статуя серп и молот история

Рабочий и колхозница

По мотивам «Тираноборцев»

Памятник «Рабочий и Колхозница» — символ советской эпохи. Это динамичная скульптурная группа из двух фигур с поднятыми над головами серпом и молотом. Скульптор — Вера Мухина, автор проекта — Борис Иофан.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Скульптуру создали для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году.

У архитектора еще во время работы над зданием павильона родился образ венчающей его скульптуры юноши и девушки, олицетворяющих рабочий класс и колхозное крестьянство. По задумке Иофана они должны были высоко вздымать эмблему CCCH — серп и молот. На такой сюжет его натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», где воздетые к небу в руках героев мечи заменили на «мирные» серп и молот.

В конкурсе на создание Рабочего и Колхозницы победила Вера Мухина. Натурщиком для рабочего стал атлет Игорь Басанько, а для колхозницы позировала работница московской телефонной станции Анна Богоявленская.

Воплощение скульптуры заняло 3,5 месяца, при этом использовали новейшие технологии, открытые советским металловедом П.Н. Львовым: на многотонный каркас навешивали сформованную на деревянных шаблонах оболочку из хромоникелевой стали и сваривали. Чтобы довезти Рабочего и Колхозницу до Парижа, 25-метровый памятник разрезали на 65 частей и упаковали в 28 железнодорожных вагонов. В Польше ящики не прошли в туннель, и пришлось резать скульптуру еще на несколько частей.

На выставке в Париже Рабочий и Колхозница произвели фурор! Они стали центром притяжения, поэтому не удивительно, что во время монтажных работ вскрылось несколько диверсий. Фотографии статуи печатали все ведущие газеты, ее копии повторяли на множестве сувениров выставки. А про стоявший напротив советского павильона павильон Германии с гербовым орлом на крыше говорили, что тот со стыда отвернул голову.

При возврате из Парижа памятник Рабочему и Колхознице повредили. После реконструкции его в 1939 году установили на низком (11 метров вместо нужных 33) постаменте перед Северным входом ВДНХ.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

В 2003 году скульптуру «Рабочий и Колхозница» разобрали. Ее планировали отреставрировать до конца 2005, но из-за финансовых проблем работы затянулись.

Лишь в ноябре 2009 года памятник установили на новый специально построенный для него павильон-постамент, повторяющий пропорции оригинального павильона Иофана.

4 декабря 2009 года монумент «Рабочий и Колхозница» открыли, а 4 сентября 2010 в его постаменте начал работу музейно-выставочный центр «Рабочий и колхозница». Там можно узнать историю создания скульптуры по фотографиям, проектам и макетам.

Считается, что с 1947 года скульптура «Рабочий и Колхозница» стала символом киностудии «Мосфильм». Но монумент впервые появился в комедии «Здравствуй, Москва». Известно, что сын Веры Мухиной пытался оспорить в суде право Мосфильма использовать образ Рабочего и Колхозницы, но его иск отклонили.

Источник

Рабочий и колхозница

Битва идей на всемирной выставке в Париже в 1937

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Хочу рассказать о памятнике, ставшим в Советском Союзе символом освобожденного труда и о той битве идей, с которой связано его создание.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Всемирная выставка 1937 года в Париже проходила под девизом «Искусство и техника в современной жизни» и стала ареной пропаганды отдельными странами-участницами своих политических и экономических систем. Кроме Советской России, здесь демонстрировали свои достижения фашистские Германия и Италия.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Советское государство придавало большое политическое значение участию в выставке для пропаганды идей социализма на Западе. Особое значение придавалось идейной направленности не только экспозиции, но и архитектуры павильона. К архитектуре национальных павильонов на всемирных выставках всегда предъявляются особые требования — она должна выражать свою страну. Традиционно страны-участницы строили свои павильоны, прибегая к имитации национальных исторических стилей. Дореволюционная Россия на всех всемирных и международных выставках выступала в формах древнерусского зодчества.

Подготовка к участию к парижской выставке началась в мае 1935 года, когда были проведены конкурсы на архитектурное решение павильона и затем в 1936 году — на его художественное оформление. В программе конкурса отмечалось:

«Павильон Союза ССР должен сам служить как бы экспонатом выставки, демонстрирующим расцвет социалистической культуры, искусства, техники, творчества масс благодаря социалистической системе. Архитектура павильона должна в жизнерадостных и ясных формах выразить творчество этой системы, несущей с собой небывалый подъем массовой культуры и раскрепощение всех творческих способностей человека».

