стена плача в евпатории история создания
Стена Плача, древняя синагога и кафе «Йоськин кот»: где найти Малый Иерусалим в Крыму
Переполненные пляжи, крики зазывал, запах чебуреков и шаурмы ― порою отдых на побережье выглядит именно так. Но существуют места в Крыму, где у туристов есть возможность окунуться в иной мир, вдохнуть чистый воздух, находясь в нескольких десятках метров от эпицентра курортного хаоса.
В Евпатории это Малый Иерусалим. Вход сюда проходит через Гезлевские ворота, единственные сохранившиеся из пяти основных ворот Старого города. Раньше за ними располагался дровяной базар и крупный невольничий рынок. Пройдя под воротами, попадаешь в другую страну с иными традициями, звуками, запахами, атмосферой. Нога чувствует теплоту кривоватой брусчатки, пахнет свежесваренным кофе, слышен мягкий стук дерева ― свой товар демонстрирует торговец деревянными игрушками.
Проходим чуть дальше, сворачиваем и видим величественный силуэт синагоги Егия-Капай. Это здание 1912 года, которое много лет использовали в качестве продовольственного склада. Недавно завершились реставрационные работы.
Около четырех лет назад здесь открыли малую Стену Плача, где люди пишут сокровенные желания на листках, сворачивают их и закладывают между блоками ракушечника. Если верить видео, которое транслируется с висящего экрана, раз в год эти записки вычищают деревянными палочками и отвозят в Большой Иерусалим.
«Последний раз я привозил записки в Иерусалим в 2019 году. Но вот уже два года из-за коронавирусных ограничений могу их отправлять только почтой. Там коробки ставят к стене, а потом вместе с другими записками и святыми текстами закладывают в глиняные кувшины и закапывают на Масличной горе», ― рассказал корреспонденту ФАН служащий синагоги Леонид.
На крыльце синагоги висят оградительные цепи со звездой Давида. Туристы сюда не заходят. Сквозь приоткрытую дверь видны ряды деревянных скамеек, белые стены и льняные скатерти. На входе ― свод правил. Мужчине необходимо прикрыть голову, женщине не обязательно. Одежда должна быть опрятной, а от селфи в синагоге лучше воздержаться.
Неожиданно видеть рядом с синагогой кафе, которое называется «Йоськин кот». Приятная музыка, скромные столики, кошерные блюда в меню ― все атмосферно, гостеприимно и вкусно.
«Чтобы значительно увеличить шансы на исполнение ваших желаний, в фонтан лучше кидать монетки только желтого цвета. Но за исполнение желаний администрация ответственности не несет! Таки не надо просить счастья за пять копеек», — надпись на маленьком фонтане вызывает улыбку.
Стоит заглянуть в маленький музей, куда евреи всего города сносили раритет: велосипед, абажуры, алюминиевые тазы, деревянную мебель.
«Эта швейная машинка одевала весь город. После войны огромные деньги за нее предлагали — все равно не продали», — рассказывает молодой смотритель музея.
Идем дальше. Домишки в Малом Иерусалиме невысокие, опрятные, выкрашенные в тихие светлые цвета. Автомобилей практически нет, улицы узкие и уютные. Очень чисто. Прогулка по этому месту может занять до нескольких часов. Обязательно стоит посмотреть Караимские кенасы, Турецкие бани, армянскую церковь, греческий храм и мечеть Джума-Джами, которую отделяет всего одна площадь от собора Святителя Николая Чудотворца. Не зря Евпаторию называют котлом религий!
Приток евреев в Крым произошел после окончания Крымской войны в 1853–1856 гг. Люди жили спокойно, занимались ремеслом и ходили на общественный молебен вплоть до 1930-х годов, когда с приходом большевиков для них настали тяжелые времена.
Малая Стена Плача в Евпатории — фото и описание
Крым известен мирным сосуществованием разных культур, традиций и религий – там не приветствуются национализм и религиозный фанатизм. Символом этого единства по праву считается туристический маршрут «Малый Иерусалим» в Евпатории. Малая стена плача – новая достопримечательность в его составе.
СОДЕРЖАНИЕ
Где находится евпаторийская Стена плача
Карта Евпатории показывает ее нам частью синагоги Егия Капай. Рядом можно обнаружить кафе «Йоськин кот», магазины «Подарки и сувениры» и «Лавгас», Караимские кенассы, Турецкие бани, протестантскую церковь «Живая вода» и др. интересные места.
Идейные параллели
Малый Иерусалим получил свое название из-за тесного соседства храмов нескольких религий на относительно небольшой территории – как в том Иерусалиме, что в Палестине. Мира и взаимного уважения в Евпатории при этом больше, но и параллели со Святым Градом одной не исчерпываются.
В частности, в палестинском городе есть Стена плача. Считается, что она единственная сохранилась от древнего Иерусалимского храма, заложенного еще царем Соломоном. Верующие иудеи закладывают между ее камнями записочки с обращениями к Богу. Считается, что это помогает получить заступничество для больных и нуждающихся.
Ремесленная синагога Егия Капай в Евпатории была построена в 1912 г. Но то здание ныне увидеть нельзя – во время Великой Отечественной немцы использовали помещение еврейского храма под конюшню, а затем строение было почти полностью уничтожено в ходе боев. Восстановление же культовых сооружений без статуса общегосударственного наследия в то время не считалось важным делом.
Сейчас синагога восстановлена и с 2003 года действует. Но сохранилась одна стена от старой постройки – часть ограждения территории. Ее-то и решили превратить в «филиал» иерусалимской достопримечательности.
Нюансы посещения
Обычно синагогу Егие Капай посещают в процессе экскурсии по Малому Иерусалиму (они разнообразны, о них хорошие отзывы), но можно сделать это и самостоятельно.
Цены никого не должны беспокоить – платить надо за экскурсионное обслуживание, а требования скромны. В остальном – можно сделать денежное пожертвование по желанию. Но просто право входа бесплатно для всех.
В синагоге также демократично относятся к внешнему виду туристов. Туда разрешено приходить по «дресс-коду» обычного, светского музея. На соблюдении условий посещения, принятых для верующих иудеев, тут не настаивают.
Единственное ограничение – в таком виде нельзя снимать себя (методом селфи или с помощью спутников) в интерьере или на фоне Стены плача. На сами объекты это не распространяется.
Просьба о помощи в Евпатории
Сама же Стена плача в Евпатории представляет собой участок старой кладки, похожий на руины старинного укрепления. Действительно, в 1912 г. святыню построили в «крепостном» стиле.
На сохранившемся фрагменте можно видеть заложенный воротный проем и особые камни, которые теоретически из стены можно вынуть (в крепостях так делалось ради возможности быстро устроить дополнительную бойницу).
Стена находится не в идеальном состоянии, но ее не реставрируют ради возможности исполнять сакральную обязанность. В трещины и выбоины между камнями кладки можно вкладывать записочки с краткими молитвами так же, как это делают в Иерусалиме.
Руководство еврейской общины просит только делать тексты возможно более краткими и писать помельче – чтобы записка легче влезла в щель и не способствовала дальнейшему разрушению сооружения.
В принципе оставить в стене записку с молитвой может и турист – это никому не запрещено. Тут дело в наличии или отсутствии веры в действенность этого обряда. Платить за это тоже не обязательно, это дело совести.
Стена плача в Евпатории официально связана с израильской – есть договоренность об отправке ежемесячно изъятых в Егие Капай записок в Израиль. Это еще одна причина не делать их слишком объемными – их ведь еще везти далеко!
Не пропустите — Старый город в Евпатории
Как добраться (доехать) до святыни
Ближе всего к Стене плача расположена остановка «улица Больничная» («Евпаторийская детская больница») – в 400 м к северо-западу. До нее вы сможете доехать на маршрутках №№ 4, 6, 9 и 17.
На машине от центра Евпатории добираться до достопримечательности несложно так:
Туристу на заметку
Достопримечательности уникального религиозного маршрута привлекают и людей неверующих – ведь все они являются памятниками архитектуры и истории, оригинальными культурными центрами. Не обязательно верить в силу засунутой в Стену плача записки. Можно ее вовсе не писать. Но стена-то все равно останется кусочком из прошлого, чудом пережившим войну. В заключение – видео в тему, приятного просмотра!
Стена плача в Евпатории: адрес, на карте, фото, отзывы
Крым известен мирным сосуществованием разных культур, традиций и религий – там не приветствуются национализм и религиозный фанатизм. Символом этого единства по праву считается туристический маршрут «Малый Иерусалим» в Евпатории. Малая стена плача – новая достопримечательность в его составе.
«Плачущий минарет»
Евпатория была основана в античные времена и сначала называлась Керкинитидой. Затем город назвали Гезлёв, а свое нынешнее название указом Екатерины Великой Евпатория получила уже когда Крым стал российским — в конце XVIII века. За 10 лет — а именно столько исполнилось маршруту «Малый Иерусалим» в этом году — по гранитной брусчатке Старого города прошлись два с лишним миллиона туристов.
Маршрут начинается с посещения обители дервишей — Текие дервишей. На его территории находится старейший минарет на полуострове, относящийся к XV веку, и монастырь, где останавливались странствующие монахи средневекового ордена Мевлеви — суфийского направления ислама.
По поверьям, они должны были обойти семь десятков мудрецов в разных землях, чтобы постичь истину. На всем пути следования основывались текие — обители с кельями. В комплексе Текие дервиш, который относится к памятнику федерального значения, таких келий 19.
Мусульманский монастырь Текие дервишей
Мы входим в узкую и низкую, не более полутора метров в высоту, дверь. Как говорит организатор маршрута «Малый Иерусалим» Александр Меломед, проем такой низкий специально: чтобы входящий, наклоняясь, волей-неволей показывал почитание обители.
При входе — келья шейха — настоятеля монастыря. Это небольшая ниша, примерно 2,5 кв. метра. Здесь выложен очаг, а пол когда-то был деревянным, устланным соломой. Кельи монахов такие же аскетичные, в каждой оконце размером с ладонь. Располагаются по периметру обители, а в центре — площадка под куполом, на которой под музыку струнных и духовых инструментов дервиши начинали многочасовые танцы, тем самым вводя себя в транс и, как говорят историки, таким образом обращались к высшим силам.
Текие находились за пределами городских ворот, однако дервишей население уважало: много путешествуя, они были главным источником информации, а также врачевателями. Сейчас туристическим группам показывают ритуальные танцы дервишей.
На территории обители — старинная мечеть Джума-Джами с 18-метровым минаретом, который когда-то называли «плачущим». При пожаре, случившемся в Средние века, из стен минарета потекли «серебряные» струи, воспринятые как божественный знак.
«Все объясняется достаточно просто. При строительстве минарета в качестве арматуры использовались свинцовые штыри, которые при пожаре начали плавиться и стекать по стенкам. Свинцовые потеки можно увидеть и сегодня «, — рассказывает Меломед.
В обители в рамках ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма провели противоаварийные работы: укрепили и обновили кровлю. В дальнейшем здесь планируют провести полную реставрацию, которой займутся ведущие российские специалисты.
От входных городских ворот Старого города обитель дервишей отделяет около 200 метров. Ворота Гезлёва были разрушены в середине XX века и восстановлены по древним планам в 1990-х годах. Это мощное оборонительное сооружение, представляющее собой толстостенную башню высотой более 20 метров. Через них осуществляется вход в старинный городской квартал, где ранее жили ремесленники и купцы.
Караимская улица и Ломаный переулок
Караимская улица — центральная. Ранее кварталы Старого города выглядели удручающе: разбитые фасады, отсутствие освещения. В 2003 году Евпатория отпраздновала 2500-летие, и было решено восстановить исторические улицы и проложить по ним туристический маршрут. За несколько лет были восстановлены фасады, реконструированы храмы, и в 2007 году по старинным улицам и переулкам прошли первые туристы.
Одна из улиц туристического маршрута «Малый Иерусалим»
Сейчас здесь прокладываются новые инженерные сети, идет укладка нового дорожного покрытия.
С краеведом и экскурсоводом Натальей Крутиковой мы идем по узеньким улочкам, вымощенным гранитной брусчаткой еще в XIX веке. Ширина улиц — около двух с половиной метров, практически все они сохранили свои старые названия. Есть, к примеру, Ломаный переулок и Банный, где сохранились турецкие бани, улица Водоразборная, откуда шло водоснабжение города по подземным каналам — кяризам. Водоснабжение и газоснабжение сейчас централизованное, в домах, как и сотни лет назад, живут люди. Во многих дворах сохранились артефакты тех времен.
«Во дворе этого дома, к примеру, — рассказывает Крутикова, показывая на один из домов, — сохранилась старинная беседка. Внутреннее обустройство многих из жилищ не подвергалось перестройке сотни лет». Здесь жили купцы, ремесленники. На фасадах домов сохранились вензеля их прежних хозяев. Вот дом Никиты Войкова, предпринимателя, владельца винокурен, которого в возрасте далеко за 70 расстреляли в гестапо за содействие высадившимся морским пехотинцам Евпаторийского десанта в январе 1942 года.
На Караимской находится духовный центр караимов всей России — комплекс действующих молитвенных домов — кенасс.
Всего в мире караимов около двух тысяч человек, из них в Крыму проживают немногим более полутысячи.
Вход в комплекс караимских кенасс
Краеведы говорят, что караимов в Евпатории всегда уважали. Не случайно городскими головами при Российской империи многократно и долгое время избирались именно караимы. Благодаря их участию возводились ремесленные училища, городская библиотека, много средств караимы жертвовали на содержание российской императорской армии, помощь военным инвалидам. Во дворе комплекса кенасс — памятный обелиск в честь императора Александра I, который посещал Евпаторию в 1825 году. На стенах улицы — фрески в память о посещении города последним российским императором Николаем II.
«Российские императоры отдавали дань уважения всем религиозным общинам, которые действовали в Евпатории. Николай II, посетив со своей семьей город в мае 1916 года, побывал и в православном храме Святого Николая, и в армянском храме, мусульманской мечети, синагоге, Малой и Большой кенассах караимов», — говорит Крутикова.
«Здесь были Поль, Шарль и Жан»
В 1817 году в Евпатории открыли армянский православный храм Сурб-Никогайос (Святого Николая), он находится в бывшем армянском квартале. Храм стал действующим лишь полгода назад, и отец Ананиа Бабаян был назначен его настоятелем. В Евпатории армянская община — около тысячи человек, и все они прихожане храма. На территории установлен традиционный армянский крест — хачкар в память о геноциде армян в Османской империи.
Настоятель говорит, что все конфессии в городе живут мирно и праздники, как национальные, так и религиозные, отмечают вместе.
Армянский православный храм Сурб-Никогайос
«Мы стараемся делать все совместно. К примеру, на 200-летии со дня открытия нашего храма в этом году побывали представители всех конфессий, поздравили наш народ, нашу церковь. Прихожане долго ждали открытия богослужений, наконец-то это произошло. Я считаю, это хорошо, когда люди разных национальностей интересуются историей и культурой своих соседей. Чем больше знаний, тем больше света, а невежество от незнания», — отмечает он.
Храм и восстанавливают всей общиной: кто-то оплатил изготовление колоколов, кто-то принес деревянные скамьи. Церковное здание имеет и историческое значение, относящееся к периоду Крымской войны 1853–1856 годов. Именно под Евпаторией был высажен 60-тысячный десант коалиции Великобритании, Франции, Османской империи и Королевства Сардиния, войска которых двинулись на осаду Севастополя в сентябре 1854 года. В храме тогда стояли французские войска. До сих пор на его стенах сохранились выцарапанные надписи: «Здесь были Поль, Шарль, Фабри и Жан» и изображение парусного корабля, на котором они прибыли в Крым.
Мечеть крымских ханов
Маршрут «Малый Иерусалим» пролегает и через мечеть Хан-Джами, построенную в 1552 году. Она играла большую роль в жизни средневекового Крымского ханства. Именно здесь ханов рода Гиреев (Гераев) возводили на царство: вельможа из Стамбула фирманом (указом) султана Османской империи провозглашал назначение на Крымское ханство того или иного правителя.
Создал мечеть зодчий Османской империи Хаджи Синан. Мечеть сохранилась практически в первозданном виде и до сих пор действует. По традициям ислама, пять раз в день здесь проводятся молебны. В годы СССР она была закрыта, здесь был музей атеизма.
Мечеть Джума-Джами (Хан-Джами)
«О чем мы говорим во время проповедей? О том, чему учит истинный ислам, — мире, процветании, добрососедстве с представителями всех конфессий. Мы учим наших прихожан соблюдать общечеловеческие права и быть толерантными. Ислам — религия не террористов и экстремистов. Мы проповедуем нравственность, культуру и богобоязнь, а не те ложные убеждения, которые преподносят сектанты от ислама», — отмечает помощник имама мечети Эквер Гани. Проповеди здесь ведутся на двух языках: крымско-татарском и русском. Это делается для того, чтобы даже немусульмане могли понять, о чем идет речь в молитвах и обращениях к верующим.
Храм освобождения
Буквально в сотне метров от старинной мечети находится православный храм Святого Николая. Он был освящен в 1898 году, в 1916 году его также посещала императорская семья Николая II. Автором был Александр Бернадацци, который известен проектами возведения множества зданий в Кишиневе и Одессе, где он был главным архитектором.
В Свято-Никольском соборе
Строительство храма в Евпатории продолжалось более шести лет. Только на главный купол было использовано 156 тонн бетона. На куполах, что тоже является уникальной находкой архитектора, — изображения рыбьей чешуи и рыбацкой сети. Это символизирует связь города с промыслом рыбы.
Возвели храм после снятия блокады — освобождения Крымского полуострова от оккупантов в 1855 году. Напоминают об этом аутентичные георгиевские кресты, украшающие как главный купол, так и кованую ограду вокруг храма. На храм сложились всем миром: вместе с русскими крымские татары, караимы, евреи, греки и армяне. Часть средств выделила городская казна. Весомую сумму в 36 тыс. рублей внес Российский императорский дом.
«Стена плача» в синагоге
На маршруте есть и еврейский квартал. В 1912 году здесь была построена 14-метровая синагога Егие Капай. Над центральным входом — круглое окно с иудейским символом веры — шестиконечной звездой Давида. Выше окна в камне вырезаны библейские символы: Ковчег и скрижали с десятью заповедями.
В небольшом дворике прямо в стене, огораживающей молельный дом, «стена плача».
Записки в стене плача в ремесленной синагоге Егия Капай
«Это новинка нынешнего года. Каждый желающий может заложить туда записку со своими пожеланиями, просьбами о помощи. В конце года все эти записки будут направлены в Иерусалим и заложены в Стену Плача — символа всех евреев», — отмечает Крутикова.
С момента заложения стены прошло несколько месяцев, а в «крымской стене плача» записок уже несколько сотен.
Директор муниципального предприятия «Малый Иерусалим» Александр Меломед говорит, что в ближайшие пять лет перед ханской мечетью уложат брусчатку, турецкие бани отреставрируют, фасады домов обновят.
«В Крыму все народы и конфессии живут в мире, убедиться в этом можно в Евпатории, где есть такой уникальный маршрут со своим особым колоритом, как «Малый Иерусалим». Мы рады туристам. Рады, что они могут увидеть своими глазами, как нужно и важно сохранять добрососедские отношения», — отмечает он.
Сергей Павлив
Стоимость экскурсий на маршруте «Малый Иерусалим»
Индивидуальная обзорная экскурсия по «Малому Иерусалиму» продолжительностью 1,5 часа обойдется в 1 500 рублей на группу до 5 человек. Если группа более 6 человек — 300 рублей с человека. Дети до 7 лет — бесплатно.
Текие дервишей, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Экскурсия для самостоятельных туристов и организованных групп по Единому билету. Единый билет дает право на обзорную экскурсию по маршруту «Малый Иерусалим» и однократное посещение пяти объектов маршрута (караимские кенасы, ремесленная синагога Егия-Капай, ханская мечеть Джума-Джами, Гезлевские ворота, Текие дервишей).
Продолжительность — 1,5 часа. Единый билет действителен в течение 7 дней с момента первого посещения любого из объектов. Стоимость — 500 рублей.
Кружение дервишей — музыкальная экскурсия, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Музыкальная экскурсия с исторической реконструкцией кружения дервишей и прослушиванием живой суфийской музыки в храме XV века Текие дервишей. Стоимость: 400 рублей для взрослых, 300 рублей — для детей (7–16 лет). Экскурсия проводится при формировании группы 20–50 человек.
Экскурсия в турецкую баню хаммам XVI века продолжительностью 20 мин. Стоимость: 80 рублей для взрослых, 50 рублей для детей.
Турецкий хаммам, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Экскурсия «Соленый город» с посещением предприятия по производству соли из морской воды и знакомством с технологией добычи розовой соли на озере Сасык-Сиваш. Стоимость: 250 рублей для взрослых, 150 рублей — для детей.
Подробнее о маршруте «Малый Иерусалим», экскурсионных продуктах и проектах культурно-этнографического центра можно узнать на официальном сайте.
Что ждет гостей центра «Малый Иерусалим»
Экскурсии
Маршрут «Малый Иерусалим» дает возможность погрузиться в богатую историю Евпатории, прочувствовать ее средневековые мотивы, прогуляться по узким мощеным улочкам, где некогда бывали российские императоры Александр I и Николай II.
Мечеть Джума-Джами, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Во время экскурсии по «Малому Иерусалиму» вы: увидите мечеть Джума-Джами — творение великого зодчего Синана, малую Стену Плача и сразу две старинных синагоги; насладитесь красотой православного храма Николая Чудотворца; погрузитесь в мир таинственных дервишей и оцените искусство суфийского кружения; познакомитесь с культурой и духовными традициями караимов и армян; узнаете об устройстве средневековых турецких бань и попробуете вкуснейший крымский кофе и восточные сладости в кафе Гезлевских ворот.
Собор Святого Николая, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Фестиваль «Летние вечера на Караимской»
Летом с середины июля по август по пятницам на туристическом маршруте «Малый Иерусалим» проходит красочное шоу «Летние вечера на Караимской», которое знакомит гостей с искусством крымских народов.
Летние вечера на Караимской, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Главная улица превращается в город мастеров, где дети могут принять участие в мастер-классах: например, самостоятельно сделать из глины горшок и нанести на него узор.
На сцене возле Купеческой синагоги проходят выступления творческих коллективов, на улице — костюмированные шествия на ходулях, представления артистов театра живой скульптуры, а также выставки-продажи изделий народных промыслов, работ художников, фотографов, ювелиров и нумизматов.
Летние вечера на Караимской, © Малый Иерусалим, оф. сайт
На улице Караимской можно послушать хоровое пение, принять участие в мастер-классе по фехтованию, познакомиться с книжной экспозицией библиотечной программы, интересными лекциями и викторинами.
Проект «Город мастеров»
В «Городе мастеров» представлены все национальные общины Евпатории с их традиционными ремеслами. Здесь вы сможете увидеть гончарное ремесло, прядение и ткачество, вязание, вышивку, кожевенное производство, кузнечное ремесло, чеканку, художественную резьбу по дереву, валяние из шерсти. Также проводятся мастер-классы народных ремесел, на которых вы создадите свой маленький шедевр. фото Город мастеров
Город мастеров, © Малый Иерусалим, оф. сайт
Идейные параллели
Малый Иерусалим получил свое название из-за тесного соседства храмов нескольких религий на относительно небольшой территории – как в том Иерусалиме, что в Палестине. Мира и взаимного уважения в Евпатории при этом больше, но и параллели со Святым Градом одной не исчерпываются.
В частности, в палестинском городе есть Стена плача. Считается, что она единственная сохранилась от древнего Иерусалимского храма, заложенного еще царем Соломоном. Верующие иудеи закладывают между ее камнями записочки с обращениями к Богу. Считается, что это помогает получить заступничество для больных и нуждающихся.
Ремесленная синагога Егия Капай в Евпатории была построена в 1912 г. Но то здание ныне увидеть нельзя – во время Великой Отечественной немцы использовали помещение еврейского храма под конюшню, а затем строение было почти полностью уничтожено в ходе боев. Восстановление же культовых сооружений без статуса общегосударственного наследия в то время не считалось важным делом.
Сейчас синагога восстановлена и с 2003 года действует. Но сохранилась одна стена от старой постройки – часть ограждения территории. Ее-то и решили превратить в «филиал» иерусалимской достопримечательности.
Нюансы посещения
Обычно синагогу Егие Капай посещают в процессе экскурсии по Малому Иерусалиму (они разнообразны, о них хорошие отзывы), но можно сделать это и самостоятельно.
Цены никого не должны беспокоить – платить надо за экскурсионное обслуживание, а требования скромны. В остальном – можно сделать денежное пожертвование по желанию. Но просто право входа бесплатно для всех.
В синагоге также демократично относятся к внешнему виду туристов. Туда разрешено приходить по «дресс-коду» обычного, светского музея. На соблюдении условий посещения, принятых для верующих иудеев, тут не настаивают.
Единственное ограничение – в таком виде нельзя снимать себя (методом селфи или с помощью спутников) в интерьере или на фоне Стены плача. На сами объекты это не распространяется.
Что посмотреть
Эпопея под названием «Малый Иерусалим» начинается со знаменитых Гезлевских ворот. Они сохранились от базарной площади, которая когда-то здесь была.
Вы увидите макет средневекового города. Оказавшись в «Квартале гостеприимства Джеваль», можно буквально прожить один насыщенный день периода средневековья.
Совсем другой эффект от посещения обители дервишей — нищенствующих мусульманских монахов. С виду аскетичный Текие не похож на храм, однако это единственный в своем роде памятник архитектуры 16-17 веков. Там можно узнать о быте мусульман, побродить по кельям монахов и увидеть их ритуальный танец.
На маршруте вам встретится действующая синагога Егие-Капай. Сейчас в ней находится оригинальный этнографический музей-кафе еврейской кухни «Йоськин кот».
Мечеть Джума-Джами вас поразит архитектурными формами, а христианские храмы — великолепием внутреннего убранства.
На развалинах турецких бань экскурсовод в красках расскажет, как когда-то в Гезлеве именно в этом месте решались важные проблемы и вершились судьбы.
«Малый Иерусалим» в разное время года
Уникальность этого маршрута в том, что он пеший. В этом его плюсы и минусы. Конечно, обойти главные достопримечательности Евпатории весной и летом проще, чем зимой. В жаркий день не забудьте взять с собой воду и надеть головной убор: придется много находиться на улице.
Экскурсия “Малый Иерусалим” пользуется спросом до поздней промозглой осени. В бархатный сезон для прогулок в Евпатории стоит особенно комфортная погода. Поэтому если вы плохо переносите жару, лучше планировать такие экскурсии на конец августа-сентябрь.
Нажмите, чтобы посмотреть панораму Гизлевских ворот
Где сделать красивое фото
Сфотографируйте на память самые интересные достопримечательности города
Фото: Елена ПОКРЕПА
Обязательно на фото всех, кто выбирает пешеходный маршрут “Новый Иерусалим”, попадают видовая стена с картой маршрута и Гезлевские ворота, откуда начинается путь. Необычными получаются снимки в Караимских кенасах, на фоне величественных храмов и развалин турецких бань.
Можно сделать селфи с танцующими дервишами и общительным раввином синагоги Егие-Капай.
Любители умилительных снимков обязательно фотографируются с усатым и мурчащим хозяином еврейской кафешки «Йоськин кот».
Посмотрите другие интересные места Евпатории
Караимские кенасы
Набережная
Набережная им. Горького
Озеро Сасык-Сиваш
Просьба о помощи в Евпатории
Сама же Стена плача в Евпатории представляет собой участок старой кладки, похожий на руины старинного укрепления. Действительно, в 1912 г. святыню построили в «крепостном» стиле.
На сохранившемся фрагменте можно видеть заложенный воротный проем и особые камни, которые теоретически из стены можно вынуть (в крепостях так делалось ради возможности быстро устроить дополнительную бойницу).
Стена находится не в идеальном состоянии, но ее не реставрируют ради возможности исполнять сакральную обязанность. В трещины и выбоины между камнями кладки можно вкладывать записочки с краткими молитвами так же, как это делают в Иерусалиме.
Руководство еврейской общины просит только делать тексты возможно более краткими и писать помельче – чтобы записка легче влезла в щель и не способствовала дальнейшему разрушению сооружения.
В принципе оставить в стене записку с молитвой может и турист – это никому не запрещено. Тут дело в наличии или отсутствии веры в действенность этого обряда. Платить за это тоже не обязательно, это дело совести.
Стена плача в Евпатории официально связана с израильской – есть договоренность об отправке ежемесячно изъятых в Егие Капай записок в Израиль. Это еще одна причина не делать их слишком объемными – их ведь еще везти далеко!
Не пропустите — Старый город в Евпатории
А также
✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.
✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.