станция петровский завод история
Станция петровский завод история
У города Петровск-Забайкальский Забайкальского края есть своя станция, она называется Петровский Завод. Станция расположена на Транссибирской магистрали, в 413 км к юго-западу от Читы.
Населённый пункт был основан в 1789 году и был назван императрицей Екатериной II Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра. В 1926 году село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.
Тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Петровск-Забайкальский, город обязан заводу. В 1896 году Комитет Сибирской железной дороги принимает решение отклонить направление дороги от первоначального проектного и пройти через село Петровский Завод, где находится Петровский железоделательный завод.
Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на станцию Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.
Приказом от 4 сентября 1900 года на станции Петровский Завод организовано оборотное депо. За этот же год на станции построены товарная контора, корпуса паровозного депо, больница, школа, жандармский участок. По приказу начальника Забайкальской железной дороги от 6 ноября 1900 года станции Петровский Завод присвоен статус железнодорожной станции IV класса, имевшей один путь с пропускной способностью 2 пары грузовых и 1 пара курьерских поездов в сутки. В 1903 году построено здание железнодорожного вокзала.
К 1905 году строится второй посёлок железнодорожников на землях кабинета Его Величества. Посёлок получает название Родькина падь. К 1912 году на станции завершена укладка вторых путей. К концу 1920-х годов станция имела 7 путей, вокзал, товарный двор, паровозное депо, пункт технического осмотра.
В Петровске-Забайкальском 2 станции Забайкальской железной дороги — Петровский Завод и Декабристы.
На здании железнодорожного вокзала имеется групповой портрет декабристов и их жён, отправившихся в Сибирь вслед за своими сосланными мужьями. Также на платформе вокзала находится памятник В. И. Ленину и (в этой же композиции) барельефы («объёмные портреты») декабристов.
История города
Населённый пункт был основан в 1789 году по указу императрицы Екатерины II и получил название Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра. В 1926 году село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.
Петровский железоделательный и чугунолитейный завод[править | править код]
Петровский железоделательный и чугунолитейный завод был построен купцом Бутыгиным и кузнецом Шелоховым. Решение о его строительстве было принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. Весной 1789 года на реку Балягу прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных. 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.
Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков. На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья.
С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии в России была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова. На Петровском заводе трудились служащие, работный люд и ссыльные разных категорий. Основной деятельностью местных жителей была также добыча железной руды Балягинского месторождения. Руда добывалась закрытым (шахтным) методом.
Декабристы в Петровском Заводе
В 1830—1839 годах в Петровском Заводе отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.
Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земляные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу; зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.
Первые годы декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. Была организована своеобразная «академия», где декабристы занимались образовательной деятельностью. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями, обучали ремёслам друг друга. Петровские узники организовали в каземате школу по обучению заводских детей грамоте, а их жёны обучали местных жительниц рукоделию, музыке.
Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам-солдатам.
С 1831 года декабристы начинают покидать Петровский Завод, выходя на поселение. Первыми оставили каземат М. К. Кюхельбекер и Н. П. Репин. Последний узник В. Н. Соловьёв выехал в 1840 году. После отбытия каторги в Петровском Заводе остался жить декабрист И. И. Горбачевский. Здесь он умер и был похоронен.
В 1866 году Петровская тюрьма сгорела. Лишь фрагмент частокола, окружавшего каземат, сохранился до наших дней. Он перенесён на территорию Музея декабристов.
С 10 марта 1829 года в Петровском Заводе отбывали каторгу солдаты-декабристы Ф. Трофимов, П. Долговязов, Д. Соловьёв, Т. Федотов, М. В. Шутов, Ф. Анойченко. Согласно предписанию коменданта Нерчинских рудников С. Р. Лепарского от 13 июня 1830 года, чтобы не допустить встречи с декабристами-офицерами, четверо первых были переведены в Нерчинский Завод, где и оставлены на поселение. Михаил Шутов и Фёдор Анойченко работали на руднике. Последний погиб при обвале.
Вторая половина XIX века
В Петровском Заводе отбывали наказание итальянцы и французы, принимавшие участие в вооружённом польском восстании 1863 года. В 1873—1885 годах здесь отбывал наказание известный публицист, историк и революционный деятель И. Г. Прыжов, член «Народной расправы». Умер Прыжов здесь же 27 июля 1885 года.
В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.
В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.
Тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Петровск-Забайкальский, город обязан заводу. В 1896 году Комитет Сибирской железной дороги принимает решение отклонить направление дороги от первоначального проектного и пройти через село Петровский Завод, где находится Петровский железоделательный завод.
В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на станцию Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.
Приказом от 4 сентября 1900 года на станции Петровский Завод организовано оборотное депо. За этот же год на станции построены товарная контора, корпуса паровозного депо, больница, школа, жандармский участок. По приказу начальника Забайкальской железной дороги от 6 ноября 1900 года станции Петровский Завод присвоен статус железнодорожной станции IV класса, имевшей один путь с пропускной способностью 2 пары грузовых и 1 пара курьерских поездов в сутки.
XX век
В 1903 году на станции Петровский Завод построено здание железнодорожного вокзала.
К 1905 году строится второй посёлок железнодорожников на землях кабинета Его Величества. Посёлок получает название Родькина падь. К 1912 году на станции завершена укладка вторых путей. К концу 1920-х годов станция имела 7 путей, вокзал, товарный двор, паровозное депо, пункт технического осмотра.
К концу XIX века железоделательное производство стало нерентабельным в связи с поставкой в область дешёвого металла. В 1905 году производство прекратилось, но продолжался выпуск чугунного литья (в том числе художественного для бурятских дацанов), кузнечных и механических поделок.
В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими были проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войнызавод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.
До Октябрьской революции 1917 года в городе было два кожевенных завода, колбасные заведения, шубные мастерские и винокуренный завод. Было две церкви, четырёхклассное и одноклассное училище. Работал известный врач Кириллов, один из организаторов Читинского музея.
После Гражданской войны на Петровском заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию и Китай.
В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод. В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн, а к 1945 возросла до 66,2 тыс. т. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.
Во время Великой Отечественной войны в городе работал эвакогоспиталь № 888/947.
В военные и послевоенные годы были расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х годов объём производства снизился, в 1990 году превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 году выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 году соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.
В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, простои мартеновских печей составили 25 тыс. ч. В 1998 году среднесписочная численность персонала —— 1914 чел., выпущено 24,3 тыс. т стали, 22 тыс. т проката, начато производство товаров народного потребления. После остановки завода в июле 1999 года работа в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т стали. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.
XXI век
В настоящее время промышленность города представлена предприятиями пищевой и лесной промышленности. В городе имеются медицинское училище и профессионально-педагогический техникум.
Сейчас металлургический и стекольный заводы — основные промышленные предприятия города — не работают, в связи с чем общий экономический фон города может быть охарактеризован как неблагоприятный.
Петровский Завод. Путешествие к декабристам
ПУТЕШЕСТВИЕ К ДЕКАБРИСТАМ
«ГОРОД ИМЕНИ ДЕКАБРИСТОВ»
Это город Петровск-Забайкальский, расположенный в межгорной котловине, вытянутый вдоль транссибирской железнодорожной магистрали, состоящий из нового поселения, выросшего благодаря работе металлургического завода и заботливо сохранённой старой части, без церкви, с обилием деревянных домов, улицами Декабристов, Лунина, Горбачевского, Муравьёва, Дамской, горой Лунина, декабристским некрополем и тёплой атмосферой, сложившейся вокруг декабристов.
В прошлом это было село с названиями Петровский Завод, Петровский Железоделательный Завод.
Завод по тем временам был большой, охранялся сотней казаков и солдатами, насчитывал свыше 1300 человек работающих и выпускал полосовое и листовое железо.
Возглавлял железоделательный завод горный инженер Александр Арсеньев – человек «прямой, бескорыстный, честный и благонамеренный для служителей и кандальников». За внедрение Арсеньевым многих рационализаторских предложений декабристы прозвали его «Отцом природы». «Александр Ильич доказал, что из петровского чугуна можно делать железо не хуже лучшего шведского».
Государственных преступников на предприятие не допускали. Боялись негативного влияния на рабочих. Однако это не мешало братьям Бестужевым успешно учиться литейному делу у ветерана завода Слесаренко, про которого известно, что он в семьдесят пять лет умер на своём рабочем месте, у тисков. Кольца и перстни, изготовленные из кандалов декабристов – верх литейного искусства выучившихся у Слесаренко Бестужевых.
Однажды на заводе сломалась паровая машина. И заводчане никак не могли её починить. Предприятие остановилось. И Арсеньев вынужден был пригласить на завод Николая Бестужева и Константина Торсона. Морские офицеры, друзья, знакомые с работой паровых машин на кораблях, быстро разобрались с причиной поломки и устранили её.
В этом поселении, расположенном между отрогами хребтов Цаган-Дабан и Заганского, и была построена тюрьма для государственных преступников, с красной крышей, похожая на большую казарму и видная издалека.
В соответствии с разработанным и утверждённым уставом можно было представить структуру «местного самоуправления» государственных преступников. «Департамент» хозяйственно-производственной и торговой деятельности. «Управление» науки, образования и ремёсел. «Управление» культуры и досуга. «Управление» внешних связей. Касса взаимопомощи. «Отдел» работ. И «отдел» здравоохранения. Такая структура охватывала практически все сферы жизнедеятельности наших заключённых.
В разные годы руководителями «местного самоуправления» были избраны радикальный демократ Иван Горбачевский, просто демократ и «наш помощник» Николай Басаргин, человек удивительной доброты Иван Повало-Швейковский и проходивший по первому разряду бывший поручик Александр Сутгоф. Все они избирались тайным голосованием. Также тайным голосованием избирались закупщик товаров, бухгалтер-казначей и огородник.
В рамках хозяйственно-производственной и торговой деятельности большинство государственных преступников занималось вопросами общественного питания, розничной торговлей, огородничества, закупкой скота, переработкой мяса, пошивом одежды и обуви…
На берегу реки для них построили баню. Разнообразную работу за жалование выполнял нанятый невольниками сторож.
Жалоб на работу этого «департамента», впрочем, как и на другие структуры, не было.
«Управление» науки и образования, в состав которого входили свои «академики, профессора и доценты», было одной из наиболее представительных структур в системе этого уникального даже по сегодняшним временам «самоуправления».
Никита Муравьёв, служивший в Генеральном штабе, читал курс лекций по военной истории России. Общую историю преподавал Пётр Муханов, которому Кондратий Рылеев посвятил свою думу «Ермак». Историю русской литературы – Александр Одоевский. Один из организаторов кассы взаимопомощи Фёдор Вадковский читал курс лекций по астрономии. Евгений Оболенский занимался философией, изучал иностранные языки и делился знаниями с товарищами. Михаил Спиридов преподавал французский язык и занимался самообразованием…
Была организована библиотека с книжно-журнальной артелью, занимавшейся подпиской, и открыта начальная школа для детей Петровского Завода.
Бестужевы обучали детей горных чиновников. И обучали настолько успешно, что те легко поступали в высшие классы Горного института и в другие образовательные учреждения.
Николай Бестужев обучал всех желающих различным ремёслам: столярному, слесарному, переплётному, картонажному… Вместе с Бестужевыми выделывали мебель для своих камер и для домов жён Пётр Громницкий и Павел Бобрищев-Пушкин. Вытачивали игрушки для детей на самодельном токарном станке, изготовленном Николаем Бестужевым. Бывший морской офицер Антон Арбузов оказался отличным слесарем. Не было равных соперников братьям Петру и Андрею Борисовым в переплётном деле. Они же вели метеорологические наблюдения…
Активно работало «управление» культуры и досуга.
Пётр Муханов устраивал литературные вечера. Пётр Свистунов и Николай Крюков, будучи отличными музыкантами, создали хор певчих и, обладая хорошими голосами, пели сами.
Со слов Ивана Якушкина, для общей прогулки был предоставлен большой двор. На этом дворе росло несколько небольших деревьев. «Мы расчищали на нём дорожки, по которым во всякое время можно было гулять. Охотники до животных завели тут косуль, зайцев, журавлей и турманов. Здесь же находились гряды с цветами, росли дыни и огурцы. Зимой устраивались горы, и поливалось некоторое пространство для тех, которые катались на коньках».
Работа «управления» внешних связей, естественно, была возложена на жён декабристов. Письма, посылки, переводы, книги, мировые новости – всем этим занимались одиннадцать самоотверженных дам. И объём работ был очень большой. Так, Екатерина Трубецкая еженедельно переписывала и отправляла свыше десяти писем.
Касса взаимопомощи работала по принципу: богатые содержат бедных. И хотя среди бедных были гордые и недовольные, создавшие даже «кружок недовольных», это давало возможность отъезжающим на поселение выплачивать пособие от шестисот до восьмисот рублей.
Работали заключённые по пять часов в день: три часа с утра и два часа после обеда. Зимой на мельнице мололи зерно. Работали, скорее всего, в свободное от остальных дел время. Что подтверждал и Иван Якушкин.
«Работать в Петровском Заводе мы ходили таким же порядком, как в Чите, и мука нашего изделия была пригодна только для корма заводских быков. Работали, нежели нам было угодно, на мельнице с ручными жерновами и мололи для моциона». Летом или что-то выкапывали или что-то закапывали, и тоже для моциона.
В «отделе» здравоохранения, куда «входила» и аптека, работали высококвалифицированный искусный медик доктор Фердинанд Вольф и вольнонаёмный молодой доктор Ильинский, вообще не имевший врачебного опыта. Поэтому все, в том числе приезжие из Нерчинска, Кяхты, Иркутска обращались к Вольфу. Часто болевший комендант также обращался к Фердинанду Богдановичу. А о поставленном на ноги тяжело болевшем племяннике Лепарский доложил даже в Петербург.
Доктор Вольф, конечно, пользовался своим служебным положением и во время болезни многим товарищам улучшал и без того неплохие условия содержания.
Пообедав в столовой, пошли знакомиться с городом. Первым делом походили около дома Трубецкой, сфотографировали его (как будто предчувствуя, что скоро он сгорит) и прочитали надпись на табличке, прикреплённой к стене этого строения. «Этот дом в 1832 году построен Екатериной Ивановной Трубецкой».
Улица Горбачевского. Дом Горбачевского с бревенчатым фасадом в три окна с наличниками и ставнями. Библиотека в этом доме имени Горбачевского. И сам Иван Иванович Горбачевский, навсегда оставшийся в Петровском Заводе. «В моей жизни, кроме скуки, горя – ничего не вижу и не предвижу лучшего; никого при мне нет близкого – всё это разъехалось, разлетелось, все бегут из Завода, одни по охоте, другие по надобностям. Я один остался на месте, как гнилой верстовой столб, мимо которого мелькают люди и происшествия. Прощайте…».
Станция петровский завод история
Первая железнодорожная станция в городе носит название Петровский Завод, бывшее названием города в 1789—1926 гг., и расположена на Транссибирской магистрали в 414 км к юго-западу от краевого центра, города Читы.
История
Населённый пункт был основан в 1789 году по указу императрицы Екатерины II и получил название Петровский Завод, по одной версии — в честь императора Петра I, много сделавшего для развития российской чёрной металлургии, по другой — по местному храму апостола Петра. В 1926 году село Петровский Завод было преобразовано в город Петровск-Забайкальский, при этом железнодорожная станция сохранила прежнее название.
Петровский железоделательный и чугунолитейный завод
Петровский железоделательный и чугунолитейный завод был построен купцом Бутыгиным и кузнецом Шелоховым. Решение о его строительстве было принято 1 февраля 1788 года Кабинетом Её Императорского Величества. Весной 1789 года на реку Балягу прибыли первые строители из числа рекрутов и ссыльнокаторжных. 29 ноября 1790 года получен первый чугун из руды Балягинского месторождения.
Завод состоял из доменной фабрики с одной печью для плавки чугуна из руд, формовочной фабрики, молотовой с горнами и кричными молотами для переделки чугуна в железо, стальной и укладной избы, плющильной, резной и якорной фабрик, меховой избы, кузницы, плотины, конторы, казармы, госпиталя, магазина. Первым управляющим завода был А. Сибиряков. На заводе работало 1307 человек, для их охраны и розыска беглецов содержались казачья сотня и команда из 125 солдат и унтер-офицеров стрелковых войск Забайкалья.
С 1822 года завод уже лил полосовое, широкополосовое и листовое железо из балягинской железосодержащей руды. Кроме железа выплавлялась и сталь, которой в первый год было получено 80 пудов. На Петровском заводе впервые в истории чёрной металлургии в России была применена паровая машина. Здесь трудились талантливые механики Фёдор Борзов и Степан Литвинов — достойные наследники гениального русского механика Ивана Ползунова. На Петровском заводе трудились служащие, работный люд и ссыльные разных категорий. Основной деятельностью местных жителей была также добыча железной руды Балягинского месторождения. Руда добывалась закрытым (шахтным) методом.
Декабристы в Петровском Заводе
Вид Петровского Завода, рисунок XIX века.
В 1830—1839 годах в Петровском Заводе отбывал каторгу 71 декабрист. Их перевели сюда двумя отрядами пешком из Читинского острога. Здесь же жили 11 жён декабристов. В первое время жёны, не имевшие детей, жили вместе с мужьями в их тюремных камерах, посещая свои дома по разным хозяйственным надобностям; имевшие детей ежедневно посещали своих мужей в казематах. После смерти А. Г. Муравьёвой в 1832 году, мужьям разрешили жить в домах жён, а неженатым узникам иногда разрешалось посещать эти дома.
Декабристов два раза в день выводили на работы. Они ремонтировали дороги, рыли канавы для стока воды, так как почва была сырая и болотистая, выполняли и другие земляные работы. Вблизи каземата находился дом, приспособленный под мельницу; зимой декабристов партиями вывозили сюда молоть на ручных жерновах муку. Вопреки сложившемуся мнению, декабристы на заводе не работали — их туда не допускали, боясь возможного влияния на рабочих. Лишь однажды, когда остановилась машина, в цех допустили Н. А. Бестужева и К. П. Торсона, которые её починили.
Первые годы декабристы обрабатывали большой артельный огород, расположенный вблизи каземата и огороженный высокой оградой. Была организована своеобразная «академия», где декабристы занимались образовательной деятельностью. На тюремном дворе имелся большой дом, в котором узники устроили мастерские: переплётную, столярную, слесарную, токарную. Здесь каждый из них занимался ремеслом в соответствии со своими желаниями и наклонностями, обучали ремёслам друг друга. Петровские узники организовали в каземате школу по обучению заводских детей грамоте, а их жёны обучали местных жительниц рукоделию, музыке.
Зародившаяся ещё в Читинском остроге артель получила своё дальнейшее развитие и стала называться «Большая артель». На артельные деньги декабристы организовывали общественное питание, выписывали литературу, приобретали одежду, оплачивали общие хозяйственные расходы, оказывали денежную помощь отъезжающим на поселение товарищам, декабристам-солдатам.
С 1831 года декабристы начинают покидать Петровский Завод, выходя на поселение. Первыми оставили каземат М. К. Кюхельбекер и Н. П. Репин. Последний узник В. Н. Соловьёв выехал в 1840 году. После отбытия каторги в Петровском Заводе остался жить декабрист И. И. Горбачевский. Здесь он умер и был похоронен.
В 1866 году Петровская тюрьма сгорела. Лишь фрагмент частокола, окружавшего каземат, сохранился до наших дней. Он перенесён на территорию Музея декабристов.
С 10 марта 1829 года в Петровском Заводе отбывали каторгу солдаты-декабристы Ф. Трофимов, П. Долговязов, Д. Соловьёв, Т. Федотов, М. В. Шутов, Ф. Анойченко. Согласно предписанию коменданта Нерчинских рудников С. Р. Лепарского от 13 июня 1830 года, чтобы не допустить встречи с декабристами-офицерами, четверо первых были переведены в Нерчинский Завод, где и оставлены на поселение. Михаил Шутов и Фёдор Анойченко работали на руднике. Последний погиб при обвале
Вторая половина XIX века
В Петровском Заводе отбывали наказание итальянцы и французы, принимавшие участие в вооружённом польском восстании 1863 года. В 1873—1885 годах здесь отбывал наказание известный публицист, историк и революционный деятель И. Г. Прыжов, член «Народной расправы». Умер Прыжов здесь же 27 июля 1885 года.
В 1850-х годах Петровский завод выпускал машины для пароходов «Аргунь» и «Шилка» и различные изделия для амурских переселенцев. В 1861 году в связи с указом об освобождении рабочих от обязанностей горно-заводской службы, завод перешёл на наёмный труд.
В 1871 году завод передан в казну и причислен к Нерчинскому горному округу. В это время на заводе действовали доменный, литейный, механический цехи, кричная и пудлинговая фабрики, прокатные станы, сварочная печь, кузница.
Тем, что Транссибирская железнодорожная магистраль прошла через Петровск-Забайкальский, город обязан заводу. В 1896 году Комитет Сибирской железной дороги принимает решение отклонить направление дороги от первоначального проектного и пройти через село Петровский Завод, где находится Петровский железоделательный завод.
В 1897 году на берегу заводского пруда, в 2-х км севернее Петровского завода, началось строительство станции Петровский Завод. 16 декабря 1899 года на 346 версте от станции Мысовая около станции Толбага рельсы Забайкальской железной дороги соединились, а 6 января 1900 года на станцию Петровский Завод прибыл первый железнодорожный состав. 14 июля 1900 года Забайкальская железная дорога принята в постоянную эксплуатацию.
Приказом от 4 сентября 1900 года на станции Петровский Завод организовано оборотное депо. За этот же год на станции построены товарная контора, корпуса паровозного депо, больница, школа, жандармский участок. По приказу начальника Забайкальской железной дороги от 6 ноября 1900 года станции Петровский Завод присвоен статус железнодорожной станции IV класса, имевшей один путь с пропускной способностью 2 пары грузовых и 1 пара курьерских поездов в сутки.
В 1903 году на станции Петровский Завод построено здание железнодорожного вокзала.
К 1905 году строится второй посёлок железнодорожников на землях кабинета Его Величества. Посёлок получает название Родькина падь. К 1912 году на станции завершена укладка вторых путей. К концу 1920-х годов станция имела 7 путей, вокзал, товарный двор, паровозное депо, пункт технического осмотра.
К концу XIX века железоделательное производство стало нерентабельным в связи с поставкой в область дешёвого металла. В 1905 году производство прекратилось, но продолжался выпуск чугунного литья (в том числе художественного для бурятских дацанов), кузнечных и механических поделок.
В 1908 году завод арендовали купцы Д. В. Полутов и М. И. Риф. Ими были проведены работы по переоборудованию. С началом Первой мировой войны завод выполнял заказы военного ведомства. К 1920 году имелись доменные, литейные, механические цехи, силовой стан и хозяйственно-ремонтный завод, построена узкоколейная железная дорога до Балягинского рудника, работал локомобиль «Вольф». Завод был единственным предприятием в Восточной Сибири с циклом доменная печь — вагранка — станок.
До Октябрьской революции 1917 года в городе было два кожевенных завода, колбасные заведения, шубные мастерские и винокуренный завод. Было две церкви, четырёхклассное и одноклассное училище. Работал известный врач Кириллов, один из организаторов Читинского музея.
После Гражданской войны на Петровском заводе провели модернизацию. В 1924 году построен формовочный зал в литейном цехе, сдана в эксплуатацию электрическая силовая станция. Обновление и реконструкция завода позволили значительно увеличить выпуск продукции. С 1937 года Государственный Петровский чугуноплавильный, литейный и механический завод («Чуглит») стал поставлять свою продукцию в Японию и Китай.
В 1940 году завод получает новое название — Петровск-Забайкальский металлургический завод. В 1940 году выплавка стали составляла 27,6 тыс. тонн, а к 1945 возросла до 66,2 тыс. т. За годы Великой Отечественной войны Петровск-Забайкальский завод дал сверх планов 2686 тонн стали, 7618 тонн проката, 2406 тонн стального и чугунного литья. Металлурги в годы войны выпускали сталь, прокат и оборонную продукцию в виде боеприпасов, запасных частей и деталей для тракторов и сельхозмашин.
Во время Великой Отечественной войны в городе работал эвакогоспиталь № 888/947.
В военные и послевоенные годы были расширены сталеплавильные мощности и введены цехи по производству готового проката, чугуна и стального литья, что позволило увеличить суммарное производство продукции по сравнению с 1940 в 10,3 раза в 1960 и в 13,8 раза в 1970. В конце 1970-х годов объём производства снизился, в 1990 году превышал довоенный уровень только в 11,5 раза. Мартеновский цех работал на привозном чугуне и металлическом ломе. Нехватка сырья и материалов привела к снижению выпуска продукции: в 1996 году выплавлено 63,9 тыс. т стали и произведено 53,8 тыс. т проката, в 1997 году соответственно 45,4 и 40,5 тыс. т.
В 1998 году из-за нехватки топлива стала невозможной одновременная работа мартеновского и прокатного цехов, простои мартеновских печей составили 25 тыс. ч. В 1998 году среднесписочная численность персонала —— 1914 чел., выпущено 24,3 тыс. т стали, 22 тыс. т проката, начато производство товаров народного потребления. После остановки завода в июле 1999 года работа в мартеновском цехе возобновилась в 2001 году, за 5 месяцев которого выпущено 16 тыс. т стали. С июня 2001 года предприятие остановлено, в сентябре 2002 года признано банкротом.
В настоящее время промышленность города представлена предприятиями пищевой и лесной промышленности. В городе имеются медицинское училище и профессионально-педагогический техникум.
Сейчас металлургический и стекольный заводы — основные промышленные предприятия города — не работают, в связи с чем общий экономический фон города может быть охарактеризован как неблагоприятный.
Известные люди
В городе родились
Кирилов, Николай Васильевич (3 августа 1860 — 18 февраля 1921) — врач, этнограф, метеоролог, публицист, общественный деятель. Окончил медицинский факультет Московского университета (1883). Работал сельским врачом Баргузинского окр. (с 1884), окружным врачом в Верхнеудинске и Петровском Заводе (1886—93), сельским окружным врачом в Чите (1893—95) и Нерчинске (1895—96). Занимался изучением краевой патологии, тибетской медицины, лекарственных растений, интересовался вопросами климатологии, демографии, этнографии. Один из инициаторов создания и активный член Забайкальского общества врачей. С 1885 выступал за введение регламентаций лова рыбы на Байкале, начал учёт охотничьего хоз-ва в Забайкалье, основал несколько метеорологических станций и постов, одним из первых исследовал острова Сахалин, Хоккайдо, полуостров Чукотка. В Чите совместно с А. К. Кузнецовым создал Забайкальское отделение Русского географического общества (1894), ЧОКМ (см. Музей Забайкальский краевой краеведческий им. А. К. Кузнецова) (1895). С 1896 на Д. Вост. Зав. лечебницей Корсаковского окр. на Сахалине (1896—99), врач военного госпиталя во Владивостоке (1899—1901), в различных больницах Уссурийского кр. Участвовал в организации и проведении ряда крестьянских съездов и съездов врачей в Москве, Хабаровске, Южно-Уссурийске, выставлявших полит. требования правительству. За работу в крестьянском съезде приговорен к заключению (1908—09). В 1913 участвовал в Междунар. конгрессе по тропической медицине в Сайгоне. С началом 1-й мировой войны призван в действующую армию, но в 1915 демобилизован по болезни. В 1920 делегат съезда трудящихся Амурской обл. Опубликовал 85 ст. по вопросам краеведения и медицины. Погиб в автомобильной катастрофе. Коллекции Кириллова находятся в Музее антропологии и этнографии РАН, ЗККМ, Приамурском и Благовещенском краеведческих музеях.
Орлов, Вадим Александрович (7 апреля 1928, Петровск-Забайкальский — 9 февраля 1962, г. Иркутск), горный инженер-геолог, первооткрыватель и перворазведчик Орловского месторождения лития и тантала. По окончании Иркутского горно-металлургического института (1951) нач. геолого-разведочной партии рудника Спокойный, руководил разведкой Спокойнинского месторождения олововольфрамовых руд. В результате запасы вольфрама были увеличены в 20 раз. Открыл и руководил разведкой Хуху-Челотуйского месторождения тантала (1960-61), которая была завершена А.М. Гребенниковым, И.М. Зубом и др. в 1964. Именем Орлова названы Хуху-Челотуйское месторождение тантала, рудник, ГОК и посёлок горняков.