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Павильон СССР, построенный по проекту архитектора Б.М. Иофана и скульптора В.И. Мухиной, пользовался большим успехом у посетителей выставки. Он был понятен каждому, он волновал всех.

«Через тридцать лет, — писал французский журналист Филипп Ламур,– когда внуки теперешних французов попытаются восстановить посредством точной картины великолепное воспоминание о полной чудес парижской выставке, они, несомненно, вспомнят немало остроумных сооружений и тысячу забавных деталей этого огромного города, импровизированного в течение нескольких месяцев на берегах Сены. Но то, что навеки запечатлеется в памяти парижан, венчая этот праздничный город, достигая высоты небес, — это гигантская статуя павильона Советов, в которой молодость прорывается в великолепной радостной легкости, как большая надежда, шагающая к небу».

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Президенту национального синдиката журналистов Жоржу Бурдону скульптурная группа советского павильона напоминала Самофракийскую Победу — великий эллинский символ, обновленный в камне и металле.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

А между тем напротив советского павильона размещался павильон Германии, украшенный фигурой орла со свастикой. По замыслу главного архитектора рейха Альберта Шпеера, павильон Германии должен был стать «куском священной немецкой земли», выполненным из немецкого железа и камня. Все материалы для него везли из Германии. Цель: воплотить идеологию средствами искусства — в полном соответствии с множество раз повторявшимися словами Гитлера, назвавшего архитектуру «миром в камне». А поскольку фюрер мнил себя талантливым архитектором (некоторые его проекты, например, гигантская и помпезная триумфальная арка, сохранились в рисунках), его вкус, несомненно, повлиял на проект немецкого павильона. Кроме того, он контролировал ход подготовки к открытию выставки.

В своих мемуарах Шпеер рассказал и об истории создания этого сооружения-символа, сооружения-мифа. Немецкому архитектору удалось пробраться в помещение, где хранились чертежи соперника — советского павильона. Советский павильон, украшенный гигантскими статуями рабочего и колхозницы, воплощал стальной напор гигантов, вознесенных на треть высоты павильона. Все здание пронизано движением, переданным в нарастании горизонтальных форм, переходящих в главной центральной части в вертикаль взлетающего пилона. Установленная на кровле пилона группа «Рабочий и Колхозница» в своей композиции последовательно повторяет это движение: сначала — вперед, а затем — ввысь. Высоко взметнув вверх серп и молот, дружно шагают вперед молодые и прекрасные гиганты — рабочий и колхозница, олицетворяющие весь советский народ. Композиционной осью группы является мощная диагональ, придающая этому движению стремительность. Этими средствами скульптор ярко выразил идею всенародного движения советского народа вперед, к коммунизму.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Источник

Памятник «Рабочий и колхозница» — уникальное наследие социалистической эпохи

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Памятник «Рабочий и колхозница»

Памятник «Рабочий и колхозница» — это символ социалистической эпохи, олицетворение союза рабочего класса и крестьянства, которые вместе смогли одержать победу в октябре 1917 года. Сегодня величественная скульптура, создававшаяся для парижской выставки 1937 года, установлена у Северного входа на ВДНХ.

Ежегодно эту достопримечательность посещают тысячи туристов и жителей Москвы, ведь скульптура установлена не просто на пьедестале, а на павильоне с интереснейшими экспозициями.

Работа над проектом памятника

Идейным создателем скульптурной композиции стал архитектор Борис Иофан. На плечи Веры Мухиной легло художественное воплощение и подготовка памятника к выставке. Однако у двух творческих личностей был кардинально различный взгляд на работу.

Вариант Б. Иофана

Иофан сразу решил, что скульптурная композиция будет двухфигурной. Прообразом для мужчины стала античная статуя «Тираноборец», а для женщины — древнегреческая «Ника Самофракийская».

По идее Иофана фигуры должны были стать логичным продолжением павильона, на котором и были установлены. Мужчина был обнаженным, женщина — в тонких одеждах. Они шли почти сливаясь друг с другом, шаг в шаг. Устремляясь вперед, рабочий и колхозница поднимали вверх символы СССР — серп и молот.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Но при этом в композиции не хватало легкости и динамики. Скульптуры не развивали архитектуру павильона. И во всем сооружении было слишком много вертикалей.

