статья по истории спорта
История русского спорта
Спорт на Руси всегда был неотъемлемой частью народной жизни. Наши исконные виды спорта – это лапта, городки, кулачные бои, катание на лыжах, санях. Начиная с самого раннего возраста дети с помощью разнообразных игр, таких как «царь горы», «на ледяной горке», «куча-мала», борьбы и метания, постепенно приучались к тому, что нужно уметь постоять за Родину, семью и самих себя. Когда дети становились взрослыми, игры перерастали в настоящие поединки, известные как «кулачные бои», в которых принимало участие большое количества народа. Любил русский народ «повеселиться», помериться силушкой богатырской. Первые упоминания о подобных состязаниях относятся к одиннадцатому веку! Самым распространённым видом кулачного боя был «стенка на стенку». Бой делился на три этапа: сначала дрались мальчишки, после них — неженатые юноши, а в конце стенку ставили и взрослые. Не разрешалось бить лежачего или присевшего, хватать за одежду. Именно в те времена зародилось крылатое выражение «лежачего не бьют!».
Особо активное развитие спорт получил во времена Петра Первого. Именно благодаря ему в школах появилась такая дисциплина как «физическая культура». Особое внимание на таких уроках уделялось танцам, стрельбе, гимнастике, фехтованию на шпагах. Чтобы поступить на службу в офицерский полк, нужно было сдать на отлично все дисциплины, включенные в физическое школьное воспитание. Вскоре на прилавках появились и первые спортивные издания, такие как «Охотник», «Спорт» и другие. В поселках, городах стали повсеместно появляться спортивные площадки, позволяющие людям и из простых сословий активно вовлекаться в спортивное сообщество.
К концу девятнадцатого века спортивными секциями и клубами уже никого было не удивить. Спорт прочно укоренился в массах, став доступным рядовому гражданину. В одна тысяча восемьсот девяносто четвертом году в составе первого Международного Олимпийского комитета значился Алексей Дмитриевич Бутовский, генерал-майор Русской императорской армии, куратор проектов, связанных с образованием и физическим воспитанием в стране. К этому времени русский народ массово катался на лыжах и коньках. Именно в эти годы в России активно стали развиваться фигурное катание, хоккей, бокс, легкая атлетика и футбол. Россия стала отправлять своих спортсменов на международные соревнования, завоевывая все больше и больше наград, а вместе с этим прочно укореняясь в массовом сознании как спортивная сверх-держава.
На международной спортивной арене блестящие успехи демонстрировали спортсмены в тяжелой атлетике, гребле, велосипедном спорте, борьбе, фехтовании. В конце девятнадцатого столетия наши спортсмены стали завоевывать свои первые громкие международные трофеи. Так, в тысяча восемьсот восемьдесят девятом году Александр Паншин стал самым быстрым конькобежцем в мире.
На конец девятнадцатого века пришелся повышенный интерес к так называемому механическому спорту – мото-, велоспорту. И здесь российские спортсмены оказались первыми — гонщик Дьяков мало того, что четыре раза становился национальным Чемпионом, так еще и установил четыре мировых рекорда. Благодаря таким великим борцам, как Иван Поддубный, Иван Заикин, борьба обрела настоящую популярность. Именно наш Иван Поддубный первый в мире получил звание «Чемпион Чемпионов».
А вот зарождению и активному распространению тяжелой атлетики мы обязаны «отцу русской атлетики» Владиславу Краевскому. Именно он первый организовал у себя дома кружок по тяжелой атлетике. А уже скоро такие кружки стали появляться во всех городах России.
В двадцатом веке произошел резкий толчок в развитии спорта. Появилась первая футбольная Лига. В тысяча девятьсот тринадцатом году был создан спортивный комитет России. Стали проходить состязания на первенство города, области и страны! Русские спортсмены массово вышли на международный уровень, явив миру высший уровень мастерства.
О спортивных успехах советского период слышал, наверное, даже самый далекий от физической культуры человек:
— триумфальные дебюты сборной на олимпиадах в Хельсинки и Мельбурне;
— победа футбольной сборной на первом кубке Европы;
— тотальное доминирование в хоккее в течение полувека;
— «золотой» бросок Сергея Белова в корзину сборной США на последней секунде баскетбольного финала СССР-США на Олимпиаде семьдесят второго года в Мюнхене до сих пор снится американским болельщикам в кошмарным снах!;
— блестящие достижения Ларисы Латыниной в гимнастике и Ирины Родниной в фигурном катании;
— прыгун с шестом Сергей Бубка первым среди землян преодолел высоту в 6 метров!
И это лишь краткий список побед в двадцатом веке!
В веке двадцать первом славные традиции были продолжены! Весь мир знает о наших достижениях в хоккее, художественной гимнастике, синхронном плавании, легкой атлетике, гимнастике, волейболе, лыжном спорте, фигурном катании, теннисе, единоборствах!
История физической культуры и спорта Исторические вехи зарождения физического воспитания и спорта.
Физическая культура и спорт имеют многовековую историю. Наукой установлено, что ее простейшие злементы появились на самой ранней ступени развития человечества. Этнографические, археологические и другие исследования показывают, что выделение физических упражнений и игр из трудовых движений в относительно самостоятельный вид деятельности человека, в элементы физической культуры прослеживается в период от 40 до 25 тысячелетий до н. э.
Уже во времена первобытно-общинного строя общество предъявляло определенные требования к уровню физической подготовленности своих членов. Уже тогда существовали своеобразные системы физического воспитания. Физическое развитие и степень физической подготовленности человека, его ловкость, сила, выносливость обеспечивали успех на охоте, на войне, при защите от стихийных бедствий, ставя, таким образом, само существование человека в зависимость от уровня развития его физических качеств.
История говорит, что у многих древних народов существовал обычай проверять уровень физической подготовленности при переходе молодежи из одной возрастной группы в другую. Известно, что у некоторых народов юношам не разрешалось жениться до выполнения определенных испытаний по физической подготовке — этим определялась их способность к самостоятельной жизни. Подобные требования предъявлялись и к девушкам.
Для рабовладельческого общества наиболее типичной являлась система физической культуры Древней Греции. Это государство отличалось тем, что в нем уделялось особое внимание образованию и воспитанию. Уже в V в. до н. э. афиняне гордились тем, что в их городе не было ни одного неграмотного. Коллективные формы обучения только начинали складываться путем объединения детей в группы, руководимые преподавателями. Само же обучение не было юридически обязательным, но долг родителей по отношению к своим детям заставлял заботиться об их образовании и воспитании.
