станция салют 7 реальная история

Не как в кино: подлинная история спасения космической станции «Салют-7»

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Космическая бездна лишь с Земли кажется необитаемой и обозначает себя далеким мерцанием звезд, Там, на орбите, кипит своя жизнь, вертятся сотни искусственных спутников, туда вторгаются инородные тела, там случаются свои трагедии и катастрофы. 11 февраля 1985 произошло непредвиденное – орбитальная космическая станция «Салют-7», на которой к тому времени отработали несколько советских и международных экипажей космонавтов, вышла из под контроля. Падение 20-тонной махины, казалось, было неминуемым…

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

У этой истории оказался счастливый конец, практически как в кино – мужественные космонавты Владимир Джанибеков и Виктор Савиных, которых послали «оживить» мертвую станцию, со своей задачей справились. «Салют-7» благодаря их поистине героическим усилиям удалось не просто спасти, но и вернуть в рабочее состояние. Савиных вручили вторую Звезду Героя, Джанибекову (тогда уже дважды Герою) присвоили звание генерал-майора. О подвиге космонавтов сообщили в сводках информагенств, написали статьи, впоследствии сняли документальный фильм, а сейчас снимается и игровое кино.

Под авторством Виктора Савиных вышла книга «Записки с мертвой станции». Кажется, что вся эта история пошагово известна и ничего нового уже не придумаешь. Всё так, за исключением разве что так называемого «человеческого фактора» – ощущений двух человек, которым выпало шагнуть в полную неизвестность и сделать то, чего они до конца так и не представляли.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

«В памяти стоят тряпки, обычные половые тряпки, – с улыбкой вспоминает Виктор Петрович Савиных. – Мы еще на Земле отмоделировали сотни разных нештатных ситуаций, научились на ощупь разбираться с самыми сложными приборами, десятки часов провели в бассейне и на тренажерах, отрабатывая переход на станцию. Были готовы, казалось, ко всему. А тут понадобились тряпки. Начал таять иней и станция стала наполняться водой – приборы, провода, все было в воде.

Мы с Джаном (так называют Джанибекова друзья) как уборщицы по всем закуткам с тряпками метались. А тряпок-то и не было! Никто не подумал, что такая возникнет проблема, пришлось с себя снимать белье, рвать на лоскуты комбинезоны. Мы в тот момент ни о чем так не мечтали, как о коробке с обычными тряпками».

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

На подготовку к этому полету у космонавтов было всего три месяца. На Владимира Джанибекова выбор пал как на наиболее подготовленного летчика-космонавта, способного на ручном пилотировании состыковаться с неуправляемой станцией. Виктор Савиных уже проявил себя к тому времени опытным космонавтом исследователем и бортинженером. Оба считались наиболее подготовленными и опытными космонавтами. Брался в расчет и психологический фактор совместимости – они были не просто коллегами, но и настоящими друзьями. В подобной ситуации, когда жизнь каждого была подвешена на волосок, а неизвестность и сложность выполняемой задачи могла сломать самую крепкую психику, был нужен именно такой слаженный тандем, в котором люди понимают друг друга без слов.

6 июня 1985 года экспедиция стартовала с космодрома Байконур на космическом корабле «Союз Т-13». На «несчастливый номер» никто старался не обращать внимания – лететь надо было без промедлений, ждать подготовки нового корабля просто не было времени. Во-первых, законсервированная и не подающая признаков жизни станция медленно, но неуклонно меняла орбиту и в любой момент могла «спикировать» на Землю – местом такой неплановой, аварийной посадки могла стать как территория Западной Европы, так и США или даже Японии.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

И если в Советском Союзе о ситуации со станцией «Салют-7» знал только узкий круг специалистов, то мировые СМИ уже в феврале того года сообщили, что огромная неуправляемая советская станция может в любой момент упасть где угодно, нагоняя ужас на обывателей стран, оказавшихся в «черном списке» аварийного «Салюта». Тем более, что прецедент уже случился в 1979 году, когда из-за ошибок в управлении на Землю упала американская орбитальная станция «Скайлэб». По счастью большая часть ее обломков рухнула в безлюдных районах Западной Австралии.

Было и «во-вторых». Американцы всерьез озадачились идеей… забрать нашу станцию. Наш коллега, обозреватель телеканала «Звезда» Алексей Самолетов, детально разобрал этот план США в документальном фильме «Битва за «Салют». Космический детектив» (2011), автором сценария которого он являлся. (К слову – Алексей соавтор и игрового кино «Салют-7». История одного подвига», режиссера Клима Шипенко, премьера которого состоялась 6 апреля 2017 года.)

