староприимский дом шереметьева история создания
Странноприимный дом Шереметева
Склиф
История Института скорой помощи имени Склифосовского началась, когда граф Н.П. Шереметев в память о рано умершей жене Прасковье Ковалевой-Жемчуговой построил странноприимный дом на 100 мест — больницу и богадельню.
Здание странноприимного дома Шереметева начали строить по проекту Е.С. Назарова в 1792 году как городскую барскую усадьбу. Но после смерти жены графа Шереметева все изменилось.
Шереметев привлек к строительству Джакомо Кваренги. Архитектор сильно изменил проект Назарова и превратил строящееся здание в «Дворец милосердия»: добавил полукруглую ротонду из колонн в центральной части, украсил полукруглые ниши скульптурами четырех евангелистов работы Фонтини, переделал и обильно украсил барельефами и скульптурой домовую церковь Живоначальной Троицы.
Николай Шереметев не дожил до завершения строительства, но завещал большое состояние на содержание Странноприимного дома и добился его освобождения от налогов.
Во время войны 1812 года в здании Странноприимного дома находился госпиталь сначала французской, а затем русской армии. Позже тут устроили госпиталь для раненых в русско-турецкую войну 1887 года. Сюда же поступали раненые с фронтов русско-японской и Первой Мировой войны.
Но деятельность Странноприимного Дома не ограничивалась только стенами богадельни и больницы. По завещанию графини Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой ежегодно отпускались из его капиталов суммы на приданное невестам, неимущим и сиротам, на пособие на воспитание сирот и другие нужды. Более 200 тысяч человек получили такую помощь.
С 1850-х Странноприимный дом называли Шереметевской больницей. Ее считали одной из лучших частных больниц Москвы, так как тут использовали большинство медицинских новаций.
23 июля 1923 года Шереметевскую больницу переименовали в Институт травматологии и неотложной помощи имени Склифосовского. Позже его стали называть Научно-исследовательским институтом скорой помощи имени Склифосовского.
В 1971 году за историческим зданием Странноприимного дома построили многоэтажный клинико-хирургический корпус.
Сейчас НИИ Склифосовского известен любому москвичу, а его сотрудники стремятся сделать дом доступным для экскурсантов и работают над наполнением музея Дворца Милосердия.
Странноприимный дом графа Шереметева
История создания
Прасковья долго просила мужа открыть странноприимный дом, где бездомные, нищие, увечные люди могли бы получить бесплатное лечение и крышу. Супруги вместе выбрали место для постройки на тогдашней окраине Москвы, за Земляным валом у Сухаревской площади. Первый проект богоугодного заведения был разработан учеником Баженова, крепостным архитектором Елизвоем Назаровым. Домовая церковь в центре здания разделяла его на два крыла, на больницу и богадельню. Удобный подъезд для доставки больных украсили сдвоенными колоннами. Обширную благотворительную деятельность Шереметева прославил придворный поэт Гавриил Державин:
Нет, нет, не роскошью такой
Его днесь в свете прославляют,
Столы прошли, как сон пустой.
Их скоро гости забывают:
Но тем обрел он всех любовь,
Что бедным дал, больным покров.
После смерти жены безутешный граф Шереметев поручил своему другу, архитектору Джакомо Кваренги, перестроить здание Странноприимного дома так, чтобы он стал величественным памятником его усопшей супруге. Достойное, но простое здание Назарова нужно было превратить в великолепный дворец, не имеющий аналогов в мировой архитектуре.
Архитектор Джакомо Кваренги не выезжал в Москву на строительство, а высылал проекты, чертежи и рисунки по почте. Его замыслы на месте воплощали русские архитекторы Миронов, Дикушин и Аргунов, построившие для семьи Шереметевых усадьбы в Кусково и Останкино.
Кваренги заменил простой портик грандиозной полукруглой колоннадой, придавшей зданию торжественность и возвышенность, торцы крыльев украсил шестиколонными портиками, добавил к ансамблю четыре флигеля. Отделка здания, его декор и детали интерьера были выполнены из лучших и самых дорогих материалов, всего на строительство граф потратил три миллиона рублей ― колоссальную по тем временам сумму.
Николай Шереметев всего несколько месяцев не дожил до открытия Странноприимного дома. Оно состоялось в день его рождения — 28 июня 1810 года, при огромном стечении народа. Семья Шереметевых неукоснительно исполняла волю Николая Петровича, принимая деятельное участие в судьбе дома и жертвуя на его содержание огромные суммы.
Общественная деятельность
По духовному завещанию Прасковьи Шереметевой ежегодно отпускались средства на приданое «неимущим и осиротевшим девицам». Нуждавшиеся в помощи девушки тянули жребий 23 февраля, в день памяти Прасковьи, а в Троицкой церкви Странноприимного дома венчались невесты-сироты.
Более 200 000 человек получили в доме помощь. С начала XIX века здесь обосновалось Московское отделение Медико-хирургической академии. К концу столетия укрепляются связи больницы с Московским университетом: в 1884 году она становится его клинической базой. Ведущие ученые страны В.Д. Шервинский, С. С. Заяицкий, Н.Н. Савинов, С. Н. Доброхотов и С. Е. Березовский внедряют здесь передовые методы лечения.
Важным этапом в истории дома стала работа главного доктора Алексея Терентьевича Тарасенкова. При нем было значительно улучшено больничное дело: заменены устаревшие прописи лекарств, установлен контроль за их покупкой и назначением, налажены регулярные обходы и осмотры больных. Он предложил тогдашнему попечителю дома графу С. Д. Шереметеву открыть «приходящее отделение» — бесплатную амбулаторию, а также медицинскую кассу для выдачи пособий больным при выписке на первое время, что и было сделано.
За время работы Шереметевская больница не раз превращалась в госпиталь. После Бородинского сражения сюда привозили раненых солдат и офицеров. В день вступления французов в Москву дом опустел, в богадельне осталось 32 немощных и престарелых человека, в больнице ― 11 раненых русских офицеров. С ними добровольно остались некоторые служащие и врачи. Приняв Странноприимный дом за барский, французы стали было его грабить, но когда узнали, что это благотворительное учреждение, наоборот, выставили у него караул. Многие ценности все же были похищены. Во время пожара пострадали Сухаревский и Докторский флигели, от них остались лишь стены. Дом восстанавливался еще несколько лет.
В страшную эпидемию холеры 1830 года в Странноприимном доме не заболел никто.
Во время Крымской войны здесь был собран санитарный отряд из врачей. В Русско-японскую войну действовал лазарет на благотворительной основе. Позже лечили участников революций 1905 и 1917 годов. В 1919-м в Странноприимном доме была организована Московская городская станция скорой медицинской помощи, а с 1923-го здесь разместился один из корпусов НИИ скорой помощи им. Н.В. Склифосовского. Инициатива восстановить Странноприимный дом и вернуть ему былой блеск принадлежала хирургу Сергею Сергеевичу Юдину.
Главный хирург НИИ им. Склифосовского С. С. Юдин был старостой Троицкой церкви и пожертвовал на восстановление ее росписей Сталинскую премию.
В 1986 году здесь открылся Центральный музей медицины, который в октябре 1991-го получил статус Научно-исследовательского центра «Медицинский музей» РАМН.
Ансамбль Странноприимного дома ― главный корпус, два боковых, два флигеля во дворе, ворота и ограда, фреска кисти Джованни Скотти в куполе церкви, горельефы в интерьерах скульпторов Г. Замараева и Т. Тимофеева ― входит в список объектов культурного наследия федерального значения и внесен в предварительный Список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Троицкая церковь
Предполагается, что среди фигур росписи Троицкой церкви есть портреты Прасковьи Шереметевой в виде ангела с бубном и ее сына Дмитрия в виде херувима с пальмовой ветвью.
По замыслу архитекторов церковь объединяла все части величественного здания. Расстановка и мерный ритм колонн подчеркивают центральную часть здания под высоким куполом. Убранство храма из белого итальянского мрамора и зеленого уральского камня не уступает дворцовым помещениям. Центральный престол церкви посвящен Живоначальной Троице, боковые ― Николаю Чудотворцу и Димитрию Ростовскому. Классическая простота линий и изящество отделки придают двухсветному залу церкви ощущение радости; недаром церковь Странноприимного дома называли вертоградом ― садом Господним.
В конце XIX века произошел забавный случай. В Городскую управу было подано прошение владельца морской выставки «Кит-великан» Вильгельма Карловича Эглита. Хозяин настоящего кита добивался разрешения провести свою выставку в разных местах города, но всюду его постигала неудача, так как для размещения кита-великана надо было строить временный балаган. Эглиту помогло заступничество Императорского Русского общества акклиматизации животных и растений, благодаря которому было дано разрешение разместить балаган на парадном дворе Странноприимного дома. Вход на выставку был платным для всех, кроме учащихся городских училищ. И можно сказать, что богадельня на время приютила еще одного «бездомного».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Постоянные читатели
—Статистика
Из истории рода Шереметевых и странноприимный дом на Сухаревской Садовой
Шереметев, Николай Петрович (28 июня 1751 — 2 января 1809) — князь, покровитель искусств, меценат.
Учился в Лейденском университете, в 1771—1772 годах познакомился с театральной жизнью Англии, Голландии, Швейцарии.
В наследство от отца получил крепостной театр в Кусково, где по его желанию было организовано обучение крепостных актеров сценическому искусству.
Прасковья Ковалева-Жемчугова родилась 31 июля 1768 г. в деревне Березники Юхотской волости Ярославской губернии (ныне Большесельского района Ярославской области) в семье Ивана Степановича Ковалёва, крепостного кузнеца Шереметевых. В семь лет взята на воспитание княгиней Марфой Михайловной Долгорукой в Кусково, в подмосковную усадьбу Шереметевых, — у девочки были хорошие музыкальные способности и её готовили для Кусковского крепостного театра, где она дебютировала в июне 1779 г. в роли служанки в опере Гретри «Опыт дружбы», а уже со следующего сезона ей доверяют и главные роли.
Обладая прекрасным голосом, необыкновенным артистизмом, редкой красотой, она стала актрисой.
Ее полюбил граф Шереметев, она стала его возлюбленной. Ей исполнилось всего лишь 20 лет, когда они с графом поселились под одной крышей.
Согласно традиции, по которой актёрам шереметевского театра давали имена по названиям драгоценных камней, Прасковья Ковалёва получила псевдоним Жемчугова. Она обладала красивым лирико-драматическим сопрано, хорошо играла на клавесине и арфе, была выучена итальянскому и французскому языкам.
В 1792 году Шереметев отстраивает театр в Останкино — крупнейший крепостной театр того времени.
Шереметев забирает с собой и лучшую часть своей труппы, в том числе и Жемчугову. В сыром климате Петербурга у неё обострился туберкулез, пропал голос, и она вынуждена была оставить сцену.
В 1798 году граф дает ей вольную.
Это был отважный по тем временам шаг, чреватый презрением света, – так и произошло. Свет осудил их, отказался признать в бывшей дочери кузнеца и крепостной актрисе графиню. Шереметев и Жемчугова недолго жили в счастливом, несмотря на недовольство высшего общества, браке.
На средства Шереметева в 1794—1802 гг. был возведен Дмитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря, которому он покровительствовал. Этот богатый храм в стиле классицизма проектировали московский архитектор Назаров и крепостные зодчие Душкин и Миронов.
Димитриевский собор Спасо-Яковлевского монастыря
В 35 лет (3 февраля 1803 г.) Прасковья родила сына Димитрия и умерла спустя 3 недели.
Чтобы увековечить память о любимой, Шереметев воздвиг памятник в парке Фонтанного дома — в виде античного саркофага с надписью на французском языке:
В ней сохранились надгробия представителей рода Шереметевых: от героя Северной войны первого русского фельдмаршала графа Б.П.Шереметева до известной крепостной актрисы Прасковьи Жемчуговой, ставшей супругой внука полководца.
Поражает в этой истории еще одно обстоятельство.
Получив вольную, Т. В. Шлыкова-Гранатова (подруга Жемчуговой-Шереметевой) до конца своих дней продолжала служить в графском доме. Прожила долгую, 90-летнюю жизнь. Вырастила сына графа Н.П. Шереметева и П.И. Жемчуговой-Ковалевой, а впоследствии помогала воспитывать и их внука.
Татьяна Васильевна была образованной женщиной: она хорошо знала поэзию, литературу, владела французским и итальянским языками.
——————————————————
Теперь из истории Странноприимного дома графа Шереметева.
Странноприимный дом был воздвигнут в память Жемчуговой, всю свою недолгую жизнь посвятившей высокому делу благотворительности.
В свое время, выздоровев раз после тяжкой болезни, Жемчугова-Шереметева избрала себе девизом и вырезала на печати следующие слова: «Наказуя, наказа мя Господь, смерти же не предаде». Отличительными чертами характера этой умной, глубоко верующей женщины были доброта и скромность. Светлый, обаятельный образ графини–крестьянки пережил ее и надолго сохранился в памяти.
Она много жертвовала на дела благотворительности, давала богатые вклады в церковь. Вскоре после рождения сына к главной иконе петербургского храма Божией Матери Всех Скорбящих Радости за Литейным двором ею пожертвована бриллиантовая с сапфиром цепь. Чувствуя приближение смерти, она просила все собственные деньги вложить в строительство в Москве странноприимного дома с больницей, а также положить капитал на выдачу приданого бедным невестам. Все это и послужило побудительным началом великого деяния на благо людей, которое продолжали многие из рода Шереметевых, да и не только, но и многие другие замечательные люди.
Итак, что же собой представлял странноприимный дом? Туда принимали людей нищих и больных, оказывали им помощь, причем лечили не только тело, но и душу. В доме одновременно могло жить 100 человек – половина в больнице, половина в богадельне.
Проект дома принадлежал архитектору Елизвою Семеновичу Назарову. Его судьба в чем-то схожа с судьбой Прасковьи Жемчуговой – он тоже бывший крепостной, получивший вольную. Проектируя дом, он придерживался плана традиционной городской усадьбы: главное строение, 2 крыла, за домом парк, во дворе флигеля. Строительство началось, когда Жемчугова была еще жива, а после ее смерти безутешный супруг решил, что странноприимный дом должен стать памятником Прасковье. К работе по строительству был привлечен знаменитый петербургский архитектор Джакомо Кваренги.
Он существенно изменил облик дома, добавив множество декоративных элементов. Главный вход украсился полукруглой колоннадой, внутри которой возвышалась прекрасная мраморная статуя «Милосердие». К сожалению, она не сохранилась.
А вообще-то в планы Шереметева входило заменить впоследствии эту статую на скульптурное изображение самой Прасковьи Жемчуговой.
Одной из необычных и прекрасных черт здания было то, что внутри в нем располагалась Церковь Святой Троицы – как уже говорилось, в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах сирых и убогих. Есть очень любопытная деталь – когда расписывали купол, среди ангелов изобразили младенца Дмитрия – сына Прасковьи и Николая.
Интересно, что, проектируя внутреннюю отделку здания, декоративные элементы его, детали интерьера, Кваренги не выезжал из Петербурга – руководствуясь его указаниями, всю работу выполняли крепостные архитекторы графа Шереметева Дикушин, Аргунов и главный помощник – Миронов.
Наконец, Дом был построен, в 1810 году состоялось его открытие. Поначалу дом называли просто «странноприимный», потом – Шереметевская больница. В 1812 году здесь размещали раненных русских офицеров, а когда случился знаменитый московский пожар, здание приобрело особую историческую ценность – уцелев от огня и разрушений, оно стало настоящей московской архитектурной реликвией. Хотя, конечно, не могло не пострадать: два флигеля все же сгорели. Но в 1820 году ансамбль был полностью восстановлен, к тому же еще и воздвигнута каменная церковь-часовня и разбит новый парк.
Поступавшие в дом, как правило, оставались там на постоянное жительство – это ведь были люди, которым некуда пойти и о которых некому заботиться. А вот в 1876 году открылось новое отделение – для приходящих больных, так что функции Шереметевской больницы значительно расширились.
После революции в 1919 году при ней создают Станцию скорой помощи, в 1923 году организуют Научно-исследовательский институт скорой помощи и переливания крови и присваивают ему имя Склифосовского.
Николай Васильевич Склифосовский родился в 1836 году, умер в 1904.
moscow_walks
Прогулки по Москве
Сообщество проекта moscowwalks.ru
Странноприимный дом графа Н.П. Шереметева расположен на Большой Сухаревской, 3.
Внутри колоннады стояла аллегорическая мраморная статуя «Милосердие» (ныне утраченная).
Им же были задуманы портики в средних частях крыльев и на торцевых зданиях,
введена скульптура (в том числе на садовом фасаде), установлены фигурные фонари
и создана изящная решетка ограды с необычными воротами,
фланкированными двумя невысокими четырехколонными дорическими бельведерами.
Творческое вмешательство Кваренги затронуло и убранство интерьера церкви, получившей обходную галерею.
В день рождения Н.П. Шереметева в основание будущего храма милосердия на глубину полутора метров зарыт закладной камень с медной доской, на которой выбито
славянской вязью: «1792 года июня 28 дня соорудитель сего граф Николай Шереметев».
С этого момента начинает свой отсчет этап созидания.
Позади дома останкинским садоводом Маннерсом разбивается обширный парк, выход в который из дома оформлен двойной колоннадой и мраморной лестницей в два спуска, изящными резными фонарями.
В настоящее время больница переехала в новое здание за парком.
Сегодня НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского — самый крупный многопрофильный научно-практический центр экстренной медицинской помощи в России. Все его подразделения оказывают бесплатную круглосуточную высококвалифицированную медицинскую помощь всем, кто за ней обращается.
Задачи института — научная деятельность, медицинская помощь больным и пострадавшим, обучение и консультирование специалистов в области неотложной медицины.
Кваренги также спроектировал четыре флигеля: Сухаревский, Спасский, Главного смотрителя и Докторский.
Белое двухэтажное здание-флигель Докторской.Главный врач жил здесь с семьей
и круглосуточно был погружен в жизнь больницы.Здание под зеленой крышей-ожоговый центр.
Сюда привозят тяжелых больных со всей страны.Последний случай-пожар в «Хромой лошади».
.
В Храме Живоначальной Троицы могли помолиться все лечащиеся и проживающие в странноприимном доме.Он и сейчас открыт для всех.
С другой стороны был флигель Главного смотрителя,он тоже жил здесь с семьей,
чтобы всегда быть в курсе нужд больницы.Сейчас здесь Дирекция.
Рассчитан Странноприимный Дом был на 150 человек: богадельня (левое крыло здания)
на 100 призреваемых
(по 50 мужчин и женщин) и больница в правом крыле на 50 больных. Богаделенное крыло
Дома заканчивалось величественной двусветной столовой залой.
Судьба распорядилась так, что талантливая крепостная актриса, любимица шереметевского театра,Прасковья Ивановна Ковалева (сценическая фамилия Жемчугова) сыграла значительную роль в жизни Николая Петровича и в будущем Странноприимного дома.
Не только сценическое дарование и чарующий голос привлекают к ней внимание графа.
Об этом лучше всего пишет он сам: «Я питал к ней чувствования самые нежные, самые страстные.
Долгое время наблюдал свойства и качества ея и нашел украшенный добродетелью разум,
искренность и человеколюбие, постоянство и верность, нашел в ней привязанность ко святой вере
и усерднейшее богопочитание.
Сии качества пленили меня больше, нежели красота ея, ибо они сильнее всех прелестей и чрезвычайно редки. «.
Недолгим оказался их брак. 23 февраля 1803 г. графиня ушла из жизни, оставив графу
трехнедельного младенца Дмитрия и «завет сожаления ближним».
«Щедрая рука ея простиралась всегда к бедности и нищете. все роздано, все
обращено в помощь человечества».
К этому периоду закончено строительство главной части здания и левого крыла.
В январе начато строительство правой половины.
Скульптором-орнаменталистом Сантино Пьеро Кампиони созданы изящные колонны
из светло-зеленого уральского камня с золочеными капителями, колонны и балюстрада
из белого мрамора. Для резьбы по дереву (царские врата) был приглашен И.М. Эрке.
В четырех парусах изображения евангелистов. Д. Скотти пишет 36 икон во все три
иконостаса и 6 картин в царских вратах, а на Горнем месте алтаря в нише располагает
прекрасную картину «Коронование Богоматери».
Два величественных горельефа на боковых стенах храма «Воскрешение Лазаря» и «Избиение царем Иродом младенцев» выполнены академиком скульптуры Гавриилом Замараевым.
На торжественной литургии оказались пророческими слова первого настоятеля церкви Живоначальной Троицы отца А.И. Отрадинского: «И доколе не померкнет солнце, доколе будет существовать мир, дотоле будут неизменны благодеяния дома сего».
Потомки Шереметева не остались в стороне от святого дела милосердия и неукоснительно выполняли наказ графа «иметь неусыпное наблюдение и попечительство о Странноприимном Доме, мною учрежденном».
Малолетний граф Дмитрий не смог в это время взять на себя заботы о Доме. Его первым попечителем стал, по завещанию основателя здания, представитель нижегородской ветви генерал-майор В.С. Шереметев, чьими трудами и заботами Дом был «поставлен на ноги».
В 1824 году граф Дмитрий Николаевич Шереметев принимает на себя обязанности попечителя Странноприимного дома и остается им до самой смерти (1871). На этом посту его сменяет сын С.Д. Шереметев, остающийся попечителем до революции 1917 года.
Не только прямые потомки графа принимали активное участие в судьбе этого выдающегося учреждения, но и многие представители других ветвей славного рода (С.В. Шереметев, Н.А. Шереметев, Б.С. Шереметев и др.). Они были главными смотрителями, членами Совета, вносили большие суммы денег на поддержание Странноприимного дома и расширение видов благотворительности. Их неустанными заботами, безмерной добротой и порядочностью сохранялся приют для бедствующего люда.
Изогнутость коридоров и округлые потолочные своды устраняли привычную унылость
общественных и больничных зданий
В этой часовне не ничего не продают,все на пожертвование.Редкое место,не правда ли?
Приют для беднейших в мирное время, в годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь. От первых раненых с Бородинского сражения в 1812 году до пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов принимала она в своих стенах. Во время Крымской войны в Странноприимном доме на средства С.Д. Шереметева (157 859 руб.) формируется санитарный отряд из врачей больницы, которые на полях сражения разворачивают госпиталь на 50 коек. Позднее, в период Русско-Японской войны, был создан лазарет на благотворительной основе.
Многие поколения Шереметевых, как и лучшие представители российской интеллигенции,
уходя в небытие, оставляли на земле пламень души и сердца.
Эти огни образовали во тьме светящуюся цепочку, по которой мы определяем
свой путь к вершинам Духа.
Но в судьбе Отечества свершались великие перемены.
Октябрьская революция отринула прошлое: ломались привычные уклады,
представления, отметались духовные ценности многих поколений.
Наступало время разрушения, и призыв к нему звучал со всех сторон:
«. Весь мир насилия мы разрушим до основания. «.
Разрушали памятники, храмы, дворцы, исчезали знакомые названия улиц.
Вместе с ними исчезло сначала с фасада Странноприимного дома,
а затем на долгие годы из нашей памяти имя Шереметевых.
Прошу прощения за фото,ну грязно в Москве).Мы в «Белом кольце»на фоне дома Шереметева.
Под крышей Странноприимного Дома размещается также Российский дом милосердия
с издательством «Медицина и милосердие».
Вновь милосердие живой нитью вплетается в дела и названия Шереметевского дворца,
а имя основателя полноправно зазвучало вместе с возрождающимся центром милосердия.