старая смоленская дорога история
Вязьма. Путешествие по старОЙ Смоленской дороге.
Доброго времени суток дорогие читатели!
Вчера осуществилась моя давняя мечта побывать на знаменитой дороге, появление которой датируется четырнадцатым-пятнадцатым веками. Именно на том самом старом и коротком сухопутном тракте из Европы в Москву — на Старой Смоленской дороге.
За всё время её существования эту артерию пытались сделать лучше. Побывав там я стал больше ценить нашу царицу Екатерину Великую. Представляете её «путешествие» после дворцового спокойствия и благополучия? Стойкая женщина!
Кажется ещё в восемнадцатом веке Смоленскую дорогу пытались улучшить, оснастили её почтовыми станами и верстовыми столбами с полосами. Несмотря на всё это, путь её так и оставался ухабистым и сложно проходимым. При этом попытка привести тракт в надлежащий порядок завершилась грандиозным скандалом, в результате которого смоленский губернатор ушел в отставку за хищения, а высокопоставленные чиновники были заключены в тюрьму. Прошли годы и мало что изменилось в этой огромной стране с названием Россия.
Старая Смоленская дорога в период 1812 года хранит в себе не мало тайн и загадок по настоящее время. Именно здесь отступали русские войска, не справившиеся с натиском Наполеона. Немного позднее по ней отступали уже французы… Существует даже легенда, что при бегстве армия Наполеона выбросила всю свою добычу, которую везли из Москвы, включая и золотую карету императора в озеро около деревни Семлево. При этом мифический клад пока ещё не найден. Места там просто обалденные…
Всем думаю очень невероятно интересно посмотреть на этот путь сообщения глазами современности. При этом все мы понимаем, что за многие века, здесь мало что существенно изменилось.
Как и ранее многие деревни, встречающиеся на пути, оказываются заброшенными или полностью разрушенными. Рядом с ними даже нет никаких табличек и опознавательных знаков.
При этом природа, окружающая все это безобразие, не может оставить хоть кого-то равнодушным. Невероятно красивые зимние пейзажи удается увидеть на всем протяжении этого маршрута, зимняя сказка с множеством животных и птиц. Иногда даже удается забыть об отсутствии дороги как таковой и надеется, что дорога прочищена от снега и не разбита лесовозами. Оглянувшись вокруг, увидишь столько всего интересного и незабываемого, чего на других трассах попросту нет. Поражает полное отсутствие рекламы и магазинов на всём пути! Классно, прямо как на машине времени мы уже в далёких временах нашей истории!
Для меня это самая легендарная дорога Смоленской земли. Сколько по ней хожено, езжено, сколько путников нашло упокоение на ее обочинах? Сколько врагов двигались по ней в сторону Москвы? Сколько неприятелей сложило здесь головы? Дорога нашей памяти и скорби…
Хотя по историческим меркам Старая Смоленская дорога по не так уж и стара. В том виде, в каком мы ее знаем сейчас, она возникла не раньше XVI века. Артерия соединявшая Смоленск еще с Ростово-Суздальской землей шла вдоль реки Угры. Ее существование можно обнаружить в письменных источниках, по крайней мере, начиная с двенадцатогоI века. Изначально существовала она, вероятно, гораздо раньше. От верховьев Угры к Смоленску путь шел через Ельню и древнее село Долгомостье.
Если углубиться в историю, то необходимо сказать, что в древности, в условиях малой заселенности и при обилии лесов основными дорогами в средней полосе были реки. По речной глади шли водные пути, по луговой пойме – сухопутные дороги. Множество таких водных артерий (рек и речек) прорезали лесные массивы, что позволяло использовать их как естественные пути расселения, сообщения, торговли.
Прямые дороги появились относительно позднее, когда укрепилась государственность, выросла численность населения лесной полосы, ведь кому-то необходимо было постоянно поддерживать в порядке дороги, ремонтировать мосты, перестилать гати. Даже в советские времена дороги не были «прямыми», а извилисто проходили через все деревеньки совхоза или колхоза не давая жителям оставаться без транспортной артерии и социальных благ. Сейчас деревушек уже нет, а дороги по прежнему «петляют» по полям.
С увеличением роста населения и торговых связей, политического развития русских княжеств начало происходить оформление прямого пути от Смоленска на Москву. Существует мнение, что первой возникла дорога «Дорогобуж-Вязьма», она начала активно использоваться уже в тринадцатом века, когда выросли роль и значение Вязьмы. После объединения в единое Вяземско-Доргобужское княжение, сухопутный путь от Вязьмы к Дорогобужу шел вдоль реки Осьмы, по ее левобережью. Именно он лежал через Семлево, Калпиту, Городок (Самцовский), Волочек.
Итак впереди большая и малая Калпита. Это деревни входящие в Вяземский район Смоленской области. Население не большое, но очень гостеприимное. Деревенька с необычным названием Калпита расположена в восточной части в 35 км к юго-западу от Вязьмы, в 0,5 км западнее автодороги Р134 «Старая Смоленская дорога» Смоленск — Дорогобуж — Вязьма — Зубцов, на берегу реки Осьма. Места очень живописные и заброшенные.
Вторым местом нашего путешествия была деревня с названием Староселье которая входит в состав Каснянского поселения.
Такое название ранее носили деревни которые были очень давно заселены. Место, где прежде было большое поселение.
Сейчас это не соответствует действительности. Но определённая загадка в тех местах всё же есть! Какая? Сможете узнать, если расспросите об этом местных жителей. Я не буду раскрывать все карты…
Третьим местом был Хватов-Завод. Это небольшое село в Вяземском районе, расположенное в восточной части в 33 километрах к югу от районного центра.
Рядом в нескольких километрах западнее имеется железнодорожная станция Годуновка на линии Вязьма-Сухиничи. Село расположено на берегу реки Дебря, это бассейн Угры.
Известно как минимум, что 27 октября 1797 года, указом императора Павла I надворному советнику Венедикту Фатову было пожаловано 25 пустошей из числа казённых земель Юхновского уезда Смоленской губернии, «к устроенной им фабрике кос».
Право владения терялось в случае ликвидации фабрики, что и произошло уже в 1803 году.
В 1811 году село отошло Н. А. Ковалёву, который переименовал его в Троицкое, однако новое название не прижилось и на картах осталось прежнее — Хватов Завод.
Очень красивые и живописные места.
Весь этот край таит в себе очень много исторических загадок и тайн. Будут ли они открыты? Покажет время!
Скоро наступит весна и они со своим бездорожьем уйдут в забытьё…
Смотришь на них и понимаешь как бескрайна Россия — матушка.
Везёт, трясёт и радует!
Старая Смоленская дорога: история, современность, перспективы
До конца 2024 года в Смоленской области отремонтируют более 1110 километров дорог. В числе наиболее значимых для смолян участков – Старая Смоленская дорога. Одна из первых зафиксированных реконструкций относится к 18 веку: тогда на грунтовой дороге появилась щебёнка. Сейчас многие участки радуют автомобилистов: путешественники нередко сворачивают с оживлённой трассы «Москва-Минск» на Старую Смоленскую, благо покрытие на большей части пути позволяет ехать без опасения потерять подвеску.
Ремонт дороги – дело очень затратное. Ещё в 19 веке при губернаторе Николае Хмельницком на реконструкцию Старой Смоленской дороги было потрачено столько денег, что император Николай Первый произнёс фразу, ставшую легендарной. «Дешевле было бы выложить её серебряными рублями», — недовольно заметил государь, познакомившись со сметой. В веке 21-м ремонт дороги проводит СОГБУ «Смоленскавтодор».
Сама дорога начала формироваться в 14 веке, чуть позже она стала главным трактом, который соединил Европу и Москву. В наши дни Старая Смоленская берёт начало в Краснинском районе, на российско-белорусской границе. «Нулевая верста» — путевой знак — говорит, что здесь начинается Россия.
В 1526 году по Старой Смоленской дороге проехал посол Священной Римской империи Сигизмунд Герберштейн. В 1606 году по ней торопилась в Москву на свою свадьбу с Лжедмитрием I Марина Мнишек. Во второй половине XVII века этим же маршрутом проследовал Адольф Лизек. «Путь от Смоленска до Москвы сколько опасен от медведей, столько и скучен по причине непрерывных лесов. Единственная между этими городами дорога идет по полосе вырубленного леса шириною около 30 футов с бревенчатою по болотам настилкою» — отметил в путевых заметках европейский дипломат.
Сейчас на участке «Смоленск-Кардымово-Дорогобуж-Вязьма» отремонтировано около 30 километров дорожного полотна. Между Смоленском и Кардымовым на протяжении почти десяти километров – отличная комфортная трасса, которая обеспечивает приятную поездку. Что характерно – дремучие леса вдоль дороги до сих пор радуют путешественников незабываемым ароматом хвои, романтическими пейзажами и редкими живописными деревеньками. Что характерно: современное воссоздание старинных верстовых столбов придаёт современному путешествию незабываемый колорит.
Между Кардымово и Дорогобужем СОГБУ «Смоленскавтодор» отремонтировал больше 17 километров дороги в 2019 и 2020 годах. Речь идёт не только о собственно дорожном полотне, но и об организации стоянок автобусов и обозначении пешеходных переходов. «Скатертью дорога», — если убрать негативный подтекст, то получится точная характеристика качественного ремонта. Именно по этому участку в 1632 году двигалась к Смоленску армия воеводы Шеина, надеясь взять реванш за поражение в 1611 году. В 1634-м здесь же отступали к Москве разбитые остатки войска московитов.
На этом участке в Кардымовском районе находится знаменитая Соловьёва переправа, раньше она называлась Соловьёвым перевозом. «Потом мы пришли к слиянию реки Воипи с Борисфеном … переправившись через Борисфен, заночевали в каком-то монастыре», — отмечал в «Записках о Московии» ещё в 16-м веке Сигизмунд Герберштейн. Слияние рек Вопи и Днепра – как раз недалеко от нынешней Соловьёвой переправы. Старая Смоленская дорога стала использоваться круглогодично, когда в этом месте на Днепре организовали постоянную переправу. Летом 1812 года жители окрестных деревень установили два плавучих моста. Работы велись под руководством дворянина Ивана Глинки. В июле-августе 1941-го года здесь были кровопролитные бои. 16 и 20-я армии выходили из окружения. Гитлеровцы, пользуясь преимуществом в воздухе, уничтожали красноармейцев и мирных жителей. Несколько лет назад на берегу Днепра установили часовню, освятив её во имя Георгия Победоносца. Сейчас о тех событиях напоминают мемориалы, переехать через реку можно по хорошему бетонному мосту. Покрытие дороги тоже вполне достойно внимания автомобилистов: ровное полотно и хороший обзор дают возможность уверенно чувствовать себя на трассе.
Следует отметить и реконструкцию участка «Дорогобуж-Вязьма» протяжённостью 11,2 километра. Если раньше здесь не каждая подвеска могла выдержать нагрузку, то сейчас… В общем, лучше один раз увидеть. К тому же в этих краях до сих пор живёт легенда о якобы затопленных Наполеоном в Семлёвском озере сокровищах. Золото и драгоценности, по той же легенде, французы награбили в захваченной Москве.
Ещё один участок – «Вязьма-Зубцов» — ждёт профессионального подхода. Как стало известно Smolnarod.ru, его передали Росавтодору и в перспективе там будет проходить трасса «Золотое кольцо». Тем более, что в этих местах оживает история «дворянских гнёзд». «Смоленская дорога была весной запружена, сотни семейств ехали в свои западные имения…» Грибоедовы, Лыкошины, Шереметевы, Хомяковы, Голицыны — караван из кибиток и карет едущих из Москвы в Смоленскую губернию, растягивался на многие сотни саженей, если не вёрст. Путешественники нередко останавливались на обочинах, устраивая шумные пикники. Весёлые конные «поезда» прибывали в Дугино, Высокое, Городок, чтобы хозяева имений могли насладиться тишиной, покоем и здоровой деревенской жизнью. Сейчас «дорога в историю усадеб» ожидает ремонта и реконструкции, тем более, что автомобилистами она используется достаточно активно.
Любопытно, что в 2012 году именно по Старой Смоленской дороге отправилась в пеший поход самая маленькая Великая армия в мире: бельгийцы Дими Думортьер и Карстен де Вилдер прошли пешком от Мало-Ярославца до Вильнюса. Если раньше говоря о качестве и безопасности европейцы тактично уходили от ответа, то что они сказали бы сейчас? Если не обо всей дороге, то хотя бы о тех участках, где провёл реконструкцию СОГБУ «Смоленскавтодор».
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Сигизмунд Герберштейн на пути в Россию.Гравюра Гиршфогеля. 1547.
Герберштейн в русской шубе, жалованной ему царем.
Конечно, Герберштейн был не единственным послом, по Смоленскому тракту въезжающим в Московию.
С.В. Иванов. Приезд иностранцев.1901.
Августин Мейерберг, австрийский дипломат, посетил Россию в 1661-1662 гг. и тоже оставил записки о своем путешестви. Он, кстати, рассказал откуда в Россию поступают лошади и попенял нашим предкам на плохое владение искусством верховой езды.
«Лошади в употреблении у них татарские, которых ногайцы каждый год присылают до 40 тысяч на продажу в Москву, да и по сходной цене. При осмотре лошадей они не обращают никакого внимания на таких, которые с жирным животом, тощи телом, с толстою шеей и высокой головой, ежели в пользу их не говорит их резвость, выносливость работы и голода. Однако ж знатные люди не имеют недостатка в персидских лошадях, да как наденут на них самую нарядную сбрую и выедут на какое-нибудь общественное торжество, то и сами тогда бывают загляденье. Но так как нет у них учителей верховой езды (берейторов), и красивая, или искусная, поступь не известна ни лошади, ни кому-либо из всадников, то считают всего для себя славнее вдруг погонять лошадей во всю прыть или заставлять их делать безобразные и вовсе неискусные скачки, чтобы тряслись и бренчали от их движения серебряные из больших колец цепочки, украшающие их в виде других уздечек, да и звенели привязанные над копытами у них колокольчики, заставляя думать, что они звонконогие. Это-то часто и было причиною некоторого развлечения для нас во все время самой скучной остановки в предместье. Потому что очень забавно было смотреть, когда то тот, то другой из знатнейшего русского дворянства, все в разной одежде, подъезжал к нашей карете и, не отдавая нам никакой чести, словно павлин, развертывал всю пышность своего хвоста, показывая нам свою шубу на собольем меху, самом дорогом по черноте, густоте и длине волоса, и поворачивал ее то тем, то другим боком, с помощию слуг, распахивавших ее точно хламиду; либо заставлял безобразно скакать свою лошадь в сбруе, в цепочках, опутанную колокольчикам и, благодаря потрясению от этих скачков, представлял ее нашим глазам со звоном, во всей ее целости.»
» Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто, в минуту гнева, не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или по крайней мере муромским разбойникам? Будем, однако, справедливы, постараемся войти в их положение и, может быть, станем судить о них гораздо снисходительнее. Что такое станционный смотритель? Сущий мученик четырнадцатого класса, огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда (ссылаюсь на совесть моих читателей). Какова должность сего диктатора, как называет его шутливо князь Вяземский? Не настоящая ли каторга? Покою ни днем, ни ночью. Всю досаду, накопленную во время скучной езды, путешественник вымещает на смотрителе. Погода несносная, дорога скверная, ямщик упрямый, лошади не везут — а виноват смотритель. Входя в бедное его жилище, проезжающий смотрит на него как на врага; хорошо, если удастся ему скоро избавиться от непрошеного гостя; но если не случится лошадей. боже! какие ругательства, какие угрозы посыплются на его голову! В дождь и слякоть принужден он бегать по дворам; в бурю, в крещенский мороз уходит он в сени, чтоб только на минуту отдохнуть от крика и толчков раздраженного постояльца. Приезжает генерал; дрожащий смотритель отдает ему две последние тройки, в том числе курьерскую. Генерал едет, не сказав ему спасибо. Чрез пять минут — колокольчик. и фельдъегерь бросает ему на стол свою подорожную с тремя перьями!»
А.С. Пушкин. «Станционный смотритель»
Подорожная, выданная А.С.Пушкину.1820.
А.О.Орловский. Фельдъегерь на тройке.
Гравюра И.Н. Павлова. Постоялый двор на Канаве. Церковь Космы и Дамиана в Садовниках.
Досадно слышать: «Sta viator!»
Иль, изъясняяся простей:
«Извольте ждать, нет лошадей», —
Когда губернский регистратор,
Почтовой станции диктатор
(Ему типун бы на язык!),
Сей речью ставит вас в тупик.
От этого-то русским трактом
Езда не слишком веселит;
Как скачешь — действие кипит,
Приедешь — стынет за антрактом.
С.И. Светославский. Постоялый двор в Москве.
Наконец, снова в путь! Сколько верст осталось до пункта назначения подсказывали верстовые столбы.
Они появились на дорогах середине XVIII в.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
А.С. Пушкин. «Зимняя дорога»
А. Орловский. Путешествие в кибитке.
Конечно, зимняя дорога была скучной, но это все-таки была дорога.
Да и скакать — дождись пути.
Заметить должно мне в прибавку,
Чтобы точней в журнал внести
Топографическую справку, —
Дороги наши — сад для глаз:
Деревья, с дёрном вал, канавы;
Работы много, много славы,
Да жаль — проезда нет подчас,
С деревьев, на часах стоящих,
Приезжим мало барыша;
Дорога, скажешь, хороша —
И вспомнишь стих: для проходящих!
Свободна русская езда
В двух только случаях: когда
Наш Мак-Адам или Мак-Ева —
Зима свершит, треща от гнева,
Опустошительный набег,
Путь окуёт чугуном льдистым
И запорошит ранний снег
Следы её песком пушистым
Или когда поля проймёт
Такая знойная засуха,
Что через лужу может вброд
Пройти, глаза зажмуря, муха.
А вот осенью и весной передвигаться по российским дорогам, в том числе и по Смоленской было практически невозможно.
А. Куинджи. Осенняя распутица.
Ну, конечно, самой беспокойной дорогой государства Смоленский тракт был не из-за сезонных распутиц.
Все военные беды-лавины с Запада катились именно по этому тракту.
Может, крылья сложишь
А кругом бушует пламя
Э.Лисснер. Изгнание поляков из Кремля.
П.Гесс. Сражение под Красным 2 августа 1812 года.
И.М. Прянишников. В 1812 году.
По Старой смоленской дороге на машине времени
На запад от Москвы уходит дорога, всегда имевшая для страны огромное значение. Даже ее номер М1 подчеркивает важность – она связывает кратчайшей прямой Центральную Россию и Западную Европу. По вполне приличному многополосному автобану несутся экскурсионные автобусы и легковые автомобили с туристами, спешащими посетить столичные места, «достойные примечания». Но, глядя на монотонные пейзажи за окном (дорога проложена в обход населенных пунктов), многие из них даже не догадываются, по каким историческим землям проходит их путь. Стоит же только свернуть с шоссе, и уже в далеком прошлом…
ГОРОД-КРЕПОСТЬ
Уходим с трассы налево на повороте на Вязьму. Впервые это поселение упоминается в летописях от 1239 года. В XV–XVI веках здесь была крепость, защищавшая западные границы Московского государства. В начале XVII века, оказавшись в эпицентре войны между Россией и Польшей, она не раз переходила из рук в руки, пока окончательно не была возвращена по перемирию 1618 года. И почти сразу, учитывая узловое положение, началось строительство нового форпоста, сформировавшего затем и облик города. По сути, их было два – один в другом, поскольку линий обороны было две. На холме за рвом с водой и 25-метровым земляным валом находился острог с пятью деревянными башнями. А с внешней стороны располагался «большой» город, окруженный деревянными стенами длиной полтора километра и шестью каменными башнями. Одну из них, Спасскую, можно увидеть и сейчас.
Когда в 1708 году Вязьма присоединилась к Смоленской губернии, она была более развитым городом, чем губернский Смоленск. А сегодня это небольшой провинциальный районный центр, украшенный, впрочем, изумительными памятниками. Над городом возвышается Троицкий собор (1674–1676). На главной площади – Богородицкая церковь 1785 года постройки (сейчас здесь краеведческий музей). И, конечно, «визитная карточка» города – трехшатровая Одигитриевская церковь (N55 12,422 E34 16,463) Ивановского монастыря (1635–1638). Почему-то много раз, видя ее на фотографиях ранее, я представлял ее довольно большой, даже монументальной. Оказалось же, что это совсем небольшое сооружение, но… изумительной красоты и с каким-то завораживающим, притягательным эффектом! Она будто точеная, можно смотреть часами! Кстати, Одигитрия – изображение Богоматери с младенцем, с греческого означает «указывающая путь», а что еще нужно путешественнику…
— Церковь Одигитрии в Вязьме красива в любую погоду!
— Копытенская башня смоленской крепостной стены – одна из 17 сохранившихся до наших дней
СТАРАЯ СМОЛЕНСКАЯ
Налюбовались шедевром древнего зодчества, спустились к центральной площади. Только оказались возле памятника Перновскому полку, первому ворвавшемуся в Вязьму, захваченную французами, как пошел дождь. Что ж, и «путеводительница» дорогу указала, и дождь, как известно, добрая примета в начале пути – «машина времени» движется дальше! Выезжаем из города на юго-запад, и, невзирая на осадки, отправляемся прямиком в 1812 год. От окраин Вязьмы начинается сохранившийся участок старой Смоленской дороги, по которой дважды прошли войска Наполеона. Бодрые поначалу и голодные, замерзшие на обратном пути. Несколько лет назад мы уже были здесь, и даже геокешерский тайник заложили (подробности см. «4×4 Club. Клад Наполеона» на сайте геокешинга). Ведь, возможно, именно где-то здесь, в глубинах Семлевского озера (N55 02,132 E33 56,670) или какого другого поблизости, измученные отступающие французы спрятали обоз с вывезенными из Москвы сокровищами. Минуем озеро, овеянное легендами, и устремляемся дальше. Помню, как в прошлый раз был удивлен, когда показанный в атласе асфальт вдруг неожиданно оборвался, а дорога стала образца Отечественной войны. За пару лет ничего нового не произошло – покрытия как не было, так и нет. А летний дождь же тем временем превратился в настоящий ливень, моментально заполнивший лужами все колеи и любые углубления. Пришлось вместо осмотра местности (эх, опять не повезло наполеоновский обоз найти!) отдаться борьбе с бездорожьем. Хотя, если честно, задачей пилота VW Touareg было только поднять машину, увеличив клиренс, и добавить жесткости подвеске. Ну и держаться за руль, конечно. Остальное умный автомобиль сделал сам! Мало того. Когда штурман несколько раз выскакивал под дождь из машины, пытаясь запечатлеть (безуспешно, впрочем) дорожные перипетии, раздельное управление кондиционером довольно быстро помогло высушить его промокшую одежду, позволяя другому члену экипажа находиться в собственной зоне комфортности. Что ни говорите, но путешествовать в историю лучше на современной технике!
ПОГРАНИЧНАЯ БИТВА
В Дорогобуж въехали с выглянувшими из-под туч лучами солнца. Считается, что этот старинный город (первые упоминания относятся к 1150 году) был связан со смоленским речным путем. Со всех сторон его окружали высокие земляные валы, неизвестно кем и когда насыпанные. Стоят они и сейчас, это практически единственное, пережившее несколько веков и множество войн. Ну а мы совершаем очередной бросок во времени – смещаемся на два десятка километров к югу и переносимся в 1500 год. Именно тогда в этих местах, на речке Ведроша, случилась битва между армиями Великого Княжества Литовского и Руси, увенчавшая череду пограничных конфликтов. О ее подробностях известно мало, но в результате литовские войска лишились своей самой боеспособной части, их потери составили от 8 до 30 тысяч убитых и пленных. Русско-литовская война продолжалась еще три года, однако ее исход был уже решен под Дорогобужем.
РАЙ ВОЗЛЕ ПРУДА
Кроме памятного камня (N54 46,521 E33 25,255) на месте Ведрошской битвы нет ничего, что напоминало бы о тех далеких годах. Но побывать здесь все-таки стоит. Рядом с полем битвы находилось село Ведроши, впоследствии Алексино – родовое имение дворян Барышниковых, известных с конца XVII века. Один из его владельцев, Иван Иванович Барышников, решил создать тут собственный город. Для чего в период с 1784 по 1818 год по проектам талантливых архитекторов М. Казакова и Д. Жилярди выстроили главный дом, здание бумажной фабрики, церковь, музыкальный павильон, комплекс амбаров и контор, конный двор, разбили парк и каскад прудов. В 40 лет Иван Иванович женился на 16-летней москвичке Елизавете Яковлевой, родившей ему 13 детей. Усилиями нескольких поколений Барышниковых в Алексине была собрана коллекция картин, включавшая работы Тропинина, Брюллова, Рафаэля. После революции ценнейшие полотна были вывезены в Москву и Смоленск, а следы древнего рода утеряны. В 20-х годах в Алексине работал музей быта, его директором был М. М. Пришвин, а одновременно в усадьбе находился конный завод имени С. М. Буденного. Во время войны усадьба пострадала, но многие постройки известных мастеров и система прудов сохранились (N54 47,002 E33 24,588).
ДОРОГА ЖИЗНИ
Возвращаемся на старую Смоленскую дорогу и движемся к Смоленску. Дорога неширокая, но с покрытием, бежит, петляет по холмам. После очередного поворота выскакиваем на мост через Днепр и опять оказываемся в прошлом. Во все времена река всегда была либо препятствием, либо элементом защиты. В зависимости от того, на чьей стороне она «выступает». Мост же часто служил связующим звеном не только между берегами, но и между жизнью и смертью. Здесь у села Соловьево в августе 1812 года отряды под командованием Барклая-де-Толли дали бой французам. Переправлялись по двум плавучим мостам, сделанным местными крестьянами. И на этом же месте в 1941 году более двух недель, с середины июля до начала августа, солдаты полковника А. И. Лизюкова под обстрелами и авиабомбардировками удерживали переправу через Днепр. На запад круглосуточно шли техника и боеприпасы, на восток – обозы с ранеными. А когда пришлось отступить, еще два месяца вели оборону левого берега. Выходя из окружения, советские войска потеряли здесь, по разным данным, от 50 до 100 тысяч бойцов. В память о тех событиях на высоком берегу установлен монумент в виде части разрушенного моста. Его не видно с дороги, нужно проехать через Соловьево и спуститься к воде (N54 55,430 E32 43,246). Памятник символичный и страшный. Смотришь на пролет моста, а больше ничего нет… Вокруг свистят пули и рвутся снаряды. И нужно переправиться на другой берег. Мурашки по спине…
— В Громовой башне сейчас расположен музей
— Памятник, считающийся лучшим памятником героям войны 1812 года в России, был открыт 10 сентября 1913 года
КЛЮЧ ОТ МОСКВЫ
Свою историю Смоленск ведет с 863 года, а с 882-го, после похода князя Олега на Киев, входит в состав Древней Руси. Несколько веков назад через него проходил путь из варяг в греки, связывающий юг с севером. А поперек шла основная дорога с запада на восток. На этом «перекрестке» возникло, а затем и развилось Смоленское княжество. Но такое положение не только было выгодно с торговой точки зрения, оно еще и опасно. Тем более находясь на границе государства. Не случайно его называли ключом от Москвы. Переночевав, всю первую половину следующего дня поездки мы посвятили осмотру города. Основное украшение Смоленска – крепостная стена. Ее строительство было начато в соответствии с царским указом 1595 года. На закладке присутствовал Борис Годунов, а на «ударную» стройку по «царской путевке» приехали «со всея Русския земли» каменщики, и нескончаемым потоком свозились материалы (тем же указом запрещалось где-либо еще вести каменное строительство). Руководил проектом русский зодчий Федор Савельевич Конь. За семь лет была возведена крепость с кольцевой стеной протяженностью почти шесть километров и 38 башнями. Из которых к нашему времени сохранилось около трех километров стены и 17 башен (Громовая башня и музей – N54 46,833 E32 02,509) – есть где полазить любителям фортификации и что поснимать фотографам.
…Обратно в Москву возвращались уже в темноте, яркий ксенон освещал асфальт трассы, но перед глазами стояли картины из прошлого…
БОРТОВОЙ ЖУРНАЛ VW TOUAREG
Двигатель V6 TDi, АКПП. Экипаж 2 человека, нагрузка около 200 килограммов. Суммарный пробег поездки 1100 километров (из них 700 по трассе). Средний расход топлива 8.6 литра на 100 км. Максимальная скорость 128 км/ч.
Полсотни километров по залитой дождем грунтовке Старой смоленской дороги, конечно, не джиперский подвиг, но экзамен, который VW Touareg выдержал с честью. Все узлы и агрегаты работали идеально. Неисправностей не замечено. Особо следует отметить работу кондиционера, обеспечивающего комфорт экипажу, и яркий свет ксеноновых фар, позволявший держать максимальную скорость в темноте на обратной дороге.
ПУТЕШЕСТВЕННИКУ НА ЗАМЕТКУ
Маршрут по Смоленской области рассчитан на два-три дня. Планируя поездку, учитывайте, что дополнительное время может понадобиться на осмотр музеев и достопримечательностей и Вязьмы, и Смоленска. Осенью Старая Смоленская дорога может оказаться пусть и не сложным, но препятствием для «паркетников» в стандарте. Особых засад там нет, но резиновые сапоги в багажнике будут не лишними. Палаточный лагерь на ней можно разбить в сосновом бору перед выходом к Дорогобужу, на остальной части дороги встречаются в основном заболоченные леса. В Смоленске достаточно много гостиниц. Некоторые адреса: «Россия» (ул. Дзержинского 23/2), «Центральная» (ул. Ленина, 2/1), «Усадьба» (ул. Бакунина, 6). Мы же бюджетно (1800 руб. за 2-местный номер с завтраком) ночевали в мотеле «Феникс» (N54 52,942 E32 01,700), пусть и за чертой города, зато с неплохой кухней и охраняемой парковкой.