Борис Иофан осознавал этот недостаток и пытался его нивелировать, добавив в композицию развевающееся полотнище на мужских бедрах. Это не решило проблему, и идея, которую предстояло воплотить уже в скором времени, досталась Мухиной в довольно «сыром» виде.

Вариант В. Мухиной

Вера Мухина не видела памятник «Рабочий и колхозница» только лишь продолжением павильона. По ее мнению, каждый из этих элементов должен был сохранять свою специфику в общем гармоничном образе.

Также ее смущала архитектура павильона, который спереди выглядел лишь пьедесталом для скульптуры и искажал ее размеры.

После долгих и мучительных творческих поисков Мухина пришла к единственно верному решения — использовать горизонтальное построение для скульптурных объемов. Осталось воплотить это в жизнь. И в этот момент в руке «колхозницы» появился легендарный шарф.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Он придавал памятнику динамику, стремительность и столь необходимую горизонтальность, гармонично подчеркивал связь фигур с павильоном. Складки на разлетающейся юбке девушки только усиливали достигнутый эффект.

Еще одна находка Мухиной заключалась в превращении грузных фигур в изящную, летящую композицию. Это удалось сделать, благодаря добавлению воздуха — свободного пространства между отдельными элементами статуи. Из-за этого скульптура приобрела даже некую ажурность.

Согласование проекта

Согласование созданного В. Мухиной эскиза также не обошлось без эксцессов. Его пришлось дорабатывать. «Рабочего» надлежало одеть, так как в соответствии с замыслом Иофана он остался нагим. Тогда на парне появился комбинезон. А у «колхозницы» было велено убрать мешки под глазами.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Также приемной комиссии не понравился шарф. Мухиной пришлось отстаивать свое творение, доказывая, что без шарфа у скульптуры потеряется связь с павильоном. К ее мнению прислушались, но на одну уступку пойти все же пришлось. Изначально шарф был сдвоенный, а превратился в одну полосу.

Изготовление памятника и павильона

После утверждения эскиза надлежало приступить к созданию уменьшенной модели памятника «Рабочий и колхозница». Чтобы свести к минимуму вероятность неточностей и ошибок, она должна была быть не менее одной пятой от оригинального размера скульптуры. На это у Мухиной уже не было времени.

Помог Львов П. Н. — главный инженер завода от Института машиностроения и металлообработки. Он предложил Вере создать метровую модель скульптуры, которую взялся увеличить потом в 15 раз! Он же предложил использовать хромоникелевую сталь для отливки деталей и разработал технологию точечной сварки для их соединения.

Шаблоны деталей делали из дерева. Стальные элементы выколачивали уже по ним. Для голов эта технология не подходила, поэтому пришлось изготавливать глиняные болванки.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Некоторые цифры о процессе изготовления памятника «Рабочий и колхозница»:

Сразу после изготовления всех деталей памятник был готов к транспортировке в Париж.

Выставка в Париже и возвращение в Москву

В Париж памятник «Рабочий и колхозница» отправился разделенным на 65 частей. Вместе с инструментами он занял 28 ж/д вагонов. Ценный груз и Мухину с инженером Львовым во Франции встречал сам Борис Иофан.

Собирать скульптуру начали даже до окончательной облицовки павильона. В некоторых местах стальная обшивка помялась и ее пришлось выправлять на месте. Щели между элементами заделывали тонкими стальными полосами. Все работы закончили на 2 дня раньше срока.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Советский павильон со скульптурой рабочего и колхозницы имел колоссальный успех. Его фотографии публиковали во всех газетах, а вскоре изображения памятника появились на сувенирной продукции — жетонах, платках, чернильницах.

Интересный факт! В одном из интервью Вера Мухина сказала, что не совсем довольна своей работой. Она видела в ней некоторые технические и художественные недостатки.

После парижской выставки памятник «Рабочий и колхозница» разобрали и отправили обратно в Москву. По определенным политическим причинам Мухину не допустили на демонтаж конструкции. Это привело к тому, что незнакомые с устройством скульптуры рабочие почти варварски разрезали ее на 44 части.

В Москве скульптурную композицию собирали заново, заменили обшивку на более толстую, переделали почти половину каркаса. «Рабочий и колхозница» украсили собой главный вход Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ныне — ВДНХ).

Реставрация памятника «Рабочий и колхозница»

Почти 70 лет памятник простоял в первозданном виде. В 2003 году было решено провести его реставрацию. Работы закончили только в 2009 году, их общая стоимость составила чуть больше 2,9 миллиардов рублей.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Новый павильон стал напоминать проект Б. Иофана, только вот из-за размеров выделенного участка земли его длину пришлось уменьшить до 66 м. Фасад украсил настоящий герб СССР, созданный к парижской выставке 1937 года.

Посещение памятника и павильона на ВДНХ

Осмотреть памятник «Рабочий и колхозница» могут все прогуливающиеся по ВДНХ. При желании можно посетить и одноименный павильон, разделенный на 3 этажа.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Здесь проводят различные выставки, лекции, тематические кинопоказы, конференции. Одна из постоянных экспозиций посвящена созданию павильона и венчающей его скульптурной композиции. Выставлены их макеты, архивные рабочие документы, фотографии и личные вещи В. Мухиной, Б. Иофана.

Видео: все самое интересное о скульптуре

Источник

Монумент «Рабочий и колхозница»

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

«Рабочий и колхозница» — памятник монументального искусства, «идеал и символ советской эпохи», признанный «эталон социалистического реализма». Представляет собой скульптурную группу из двух фигур, мужской и женской, которые устремлены вперёд и поднимают над своими головами серп и молот.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Концепция и композиционный замысел принадлежат архитектору Борису Иофану, автор пластического воплощения — Вера Мухина. Монумент предназначался для павильона СССР на международной выставке в Париже в 1937 году, его спроектировали и собрали в Москве, затем разделили на 65 частей и перевезли во Францию, где провели монтаж вторично. Скульптура была выполнена из нержавеющей хромоникелевой стали, облицовка из листов 0,5 мм толщиной крепилась на внутренний каркас, совокупная масса монумента превышала 63 тонны.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

После окончания выставки скульптуру перевезли в Москву и установили на десятиметровый постамент у Северного (на тот момент — главного) входа на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку. Из-за неаккуратного демонтажа и перевозки каркас и облицовку пришлось значительно изменить, отступив от оригинального проекта. В период с 1938 по 2003 год скульптуру практически не реставрировали, от коррозии и воздействия внешней среды она значительно обветшала.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

В 2003—2009 годах выполнили реставрацию скульптуры, установили её на павильон, повторяющий оригинальный проект Иофана для парижской выставки. В цокольной части открыт Музей Веры Мухиной. После реставрации высота скульптуры составила 24,5 м, высота павильона-постамента — 34,5 м, общий вес каркаса вырос больше чем в два раза и составил 185 тонн

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

«Рабочий и колхозница», неофициальная эмблема Советского Союза, по мнению многих критиков — величайшее произведениее скульптуры XX века

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Иофан, видимо, опираясь на опыт создания американской статуи Свободы, предполагал сделать скульптуру из дюралюминия, ибо статуя ему мыслилась в легком и светлом, но не блестящем металле. Профессор П.Н. Львов — видный специалист по металлу и способам его конструктивного использования — убедил архитектора применить нержавеющую хромоникелевую сталь, соединяемую не с помощью заклепок (как это было сделано в Америке), а путем сварки. В виде пробы была «выбита» голова известной скульптуры «Давид» Микеланджело, и этот эксперимент оказался очень удачным, хотя, как замечает Иофан, все скульпторы поначалу отнеслись к стали скептически.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

На создание «Рабочего и колхозницы» Иофана натолкнула идея античной статуи «Тираноборцы», изображающей Крития и Несиота, стоящих рядом с мечами в руках.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Мухина в своем проекте смело пошла на изменение архитектурного замысла. Она отказалась от статической диагональной композиции статуи и, введя летящий шарф и отброшенные назад руки, сделала эту композицию динамичной и горизонтальной. Ввместо сплошной массы слипшихся фигур появилась воздушность.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Существенной частью композиции является большое полотнище материи, летящее за группой и дающее необходимую воздушность полета. Создание этой «летящей материи» было наиболее существенным отступлением от первоначального эскиза Иофана и одновременно одной из самых замечательных находок Мухиной. Но первоначально у шарфа была и еще одна, чисто служебная роль: драпировка некоторых частей тела.

С инженерной точки зрения одним из самых трудных элементов композиции оказался это развевающийся шарф, придерживаемый откинутой назад рукой колхозницы. Он имел размер около 30 метров, вынос 10 метров, весил пять с половиной тонн и должен был держаться по горизонтали без всякой подпорки.

Вера Игнатьевна писала: «Для большей крепости взаимной композиции с горизонтальной динамикой здания введено горизонтальное движение всей группы и большинства скульптурных объемов; существенной частью композиции стало большое полотнище материи, летящее за группой и дающее необходимую воздушность полета…»

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Вид от Ростокинского акведука

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

В 2009 году, после нескольких лет реставрации, скульптуру вернули на площадь. К этому времени здесь был построен павильон, повторяющий павильон Иофана, спроектированный для Выставки 1937 года. Сегодня «Рабочий и Колхозница» стоят на здании, уступами поднимающимся ввысь. Они напоминают нам о времени, когда Серп и Молот были символами молодой страны Советов.с

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история
Фото из интернета

Источник

Статуя Рабочий и колхозница. Фото, где находится в Москве, история, интересные факты

Всемирно известная статуя Рабочий и колхозница в Москве — аллегорический памятник, прославляющий союз пролетариата и колхозного крестьянства, точно передающий дух и динамику эпохи социалистического строительства в СССР. Композиция, созданная в 1937 году для Парижской выставки, стала культовым произведением советского монументального искусства.

Создание памятника

Памятник создан по концептуальному замыслу архитектора Бориса Михайловича Иофана. Пластическое воплощение проекта реализовано трудами известного скульптура Веры Игнатьевны Мухиной. Динамичная композиция, объединяющая мужскую и женскую фигуру с поднятыми в руках орудиями труда — серпом и молотом, возвышается над ступенчатым зданием, служащим пьедесталом.

Павильон достигает в длину 66 м и поднят ввысь на 34 м. Фасад украшает сохранившийся подлинный герб СССР, созданный специально для парижской выставки. Внутри опорного сооружения расположены выставочные залы.

Скульптурная группа высотой в 24,5 м выполнена из нержавеющих листов стали, укрепленных на специальном каркасе методом точечной сварки. Визуально представляется, что фигуры сплетены в единый монолит. На самом деле композиция создана из 5 тыс. деталей. Общий вес грандиозного памятника составляет около 185 т.

Где находится

Монумент возведен на подъездной аллее к Северной входной группе московского экспозиционного центра, раскинувшегося на проспекте Мира. На момент установки памятника здесь располагался Главный вход на территорию Всесоюзной сельскохозяйственной выставки, позднее названной «Выставкой достижений народного хозяйства» (ВДНХ).

Экспозиционный комплекс в Останкинском районе Москвы входит в число 50 крупнейших мировых выставочных центров. Территориально ВДНХ относится к Северо-Восточному административному столичному округу.

Площадь масштабной выставки заполнена яркими памятниками советской эпохи различного архитектурного и художественного решения. У каждого шедевра есть свой адрес. Памятнику монументального искусства федерального значения Рабочий и колхозница присвоен номер 123 Б по проспекту Мира.

Как добраться

Ближайшая к месту расположения выставочного комплекса станция метрополитена носит одноименное название — «ВДНХ». Для того, чтобы увидеть знаменитый памятник, нужно от выхода из метро пройти по проспекту Мира примерно 800 м, минуя главную входную группу выставки. Скульптура открывается взору с левой стороны улицы.

Станция метроТранспортВремя в пути
ВДНХПешая прогулка13 мин.
ВДНХАвтобус 544, 244 до остановки «ул. Бориса Галушкина»5 мин.
ВДНХМонорельс – до остановки «Выставочный центр»7 мин.

История

Разработка проекта

На французской выставке демонстрировались достижения в области искусства и техники. Молодому советскому государству было важно заявить о себе, показав успехи первого в мире социалистического государства и преимущества нового строя. Павильон СССР по плану устанавливался напротив павильона Германии.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот историяСтатуя Рабочий и колхозница — проект будущего произведения.

Грандиозное российское сооружение должно было затмить немецкий проект, демонстрируя всеми возможными художественными, техническими, монументальными способами идеологическое превосходство социализма над националистической диктатурой.

По итогам проведенного в СССР архитектурного конкурса победил лаконичный и образный проект Бориса Иофана. Его идея заключалась в создании триумфального здания с динамичной скульптурной композицией, стремительно летящей вперед подобно крылатой победе — Нике. Непревзойденная по легкости и динамике статуя «Ники Самофракийской» выступила одним из прообразов нового творения.

Еще одним источником вдохновения стала античная статуя Крития «Тираноборцы».

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Архитектора привлекла общая линия двухфигурной композиции, монолитное сплетение борцов против тирана Гиппарха с поднятыми к небу мечами. Такое решение подходило для аллегорического воспроизведения победы в Октябрьской революции 1917 года 2-х классов — пролетариата и крестьянства.

Фигуры рабочего юноши и крестьянской девушки с высоко поднятой эмблемой советской страны — серпом и молотом — олицетворение союза хозяев нового государства. Закрытый конкурс пластического воплощения идеи выиграла с некоторыми замечаниями работа Веры Мухиной. Обнаженные наподобие античных скульптур тела юноши и девушки драпировались тканью.

Развевающееся полотно создавало композиционное равновесие и служило связующим элементом с выставочным павильоном. Комиссия предложила фигуры «одеть». В новой редакции эскиз был утвержден к исполнению.

Символизм и художественная ценность

Вера Игнатьевна подчеркивала, что главной ее целью было передать через пластику творческий порыв, свободу мысли, способность на подвиг ради общей цели. Композиция созвучна лучшим мировым работам, в аллегорической форме воспевающим культ республиканского демократического государства. Яркий пример этого направления в монументальном искусстве — американская статуя Свободы.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Два исполинских труженика в общем движении вперед и ввысь — призыв народа к единству и трудовым победам, воплощение главной коммунистической догмы — нерушимости союза рабочего класса и крестьянства. Широкая раскрытая мужская ладонь символизирует власть трудового народа над страной. Из приоткрытых ртов юноши и девушки словно льется гимн, прославляющий идею всепобеждающего труда.

Женская фигура с непокрытой головой, короткой стрижкой и атлетическими формами одета не в рабочую форму, а городской сарафан. Собирательный образ советской девушки ассоциируется одновременно с модной в то время идеей феминизма и мощной, плодородной основой.

Орудия производства в молодых, рабочих руках трактуются не только, как эмблема государства, но и как символ мирного труда, успехов отечественной промышленности и колхозного хозяйства.

Изготовление и монтаж

Базовый каркас изготовил завод «Стальмост», элементы внешней оболочки — экспериментальный завод при Институте машиностроения. Для большей эффектности в производстве скульптуры решили использовать тонкие стальные листы, отражающие свет и изменяющие цвет монумента в зависимости от суточной освещенности. Идею предложил профессор Петр Николаевич Львов.

Хромированная сталь обладает лучшими отражающими способностями по сравнению с классической бронзой и медью. Профессор выступил также автором новой технологии обшивки с помощью точечной контактной сварки. Эту методику применили и при сборке статуи на выставке. Завод работал напряженно, в несколько смен, более 3-х месяцев. В монтажных работах участвовало более 150 человек.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Для сборки задействовали кран высотой в 35 м. Самым трудным в процессе производства оказалось изготовление 30-метрового стального шарфа весом около 5 т, который должен был без всякой опоры развиваться вокруг гигантов и создавать нужную композиционную горизонталь.

В период производства этой детали директор завода написал донос с предположением, что придуманный скульптором шарф может сломать статую. В дополнение он сообщил, что с некоторых ракурсов в складках сарафана колхозницы проявляется лик «врага народа» Троцкого. Партийное руководство на донос не отреагировало, и статую с парящим полотнищем благополучно завершили.

Работу приняла правительственная комиссия с одобрения главы государства Иосифа Сталина, лично осмотревшего готовую скульптуру.

Последовал приказ демонтировать монумент для перевозки во Францию. Его разделили на 65 огромных фрагментов и в 28 грузовых вагонах транспортировали в Париж. По пути часть скульптурных элементов пришлось еще раз разрезать, так как состав не проходил в узкий железнодорожный туннель рядом с польской границей.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Под личным руководством автора монтажные работы провели в рекордный срок: павильон длиной более 150 м возвели на площади возле Эйфелевой башни за 11 дней. Фасады здания облицевали мрамором, входную группу оформили барельефами. Акцентный элемент на входе — общесоюзный герб и символика 11 республик, которые на тот момент входили в состав СССР.

Статуя Рабочий и колхозница, установленная на 34-метровой высоте, словно парила над выставкой, затмевая стоящий напротив непрезентабельный германский павильон с железным орлом на крыше.

Выставка в Париже

На открывшейся 27 мая выставке гиганты Мухиной произвели фурор. Восторгу парижан не было предела. Статуе не раз аплодировали. Известные французские писатели и художники неустанно выражали свое восхищение, а простые горожане приходили к павильону по несколько раз в день, чтобы посмотреть на скульптуру при разном освещении.

Статуя Рабочий и колхозница поражала не только монументальностью и пластикой, но и цветовыми переливами: на восходе летящая композиция была нежного красного цвета, днем отливала серебром, а на фоне закатного парижского сиреневого неба сверкала золотом.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Экспозиция удивила парижан не меньше монументальной громады. В одном из выставочных залов демонстрировалась карта СССР, на которой драгоценными камнями указывались места добычи природных ископаемых, индустриальные объекты, а столичные республиканские города украшали большие рубиновые звезды.

Советское представительство получило 593 награды за достижения отдельных предприятий, инженерные находки и изыскания советских ученых. Работа Веры Игнатьевны Мухиной удостоилась главного приза. Памятник стал монументом триумфа советского искусства, увековечив имена его создателей в истории.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

От французов поступило предложение о выкупе восхитившего их объекта, начался сбор средств, но правительство СССР отказалось продавать статую. Несмотря на победное участие советского представительства в международном проекте, по возвращению на Родину директор советского павильона Иван Межлаук и большинство участников рабочей группы были репрессированы и расстреляны.

Возвращение в Москву

После окончания выставки скульптора не допустили к демонтажу, потому что Вера Игнатьевна остановилась в Париже у своей подруги, а не проживала вместе со всей делегацией. В демонтаже статуи участвовала новая бригада, не знакомая с особенностями конструкции. Статую разрезали автогеном на части и транспортировали на открытых железнодорожных платформах в Москву.

По приезду выяснилось, что варварский демонтаж привел к повреждению всех скульптурных деталей, за исключением мужской головы и руки. В течение 8 месяцев статую восстанавливали, используя для облицовки более плотные стальные листы. Каркас изменили наполовину.

Выбор постоянного места размещения монумента вызвал споры. Просьбы Мухиной установить ее работу на идеальном с художественной точки зрения месте на Ленинских горах отклонили. Было решено, что яркий образец монументального искусства станет отличным украшением открываемой Всесоюзной сельскохозяйственной выставки.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Статуя в скором порядке была установлена на низкий постамент в 10 м, который скульптор критично назвала «пеньком». В результате композиция Рабочий и колхозница потеряла динамику, исчезло ощущение мощного порыва.

Несколько десятилетий создатель шедевра безуспешно боролась за установку статуи на пьедестал изначального проекта, чтобы вернуть монументу нарушенные пропорции и выразительную устремленность. Памятник без ухода и реставрации постепенно ветшал и к концу XX века пришел в критическое состояние.

Статуя Рабочий и колхозница сегодня

Реставрация

Реставрационные работы, начатые в 2003 году по решению столичных органов власти, проводились поэтапно в течение 6 лет. Общий объем затрат составил около 3 млрд. руб. На первоначальном этапе скульптуру демонтировали, разобрав на 40 элементов. Детали исследовали методом спектрального анализа и выявили, что десятая часть конструкции подлежит полной замене, остальные элементы можно восстановить.

Реставраторам пришлось заново проводить все расчеты в связи с тем, что документация изначального проекта не сохранилась.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Новые детали изготовили из современных материалов с высокой стойкостью к коррозии. Важным этапом восстановительных работ стал процесс очистки. За 7 десятилетий грязь от выхлопных газов, осадков, птичьего помета образовала на стальных фигурах большие и плотные сталактиты. Для их растворения был использован специально созданный активный токсичный состав.

После чистки все элементы обработали инновационной пастой, повышающей в несколько раз сопротивление материалов воздействию агрессивной внешней среды. Статуя Рабочий и колхозница базируется в новой редакции на тройном, более технологичном каркасе.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Современная опора вдвое тяжелее прежней конструкции, поскольку реставраторы заложили в нее нагрузку на сильные порывы ветра. Скульптурной группе вернули визуальную динамику, установив на самую высокую ступень павильона, копию изначального авторского сооружения.

Споры о правообладании

Изображение знаменитого произведения не раз фигурировало в рекламных компаниях различных предприятий. Сын скульптора, Всеволод Замков, в 1999 году подписал договор с производителем табачной продукции «Ява» и разрешил использовать узнаваемый символ в рекламных целях.

Одновременно одна из столичных юридических компаний от его лица подала иск в суд на несколько предприятий (в том числе, «Мосфильм») за свободное использование изображения скульптуры в качестве товарного знака. Компенсацию по иску предполагалось перечислить на реставрацию памятника.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Суд в рассмотрении дела отказал. Как выяснилось, Вера Игнатьевна подписала официальное разрешение на использование киностудией ее работы, поэтому в претензии наследника не было основания.

Партия «Справедливая Россия» пыталась запретить в судебном порядке КПРФ использовать в агитационных целях символ советской эпохи. Однако суд не усмотрел никакого нарушения закона об авторских правах в действиях Коммунистической партии.

Музейный центр

Новый опорный павильон построен по современным технологиям. Пространство поделено на 4 яруса. 1-й этаж обустроен помпезно в стиле советской классики: мраморная отделка стен и полов, красивые колонны, массивные двери, ручки из латуни, бронзовые светильники.

Верхние этажи, оформленные в стиле минимализма, отведены под выставочные залы. На фоне лаконичного убранства предметы экспозиции выходят на первый план. В здании хорошо продумана инфраструктура: комфортные лифты, пологий пандус между ярусами, комната матери и ребенка, зона отдыха с комфортными кожаными диванами.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Сразу после реконструкции монумента в здании открылся музей с экспозицией, раскрывающей историю создания советского шедевра в фотографиях, макетах, памятных предметах. В 2017 году стационарную экспозицию расформировали. Сейчас в залах проходят временные выставки, на которых музеи со всей России представляют свои лучшие коллекционные экспонаты.

В рамках просветительской программы ВДНХ в павильоне проводятся бесплатные тематические лекции, семинары, киносеансы и иные образовательные мероприятия. Некоторые мероприятия проходят у подножия гигантов, на крыше павильона, откуда открывается великолепная панорама на московские улицы. Выставочный центр работает с 12.00 до 22.00. Выходной день — понедельник.

Значение памятника в культуре

Шедевр социалистического реализма — официальная эмблема «Мосфильма». Вера Игнатьевна сделала по договоренности с руководством студии гипсовую копию монумента, которая стала использоваться на заставках. Скульптурное изображение нередко появляется в кинофильмах. Впервые зрители увидели узнаваемый объект в картине «Подкидыш» 1939 года.

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Советский символ увековечен на медали «Лауреат ВДНХ СССР», юбилейных монетах 1967 года, пластинках, почтовых марках. Первая советская почтовая марка стандартной серии с изображением гигантов была выпущена в 1938 году. Нарисованная статуя фигурирует на почтовой марке албанского выпуска.

Модели памятника установлены в различных российских городах. Значимость гениального творения, поразившего в свое время даже избалованных эксклюзивными работами парижан, переоценить невозможно. Мощный образ победы, сплоченности, творческого порыва остается постоянным источником вдохновения поэтов, художников, скульпторов, режиссеров.

Интересные факты

Перечень:

статуя серп и молот история. Смотреть фото статуя серп и молот история. Смотреть картинку статуя серп и молот история. Картинка про статуя серп и молот история. Фото статуя серп и молот история

Скульптурный дуэт Рабочий и колхозница, вписавший триумфальную страницу в историю советского искусства, в отличие от стандартных памятников своего времени стал по-настоящему легендарным произведением.

На него по-прежнему смотрят как на символ возвышенных человеческих принципов, которые культивировались и прививались в Советском Союзе. Статуя с заложенным в ней образом гуманизма, сплоченности, трудового и творческого стремления будет актуальна в любую эпоху и навсегда останется предметом гордости россиян.

Оформление статьи: Лозинский Олег

Видео о статуе Рабочий и колхозница

Наша марка. Монумент рабочий и колхозница:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *