старовавилонский период в истории месопотамии

Старовавилонский период

История Месопотамии.
Старовавилонский период (XIX-XVII вв.). Держава Хаммурапи.

Старовавилонский период (XIX-XVII вв. до н.э.). Вавилон. В течение XX в. до н.э. аморейские вожди один за другим выкраивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально независимые от Иссина. В 1895 г. такое царство с центром в незначительном городке Бабили («Врата Бога», Вавилон) основал вождь Сумуабум. Время правления его династии в Вавилоне выделяется в т.н. Старовавилонский период истории Месопотамии. В это время завершается этническая трансформация в Нижней Месопотамии: аккадцы полностью ассимилируют шумеров, но шумерский, и став мертвым языком, остался неизменным языком учености, месопотамской «латынью»…

Аморейско-аккадские государства ожесточенно воевали друг с другом, и к 1800 г. Месопотамия приобрела следующий вид: юг страны контролировало царство Ларса, центр — Вавилон и Эшнунна, Верхнюю Месопотамию, включая бывшее царство Мари и староассирийское государство, занимала огромная держава аморейского вождя Шамши-Адада (ок. 1824-1777), захватившего в конце XIX в. и Мари, и Ашшур, и посадившего править ими своих сыновей. Сам он управлял из Шубат-Эллиля в Верхней Месопотамии. Держава Шамши-Адада была разбита на военные округа, наместники которых присматривали за множеством мелких традиционных правителей, чьи территории входили в соответствующий округ. Сирийское государство Ямхад (враждебное Шамши-ададу) и Элам активно взаимодействовали с месопотамскими царствами. Множество мелких политических образований находилось в зависимости от всех перечисленных государств. «Никто не силен сам по себе, — говорит один из царей этого времени, — за каждым сильным государем идет 10-15 зависимых».

В обществах Месопотамии этого времени выделяются три сословия: свободные общинники авилумы (досл: «люди»), «царские люди» мушкенумы (досл. «склоняющиеся под чье-то покровительство») и рабы по сословию вардумы. Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели самоуправления Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и сидели отдельными мелкими хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бремя податей; кроме того, особые группы мушкену несли воинскую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе). Их жизнь регламентировалась государством. Мушкенумы, в отличие от авилумов, не могли уйти с выданной им земли без разрешения государства. Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали. Естественно, общинник-авилум, принимающий надел от царя, авилумом быть не переставал (если не выходил специально из общины), а мушкенум, которому удавалось стать членом общины, становился авилумом, но это не освобождало его от прежних обязательств по царской земле.

Людей разных сословий закон ценил по-разному. За убийство авилума карали смертью, виновному в убийстве раба достаточно было возместить хозяину ущерб и т.д. Однако жестких границ, в том числе психологических, между сословиями не было. Раб мог иметь собственное имущество и семью. Он считался человеком, а не вещью, господин распоряжался лишь его временем и трудом. Многие свободные сочувствовали рабам и помогали им бежать от хозяев, так что в Законы Хаммурапи пришлось включать специальную статью, угрожающую суровыми наказаниями за помощь беглому рабу.

В старовавилонском обществе существовали два основных класса господствующий (почти исключительно — люди, состоящие на государственной службе), и обложенных государственной эксплуатацией мелкие производители, ведущие свое хозяйство. Среди последних общинники эксплуатировались меньше, сидящие на земле под условием выплаты части урожая мушкенумы (источники знают их под именем наши бильтим, «плательщики дохода») — интенсивнее; в отличие от лиц, принимавших от царя более квалифицированную службу, «плательщики», как и военные колонисты, были прикреплены к своей службе и земле. Частная эксплуатация в городских общинах была развита, но к формированию классов не приводила.

Элита и продолжающий ее большой административный аппарат состояла и из авилумов, и из мушкенумов, возвысившихся на службе царя, и существовала на государственном обеспечении (главным образом в форме прямого жалования). От налогов она, естественно, освобождалась. Крупных частных владений не существовало. Цари не создавали крупной собственности пожалованиями, а община была весьма крепка, и внутри нее крупные частные эксплуататоры тоже возникать не могли. Крупных и независимых частных фондов движимости тоже почти не было: купцы были поверстаны в государственную службу и стали правительственными торговыми агентами тамкарами (через них государство вело внешнюю торговлю и устанавливало твердые цены на внутреннем рынке), а с ростовщиками цари старовавилонского периода боролись, раз в 10-15 лет аннулируя все долги. Разумеется, возможность реально проводить такую политику в интересах государства была тем больше, чем сильнее было само государство; при царях, недостаточно сильных или недостаточно ответственных, чтобы ее проводить, степень огосударствления общества резко падала.

Первая половина XVIII в. неожиданно привела к интеграции Месопотамии. Ок.1780 сильнейшим ее царем был, бесспорно, Шамши-адад; зависимость от него признавали и Хаммурапи Вавилонский (1792-1750 г.), и Катна в Южной Сирии, и горные области северо-западного Ирана. Однако с его смертью его держава (известная у соседей под названием «Субарту») почти мгновенно развалилась. В Мари, в частности, к власти пришел Зимрилим, из местной династии, изгнанной в свое время Шамши-ададом.

Ситуацией воспользовались эламиты, к 1770 г. поставившие под свой контроль всю Месопотамию и даже делавшие вылазки в Сирию-Палестину. Господство их, однако, оказалось эфемерным: в 1764 г. Хаммурапи в союзе с Зимрилимом сверг господство эламитов. Началось десятилетие войн, в ходе которых Хаммурапи одолел и Элам, и прочие месопотамские царства, включая Ларсу и осколок Субарту — царство сына Шамши-Адада Ишме-Дагана с центрами в Ашшуре и Шубат-Эллиле, и своего недавнего союзника Зимрилима. В 1763 г. пала Ларса, в 1759 г. — Мари, в 1757 г. — Ашшур, в 1756 — Эшнунна, ок.1755 г. Хаммурапи оккупировал Сузиану. Образовалась единая всемесопотамская империя, причем строго централизованная. Сам Хаммурапи делил ее на две части: коренная территория (аккадоязычные номы, поклоняющиеся шумеро-аккадским богам в чистом виде), и чужеродная периферия (эламитская Сузиана, хуррито-аморейские территории Верхней Месопотамии, входившие ранее во владения Мари и «Субарту», а с падением последних доставшиеся Хаммурапи). Во вступлении к своим знаменитым Законам (ок.1755 г.) Хаммурапи прокламирует себя лишь как благодетеля первой части державы, перечисляя все образующие эту часть номы, и вовсе не упоминает остальные свои владения. Объединение Месопотамии, которого добился Хаммурапи, оказалось прочным по общим последствиям — страна после этого уже никогда не распадалась на отдельные номовые государства…

Законы Хаммурапи получили в Месопотамии невероятную славу: их переписывали как образцовые еще тысячу лет спустя. Однако связано это было не столько с новизной их содержания (законы такого же типа. направленные на ограничение частной эксплуатации, проводили и другие цари), сколько с тем, что Хаммурапи имел силу и волю провести их в жизнь, как никто другой, да еще по всей Месопотамии разом.

Законы, как Хаммурапи объявляет во введении, были введены для того, «чтобы сильный не притеснял слабого» и для «ублажения плоти людей». Доминантой их является ограничение и регламентирование частной эксплуатации и частнособственнических отношений вообще, утверждение за государством контроля над всей хозяйственной жизнью. Законы регулируют цены и тарифы, в том числе условия найма и аренды, правила земле- и водопользования и возмещения долга. Законы воспрещали ростовщикам взимать слишком высокий процент, а предельным сроком долгового рабства называли 3 года (по истечении которых долговые рабы вновь становились свободными). Каждые десять-пятнадцать лет Хаммурапи и его преемники издавали так называемые «указы справедливости (досл. «выравнивания»)», по которым все долги, существовавшие на тот момент, аннулировались, и люди, очутившиеся в долговой кабале, избавлялись от нее.

Держава Хаммурапи в полном объеме просуществовала недолго: при его преемнике Самсуилуне (1749-1712 г.) державу постигла настоящая катастрофа. В 1742 г. на Месопотамию с северо-востока обрушились неведомые ей ранее неиндоевропейские племена c этнонимом «касс-» (аккадское кассу, в современной науке касситы, самоназвание «каспе» — каспии?) под предводительством их вождя Гандаша. По-видимому, это были аборигены североцентрального Ирана, сдвинутые с места ударившим по ним цепным переселением народов, как раз в то время проходившим на территории Ирана и вызванным миграцией сюда индоиранцев из-за Кавказа.

Касситы рассекли надвое державу Хаммурапи, прошли ее насквозь и обосновались на Среднем Евфрате, где создали кассито-аморейское государство Хана (другая часть касситов осела восточнее Диялы, при верховьях рек Керхе — Карун). Отрезанная этим движением от Вавилона Верхняя Месопотамия, включая Ашшур, отпала и вскоре вновь, как до Шамши-Адада, стала конгломератом мелких политических образований (чем вскоре воспользовались хурриты, жившие при Верхнем — Среднем Тигре, приведенные в движение на юго-запад отголосками того же трансиранского переселения, что и касситы). В 1739 г. против Вавилона восстал былой шумерский юг Нижней Месопотамии; Самсуилуна подверг его невероятному разгрому, но в 1722 г. и он все же отпал от Вавилонии, образовав особое царство Приморья, цари которого принимали шумерские имена, хотя на живом шумерском не говорили уже ни они сами, ни их подданные.

Источник

Старовавилонский период (2000–1595 гг. до н. э.)

Старовавилонский период (2000–1595 гг. до н. э.)

Общественный строй в Двуречье первой половины II тысячелетия до н. э

Как обычно, распад государства в Двуречье привел к резкому росту частной собственности, торговли и частной эксплуатации. Даже храмовые должности завешали и продавали как личную собственность. Бурно развивалось ростовщичество (под весьма высокий процент!) и долговая зависимость вплоть до кабального рабства. В уплату долга земледелец зачастую отдавал во временное рабство членов своей семьи или самого себя. Более того, утверждается свободная купля-продажа общинных наделов их пользователями, и начинается обычный процесс концентрации земли у одних лиц и обезземеливания других. Из-за долгов или неудач многие общинники разоряются и продают свою землю или бывают вынуждены передать ее кредитору за долги. Тем самым они теряют место в общине и вынуждены идти в рабскую или иную зависимость, а их земля достается богачам. Бурно развивается частная торговля, прежде всего международная: суда месопотамских купцов и владельцев ремесленных мастерских вновь совершают плавания до Дильмуна (Бахрейна), где возник главный перевалочный пункт для торговли со странами Аравии, Южного Ирана и долины Инда (старая ойкумена цивилизаций от Средиземного моря до Инда все еще существовала).

Развитие ростовщичества и долгового рабства, а также разорение значительной части населения некоторое время почти не вызывали препятствий, но в конце XIX в. до н. э. начали иной раз встречать резкое сопротивление со стороны властей крупнейших месопотамских царств. Нередко цари издавали каждые пять-семь лет так называемые эдикты «мишарум» (доел, «выравнивания» или «справедливости»), которые аннулировали кабальные соглашения, заключенные из-за долгов, в том числе освобождали долговых рабов и возвращали находившиеся в залоге у кредиторов земли их владельцам. В Эшнунне и особенно в Ларсе были проведены реформы, резко ограничившие частнособственническую деятельность и куплю-продажу; в частности, государство устанавливало твердые тарифы на наем и различные услуги и даже твердые цены на зерно и другие основные товары. В результате в Ларсе, например, частную торговлю и ростовщичество постиг резкий упадок. В еще более масштабных формах такую политику проводил вспоследствии знаменитый Хаммурапи.

Иногда ученые высказывают мнение, что подобными мерами цари, хотя и облегчали положение основной части населения (не разоряя при этом и тех частных собственников, которым эти меры были невыгодны!), но препятствовали экономическому прогрессу, который мог якобы идти только за счет развития частнособственнических отношений. Едва ли это так. В натуральной по своим основам месопотамской экономике технологические сдвиги вообще происходили очень редко и были никак не связаны с формами эксплуатации, а экономический рост зависел прежде всего от состояния ирригационной системы; между тем ее развивало и налаживало именно государство.

Соотношение государственной и частной эксплуатации вообще было самым болезненным социально-экономическим вопросом для любого древнего обществ. Дело в том, что всякая эксплуатация может быть социально полезна только в той мере, в какой изъятый с ее помощью продукт вкладывается затем в торговлю, производство, политическое и культурное обеспечение общества, т. е. в сферы жизни, полезные, в конечном счете, для всей страны. В обществах древности, с неразвитым обменом и доминированием натурального хозяйства, богатство частного лица либо «проедалось», либо омертвлялось в виде сокровища, либо умножало само себя ростовщическим путем, но почти никогда не вкладывалось в общественно-полезные предприятия (единственным серьезным исключением могла быть внешняя торговля). Добывалось же частное богатство, как правило, путем успешного использования имущественного неравенства, втягивания массы рядовых общинников в долговую кабалу и концентрации земли, т. е. чисто паразитическими формами эксплуатации. Государственная эксплуатация, напротив, обеспечивала функционирование необходимых всем институтов.

Таким образом, для аграрного общества древности частная эксплуатация была в крупных масштабах всегда вредна, государственная же могла быть весьма полезна (в зависимости, правда, от доли продукта, взыскиваемого государством), а в определенных размерах — всегда необходима. Поэтому жизнь многих стран Древнего Востока колебалась от разрушительного усиления частной собственности и частной эксплуатации (приводивших к разорению и порабощению огромных слоев населения) к их государственному ограничению и укреплению государственного сектора в экономике. Не являлось здесь исключением и Двуречье.

В обществах Месопотамии Старовавилонской эпохи различались три сословия: свободные общинники авилумы (доел, «люди»), «царские люди» мушкенумы (доел, «склоняющиеся под чье-то покровительство») и рабы по сословию вардумы.

Авилумы пользовались общинным самоуправлением, но в большинстве своем платили подати царю. Мушкенумы не входили в общины и не имели самоуправления. Они отдавали себя под покровительство царя, чтобы получить от него земельный надел, и сидели отдельными мелкими хозяйствами на царской земле (на них и лежало основное бремя податей; кроме того, особые группы мушкенумов несли воинскую повинность как военные колонисты или находились на иной царской службе). Их жизнь регламентировалась государством. Мушкенумы, в отличие от авилумов, в большинстве своем не могли уйти с земли, на которой они сидели, без разрешения государства. Вардумы были частными рабами, их покупали и продавали. Естественно, общинник-авилум, принимающий надел от царя, авилумом быть не переставал (если не выходил специально из общины, отказываясь от своего надела в ней), а мушкенум, которому удавалось стать членом общины, становился авилумом, но это не освобождало его от прежних обязательств по царской земле.

Людей различных сословий закон ценил по-разному. За убийство авилума карали смертью, виновному в убийстве раба достаточно было возместить хозяину ущерб и т. д. Однако жестких границ, в том числе психологических, между сословиями не было: в Месопотамии всегда считали, что люди, при всем различии в их положении, по природе своей мало чем отличаются друг от друга, и царю присущи такие же желания, надежды и страхи, что и любому рабу. Раб мог иметь собственное имущество и семью. Он считался человеком, а не вещью, господин распоряжался лишь его временем и трудом. Многие свободные сочувствовали рабам и помогали им бежать от хозяев, так что в Законы Хаммурапи пришлось включать специальную статью, угрожающую суровыми наказаниями за помощь беглому рабу.

В старовавилонском обществе существовали два основных класса: господствующий класс: царь, верхушка людей, состоявших на государственной службе или службе в храмах, и крупные частные собственники — и обложенные государственным и повинностям и мелкие производители, ведшие собственное хозяйство, будь они общинниками или «царскими людьми». Владельцы общинных наделов подвергались эксплуатации меньше, а лица, сидевшие на государственной земле на условиях выплаты части урожая (источники знают их под именем наши бильтим — «плательщики дохода»; в подавляющем своем большинстве они были мушкенумами) — интенсивнее. В отличие от лиц, назначаемых царем на высоквалифицированную службу, «плательщики», так же как и военные колонисты — «царские люди», получавшие от государства небольшие наделы для обработки силами собственной семьи под условием военной службы, — были прикреплены к своему виду служебной деятельности и земле и не имели права выставлять взамен себя заместителей.

Читайте также

1595 – Мир со шведами

1595 – Мир со шведами При Федоре ослабленная войнами Россия не замирилась только со Швецией. Причины устойчивой вражды Швеции и России в этот период были весьма оригинальные. Дело в том, что Иван Грозный категорически отказывался признавать незаконную, «мужицкую», по его

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД

ВАВИЛОНИЯ ВО II ТЫСЯЧЕЛЕТИИ ДО Н.Э. СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД Как упоминалось, цари Иссина продолжали считать себя продолжателями Урской империи: как и цари Ура, они обожествляли себя, сохраняли именование своего государства «Шумером-и-Аккадом», а падение Ура считали

Лекция 4: Старовавилонский период истории Месопотамии.

Лекция 4: Старовавилонский период истории Месопотамии. Политическая история.Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX—XVII вв. до н.э.) мы условно называем старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами

Старовавилонский период. Времена раздробленности

Старовавилонский период. Времена раздробленности С падением III династии Ура в Месопотамии наступил новый, так называемый Старовавилонский период (ок. 2000–1595 гг. до н. э.). Цари Иссина по-прежнему считали себя продолжателями Урской империи: как и цари Ура, они обожествляли

Старовавилонский период (Исин, Ларса, Мари, Вавилон)

Старовавилонский период (Исин, Ларса, Мари, Вавилон) Административная система империи Третьей династии Ура была сломана еще до того, как уничтожили ее столицу. Управление в маленьких отколовшихся царствах, которые сменили прежнюю обширную империю, стало абсолютно

Старовавилонский период

Старовавилонский период В распоряжении историков находится значительная документация первых веков II тысячелетия до н. э., принадлежавшая не храмам или государству, а частным лицам. Это таблички, фиксирующие имущественные сделки, содержащие договоры о браке,

3. Мятеж Наливайко (1595-96 гг.)

3. Мятеж Наливайко (1595-96 гг.) Осенью 1595 года атаман Северин Наливайко поднял казацко-крестьянское восстание на Правобережной Украине. Этот человек, сын ремесленника-меховщика, был родом из местечка Гусятин на Подолии. Служил сотником надворной хоругви у князя Константина

2.5. СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД

2.5. СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД Амореи заняли почти все Двуречье, за исключением юго-запада, где около столетия продолжало существовать небольшое царство Иссин – обломок погибшего государства III династии. На остальной территории Двуречья падение демографического давления

Старовавилонский период (XIX–XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи

Старовавилонский период (XIX–XVII вв. до н. э.). Держава Хаммурапи В течение XX в. до н. э. аморейские вожди один за другим выкраивают для себя в Месопотамии царства, уже и формально независимые от Иссина. В 1895 г. до н. э. такое царство с центром в незначительном городке Бабили

1595 Анкеты № 124, 113, 325 / 99 // Личн. архив автора.

Ранний доклассический период (2000—1300 гг. до н. э.)

Ранний доклассический период (2000—1300 гг. до н. э.) (В научной литературе приводятся обычно другие даты трех этапов доклассического периода: ранний – с 2000 (или 1500) до 1000 г. до н. э., средний – с 1000 по 500 (или 300) г. до н. э. и поздний – с 500 (300) по рубеж (первые века) нашей эры. )Для

Источник

Глава V

СТАРОВАВИЛОНСКИЙ ПЕРИОД ИСТОРИИ МЕСОПОТАМИИ

1. СТАРОВАВИЛОНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Период от падения III династии Ура до завоевания Месопотамии касситами (XX-XVII вв. до х.э.) мы условно называем старовавилонским. В это время Вавилон впервые возвысился над всеми другими городами Двуречья и стал столицей государства, объединившего всю Нижнюю и часть Верхней Месопотамии. Несмотря на то, что это объединение продержалось в полном объеме лишь на протяжении жизни одного поколения, оно надолго сохранилось в памяти людей. Вавилон остался традиционным центром страны до конца существования аккадского языка и клинописной культуры.

Городская усадьба чаще всего состояла из жилого дома и участка незастроенной земли. Размеры отдельных домов колебались в пределах 35-70 кв. м. За сохранностью стены, разделявшей соседей, они следили совместно. Другим видом имущества многих горожан были финиковые сады: располагались они или в окрестностях городов, или в сельских поселениях, находившихся неподалеку. Площадь садов не превышала чаще всего одного гектара. Горожане, основным занятием которых были служба или ремесло, часто не занимались сами садовыми работами, а сдавали свои участки в аренду. За месяц-два до сбора фиников производился осмотр пальм, с тем чтобы определить ожидаемый урожай. На основании предварительной оценки составлялся письменный договор, согласно которому садовник должен был предоставить хозяину сада определенное количество фиников.

Таким образом, имущество, позволявшее горожанину прокормить себя и свою семью, сводилось к небольшому дому с самой необходимой мебелью и хозяйственной утварью и небольшому полевому участку, принадлежавшему ему как члену какой-либо сельской общины либо данному ему храмом или государством в пользование (кормление) за службу, иногда к нему добавлялась маленькая финиковая роща.

Наличие в обращении малого количества серебра, особенно за пределами больших городов, вдали от центральных учреждений и торговых компаний, и низкая товарность хозяйства приводили к тому, что не только не всегда и не везде можно было продать за серебро продукты сельского хозяйства, но и купить их за серебро также бывало зачастую затруднительно. Купля-продажа за серебро при отсутствии чеканной монеты необходимо требовала взвешивания, расчетов, т.е. определенных знаний и квалификации, которыми большинство населения, конечно, не обладало. Это еще более затрудняло обращение серебра, особенно в сельской местности. В крупных городах, где были меняльные лавки и жило много торговцев, такого рода затруднений не возникало. Серебро здесь могло обращаться свободнее, и его, вероятно, всегда можно было реализовать, так как потребность в серебре в связи с развитием хозяйства все возрастала.

Естественным следствием потребности в серебре в условиях недостаточного количества этого металла в обращении и концентрации его в руках узкой группы лиц, связанных с торговлей и занимавших высшие должности в храмовом и дворцовом хозяйстве, было развитие кредита. Однако поскольку серебра было мало, то дать его в долг, рассчитывая на возвращение долга с процентами серебром же, можно было только в том случае, если должник имел торговый капитал или занимал значительное положение в государственном хозяйстве, т.е. принадлежал к той небольшой группе лиц, в руках которых сосредоточивались основные доходы от сбора налогов и торговли. Большинство семей стояло вне этого круга и не могло рассчитывать на получение займа, если кредитору не предоставлялась достаточно твердая гарантия; такой гарантией могла служить личность должника или его недвижимость; в этих случаях должник, нуждаясь в серебре, шел на заклад или на продажу в рабство членов своей семьи и даже себя самого либо на продажу своей недвижимости. Продажи такого рода, которые скрывали за собой долговые сделки, носили временный характер и по истечении определенного срока или выполнении определенных условий должны были аннулироваться.

Таково было имущественное положение большинства жителей Месопотамии, дававшее им ограниченный, но более или менее стабильный доход. Над этой массой стояла небольшая группа богатых семей, представители которых занимали высшие должности в государственном или храмовом хозяйстве (и в общинах) либо входили в число приближенных или родственников царя. Эти семейства владели многочисленными земельными имениями, доход с которых исчислялся десятками тысяч литров зерна [1] значительными по тем масштабам стадами овец. Все работы в таких имениях велись с помощью арендаторов (в полеводстве и садоводстве), наемных работников (в скотоводстве) и рабов, труд которых мог применяться во всех отраслях большого хозяйства.

В сословном отношении общество того времени делилось на полноправных свободных граждан (авилум), владевших недвижимой собственностью на правах членства в какой-либо (городской или сельской) общине, на лиц с ограниченными юридическими и политическими правами (мушкенум), не имевших недвижимой собственности, но получивших от государства за службу или работу в условное владение землю, и на рабов (вардум), которые были собственностью своих хозяев. Высшая дворцовая и храмовая знать относилась к авилумам. Собственность на землю не носила сословного характера, и в той мере, в какой земельные участки продавались (главным образом дома, сады, весьма редко поля), их могли покупать и мушкенумы.

Города и сельские поселения со всей их обрабатываемой площадью занимали сравнительно узкую территорию месопотамской аллювиальной равнины, к которой с обеих сторон примыкали пастушеские угодья, населенные подвижными западносемитскими племенами овцеводов-амореев, нередко враждовавшими между собой. Ежегодно в определенный сезон скотоводы вторгались прямо в зоны оседлого обитания или на границы этих зон. В зависимости от того, где они пасли свой скот другую половину года, они появлялись здесь либо летом, когда в степях выгорала трава и пересыхали источники, либо зимой, когда в горах не было корма для скота и его негде было укрыть от холодных ветров. В принципе каждое племя имело свою автономную территорию, но границы этих территорий были весьма расплывчаты. Оседлые жители и скотоводы были связаны между собой. множеством разнообразных экономических, социальных и политических факторов. Важную роль в экономической жизни играл обмен продуктов овцеводства на продукты земледелия; вероятно, через пастушеские племена в Месопотамию проникали и некоторые иноземные товары.

Неоседлое скотоводство оказывало значительное влияние и на социальное развитие общества Месопотамии. Одним из постоянных факторов являлся постепенный переход части скотоводческих племен к оседлости. Самые богатые предпочитали оседлость, когда размеры их стад превышали возможности пастбищной земли, и становились землевладельцами, военачальниками, пополняли собой городскую элиту. Самые бедные оседали на земле, когда потери скота уменьшали их стада ниже минимума, необходимого, чтобы прокормить семью, и поступали на службу в государственное или храмовое хозяйство, получая за свой труд земельный надел или натуральное довольствие и пополняя собой число беднейшего и наиболее зависимого населения Месопотамии. Все это усиливало социальное расслоение.

Влияние скотоводческих племен на политическую жизнь Месопотамии было еще более значительным. На протяжении всей ее истории ежегодные мирные миграции скотоводов легко превращались в агрессивные, стоило только немного ослабеть власти централизованного государства; этот процесс происходил и в рассматриваемый нами период.

2. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

После падения III династии Ура огромное централизованное государство, объединявшее почти все Двуречье, распалось, его административный аппарат развалился. Ур перестал быть центром страны, и на эту роль претендовал целый ряд древних и новых городов.

Самой характерной чертой политического развития Месопотамии в старовавилонский период была, несомненно, борьба между племенами и племенными объединениями. Западносемитские племена проникали в Двуречье еще издревле. Они селились в Месопотамии рядом с шумерами, постоянно поглощая и ассимилируя местное население. Этот процесс шел медленно и в большинстве случаев, вероятно, достаточно мирным путем. На археологических уровнях, соответствующих времени наиболее массовых и известных вторжений племен в Двуречье, в ходе раскопок не было обнаружено следов значительных массовых разрушений. Характерно и то, как мало эти вторжения влияли на вавилонскую цивилизацию. В то же время пришельцы не только подпадали под влияние сильнейшей шумерской культурной традиции, но со временем начинали воспринимать эту традицию как свою и старались ее развить и продолжить. К старовавилонскому периоду процент собственно шумерского (чисто этнически) населения в Месопотамии был, по-видимому, невелик, в то время как шумерский язык, шумерские хозяйственные, политические и культурные традиции в значительной мере сознательно охранялись и поддерживались. Шумерский язык в повседневной жизни в это время практически не употреблялся, его полностью вытеснил один из языков восточносемитской группы, который мы условно называем аккадским (от названия столицы Саргона Великого города Аккада/Аккаде, ставшего впоследствии и обозначением всей северной части Нижней Месопотамии). Однако значительная часть деловых записей, особенно на юге, все еще составлялась на шумерском или на смеси шумерского и аккадского языков. Тысячи клинописных документов, дошедших до нас от старовавилонского периода, позволяют историкам восстановить картину социально-экономической и политической жизни Месопотамии того времени.

Основную массу населения Месопотамии составляли представители различных семитоязычных племен. Необходимо, видимо, отказаться от существовавшего длительное время в исторической науке жесткого типологического разделения населения Месопотамии на оседлое и кочевое. На практике эти два образа жизни не были резко противопоставлены друг другу в чистом виде. Существовало множество переходных ступеней от одного состояния к другому, и в каждом племени были представлены все или многие варианты такого рода. Те резкие противопоставления городской и кочевой жизни, которые изредка встречаются в старовавилонских литературных памятниках, имеют в виду, вероятно, горные племена, совершавшие иногда опустошительные, но кратковременные набеги на равнину.

Характерным политическим образованием старовавилонского периода было племя или племенное объединение с городом в качестве племенного центра. Политическое образование такого рода имело нечто общее с городом-государством и получало возможности для дальнейшего развития. Племенными центрами при этом обычно становились небольшие города, не имевшие традиций политической жизни. Целый ряд таких городов, ставших центрами местных династий, вышел на арену политической жизни Месопотамии именно в старовавилонский период, в то время как старые города, бывшие некогда центрами шумерских городов-государств, не играли в это время никакой политической роли, хотя некоторые из них продолжали сохранять важное значение как традиционные центры культуры и торговли.

Иссин

В главе III уже рассказывалось о том, как возникла царская династия в Иссине. Основателем нового царства стал некий Ишби-Эрра, один из военачальников последнего урского царя Ибби-Суэна. Своей столицей он избрал небольшое селение на одном из рукавов, ответвлявшихся от Евфрата ниже Ниппура. Окончательное крушение государства III династии Ура, отсутствие на первых порах сильных соперников позволили царям Иссина провозгласить себя прямыми преемниками урского государства. Территориальные владения первых царей Иссина, простиравшиеся далеко на север и охватывавшие почти весь юг Месопотамии, как будто соответствовали их политическим претензиям. Первые цари иссинской династии не называли себя царями Иссина, а именовались царями Ура, в составленных здесь царских списках цари Иссина идут непосредственно вслед за царями Ура.

Годы правления первых царей династии Иссина были временем относительного расцвета и усиления нового государства. Его цари много занимались строительными работами, вели успешные военные действия в направлении Элама и долины р. Диялы. Тем не менее полностью достичь границ государства III династии Ура царям Иссина, именовавшим свое государство «царством Шумера и Аккада», так и не удалось, а по мере того как на территории Месопотамии постепенно преодолевались последствия, вызванные разрушением урского государства и возникали новые государственные образования, соперничавшие с Иссином, территориальные границы и границы влияния Иссина все больше сужались.

Третий преемник основателя иссинской династии Ишби-Эрры, Ишме-Даган, сохранив титул «царь Ура», стал уже именовать себя и «царем Иссина», а при следующем царе, Липит-Иштаре, Иссин окончательно потерял Ур. Его завоевал Гунгунум, царь Ларсы, государства, ставшего главным и все усиливающимся соперником Иссина. Потеря Ура означала и потерю важнейшего титула «царь Ура», который теперь окончательно перешел к Ларсе; тем не менее цари Иссина еще долго питали так и не осуществившуюся надежду восстановить свою власть над всем югом. От времени Липит-Иштара (1934-1924 гг. до х.э.) до нас дошел составленный в Иссине от имени царя свод законов (подробнее о нем см. ниже). Потеряв значительную часть своих владений на юге, цари Иссина обратили взоры на север и некоторое время даже контролировали Вавилон (вероятно, в правление третьего преемника Сумуабума, Апиль-Сина). Однако по мере усиления Вавилонского царства и царей Ларсы на юге власть Иссина ослабевала. Важнейшей политической задачей последних царей Иссина стало сохранение контроля над священным городом Ниппур, власть над которым высоко поднимала обладателя ее в глазах жителей Двуречья. Ниппур никогда не был столицей какого-либо царства и стоял в стороне от политической борьбы. Однако с древнейших времен он был важнейшим и религиозным центром всего Двуречья. Сюда в многочисленные храмы постоянно стекались богатейшие дары со всех концов Месопотамии. Контроль над Ниппуром давал право его обладателю претендовать на господство над всем Шумером и Аккадом. Цари Ларсы несколько раз захватывали Ниппур, но иссинцам удавалось его вернуть. Окончательно Ниппур перешел к Ларсе в 1826 г., в правление Варад-Сина. При брате Варад-Сина, Рим-Сине I, последний царь Иссина, Дамикилишу, вновь ненадолго захватил Ниппур. Но вскоре и Ниппур, а несколько позднее и сам Иссин были окончательно покорены своим южным соперником и вошли в состав государства Ларса.

Эшнунна

Ларса

Собственно царская династия в Ларсе начинается с четвертого преемника Напланума, его правнука Гунгунума (1932-1906). Деятельность как царя и правителя города окончательно выдвигается у него на первый план, и в своих надписях он уже с полным основанием называет себя царем. Первым из правителей Ларсы Гунгунум стал датировать годы своего правления по важнейшим событиям собственного царствования, тогда как его предшественники пользовались в случае необходимости датировочными формулами иссинской династии. Именно при Гунгунуме начал, вероятно, налаживаться аппарат государственного хозяйства, распавшийся после крушения государства III династии Ура, в состав которого входила и территория Ларсы. Преемники Гунгунума активно занимаются строительством, проведением новых каналов, расширением и укреплением границ, постепенно превращая Ларсу в сильнейшее государство на юге Двуречья.

Правление Варад-Сина (1834-1823) было отмечено большими строительными работами и заботами по украшению храмов. После смерти Варад-Сина на престол вступил его брат Рим-Син I (1822-1763). Он вел более активную военную политику, приумножая владения Ларсы, и постепенно сумел освободить для Ларсы все течение Евфрата от устья до Ниппура, захватив и территорию царства Урук. По примеру царей III династии Ура Рим-Син был обожествлен и носил титул «царя Шумера и Аккада». Как и его отец, он носил также титул «отца амореев», т.е. был вождем большого союза аморейских племен. Вершиной военных побед Рим-Сина стал разгром давнего соперника Ларсы-Иссина. Присоединение Иссина было сочтено важнейшим политическим достижением царствования Рим-Сина. Именно это событие послужило отправным моментом установления постоянной эры, т.е. с этого года начали вести отсчет лет. Вместо прежних датировочных формул, каждая из которых сообщала о важнейшем событии предшествующего года, все документы стали датировать по формуле «год такой-то со времени взятия Иссина», что, несомненно, облегчило работу писцов и бухгалтерию, но лишило нас единственного источника по политической истории Ларсы в последние 30 лет существования этого государства. После взятия Иссина все Нижнее Двуречье оказалось объединенным под властью Ларсы. Единственным соперником Ларсы в Нижней Месопотамии, если не считать Эшнунну и Малгиум, территории которых располагались, по существу, за пределами Двуречья, оставался Вавилон, по площади значительно уступавший Ларсе. Счел ли Рим-Син этого соперника незначительным для себя или понадеялся на заключение с ним союза, неизвестно. Возможно, он переоценил свои силы, а долгие годы мирного царствования окончательно притупили его бдительность. Он был, по-видимому, уже в очень преклонном возрасте, когда в 1764 г. до х.э. Хаммурапи, одержав ряд значительных военных побед, двинул свои войска против Ларсы. Ларса, вероятно, не ожидала нападения и оказалась совершенно не подготовленной к войне. Хаммурапи применил известную тактику, перекрыв главные источники воды. В 1763 г. до х.э. город Ларса был взят. О судьбе Рим-Сина нам ничего не известно.

При сыновьях Кудурмабуга, правивших более 70 лет, Ларса пережила самый длительный в своей истории период относительного спокойствия и стабильности. Восприняв и использовав все высшие достижения шумеро-аккадской цивилизации, Ларса достигла высокого экономического подъема и превратилась в сильнейшее государство Южного Двуречья. Войдя в состав Вавилонского государства, Ларса из важнейшего центра политической и экономической жизни всего Нижнего Двуречья превратилась в простого поставщика натуральных податей и рабочей силы для Вавилона. Смириться с таким положением жителям Ларсы и других южных городов было трудно.

Около 1742 г., когда преемнику Хаммурапи, Самсуилуне, пришлось отражать врагов на севере, южные города, входившие некогда в состав государства Ларса, восстали против Вавилона. Их поддержали племена Идамарап, и Ямутбала. Восстание возглавил некий Рим-Син, которого мы условно называем Рим-Син II. Возможно, это был внук Рим-Сина, сына Кудурмабуга. Рим-Син II пользовался, видимо, широкой поддержкой населения, недовольного политикой вавилонских властей; несколько лет потребовалось Самсуилуне для разгрома этого восстания. Южные города были сильно разрушены, значительная часть их населения уничтожена. Однако в 1722 г. крайний юг страны все-таки сумел отделиться от Вавилона. Здесь была основана новая династия, которую мы условно называем Приморской. Она просуществовала до середины XV в. до х.э., почти не оставив письменных документов.

Вавилон

Таким образом, общий ход политического развития Месопотамии в старовавилонский период после распада государства III династии Ура можно представить себе следующим образом: 1) образование на территории распавшегося шумерского государства множества мелких царств с местными (аккадскими) или, чаще, с аморейскими династиями; 2) соперничество и борьба между отдельными царствами, закончившаяся тем, что большинство мелких царств было завоевано более сильными соседями и на территории Месопотамии возникло несколько крупных территориальных образований, достигших в относительно короткий срок значительной экономической стабильности; 3) объединение всей Месопотамии под властью Хаммурапи.

3. НОВЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ. КОНЕЦ СТАРОВАВИЛОНСКОГО ПЕРИОДА

Рост частного хозяйственного сектора в условиях, когда возможности развития товарного производства были еще весьма ограниченны, свободных наличных денег (серебра) в обращении было очень мало, а поступление доходов от сельского хозяйства, составлявшего основу существования большинства населения, носило сезонный характер, приводил к тому, что мелкие хозяйства очень быстро попали в зависимость от кредиторов. Поэтому в рассматриваемый период широко распространилось ростовщичество; кредитные сделки стали одним из наиболее выгодных способов вложения капитала, а рост составлял 1/5 или даже 1/3 суммы займа. Кабальные формы кредита вели к разорению мелких хозяйств. Повсюду начинается купля-продажа финиковых плантаций, а потом и полей. Продажа земли была равносильна отказу продавца от гражданских прав в общине, и на такую сделку решались в последнюю очередь, зато в случае нужды продавали во временное рабство членов семьи или отдавали их кредитору в залог как гарантию уплаты долга. В этот период впервые в Месопотамии массовый характер приобретает и наемный труд.

Однако сильная централизованная власть не была заинтересована в чрезмерном увеличении самостоятельности отдельных лиц, а тем более в обезземеливании и потере средств к существованию значительной части населения, что лишало государство налоговых поступлений и ослабляло его военную мощь. Поэтому, как только стремление к объединению и созданию стабильного государства приближается к реальному осуществлению, государство начинает ограничивать самостоятельность отдельных граждан и делает попытки с помощью специальных указов воспрепятствовать продаже земли и закабалению беднейшей части населения. Указы такого рода, носившие название «указов царя» или «указов о справедливости», издававшиеся каждые пять-семь лет, должны были аннулировать кабальные сделки, освобождать от временного рабства, возвращать недвижимость первоначальному владельцу. Однако кредиторы изыскивали всевозможные пути, стараясь избежать выполнения этих указов, и им это часто удавалось, если только должник не имел достаточно средств, чтобы возбудить судебный процесс.

Такая политика ограничения «частного сектора» проводилась в Ларсе, когда в конце XIX в. Кудурмабуг превратил ее в сильное государство, объединившее все Нижнее Двуречье. Рим-Син, второй сын Кудурмабуга, став царем в Ларсе, провел ряд реформ, направленных на ограничение частнособственнической деятельности и развития товарно-денежных отношений, что привело к резкому упадку в Ларсе частной торговли и ростовщичества. Еще больше тенденция к усилению государственного управления хозяйственной жизнью страны и ограничению частной хозяйственной деятельности проявилась в реформах, проведенных царем Вавилона Хаммурапи.

Административная система государства была упорядочена и строго централизована, так что нити управления всеми сторонами хозяйственной жизни в конечном счете сходились в руках царя, который вникал во все вопросы. Придавая большое значение личному участию в делах, Хаммурапи вел интенсивную переписку с чиновниками на местах; нередко и частные лица со своими жалобами или проблемами обращались прямо к нему. Была проведена важная судебная реформа, которая внедряла единообразие в судопроизводстве; роль царя в нем усилилась. Во все большие города, где раньше действовали только храмовые и общинные суды, были назначены царские судьи из числа чиновников, подчиненных непосредственно царю. Храмы с их обширными хозяйствами, занимавшими значительную часть территории Месопотамии, которые после падения III династии Ура пользовались большой самостоятельностью, были вновь в административном и хозяйственном отношении полностью подчинены царю. На большей части территории государства была совершенно запрещена продажа земли, кроме городских участков. Этими мерами, как и «указами о справедливости», о которых говорилось выше, государство стремилось предотвратить разорение и обезземеливание населения. Важнейшим деянием царствования Хаммурапи кроме проведения отдельных реформ было составление свода законов (далее сокращенно ЗХ).

Реформаторская и законодательная деятельность Хаммурапи, грандиозная по своим масштабам и целенаправленности, произвела большое впечатление на современников и надолго осталась в памяти потомков. Однако эти меры, часто новаторские по форме и способу проведения, по сути своей были направлены не на обновление общества, а на поддержание традиционных общественных институтов, таких, как натуральное хозяйство, общинная собственность на землю и т.п., и не затрагивали экономической основы общества: характер производства и уровень развития производительных сил в старовавилонской Месопотамии оставались в принципе теми же, что и в Шумере.

Экономике Месопотамии в старовавилонский период были присущи многие черты, характерные для экономики обществ ранней древности. Основной социально-экономической задачей такого рода обществ было не расширение производства, а неизменное воспроизводство всей системы в целом. На достижение этой главной задачи было направлено взаимодействие всех общественных сил: экономических, социальных, религиозных. Типологическое сходство такого рода обществ не исключало специфики каждого отдельного варианта. Характерной чертой экономики старовавилонской Месопотамии, унаследованной ею от Шумера, являлось существование широко развитой распределительной системы, которая не ограничивалась распределением отдельных видов продуктов или товаров (особенно импортных) между отдельными группами населения, а охватывала также распределение всех материальных благ (в том числе служебных должностей и недвижимости), имевшихся в обществе, между членами данного общества в зависимости от занимаемого каждым индивидуумом положения в общей иерархической структуре государства. Товарно-денежные отношения в этом обществе были развиты слабо и обращены главным образом вовне. Внутри себя большинство хозяйств были автаркичны.

Хаммурапи был, несомненно, одним из самых выдающихся деятелей в истории древней Месопотамии. Его личные качества сыграли немалую роль в возвышении Вавилона и сохранении им долгое время своей власти над значительной частью Двуречья. Однако те же силы, которые подточили государство III династии Ура и привели его к упадку, продолжали действовать в Месопотамии и после образования Вавилонского государства. Экономические интересы разных частей Вавилонии были различны, и только ценой больших усилий Хаммурапи и его преемникам удавалось некоторое время удерживать всю завоеванную территорию в своих руках. Выше уже говорилось о деятельности Хаммурапи по созданию единой экономической системы, эффективного административного аппарата. Все эти меры, однако, не имели долговременного успеха. В историческом плане главным итогом правления Хаммурапи было то, что основная сцена действия месопотамской истории, располагавшаяся с начала III тысячелетия до х.э. на юге, была перенесена на север, где она и оставалась затем более 1000 лет.

4. ЗАКОНЫ

ЗХ начинаются с «Пролога», в котором Вавилон объявляется вечным обиталищем «царственности» в отличие от принятого ранее принципа, согласно которому «царственность» перемещалась из одного города в другой, перечисляются заслуги Хаммурапи перед каждым важнейшим городом Месопотамии и их божествами-покровителями (в «Эпилоге» провозглашается цель создания Законов: «Дабы сильный не притеснял слабого, дабы сироте и вдове оказываема была справедливость. «). Далее следуют собственно Законы. В тексте Законов можно выделить следующие разделы: 1) основные принципы правосудия ($ 1-5); 2) охрана собственности царя, храмов, общинников и царских людей ($ 6-25); 3) нормы, касающиеся служебного имущества ($ 26-41); 4) операции с недвижимостью и связанные с нею деликты ($ 42-88); 5) торговые и коммерческие операции ($ 89-126); 6) семейное право ($ 127-195); 7) телесные повреждения ($ 196-214); 8) операции с движимым имуществом и личный наём ($ 215-282). Далее следует «Эпилог», содержащий проклятия тем, кто отступит от установлений, содержащихся в ЗХ. «Пролог» и «Эпилог» написаны торжественным и архаичным языком и во многих отношениях напоминают литературные произведения, сами же узаконения изложены сухим и ясным деловым языком.

Вавилонское право, как и любое древнее право, не делилось на уголовное, гражданское, процессуальное, государственное и т.п. Текст ЗХ носит «синтетический» характер, устанавливая одновременно и правила, и ответственность за их нарушение.

ЗХ считались образцом законодательства на протяжении всей дальнейшей истории «клинописной» культуры Месопотамии. Их продолжали переписывать и изучать вплоть до эллинистического и даже парфянского периода истории Вавилонии. До нас дошло около 40 списков текста ЗХ, что намного превышает количество списков подавляющего большинства древних текстов.

В заключение необходимо отметить, что мнения специалистов о месопотамских законах значительно расходятся. Некоторые считают, что перед вами не законы в собственном смысле слова, а самовосхваления царей, долженствующие показать их мудрость и справедливость, либо некие теоретические упражнения месопотамских ученых, не имеющие практического значения. Среди тех, кто считает их настоящими законами, существуют разногласия по вопросу о том, какую часть населения охватывают их установления (всех жителей страны или только царских людей). В российской науке утвердилась точка зрения, согласно которой эти тексты являются настоящими законами, хотя и весьма архаичными, и охватывают все население царства. Примечания

[1] В древности зерно и другие сыпучие продукты измеряли в единицах емкости, а не по весу.

[2] А также, хотя об этом не упомянуто в ЗХ, сбор налогов.

[3] В средневековой Европе, наоборот, всплывший считался виновным.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *