старообрядчество история культура современность

Старообрядчество история культура современность

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современность

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современность

БИБЛИОТЕКА СТАРОВЕРА (LIBRARY OF OLD BELIEVER) запись закреплена

1. Широкалова Г.С. (отв. ред.) «Старообрядчество: история, культура, современность», В 2 т. Т. 1, «В Агафьиной тайге», Коллективная монография. — Н. Новгород: Нижегородская ГСХА, 2019. — 560 с.

АННОТАЦИЯ: Поводом к подготовке первой части монографии стал дневник А.С. Лебедева о посещении Агафьи Лыковой в конце XX века. Под впечатлением знакомства с уникальным феноменом жизненной стойкости, в основе которой лежала верность заветам отцов, А.С. Лебедевым в форме писем была описана история старообрядчества.
Монография предназначена для философов, религиоведов, социологов, журналистов, теоретиков и практиков религиозной жизни, студентов, всех интересующихся историей и современным состоянием России.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие к рукописи А. С. Лебедева «В Агафьиной тайге». 6
Глава 1. Дорога к Лыковым. 9
Глава 2. На Агафьиной земле. 93
Глава 3. В обратный путь. 207
Глава 4. Беседы с хакасской писательницей о расколе. 285
Глава 5. Письма в Сибирь. 392
Глава 6. Живое свидетельство: история и современное старообрядчество в изложении Александра Семёновича Лебедева в работе «В Агафьиной тайге». 532
Аннотации. 552
Об авторах. 556

2. Широкалова Г.С. (отв. ред.) «Старообрядчество: история, культура, современность», В 2 т. Т. 2: «История и современность старообрядчества», Коллективная монография. — Н. Новгород: Нижегородская ГСХА, 2019. — 164 с.

АННОТАЦИЯ: Настоящая монография освещает широкий круг проблем, касающихся истории взаимоотношений религиозных организаций, государственных органов и общества.
В основу второго тома положены результаты работы ученых в архивах, этнографические исследования современного старообрядчества, размышления о его будущем. Некоторые из выводов специально заострены авторами, чтобы вызвать оппонентов на полемику, ибо только в дискуссии рождается истина.
Монография предназначена для философов, религиоведов, социологов, журналистов, теоретиков и практиков религиозной жизни, студентов, всех интересующихся историей и современным состоянием России.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Глава 1. Визуальная антропология образов староверов. 7
Глава 2. Старообрядчество в парадигме органической философии. 15
Глава 3. Из истории старообрядческих обществ Сергиева Посада. 24
Глава 4. Искажения древних текстов: причины и последствия. 35
Глава 5. Жандармские секретные документыо надзоре за епископом Михаилом (Семёновым) —24 ноября 1908 г. и 5 августа 1909 года. 49
Глава 6. Старообрядцы в русской революции. 67
Глава 7. Закрытие монастыря старообрядцев Спасова согласия в Коврове как пример проведения в жизнь декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». 71
Глава 8. Культурное наследие Паисия Мальцева. 81
Глава 9. К истории Шуйской старообрядческой церкви. 93
Глава 10. Черноризица Алефтина. Из истории прихода Никольской старообрядческой церкви. 110
Глава 11. Русские старообрядцы меж двух цивилизаций. 118
Глава 12. Старообрядцы. мемориализацияв памяти. 131
Аннотации. 146
Об авторах. 156

Источник

11 вопросов о старообрядцах

Старообрядцы — это религиозные фанатики, которые себя сжигали? Они обязательно носили длинную бороду? чего спорили патриарх Никон и протопоп Аввакум? Отвечаем на эти и другие вопросы

1. Кто такие старообрядцы и как они появились?

2. Зачем вообще понадобилась реформа и в чем была ее суть?

Унификация русского и греческого обрядов объединила бы всех славян — восточных и балканских — и положила бы начало Великой Греко-Российской империи.

В чем же заключалась эта унификация? Во-первых, в редактуре церковных текстов. В старославянских переводах Священного Писания и богослужебных книг, переписанных от руки, встречалось много разночтений, поэтому их отредактировали и привели в соответствие с греческими.

3. Кто такой протопоп Аввакум?

Через десять лет Аввакум вернулся в Москву. К тому времени патриарх Никон уже был в опале, и Алексей Михайлович отнесся к Аввакуму куда более благожелательно. Но уже через год мятежный протопоп снова написал челобитную, в которой возмущался Русской православной церковью, и снова был сослан — на этот раз в Архангельскую область. В 1666 году его привезли в столицу и там расстригли, что вызвало большое народное возмущение.

4. Старообрядцы и староверы — это одно и то же?

