станция перловская история названия
Станция перловская история названия
Каждое утро большое количество наших студентов, преподавателей и сотрудников выходят из вагона электрички на станции «Перловская». Станция называется в честь микрорайона, где располагается наш Российский университет кооперации.
Но многие ли знают историю микрорайона «Перловский»? Давайте окунемся в историю.
Дачный поселок Перловка основан в конце 19 века одним из владельцев известнейшей чаеторговой фирмы России того времени Василием Семеновичем Перловым.
Купцы Перловы одними из первых привезли чай из Китая через Кяхту. В честь столетия чайной фирмы и «воздаяние заслуг на поприще торговли» они были удостоены звания почетных потомственных дворян и права семейного герба.
В 1871 году В.С. Перлову были отданы в аренду земли под дачное строительство, а в 1878-1882 годах он купил по имение у крестьян Тайнинской образцовой усадьбы, у общины села Шараповой и у общины Малых Мытищ земли между речками Яуза и Ичка и Троицким трактом (Ярославским шоссе). В своем имении братья Василий, Иван и Николай построили по индивидуальным проектам 83 дачи в неорусском стиле, с красивой резьбой и открытыми террасами.
Дачниками были люди разных сословий: купцы, промышленники, разночинцы, мелкие служащие. В перловке была контора по управлению поселком и чаеразвесочный цех.
Для благоустройства поселка Перловы открыли железнодорожную станцию «Перловка», построили и содержали школу (учителя П.П. Розанов и Г.И. Калинин), почтово-телеграфную станцию, электростанцию, пожарную дружину. На средства Перловых с 1895 возведена по проекту архитектора П.П. Зыкова (младшего) церковь Донской иконы Божией Матери, которая была торжественно освящена 6 мая 1897 г.
В сосновом бору был устроен парк с двумя фонтанами, павильоном для оркестра, лодочной станцией на двух прудах, купальнями на Яузе. В парке в 1893 году был построен летний театр в мавританском стиле, где выступали приглашенные артисты, в том числе солистка Большого театра Н.Н. Мшанская-Соколова и только что дебютировавший на императорской сцене перец Л. Собинов. Устраивались театральные и танцевальные вечера, сеансы синематографа, выступал хор и оркестр из служащих Перловых. Театр сгорел 1 мая 1915 г.
В 1920-е годы дачи национализировали, превратили в общежития и дома для постоянного проживания рабочих и служащих московских и мытищинских заводов. Крестьянским семьям выделяли земли на поле с южной стороны пос. Перловка. Так образовались 1-я, 2-я и 3-я Крестьянские улицы. Поселок Перловский еще долго сохранял свою самостоятельность и только в 1932 году вошел в черту города Мытищи.
Дачный поселок Перловка
Автор: Галина Ивановна Маношкина · Опубликовано 1:17 15 июля, 2016 · Обновлено 16:39 20 июля, 2016
Дача по Далю – это небольшая собственность, некогда даровая, от царя, или данная по дележу; угодья и земли округленные, обмежеванные. Загородный дом, заимка, отдельная усадьба, жилье вне города.
Дарованная земля была привилегией дворянства и высших чинов, но уже во 2-й половине 19 века дачи стали покупать купцы, промышленники, интеллигенция. Строительство целых дачных поселков вокруг двух столиц приходится на конец 19 начало 20 века. Это было вызвано, конечно, потребностью отдыха на природе, на свежем воздухе. Подмосковье со своими густыми лесами, реками и озерами, песчаной почвой более всего располагали к отдыху. Жены со своими домочадцами оставались жить все лето, а мужья приезжали на выходные. Строительство сети железных дорог вокруг Москвы как нельзя, кстати, способствовало этому.
По Ярославской линии появились такие дачные поселки, как Лосиноостровский, Перловка, Тайнинка, Клязьма, Тарасовка, Мамонтовка. А по Щелковской ветке ж.д. пос. Сапожниково и Ново-Перловка, Старые и Новые горки, Загорянка и Валентиновка.
К дачным поселкам предъявляли высокие требования: разбивка на квадраты с просеками не менее 10 сажен и удобными проездами к каждому участку, сохранение леса на участке. Аптека, продуктовые ларьки, почта, телефон и телеграф, библиотека и театр были необходимы для дачников.
Дачный поселок Перловка
Дачный бум, охвативший Московскую губернию в конце Х I Х века благодаря строительству железных дорог, помог чаеторговцам Перловым удачно вложить свой капитал в строительство поселка, ставшим весьма популярным, память о котором сохраняется в названии платформы при нем.
В январе 1871 года Василий Семенович Перлов заключил договор с Удельным округом на аренду чуть более 73 десятин (участки № 206- 230) 2-го Измайловского имения Московской губернии и уезда с разрешением построить дачный поселок. В 1878 и 1879 годах он прикупил ещё более 16 десятин, где развернул дальнейшее строительство.
Впервые о дачном поселке Перловых упоминалось в книге «Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге» под ред. Захарова 1887 г. «При выезде из Москвы первая платформа Перловка. Здесь в молодом сосновом лесу, принадлежащем Василию Сем. Перлову выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лесопарк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком, по которым можно гулять даже в сырую погоду, вскоре после дождя. По окраинам дач протекает река Яуза, с устроенными на ней купальнями. Близость Москвы, удобство сообщения с ней, здоровый свежий воздух, песчаная – сухая почва и устройство дач со всеми приспособлениями к летней жизни, привлекают сюда Москвичей, которые так полюбили эту местность, что каждое лето все дачи бывают переполнены жителями, а угодливый хозяин для развлечения своих жильцов приглашает музыку, которая играет в Перловке два раза в неделю. Между дачами здесь обращает на себя внимание по внутренней оригинальной отделке дом, который занимает сам владелец дач г. Перлов. Тут вы увидите комнаты: в чисто Японском, Малороссийском и Русском вкусе, которые стоит посмотреть. Здесь есть почтовый ящик и телеграф».
Воспоминаниям Попова Сергея Александровича [1] о дачной жизни, семья которого жила в 1882 году в Перловке, полна книга «Суконщики Поповы», вышедшая в 2010 годы в изд. «Русский путь»:
«Сейчас нельзя себе представить, сколько хлопот было с переездом на дачу, и всего-то на какие-нибудь, в лучшем случае, 3 месяца. Во-первых, если дача была не меблированная, приходилось нанимать мебель. Ведь надо же было прилично обмеблировать летний свой дом: и столовая, и гостиная и, наконец, жилые комнаты – переезжало около 20 человек, т.е. отец, мать, 8 человек, 2 гувернантки, гувернер и прислуги человек 8-10. Я говорю «нанимать» мебель, это так и было. Магазинов, которые отдавали напрокат мебель, было в Москве в то время много, особенно на Сретенке, ближе к Сухаревской и на Волхонке. Выбирали нужную мебель, оставляли, кроме арендной платы, ещё залог, если вас не знали, и уже хозяин магазина доставлял вам мебель на дачу. В то время рессорных полков не было, а ломовые дроги были менее удобны, и поэтому, конечно, их требовалось гораздо больше. Мне помнится, что, кроме наемной мебели и наемного пианино, на дачу отправлялось возов 6-8. Сколько ящиков с посудой, бельем, одеждой, книгами, и даже чуть ли не отдельный воз с игрушками и детскими велосипедами. Замыкал этот поезд обыкновенно отдельный воз, как мы называли в детстве, с гимнастикой, т.е. с 4-мя большими бревнами: одним для гигантских шагов и 2-мя бревнами с перекладиной для «гимнастики» (т.е. трапеция, кольца, веревочная лестница, шашки на веревке и качели)».
«В 1882 году мы жили в Перловке по Ярославской ж.д. В то время эта дорога доходила только до Ярославля и была она одноколейная. Движения большого по ней не было. Остановок было много меньше, чем сейчас. Самых теперь многолюдных поселков не существовало, не было ни Лосиноостровской, ни Тайнинской платформы, ни платформы Клязьма. Первая остановка Перловка, на 14 версте.
Около платформы была огорожена десятина земли, на ней разбиты дорожки и построен театр. В 1882 году театр, как и в большинстве дачных местностей того времени, представлял собой здание с боков открытое, с деревянным полом и небольшой сценой. Дачники — любили ставить там спектакли и устраивали танцевальные номера. Иногда устраивались вечера Перловыми: приглашался хор певиц Анны Захаровны Ивановой (в то время славившийся хор ресторана Яр) и, кажется, эти вечера заканчивались грандиозным закрытым пиршеством в помещении, так называемой конторы имения. На втором этаже этого дома было жилое помещение холостого Василия Семеновича. Хорошо помню отделку трех комнат: китайскую, мавританскую и в виде малороссийской хаты».
Дорога в с.Тайнинское. Слева контора. На 2-м эт. — жилые комнаты владельца поселка.
В общей сложности Перловыми было построено 83 дачи (на момент продажи Удельному ведомству), контора и училище с лавкой, пять оранжерей и грунтовый сарай. Дачи были самые разные: одно и двухэтажные, с мезонином или светелкой, с пристройками и без.
Это был весьма престижный дачный посёлок, где были созданы все удобства для летнего неторопливого отдыха: купальни на реке Яузе, лодочная станция, летний театр с парком, дачи в лесу на почтительном расстоянии друг от друга. Аптека, продуктовые ларьки, почта, телефон и телеграф также появились в посёлке. Спектакли, танцы, музыка – всё для дачников. «В 1897 году окончен постройкой храм, сооруженный на средства И.С. и Н.С. Перловых в их имении «Перловка», по линии Московско-Ярославской железной дороги.
Храм этот, во имя Донской Божьей Матери, построенный по проекту и под наблюдением архитектора П.П.Зыкова. Он представляет изящное и художественное сооружение в оригинальном стиле; внутри он ещё изящнее и красивее, благодаря массе света, проникающего в храм чрез окна трех ярусов, и изящному иконостасу резной работы с позолотой, в котором в три же яруса размещены иконы, написанные художником Я.Е. Енанешниковым. Красоту храма дополняет множество изящных бронзовых лампад, подсвечников, паникадил и другой утвари, работы мастерской В.Т. Тихонова. Алтарь и престол храма украшает изящная серебряная позлащенная с эмалью напрестольная утварь, работы г. Курлякова. Храм может вместить до 500 богомольцев.
Звонница, с колоколами П.Н. Финляндского, устроена в стороне от храма. Вокруг церкви разбит сквер с цветочными клумбами; стоит она в лесу. По левой стороне железной дороги, считая по направлению от Москвы.
Накануне освещения храма 5 мая 1897 года, в нем было совершено всенощное бдение, во время которого были освящены престольная одежда и церковная утварь, а 6 мая, в 9 часов утра, совершено освящение воды и освящение самого храма с престолом, с крестным ходом, после которого была прочтена положенная молитва с коленопреклонением, затем о. протоиереем И.И. Казанским было произнесено слово, а потом провозглашено многолетие Царствующему Дому, Св. Синоду и храмоздателям: Елисавете, Иоанну, Николаю и Марии с чадами.
После того протоиереем И.И.Казанским, благочинным села Останкина о. Е.И.Леонардовым, священниками И.И.Воскресенским из с. Мытищ и И.И. Розановым из с. Тайнинского, с диаконом С.М. Соколовским и М.И. Фаворским, при пении хора певчих г.г. Перловых, под управлением В.М.Мамонтова, была совершена литургия, а по окончании ея благодарственное молебствие с провозглашением многолетия Государю Императору, Государыням Императрицам, Наследнику Цесаревичу и всему Царствующему Дому». [2]
На богослужении присутствовали высокопоставленные чины, председатель правления Ярославской ж.д. С.И.Мамонтов, директор правления К.Д. Арцибушев, управляющий дорогою Н.А. Казаков, начальник службы движения С.П. Лосев, именитое купечество и многие другие приглашенные лица.