Древнегреческое образование и воспитание явились выражением гражданских и этических ценностей античного общества, воплощавшихся в гармонично развитой личности. Этой вершине педагогической мысли древний мир был обязан прежде всего афинянам, стремившимся к полному, всестороннему раскрытию способностей человека.
Наивысшего успеха древнегреческая система образования и воспитания достигла в IV в. до н. э. благодаря софистам, которые стали первыми учителями-профессионалами’. Для того чтобы обеспечить полноценное преподавание, блистать знаниями и красноречием, аргументировать свое мнение и достигать побед в спорах, софисты глубоко изучали литературу и историю, вели исследования в области мифологии, составляли списки и делали описание важнейших исторических событий. Хорошо знали софисты и историю спортивных соревнований, наиболее интересные события Олимпийских игр, имена победителей. Особенно больших успехов греческая школа достигла в риторике и философии благодаря знаменитой школе риторики, основанной в 392 г. до н. э. Исопратом, и не менее известной Академии Платона, открытой в 397 г, до н. э.
В системе античной гимнастики выделялось три части:
1)игры, применявшиеся в подготовке детей (подвижные игры, игры с мячом, упражнения с предметами — обручем, диском, копьем и др.);
3) орхестрика — упражнения, в основе которых положены игры с мячом, акробатика, ритуальные, обрядовые и боевые танцы.
Каждая из этих частей имела свое назначение: игры применялись в процессе физического воспитания детей; палестра определяла основное содержание физического воспитания молодежи; орхестрика являлась дополнением к палестре и решала задачи совершенствования ловкости, подготовки к тренировочным занятиям и соревнованиям.
Физическое воспитание начиналось с 7-8-летнего возраста в гимнасиях и палестрах. Подвижные детские игры, упражнения в танцах и беге, выполняемые под музыку, различные игры с мячом, прыжки и другие виды физической подготовки постоянно дополнялись основными видами пятиборья. По достижении 15-летнего возраста физическое воспитание в гимнасиях приобретало спортивную направленность. Здесь наряду с пятиборьем, юноши занимались борьбой, кулачным боем и плаванием. Юноши из богатых семей занимались в гимнасиях и в 18-20-летнем возрасте, где они продолжали совершенствование в различных видах спорта. Занятия спортом дополнялись занятиями по военному делу, управлению государством, философии, ораторскому искусству.
Для ведения войн, подавления сопротивления рабов нужны были физически сильные, выносливые воины. В Древней Греции неграмотными считали тех, кто не умел читать, писать и плавать. Физическое воспитание в древнегреческих государствах Спарте и Афинах является классическим примером развития физической культуры в условиях рабовладельческого строя. Многие великие люди древности, известные всему миру успехами в науке, были хорошими спортсменами. Так, математик и философ Пифагор был олимпийским победителем в кулачном бою, другой философ — Платон — также прославился своими победами в кулачных боях.
Рис 1.2 — Акробатические упражнения с быком
Философы Сократ и Аристотель, оратор Демосфен, писатель Лукиан и многие другие выдающиеся люди придавали огромное значение физическому воспитанию и восхищались проявлению силы, мужества и благородства. Взгляд греков на значение физических упражнений выражен в словах Аристотеля: «Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие».
В период рабовладельческого строя различные физические упражнения (борьба, акробатика, верховая езда, фехтование) довольно широко использовались в Египте, Вавилоне, Персии, Китае, Индии; система физического воспитания существовала и в Древнем Риме.
О значении физической культуры в Древней Греции свидетельствует, к примеру, и то, что человека, не умеющего писать и плавать, греки считали «телесным и умственным калекой», а Сократ (469-399 гг. до н. э.) утверждал: «было бы безобразием по собственному незнанию состариться так, чтобы даже не видеть по самому себе, каким способно быть человеческое тело в полноте своей красы и силы».
Следует отметить, что получение образования в Древней Греции было исключительно привилегией свободнорожденных граждан. Рабам запрещено было заниматься упражнениями, развивающими физическую силу и выносливость, тренироваться в палестре и участвовать в соревнованиях. Даже в государствах-городах, где рабы имели более или менее широкие права, им все же запрещалось посещение гимнасиев.
Если система воспитания в Афинах носила разносторонний характер и сочетала в себе умственное, духовное и физическое, то в другом древнегреческом полисе — Спарте — воспитание носило явно выраженный военный характер, требующий воспитания дисциплинированного, решительного, сильного, выносливого, смелого воина, способного к перенесению любых тягот. Это относилось как к физическому, так и к интеллектуальному и эстетическому воспитанию. К примеру, в Спарте интеллектуальная подготовка ограничивалась обучением чтению и письму, основными сведениями об истории и традициях государства. Основное же внимание уделялось физической и военной подготовке, осуществляемой с удивительной целеустремленностью и связанной с большими лишениями и испытаниями, через которые приходилось пройти молодому поколению. При этом воспитание девочек мало чем отличалось от воспитания мальчиков.
Такое отношение к воспитанию обусловливалось во многом структурой населения Спарты, существенно отличающейся от той, которая была в Афинах. Если в Афинах около половины населения составляли свободнорожденные граждане, то в Спарте основная часть населения состояла из рабов. Естественно, что удержать власть в таких условиях можно было лишь за счет военного режима.
В Спарте, как и в Афинах, систематическое физическое воспитание начиналось с семилетнего возраста. Руководили физическим воспитанием специальные учителя, обязательно из числа свободнорожденных людей. Уже для детей раннего возраста занятия включали жесткие игры, удары, драки, что поощрялось воспитателями.
В пятнадцатилетием возрасте подростки включались в группу эйренов, где воспитание также носило преимущественно военный характер. Физическая подготовка строилась прежде всего на основе пятиборья, кулачного боя и борьбы. Вместе с юношами обучались и девушки, которые обеспечивали порядок в полисе во время военных походов мужчин. Систематическая физическая и военная подготовка осуществлялась в Спарте до тридцатилетнего возраста, однако и в дальнейшем свободные граждане обязаны были поддерживать свою спортивную форму. Различные спортивные соревнования (и в первую очередь Олимпийские игры) заметно повлияли на характер физического воспитания, которое утратило выраженный военный характер. В нем появились элементы эстетики, зрелищности и выразительности движений и их эффективности, обеспечивающих успешное выступление в спортивных соревнованиях.