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

«Катастрофическое положение советского «Салюта» американцам было очень на руку, – рассказывает журналист и сценарист Алексей Самолетов. – США уже объявили на весь мир о запуске программы СОИ – стратегической оборонной инициативы, однако орбитальной платформы, на которой могли быть размещены системы, сбивающие баллистические ракеты, у них так и не появилось. Американцы, потеряв при похожих обстоятельствах свою станцию «Скайлэб» шестью годами раньше, новую сделать так и не смогли.

Зато у Америки был «Шаттл» и уже не один, который мог снять с Орбиты любой находящийся там объект. Причем ближайший полет одного из них – «Челленджера», должен состояться буквально через месяц, в конце февраля 85. К тому же, в составе и основного экипажа, и дублирующего, были люди, досконально знавшие русскую станцию».

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Именно французские летчики Патрик Бодри и Жан–Лу Кретьен, прошедшие советскую космическую подготовку, были определены в состав американского «Челленджера», который предполагалось отправить на перехват «Салюта». Жан–Лу Кретьен уже был на борту этой космической станции в советско-французском экипаже с Владимиром Джанибековым (Патрик Бодри тогда выступал в роли космонавта-дублера). В 1985-м в погоне за «Салютом» их роли поменялись. Оба хорошо знали эту станцию и были способны с ней состыковаться и взять управление на себя. Лучшего «трофея» американцы не могли себе и представить.

«Для американцев, в случае удачи, выигрыш оправдывал все, – рассказывает Алексей Самолетов. – О русском космосе можно было бы просто забыть, плюс технологии, которых у Америки пока так и появилось. К тому же, космическое пиратство в данном конкретном случае, можно было оправдать высокой идеей спасения человечества от советской угрозы. Начался второй виток истерии по поводу русского монстра летящего на головы жителям Земли. Вслед за американскими газетами и телевидением о падающей русской космической станции начинают кричать европейские газеты. А потом и японские.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

В Европе пишут о том, что может быть разрушен Париж, на приемах в Вашингтоне и Нью-Йорке обсуждаются последствия падения станции на статую Свободы, в Японии всерьез говорят о русском Салюте, который сотрет с лица Земли Токио и о радиоактивном заражении островов. Ситуация была непредсказуемой и фактически выходила из-под контроля. И тогда, на очередном заседании руководителей полета, было принято решение – срочно формировать самый опытный экипаж, станцию срочно спасать. А заодно и спасать престиж страны».

Советская космическая экспедиция стартовала раньше американской – престиж страны не пострадал. Но взлететь с Байконура «Союзу Т-13» была не самая главная проблема, а они, проблемы, начались практически сразу. Из-за ошибки на Земле вместо блока очистки атмосферы был подключен блок, вырабатывающий кислород. В результате давление в корабле стало расти, возникла угроза пожара. К счастью, космонавты смогли вовремя заметить ошибку и переподключить блоки. Тем не менее, восьмого июня в 11 часов по московскому времени Джанибеков и Савиных увидели «Салют-7» в иллюминаторе.

Они сделали все возможное и невозможное. Сблизились. Состыковались. Перешли. К счастью, станция была герметична и в ней можно было работать. При этом система ориентации солнечных батарей на «Салюте-7» оказалась неисправна, станция была полностью обесточена. Температура воздуха ниже минус пяти. Замерзшая вода разорвала трубы, стены были покрыты инеем. Когда 10 июня космонавты вышли в телеэфир, с Земли первым делом их попросили «дыхнуть» – убедиться, что пар не идет изо рта. Пар не шел, температура была в норме. Как впрочем, и все остальные параметры были вскоре восстановлены, а сам «Салют» занял заданную орбиту.

Уже 23 июня к «Салюту» пристыковался грузовой корабль «Прогресс-24», который доставил оборудование, запасы воды и топлива. Вскоре космонавты совершили выход в открытый космос и установили дополнительные секции солнечных батарей, взамен поврежденных. Помимо восстановления станции космонавты занимались и научной работой, проводили эксперименты. И даже выращивали… хлопок и перец! 100 суток провели на вернувшемся к жизни «Салют-7» Владимир Джанибеков и Виктор Савиных в совместном полете. 18 сентября к станции «причалил» «Союз Т-14» с космонавтами Георгием Гречко, Владимиром Васютиным и Александром Волковым на борту. Джанибеков, которому врачи настоятельно рекомендовали вернуться на Землю для реабилитации, покинул станцию вместе с Гречко, а Савиных еще несколько месяцев оставался на орбите.

«Всё, что происходило тогда на орбите, мне лично кино особо не напоминает, – говорит Виктор Петрович Савиных. – На экране все сжато, все динамично, импульсивно, а там одна простейшая, казалось бы, операция, могла растянуться и на несколько часов, и на несколько дней. И при действительно практически полной неизвестности, мы с Джаном сантиметр за сантиметром, шажочком, бочком вживались в пространство станции. Совсем не по героически, в вязаных шапочках, с тряпками в руках. И каждый день победой не считали, а лишь очередной выполненной задачей, которая помогала справиться со следующей проблемой».

…Расследование инцидента тогда установило, что связь с «Салютом-7» была потеряна из-за несовершенства системы энергообеспечения станции. Одни люди совершили просчет на земле. Вторые люди его устранили в Космосе. Полёт нормальный!

Источник

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная историяleon_rumata

Время собирать камни.

Журнал настоящих людей

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Подвиг советских космонавтов Владимира Джанибекова и Виктора Савиных — одна из самых замечательных страниц в истории отечественной космонавтики. 19 апреля 1982 года на орбиту была выведена станция «Салют-7» — передовое достижение конструкторской мысли и космической промышленности своего времени. Главной целью станции было осуществление научных и технических экспериментов и исследований в космических условиях. Для исследовательской работы на станцию периодически доставляли меняющиеся экипажи. Всего «Салют-7» посетили 6 основных экипажей и 5 экспедиций, в состав которых входили космонавты Советского Союза, а также первые космонавты Франции и Индии. Самые долгие экспедиции на «Салют-7» длились 211 суток и 237 суток. Со станции космонавты совершили в общей сложности 13 выходов в открытый космос, длившихся 48 часов 33 минуты.

В мае 1982 года на станцию «Салют-7» отправилась первая основная экспедиция, вышедшая в космос на корабле «Союз Т-5». В августе 1982 года на станцию отправилась советская женщина — космонавт (вторая в мире после Валентины Терешковой) Светлана Савицкая, а в феврале — октябре 1984 года на станции работали шесть космонавтов одновременно. Именно на «Салюте-7» экспедицией в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова был установлен абсолютный на тот период рекорд продолжительности космического полета — 237 суток.

Затем некоторое время экспедиции на станцию не отправлялись, а 11 февраля 1985 года связь со станцией «Салют-7» прервалась. В это время станция совершала полет в автоматическом режиме, космонавтов на ее борту не было. Что произошло и почему станция перестала выходить на связь? Ответить на этот вопрос в центре управления полетами не могли. Единственное, что удалось установить — станция не была разрушена полностью. Это выяснили, использовав оптические средства системы противоракетной обороны, которые показали, что «Салют-7» остается цельным объектом, то есть — не подвергся тотальному разрушению вследствие каких-либо воздействий. Станция «Салют-7» представляла большую ценность, а ее возможное падение могло привести к самым непредсказуемым последствиям. Поэтому руководство советского государства и космической отрасли задумалось о возможных путях выхода из проблемной ситуации.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

После долгих консультаций было решено попытаться спасти дорогостоящую и ценную космическую станцию. Решение этой задачи могло быть достигнуто только одним путем — отправкой на станцию спасательной экспедиции. Таких примеров в истории мировой космонавтики еще не было — советским людям опять было суждено стать пионерами в космосе, на этот раз — в спасении космической станции.

Конечно, операция была очень рискованной. Во-первых, никто прежде не совершал подобных операций, поэтому у космонавтов не было ни личного опыта, ни возможности проконсультироваться у «старших товарищей». Во-вторых, космонавты могли столкнуться с потерявшей управление станцией, погибнуть или отравиться продуктами горения. Ведь на Земле даже точно не знали, что произошло на станции «Салют-7». Не исключалась и вероятность пожара на станции. Однако медлить было нельзя — ведь примерно через полгода после потери управления «Салют-7» должна была начать снижаться и в конечном итоге упасть в каком-либо месте Земли, возможно — на крупный город, промышленный объект, что могло бы вызвать большие человеческие жертвы и техногенную катастрофу.

Понятно, что полет на станцию «Салют-7» руководство космической отраслью могло доверить только опытнейшим и высокопрофессиональным космонавтам. Это должны были быть лучшие из лучших — цвет отечественной космонавтики. Таких людей нашли довольно быстро, изучив весь список действующих и подходящих по возрасту, состоянию здоровья и профессиональным качествам советских космонавтов.станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Бортинженером экспедиции был утвержден Виктор Петрович Савиных. К этому времени ему было уже 45 лет, а за плечами почти двадцатилетний опыт работы в космической отрасли. Виктор Петрович родился в 1940 году и в молодости, наверное, и сам не предполагал, что станет космонавтом. Он окончил Пермский техникум железнодорожного транспорта с квалификацией «техник-путеец», служил в железнодорожных войсках, а после армии поступил на оптико-механический факультет Московского института инженеров геодезии, аэрофотосъёмки и картографии. Отличное окончание института позволило ему устроиться в ЦКБ экспериментального машиностроения (с 1974 года — НПО «Энергия») в отдел, которым руководил академик Борис Раушенбах. Здесь Виктор Петрович проработал двадцать лет, занимаясь разработкой систем управления космических кораблей.

Станцию «Салют-7» Виктор Савиных знал прекрасно. Кроме того, он уже имел опыт полета в космос — с 12 марта по 26 мая 1981 года он совершил полет в качестве бортинженера корабля «Союз Т-4», которым командовал Владимир Васильевич Ковалёнок. Естественно, что выбор пал на Виктора Савиных и в этот раз — спустя пять лет после своего первого полета в космос ему предстояло лететь вновь, на этот раз — в сложнейшую и опаснейшую экспедицию на «потерявшуюся» станцию.

Если с кандидатурой на должность бортинженера все было понятно с самого начала, то относительно кандидата на роль командира экипажа некоторое время велись дискуссии. В конечном итоге решили остановиться на кандидатуре полковника Владимира Джанибекова. Это также был опытнейший советский космонавт, отважный и решительный человек. К моменту описываемых событий Владимир Александрович Джанибеков уже был дважды Героем Советского Союза. Он был на два года младше Виктора Савиных — родился в 1942 году. Его путь в космонавтику также не был «линейным». станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная историяВладимир Александрович в 1960 году окончил Ташкентское суворовское военное училище, но сначала поступил на физический факультет Ленинградского государственного университета и лишь затем выдержал вступительные экзамены в Ейское высшее военное авиационное училище летчиков, которое окончил в 1965 году. Некоторое время Владимир Александрович служил летчиком-инструктором в военно-воздушных силах, а в 1970 году был зачислен в отряд космонавтов, где прошел полный курс подготовки и в 1974 году стал космонавтом 3-го отдела программы ЭПАС 1-го управления. За полеты в 1978 и 1981 гг. Владимир Джанибеков получил две Золотые Звезды Героя Советского Союза.

В середине 1980-х годов полковник Владимир Джанибеков уже был самым опытным космонавтом Советского Союза. Он совершил четыре полета в космос, причем все в качестве командира космического корабля. Он вернулся с орбиты в июле 1984 года, поэтому сначала предстояло проверить здоровье полковника — выдержит ли он повторную сложнейшую экспедицию в космос, все же не шутка столь часто летать в космос. Когда врачи сказали, что Джанибеков может лететь, его официально утвердили командиром экипажа космического корабля.

Кроме подготовки экипажа, было необходимо тщательно подготовить и усовершенствовать и корабль «Союз Т-13», на котором им предстояло лететь в космос. Прежде всего, с корабля убрали кресло третьего космонавта, а также систему автоматического сближения, зато установили лазерный дальномер. Освобождение места за счет кресла третьего космонавта носило вполне утилитарный смысл — на корабле разместили дополнительные запасы топлива и питьевой воды. Для увеличения продолжительности автономного полета на корабле установили специальные дополнительные регенераторы очистки воздуха. Были созданы максимально возможные условия для того, чтобы космонавты могли подольше находиться в режиме автономного полета в случае какой-либо непредвиденной ситуации.

Корабль «Союз Т-13» стартовал с космодрома Байконур 6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени. О запуске космического корабля сообщили средства массовой информации Советского Союза. Но подлинная цель экспедиции Джанибекова и Савиных не разглашалась. Только когда корабль уже находился в космосе несколько недель, в прессе постепенно стали сообщать некоторые подробности о необычной экспедиции советских космонавтов. Уже 8 июня 1985 года была произведена стыковка «Союз Т-13» с обнаруженной станцией «Салют-7». При этом обеспечение стыковки осуществляли средства противоракетной обороны Советского Союза, благодаря которым «Союз Т-13» и был успешно наведен на «Салют-7».

Однако после приближения к станции стали выясняться интересные подробности. Выяснилось, что на станции не работала система ориентации солнечных батарей. Джанибеков и Савиных перешли на станцию «Салют-7». Первой реакцией командира космического корабля была краткая фраза «Колотун, братцы!». Температура на «Салюте-7» действительно опустилась очень сильно — примерно до 4 градусов тепла.

Примечательно, что когда 12 июня 1985 года Владимир Джанибеков и Виктор Савиных провели первый телевизионный репортаж со станции «Салют-7», они были без головных уборов. Снять шапки космонавтов попросило руководство, поскольку об аварийно-спасательных работах на станции граждане Советского Союза и мировая общественность не знали и экипаж должен был выглядеть повседневно, будто ничего не произошло. Только когда сеанс связи со станцией завершился, Джанибеков и Савиных смогли вновь достать теплые головные уборы.

Космонавты приступили к ремонту станции. Работать было сложно, но опытные специалисты не сдавались и практически сделали невозможное. За несколько дней им удалось не только выявить неисправность в системе контроля электропитания, но и устранить ее. 16 июня 1985 года космонавты смогли подключить аккумуляторы станции к солнечным батареям, прогреть станцию и восстановить ее работоспособность. Это был настоящий подвиг, каких не знала прежняя история космонавтики — и советской, и американской.

23 июня к станции «Салют-7» пристыковался «Прогресс-24», который доставил запасы воды и другие необходимые космонавтам грузы. Следующим героическим поступком Джанибекова и Савиных был выход в открытый космос 2 августа 1985 года, когда космонавты смогли установить дополнительные элементы солнечной батареи, которые увеличивали рабочую поверхность. 17 сентября 1985 года стартовал корабль «Союз Т-14», а 18 сентября он успешно пристыковался к станции «Салют-7», доставив на станцию еще троих космонавтов — Владимира Васютина, Александра Волкова и Георгия Гречко. На протяжении недели пятеро космонавтов работали на станции «Салют-7» и лишь 26 сентября Владимир Джанибеков и Георгий Гречко на корабле «Союз Т-13» вернулись на землю.

Работать на станции продолжали Владимир Васютин, Александр Волков и Виктор Савиных. Первое время командиром экспедиции был Владимир Васютин, но затем на эту должность был назначен Виктор Савиных. Однако по определенным обстоятельствам (проблемы со здоровьем у Владимира Васютина) им пришлось прервать экспедицию намного раньше намеченного срока. Сорвались и планы по отправке на станцию «Салют-7» первой в мире экспедиции, укомплектованной исключительно женщинами — космонавтами. 21 ноября 1985 года Васютин, Волков и Савиных вернулись на землю.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

За экспедицию на «Салют-7» Виктор Савиных, к этому времени уже имевший на счету полет в космос, получил вторую Золотую Звезду Героя Советского Союза. Владимир Джанибеков и так был дважды Героем Советского Союза, а космонавтам больше двух звезд не давали. Поэтому Джанибекова наградили орденом Ленина и присвоили очередное воинское звание — генерал-майора авиации.

После возвращения с «Салюта-7», Владимир Джанибеков в 1985-1988 гг. командовал отрядом космонавтов в Центре подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина, а затем, с 1988 по 1997 гг. руководил Управлением теоретической и научно-исследовательской подготовки Центра подготовки космонавтов имени Ю. А. Гагарина. В 1997 году он устроился профессором-консультантом кафедры космической физики и экологии радиофизического факультета Томского государственного университета.

Виктор Савиных с 7 по 17 июня 1988 года совершил свой третий космический полет в экипаже с командиром Анатолием Соловьевым и болгарским космонавтом Александром Александровым. В том же 1988 году Виктор Петрович был избран ректором Московского государственного университета геодезии и картографии (МИИГАиК) и занимал эту должность до 2007 года — почти двадцать лет, а в 2007 году был утвержден президентом МИИГАиК. Известный ученый, Виктор Савиных внес большой вклад в развитие космической отрасли и наук о космосе. В то же время, Виктор Петрович не чужд и общественно-политической деятельности. Еще в 1989-1992 гг. он был народным депутатом СССР, затем стал президентом Ассоциации российских вузов, а в марте 2011 года был избран депутатом Законодательного Собрания Кировской области.

Экспедиция на станцию «Салют-7» и выполнение на ней ремонтных работ стало одним из наиболее ярких триумфов в истории советской космонавтики, а космонавты Джанибеков и Савиных продемонстрировали всему миру самоотверженность и высочайшее профессиональное мастерство советских специалистов.

Источник

Спасти «Салют-7». Подлинная история подвига советских космонавтов

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

12 февраля 1985 года Центр управления полетами потерял связь с орбитальной станцией «Салют-7». На тот момент станция совершала полет в автоматическом режиме.

Что именно произошло на борту, с Земли установить не представлялось возможным. Исключили только возможность полного разрушения станции: с помощью оптических средств системы противоракетной обороны «Салют-7» воспринимался как цельный объект.

Выведенная на орбиту в апреле 1982 года станция «Салют-7» была последним словом конструкторской мысли своего времени. Она представляла собой второе поколение проекта «Долговременная орбитальная станция» (ДОС). Эксплуатационный ресурс «Салюта-7» был рассчитан на 5 лет: ни один орбитальный комплекс до этого не разрабатывался для использования в течение столь длительного срока.

В начале восьмидесятых Советский Союз за счет орбитальных станций стремительно отыгрывался за отставание в космической программе, возникшее после проигранной «лунной гонки». Американцы плотно застряли в программе «Спейс Шаттл», которая не обеспечивала нахождение на орбите в течение продолжительного времени. В октябре 1984 года экипаж третьей основной экспедиции «Салюта-7» в составе Леонида Кизима, Владимира Соловьева и Олега Атькова довел рекорд продолжительности одного космического полета до фантастических по тем временам 237 суток.

И вот теперь, за два года до истечения планового ресурса, станция превратилась в груду мертвого металла, несущегося по орбите. Вся пилотируемая программа СССР оказалась под угрозой срыва.

Экспедиция на мертвую станцию

Среди специалистов было немало тех, кто считал ситуацию неразрешимой и предлагал смириться со случившимся. Но большинство поддержало другой вариант: отправить на «Салют-7» спасательную экспедицию.

Ничего подобного история космонавтики не знала. Экипажу предстояло отправиться к мертвой станции, не подающей сигналов, которая к тому же хаотично вращается в пространстве. Нужно было состыковаться с ней и установить, возможно ли восстановление работоспособности.

Риск был колоссальным: космонавты могли столкнуться с неуправляемой станцией, могли, состыковавшись, застрять на ней навсегда, могли отравиться продуктами горения, если на «Салюте-7» был пожар.

Для подобной миссии нужна была специальная подготовка, но время для нее было крайне ограниченным. Баллистики предполагали, что «Салют-7» будет медленно снижаться и примерно через полгода сойдет с орбиты. Тогда к потере станции добавится ее неконтролируемое падение: возможно, на один из крупных городов или даже на АЭС.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Бортинженера для экспедиции выбрали сразу. Виктор Савиных имел за плечами 20 лет работы в ЦКБ экспериментального машиностроения, бывшем ОКБ-1 Сергея Королева. Непосредственным руководителем Савиных был один из основоположников отечественной космонавтики Борис Раушенбах. Отдел Виктора Савиных занимался разработкой систем управления космических кораблей, оптических приборов для кораблей «Союз» и станции «Салют». В отряде космонавтов не было человека, который знал «Салют-7» лучше.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Виктор Савиных. Фото: РИА Новости/ Александр Моклецов

С командиром экипажа было сложнее. Ему предстояло в ручном режиме состыковаться, как говорили впоследствии эксперты, с булыжником.

Бортинженер проводил тренировки с несколькими потенциальными кандидатами, хотя имя главного претендента было известно. Дважды Герой Советского Союза, полковник Владимир Джанибеков имел за плечами четыре космических полета и репутацию человека, который способен в экстремальных ситуациях принимать единственно верное решение.

Но Джанибеков вернулся с орбиты только в июле 1984 года и должен был пройти медицинскую комиссию на предмет возможного участия в новом полете. Когда медики дали Джанибекову добро на экспедицию продолжительностью не более 100 суток, стало ясно, что экипаж сформирован.

станция салют 7 реальная история. Смотреть фото станция салют 7 реальная история. Смотреть картинку станция салют 7 реальная история. Картинка про станция салют 7 реальная история. Фото станция салют 7 реальная история

Как указ по борьбе с алкоголизмом помешал проводам космонавтов

Суеверным людям в космосе делать нечего, но и те, кто отвергает мистику, наверняка поежились бы, узнав, что в самую сложную в истории космонавтики экспедицию придется лететь на корабле под номером «13».

«Союз Т-13» прошел специальное переоборудование. Были демонтированы кресло третьего космонавта и система автоматического сближения, бесполезная в данном случае. На боковой иллюминатор был установлен лазерный дальномер, предназначенный для ручной стыковки. За счёт освободившегося места были взяты дополнительные запасы топлива и воды, установлены дополнительные регенераторы очистки воздуха, позволявшие увеличить длительность автономного полета.

Запуск «Союза Т-13» назначили на 6 июня 1985 года. Перед отлетом на космодром Байконур должны были состояться традиционные проводы, и здесь произошла анекдотичная ситуация, вовсе не соответствующая серьезности предстоящей миссии.

Виктор Савиных в своей книге «Записки с мертвой станции» описал случившееся так: «В то утро оба экипажа (основной и дублирующий — прим. Ред.) пришли с семьями в столовую, на столе стоят бутылки с шампанским, а провожающих нет. Мы не понимали, что происходит. Потом вспомнили, что с 1 июня вышел указ о борьбе с алкоголизмом. Было 25 мая. Военные выполнили этот указ досрочно. Мы сели завтракать, никто не заходит. затем пришел А. Леонов, который сообщил, что все начальство ждет на выходе из профилактория и мы опаздываем на аэродром».

Стыковка при помощи ПРО

6 июня 1985 года в 10:39 по московскому времени «Союз Т-13» стартовал с Байконура. О запуске в советской прессе сообщали, однако о том, что речь идет об уникальной миссии, не было ни слова. Лишь спустя несколько недель журналисты начнут понемногу рассказывать советскому народу о том, что этот полет, мягко говоря, необычный.

8 июня была запланирована стыковка с «Салютом-7». Впервые в истории наведение космического корабля на объект обеспечивалось средствами советской противоракетной обороны (ПРО). Понятно, что в середине восьмидесятых и этот факт для прессы не предназначался.

Джанибеков и Савиных успешно состыковали «Союз Т-13» со станцией. «Мы могли посмотреть друг на друга. Не радовались, потому что этому чувству в наших душах уже не было места. Напряжение, усталость, боязнь сделать что-то не так, когда уже ничего нельзя исправить, — все смешалось. Мы молча сидели в своих креслах, а соленый пот стекал по разгоряченным лицам», — вспоминал бортинженер первые минуты после стыковки.

«Опыт ручного управления у меня имелся. Не получилась бы стыковка — все грустно покачали бы головой и разошлись. По расчетной траектории через два-три дня „Салют“ упал бы в Индийский или Тихий океан. А мы бы с Виктором спустились на Землю», — спокойно рассказывал о происшедшем невозмутимый Владимир Джанибеков.

Но это было только начало. Когда «Союз Т-13» приблизился к станции, космонавты обратили внимание на то, что не работала система ориентации солнечных батарей, а это влекло за собой отключение системы энергопитания «Салюта-7».

«Медленно, ощупывая пустую холодную темноту, в космическую станцию вплыли двое в противогазах. Так, наверное, мог бы начинаться какой-нибудь фантастический триллер. Этот эпизод, несомненно, очень эффектно выглядел бы на кинопленке. На самом же деле увидеть нас было невозможно: вокруг жуткая тишина, непроницаемая темень и космический холод. Такой обнаружили мы станцию „Салют-7“, которая к тому же теряла высоту, не отвечала на позывные с Земли. Двое землян в мертвой станции, где-то посреди бесконечного космоса. » — так писал Виктор Савиных в предисловии к книге «Записки с мертвой станции».

В день, когда Джанибеков и Савиных зашли в «Салют-7», командир бросил реплику, которую оперативно убрали из всех отчетов: «Колотун, братцы!»

Станция не была разгерметизирована, и атмосфера ее не была отравлена угарным газом, чего опасались в ЦУПе. Но «Салют-7» полностью замерз. Температура внутри станции была не выше 4 градусов тепла.

Шапки в космосе, или Откуда появился Лев Андропов

Первую ночь «Памиры» — такой позывной был у экипажа «Союза Т-13» — провели не на станции, а в своем корабле. А в ЦУПе инженеры ломали головы над тем, какие меры по реанимации «Салюта-7» можно предпринять немедленно. Было очевидно, что долго в таких условиях экипаж работать не сможет.

И снова рядом с драмой соседствует анекдот. Жена Виктора Савиных перед полетом связала мужу и его товарищу по экипажу пуховые шапки, не догадываясь, насколько они придутся кстати. Фото космонавтов в этих шапках облетят весь мир и войдут в историю. А много лет спустя создатели американского блокбастера «Армагеддон», вдохновившись этими фотографиями, придумают образ разваливающейся российской станции и вечно пьяного русского космонавта Льва Андропова в шапке-ушанке.

В июне 1985 года было не до анекдотов. В комбинезонах, шапках и варежках космонавты по очереди работали на борту «Салюта-7», страхуя друг друга и пытаясь запустить «умершие» системы. Когда становилось особенно холодно, грелись при помощи самогреющихся банок с консервированными продуктами.

Плевок замерзал за три секунды

На четвертый день полета при помощи двигателей «Союза» удалось развернуть солнечные батареи к Солнцу. Долго и кропотливо разбирались с химическими батареями, без которых нельзя было начать зарядку солнечных. 11 июня удалось зарядить пять блоков батарей и подключить часть систем станции. Это был ключевой момент: если бы батареи не ожили, «Салют-7» пришлось бы покинуть.

12 июня Джанибеков и Савиных провели первый телерепортаж с борта «Салюта-7». Поскольку для советской общественности полет оставался «плановым», а не аварийно-спасательным, космонавтов попросили на время эфира снять шапки. После окончания сеанса связи экипаж снова утеплился.

Между нами тает лед...

По признанию Виктора Савиных, самый страшный момент случился тогда, когда начал таять лед на борту. В условиях невесомости вся станция покрылась тонкой пленкой воды. В любой момент могло произойти короткое замыкание, а вслед за этим пожар.

О такой проблеме на Земле не подумали, и средствами для уборки воды (то есть банальными тряпками) экипаж не обеспечили. Пришлось пустить в дело все, что хорошо впитывало влагу, разорвать на лоскуты даже комбинезоны.

«Объем работы был большой, конечно. Электронных блоков около тысячи и кабелей три с половиной тонны. Из-за того, что долго не работали вентиляторы, скопился углекислый газ. Приходилось часто прерываться и размахивать чем-нибудь, чтобы разогнать воздух. Но справлялись. А когда тяжело становилось, то шутили и дружно матерились», — признавался Джанибеков.

23 июня 1985 года, благодаря проведенным работам, к «Салюту-7» смог пристыковаться грузовой корабль «Прогресс-24». Грузовик доставил дополнительные запасы воды и топлива, оборудование для замены вышедшего из строя и для предстоящего выхода в космос.

Экипаж не только продолжал ремонтные работы, но и начал проводить научные эксперименты. 2 августа Джанибеков и Савиных осуществили выход в открытый космос продолжительностью 5 часов, во время которого были установлены дополнительные солнечные батареи и оборудование для проведения экспериментов.

После этого стало окончательно ясно, что «Салют-7» спасен. 18 сентября 1985 года к «Салюту-7» пристыковался корабль «Союз Т-14» с экипажем в составе Владимира Васютина, Георгия Гречко и Александра Волкова. Предполагалось, что Джанибеков, отработавший на орбите разрешенные врачами 100 дней, вместе с Гречко вернется на Землю, а Савиных продолжит длительную экспедицию вместе с Васютиным и Волковым.

Трижды Герой — космонавт? Не положено

Джанибеков и Гречко действительно вернулись на Землю 26 сентября. А вот экспедиция Савиных, Васютина и Волкова закончилась гораздо раньше запланированного. Почему — это отдельная история, к спасению «Салюта-7» прямого отношения не имеющая. Желающие легко могут узнать, почему усилия Джанибекова и Савиных во многом пошли насмарку, а Советский Союз так и не запустил в космос первый полностью женский экипаж.

За уникальную операцию по спасению космической станции Виктор Савиных получил вторую звезду Героя Советского Союза. А вот Владимир Джанибеков трижды Героем не стал: по сложившейся традиции космонавтам больше двух звезд Героя не давали, и даже с учетом уникальности полета исключения не сделали. Командира экспедиции удостоили ордена Ленина и присвоили ему звание генерал-майора.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *