станция воробьевы горы история
Воробьёвы горы (станция метро)
Сооружена по уникальному спецпроекту в нижнем ярусе Лужнецкого метромоста
М.П. Бубнов, А.С. Маркелов, М.Ф. Марковский, А.К. Рыжков, Б.И. Тхор; Реконструкция: Л. Л. Борзенков, А. Л. Вигдоров, Г. С. Мун, Н. В. Расстегняева, Н. И. Шумаков, соавтор Н. Н. Солдатова
О.А. Сергеев, В.В. Жаркова, И.Л. Жуков; Реконструкция: Н. Корнеева, Е. А. Мелешонкова, Е. Белярова
СМУ-5 с участием СМУ-6, СМУ-4 и УСР Мосметростроя
Лужнецкая набережная, Воробьёвская набережная, ул. Косыгина
Тб: 7, 31, 31к, 28, 79
А: А, 05, 015, 64, 132
северный выход — 5:35
южный выход — 7:00
северный выход — 1:00
южный выход — 22:00
СодержаниеИсторияПервичный проектСтанция метро «Ленинские горы» была открыта 12 января 1959 года в составе участка Сокольнической линии «Спортивная» — «Университет». Для удешевления строительства использовался уникальный проект проложения линии метрополитена по метромосту, вместо предлагаемого ранее плана тоннеля под Москвой-рекой. Станция располагалась на нижнем ярусе Лужнецкого метромоста (сооруженного в 1958 году), в то время как по его верхнему ярусу осуществлялось автомобильное движение. По причине спешки со сдачей моста в эксплуатацию к Международному Фестивалю Молодежи не были соблюдены до конца нормы строительства. Стремление минимизировать затраты стало причиной замены металлических опор на железобетонные, привело к ряду ошибок при закладке арматуры в каркас сооружения, а также вынудило строителей применить соль в целях ускорения бетонирования. Дело в том, что соль понижает температуру замерзания воды, что было важно, так как работы велись в зимнее время. Однако это способствовало интенсивной коррозии элементов арматуры. Весной же, когда таял снег, из-за плохой гидроизоляции станцию постоянно затапливало. 8 июля 1959 года в Москве прошёл сильнейший ливень, едва не парализовавший работу всей линии: вода, смешанная с грязью, проникала прямо в поезда. Затем начал обрушаться потолок. Дело дошло до того, что в июне 1960 года с высоты 4 метров упали дюралевые листы карниза. Тогда никто не пострадал. Впоследствии стали появляться продольные трещины в бетонных перекрытиях, что и привело к окончательному закрытию моста на реконструкцию. РеконструкцияЛетом 2002 года было существенно ограничено движение поездов по мосту. С 6 июля по 5 августа 2002 года участок «Спортивная» — «Юго-Западная» был полностью закрыт. Строители за это время подвели конструкции объездных мостов к основной платформе станции, переложили пути и восстановили 360 метров тоннелей, произвели остекление станции стеклопакетами. Повторно станция открылась 14 декабря 2002 года. По сути, она была полностью построена заново. Ширина станции была увеличена на 3 метра, при этом платформенную часть станции было решено оставить на старых опорах. Вестибюли и пересадкиСтанция имеет два вестибюля. Из северного вестибюля (оборудованного эскалатором) можно выйти на Лужнецкую набережную и олимпийскому спортивному комплексу «Лужники». Из южного вестибюля можно выйти на Воробьёвскую набережную (через нижний зал) и к природному заказнику «Воробьёвы горы» (через верхний зал). Воробьевы горы — смотровая площадка, ближайшая станция метро, интересные факты истории Воробьевы горы — это лесопарковая зона на высоком правом берегу Москвы-реки и одно из любимых мест отдыха москвичей. Воробьевы горы считаются одним из семи холмов Москвы, здесь расположена самая большая смотровая площадка столицы, с которой открывается восхитительный вид на окрестности. Вы увидите красивый изгиб Москва-реки, башни Кремля и стадион Лужники, справа — Нескучный сад, слева — Новодевичий монастырь. По традиции, в день свадьбы сюда приезжают молодожены, а вечерами собираются друзья по интересам, в том числе байкеры и стритрейсеры. Здесь периодически проводится шоу ретро-автомобилей. Кому же больше нравится покой и уединение, могут отправиться вглубь зеленого массива и погулять по лесу, а также вдоль прудов, расположенных ближе к Нескучному саду. Воробьевы горы расположены недалеко от центра Москвы — в 5,5 км от Кремля. Вместе с тем, несмотря на глобальную застройку здесь сохранились нетронутые участки чистого леса со старыми большими деревьями, пережившими не один век. По территории лесопарка проходит пешеходная зона Москвы-реки протяженностью около 10 км, включающая Крымскую и Пушкинскую, Андреевскую и Воробьевскую набережные. В весенне-летнее время на Воробьевых горах можно взять на прокат велосипед или коньки-ролики. Пункты проката находятся на набережной недалеко от фуникулера и рядом с выходом на Воробьевское шоссе. Как добраться до Воробьевых гор, станция метроДля тех, кто приехал на автомобиле, имеются парковочные места рядом со смотровой площадкой по улице Косыгина, напротив здания МГУ и недалеко от пересечения улицы Косыгина с проспектом Вернадского. Воробьевы горы — смотровая площадкаСмотровая площадка находится на самом верху Воробьевых гор, на пересечении улицы Косыгина с Университетской площадью. Здесь установлены подзорные трубы, причем пользование ими бесплатное. Открывающаяся панорама Москвы завораживает своей суровой красотой и небольшой дымкой над городом. Рядом со смотровой площадкой, а также на набережной расположены кафе, где можно перекусить. Со смотровой площадки можно спуститься на набережную пешком, а в летнее время и на фуникулере, расположенном с правой стороны от смотровой площадки (если смотреть на Москву). Фуникулер доставит Вас на набережную или к причалу, есть также остановка на промежуточной станции. С пристани можно сесть на катер и отправиться в путешествие по Москве-реке. Интересные фактыВоробьевы горы — экологическая тропаВоробьевы горы являются уникальной экологической зоной, имеющей особенный рельеф, здесь много родников, живописные пейзажи и прекрасно дышится. Экологическая тропа была открыта в 2005 году и стала первой экологической тропой в Москве. Она снабжена информационными стендами и указателями, рассказывающими о животном и растительном мире лесопарка. В лесной зоне обитают полевки, кроты и белки, среди птиц — соколы и дрозды, соловьи и пеночки, зырянки и белые трясогузки, дятлы и кряквы, синицы и лазоревки. Вдоль одного из прудов установлены беседки, в которых можно отдохнуть и укрыться от дождя. На специальных стендах представлены описания встречающихся растений и животных. Установлены кормушки для мелких птичек и белок, защищенные сеткой от крупных птиц. При желании обитателей леса можно покормить зерном и орешками. Пройти по экологической тропе Вы можете самостоятельно, подъем на нее начинается с Воробьевской набережной, в 100 метрах от канатной дороги. Экскурсии по экологическим тропам проходят круглогодично, в будние дни с 8:00 до 17:00 они проводятся бесплатно. Записаться на экскурсию лучше заранее, поскольку желающих совершить ее в летнее время, много. Маршруты экскурсий: Для удобства посетителей тропы по всей ее протяженности установлены скамейки, беседки и лавочки ДостопримечательностиПриехав на Воробьевы горы, Вы также можете осмотреть такие достопримечательности: Воробьевы горы — это одно из самых поэтических мест Москвы, способствующих вдохновению и радости, полету мечты и мысли. Многие русские писатели побывали здесь, а Толстой и Горький, Лермонтов и Достоевский — все так или иначе упоминали Воробьевы горы в своих произведениях. Александр Блок заметил, что «даже Париж с Монмартра не то, как Москва с Воробьевых гор». Комплекс градостроительной политики и строительства города МосквыИстория метростроения в костюмах представлена на станции метро «Воробьёвы горы»ПоделитьсяПодписывайтесь на Stroi.mos.ru Специальную одежду метростроевцев с первой очереди строительства столичной подземки можно увидеть в выставочном пространстве со стеклянными колбами на станции «Воробьёвы горы» Сокольнической линии метро, сообщили в пресс-службе АО «Мосметрострой».Экспозиция пройдет со 2 ноября по 2 декабря включительно. За незамысловатыми формами рабочих и инженеров Московского метростроя кроется целая история развития главного городского транспорта. Перед организаторами выставки стояла непростая задача – воссоздать спецодежду с 1930-х годов, основываясь на исторических фото- и видеоматериалах. СПЕЦПРОЕКТ: Большая кольцевая линия «Было переработано множество фотографий, подшивок газет, документальных фильмов и профессиональных форумов. Обращались к кинодеятелям, костюмерам, торговцам советским антиквариатом. Трудности в сборе информации из архивов добавлял и тот факт, что все источники – давние фотографии и кинохроники – были черно-белыми. Только после 1990-х можно найти цветные карточки и документальные сюжеты», –рассказали создатели выставки Алена Пучкова и Наталья Основская. Для каждого десятилетия характерна своя одежда, организаторы старались выделить самые запоминающиеся образы. Так, в 1931 году стал узнаваемым синий костюм, хотя на первых порах у метростроевцев не было стандартной формы, в которой ходили бы рабочие. Одежда метростроителей в далекие 1930-е и сейчас зависит от специфики работ. Примечательно, что в спецодежде метростроевцев встречается танковый комбинезон. Связано это, прежде всего, с послевоенным дефицитом, который нередко вынуждал носить в мирное время отдельные части уставной одежды. С 1980-х появляется единая униформа для всех специальностей метростроения. Одежда, обувь и головные уборы для строителей становятся более удобными и безопасными. Однако по-настоящему продуманной форма стала лишь в последние 10–20 лет. Воробьёвы горыКто знает товарища Воробья?Это главная смотровая площадка Москвы. Но на самом деле Воробьевы горы вовсе не горы, а крутой берег реки. Воробьёвы горы возвышаются на 80 метров над рекой и на 220 метров над уровнем моря. Обрыв изрезан оврагами и оползнями, часто наружу пробиваются ключи и родники.Этот склон образовался 150 миллионов лет назад, когда на территории Москвы было море. Когда оно отступило, здесь появилось Мамоново городище — одно из древнейших поселений. О нем известно немного. А в 1453 году княгиня Софья Витовтовна купила подмосковное село Воробьёво у попа по прозвищу Воробей. Отсюда и название местности. Хотя иногда его понимают и буквально, якобы здесь было много воробьев. Софья Витовтовна устроила в Воробьёво летнюю резиденцию. Не удивительно, что это село в завещаниях великих князей перечислялось среди наиболее ценного имущества. Воробьёвы горы часто подвергались нападению. При Василии III к Москве подошел крымский хан Магмет-Гирей, от которого великий князь спасся в стоге сена. В 1571 году на Москву напал хан Дивлет-Гирей. А через 20 лет Казы-Гирей, стоя на Воробьёвых горах, осматривал город. В смутное время сюда бежал гетман Хаткевич и затем отступил к Можайску. Воробьёвы горы были также одним из пунктов обороны против армии Наполеона в 1812 году. Но позиция под городом была неудобной, и армия Кутузова оставила Москву. Царский дворец на Воробьёвых горах построили при княгине Софье Витовтовне. Его много раз перестраивали. Но до нас дошли только каменные фундаменты.Цари охотно использовали Воробьёвский дворец в качестве увеселительной резиденции. Петр I даже заложил здесь традицию стрельбы из пушек: в 1683 году поставил крепость с пушками, стрельбой из которых отметил день рождения. А в 1707 году Петр приезжал на Воробьёвы горы осматривать первую в России зеркальную фабрику. Она появилась здесь благодаря исключительному по качеству песку, который даже в XX веке использовали вместо промокательной бумаги. Когда в Москве праздновали заключение мира с Турцией, с Пречистенки на Воробьёвы горы перенесли новый дворец. Его еще несколько раз подновляли, а окончательно сломали при строительстве храма Христа Спасителя. Правда, храм так и не построили, а на его месте 12 августа 1912 года поставили закладной крест. В советское время от него остался лишь постамент. Как раз на этом месте в 1978 году установили памятный знак работы Н.А. Шмакова в честь Александра Герцена и Николая Огарёва. Памятник состоит из двух частей, символизирующих дружбу юношей, и завершается двумя светильниками — символами журнала «Полярная звезда» и газеты «Колокол». На низкой стенке позади видны барельефы Герцена и Огарёва. А в оставшихся после неудачного строительства храма Христа Спасителя бараках в XIX веке устроили пересыльную тюрьму. Сюда свозили преступников перед отправкой в Сибирь. Именно в эту тюрьму каждую неделю приезжал Федор Гааз, чтобы лучше узнать быт и условия содержания заключенных. Он много сделал для ослабления страданий задержанных и за это получил прозвище «Святой доктор». Немногие знают, что на Воробьёвых горах находится резервуар Рублёвского водопровода емкостью 170 000 кубометров воды.К XX веку мытищинский водопровод уже не справлялся с возросшими потребностями Москвы. Возможным источником воды стала Москва-река. 1 сентября 1900 года архитектор М.К. Геппенер заложил на Воробьёвых горах резервуар. Через 2 года он был готов, а над резервуаром даже устроили павильон со смотровой площадкой. Одновременно с этим в Рублёве шло строительство по проекту инженера Н.П. Зимина. И к 1904 году там появились водоприемник, насосная станция, отстойники, фильтры и лаборатория. Отсюда вода шла в воробьёвские резервуары и далее распределялась к Калужской заставе и Большой Пироговской улице. Станция действует до сих пор, но доступ к воробьёвскому резервуару закрыт. С устройством водопровода московская городская дума решила разбить на Воробьёвых горах парк, но дальше идеи дело не двинулось. Тем не менее москвичи ездили сюда, чтобы попить чай и послушать цыганские песни. Еще в 1924 году можно было увидеть крестьянские сады с врытыми в землю столами, лавками и рукописными вывесками «Волна», «Свидание друзей», «Ельдорадо». До революции на смотровой площадке стояло трехэтажное здание ресторана Петра Крынкина. С его террасы была видна вся Москва, и посетителям даже давали бинокли.В советское время здание долго стояло беспризорным, а потом в нем устроили главный дом Красного стадиона. Здесь хотели построить стадион на 40 000 зрителей, дворец спорта, открытый театр и парк имени Революции. Но главный дом сгорел, и идея забылась. Лишь часть Остроумовской рощи застроили особняками партийной элиты. Москвичи называли их заветами Ильича. Воробьёвы горы всегда были популярным местом отдыха. Летом сюда приезжали на весь день семьями и большими компаниями. Зимой здесь катались на лыжах. Продолжением этой дореволюционной традиции стало строительство в 1953 году лыжного трамплина, горнолыжного спуска и фуникулера. Еще одна масштабная стройка развернулась в 1949-1953 годах — появилась высотка МГУ. Сейчас смотровая площадка на Воробьёвых горах — одно из популярных мест отдыха москвичей и одно из главных мест, посещаемых свадебными кортежами. А на склонах работает природный заказник, где можно посетить бесплатные экологические тропы, увидеть редкие виды растений и животных и такие уникальные природные объекты, как, например, Андреевские пруды. МГУ: станция метро «Университет». Или все же «Воробьевы горы»?
Московский государственный университет им. Ломоносова — одно из старейших высших учебных заведений в России, основан в XVIII веке. В нем обучается несколько десятков тысяч студентов из России и других стран мира, преподают тысячи заслуженных педагогов. Он является самым престижным вузом России и входит в список лучших в мире. МГУ находится на Воробьевых горах, за пределами второй кольцевой автодороги, в относительной близости от реки Москвы. Со смотровой площадки, расположенной рядом с МГУ, открывается вид на центр Москвы, видно здание «Москва-сити» и другие высокие и выделяющиеся строения столицы. На территории располагается больше 10 корпусов, Ботанический сад и различные аллеи. Т.к. находится университет на Воробьевых горах, у приезжих часто возникает вопрос: «Как добраться до МГУ? Какая станция метро ближе?» Разберем этот вопрос далее. Воробьёвы Горы, парк cхема проезда на картеОт станции метро «Воробьевы Горы» Сокольнической линии посетители доберутся до парка «Воробьевы Горы» (смотровая площадка) пешком примерно за 20 минут или, проехав одну остановку на троллейбусе №7 и выйдя на остановке «Смотровая площадка». Следуя от станции метро «Ленинский Проспект» Калужско-Рижской линии, можно доехать сюда на троллейбусе №7 (выйти на остановке «Смотровая площадка»). От МКАД на машине удобно добираться в парк по проспекту Вернадского, с которого необходимо выехать на улицу Косыгина (в районе смотровой площадки стоянка автотранспорта запрещена, поэтому оставить авто можно немного в стороне от главного входа в парк). Станция метро «Университет»Ближайшая к МГУ станция метро — «Университет» — находится на Сокольнической линии в южной части города, в нескольких станциях от кольцевой. Она является обычной подземной станцией. Находится в шаговой близости от МГУ. Станция метро названа «Университет» именно поэтому. Добраться от нее до самого вуза можно пешком, пройдя полтора километра по указателям или с помощью карты, либо на маршрутках, которые ходят раз в 2-10 минут в зависимости от времени суток и дня недели. Студенты предпочитают ходить пешком, так обычно получается быстрее. Способы проезда до МГУЕсли вам нужно доехать до Московского Университета, то, помимо его адреса, стоит узнать и то, какими видами общественного транспорта до него можно доехать. Вариантов несколько, так что вы сможете выбрать наиболее удобный. На метроЕсли вы будете ехать до МГУ на метро, тогда станция, на которой вам нужно выйти, называется «Университет», она находится на красной линии. Лучше сесть в последний вагон из центра. Когда выйдете из метро, вам нужно будет свернуть налево и далее следовать по левой стороне Ломоносовского проспекта. Так вы дойдете до библиотеки Московского Университета. Напротив библиотеки будет подземный переход – перейдите по нему, и вы окажетесь у Главного здания Университета. Время на дорогу, которое придется затратить, около пятнадцати минут, в зависимости от того, насколько быстро вы будете идти. Кстати, когда вы только выйдете из метро, то сможете увидеть шпиль Главного здания. Ориентируйтесь по нему, если боитесь заблудиться. На автобусеОдним из вариантов, как можно добраться до МГУ, это общественный транспорт. В данном случае это довольно удобно, особенно если учесть, что от ближайшей к Университету станции метро идти придется далековато. Итак, если вы приехали на станцию «Университет» и решили не идти пешком, а подъехать, то вам будет удобно сесть на автобус. Для этого выходите из метро в город к Ломоносовскому проспекту. Затем перейдите Ломоносовский проспект, ориентируясь по виднеющемуся шпилю Главного здания. Здесь вы увидите остановку автобусов и троллейбусов, а также маршрутных такси. Дождавшись автобуса, который довезет вас до МГУ, садитесь в него, и минуты через три вы будете у Главного здания. На маршрутном таксиЕсли вы решили доехать на маршрутном такси, то сделать это также можно от станции метрополитена «Университет». Выходить из метро на ту же остановку, что и к автобусам – это было описано выше. Теперь дождитесь нужного номера маршрутки – 550м, 464м, 57м, 751м, 329м. Любая из них довезет до нужной остановки, то есть «Дом Культуры МГУ», что находится у Главного здания. На автоЕсли вы не знаете дороги и будете ехать в МГУ впервые, то лучше заранее ознакомиться с картами и узнать дорогу, либо же вбить в строку «место назначения» в навигаторе адрес Московского университета, который был указан выше. Для примера можно привести направление движения из центраКак видно, добраться до МГУ не составит особого труда. Возможно, выйдя из метро, вы захотите подъехать на автобусе или маршрутном такси, но лучше, если позволяет погода, все же прогуляться пешком. По дороге вы сможете увидеть еще много интересного. Станция метро «Воробьевы горы»Как становится понятно из названия станции, находится она рядом с Воробьевыми горами, на которых и стоит МГУ. Станция метро является надземной. Находится она над рекой на крытом мосту, с которого открывается красивый вид на центр столицы. Спуск со станции выходит на набережную Москвы-реки и к подножию горы. Подъем по ней осуществляется по проложенным тропам либо по асфальтированным тротуарам. От главного корпуса МГУ станция метро «Воробьевы горы» находится в 3,5 км, это примерно 40 минут ходьбы. Поэтому с данной станции добираться до МГУ лучше только в том случае, если вы хотите параллельно полюбоваться красотами города. По времени, которое нужно затратить на путь, все-таки считается, что МГУ находится на станции метро «Университет», так как она ближе. Текущее положениеВ настоящий момент задние по-прежнему принадлежит МГУ, в нём идёт активный образовательный процесс. Конструкционно оно состоит из трёх частей. Высота средней – 240 метров вместе со шпилем, который всё ещё увенчивает советская пятиконечная звезда. Стилистически комплекс выполнен в стиле «сталинский ампир» (новый классицизм). Основным внешним облицовочным материалом является натуральный камень, в том числе мраморные и гранитные плиты. Секции с «А» по «З» отведены под рабочие помещения (в том числе учебные аудитории, помещения администрации и т.д.). В прочих размещены квартиры преподавательского состава, общежития студентов и аспирантов. В центральной башне имеется балкон-колоннада, откуда открывается замечательный вид на окрестности. Московское метроМетрополитен Москвы входит в список самых сложных и разветвленных в мире. Он имеет 2 кольцевых линии, одна из которых наземная и открылась в 2021 году, и 12 радиальных, одна из них представляет собой монорельс. Всего станций 203, есть подземные, есть открытые наземные. Линии проходят не только по центральной части Москвы, но и за ее пределами — в пригородах и в спальных районах проживает большое количество работающего либо учащегося в самой столице населения. В Московском метро есть различные способы оплаты проезда: Туристы предпочитают покупать единый билет или карту «90 минут», если знают, куда конкретно хотят добраться и сколько времени это займет, а местное население из данных вариантов предпочитает «Тройку». Есть также социальная карта москвича, учащегося школы и студента в различных тарифных вариантах. Действует оплата проезда по бесконтактным банковским картам. Здание МГУ на Воробьёвых горахГлавное здание МГУ на Воробьёвых горах — видный памятник архитектуры, одна из семи сталинских высоток Москвы. Здание построено в 1949-1953 годах, его высота вместе со шпилем составляет 240 метров (без шпиля — 183,2 метра): в течение 50 лет — ровно половины века — ГЗ МГУ было самым высоким зданием в Москве, пока в 2003 году не был построен новый ЖК «Триумф-Палас». Но не только в высоте здание МГУ было рекордсменом: на боковых башнях установлены самые большие часы в Москве, диаметр циферблатов — 9 метров. Длина минутной стрелки составляет 4,1 метра, а вес — 39 килограммов. Строительство МГУ Высотку МГУ проектировал целый коллектив талантливых советских архитекторов: Борис Иофан, Лев Руднев, Сергей Чернышёв, Павел Абросимов, Александр Хряков, а также конструктор Николай Никитин и инженер Всеволод Насонов. Кроме того, скульптурным оформлением фасадов занимались в мастерской Веры Мухиной. История МГУ, как и других сталинских высоток, началась в январе 1947 года, когда по предложению Сталина Союз министров СССР принял решение построить в Москве восемь высотных зданий. Изначально на должность главного архитектора был назначен Борис Иофан, ранее занимавшийся проектированием Дома на набережной и ряда других зданий по правительственному заказу. Иофан разработал общий архитектурный замысел высотки и предложил выразительную пространственную композицию здания в виде 5 объёмов, один из которых — центральный — станет высотной частью здания, а 4 прочих будут значительно ниже и увенчаны башенками-пинаклями. Также архитектор предполагал установить на вершину высотной части здания скульптуру Михаила Ломоносова, однако, по указанию свыше — говорят, идея не понравилась Сталину — пересмотрел проект в пользу шпиля с пятиконечной звездой, как у прочих сталинских высоток. И всё бы ничего, если бы не принципиальность Иофана: архитектор хотел возвести здание непременно над самым обрывом Воробьёвых гор (в то время — Ленинских), что совпадало с первоначальными пожеланиями Сталина. Тем не менее, комиссия специалистов установила, что это опасно и может вызвать оползни, из-за которых МГУ просто сползёт в реку. Сталин согласился с необходимостью переноса здания дальше от склона, но Иофана такой расклад не устроил; вскоре несговорчивый архитектор был отстранён от проектирования. После отставки Иофана руководителем проектирования был назначен Лев Руднев. Вскоре после этого Сталин лично утверждает этажность здания и высоту шпиля и подписывает технический проект и смету на строительство, а Лаврентий Берия становится куратором строительства. Земляные работы начались в 1948 году, а 12 апреля 1949 состоялась церемония заложения первого камня. Чтобы быстрее завершить эпичную стройку, на строительство перебрасываются военно-строительные части с объектов атомной промышленности; кроме того, активно используется труд заключённых: в строительстве задействовали несколько тысяч человек. 1 сентября 1953 года Главное здание МГУ было торжественно открыто. Мифы МГУ Высотка МГУ, будучи поистине эпохальным проектом, к которому, кроме того, лично приложил руку сам Иосиф Сталин, обросла множеством мифов и городских легенд. Так, существует мнение, что при строительстве и отделке МГУ использовались материалы из взорванного Храма Христа Спасителя и вывезенные из Германии материалы разрушенного Рейхстага. В частности, упоминаются 4 колонны из цельной яшмы, установленные перед залом заседаний Учёного совета, якобы уцелевшие при взрыве храма, и редкий розовый мрамор из облицовки Рейхстага. К сожалению, обе позиции — лишь романтический миф: в Храме Христа Спасителя никогда не было яшмовых колонн, а вот розового мрамора, который действительно был в Рейхстаге, просто нет в МГУ. Есть легенда, будто бы в подвалах высотки замурована статуя Сталина, которую якобы хотели установить вместо шпиля со звездой, но не успели из-за смерти Сталина. Конечно, это тоже лишь громкий миф: Сталин умер в марте 1953 года, когда строительство находилось в финальной стадии, и никакой статуи вместо шпиля появиться уже давно не могло. Кроме того, Сталин лично отклонил вариант со скульптурой на вершине (Иофан предлагал установить статую Ломоносова) в пользу более традиционного шпиля. Есть среди мифов МГУ и налёт «тюремной романтики»: на строительстве высотки использовался труд большого количества заключённых, и в 1952 году для их проживания были обустроены лагерные пункты на 24-25 этажах университета. Это было удобно: охранять заключённых стало проще, поскольку им некуда было бежать. Существует легенда, будто бы один из заключённых соорудил из фанеры нечто вроде дельтаплана и сделал попытку улететь с башни; по одной из версий его расстреляли в воздухе, по другой — он благополучно приземлился на другом берегу Москвы-реки и сбежал. Есть и третья версия: якобы сбежавшего заключённого поймали уже на земле, но Сталин, впечатлённый находчивостью и смелостью побега, лично его освободил. Говорят, что беглецов-дельтапланеристов даже могло быть двое: одного из них подстрелили, а второму удалось уйти. Есть ли правда в этой городской легенде — неизвестно. Ну и, конечно, не обошлось без КГБ: есть мнение, что вездесущие кэ-гэ-бэшники обустроили в шпиле высотки наблюдательный пункт, с которого даже можно было следить за дачей Сталина. Интересный факт: кажется, будто бы шпиль со звездой и колосья на центральной башне позолочены, но на самом деле это не так: под воздействием погодных условий на высоте позолота быстро пришла бы в негодность, и строители «схитрили» — шпиль, звезда и колосья облицованы пластинами из жёлтого стекла. На сегодняшний день часть пластин обвалилась, и через бинокль на «золотых» колосьях, шпиле и звезде можно рассмотреть «проплешины». Главное здание МГУ находится по адресу Ленинские горы, 1. Добраться до него можно пешком от станций метро «Воробьёвы горы» и «Университет» Сокольнической линии. Ближайшее метроСтанция «Университет» была открыта в январе 1959 года. Она стала 55-й в Московском метрополитене. Эту станцию назвали в честь главного вуза Советского Союза. По первоначальному плану она должна была находиться совсем близко к главному корпусу. Но здесь строительство станции по нескольким причинам было невозможно. Как добраться до МГУ от метро «Университет»? Какой из выходов ведет к вузу, определить несложно. В метро есть указатели. При выходе из массивных деревянных дверей следует повернуть налево. Затем пройти по Ломоносовскому проспекту до библиотеки МГУ. Заблудиться в этом районе очень сложно. Шпиль главного здания виден издалека. По нему и нужно ориентироваться. Наземный транспортСамый удобный и быстрый вид общественного транспорта в Москве — метро. До «Университета» можно доехать максимум за 40 минут с любой другой станции. Но в некоторых случаях удобнее добираться на автобусе или троллейбусе. Например, тем, кто проживает на юге Москвы, недалеко от станций «Рижская-Калужской линии». В нескольких метрах от метро «Профсоюзная» есть остановка. Здесь можно сесть на любой автобус или троллейбус, который идет по Ломоносовскому проспекту, и добраться до университета. Как добраться до МГУ от ближайшей станции метро пешком, рассказано выше. Это небольшое расстояние можно преодолеть также на автобусе или троллейбусе. После выхода из метро нужно перейти на другую сторону Ломоносовского проспекта. Здесь останавливаются автобусы №№119, 130, 113, 187. Можно также добраться на троллейбусе №34.
|