Греки внимательно следили за тем, чтобы вся система воспитания, в том числе и физического, органически увязывалась с общественно-политической структурой каждого города-государства, на что указывал и Аристотель: «Воспитывайтесь по городам».
В литературе о спорте в Древней Греции очень мало внимания уделяется анализу подготовки атлетов. А ведь тренеры, опираясь на практику, сформировали достаточно стройную систему подготовки атлетов к Олимпийским играм и другим соревнованиям. В этой системе доминировали принципы отбора и ориентации талантливых спортсменов на занятия тем или иным видом спорта по показателям телосложения и физическим качествам; система обучения движениям предусматривала их изучение по частям и в целом, с подразделением на основные и дополнительные. Были разработаны эффективные системы развития различных физических качеств — силы, выносливости, ловкости. Уже 8 те времена существовала периодичность в подготовке спортсменов: планировалась четырехлетняя подготовка — от одних Олимпийских игр к другим; существовали и четырехдневные циклы (тетрады), тесно взаимосвязанные между собой и обеспечивающие планомерность подготовки атлетов.
Вот как рассказывает о тетрадах Филострат: «Под тетрадами понимался цикл из четырех дней с различной деятельностью каждый день. Первый день является подготовительным для атлета, во втором — тренировка достигает максимального напряжения, на следующий день напряжение падает, в последний день — среднее напряжение. Подготовительная тренировка состоит из энергичных движений, коротких и быстрых, ее целью является стимулирование атлета и его подготовка к предстоящему усилию; максимальное напряжение снабжает силой тело, подвергая его неоспоримым испытаниям; во время падения напряжения выполняются упражнения на расслабление.
Существовала специализация учителей-тренеров, которые принимали участие в подготовке атлетов. В зависимости от выполняемых функций они назывались «гимнастис», «педо-трибис», «алиптис». Гимнастис разрабатывал программу подготовки атлетов, педотрибис реализовал эту программу, алиптис занимался подготовкой атлета к занятиям и соревнованиям, натирая его тело маслом, делая массаж.
Бели на заре олимпийского движения в Древней Греции спортсмены часто выступали в различных видах спорта, используя прежде всего свои природные задатки, подкрепленные не очень продолжительной и стихийной подготовкой, то проникновение в спорт профессионализма привело к достаточно узкой специализации атлетов, которые стремились добиться совершенства в каком-либо одном виде спорта. Хорошо подготовленные спортсмены стремились участвовать не только в Олимпийских играх и других крупнейших общегреческих соревнованиях, но и в погоне за денежными призами и подарками, поочередно принимали участие в самых различных соревнованиях.
В разных видах спорта детально отрабатывалась система подготовки спортсменов, выявлялись и применялись наиболее эффективные средства и методы. К примеру, боксеры и панкрати-онисты использовали кожаные мешки с песком, мукой, или пшеницей для отработки различных ударов. При этом мешки дифференцировались по массе и расположению в зависимости от вида спорта, индивидуальных особенностей спортсменов, а также качеств, которые стремился развить спортсмен, — силы или точности ударов, устойчивости ног и др. При тренировке с использованием мешков применялись различные упражнения, развивающие силу и точность ударов, координацию и устойчивость, а также внутренние органы (сердце, легкие).
Ярким примером, характеризующим развитие физической культуры в этот период, являются Олимпийские игры, которые имели большое культурное значение в жизни Древней Греции. Победители Олимпийских игр пользовались уважением общества, еще при жизни им ставили памятники, их подвиги воспевались поэтами и художниками.
В Древней Греции хорошо знали, что победы на Олимпийских играх требуют большого и напряженного труда, отказа от привычного образа жизни. На это, к примеру, указывает Эпистет: «Хочешь победить на Олимпийских играх? Очень хорошо, сделай это. Ты должен подчиняться суровой дисциплине, следовать диетическому режиму, ты не сможешь есть пироги; должен будешь почитать установленное расписание тренировки и в жару, и в холод; не сможешь пить ни прохладную воду, ни вино. Должен будешь доверяться тренеру, как если б он был врачом. С тобой будут дурно обращаться во время соревнования: можешь вывернуть себе руку или тебе вывернут ногу и ты проглотишь кучу песка. Подумай обо всем этом, а затем иди заниматься спортом».
Особенно тщательной и строгой была подготовка спортсменов в Олимпии в последний месяц перед Играми. Дисциплина поддерживалась не только разъяснениями и указаниями, но и при помощи прута, которым тренеры наказывали нерадивых учеников. Напряженная тренировка сочеталась со строгим режимом отдыха и питания, которое было различным для спортсменов, готовящихся к выступлениям в разных видах спорта.
В подготовку атлетов вводились медицинские знания — о развитии системы дыхания и кровообращения, элементы гигиены, различные виды массажа, специальные диеты. Не забывали древние греки и о психологической подготовке, рассматривая ее как важную часть мастерства спортсменов.
До нас дошли имена некоторых тренеров. Чемпион в пятиборье (44 г. до н. э.) Икий из Торенто был известным тренером и написал книгу, в которой в качестве центральных тем, важных для подготовки атлетов, определил диетический режим и образ жизни. Геродик из Селимбрии, спортивный тренер, прославился сочетанием спортивной подготовки и медицины, используя различные методы сначала на себе, а затем на других.
Понятие «система физического воспитания» отражает в целом исторически определенный тип социальной практики физического воспитания, то есть целесообразно упорядоченную совокупность ее исходных основ и форм организации, зависящих от условий конкретной общественной формации. Поэтому она может быть относительно элементарной или высокоразвитой, иметь ограниченную либо широкую сферу распространения. В сущности, организационная мощь системы зависит, прежде всего, от степени участия государства, общества в целом в ее становлении и функционировании.
Свою систему физического воспитания 11 имело и феодальное общество. Направленность ее определялась в основном ярко выраженным характером, овладением семью рыцарскими ( достоинствами — верховой ездой, фехтованием, стрельбой из лука, плаванием, охотой, игрой в шахматы, а также умением слагать стихи, — и преследовало главную цель: подготовку физически сильных воинов-рыцарей.
Рис 1.3 — Игра в же де пом
Наибольшего развития физическая культура достигла при капитализме. Важную роль в формировании новых методов, средств и форм физического воспитания сыграли педагогические идеи, зародившиеся в Европе еще накануне французской буржуазной революции. Большую известность в то время получила проникнутая педагогическая система великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670). Наряду с проблемами умственного и нравственного воспитания он уделял большое внимание [ вопросам физического воспитания детей. Занятия физическими упражнениями и играми, по мнению Коменского, должны были проводиться на основе трудовых умений ребенка и способствовать подготовке его к жизни. Коменский придавал большое значение играм и другим физическим упражнениям как средству нравственного воспитания детей и одним из первых предпринял попытку педагогического анализа физических упражнений. В отличие от ранних гуманистов, Коменский считал, что все дети независимо от имущественного положения родителей при умелом воспитании могут стать образованными. Педагогические идеи Коменского, сложившиеся в период перехода от феодализма к капитализму, оказали большое влияние на формирование буржуазной педагогики.
Крупнейшим педагогом-просветителем второй половины XVIII в. был французский ученый Жан-Жак Руссо (1712-1778). Он придавал исключительное значение физическому воспитанию ребенка. Руссо утверждал, что детей с малых лет надо закалять, купать в холодной воде и приучать к играм. Физические упражнения и игры он рекомендует применять для развития физической силы и воспитания воли. По его мнению, крепкое здоровье необходимо, чтобы сделать ребенка мудрым и разумным. Жан Жак Руссо осуждает тех, кто думает, что физические упражнения вредно отражаются на работе ума, и советует юношам заниматься бегом, прыжками, метаниями, плаванием, верховой ездой, охотой и различными играми.
Леонид Дворкин, Казбек Чермит «Физическое воспитание студентов»
Профессиональный спорт: история и современное состояние
Содержание
Профессиональный спорт: история и современное состояние [ править | править код ]
А. В. Починкин Московская государственная академия физической культуры, Россия
История профессионального спорта [ править | править код ]
Происхождение профессионального спорта [ править | править код ]
Профессиональный спорт в Древнем мире [ править | править код ]
Первое упоминание о профессиональных спортсменах связано с древнегреческими Олимпийскими играми. За более чем тысячелетнюю историю их проведения состоялось 293 спортивных праздника.
Профессиональные атлеты начинают принимать участие в древнегреческих Олимпийских играх в IV в. до н.э. Основными видами состязательных упражнений стали борьба и кулачный бой, заканчивавшиеся изнеможением одного из соперников. Условия поединков профессионалов были жестокими, разрешали соперникам любые приемы, вплоть до выдавливания глаз.
Наиболее авторитетным из них было «Товарищество атлетов, увенчанных победой на священных играх».
Профессионализм привел к узкой специализации спортсменов, что способствовало росту результатов, содействовал прогрессу медицинских знаний о возможностях человека. Профессиональный спорт оказал влияние на процесс эллинизации и проникновения греческой культуры за пределы страны. Он стремительно распространился во многих странах, неся с собой пропаганду занятий физическими упражнениями, привлекая молодежь в спортивные клубы.
Зарождение современного профессионального спорта [ править | править код ]
Футбольная лига Англии к 1920 г. состояла из 88 клубов, насчитывала более 3 тыс. профессиональных футболистов. В Англии конные скачки сыграли существенную роль в возникновении профессионального спорта. Развитие профессионального спорта шло быстрыми темпами.
По пути профессионализации следовали наиболее популярные виды спорта. Темпы их развития во многом зависели от национальных традиций и исторического момента, диктовавшего «моду» на занятия им. Поэтому за время существования профессионального спорта в его сферу было вовлечено значительно большее число видов спорта, чем существует в настоящее время.
Развитие профессионального спорта потребовало создания лиг (США) или ассоциаций (Англия), которые начинают регламентировать управленческие отношения. В США их деятельность была узаконена решением Верховного суда США (1922 г.), который признал профессиональный бейсбол коммерческим развлечением, в результате последний как форма бизнеса получил право объединения клубов в единую монополию, т.е. лигу. Приход бизнесменов в спорт ускорил процесс профессионализации.
Противостояние любительского и профессионального спорта в олимпийском движении [ править | править код ]
Исторически профессиональный спорт стал побудительным мотивом зарождения современного олимпийского движения, поскольку к моменту его появления профессиональный спорт в своем развитии обгонял любительский спорт. Официальное размежевание спорта на любительский и профессиональный в олимпийском движении произошло на Международном конгрессе (Париж, 1894 г.), который учредил МОК. Из 10 обсуждаемых вопросов только три касались непосредственно «восстановления» Олимпийских игр. Остальные были посвящены противостоянию любительского и профессионального спорта.
Со временем вопрос о любительстве свелся к допуску спортсменов на Олимпийские игры. Период перехода от «чистого» любительства к «патриотическому профессионализму» оказался быстрым. Например, в России накануне Олимпийских игр 1912 г. было принято решение, что офицерам время подготовки и участия в соревнованиях стало засчитываться как служебная командировка (со всеми вытекающими отсюда материальными выгодами), а не как личный отпуск, как это было ранее.
В 1921 г. Олимпийский конгресс предоставил право международным спортивным федерациям самим определять статус спортсмена-любите-ля. Конгресс 1925 г. (Прага) разрешил выплату спортсменам денег за время подготовки к соревнованиям в течение двух недель. Это решение породило разногласия между отдельными федерациями и МОК. В конечном итоге из олимпийской программы в 1925 г. был исключен теннис, а Ассоциация футбола Великобритании отказалась от участия в Олимпийских играх 1928 г. Поводом для принятия такого решения послужило разрешение футболистам со стороны ФИФА (1926 г.) получать компенсацию заработной платы за время их участия в Играх. Из-за расхождений по вопросу статуса профессионала и любителя футбол был исключен из программы Олимпийских игр 1932 г. (Лос-Анджелес).
После Второй мировой войны в развитии мирового спорта наступает новый этап, характеризующийся вовлечением в его сферу стран с различной политической ориентацией, повышением роли олимпийского движения в мире. Развитие получает идея, что Олимпийским играм следует быть соревнованиями между лучшими атлетами мира. Развитие спорта требовало, чтобы атлетам оказывались материальная и социальная поддержка, компенсация затрат, а также выплачивалось вознаграждение как форма признания общественной ценности их труда.
Участие «чистых» любителей понижало общую планку спортивных результатов и создавало ситуацию, при которой более высокие результаты достигались бы на других соревнованиях спортсменами, не допущенными на Игры. Это могло повлиять на уменьшение престижа олимпийских соревнований, и в конечном итоге привести к их прекращению.
Решающий импульс в решение проблемы был внесен действиями отдельных международных спортивных федераций, более радикально смотревших на нее. Так, в 1968 г. представители 47 стран проголосовали за допуск профессиональных теннисистов к участию во всех турнирах.
В 1974 г. 75-я сессия МОК внесла изменения в Олимпийскую хартию: «положение о любительстве» было заменено «положением о допуске». Участникам Игр в качестве компенсации разрешалась помощь через НОК в виде расходов на питание, карманных денег, а также возмещение заработной платы за время отсутствия на работе и спортивных стипендий за время учебы. Это решение сняло претензии, которые предъявлялись, в первую очередь, к советским и американским спортсменам за то, что первые находились на содержании государства, а вторые получали спортивные стипендии по месту учебы. Слово «любитель» было исключено из текста Олимпийской хартии.
Новые правила допуска с сохранившимся запретом на получение материального вознаграждения за участие в соревнованиях были применены в 1984 г. на Играх в Сараево и Лос-Анджелесе. На этих соревнованиях профессионалам было разрешено участвовать в некоторых видах спорта (футбол, баскетбол, теннис, хоккей и фигурное катание). На 92-й сессии МОК (Стамбул, 1987 г.) было принято решение о допуске на Игры 1988 г. профессионалов в пяти видах спорта: теннисе, футболе (не старше 23 лет), легкой атлетике, конном спорте, хоккее. На Игры XXV Олимпиады (1992 г.) были допущены профессиональные баскетболисты. Этому решению способствовала практическая деятельность ряда международных спортивных федераций, опередивших МОК в признании места профессионального спорта в международном спортивном движении.
К концу 1980-х гг. позиция МОК заключалась в том, что на Олимпийских играх должны соревноваться лучшие спортсмены, неважно, любители они или нет. Были сняты ограничения в отношении финансирования подготовки, а требования к допуску свелись к «уважению духа честной игры, отказу от насилия, соблюдению медицинского кодекса МОК».
Участие профессионалов в Олимпийских играх повысило материальное вознаграждение олимпийцев. Профессионализация олимпийского спорта имела и отдельные негативные моменты. Руководители национальных федераций столкнулись с проблемой формирования сборных для участия в Играх, поскольку спортсмены связаны контрактами со своими клубами, которые не всегда заинтересованы отпускать ведущих атлетов на Олимпийские игры.
Развитие профессионального спорта в России [ править | править код ]
Профессиональный спорт в России зародился в середине XIX в. с началом проведения буржуазных реформ. В отличие от других стран, где появление профессионального спорта предшествовало развитию любительского (США, Англия), в России он начинает развиваться практически одновременно с появлением первых спортивных любительских организаций.
Представители высших слоев общества начинают широко использовать спорт как средство физического развития, досуга, предмета приложения меценатских устремлений. К концу XIX в. предприниматели стали культивировать профессиональную борьбу и атлетику. В дальнейшем получили развитие конный, а несколько позднее и в меньшей мере вело- и автоспорт.
Характерной особенностью развития спорта в России в тот период являлись совместные тренировки любителей и профессионалов. Любители не пытались дистанцироваться от профессионалов, как это было за рубежом. Местом проведения соревнований профессионалов по борьбе и атлетике в России стали не спортивные залы, а цирковые арены. Соревнования профессиональных атлетов, демонстрация силовых упражнений на аренах цирков по всей России сыграли значительную роль в популяризации не только видов атлетики, но и спорта в целом. К началу XX в. профессиональный спорт занял прочное положение в системе общественных ценностей.
Несмотря на популярность отдельных атлетов, в России к 1917 г. профессиональный спорт находился на первоначальной стадии развития и поэтому не получил организационного оформления, т.е. в России не успели сложиться те организационные формы, которые были присущи американскому или английскому спорту. По количеству видов спорта, вставших на профессиональный путь развития, Россия также уступала другим странам.
После событий октября 1917 г. развитие физической культуры и спорта стало одним из направлений «культурной революции». Спорт признавался только как форма оздоровления и подготовки к труду. Профессиональный коммерческий спорт оказался чуждым новому строю и поэтому был практически ликвидирован. Однако этот процесс растянулся во времени. В первые годы существования советской власти в спортивном движении просматривались элементы профессионального спорта: на протяжении ряда лет проводились чемпионаты профессиональных атлетов (цирковых артистов) по тяжелой атлетике и борьбе. Под влиянием профессионального бокса формировались правила соревнований и методика подготовки боксеров в 1930-е гг. Финальные поединки чемпионатов страны до 1945 г. проводились по правилам профессионалов: 6 раундов по 3 минуты, в матчевых встречах разрешалось 10 раундов.
К концу 1930-х гг. закладываются основы для развития «государственного спортивного профессионализма». Послевоенный период усилил эту тенденцию. Выход страны из международной изоляции оказал существенное влияние на характер развития спорта.
В начале 1950-х гг. приоритетное развитие получает большой спорт, профессионализация которого активизировалась после постановления ЦК ВКП (б) от 27 декабря 1948 г., которое предусматривало выделение стипендий спортсменам. Сначала это разрешение распространялось только на виды спорта, включенные в программу Олимпийских игр, позже и на другие виды. Поиск молодых талантов, подготовка квалифицированных спортсменов, чемпионов и рекордсменов были поставлены во главу деятельности всех спортивных организаций.
Отношение к профессиональному спорту несколько изменилось после встреч советских хоккеистов с канадскими профессионалами (1972 г.). Этому процессу также способствовали решения МОК о допуске на Олимпийские игры профессиональных спортсменов. Но идеологические догмы, мораль, существовавшая в то время в обществе, не позволяли отдельным «звездам» воспользоваться приглашением зарубежных клубов.
Отсутствие официального статуса делало спортсменов, несмотря на почет и славу, завоеванные на спортивных аренах, во многом бесправными. Это сказывалось и на решениях жилищных вопросов, и на стабильности зарплаты, и на денежных премиях за рекорды и призовые места на соревнованиях. Окончание карьеры по возрасту или в результате травмы для многих героев спорта означало трагедию.
В период «перестройки» (1985-1991 гг.) известные спортсмены стали ратовать за признание профессионального спорта. В августе 1988 г. Совет Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ приняли постановление, которое узаконило профессиональный спорт и превратило занятия им в профессию, со всеми вытекающими отсюда последствиями. Были установлены порядки отчислений средств от прибыли клубов, формирования премиальных фондов, закреплялось право на пенсию по выслуге лет для заслуженных мастеров спорта, мастеров спорта международного класса и членов сборных команд СССР. Спортсменам и тренерам официально разрешалось выплачивать вознаграждение (денежные призы), в том числе и в иностранной валюте.
Таким образом, в конце 1980-х гг. в СССР появилось понимание необходимости реформирования спортивного движения, были заложены правовые основы профессионального спорта. Начавшиеся через несколько лет общественно-политические перемены в стране, смена политического и экономического курса, переход к рыночным отношениям дали новые, большой силы импульсы для смены приоритетов в структуре спортивного движения в пользу профессионального спорта.
После распада СССР и перехода к демократической форме правления в России не только коренным образом поменялась система политической власти, но и произошло существенное реформирование основ жизнедеятельности общества. Благодаря демократизации и установлению в экономике рыночных отношений начинается процесс становления и развития профессионального спорта. Главным итогом реформ стало перераспределение полномочий между государственными и общественными органами управления. Изменилась роль государства в управлении спортом. Начался процесс формирования организационных, правовых, экономических основ профессионального спорта. Экономическая самостоятельность субъектов профессионального спорта привела к созданию профессиональных спортивных объединений, юридически самостоятельных федераций по видам спорта, изменению статуса профессиональных клубов.
Переход к рыночным отношениям в спорте выразился в разработке и принятии соответствующих уставов, учредительных договоров, в установлении профессиональных правил проведения соревнований, во вступлении в международные организации профессионального спорта.
Потеряв государственную опеку и встав на экономические рельсы развития, профессиональный спорт стал превращаться в товар. Перемены затронули ценностные ориентации спортсменов и систему оплаты их труда. Во всех видах спорта клубные команды из-за отъезда сильнейших игроков за границу в первые годы реформ снизили показатели на международной арене. Это не могло не отразиться и на выступлениях сборных команд России на международных соревнованиях. Общей тенденцией вхождения российского спорта в мировой профессиональный спорт в 1990-е гг. явилась сложность адаптации российских спортсменов. Только некоторым атлетам удалось добиться высокого рейтинга как профессионалам. Ближе к концу 1990-х гг. клубы начали реализовывать финансовую и маркетинговую политику, направленную на поиск источников финансирования от соревновательной деятельности.
Постепенно клубы становились богаче, и у них появился интерес к покупке игроков, котирующихся в Европе. С конца 1990-х гг. начинается привлечение иностранцев в российские команды. Резкий рост числа иностранцев в профессиональных командах не только изменил облик российского профессионального спорта, но отчасти стал проблемой, решение которой потребовало принятия определенных мер, в частности, ограничения числа легионеров, участвующих в соревновании. В российский спорт пришли не только легионеры-игроки, но и тренеры, многие из которых добились успехов.
По мере развития в стране рыночных отношений и самого профессионального спорта происходит смещение центров развития видов спорта из столицы в регионы, где нашлись возможности для крупных финансовых вложений. Крупные политики и бизнесмены возглавили клубы, лиги, федерации. Произошло формирование союза крупного капитала и государственных структур как финансовой основы профессиональных клубов, были трансформированы организационно-правовые формы клубов; значительно повысилась роль менеджмента.
Особенностью развития профессионального коммерческого спорта в современной России является сохранение ведущей роли государственного сектора, который постепенно утрачивает свое влияние как фактор экономической поддержки структур профессионального спорта. Акционерные общества, ставшие владельцами профессиональных клубов, являются крупными коммерческими структурами, имеющие высокий рейтинг как на российском, так и на мировом рынке.
Характерные особенности профессионального спорта [ править | править код ]
Профессиональному спорту присущи следующие особенности:
Несмотря на процесс профессионализации мирового спорта, спорт высших достижений и профессиональный спорт остаются обособленными явлениями. Профессиональный спорт функционирует и развивается не только по законам спорта, но и по закономерностям бизнеса.
Специфика профессионального спорта диктует отличия по таким критериям, как: целевые установки организаторов соревнований и спортсменов; источники финансирования; социальные функции; субъекты управления; условия спортивной деятельности; уровень спортивных достижений; мотивация спортсменов и др.
Отличия профессионального спорта от спорта высших достижений [ править | править код ]
К числу первых относятся:
Ко второй группе следует отнести:
Функции профессионального спорта [ править | править код ]
Для профессионального спорта характерно большое разнообразие и многоплановость, которые определяют его социальные функции. Отчасти поэтому не существует единого мнения относительно этих функций. К общим функциям относятся функции, которые частично принадлежат профессиональному спорту и более фундаментально реализуются другими сферами человеческой деятельности. К их числу относятся: оздоровительная, воспитательная, миротворческая, образовательная, зрелищная, коммуникативная, рекламная. Часть общих функций (в первую очередь оздоровительная, воспитательная и образовательная) присущи всем разделам спорта. Более того, они в большей степени могут быть реализованы в массовом спорте. В профессиональном коммерческом спорте наиболее отчетливо выражены зрелищная и рекламная функции.
К специфическим функциям относятся функции профессионального спорта, которые проявляются непосредственно в занятиях им или в процессе потребления его как зрелища. Речь идет о таких функциях, как: социально-эмоциональная, развлекательная, объединительная, политическая, моделирования поведения, поддержания надежды, индивидуализации, отвлечения от повседневных проблем и интеграции. Американские исследователи приписывают профессиональному спорту и такие функции, как: поддержание стабильности, «клапан безопасности», «модель» для воспитания других членов общества. Говоря более конкретно, профессиональный спорт способствует развитию и демонстрации высших физических и психических способностей и возможностей человека, удовлетворяет потребность широких слоев населения в публичных зрелищах, обеспечивает рабочими местами людей, причастных к спорту.
Профессиональный спорт является одной из наиболее интернациональных сфер деятельности и вносит весомый вклад в укрепление доверия и дружбы между народами.
Тенденции развития мирового профессионального спорта [ править | править код ]
Среди наиболее важных тенденций развития профессионального спорта последних двух десятилетий является его выход за национальные и региональные рамки, т. е. интернационализация, которая оказывает воздействие на трансформацию систем соревнований профессиональных атлетов, появление новых привлекательных для зрителей, телевидения, бизнеса турниров по наиболее коммерческим видам спорта. Например, в баскетболе в 1988 г. была создана Всемирная баскетбольная ассоциация, объединившая 7 североамериканских и 8 европейских команд. В 1991 г. была образована Мировая лига по американскому футболу, в которую вошли 6 американских и 4 европейские команды. В 1997 г. была учреждена Евролига по баскетболу, а в 1999 г. состоялся первый чемпионат Северной баскетбольной лиги. В хоккее в настоящее время продолжается работа по созданию Европейской лиги чемпионов по аналогии с футбольным турниром.
Тенденция интернационализации переплетается, дополняется и усиливается процессом коммерциализации и американизации мирового профессионального спорта, а также стремительного его развития.
Коммерциализация профессионального спорта потребовала увеличения числа турниров, вызывающих интерес у публики, телевидения, спонсоров. Учитывая эту тенденцию, например, руководство ФИФА выступило за реорганизацию чемпионатов мира, что в итоге вылилось в увеличение числа участников в финальной части чемпионатов сначала с 16 до 24, а затем и до 32 команд. Коммерциализация профессионального спорта стала причиной заметного повышения заработков профессионалов, стремительный рост которых потребовал ответных мер со стороны спортивных функционеров. Во многих профессиональных лигах были приняты решения о введении ограничений на зарплату спортсменов.
Для развития мирового профессионального спорта характерна тенденция усиления сотрудничества спорта и телевидения, которая проявляется в нескольких аспектах. Телевидение платит большие деньги за право показа соревнований, требует от их организаторов уступок в свою пользу вплоть до изменения правил их проведения.
Особенностью развития профессионального спорта на национальном уровне является усиление роли государства в вопросах правового регулирования. Во многих странах это привело к принятию законов, где весьма заметна роль государства.
Значительное удорожание стоимости профессиональных клубов объективно привело к изменению формы их собственности. Все чаще владельцами профессиональных команд становятся не частные лица, а крупные корпорации или акционерные общества.
Устойчивое экономическое положение профессионального спорта возможно только при постоянном поиске новых источников финансирования. Эта тенденция находит свое отражение в увеличении числа маркетинговых исследований, в усилении коммерческой деятельности команд, в расширении лиг, появлении новых объединений и видов спорта, избравших коммерческий путь развития.
Профессиональный спорт с позиций системного подхода [ править | править код ]
Системообразующим фактором профессионального спорта является зрелищность. В ее основе лежат внешняя привлекательность, эффект сопереживания и отождествления со спортсменами, непредсказуемость результата, сохранение интриги до конца соревнования, постоянное внесение элементов новизны (изменение правил, систем розыгрыша и т.п.). Зрелищность обеспечивают 4 основных компонента: участники, организаторы, органы управления, средства массовой информации. К числу других подсистем профессионального спорта относятся:
Менеджмент и экономика профессионального спорта [ править | править код ]
Организационная структура профессионального спорта [ править | править код ]
Организационная структура профессионального спорта состоит из международных и национальных профессиональных спортивных лиг (которые могут быть самостоятельными структурами или входить в национальную федерацию по виду спорта), ассоциаций, союзов, профессиональных спортивных клубов; спортивных команд и спортсменов-профессио-налов, заключивших контракты с профессиональными спортивными организациями.
Основные модели менеджмента профессионального спорта [ править | править код ]
В мире существует две основные модели профессионального спорта: американская и европейская. Главным законом для американской модели является получение прибыли за счет спортивной деятельности, дифференциация уровня заработной платы спортсменов, вплоть до установления лимита фонда зарплаты команды, отсутствие спонсоров, большая стоимость продажи телеправ, высокий вступительный взнос для клубов-новичков, система распределения средств от продажи
билетов и доходов лиги, низкая арендная плата за пользование муниципальными спортивными сооружениями, налоговые льготы. При этом акцент делается на национальные виды спорта (бейсбол, баскетбол, американский футбол, хоккей) и развитие традиционных профессиональных видов спорта (бокс, автогонки и др.). Финансирование происходит за счет собственной спортивной деятельности. Система отбора спортсменов осуществляется через школьный и студенческий спорт с помощью системы драфта и широкого привлечения «звезд» зарубежного спорта. В отличие от европейской модели, в американской нет большого разрыва в финансовых возможностях профессиональных клубов. Это достигается:
в определением чемпиона по системе «плей-офф».
В американском спорте не столь важно, какое место команда заняла по итогам регулярного чемпионата, так как в «плей-офф» может победить даже команда-аутсайдер.
В отличие от американской модели, европейская модель базируется на ротационном принципе проведения соревнований: команда, занявшая последнее место, выбывает из высшего дивизиона, уступая место другой, отобранной по спортивным результатам. В Европе профессиональная лига входит в состав национальной федерации по виду спорта. Эти особенности проявляются при комплектовании команд, участии спонсоров (европейские клубы до 50% доходов могут иметь за счет спонсорской поддержки) и местных структур власти в их финансировании. В Европе клубы получают меньше доходов от продажи телеправ. Европейская модель организации соревнований приводит к появлению нескольких клубов, которые доминируют в национальных чемпионах.
Источники финансирования профессиональных клубов [ править | править код ]
Основными источниками финансирования профессиональных клубов являются:
Правовое обеспечение профессионального спорта [ править | править код ]
Формирование правовых основ профессионального спорта в США [ править | править код ]
В XX в. в Конгресс США было направлено много законопроектов об отмене монополии профессиональных лиг. С 1950 по 2000 г. сенат и конгресс США рассмотрели 420 законопроектов, связанных с профессиональным спортом. Но владельцы лиг и клубов смогли отстоять свои интересы.
Формирование правовых основ профессионального спорта в Европе [ править | править код ]
Для формирования правовых основ профессионального спорта в европейских странах
ведущую роль сыграли решения суда, касающиеся вопросов, относившихся до недавнего времени к компетенции органов управления спортом. Наиболее показательным в этом плане является так называемое дело Босма-на. В 1995 г. Европейский суд принял решение по иску футболиста Ж.-М. Босмана к бельгийскому клубу «Льеж». В контексте соблюдения прав профессиональных футболистов как граждан Европейского Союза суд наложил вето на ограничение клубами количества игроков-выходцев из стран ЕС и отменил правило, по которому игрок еще в течение полутора лет после окончания контракта принадлежал бывшему клубу. Данное судебное решение оказало серьезное влияние на развитие не только европейского футбола, но и профессионального спорта в целом. Оно дало дополнительные преимущества более мощным в финансовом отношении клубам, которые получили возможность укрепить свои команды известными игроками.
Суд определил, что деятельность спортсменов представляет собой вид экономической деятельности и по своей природе является возмездной. На профессиональный спорт в странах Европы распространяются нормы ст. 48-73 «Договора ЕС о регулировании трудовой, предпринимательской и другой экономической деятельности». В Европе профессиональный спорт признается в качестве разновидности экономической деятельности, а правовое регулирование устанавливается государственными структурами.
Правовая регламентация профессионального спорта в России [ править | править код ]
В России законодательная база для заключения контрактов с профессиональными спортсменами появилась только в 1993 г. с принятием «Основ законодательства о физической культуре и спорте», которые закрепили право граждан заниматься профессиональным спортом в качестве спортсмена или судьи по виду спорта как на территории страны, так и в других государствах. Попытка правовой регламентации трудовой деятельности спортсменов-профессионалов впервые была предпринята в проекте Федерального закона «О государственной политике в области физической культуры и спорта» (1996).
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» 1999 г. определял, что организационная структура профессионального спорта обусловливается спецификой каждого вида спорта. Для представительства и защиты своих прав спортсмены-профессионалы и тренеры могут объединяться в профессиональные союзы, а деятельность спортсменов-профессионалов регулируется трудовым законодательством РФ, на основе которого они получили право заключать контракт о спортивной деятельности, а также нормами, разработанными на основе уставов международных и российских спортивных организаций. В соответствии с этим законом спортсмены получили право перехода из одной спортивной организации России в другую или в иностранную спортивную организацию после окончания срока контракта.
Вступление в действие Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (2007) было направлено на решение проблем правового обеспечения профессионального спорта. Но остались нерешенными вопросы, касающиеся споров между субъектами профессионального спорта, контроля за соблюдением антидопинговых правил, обеспечения невозможности подкупа участников соревнований и беспристрастности судей и др.
В феврале 2008 г. был принят Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации». В соответствии с ним Трудовой кодекс РФ был дополнен гл. 54.1 «Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров». В соответствии с ней по соглашению сторон со спортсменами могут заключаться как трудовые договоры на неопределенный срок, так и срочные трудовые договоры. Помимо общих условий, которые приведены во второй части ст. 57 Трудового кодекса РФ, обязательными для включения в трудовой договор со спортсменом являются условия:
Глоссарий [ править | править код ]
Менеджмент — вид человеческой деятельности, направленный на достижение целей организации, используя интеллект, труд и мотивы поведения других людей.
Читайте также [ править | править код ]
Библиография [ править | править код ]
Антипов А.Ф., Уловистова Н.В. (2001). Профессиональный спорт и закон//Теория и практика физической культуры. №11. С. 19-21. [Обсуждение правового обеспечения профессионального спорта конца 1990-х гг.]
Гуськов С. И. (1987). Любитель или профессионал. М.: Знание, 94 с. [О профессиональных тенденциях развития спорта высших достижений в СССР.]
Гуськов С. И., Платонов В.Н., Линец М. М., Юшко Б. Н. (2000). Профессиональный спорт. Киев: Олимпийская литература. 391 с. [Подробный системный анализ профессионального спорта.]
Кочетков А. П. (1999). Управление профессиональной командой по футболу: Методическое пособие. М.: РГАФК. 54 с. [Менеджмент профессионального футбола.] Кузьмичева Е. В. (2006). Особенности финансового менеджмента зарубежных спортивных клубов. М.: РГУФК. 30 с. [Финансовый менеджмент зарубежных профессиональных клубов.]
Кущенко С. В., Костикова Л. В. (2005). Организационно-методические аспекты управления профессиональным баскетбольным клубом (на примере ПБК ЦСКА)//Теория и практика физической культуры. № 11. С. 61—63. [Особенности менеджмента профессионального баскетбольного клуба ЦСКА.]
Матвеев Л. П. (1995). Чужд ли спортивный профессионализм олимпийскому спорту?// Теория и практика физической культуры. № 5-6. С. 9—11. [Сравнительный анализ олимпийского и профессионального спорта.]
Михно Л. В., Винокуров Б. Н., Марьянович А. Т. (2007). Менеджмент в профессиональном хоккее. М.: Советский спорт. 380 с. [Менеджмент профессионального хоккея.]
Переверзин И. И., Суслов Ф. П. (2002). О структуре современного спорта высших достижений и социально-правовом статусе спортсменов-профессионалов//Теория и практика физической культуры. № 5. С. 57-61. [О структуре современного спорта и социальной защищенности спортсме-нов-профессионалов.]
Починкин А. В. (2004). Профессиональный спорт: анализ успешного менеджмента// Спортивный менеджмент. № 1. С. 22-27. [Об особенностях успешного менеджмента в профессиональном спорте.]
Починкин А. В. (2006). Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России. М.: Советский спорт. 216 с. [О становлении и развитии профессионального спорта в России.]
Романов А. О. (1967). Любительский и профессиональный спорт. М.: Советский спорт. 39 с. [О профессиональном спорте в Древнем мире.]
Суник А. (2004). Российский спорт и олимпийское движение на рубеже Х1Х-ХХ веков. 2-е изд. М.: Советский спорт. 664 с. [История возникновения и развития профессионального спорта.]
Фомин Ю. А. (1989). Профессионализация современного большого спорта//Теория и практика физической культуры. № 4. С. 22-24. [Рассуждения о зачатках профессионального спорта в СССР.]
Эдельман Р. (2008). Серьезная забава. История зрелищного спорта в СССР. М.: Советский спорт. 400 с. [Анализ развития профессионального спорта в советский период российской истории.]
Berry К., Gould W., Staudohar P. (1986). Labour relations in Professional Sports. Dover, Mass: Anburn House Publ. Co., 196 p. [Анализ развития трудовых отношений в профессиональном спорте.]
Brundage А. (1954). Amateur Sport and broken time. Olympic Bulletin, № 45, 44-48. [О противостоянии олимпийского и профессионального спорта.]
Edelman R. (1990). The professionalization of Soviet sport: the case of the Soccer union. Journal of sport history. Vol. 17, № 1, 44-55. [O профессионализации российского футбола.]
Vamplew Wray (1988). Pay Up and Play the Game: Professional Sport in Britain, 1875-1914. Cambridge, 1 —76. [История развития профессионального спорта в Великобритании.]