старинные русские игры и забавы на руси для детей проект
Презентация на тему «ИГРЫ И ЗАБАВЫ НА РУСИ И В НАШИ ДНИ».
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
ИГРЫ И ЗАБАВЫ НА РУСИ И В НАШИ ДНИ.
Интересно, сильно ли отличались игры детей на Руси от забав нынешнего поколения?
Детские забавы на Руси всегда были больше, чем просто веселое времяпрепровождение. Игры были частью воспитания, они развивали смекалку, выносливость, ловкость, являлись физическими нагрузками и даже культурным событием. Не секрет, что обязательной частью любого широкого гулянья были народные забавы-игры, в которых участвовали и дети, и взрослые.
Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. К сожалению, в век компьютеров русские люди забывают народные игры, которые развивают ловкость, силу и стремление к победе.
Горелки Подвижная игра, в которой стоящий впереди ловит по сигналу других участников, убегающих от него поочередно парами.
Подвижная игра Горелки – это старинная русская игра, которая в какой-то степени, напоминает соревновательную эстафету
Кулачный бой Боевое искусство и народная потеха, представляющая собой бой кулаками. Существует на Руси с глубокой древности.
В России существуют собственные традиции боевых единоборств.
Лапта Лапта — игра командная. Бег, прыжки, метание мяча, ловля, удары битой и игровая ориентировка составляют основу игры. Лапта была любимейшей молодецкой забавой
А теперь лаптовые виды спорта, такие, например, как бейсбол, крикет и песа палло, завоевали огромную популярность”.
Богатые традиции игры в русскую лапту, имевшиеся в нашей стране, не позволили ей исчезнуть окончательно. В 1990 г. в Ростове состоялся первый официальный чемпионат России по лапте среди мужских команд. В 1994 г. лапта была включена в Единую Всероссийскую спортивную классификацию. В 1995 г. были разработаны новые правила соревнований. И вот уже девять лет чемпионаты России по лапте проводятся ежегодно, вызывая неизменный интерес к игре. С 1997 г. действует межрегиональная общественная организация – Федерация русской лапты России.
Городки Старинная славянская игра. Её история насчитывает несколько веков. В городки можно играть одному, «один на один» и команда на команду.
Взятие города(крепости) На вершине холма строится потешное укрепление из брёвен, сучьев, а зимой из снега. Женщины и девушки, защитницы городка, находятся внутри «крепости». Мужчины, разделившись на «всадников» и «коней», начинают приступ. Их задача разрушить укрепления.
Коняшки Игроки разделяются на два «войска». Каждое «войско» делится на «всадников» и «коней». Задача игроков — вывести из равновесия другую пару. Выигрывает тот, кто дольше всех устоит на ногах.
А в какие игры любили играть ваши родители: мамы и папы, бабушки и дедушки?
Русские народные игры прожили долгую жизнь. Еще недавно мы играли в садике в пятнашки, краски, догонялки. Однако сейчас все эти забавы постепенно отходят на второй план, уступая компьютерным играм и интернету.
Но иногда детям все же хочется активно провести время на воздухе. Особенно летом. Вот тут-то и пригодятся наши старинные детские развлечения.
К вам барышня пришла Эта игра хорошо развивает смекалку, сообразительность, реакцию. В нее весело играть как взрослым, так и детям. Выбирается один ведущий, а все остальные участники находятся рядом. Водящий подходит к каждому участнику игры и дает следующее задание: «К вам барыня пришла, голик да веник принесла, Велела не смеяться и не улыбаться. «Да» и «нет» не говорить, «Эр» не выговаривать» и далее следует любой вопрос ( желательно такой, на который можно ответить «да» или «нет»), например, вы любите лето? Если участник засмеялся, улыбнулся, ответил «да» или «нет», сказал слово с буквой «Р» или помедлил с ответом, то он считается проигравшим. Поэтому ему нужно выполнить задание, которое придумывает для него ведущий. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не ошибутся, потом ведущий меняется.
«Только сломленный, закостеневший, не вовремя постаревший, злой или совсем утративший искру божию человек теряет потребность в игре, в шутке, в развлечении» Павел Флоренский- русский священник, филосов, ученый, поэт.
Спасибо за внимание!
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности
Курс профессиональной переподготовки
Педагогика дополнительного образования детей и взрослых
Номер материала: ДБ-354059
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Руководители управлений образования ДФО пройдут переобучение в Москве
Время чтения: 1 минута
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Проект Русские народные игры
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение
«Русские народные игры»
Старшая группа: «Солнышко»
Воспитатели: Климина Т.Д.,
Юркова О.Л.
Образовательная деятельность…………………………………………. ………………4
Материально-технические ресурсы…………………………………………………. …4
План ознакомления дошкольников с народными играми………………………………5
II Традиции и обычаи русского народа…………………………………..…………..8-10
Календарные и обрядные праздники русского народа
Аграфена Купальница да Иван Купала…………………………………………………10
III Русские народные игры
IV Конспект и тоговой видео-игры «Веселая ярмарка»……………………………14-19
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому проект направлен на знакомство детей с народными традициями, народным творчеством, народными играми.
Проект способствует развитию познавательных способностей, включает в себя ознакомление дошкольников с обычаями, традициями, народным творчеством. Приобщить к русско-народным традициям, познакомить с другими играми, «непривычными» для современных детей и тем самым обогащать их познания.
Русские народные игры издавна служили средством самопознания, в играх проявляются лучшие человеческие качества: доброта, благородство, взаимовыручка, самопожертвование ради других. Народные игры разнообразны, развлекательны и эмоциональны.
Современные дети мало двигаются, меньше, чем раньше играют в подвижные игры из-за привязанности к телевизору, компьютерным играм. Чтобы поддержать интерес детей к народным подвижным играм, они должны их узнать и задача педагога помочь им в этом.
Гипотеза: незаслуженно забытые старые русские народные игры, в которые играли наши дедушки и бабушки, могут быть не менее увлекательными, чем современные компьютерные игры.
Сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях русского народа через народную игру.
-Вызвать у детей интерес и желание играть в русские народные игры;
-Развивать у детей любовь и уважение к народной культуре, музыкальному фольклору, способность к общению, уважение к родному очагу;
-Развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость, пространственную ориентировку;
-Развивать память, творческое воображение, познавательную активность, фантазию;
-Воспитать в детях гордость за свой народ, поддержать интерес к его истории и культуре, помочь хорошо узнать и уважать свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа;
-Воспитывать смелость, честность, чувство коллективизма, взаимопомощи, умение шутить, соревновательный задор, характер, чувство ответственности;
-Обогащать словарный запас детей названиями предметов быта русского народа.
Вид проекта : оздоровительный, познавательный, коммуникативный.
Продолжительность проекта : 1 неделя
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели.
Образовательные области, содержание которых включено в проект:
— художественно — эстетическое развитие;
— подбор необходимой литературы;
— подбор русских народных игр, хороводов;
-составление картотеки русской народной игры (хороводные, подвижные, малоподвижные); считалок.
— подбор наглядного материала (фотографии);
-создание условий для проведения мероприятия (атрибутов, подбор костюмов).
План реализации проекта:
— изучение методической литературы по данной теме;
— сбор необходимой информации, подбор игр;
— написание плана проекта.
— реализация проекта через различные виды деятельности детей (занятия, прогулки, в повседневной жизни, праздники, развлечения).
— создание альбома и презентации на тему: «Русские народные игры», видео-игры «Веселая ярмарка»
В процессе приобщения детей к русским народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-умение самостоятельно организовывать игру;
— живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
— продумывание запасных выходов из трудных ситуаций, для чего вводятся волшебные слова, которые дают возможность с честью избежать проигрыша, как бы жалея товарища, дают возможность всем почувствовать радость успеха;
— активное усвоение правил и содержания игр детьми (кто-либо из детей, объясняя игру, непосредственно участвует в ней, расставляет детей, заставляет их приговаривать слова, показывает движения).
План ознакомления дошкольников с народными играми:
Понедельник
1. Беседа на тему: «Жизнь и быт русского народа»
Цели: Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее символах; воспитывать интерес к родной земле, ее прошлому, чувство гордости за свой народ и его прошлое, интерес к отечественной культуре; п ознакомить детей с избой — жилищем крестьянской семьи, предметами русского быта и одеждой.
2. Изобразительная деятельность/ рисование
Тема: «Золотая хохлома»
1. Беседа на тему: «Многообразие русских народных игр».
Цели: познакомить детей с русскими народными играми и считалками; развивать внимание, ловкость, смекалку, быстроту реакции; воспитывать уважительное отношение к традициям русского народа.
2. Знакомство с играми: «Каравай», «Жмурки»
1. Беседа на тему: «Традиции и обычаи русского народа»
Цели: Получение знаний о народном календаре и составляющих его сезонных праздников и обрядов; систематизация сведений о русских праздниках; отличие традиций и обычаев русского народа от традиций и обычаев другого народа; воспитывать любовь к русской национальной культуре.
2. Знакомство с играми: «Ручеек», «Колечко»
1. Беседа на тему «Русский народный фольклор»
Цели: Систематизировать знания детей о русском народном фольклоре и закрепить знание о русской народной сказке «Заюшкина избушка» через игровую деятельность; формировать умение слушать и участвовать в рассказе сказки; познакомить детей с русскими народными песнями.
2. Знакомство с играми: «Карусели», «У медведя во бору»
2. Изобразительная деятельность/аппликация
Тема: «Веселые матрешки»
В начале реализации нашего проекта, наблюдая за детьми, мы увидели, что играя в русские народные игры, дети не имеют понятия, что это старинная русская народная игра (например, «Ручеек», «Колечко», «Каравай»), откуда взялись эти игры, что в такие игры могли играть их бабушки и дедушки. Современным детям, которые привыкли к современным технологиям, например: телефоны, компьютеры, электронные игрушки и т.д., вообще очень трудно дается осознание того, что в прежние времена, люди могли обходиться без всего этого. В ходе проекта, мы много беседовали о том, как жили люди в прежние времена, много играли в русские народные игры, и по окончанию нашего проекта, мы можем сделать вывод, о том, что у детей сформировались представления о жизни, традициях, обычаях, культуре русского народа. У детей появился интерес к русским народным играм и творчеству в целом, дети стали сами просить нас поиграть в русские народные игры, послушать русские народные песни и потанцевать под них.
1. Белки зайцев угощали
И морковку подавали.
Все орешки сами съели
А тебе водить велели!
Ну кому же начинать?
Начинаешь водить ты!
И колпак свой потерял!
Сел, заплакал: «Как же быть?»
Выходи, тебе водить!
Восемь, девять, десять
Кто до месяца дойдет
Тот и прятаться пойдет.
Национальные традиции – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.
И с календарем, и с жизнью человека связаны народные обычаи, а также церковные таинства, обряды и праздники. На Руси календарь назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления.
Народный календарь был календарем земледельческим, что отразилось в названиях месяцев, народных приметах, обрядах и обычаях. Даже определение сроков и продолжительности времен года связано с реальными климатическими условиями. Отсюда несовпадение названий месяцев в разных областях. Например, листопадом может называться как октябрь, так и ноябрь. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта с его праздниками и буднями. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни.
Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства: песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит.
Календарные и обрядовые праздники русского народа
Умели русские люди работать, умели и отдыхать. Следуя принципу: «Делу – время, потехе – час», крестьяне отдыхали в основном в праздничные дни. Что такое праздник? Русское слово «праздник» происходит от древнеславянского «праздь», означающего «отдых, безделье». Какие же праздники почитали на Руси? Долгое время в деревнях жили тремя календарями. Первый – природный, земледельческий, связанный со сменой времён года. Второй – языческий, дохрстианских времён, так же, как земледельческий, соотносился с явлениями природы. Третий, самый поздний календарь – христианский, православный, в котором только великих праздников, не считая Пасхи, — двенадцать.
1. Масленица
3. Рождество Христово
В древности главным зимним праздником считалось Рождество. На Русь праздник Рождества пришёл вместе с христианством в Х в. и слился с зимним древнеславянским праздником – святками, или колядой.
Рождество Христово — это не только светлый праздник православия. Рождество — праздник возвращенный, возрождающийся. Традиции этого праздника, исполненного подлинной человечности и доброты, высоких нравственных идеалов, в наши дни открываются и осмысливаются вновь.
4. Аграфена Купальница да Иван Купала
Летнее солнцестояние — один из заметных, поворотных моментов года. Издревле все народы Земли отмечали в конце июня праздник вершины лета. У нас таковым праздником является Иван Купала. Однако же праздник этот был присущ не только русскому народу. В Литве он известен как Ладо, в Польше — как Соботки, на Украине — Купало или Купайло. У наших древних предков существовало божество Купало, олицетворяющее летнее плодородие. В его честь вечерами и распевали песни, и прыгали через костер. Это обрядовое действие превратилось в ежегодное празднование летнего солнцестояния, смешивая в себе языческую и христианскую традицию. Иваном божество Купало стало называться после крещения Руси, когда его заместил никто иной, как Иоанн Креститель (точнее — его народный образ), чье рождество праздновалось 24 июня.
5. Свадьба
В жизни всех народов свадьба— это одно из самых важных и красочных событий. Каждый человек должен иметь свою семью и детей. А чтобы не случилось так, что кто-то долго засиделся «в девках» или » в женихах», на помощь приходили свахи. Свахами были женщины бойкие, словоохотливые, знающие свадебные традиция. Когда сваха приходила сватать невесту, она, помолившись, садилась или становилась на такое место, которое, считалось, могло бы принести удачу в сватовстве. Разговор она начинала с принятых в этом случае иносказательных фраз, по которым родители невесты сразу догадывались что за гости к ним явилась. Например, сваха говорила: «У вас товар (невеста), а у нас купец (жених)» или » У вас ярка (невеста), а у нас пастух (жених)». Если и ту и другую сторону устраивали условия заключения брака, то договаривались о свадьбе.
Развивая интерес к русским народным играм, развиваем творческие способности (придумывание разных вариантов, усложнение движений),совершенствуем двигательные умения и навыки детей. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В игре ярко отражается образ жизни людей, их быт, устои, смекалка, находчивость, смелость. Необходимо научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т.е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.
Мы играли в следующие игры:
Играющие становятся в круг. В середину становится водящий. Все начинают водить вокруг него хоровод и петь песенку:
Как на « имя водящего » именины
Испекли мы каравай
Вот такой вышины! (поднять руки, подняться на цыпочки, показать)
Вот такой нижины! (опустить руки, присесть и показать)
Вот такой ширины! (развести руки, увеличить хоровод, показать)
Вот такой ужины! (свести руки и хоровод к центру, показать)
Каравай-каравай
Кого любишь — выбирай!
После этого водящий выбирает из круга другого игрока:
И танцует в кругу с ним. Потом игра продолжается с новым водящим.
Считалкой выбирают ведущего и завязывают ему глаза платком. Он – жмурка. После этого, жмурку отводят в центр комнаты или игровой площадки. Перед тем как начать игру, жмурку поворачивают вокруг себя несколько раз и ведут с ним диалог. Например, такой:
—Где стоишь?
—Где на мосту!
—Что пьешь?
—Квас!
—Лови мышей, а не нас!
После этих слов все игроки разбегаются по площадке, а жмурка должен их ловить. Игроки стараются ходить неслышно, уворачиваются от жмурки, приседают, могут проходить мимо водящего на четвереньках и т.д. Самые ловкие и смелые, могут подойти к водящему совсем близко, легонько похлопать его по плечу или сказать что-нибудь. Например «Я тут!» или «М-я-я-у». Что-то выкрикивать, находясь на большом расстоянии от жмурки, не разрешается. Водящему мало поймать игрока. Он еще должен, не снимая повязки, его узнать. Тот, кто пойман и угадан, становиться новым жмуркой.
При всей простоте у подвижной игры «Жмурки» есть довольно точные правила. Границы территории, на которой проходит игра, четко и заранее оговариваются. Выбегать игрокам за них нельзя. Если за эти границы выходит водящий-жмурка, то игроки кричат ему «Огонь! Горишь!». Точно так же предупреждают жмурку, если он подошел слишком близко к какому-нибудь предмету и рискует удариться. Но словом «Огонь!» нельзя обманывать жмурку, отвлекая от игрока, попавшего в трудное положение.
3. У медведя во бору
Играющие выбирают медведя,и определяют место его берлоги. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:
Грибы, ягоды беру!
Медведь постыл,
На печи застыл!
Медведь просыпается, выходит из берлоги, медленно идет по поляне. Неожиданно он быстро бежит за играющими и старается кого-то поймать.
Пойманный становится медведем.
Ведущий берет в руки кольцо. Все остальные участники садятся на лавку, складывают ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, о дному из игроков ведущий незаметно кладет в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Кто с крылечка сойдет,
Тот колечко найдет!
Задача игрока, у которого в руках колечко – вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться придерживая руками, не пустить этого игрока. Если игроку с кольцом не удается убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если сумеет убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру
К обручу привязаны ленты. Дети берутся за ленты одной рукой и идут сначала в одну сторону, а затем, поменяв руку, в другую. Обруч держит водящий. «Кататься» на карусели можно под традиционный текст:
Еле, еле, еле, еле, закружились карусели,
А потом, потом, потом, все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите, карусель остановите.
Раз-два, раз-два, вот и началась игр
IV Конспект и тогов ой видео- игры «Веселая ярмарка»
-Обеспечить развитие умения отражать в игре фантазийные образы, создать игровую обстановку с учётом темы игры и воображаемой ситуации. Передавать в роли характер, настроение.
Атрибуты к игре : Наушники, клавиатура, фонендоскоп, градусники, чемоданчик доктора, витаминки, блокнот, ручка, сумка с длинной ручкой, фотоаппарат, каравай, соль, матрёшки, бусы, помада, музыкальные инструменты (ложки, погремушки, маракасы, трещотки, бубны, колпаки для скоморох)
Костюмы : Халат белый для врача, русский народный сарафан для взрослых, колпаки скоморох, сарафаны для детей, косоворотки для мальчиков.