Большинство ученых считают, что да. Но в последние годы появилась полярная точка зрения: ее сторонники называют староверами носителей традиционной русской народной религиозности, включавшей в себя среди прочего элементы язычества. Будущие же лидеры старообрядцев до того, как выступили против прогреческих реформ и вступили в конфронтацию с царем Алексеем Михайловичем и патриархом Никоном, сражались за чистоту веры и устранение тех искажений, которые появились под влиянием народных традиций. Например, они боролись с гаданиями, суевериями, магическими практиками и играми. Тот же протопоп Аввакум очень не любил скоморохов.

Религиозное сознание образованного богослова и обычного прихожанина и сегодня могут существенно различаться. Протопоп Аввакум и патриарх Никон были ближе друг к другу, чем к современному им крестьянину, носителю народной религиозности. Они разошлись не в вопросе необхо­димости реформ, а в вопросе их методов. Но большинство исследователей все же продолжают использовать понятия «староверие» и «старообрядчество» как синонимы, потому что народная религиозность присутствует в любой традиции, в том числе и в официальной Русской православной церкви, и нет смысла выделять ее в особую традицию.

5. Почему старообрядцев так ненавидели и преследовали?

6. Старообрядцы жили закрыто, были отшельниками?

7. Среди них было много богатых предпринимателей и меценатов?

Существовал такой феномен, как старообрядческое купечество. Дисциплина, строгость правил, которая распространялась и на деловую сферу, взаимо­выручка — все это способствовало экономическому успеху. Благодаря круговой поруке Круговая порука — групповая ответствен­ность всех за каждого и каждого за всех. и родовой солидарности общины староверов могли играть роль банков, вступая в финансовые отношения под честное слово. Старообрядцы заботились о своих работниках: строили больницы, богадельни, библиотеки. Уровень грамотности среди старообрядцев в целом был выше, чем по стране.

Старообрядческие общины были очень богаты, а их члены играли важную роль в становлении российской промышленности. Морозовы, Рябушинские, Громо­вы, Авксентьевы, Бурышкины, Гучковы, Коноваловы, Прохоровы, Солдатен­ковы, Третьяковы, Хлудовы, Бугровы — все это старообрядческие династии. С введением веротерпимости и конституционных принципов монархии в 1905 году старообрядцы-предприниматели пытались стать основой молодого русского капитализма.

8. У них всегда были длинные бороды?

Даже сегодня старообрядцы не только не бреют бороду, но и не стригут ее. До реформ Петра I все мужчины носили бороды. Старообрядцы остались верны этой традиции, как и другим дореформенным нормам. Введение бритья казалось дополнительным свидетельством впадения Российского царства в ересь и наступления царства Антихриста. Ситуация усугублялась еще и тем, что на Западе все брились, а европейцев старообрядцы считали еретиками.

9. Как к старообрядцам относились в СССР?

Из-за того, что старообрядцы поддерживали Белое движение, советская власть считала их врагами. Впрочем, гонения начались не сразу, а с коллективи­зацией, которая фактически уничтожила старообрядческие общины.

В то же время роль старообрядцев в событиях 1917 года не стоит преуве­личивать: Февральскую революцию в целом приветствовали все слои российского общества, включая официальную Православную церковь.

Противоречия между старообрядцами и революционерами были слишком велики. Большевики стремились к модернизации общества, а старообрядцы были традиционалистами и консерваторами. Они не хотели жить в советском обществе, не хотели давать светского и тем более советского образования своим детям, считали колхозы антихристовыми учреждениями. В 1930-е годы они попали под колесо репрессий и разделили судьбу представителей других религиозных направлений.

Интересно, что в Прибалтике и Польше, в отличие от СССР, в 1920–30-е годы был расцвет старообрядческих общин. Но после присоединения к СССР Эстонии, Латвии и Литвы в августе 1939 года и событий Второй мировой войны старообрядческие общины в этих регионах или были уничтожены, или эмигрировали на Запад — в основном в Северную и Южную Америку.

10. А сейчас старообрядцев много? Они живут все так же обособленно? Как к ним относится официальная Церковь?

Всего в России, по разным подсчетам, от 400 000 до 700 000 старообрядцев разных направлений. За границей их не так много, зато велик разброс — пять континентов и 20 разных стран. Некоторые из этих общин, в особенности те, которые сохранили традиционные методы земледелия и социального устрой­ства, живут изолированно. Другие приспосабливаются к современному миру.

Русская православная церковь уже давно пытается примириться со старо­обрядцами. Даже снятие с них анафемы не привело к диалогу. Сами старообрядцы не готовы принять официальную Церковь. Беспоповцы не признают церковную иерархию, что делает объединение невозможным. А поповцы подозревают современное православие в модернизме, то есть следовании нормам секулярного века, который в России начинается в эпоху Петра Великого.

11. А в других христианских странах есть свои старообрядцы?

В других странах тоже существуют группы религиозных консерваторов, не признающие реформы Церкви. Например, в католицизме в XIX веке появились старокатолики — группа западных церквей, не принявших решения Первого Ватиканского собора 1870 года, а точнее догмат о непогрешимости папы римского и о непорочном зачатии Девы Марии. В XX веке в католичестве неприятия либеральных реформ Второго Ватиканского собора Второй Ватиканский собор, проходивший с октября 1962 по октябрь 1965 года, иниции­ровал папа Иоанн XXIII. Целью собора была реорганизация Церкви с тем, чтобы она больше соответствовала реалиям современ­ного мира. произо­шел новый раскол, который возглавил архиепископ Марсель Лефевр.

В истории христианства и других религиозных традиций было множество подобных консервативных расколов. Но вряд ли найдутся события, схожие по масштабам с расколом на Руси, потому что реформы Никона в итоге разделили не только Церковь, но и народ.

Источник

Открылась XIII международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: История, культура, современность»

В четверг 21 ноября открылась XIII международная научно-практическая конференция «Старообрядчество: История, культура, современность» при участии Московской митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви; Института русского языка им. В. В. Виноградова; Российской Академии Наук (Москва); музея истории и культуры старообрядчества (Боровск); культурно-паломнического центра имени протопопа Аввакума (Москва). Конференция проводится при поддержке Фонда президентских грантов в рамках деятельности Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов.

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современностьУчастники и слушатели конференции

В 10:30 состоялось открытие и пленарное заседание конференции; в 14:00 — работа секций. Конференция продлится 3 дня, до 23 ноября 2019 года. Место проведения: Москва, Рогожский поселок, д. 29, стр. 8, Дом причта.

Программа конференции

Оргкомитет:

Расписание конференции:

20 ноября (среда) — заезд участников конференции;

21 ноября (четверг):

— 9:00–10:30. Регистрация участников конференции;
— 10:30–13:00. Открытие. Пленарное заседание;
— 13:00–14:00. Перерыв. Обед;
— 14:00–18:00. Работа секций;
— 17:00–18:00. Заседание Комиссии по исследованию старообрядчества при Международном комитете славистов;
— 18:00–18:30. Кофе-брейк;
— 18:30–20:00. Вечер научных дискуссий.

22 ноября (пятница):

— 10:00–13:00. Работа секций. Обсуждение докладов;
— 13:00–14:00. Перерыв. Обед;
— 14:00–17:00. Работа секций. Подведение итогов конференции;
— 17:00–19:00. Вечер научных дискуссий.

23 ноября (суббота) — выездной круглый стол с представителями старообрядческих общин, органами местной власти и исследователями древлеправославия в рамках обобщения работы по сохранению исторической памяти и для выработки путей сотрудничества.

21 ноября (четверг):

10:30–11:00, открытие конференции

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современностьМитрополит Московский и всея Руси Корнилий выступил на открытии конференции. На фото справа — епископ Апполинарий (Дубинин), Древлеправославная Архиепископия (бывший Курский) старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современностьОсипов Виктор Иванович выступает на открытии конференции

21–22 ноября. Работа секций:

Секция 1. История старообрядчества: общины, лица, события. Старообрядчество и предпринимательство. Председатели: Керов Валерий Всеволодович, Аторин Роман Юрьевич, Осипов Виктор Иванович.

Секция 2. Язык, фольклор, книжность в истории и культуре старообрядчества XVII–XXI вв. Председатели: Ровнова Ольга Геннадиевна, Юхименко Елена Михайловна, Гжибовский Стефан

Секция 3. Старообрядческое пение, иконопись. Председатели: Чернов Михаил Алексеевич, Игнатова Татьяна Викторовна, Пивоварова Надежда Валерьевна

Секция 4. Культура, традиции, обряды. Председатели: Пригарин Александр Анатольевич, Данилко Елена Сергеевна, Ружинская Ирина Николаевна

Регламент конференции

Доклад — до 15 минут
Сообщение — 10 минут
Участие в дискуссии — до 5 минут

Секция 1. История старообрядчества: общины, лица, события. Старообрядчество и предпринимательство

Председатели: Керов Валерий Всеволодович, Аторин Роман Юрьевич, Осипов Виктор Иванович.

Секция 2. Язык, фольклор, книжность в истории и культуре старообрядчества XVII–XXI вв.

Председатели: Ровнова Ольга Геннадьевна, Юхимеко Елена Михайловна, Гжибовский Стефан.

Секция 3. Старообрядческое пение, иконопись

Председатели: Чернов Михаил Алексеевич, Пивоварова Надежда Валерьевна, Игнатова Татьяна Викторовна.

Секция 4. Культура, традиции. Обряды

Председатели: Пригарин Александр Анатольевич, Данилко Елена Сергеевна, Ружинская Ирина Николаевна.

Елисеев Елисей, протоиерей, руководитель Древлеправославного Иркутско-Амурского архива РПСЦ (Большой Камень, Приморский край). Особенности молитв на литии в Русской Православной старообрядческой Церкви;

Конференции за прошедшие годы:

Семинар: «Калужское старообрядчество: история, культура, современность», 28–29 июня 2016 г. (Боровск). Круглый стол: «Культура старообрядцев и ее сохранение», 28–29 июня 2017 г. (Боровск).

Полезная информация

Проезд до Рогожского поселка

Рогожский поселок, д. 29, стр. 8, Дом причта. От станции метро «Таганская» (кольцевая) пешком до остановки автобусов № 63, 7, 27. Ехать до остановки «Платформа Калитники. Старообрядческая улица» (примерно 7-я остановка). Выйдя из автобуса, пройти несколько метров назад до подземного перехода и перейти на противоположную сторону. Выход из подземного перехода — налево. Далее идти прямо, вдоль моста-развязки, и пройти под ним. Выйдя из-под моста, перейти улицу и продолжать движение вперед — вдоль старообрядческой книжной лавки и трапезной, до ограды Рогожского поселка. Войдя на территорию Рогожского поселка, идти прямо мимо колокольни и Покровского собора до Дома причта.

Контактные телефоны:

+7 (910) 518-05-97 — Осипов Виктор Иванович
+7 (915) 048-56-53 — Соколова Елена Игоревна
e-mail: osi pov-borovsk@yandex.ru

Понравился материал?

Лучшая благодарность за нашу работу — это подписаться на наши каналы в социальных сетях и поделиться ими со своими друзьями!

Источник

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Том РОССИЯ. Москва, 2004, стр. 225-227

Скопировать библиографическую ссылку:

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современность

Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сий­ской им­пе­рии. С на­ча­лом ре­форм Пет­ра I прекра­ти­лись от­кры­тые го­не­ния на ста­ро­об­ряд­цев. Дек­ла­ри­руе­мый пра­ви­тель­ст­вом прин­цип ве­ро­тер­пи­мо­сти стал ис­поль­зо­вать­ся для по­пол­не­ния гос. каз­ны (в 1705 вве­де­на по­шли­на на бо­ро­ду, в 1716 ста­ро­об­ряд­цам доз­во­ле­но на­рав­не с др. под­дан­ны­ми от­кры­то жить в се­ле­ни­ях и го­ро­дах, но при ус­ло­вии пла­те­жа двой­но­го по­дат­но­го ок­ла­да и без пра­ва про­по­ве­ди сво­его уче­ния; за­пи­сав­шие­ся в двой­ной ок­лад бы­ли ог­ра­ни­че­ны в гра­ж­дан­ских пра­вах и долж­ны бы­ли не­сти не­ко­то­рые осо­бые по­вин­но­сти). На­чал­ся пе­ри­од ор­га­ни­за­ции круп­ных ста­ро­об­ряд­че­ских цен­тров, ус­пеш­но осу­ще­ст­в­ляв­ших хо­зяй­ст­вен­ную дея­тель­ность и куль­тур­ное строи­тель­ст­во (Вы­гов­ское об­ще­жи­тель­ст­во и др.). Од­на­ко го­су­дар­ст­вен­ные и цер­ков­ные вла­сти ста­ра­лись не до­пус­тить ши­ро­ко­го рас­про­стра­не­ния ста­ро­об­ряд­че­ст­ва, его про­па­ган­да ка­те­го­ри­че­ски за­пре­ща­лась, а уже во 2-й по­ло­ви­не цар­ст­во­ва­ния Пет­ра I при­тес­не­ния ста­ро­об­ряд­цев вновь уси­ли­лись. С нач. 18 в. при под­держ­ке го­су­дар­ст­ва РПЦ ста­ла осу­ще­ст­в­лять дея­тель­ность по об­ра­ще­нию ста­ро­об­ряд­цев в пра­во­сла­вие. Не­об­хо­ди­мость от­вет­ной по­ле­ми­ки с гос. цер­ко­вью спо­соб­ст­во­ва­ла на­ча­лу сис­те­ма­ти­че­ской ра­бо­ты по сбо­ру цер­ков­но-ар­хео­ло­ги­че­ских сви­де­тельств в за­щи­ту ста­рой ве­ры (об­шир­ные по­ле­ми­ко-дог­ма­ти­че­ские трак­та­ты «Дья­ко­но­вы от­ве­ты», 1719, «По­мор­ские от­ве­ты», 1723).

Источник

Становление первых старообрядческих согласий

Сведения о расселении, социальном составе, мировоззрении старообрядчества в начале его возникновения, а также история появления основных старообрядческих согласий в статье Кирила Михайлова.

Появление и развитие старообрядчества

На возникновение старообрядчества есть несколько точек зрения, но все они укладываются в две общих схемы. Первая позиция принадлежит государственной церкви и светским историкам религии, философам, политологам и религиоведам. Здесь старообрядчество появилось как совокупность человеческих воль, противящихся государственной и церковной политике, нововведениям, разрушающим традиционную структуру русского общества. События 1653–1667 гг. разложили устои Руси, повернув церковную (и государственную как исток, естественно) политику в иное, западное, русло.

старообрядчество история культура современность. Смотреть фото старообрядчество история культура современность. Смотреть картинку старообрядчество история культура современность. Картинка про старообрядчество история культура современность. Фото старообрядчество история культура современность

Но есть ещё и кардинально иная версия, она принадлежит самим староверам. Со старообрядческой точки зрения, нельзя сводить староверие к культурному ответвлению, церковному течению, секте, движению анархистов или фанатичному русолюбию. Те, кто повёл за собой народ в леса и тундры, увидели, что Церковь Православная прекратилась на Руси, наступило нечто иное, маскирующееся под православие, но им не являющееся. Староверы считали себя «ревнителями благочестия», они понимали, что Православие сохранено только у них — христианство древних устоев, Церковь Апостольская. По этой причине настоящим самоназванием староверия является «ДРЕВЛЕПРАВОСЛАВИЕ». Следуя семиотической концепции Михаила Бахтина, тут можно выделить аспект идентификации староверов с древней Церковью, связь времён и наследий. А термин «старообрядчество» несёт в себе ошибочную идею понимания древлеправославной Церкви, сводя её сущность, как было сказано выше, к раскольничеству, противопоставлению, антигосударственничеству.

Однако имеется и третья идейная позиция, поверхностно примиряющая обе точки зрения. Согласно этой концепции, общество второй половины XVII века разделилось на две категории. Первая верила слову патриарха и велениям государя беспрекословно, она и пошла за ними, не разбирая дороги. Вторая категория православных почитала Евангелие и церковную Традицию более высокой силой, чем все, кто даже проповедовал эту Традицию, это Евангелие.

Таким образом, современное постмодернистское общество в понимании сущности старообрядчества и его истории предлагает (вернее, принимает, по концепции «вызов — ответ» А. Дж. Тойнби) несколько концепций, разных, но вполне примиримых, хотя это примирение более похоже на поверхностный компромисс.

Расселение и социальный состав старообрядцев

Будучи в XVII веке выкинутыми властью из всех сфер воздействия на общество: из культуры, политики, государственного управления, — старообрядцы стали скрываться в труднодоступных местах: на севере (Поморье), в сибирской тайге и на Дальнем Востоке, тогда ещё необжитом. Мировосприятие, навсегда соединившее их с Русью, не позволяло им вести массовую эмиграцию сразу в момент Раскола, да и сильны были даже у Аввакума надежды, что «царь окстится» [2, 231]. В конце XVII века староверы эмигрировали в Литву, Турцию, государства «северных Габсбургов». Они не вели кочевой образ жизни — строили капитальные поселения, но очень часто могли сорваться в новое путешествие, спасаясь от царской армии, преследовавшей их.

Социальный состав. Староверы до второй половины XIX в. тщательно избегали переписей, поэтому установить их численность и сословность весьма трудно. Наблюдатели тоже становились в тупик, потому что в старообрядческих поселениях все одевались без сословных признаков и не оказывали никому, кроме священников, почестей. Но из письменности самих староверов можно сделать вывод, что в XVII в. среди древлеправославных преобладали крестьяне и ремесленный люд [8, 74], были и представители аристократии (самые яркие примеры — инокиня Феодора и Евдокия Урусова, братья Денисовы); в XVIII веке положение не могло кардинально измениться, скорее всего, расклад остался прежним.

С другой стороны, стратификационный подход Питирима Сорокина отмежёвывается от профессионального подхода, концентрируя внимание на местах проживания староверов, таким образом деля их на две абстрактных категории: городские и «традиционные» (сельские, деревенские). Городские староверы, в основном купцы и ремесленники (единоличники, артельные и мануфактурные), были заинтересованы в упрочении своих позиций. До второй половины XVIII века они не старались укреплять их путём поддержки контактов с государственной церковью, но старались получить право на строительство моленных или храмов. Они налаживали связи с торгово-промышленными кругами и собирали общинный капитал, который многие относят к росткам протокапитализма [3, 6]. «Традиционные» старообрядцы жили в глухих деревнях, им были чужды все нравы и особенности жизни как послераскольной России, так и их братьев-предпринимателей. Такие староверы вели самодостаточный образ жизни, чураясь общественной жизни России, и именно в таких кругах стали появляться анархистские течения и радикальные направления старообрядчества, типа нетовцев.

Расселение. В основном выявляются два основных аспекта расселения старообрядцев: Россия и эмигрантское зарубежье. В России это, во-первых, Поморье — север Архангельской губернии, где возникла Выговская пустынь — один из основных двигателей не только старообрядческой, но и общероссийской экономики в целом [3, 6] [6, 81]. Староверы селились и в окрестностях городов Костромы, Владимира, Великого Новгорода и Нижнего Новгорода [12, 20] — европейская часть России, а также в лесах Сибири и Дальнего Востока и в окрестностях городов Казани, Тюмени, Тобольска, Иркутска [9, 57].

С конца XVII века достаточно оживлённая старообрядческая эмиграция вынесла большие массы верующих в Австрию, Пруссию, Турцию. В Турции было известно поселение соратника Степана Разина атамана Игната Некрасова, отличавшееся крайней нетерпимостью к нехристианским устоям, но в то же время некрасовцы считали, что Турция больше подходит для реализации христианской веры на личностном уровне, чем Россия.

Также достаточно многочисленные поселения староверов имелись в Речи Посполитой. Там огромную роль играло беспоповство, сумевшее в относительно свободных условиях органично вплавиться в экономическую инфраструктуру национальных окраин [1].

Мировоззрение староверов находилось в связи с их расселением. Чтобы лучше понять течения старообрядческой мысли, важно знать и районы расселения разных групп староверов. Павел Рындзюнский пишет: «Главными районами распространения старообрядчества в первой половине XVIII в. были Заонежье, Среднее Поволжье, леса Белоруссии и Северной Украины, а также донские степи. В северной полосе преобладала беспоповщина, а в центре и на юге — поповщина» [11, 268]. Возможно, именно затруднения в миграциях беспоповцев, связанные с северной природой, послужили причиной того, что основными эмигрантами были именно поповцы (точнее, беглопоповцы), а беспоповцы, изолированные на Севере, пошли по пути догматических и внутриполитических реформ. Всего, по переписи 1753 г., в стране числилось 36842 «раскольника» [11, 302].

Религиозный состав и взаимоотношения с государством и официальной Церковью

Середина и вторая половина XVIII века — период зарождения многих ныне существующих старообрядческих течений (согласов, согласий). Данные энциклопедического словаря «Старообрядчество»: «В XVIII веке происходило дальнейшее дробление беспоповцев, разделившихся на следующие крупные согласия:

Далее следует краткое рассмотрение становления многочисленных старообрядческих согласий беспоповства. Поповские течения, до начала XIX века не имевшие единой организации и структуры (в России), расмотрены в иной статье, посвящённой поискам иерархии. Течения староверов упорядочены автором по принципам численности и влияния на общественную и экономическую жизнь России. Также автором избегается философская и теологическая характеристика староверческих согласий, потому что, во-первых, это будет уходом от ведущей тематики работы, во-вторых, не позволит автору придерживаться объективной трактовки.

Поморцы (выговцы)

История Выговского общежительства начинается в конце XVII века, но во второй половине XVIII столетия наблюдается расцвет богословско-полемической и экономической деятельности беспоповцев Поморья (север Архангельской губернии), а в 1730-е гг. в российском обществе произошёл настоящий мировоззренческий переворот вследствие издания и распространения «Поморских ответов» (1723) Андрея и Семёна Денисовых. «Поморские ответы» полностью опровергли все фальшивки, сфабрикованные для очернения староверов, с исторической, грамматической, лексической, теологической и палеографической точек зрения (причём это было одним из первых в мире произведений палеографического характера). Также «Поморские ответы» содержали новейшие достижения лингвистики и философской методологии. Братья Денисовы были основателями нового типа мировоззрения — их мировоззренческая методология отходила от традиционной старообрядческой полемистики и апологетики, они не только спорили с синодальной церковью, но и много писали на чисто практические духовные темы: о месте личности в Церкви, о содействии науки религиозной вере, о значении философии («любомудрия») в развитии духовности. Денисовы занимались практически всеми европейскими науками, даже проявляли интерес к модной в то время в Европе неоалхимии. В «Поморских ответах» Андрей Денисов «показал себя не только как историк, палеограф и литургист, обладающий невероятно обширными и подробными знаниями, но и как мыслитель с глубокой и стройной системой взглядов по фундаментальным проблемам философии церковной истории» [10, 161]. Огромное значение «Поморских ответов» состояло в опровержении всех выпадов против древлего благочестия, существовавших на тот момент. Денисовы доказали путём анализа документов, что пресловутое «Деяние Мартина еретика» — фальшивка, сфабрикованная для борьбы с защитниками старой веры в XVIII веке, что дораскольное русское православие не имело в себе отклонений от апостольских преданий.

Выговцы скрупулёзно собирали всё, что касалось древнерусской и первохристианской культуры: книги, иконы, документы, богослужебную утварь, — и использовали это для создания «острова веры» в Поморье, и это дало им чрезвычайное влияние во всём старообрядческом мире. Так, к концу XVIII века ими был составлен (вернее, воскрешён) канон древлеправославного пения «Стихословия поемыя», используемый доныне федосеевцами и самими поморцами.

XVIII век — время расцвета Выголексинской пустыни. Павел Милюков писал: «Денисов [Андрей. — К.М.] завязал деловые сношения с различными концами старообрядческого мира. Он дал, таким образом, первый образец широкого торгово-промышленного союза на началах безусловного взаимного доверия и строгой нравственной дисциплины — образец, которому так успешно подражал раскол конца XVIII и первой половины XIX века» [6, 81]. Выговцы создали в промышленном мире России первую промышленную инфраструктуру нового типа, в которую втягивались и иные согласия, невзирая на конфессиональные и мировоззренческие различия. Словами этнографа Ирины Кремлёвой, «когда в XVIII в. Даниловский поморский монастырь пострадал от пожара, его община получила помощь от филипповцев» [4, 711].

Федосеевцы

Федосеевцы (феодосиевцы) — вторая группа беспоповцев, оказавшая своим купечеством существенное влияние на отечественную экономику и культуру. Словарь «Старообрядчество»: «Во второй половине XVIII века федосеевцы были самым крупным беспоповским согласием. Они проживали в Москве, Петербурге, Новгороде, Риге, Польше, по всей Сибири. Кроме того, они обретались в Турции, по берегам Дуная, в Пруссии и в прочих удобных местах по морю» [14]. «В 1771 году во время моровой язвы (чумы) перепуганные напастью власти разрешили московским федосеевцам устроить возле с. Преображенского часовню и кладбище» [14]. Так возникло Преображенское кладбище — один из двух основных центров старообрядчества в России до сих пор (второй — Рогожское кладбище в Москве поповцев Белокриницкой иерахии).

В 1752 году в Польше состоялся объединительный съезд федосеевцев, основным принципом согласия закрепивший безбрачие: брак является Таинством, но по причине отсутствия священства венчание не может быть проведено в мирской форме. На обиходном уровне церковное безбрачие через некоторое время было «вытеснено» гражданским сожительством, хотя впоследствии и на него появился особый молитвенный чин.
Федосеевцы и после смерти Петра продолжали практически бескомпромиссно относиться к государственной власти, считая, что «после Петра антихрист царствует не чувственно, а лишь духовно преемники первого императора суть только слуги, исполнители антихристовой воли, а не сами антихристы» [16, 537]. И в этом заключается их характерная особенность — «условная бескомпромиссность»: федосеевцы не собирались поступаться принципами, но в то же время могли вести активную общественную деятельность.

Федосеевцы — наиболее многочисленные представители «городского» староверия; деятели купечества из федосеевцев вложили много сил в развёртывание российской инфраструктуры и международной торговли в XVIII веке.

Часовенные

Это согласие, изначально бывшее поповским, сохранившее традиционное дораскольное православное богословие, вынужденно стало беспоповским ввиду постепенного вымирания священства, рукоположенного до никоновских реформ, и трудностей, связанных с поставлением нового духовенства. Часовенные распространены были в XVIII веке преимущественно на Урале, небольшое количество — в Сибири. Отличие часовенных от прочих согласий — в полном перекрещивании неофитов, даже если те были крещены погружательно. В 1776 году среди часовенных распространилась информация о том, что в России крещён погружательно только епископ Рязанский, а в «ближнем зарубежье» — лишь архиерей Грузии, вследствие чего данное согласие стало принимать беглых священников только от упомянутых епископов. «Примерно до последней трети XVIII века уральские часовенные в сущем сане принимали переходивших от господствующей церкви лиц, а в 1735 г. их руководители из числа горнозаводских служащих даже просили (без успеха) императрицу Анну Иоанновну закрепить такую практику юридически» [15].

В середине XVIII века, в связи с покровительствующей старообрядческой реэмиграции политикой Екатерины II, в состав часовенного согласия влилось большое количество иммигрантов из Речи Посполитой (т.н. «поляки»), начался процесс ассимиляции часовенных Польши, Сибири, Урала.

Странники и нетовцы

Два совершенно различных по доктринам и историческому опыту беспоповских течения объединены в один подпункт по причине примерной аналогичности воздействия распространяемых ими христианско-анархических идей, которые оказали огромное воздействие на расшатывание российской государственности с религиозных позиций.

Нетовцы (Спасово согласие) появились ещё в конце XVII века, хотя И. Кремлёва время их зарождения отсылает на столетие позже [4, 713]. Проживали они в центральной Сибири, но кочевали по всей России. В отличие от многих других беспоповских объединений, нетовцы отказывались понимать пророчество Апокалипсиса о пришествии Антихриста фигурально, образно-аллегорично, или «духовно», как говорят поморцы. Для них Антихрист представлялся реальным физическим лицом, притеснявшим истинную Церковь (Пётр I). «Только нетовцы придерживаются в этом вопросе мнения, что антихрист явится неким человеком, по буквальному смыслу Святого Писания» [7]. «Натуралистское христианство» нетовцев, их полное отрицание богослужебного культа, духовенства, церковной организации, семейной жизни, ритуального погребения и прочих атрибутов христианской традиции способствовало появлению в середине XVIII века в разных районах России очагов стихийного неприятия государства, синодальной церкви, властей вообще и противопоставления этому идеалов первохристианской Церкви, плюс напряжённое ожидание Конца Света, который, с их точки зрения, наступит неминуемо и очень скоро по воле воцарившегося в России Антихриста, воплотившегося в императорах. Спасово согласие было носителем эсхатологически анархистских идей, вносивших определённую дестабилизацию в российское общество, примерами которой является череда крестьянских волнений и восстаний, вплоть до Пугачёвщины.

Ещё более радикальными в своём отношении к власти стали бегуны (странники), также проживавшие в Центральной Сибири. Они не представляли собой единой структуры, организации. Не было у них и крупных общих служений. Единственная консолидирующая идея — отрицание не только всего, что связано с российским государством и официальной Церковью, но и всего общественного порядка, «антихристова устоя», с их точки зрения. «Странничество стало известно ещё 1760-е годы, но распространилось оно позже. Всякий, кто хочет спастись, не должен принимать «печать антихриста» (паспорт) и записываться в раскольничьи списки. Истинный христианин должен разорвать всякую связь с обществом и стать странником — не иметь «ни града, ни села, ни дому» [4, 709]. Интересно, что развитие и распространение этого движения пришлось на время правления «просвещённой монархии». Что же заставляло староверов в эпоху, именуемую либеральной, бросать свои дома, общины, молельни и уходить в бесконечные скитания в ожидании Страшного Суда? Историк А.И. Мальцев пишет о мировоззрении бегунов: «Любое подчинение власти категорически отвергалось. Сам Антихрист, по мнению Евфимия [основателя странничества, бывшего солдата-дезертира. — К.М.], нашёл своё последовательное воплощение в российских государях начиная с Петра I. Странники считали, что долг истинного христианина — покинуть мир антихриста, разорвать все связи с ним. Только беглецы, нелегалы, по мнению странников, могли удостоиться крещения и стать христианами» [5, 62]. Перу инока Евфимия (1743–1792) принадлежат книги «Сказание об антихристе, еже есть Пётр I», «Толкование на слова Ипполита, папы Римского, об антихристе», «О злополучных последних временах и о знамениях антихристовых» [16, 537]. Влияние бегунов на общественную жизнь России можно сравнить с воздействием первых христиан на социальную сферу Римской империи.

В сравнении с нетовцами или странниками, прочие согласия старообрядческого беспоповства не выглядят столь радикально — они вели более компромиссную, «соглашательскую» деятельность, но внутренний протест не испарился со времени Раскола, и многочисленные самосожжения XVIII века тому подтверждение. Расселение на территориях, которые в идеале не могли прокормить многочисленные общины староверов традиционной русской пищей, отрыв от внутрироссийских торговых путей (до второй половины XVIII века) и при этом — уникальное приспособление к существующим условиям, отсутствие культурной ассимиляции, сохранение традиционного уклада — серьёзнейшая бытийственная проблема. Беспоповцы вынуждены были постоянно менять, модернизировать свою идеологию. Сами идеи «мирского священства» и «духовного Антихриста» — отголосок трудностей социально-экономического положения. Дальнейшее появление бегунцовских и нетовских идеологий не было стихийным выплеском народного недовольства, это — закономерное продолжение беспоповского мировоззрения, только положенного в русло безвыходности тайги Дальнего Востока. Совершенная «русскость» старообрядцев не давала им возможности массово эмигрировать в дальние края, в чём находили для себя выход, к примеру, кальвинисты Европы. Их социальный состав, сплавлявший в единое гармоничное целое представителей разных сословий, объединённых идеями, позволял находить относительный баланс с государством в экономической (а с 1765 года — и в политической) сферах.
Тем не менее принижать, замалчивать участие старообрядческого усилия в деле государственного строительства нельзя. В учебниках по истории отечественной экономики преимущественно рассказывается о милитаризированной экономике, там старообрядчество, естественно, не участвовало. С другой стороны, такие жизненно важные отрасли, как торговля хлебом, пенькой, рыбой, пушниной почти полностью находились в руках старообрядцев, и их присутствие в этих отраслях экономики на протяжении XVIII века неуклонно расширялось.

Но на экономике деятельность старообрядческих согласий в XVIII веке ограничивалась. Их политическая пассивность (или опасливость) не позволила им до второй половины XVIII века участвовать в деятельности органов местного управления.

Таким образом, в XVII веке зародились, обжили определённые территории и получили своё конфессиональное лицо основные старообрядческие согласия. Развитие беспоповских направлений происходило не только географически — каждое их них формировало собственную богословскую систему, впоследствии выросшую до идеологического и ментального уровней, определявших специфику жизни целых старообрядческих этнических групп — например, поморов, некрасовцев или липован.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *