стасов композитор краткая биография
СТАСОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ
СТАСОВ, ВЛАДИМИР ВАСИЛЬЕВИЧ (1824–1906), русский музыкальный и художественный критик. Родился в Петербурге 2 (14) января 1824 в семье архитектора Василия Петровича Стасова (1769–1848); брат В.В.Стасова – адвокат Дмитрий Васильевич Стасов (1828–1918). Окончил в 1843 Училище правоведения, обучался игре на фортепиано у известного педагога А.Л.Гензельта. Служил в Сенате, в министерстве юстиции. С 1856 работал в Публичной библиотеке (ныне Российская национальная библиотека, РНБ) в Петербурге, с 1872 до конца жизни заведовал ее художественным отделом. На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову РНБ располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
Во второй половине 1870-х годов Стасов начал выступать в печати со статьями о литературе, живописи и музыке. Большое значение имело для него знакомство с Глинкой (1849); впоследствии Стасов много писал о музыке Глинки, занимался распространением его творчества, в особенности оперного; он автор первой документированной биографии Глинки (1857). В первой половине 1850-х годов Стасов провел несколько лет в Италии, где получил широкие познания в области старинной европейской музыки. По возвращении в Россию сблизился сначала с А.С.Даргомыжским и М.А.Балакиревым, а потом с Ц.А.Кюи, А.П.Бородиным, М.П.Мусоргским, Н.А.Римским-Корсаковым. При деятельном участии Стасова этот кружок оформился в художественное объединение и стал известен под именем «Могучая кучка», придуманным Стасовым. Стасов не только всячески поддерживал в печати появлявшиеся новые произведения членов кружка, добивался их исполнения, но и нередко был автором их идей – в частности, Стасовым подсказаны сюжеты Хованщины Мусоргского, Князя Игоря Бородина, симфонической поэмы (впоследствии оперы) Садко Римского-Корсакова и т.д.; он был консультантом всех оперных либретто по исторической части, а также личным другом всех «кучкистов» (особенно теплые отношения связывали Стасова с Мусоргским). После кончины Мусоргского и Бородина Стасов первым опубликовал их развернутые, основанные на документах биографии. Позже, в 1880-х годах сблизился с Беляевским кружком, который наследовал «Могучей кучке», и стал убежденным пропагандистом творчества А.К.Глазунова и А.К.Лядова; в конце жизни восторженно приветствовал восхождение новой звезды – А.Н.Скрябина. В западноевропейской музыке Стасову были особенно близки такие фигуры, как И.С.Бах (в среде «Могучей кучки» за Владимиром Васильевичем закрепилось прозвище Бах), Бетховен, а также Ф.Лист, Г.Берлиоз, Р.Шуман.
Наряду с новой русской музыкой Стасов всячески поддерживал новую русскую живопись, в частности, принимал участие в деятельности Артели художников (впоследствии Товарищество передвижных художественных выставок – «передвижники»); создал ряд монографий о русских художниках. Особый пласт деятельности Стасова составляют его исторические и археологические исследования – в том числе работы о народном орнаменте, о происхождении былин, а также о древнерусском пении; по всем этим темам им были собраны обширные материалы, которые он нередко передавал для использования другим ученым.
Стасов всегда был деятелем «крайних», радикальных взглядов, и его нередко обвиняли (и обвиняют) в односторонности. Например, он очень высоко ставил оперное творчество Глинки и всей петербургской школы, но Чайковского ценил почти исключительно как симфониста, а не оперного композитора (что не мешало ему поддерживать с Чайковским весьма теплые личные отношения); довольно долго выступал против системы консерваторского образования, считая, что она нивелирует национальное своеобразие русских талантов. В горячо любимом им творчестве петербургской школы Стасов полностью принимал все сделанное Мусоргским и Бородиным, но, например, не сразу оценил эволюцию искусства Римского-Корсакова. Это было связано с основными позициями Стасова, которым он сохранял верность в течение всей жизни, – с понятиями «реализма» (под которым подразумевался прежде всего выбор актуальных для современности тем, антиакадемизм) и «народности» (эту категорию Стасов считал совершенно обязательной при оценке произведения искусства, а в новой русской музыке, основанной на национальном материале, видел будущее всего европейского искусства). Особым его предпочтением пользовались художественные концепции на подлинном историческом материале, он исключительно высоко оценивал опыты Даргомыжского и Мусоргского по передаче в музыке интонаций живой речи; особый «конек» Стасова составляла «восточная тема», которая была для него неотъемлемой составляющей нового русского искусства. Жесткость установок Стасова и категоричность его выступлений уравновешивались, однако, его глубокой преданностью интересам науки и искусства, искренностью стремления к «новым берегам», артистичностью натуры. Стасов нередко бывал несправедлив и резок, однако всегда благороден и великодушен и до конца предан своим друзьям.
Умер Стасов в Петербурге 10 (23) октября 1906.
Владимир Васильевич Стасов
Влади́мир Васи́льевич Ста́сов (2 (14) января 1824, Санкт-Петербург — 10 (23) октября 1906, Санкт-Петербург) — русский музыкальный и художественный критик, возможно наиболее уважаемый среди его современников. Сын архитектора Василия Петровича Стасова. Брат Владимира, Дмитрий Васильевич Стасов (1828—1818), был выдающимся адвокатом. В 1836 году Стасов был отдан отцом в только что созданное Училище правоведения.
Ещё в Училище Стасов увлекся музыкой и решил впервые попробовать свои силы на писательском поприще. В 1842 году он написал статью о Ф.Листе, приехавшем в Петербург, хотя и нигде не напечатал ее. В 1843 году Стасов закончил Училище. После училища Стасов пошел на службу помощником секретаря в Межевом департаменте Сената, с 1848 — секретарем в Департаменте герольдии, а с 1850 — помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. Стоит также отдельно отметить и то, что Стасов свободно владел шестью(!) языками.
В 1847 г, когда в «Отечественных записках» появились его первые статьи, началась литературная деятельность критика. В этом же году Стасов был приглашен издателем «Отечественных записок» Краевским к сотрудничеству в отдел иностранной литературы. С тех самых пор Стасов еще и начал писать небольшие обозрения по вопросам живописи, скульптуры, архитектуры и музыки. С 1847 по 1848 годы он опубликовал около 20 статей.
В 1848 году, за связь с петрашевцами, Стасов был отстранен от работы в журнале, арестован и заключен в Петропавловскую крепость.
В 1851 году В. В. Стасов вышел в отставку и в качестве секретаря уральского промышленника и мецената А. Н. Демидова, очень богатого человека, поклонника искусств, уехал за границу. Работал в крупнейших библиотеках и архивах. Был библиотекарем в имении Демидова в Сан-Донато близ Флоренции, часто посещал русских художников и архитекторов, проживавших в Италии — Александра Брюллова, Сергея Иванова, Воробьева и Айвазовского.
В мае 1854 года В. В. Стасов вернулся в Петербург. В то время с его помощью и оформилось художественное объединение композиторов, ставшее известным под именем, данным Стасовым Могучая кучка.
В 1860-х годах Стасов поддерживал «Товарищество передвижных выставок», с которым тесно связана вся его деятельность. Стасов был одним из главных вдохновителей и историком «передвижников», принимал активное участие в подготовке первой и ряда последующих их выставок.
В конце 1856 года директор Публичной Библиотеки в Петербурге М. А. Корф предложил Стасову работу в качестве своего помощника, а именно — для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I.
В 1856—1872 годах Стасов работал в Публичной Библиотеке, имея в Художественном отделении свой стол. По его инициативе организуется ряд выставок древнерусских рукописей. В ноябре 1872 принят на штатную должность библиотекаря, до конца жизни заведовал Художественным отделом.
На этом посту постоянно консультировал писателей, художников, композиторов, собирал рукописи русских деятелей искусства, в особенности композиторов (во многом благодаря Стасову Российская национальная библиотека располагает ныне самыми полными архивами композиторов петербургской школы).
В 1900 г. одновременно со своим другом Л. Н. Толстым избран почётным членом Российской Академии Наук.
Стасов активно поддерживал движение Передвижников и выступал против безальтернативного господства академического искусства. Его критические статьи и монографии о ныне знаменитейших представителях русского искусства (Н. Н. Ге, В. В. Верещагин, И. Е. Репин, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин, К. П. Брюллов и пр.) а также обширная переписка с ними представляют величайший интерес. Он также известен как оппонент музыкального критика (и бывшего своего друга) А. Н. Серова в обсуждении достоинств двух опер М. И. Глинки; Стасов был исследователем и пропагандистом творчества композитора.
Могучая кучка русских композиторов: Стасов
Назвать Владимира Васильевича Стасова композитором и музыкантом как-то язык не поворачивается. И в то же время он был идейным вдохновителем самой значимой русской композиторской формации середины девятнадцатого века – Могучей кучки.
Родом будущий идеолог великой русской пятерки был из интеллигентной петербуржской семьи. Его отец, архитектор Василий Петрович Стасов, участвовал в оформлении народных праздников при коронации императора Александра, путешествовал по разным странам, проходил стажировку во Франции, Италии, Австрии и Польше. Позже он вошел в Кабинет строений и гидравлических работ. Спроектировал комплекс зданий Провиантских складов, Екатерининского и Александровского дворцов. И стал первым мастером русского стиля. Стоит ли говорить, что это не могло не оказать влияния впоследствии и на его сына, Владимира Васильевича, появившегося на свет 2 января ст.ст. 1824 года?
В 1836-м году Василий Петрович отдал своего сына Владимира на учение в только что созданное Училище правоведения. Там юноша стал живо интересоваться музыкой. Но в качестве композитора себя не видел. Не имел особых задатков, а может, просто побоялся их в себе развить. И, как водится в таких случаях, смело подался в критики.
В.В. Стасов. Портрет работы художника И. E Репина. 1883 год, Русский музей, Ленинград.
Свою первую статью он написал в 1842-м году. Она посвящалась популярному тогда Ференцу Листу. Тот как раз приезжал в Петербург с концертом. Но статья так и не была опубликована.
После обучения в училище, которое завершилось в 1843-м году, Владимир стал служить помощником секретаря в межевом департаменте Сената.
Спустя пять лет он уже имел должность секретаря в Департаменте герольдии. Спустя еще два года стал помощником юрисконсульта в Департаменте юстиции. В то время он уже свободно владел шестью языками. Кроме того, Стасов начал свою деятельность в качестве музыкального критика и публиковался в “Отечественных записках”.
Их издатель однажды пригласил Стасова в отдел иностранной литературы, и молодой человек стал также публиковать заметки, освещающие вопросы живописи, скульптуры и архитектуры.
Но идиллия продолжалась совсем недолго. В 1848-м году за связь с петрашевцами Стасова отстранили от работы в журнале, а затем и вовсе заключили в Петропавловскую крепость.
Петрашевцев отличало излишнее вольнодумство, и именно потому они и стали подвергаться преследованиям. Этот кружок позже вошел в историю и в немалой степени потому, что в нем участвовал молодой Достоевский. Чего стоили лишь инсценировки их смертной казни. Осужденных полностью проводили через все подготовления, и лишь в самом конце они узнавали о помиловании. Многих из петрашевцев арестовали лишь за то, что они не доносили о проведении собраний, да еще из-за распространения писем Белинского.
1851-й год. Стасов вышел в отставку и уехал за границу. Там он стал секретарем уральского промышленника Демидова. Тот был очень богатым человеком, к тому же искренне любящим искусство.
Демидов
Несмотря на свое русское имя и безусловно русское происхождение, родился Анатолий Николаевич Демидов во Флоренции, жил и работал как в России, так и во Франции. Кроме того, что он считается русским меценатом, он также являлся князем Сан-Донато. Титул сей он купил, что позволяет судить о величине его богатства. В России появлялся редко, так как Николай Первый его недолюбливал, вполне справедливо считая, что Демидов выводит из России просто чудовищно много денег. С другой стороны, если бы не Демидов, они все равно никому бы не достались. А так, благодаря этому предпринимателю, стало доступным многое из того, что мы сейчас считаем культурным достоянием.
И. Репин. Портрет В.В. Стасова
Стасов работал в Сан-Донато, где Демидов купил княжеский титул. У него были широчайшие возможности для работы в библиотеках, да и работал он не столько секретарем, сколько библиотекарем Демидова. У Владимира была возможность часто посещать различных русских художников и архитекторов, которые проживали в Италии. Среди них, например, были Александр Брюллов, Сергей Иванов и Иван Айвазовский.
В 1854-м году ему удалось вернуться в Санкт-Петербург. Он все время находился под вдохновением от своей творческой работы, а потому быстро сформировал идеологию кружка, который позже станет известным под названием “Могучая кучка”. Человек огромной эрудиции, Стасов просто поражал разносторонностью своих интересов. Последовательно отстаивая самостоятельные национальные пути развития русской композиторской школы, он оказал неоценимое влияние на формирование эстетических и творческих принципов великой пятерки.
Кроме того, Владимир Стасов, начиная с шестидесятых годов и всю оставшуюся жизнь, поддерживал деятельность товарищества передвижных выставок. Он даже стал одним из главных вдохновителей и историков движения.
“Настоящее искусство смотрит во все глаза на то, что совершается вокруг нас,- говорил Стасов.- А вокруг нас живет, трудится, бедствует народ. Значит, героями картин должны быть не шестикрылые ангелы, не цари, древние и нынешние, не графы и маркизы, а мужики, рабочие, чиновники, художники, ученые”. И прибавлял: “Только там и есть настоящее искусство, где народ чувствует себя дома”. Именно поэтому так дороги были Стасову работы передвижников.
В 1856-1872-м годах Стасов работал в Публичной библиотеке, где у него был личный стол в художественном отделении. За время работы он организовал выставку древнерусских рукописей. Потом его взяли на должность библиотекаря, и до конца жизни он заведовал художественным отделом.
Репин Илья Ефимович (1844-1930): Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1900 год
Работая на этом посту, он мог беспрепятственно консультировать художников, писателей, и, конечно же, композиторов.
В 1900-м году его избрали почетным членом Российской академии наук.
Умер Стасов 23 октября 1906-го года в том же городе, где и когда-то родился, – в Петербурге.
За свою жизнь он сделал немало: был исследователем и пропагандистом творчества M. И. Глинки, составил монографии о композиторах M. П. Мусоргском, А. П. Бородине, художниках К. П. Брюллове, А А. Иванове, В. В. Верещагине, В. Г. Перове, И. E. Репине, И. H. Крамском, H. H. Ге, M. M. Антокольском и др. Стасов поддержал творчество А. К. Глазунова, А. К. Лядова, A. H. Скрябина, Ф. И. Шаляпина. Одним из первых Владимир Васильевич начал систематическую работу по собиранию и публикации эпистолярного наследия русских художников, композиторов (письма Крамского, Антокольского, А. А. Иванова, Глинки, Даргомыжского, A. H. Серова, Мусоргского). Как историк искусства утверждал значение великих реалистических традиций творчества Д. Веласкеса, Рембрандта, Ф. Халса, Ф. Гойи. В России Стасов пропагандировал музыку Л. Бетховена, Ф. Листа, Г. Берлиоза, Ф. Шопена, Э. Грига и др.
О Стасове как-то написал Тургенев. Прочтите эти строки, и вам предстанет более четко внутренний мир этого замечательного человека:
Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит… но из самого твоего поражения ты можешь извлечь пользу для себя. Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа, ты по крайней мере испытаешь удовольствие от борьбы. Спорь с человеком ума слабейшего: спорь не из желания победы, но ты можешь быть ему полезным. Спорь даже с глупцом! ни славы, ни выгоды ты не добудешь… Но отчего иногда не позабавиться! Не спорь только с Владимиром Стасовым!
А кто же были те композиторы, что работали под его предводительством? О них мы упоминали в предыдущей статье, а дальше подробней расскажем о каждом, но сначала – о Балакиреве Милии Алексеевиче.
Сотрудники РНБ — деятели науки и культуры
Биографический словарь, т. 1-4 (электронная версия)
Стасов Владимир Васильевич
В 1854 С. вернулся в Петербург, где сблизился с молодыми композиторами М. А. Балакиревым, М. П. Мусоргским, Н. А. Римским-Корсаковым, А. П. Бородиным, Ц. А. Кюи, к-рых назвал «могучей кучкой». В 1860-х идеолог и пропагандист реалистич. и демокр. искусства «передвижников». Деятель энц. типа. Начало лит. деятельности относится к 1847, когда в «Отеч. зап.» поместил несколько «разборов» иностр. кн. Публиковался в более чем 50 рус. и иностр. период, изд. Печатался в «Вест, изящных искусств», «Б-ке для чтения», «ЖМНП», «Ежегод. имп. театров», «Ист. вест.», «Сев. вест.», «Изв.» и «Зап. Археол. о-ва», «Книжках «Недели»», «Рус. вест.», «Артисте», «Рус. старине», «Древ, и нов. России», «Вест. Европы», «Муз. и театр, вест.» и мн. др. В 1869 за работу «Происхождение русских былин» получил Уваровскую премию. В 1900 избран почет, акад. АН по разряду изящной словесности как представитель худож. критики. Авт. многочисл. моногр. и ст. о музыке, живописи, скульптуре, рус. композиторах и художниках; работ в обл. археологии, истории, филологии, фольклористики, этнографии. Большое значение имел альбом рисунков «Славянский и восточный орнамент», над к-рым работал почти 30 лет, широко используя материалы не только отеч., но и заруб. б-к и музеев. На изд. альбома получил из Гос. казначейства 12 тыс. р. За этот тр. получил чин т. сов. Принимал активное участие в изд. на средства А. В. Звенигородского на рус., фр., нем. яз. кн. «История и памятники византийской эмали» (СПб., 1894). В лит. наследии С. определ. место занимают кн. и ст., связ. с его библ. деятельностью.
С. впервые посетил Б-ку в 1845, собираясь изучить хранящиеся здесь гравюры. Ок. 1850 помогал сотр. Б-ки востоковеду Ф. Н. Попову в описании кн. В 1855 стал систематически посещать Б-ку, особенно Отделение изящных искусств, к-рым тогда заведовал В. И. Соболыциков. В кон. 1855 принял предложение Соболыцикова составить сист. каталог Отделения «Россика», к-рый завершил в 1857. Предлож. им схема сист. каталога была одобрена АН. Принимал участие в комплектовании Отделения изящных искусств, разбирал эстампы, устраивал выставки.
В кон. 1856 дир. Б-ки М. А. Корф предложил С. место своего пом. по Комис. для собирания материалов по истории жизни и царствования Николая I. В Комис. написал ряд ист. тр.: «Молодые годы Николая I до вступления в брак», «Обозрение истории цензуры в царствование имп. Николая I», «История императора Ивана Антоновича и его семейства», «История попыток к введению грегорианского календаря в России и в некоторых славянских странах» и др. Все эти иссл. были написаны специально для Александра II и поступили в его личную б-ку. В июле 1863 определен во II отделение собств. е. и. в. Канц. «с оставлением при занятиях» по сост. истории жизни и царствования Николая I. Служил там по 1882. В нач. 1860 был ред. «Изв.» археол. отделения РГО.
Похоронен на Тихвинском кладб. Александро-Невской лавры в Петербурге.
На фасаде здания ПБ укреплена мемориальная доска С.
Библиогр.: Владимир Васильевич Стасов: Материалы к биографии. Описание рукописей /Сост. Е. Н. Винер и др. М., 1956; Показий С. Н. В. В. Стасов, 1824-1906: Аннот. указ. лит. за 1950-1973. Л., 1974.
Справ.: БСЭ; Брокгауз; Книговедение; Межов. История; Риман; Славяноведение.
100-летие. С. 214, 256, 275, 286, 306-07, 311, 316, 331-33, 352, 390-92, 405, 432, 445.
Некр.: Речь. 1906. 11 окт.; Петерб. газ. 12, 14 окт.; Свет. 12 окт.; СПбВед. 12 окт.; Товарищ. 12, 22 окт.; Таганрог, вест. 15 окт.; ИВ. Т. 106, нояб.; Визант. временник. Т. 13, вып. 2; ЖМНП. Н. С. 1907. Ч. 7, янв.; Изв. АН. Сер. 6, № 10; Отчет о деятельности ОРЯС АН. СПб., 1906; Кондаков Н. П. Владимир Васильевич Стасов: Некр., 1824-1906. СПб., 1907; Энгель Ю. Д. Памяти В. В. Стасова //Рус. муз. газ. 1907. №41-42.
Арх.: Арх. РНБ. Ф. 1, оп. 1, 1872, № 78; ОР РНБ. Ф. 362; ЦГАЛИ. Ф. 238; Ф. 888; ОР ИРЛИ. Ф. 294.
Иконогр.: PC. 1895. Т. 83, февр.; Нива. 1904. № 1; 1907. № 43; Грабарь И. Репин. М., 1964. Т. 2.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Цитатник
Kalns un Laime, Гора и Счастье В 1911 году в Риге, в Гризинькалнсе родилс.
=Еврейские мальчики= 110 лет назад родился мальчик, которому суждено было стать одним из сам.
✨Выдающийся портретист Савелий Сорин Его имя, к сожалению, почти неизвестно мног.
✨ 1925-й год. Знаменитый танцевальный зал Монпарнаса «Бюлье». П.
«Турандот» Пуччини в постановке Пражской оперы. Л.
—Музыка
—Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Владимир Васильевич Стасов (1824-1906)
Деятельность В. В.Стасова как художественного критика была неразрывно связана с развитием русского реалистического искусства и музыки во второй половине XIX века. Он был их страстным пропагандистом и защитником. Он был выдающимся представителем русской демократической реалистической художественной критики. Стасов в своей критике произведений искусства оценивал их с точки зрения верности художественного воспроизведения и трактовки действительности. Он старался сравнивать образы искусства с породившей их жизнью. Поэтому его критика произведений искусства зачастую расширялась до критики самих явлений жизни. Критика становилась утверждением прогрессивного и борьбой с реакционным, антинародным, отсталым и дурным в общественной жизни. Художественная критика была одновременно и публицистикой. В отличие от прежней художественной критики — узкоспециальной или рассчитанной лишь на специалистов-художников и ценителей, знатоков искусства,— новая, демократическая критика обращалась к широким кругам зрителей. Стасов считал, что критик является истолкователем общественного мнения; он должен выражать вкусы и запросы публики. Многолетняя критическая деятельность Стасова, проникнутая глубокой убежденностью, принципиальная и страстная, действительно получила общественное признание. Стасов не только пропагандировал реалистическое искусство передвижников, но и саму новую, демократическую, прогрессивную критику. Он создал ей авторитет, общественное значение. Стасов был чрезвычайно разносторонне и глубоко образованным человеком. Он интересовался не только изобразительным искусством и музыкой, но и литературой. Он писал исследования, критические статьи и рецензии по археологии и по истории искусства, по архитектуре и музыке, по народному-декоративному искусству, очень много читал, владел большинством европейских языков, а также классическим греческим и латынью. Своей огромной эрудицией он был обязан непрерывному труду и своей неисчерпаемой любознательности. Эти его качества — разносторонность интересов, начитанность, высокую образованность, привычку к постоянному, систематическому умственному труду, как и любовь писать,— выработало в нем его воспитание и жизненное окружение.
Владимир Васильевич Стасов родился в 1824 году. Он был последним, пятым ребенком в большой семье выдающегося архитектора В. П. Стасова. Отец с детства прививал ему интерес к искусству и трудолюбие. Он приучил мальчика к систематическому чтению, к привычке излагать в литературной форме свои мысли и впечатления. Так еще с юности были заложены основы той любви к литературному труду, той охоты и легкости, с которой писал Стасов. Он оставил после себя огромное литературное наследство.
Окончив в 1843 году Училище правоведения, молодой Стасов служит в Сенате и одновременно самостоятельно изучает музыку и изобразительное искусство, которые особенно его влекли. В 1847 году появляется его первая статья — «Живые картины и другие художественные предметы Петербурга». Ею открывается критическая деятельность Стасова. Большую пользу принесла Стасову работа секретарем у русского богача А. Н. Демидова в Италии, во владении его Сан-Донато, близ Флоренции. Живя там в 1851 — 1854 годах, Стасов усердно работает над своим художественным образованием.
Карл Брюллов Портрет А.Н.Демидова 1831. Анатолий Николаевич Демидов (1812, Флоренция, Италия — 1870, Париж, Франция) — русский и французский меценат, действительный статский советник, князь Сан-Донато. Представитель рода Демидовых, младший сын Николая Никитича Демидова от его брака с Елизаветой Александровной Строгановой. Большую часть своей жизни прожил в Европе, лишь изредка приезжая в Россию.
Вскоре после возвращения домой, в Петербург, Стасов начинает работать в Публичной библиотеке. Он проработал здесь всю жизнь, возглавляя Художественный отдел. Собирание и изучение книг, рукописей, гравюр и т. п. развивает далее знания Стасова, становится источником его огромной эрудиции. Он помогает советами и консультацией художникам, музыкантам, режиссерам, добывая им необходимые сведения, разыскивая исторические источники для их работы над картинами, скульптурами, театральными постановками. Стасов вращается в широком кругу выдающихся деятелей культуры, писателей, художников, композиторов, артистов, общественных деятелей. Особо тесные связи завязываются у него с молодыми художниками и музыкантами реалистами, искавшими новых путей в искусстве. Он живо интересуется делами передвижников и музыкантов из группировки «Могучая кучка» (кстати, самое название это принадлежит Стасову), помогает им и в организационных и в идейных вопросах.
Широта интересов Стасова сказалась в том, что он органически сочетал работу историка искусства с деятельностью художественного критика. Живое, активное участие в современной художественной жизни, в борьбе демократического, передового искусства со старым, отсталым и реакционным помогало Стасову и в его работе по изучению прошлого. Лучшими, наиболее верными сторонами исторических и археологических изысканий своих, суждений о народном искусстве Стасов был обязан своей критической деятельности. Борьба за реализм и народность в современном искусстве помогала ему лучше разобраться в вопросах истории искусства.
Взгляд на искусство, художественные убеждения Стасова сложились в обстановке высокого демократического подъема конца 1850-х — начала 1860-х годов. Борьба революционных демократов с крепостничеством, с феодальным сословным строем, с самодержавно-полицейским режимом за новую Россию распространялась и на область литературы и искусства. Это была борьба против отсталых воззрений на искусство, царивших в господствующем классе и имевших официальное признание. Вырождавшаяся дворянская эстетика провозглашала «чистое искусство», «искусство для искусства». Возвышенная, холодная и отвлеченная красота или приторная условная внешняя красивость такого искусства противопоставлялись реальной окружающей действительности. Этим реакционным и омертвелым взглядам на искусство демократы противопоставляют связанные с жизнью, питающи-. еся ею реалистическое искусство и литературу. Н. Чернышевский в своей знаменитой диссертации «Эстетические отношения искусства к действительности» провозглашает, что «прекрасное есть жизнь», что область искусства — это «все, что есть интересного для человека в жизни». Искусство должно познавать мир и быть «учебником жизни». Кроме того, оно должно выносить свои суждения о жизни, иметь «значение приговора о явлениях жизни».
Эти воззрения революционных демократов легли в основу эстетики Стасова. Он стремился в своей критической деятельности исходить из них, хотя сам и не возвышался до революционности. Он считал Чернышевского, Добролюбова, Писарева «колонновожатыми нового искусства» («25 лет русского искусства»). Он был демократом и глубоко прогрессивным человеком, отстаивавшим идеи свободы, прогресса, искусство, связанное с жизнью и пропагандирующее передовые идеи.
Карл Брюллов (1799-1852) Портрет княгини Е.П.Салтыковой. 1833-1835
В 1863 году 14 художников отказались от выполнения заданной им дипломной темы, так называемой «программы», отстаивая свободу творчества и реалистическое отображение современности. Этот «бунт» воспитанников академии был отражением революционного подъема и пробуждения общественности в области искусства. Эти «протестанты», как их называли, основали «Артель художников». Из нее выросло затем мощное движение «Товарищества передвижных художественных выставок». Это были первые не правительственные и не вельможные, а демократические общественные организации художников, в которых они были сами себе хозяевами. Стасов горячо приветствовал создание сначала «Артели», а затем Товарищества передвижников ‘.
Если Артель была первой в русском искусстве попыткой создать художественное объединение, независимое от официальной опеки, то Товарищество осуществило эту идею.
Он справедливо видел в них начало нового искусства и всячески затем пропагандировал и защищал передвижников и их искусство. В нашем сборнике помещены некоторые наиболее интересные из статей Стасова, посвященные разбору передвижных выставок. Показательна своей защитой позиций передового, реалистического искусства и его выдающихся деятелей статья «Крамской и русские художники». В ней Стасов горячо и справедливо восстает против принижения значения замечательного художника, вождя и идеолога передвижничества — И. Н. Крамского.
Интересным образчиком защиты произведений реалистического искусства от реакционной и либеральной критики является разбор Стасовым знаменитой картины И. Репина «Не ждали». В нем Стасов опровергает искажение ее общественного смысла.
Стасов всегда искал в искусстве глубокого идейного содержания и жизненной правды и с этой точки зрения прежде всего оценивал произведения. Он утверждал: « Только то и искусство, великое, нужное и священное, которое не лжет и не фантазирует, которое не старинными игрушками тешится, а во все глаза смотрит на то, что везде вокруг нас совершается, и, позабыв прежнее барское деление сюжетов на высокие и низкие, пылающею грудью прижимается ко всему тому, где есть поэзия, мысль и жизнь » («Наши художественные дела»). Он даже склонен порою был считать тягу к выражению больших, волнующих общество идей одним из характерных национальных признаков русского искусства. В статье «25 лет русского искусства» Стасов вслед за Чернышевским требует от искусства быть критиком общественных явлений. Он защищает тенденциозность искусства, рассматривая ее как открытое выражение художником его эстетических и общественных воззрений и идеалов, как активное участие искусства в общественной жизни, в воспитании людей, в борьбе за передовые идеалы.
Стасов утверждал: «Искусство, не исходящее из корней народной жизни, если не всегда бесполезно и ничтожно, то уж по крайней мере всегда бессильно». Большой заслугой Стасова является то, что он приветствовал отражение народной жизни в картинах передвижников. Он всячески поощрял это в их творчестве. Он дал внимательный анализ и высокую оценку показу образов народа и народной жизни в картинах Репина «Бурлаки на Волге» и особенно «Крестный ход в Курской губернии».
И.Репин Бурлаки на Волге
Он особенно выдвигал такие картины, в которых действующим лицом является масса, народ. Он называл их «хоровыми». За показ народа на войне он хвалит Верещагина, в обращении к народности искусства усматривает сходство в творчестве Репина и Мусоргского.
И.Репин Крестный ход в Курской губернии 1880—1883
Стасов здесь действительно схватывал важнейшее и значительнейшее в творчестве передвижников: черты их народности. Показ народа не только в его угнетении и страдании, но и в его силе и величии, в красоте и богатстве типов и характеров; отстаивание интересов народа было важнейшей заслугой и жизненным подвигом художников-передвижников. Это был настоящий патриотизм и передвижников и их глашатая — критика Стасова. Со всей страстностью своей натуры, со всем публицистическим жаром и талантом Стасов на протяжении своей жизни отстаивал мысль о самостоятельности и оригинальности развития русского искусства. Вместе с тем ему была чужда ложная идея якобы изолированности, или исключительности, развития русского искусства. Отстаивая его оригинальность и самобытность, Стасов понимал, что оно в целом подчиняется общим законам развития нового европейского искусства. Так, в статье «25 лет русского искусства», говоря о зарождении русского реалистического искусства в творчестве П.А Федотова (1815-1852), он сопоставляет его с аналогичными явлениями в западноевропейском искусстве, устанавливая как общность развития, так и национальное его своеобразие. Идейность, реализм и национальность — эти основные черты Стасов отстаивал и пропагандировал в современном ему искусстве.
Павел Федотов Сватовство майора.
Широта интересов и большая разносторонняя образованность Стасова позволили ему рассматривать живопись не изолированно, а в связи с литературой и музыкой. Особенно интересно сопоставление живописи с музыкой. Оно характерно выражено в статье «Перов и Мусоргский». Стасов боролся против теорий «чистого искусства», «искусства для искусства» во всех их проявлениях, будь то далекая от жизни тематика, будь то «охранение» искусства от «грубой повседневности», будь то стремление «освободить» живопись от литературы, будь то, наконец, противопоставление художественности произведений их практической полезности, утилитарности. В этом отношении интересно письмо «Вступительная лекция г. Прахова в Университете».
Но, разумеется, и в лучших работах критика не все верно и приемлемо для нас. Стасов был сыном своего времени, и в его взглядах и понятиях были наряду с весьма ценными и слабые и ограниченные стороны. Особенно значительны они были в его научных исторических исследованиях, где он порою отступал от своих же собственных позиций самостоятельности развития искусства народа, отождествлял понятия народности и национальности и т. д. И его критические статьи не свободны от ошибок и односторонностей. Так, например, в пылу борьбы с изживавшим себя старым искусством Стасов приходил к отрицанию достижений и ценности русского искусства XVIII — начала XIX века как якобы несамостоятельного и ненационального. Он в известной мере разделял здесь заблуждения тех современных ему историков, которые считали, что реформы Петра I оборвали якобы национальную традицию развития русской культуры. Так же точно в борьбе с реакционными позициями современной ему Академии художеств Стасов доходил до полного и абсолютного ее отрицания. В обоих случаях мы видим, как выдающийся критик утрачивал порою в пылу страстной полемики исторический подход к явлениям искусства. В самом близком и современном ему искусстве он порою недооценивал отдельных художников, как, например, Сурикова или Левитана. Наряду с глубоким и верным анализом одних картин Репина он неправильно понимал другие. Правильному и глубокому пониманию народности в живописи противостоит у Стасова внешнее понимание ее в современной ему архитектуре. Это было обусловлено слабым развитием самой архитектуры его времени, ее малой художественностью.
Стасов В.В. (в кругу художников)
Можно было бы указать и на другие ошибочные или крайние, вызванные полемическим задором и обстоятельствами борьбы суждения Стасова. Но не эти ошибки или заблуждения замечательного критика, а его сильные стороны, верность его основных положений важны и ценны для нас. Он был силен и поистине велик как критик-демократ, придавший художественной критике большое общественное значение и вес. Он был прав в основном, главном и решающем: в общественном понимании искусства, в отстаивании реализма, в утверждении, что именно реалистический метод, связь искусства с жизнью, служение этой жизни обеспечивают расцвет, высоту и красоту искусства. Это утверждение реализма в искусстве составляет историческое значение, силу и достоинство Стасова. В этом непреходящее значение его критических работ, их ценность и поучительность для нас сегодня. Работы Стасова важны и для ознакомления с историческим развитием и достижениями русского реалистического искусства.
А.М. Горький, В.В. Стасов, И.Е. Репин на «Аллее Пушкина» в «Пенатах
Поучительны и ценны для нас в Стасове-критике не только его большая принципиальность, ясность и твердость его эстетических позиций, но и его страстность, темперамент, с которым он отстаивает свои убеждения. До конца своих дней (Стасов умер в 1906 г.) он оставался критиком-борцом. Замечательна его любовь к искусству и преданность тому, что он считал в нем подлинным и прекрасным. Эту его живую связь с искусством, ощущение его как своего собственного дела, практического и нужного, правильно охарактеризовал М. Горький в своих воспоминаниях о Стасове. Любовью к искусству продиктованы и его утверждения и его отрицания; в нем всегда «горело пламя великой любви к прекрасному».
И.Репин Портрет Владимира Васильевича Стасова. 1900
В этом непосредственном переживании искусства, в страстной защите его жизненного значения и важности, в утверждении реалистического, нужного народу, служащего ему и в его жизни черпающего свои силы и вдохновение искусства, и заключается самое важное и поучительное, высоко ценимое и уважаемое нами в работах Стасова.