«По окончании богослужения приглашенным лицам был предложен завтрак, сервированный в здании театра, построенного гг. Перловыми в том же имении «Перловка». [3] Произносились различные тосты и оглашались телеграммы.
В поселке на средства владельца была построена двухэтажная школа, на верхнем этаже которой проживал учитель.
Стародачная Перловка: главные достопримечательности поселка
В конце 19 века на территории Подмосковья случился настоящий дачный бум. Одним из популярных дачных мест стал поселок Перловка. Сегодня это микрорайон города Мытищи, на территории которого сохранились достопримечательности и постройки начала прошлого века. Подробнее об исторических местах Перловки читайте в материале «РИАМО в Мытищах».
История Перловки
Московский купец Василий Перлов в 1878 году приобрел земли в живописном месте к северу-востоку от Москвы, по дороге в Троице-Сергиеву Лавру, между селами Большие и Малые Мытищи, у рек Яуза и Ичка.
Перловы обустроили свою родовую усадьбу среди соснового бора, основой которой стала дача. В 1840-х годах дачи еще были привилегией дворянства и высших государственных чинов, а во второй половине 19 века их уже строили купцы и промышленники, разночинная интеллигенция, мелкие служащие.
Красивая природа, реки, лес, хороший климат, близость к столице и хорошая транспортная доступность делали Перловку весьма привлекательной для москвичей, и в конце 1880-х годов она превратилась в оживленный дачный поселок.
Центром притяжения дачников стал парк – место, где можно было отдохнуть и прогуляться. Обширный сад для гуляний находился рядом со станцией, в западной части поселка. К саду вели аллеи из елей и сосен, которые были посажены вдоль железной дороги.
Летний театр
В 1883 году в Перловке братья Николай и Иван Перловы построили летний театр для развлечения местных дачников, который имел свою труппу и даже оркестр. Театр был отлично оборудован, на территории была водокачка и электростанция, а окружал его сосновый парк с фонтаном.
В начале 20 века, после продажи Перловыми своего имения в 1909 году государству, у театра возникли материальные проблемы.
Учреждение не приносило доходов, так как работало только летом, а зимой было забито мебелью дачников.
Тогда крестьянин Иван Федоров, который владел большим участком рядом с театром, подал прошение о разрешении продажи театра и прилегающей территории с правом строительства рядом дач. В 1913 году прошение было удовлетворено, а уже 1 мая 1915 года театр сгорел при неизвестных обстоятельствах.
Храм Донской иконы Божьей Матери
Проект храма утвердили 30 ноября 1894 года. Он строился архитектором Петром Зыковым, сыном знаменитого московского зодчего Павла Зыкова. Первое освящение храма произошло в 1897 году.
Архитектор был автором многих храмов, в числе которых – придел в московском Елоховском соборе. Он был глубоко религиозным человеком, а в 1880-х годах являлся старостой московской церкви святого Алексия в Глинищах.
Мособлисполком закрывал храм в Перловке трижды: в 1930, 1935 и 1940 годах. Особенные усилия были приложены советской властью в период 1929-1930 годов.
В это время на территории Мытищ велась антирелигиозная компания, объявлено было о соревновании в закрытии церквей, действовал Союз воинствующих безбожников – официальная организация, которая вела агитацию за закрытие церкви.
Была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма.
С конца 1940-х по 1970-е годы по решению мытищинского исполкома здание церкви было перестроено и заселено квартирантами.
В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент.
Храм заново построили в 1994 году, богослужения возобновились 4 декабря 1995 года – в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы. Осенью 2000 года открылась воскресная школа для взрослых и детей. С 2014 начато возрождение храма на историческом месте.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
—Музыка
—Подписка по e-mail
—Поиск по дневнику
—Статистика
Краткая иллюстрированная история станций и платформ железной дороги Ярославского направления: от Москвы до Мытищ
Конечно, в инфографику вставить более развёрнутые и подробные данные трудно, да и едва-ли надо, поэтому привожу их ниже. Сегодня едем от Москвы до Мытищ...
Платформа Маленковская.
Платформа была открыта в 1934 году и названа в память об уроженце Петровской слободы Богородского уезда (г. Лосино-Петровский) Емельяне Михайловиче Маленкове (1890-1918).
Участник революционного движения 1905 года, Е.М. Маленков работал слесарем на на заводе Вартце и Макгилля. Вступив в Коммунистическую парстию в 1912 году, с 1915 года он работал в Петровских железнодорожных мастерских Казанской дороги, где стал активным деятелем профсоюза металлистов «Единение». В 1914-1915 годах он вел антивоенную пропаганду, добился создания большевистской группы в профсоюзе. В 1915 году за антивоенную агитацию 25-летний Емельян Маленков был осужден на 4 года каторги, но после Февральской революции 1917 года вышел на свободу. В дни октябрьского вооруженного восстания в Москве он командовал красногвардейским отрядом. После победы революции он стал председателем Сокольнического районного совета и членом московского Центрального штаба Красной Гвардии. Как военный комиссар района он стал организатором Красной Гвардии в Сокольническом районе Москвы. В 1918 году Е.М. Маленков участвовал в боях с интервентами на Западном фронте, в разгроме мятежа Дутова. Затем состоял на командно-политической работе в частях Восточного фронта. В возрасте 28 лет он погиб в бою и посмертно был награждён орденом Красного Знамени.
Платформа Яуза.
Под названием «Платформа 6-й версты» была открыта в 1915 году. Остановка была открыта для обслуживания больницы Северной железной дороги, строившейся рядом с 1911 года при участии архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля. В непосредственной близости от платформы и в наши дни располагается корпус работников больницы. Платформа сохраняла своё название до 1929 года [иногда ошибочно пишут, что была переименована в 1917 году]. В том же 1929 году она была электрифицирована и переименована в нынешнее наименование.
Платформа Северянин.
Платформа была открыта в 1929 году. [1] вместе с электрификацией линии Москва Пассажирская-Мытищи [См.]и первоначально названа по располагавшемуся здесь посёлку рабочих Северной железной дороги «Красный северянин» [См.]. В 1932 году была переименована в нынешнее наименование.
На пл. Северянин, ок. 1957 г. Отсюда.
Станция Лосиноостровская.
Платформа, открытая в 1893 году первоначально носила название «10-я верста»(с 1902 г – сортировочная станция Лосиноостровская) и была сооружена для доставки пассажиров из Москвы до одной из крупнейших подмосковных дачных местностей: посёлков Лосиноостровск, Дубняки, Торговых служащих, «Красная сосна» (1911 г.).
В письмах выдающегося русского живописца Константина Коровина тех лет есть строки: «Лосиная все больше начинает походить на европейский курортный городок, пожалуй, только более шумный и оживленный, чем у немцев. Но та же яркая гуляющая публика, те же непременные больные в окружении услужающих и врачей, дети с гувернантками, скучающие барыньки. Как-то странно видеть все это на пути в лавру. Меняются времена, ничего не поделаешь, меняются!». В 1939 году город Лосиноостровск переименовывается в город Бабушкин в память уроженца соседней деревни Бордино известного полярного летчика Михаила Сергеевича Бабушкина (1893-1938).
В августе 1960 года под этим именем бывший Лосиноостровск вошёл в состав Москвы.
Михаил Сергеевич Бабушкин (1893-1938).
Платформа Лось
Платформа была открыта в 1929 году для доставки пассажиров в бывший дачный посёлок Джамгаровка, основанный ок. 1896 года на средства купцов I гильдии, владельцев банкирского дома, братьевАфанасия Исааковича, Исаака Исааковича и Степана Николаевича Джамгаровыхи соседнюю деревню Малые Мытищи.
Исаак Исаакович Джамгаров (1845-?).
В 1939 году посёлок вошёл в черту г. Бабушкин.
Платформа Лось, 2000 г. Отсюда.
Платформа Перловская.
Платформа была открыта в 1898 году для обслуживания дачного посёлка Перловка, основанного ок. 1864 г. потомственным почетным гражданином, представителем известной династии чаеторговцев, Василием Семёновичем Перловым (1841-1890) [4].
После кончины Василия Семёновича имение перешло во владение его братьев Николая Семёновича (1849-1911) и Ивана Семёновича (1843-1900).
В 1887 году М. П. Захаров в книге «Окрестности Москвы по Ярославской железной дороге» писал: «Здесь, в молодом сосновом лесу, принадлежащем В.С.Перлову, выстроено им множество дач, насчитывают более семидесяти; весь лес-парк изрезан дорожками, утрамбованными красным песком. По окраине дач протекает река Яуза с устроенными на ней купальнями». В 1910 годах здесь было уже около 200 дач, а в 1920-е – 400. После революции дачи национализировали, превратили в общежития и дома для постоянного проживания рабочих и служащих московских и мытищинских заводов.
Платформа Тайнинская.
Платформа открылась ок. 1897 года под названием «Платформа Тайницкая» для обслуживания дачной местности. В том же 1897 году платформа была упомянута в книге П. Канчаловского «От Москвы до Архангельска по Московско-ярославско-архангельской железной дороге»: «. На растоянии версты от Перловской платформы, по направлению к Мытищам, находится платформа Тайнинская. Возле неё расположенонесколько хороших, но не дешёвых дач в лесу. Эти дачи построены разными владельцами на земле, арендуемой ими у удельного ведомства» [2].В 1905 году у платформы был основан новый дачный посёлок из 32 дач, сдававшихся на летнее время. Посёлок принадлежал купцу Исидору Анисимовичу Комиссарову.После революции дачи были национализированы и переданы в жилищный кооператив «Пролетарий», который приспособил их под постоянное жильё для рабочих и служащих.
В 1930 году автор путеводителя «Дачи и окрестности Москвы» писал: «Тайнинка необычайно разрослась за последние 2 года. Жилищным кооперативом «Пролетарий» выстроен целый новый городок, с хорошими одно- и двухэтажными деревянными домами, снабженными террасами. Дачи и просеки освещаются электричеством ; на всех участках колодцы. Тут же находятся клуб и кино «Пролетарий».
Тайнинка сохраняла свою самостоятельность до 1932 года, а затем была включена в черту города Мытищи.
Станция Мытищи.
Станция была открыта в 1862 году вместе с началом железнодорожного сообщения между Москвой и Сергиевым Посадом.Открытие железной дороги для публики состоялось 18 августа 1862 года. По воспоминаниям очевидцев, специальный поезд из Москвы в Сергиевский Посад отправился в три часа пополудни. Первыми пассажирами вместе с представительной комиссией, возглавляемой Андреем Ивановичем Дельвигом, был митрополит Московский Филарет, именитые акционеры и члены Правления Общества — И. Ф. Мамонтов, Ф. В. Чижов и Н. Г. Рюмин. После короткой остановки в Хотькове, в половине пятого поезд прибыл на станцию Сергиево. Весь путь был преодолён за полтора часа.
Здание вокзала было построено в 1896 году по проекту архитектора Л. Н. Кекушева в связи со строительством вагоностроительного завода.
Здание вокзала в Мытищах нач. ХХ века постройки. Предположительно фотография 1920-1930 гг.
Участок Москва — Мытищи был электрифицирован 29 августа 1929 года. В 1941-1942 гг. электрификация была демонтирована.
Рад поправкам, уточнениям и дополнениям.
Продолжение следует.