Алексей Шамутило из Пскова, челябинец Денис Чепурненко, ростовчанин Денис Гвоздев. Каждый из них выиграл приз в 3 млн рублей.

На своих концертах Руслан касается самых разнообразных тем: от клипа на песню Азиса «Мразиш» и армейского опыта до происхождения мужчин и женщин и пересадки волос. Не боится Руслан шутить и про политику.

Карьера на телевидении

Еще в середине 2000-х Руслану Белому поступило приглашение поучаствовать в третьем сезоне шоу «Смех без правил», которое вели Павел «Снежок» Воля и Владимир «Динамит» Турчинский. Поначалу КВНщик отказался, но авторы проекты были настойчивы, и на третий раз уроженец Праги дрогнул.

Он приехал в Москву, принял участие в программе и неожиданно выиграл первый приз. Полученные деньги Руслан пустил на покупку квартиры в Воронеже.

Однако «Смехом без правил» комик не ограничился. Он получил предложение сниматься в других проектах канала ТНТ – «Убойной лиге» и «Убойной ночи». На него он согласился быстрее.

Среди других проектов Руслана Белого на ТНТ – участие в жюри в «Comedy Баттл», в качестве гостя в «Прожарке» (позже он и сам выступил в качестве «прожарщика»), «Студия СОЮЗ», «Что было дальше?», шоу Азамата Мусагалиева «Где логика?» (вместе с Юлией Ахмедовой).

Еще одним авторским проектом стало шоу «Комик в городе». Стендапер прокатился по 14 городам России, где шутил на местные темы. Он ограничился городами центральной части России, а за Урал, в Сибирь и на Дальний Восток не поехал из экономических соображений.

Повторять этот опыт Руслан не планирует, поскольку, по его словам, трудозатраты были колоссальные. Дополнительным минусом стало то, что местные жители оказались не готовы воспринимать самоиронию.

В сентябре 2020 года Белый поучаствовал в шоу Talk. Компанию ему составили Тимур Каргинов, Азамат Мусагалиев и Нурлан Сабуров.

Уже в 2021 году Руслан ушел с ТНТ. По его словам, ему захотелось в свободное плавание. Сейчас он, как признался сам, наслаждается свободным временем.

Карьера в кино

В биографии Руслана Белого есть и участие в комедийном сериале «Счастливы вместе». Дело было в 2006 году, когда он еще был участником «Камеди Клаб».

Также вместе с Юлией Ахмедовой стендапер отметился написанием сценария для другого отечественного комедийного сериала «Универ».

Жалобы на Белого

В начале 2021 года житель Сорочинска обратился в Генпрокуратуру с жалобой на Руслана. Найдя в интернете видеоролик со стенд-апом Белого, пенсионер оскорбился как носитель русского языка тем, что в выступлении комика многовато нецензурной лексики.

На это Белый ответил в одном из стендап-выступлений. Он заметил, что на его стороне министр республики Крым, которая и сама ругается матом, и предложил пенсионеры написать и на нее заявление тоже.

Это не первая жалоба в отношении юмориста. В 2018 году юморист получил претензию от жителей Уфы за то, что комик сравнил национального героя Салавата Юлаева с бандитом. Заявление в ГП РФ на него написал спортсмен Хабир Сулейманов. Однако РКН нарушений не нашел. Поговорить по-мужски с Русланом хотели и разгневанные уфимцы, они даже приехали на один из концертов стендапера в другом городе, но продолжения история не имела.

Еще один конфликт случился в 2020-м. Общественный деятель Булач Чанкалаев обвинил комика в оскорблении жителей Дагестана. Поводом стал комментарий Руслана в рамках Stand Up о том, что в феврале 2019 года в столице республики московский театр «Антреприза» показал спектакль «Охота на мужчин», где целуются полуобнаженные мужчина и женщина.

Дело Идрака Мирзализаде

В августе 2021 года Руслан записал видеообращение в поддержку своего коллеги Идрака Мирзализаде, которого за шутку о русских и обгаженном матрасе осудили на 10 суток административного ареста.

Аналогичные видеоролики создали Данила Поперечный, Костя Пушкин, Нурлан Сабуров, Михаил Шац, Алексей Щербаков и др. Общий посыл состоял в том, что за шутку сажать нельзя, но суд никак не отреагировал на этот флешмоб, так же как и на концерт «Шутки – не преступление», который стендаперы устроили в московском клубе «1930 Moscow». Позже МВД назвало Мирзализаде персоной нон грата и обязало его покинуть Россию.

Руслан Белый и русский рэп

В своих монологах комик часто затрагивал тему русского рэпа, от него доставалось Егору Криду, Джигану и Гуфу. Последний даже обиделся на юмориста и посоветовал тому «быть осторожнее в метро» после того, как тот нелестно отозвался о рэп-баттле Гуфа с Птахой.

Сам Белый отметился тем, что в августе 2017 года был одним из арбитров знаменитого рэп-баттла с участием Оксимирона и Гнойного. По словам стендапера, предложение позвать в жюри исходило от Оксимирона, который хотел увидеть среди судей независимых людей (вместо Белого должен был быть Денис Косяков, но того «не отпустила жена»).

Говоря о современном русском рэпе, комик критикует его за общую отсталость: примером этого он называет клипы с дорогими «тачками» и красивыми девицами, которые в Америке никто с 90-х не снимает.

Самого комика можно заметить в клипе на трек «Нюансы» группы 3NT. Кроме Белого, режиссер Серж Греков, бывший участник легендарной группы СТДК, задействовал Илью Соболева и дуэт «Быдло» из «Убойной лиги».

Личная жизнь

О личной жизни комика известно крайне мало. Сам артист утверждает, что из-за занятости на нее просто не хватает времени. Одно время СМИ писали, что у юмориста роман с Юлией Ахмедовой, но сама девушка опровергла эти сообщения. Опроверг эти домыслы и сам комик в интервью Юрию Дудю.

С Ахмедовой Руслана связывают бизнес-интересы. У них есть совместный бар Stand Up Moscow на 100 посадочных мест (третий совладелец – еще один комик Тимур Каргинов). Гостям заведения предлагают насладиться не только едой и напитками, но и выступлениями комиков.

Фото Руслана Белого можно посмотреть в его аккаунте в Instagram. На страницу юмориста с фотографиями и видео подписаны свыше 482 тыс. пользователей.

Есть у Руслана и свой собственный YouTube-канал. Создан он был в октябре 2020-го. По состоянию на 20 сентября 2021-го у канала свыше 90 тыс. подписчиков и свыше 6,9 млн просмотров.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *