станция пелла ленинградской области история

PRO Отрадное

Информационно-аналитическое сетевое издание «Про-Отрадное». Новости Кировского района Ленинградской области

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области история

Предыстория Отрадного

Со временем в сознании современников память о пеллинском дворце за не имением такового стала ассоциироваться с комплексом зданий бывшей почтовой станции на правом берегу речки Святка недалеко от ее устья на правой стороне от Шлиссельбургского тракта. Станция строилась одновременно с дворцом по проекту архитектора Николая Львова. Ее здания, неоднократно подвергнутые внутренним перепланировкам, уже давно не использовались по своему прямому назначению. Но, благодаря оригинальному архитектурному оформлению давали повод принимать их за дворцовые хозяйственные строения. Этому способствовали и случавшиеся публикации уважаемых авторов.

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области история
Фрагмент плана мызы Пеллы. 1843г.

Так писатель Михаил Пыляев в 1889 году, сообщая читателям в популярном издании «Забытое прошлое окрестностей Петербурга» некоторые подробности о Пелле и бывшем там некогда дворце, отмечал что «Впрочемъ, отъ постройки уцелела одна красивой архитек¬туры съ башенками колоннада; по преданию, это была конюшня, по другимъ, птичий дворъ; одно время это здание было занято принадлежностями конной артиллерии, деревянные казармы которой построены на месте прежде бывшего дворца».
Не избежал ошибки и выдающийся искусствовед Николай Врангель в 1910 году. Сообщая читателям очерка «Остатки прошлого» свои впечатления от посещения Пеллы, он принял здания бывшей пеллинской почтовой станции за якобы сохранившиеся некоторые дворцовые строения.

Однако справедливости ради при этом отметил, что они представляли «лишь жалкие следы былого величия загородного увеселительного дома».

По этой же причине естественным оказался и процесс локализации на многие десятилетия топонима «Пелла» именно в той части местности, где находятся остатки бывшей «Почтовой станции».
Свидетельством тому служат и карты Ленинградской области, на которых вплоть до середины пятидесятых годов прошлого века микрорайон вдоль современной улицы Центральная именовался как «Пелла».

Но шли годы и постепенно этот топоним, как название местности, стал исчезать из обращения. В начале, он растворяется в названии рабочего поселка Ивановское, а затем после объединения последнего с рабочим поселком Отрадное продолжает сохраняться лишь в названиях ОАО «Ленинградский судостроительный завод Пелла», да железнодорожной станции «Пелла».

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области историяВ первые десятилетия 18 века в очередной раз поменяла свое название и местность, территория которой в настоящее время является восточной окраиной Отрадного. Вместо новгородского «Варягово» и шведского «Warugowanissna» это место стало называться «Петрушкино». Почему получилось именно так достоверно неизвестно. Но, уже в Повседневных записках делам князя А.Д. Меньшикова, называемых «Юрналъ», сообщалось, что в октябре 1718 и 1719 годов его царское величество всякий раз, направляясь в Шлиссельбург, по случаю очередной годовщины взятия в 1702 году шведской крепости Нотебург, останавливался в деревне Петрушкино, где в оной «пребывал от гвардии солдат и отчасти покушав довольно о разных делах разговаривал».

История появления в Петрушкино «от гвардии солдата» была связана с наличием там земляных военных укреплений так называемых «шанцевъ», которые наряду с другими были возведены в 1706 году в ряде мест на левом берегу Невы для предупреждения возможной переправы через реку шведских войск. Остатки наличия этих «шанцевъ» на местности сохранялись еще долгое время. Спустя полтора столетия, в 1869году они были обследованы действительным членом Императорского русского археологического общества А.И.Савельевым. В подготовленном докладе, он отмечал, что «вблизи древней варяжской деревни «Варегово» или нынешней Петрушкиной, по берегу видны следы еще земляных окопов сохранившиеся настолько, что можно заметить двойной вал укрепления, впереди пониженного вала – отдельные люнеты, на которых еще видны насыпи в роде барбетов для орудий, в самом валу найдены ядра и пули».

Со временем окрестности Петрушкино были поделены на участки и розданы разным помещикам. Среди новых петрушкиных землевладельцев оказались советник главной полицмейстерской канцелярии Степан Григорьевич Тихменев, генерал-майор Александр Борисович Бутурлин, князь Борис Григорьевич Юсупов с супругой Мариной Михайловной, полковник Никита Афанасьевич Бекетов. В разное время Петрушкины деревни и пустоши меняли своих владельцев – наследовались, продавались и покупались. В первой половине восьмидесятых годов 18 века владельцем одной из мыз Петрушкино был первый российский дипломированный доктор Евстафий Максимович Ореус.

После смерти Ададурова Большое Петрушкино перейдет во владения тайного советника, директора Экспедиции кредитных билетов Александра Яковлевича Голохвастова. Но пройдут годы, и его правнучка вдова полковника Надежда Николаевна Чаликова в девичестве Голохвастова по частям распродаст родительское имение. Сперва, в 1863 году 50 десятин пустопорожней земли близ деревни Большое Петрушкино под строительство механического подково-гвоздильного завода у нее приобретет архитектор Виктор Алексеевич Лукашевич. Затем оставшаяся часть в 1890 году будет продана владельцу первого в России частного порохового завода генерал-майору в отставке Борису Ивановичу Виннеру.

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области историяПредприятие, известное как «Екатерининский пороховой завод» было устроено в 1877 году на земле, арендованной у крестьян села Никольского. Оно оснащенное «по последнему слову техники», оказалось настолько высоко рентабельным, что получаемый от реализации продукции доход позволял не только финансировать развитие производства, но и вкладывать полученные средства в приобретение землевладений в различных частях российской империи. Известно, что в разное время были сделаны приобретения в Крыму и окрестностях Харькова. К 1893 году Виннер, последовательно заключив ряд купчих с разными владельцами на приобретение земельных участков, стал единственным землевладельцем на территории вдоль левого берега Невы от Большого Петрушкина до современного Лесного переулка у завода «Невский Электрощит».

В планах Виннера было «устройство в имении Большое Петрушкино склада для хранения охотничьего пороха» и пристани «для приставания пассажирских пароходов и судов, выгрузки и погрузки разных товаров». Но ситуация обернулась таким образом что если с получением разрешения на устройство пристани проблем не возникло, то в устройстве порохового склада ему было отказано.

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области историяОказалось что участок, предполагаемый для размещения склада не удовлетворял требованиям безопасности. Возможно, что со временем эта проблема нашла бы свое решение, но в январе 1897 года Борис Иванович Виннер умирает, а у наследников, как оказалось, на этот счет возникли другие планы. Вскоре появилось сообщение, что в декабре того же года они продают «участок земли со строениями мерою 202 десятины 432 квадратные сажени из имения при деревне Большое Петрушкино Бесценное тож» Акционерному обществу «Сталь» за 88 000 рублей.

Бывший Пеллинский Почтовый дом. Фото 1914г.

Источник

Почтовая станция в Пелле

27 сентября 2017 года в краеведческом отделе Отрадненской библиотеки состоялась презентация выставки, на которой был представлен исторический макет «Почтовая станция в Пелле». 1789 год», выполненный Санкт-Петербургским «Музей-макет «Петровская акватория».

На мероприятии присутствовали глава МО «Город Отрадное» Михаил Владимирович Лагутенков, глава администрации МО «Город Отрадное» Вера Ивановна Летуновская, депутаты совета депутатов г. Отрадное, генеральный директор музея-макета «Петровская Акватория» Алексей Николаевич Струк, члены координационного совета Исторического общества г. Отрадное, приглашенные гости.

ПЕЛЛИНСКАЯ ПОЧТОВАЯ СТАНЦИЯ

Сначала нужно немного сказать о самой дороге по левому берегу Невы от С.-Петербурга до Шлиссельбурга. Строитель­ство ее Камер коллегия вела в 1732 г. специально для поездки императрицы Анны Иоанновны на Ладожский канал: спешно делали плоты и гати для перевоза карет с лошадьми, на «болотных местах» клали фашины, по сторонам копали ровки для стока воды. Тогда же на р. Тосне устроили пошлинную контору, в на собранные деньги в 1740-е гг. под началом полковника Ладожского канального батальо­на Н. Людвига чинили переправы, сооружали новые мосты вместо обветшавших на реках Ижоре, Тосне, Мге.

К 1757 г. Шлиссельбургская дорога вновь была «исправлена и верстовые столбы поставлены», и проезд всегда был «беспрепятственный». Тогда же по сенатскому указу учредили на ней станции на р. Святке и в Шлиссельбурге; на каждой из них имелось по четыре лошади «для отправляющейся почты».

Об учреждении станций по новопроложенной от Невского монастыря Шлиссельбургской дороге.

Сенатский указ. 1757, 13 июня. №10740

«Правительствующий Сенат по доношению С.-Петербургской Губернской канцелярии, Приказали: по Шлиссельбургской дороге для отправляющейся по Архангелогородскому тракту почты… учредить станции по новопроложенной от Невского монастыря Шлиссельбургской дороге, первую в деревне Святке, вторую в Шлиссельбурге, третью близ Новгородского уезда в деревне Шальдихе, и на каждой поставить уездных по 4 подводы, а хотя же по указу из Высокого Сената 1727 года учрежден почтовый стан в деревне Агриселке (Синявино.- Ред.), но тогда еще вновь построенной Шлиссельбургской дороги было не построено, которая после исправлена и верстовые столбы поставлены, и проезд бывает беспрепятственный».

Во время эпидемии «прилипчивой болезни» 1771 года генерал-губер­натор Брюс разработал Инструкцию для лейб-гвардии офицеров, стояв­ших на заставах на Славянке,Тосне, на важнейших дорогах к Петер­бургу. Согласно этой Инструкции то­вары в столицу разрешалось про­пускать только по особым «печат­ным билетам», которые выдавались «здоровым проезжающим» в Шальдихе, на Тихвинской дороге.

Еще в 1798 году Пеллинская станция была передана из дворцового в почтовое ведомство, которое в 1821 году выделило 3000 рублей, чтобы не допустить упадка Главного здания «по умножившемся в оном и приадлежащим к нему службам наружным и внутренним ветхостям». Вскоре почтовый департамент…

Авт. М. Лермонтова, Ладога 06.02.1999г.

Долгое время считалось, что автором проекта почтовой станции являлся архитектор Иван Старов, который был автором проекта Пеллинского дворца, но исследования показали, что автором проекта признан Николай Львов.

АРХИТЕКТОР НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЛЬВОВ

Указ о строительстве на мызе Пелла каменной Почтовой станции появился 14 августа 1785 года, сразу после закладки дворцового ансамбля. Он был ответом на рапорт А.А.Безбородко, возглавлявшего тогда Главное почтовых дел правление. Автором проекта стал Н.А.Львов, его разностороннюю одаренность А.А.Безбородко ценил и покровительствовал архитектору. Почтовая станция стала интереснейшим архитектурным комплексом. Её строительство подчеркивало назначение дворца как императорской резиденции, куда должны были прибывать кареты с курьерами, сановниками и особами, спешащими попасть в резиденцию императрицы Екатерины II.

Львов прославился не только как талантливый архитектор, но также как ученый, писатель и поэт. Он увлекался древнерусским фольклором, нашел и издал старинную летопись, которая в науке с тех пор называется его фамилией. Николай Александрович Львов собрал народные песни и издал их отдельным изданием, сопроводив их музыкальным оформлением. Он сам был автором ряда литературных произведений: его перу принадлежат поэмы (в былинном духе), а также либретто, оперы, которые пользовались широкой популярностью. Н.А. Львов был талантливым художником, рисовальщиком и гравером. Он сам гравировал собственные эскизы и наброски, увлекался минералогией. Русская архитектура обогатилась его архитектурными достижениями. Деятельность Львова – это целый этап развития в отечественной культуре, который имеет большое значение для понимания особенностей эпохи в целом. Его творчество – это яркий пример многогранности личности и широкого кругозора, который был характерен для представителей интеллигенции екатерининского времени.

Комплекс почтовой станции за всю историю своего существования претерпел ряд многочисленных изменений: перестраивались помещения внутри зданий, менялись дверные проемы и окна, после пожара добавились пристройки, казармы, перестроены конюшня и каретник под квартиры офицеров и т. д.

В 30-е годы при Советской власти на территории Почтовой станции был построен завод автоприцепов Министерства лесной промышленности, на котором трудилось около 200 рабочих (бывших беспризорников), производивших телеги на шинном ходу.

Во время Великой Отечественной войны основное здание станции было разрушено и в дальнейшем разобрано.

В настоящее время из зданий ансамбля Пеллинской почтовой станции, находящиеся на территории ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла», были восстановлены и отремонтированы северные служебные флигеля и бывшее конюшенно-каретным дугообразное здание. В них размещены административные службы.

В 1960 году постановлением Совета Министров РСФСР (от 30.08.1960г. №13-27) восстановленные здания получили статус памятника архитектуры Федерального значения.

В 1995 году этот памятник архитектуры указом Президента России был включен в перечень объектов исторического и культурного наследия Федерального значения.

Источник

PRO Отрадное

Информационно-аналитическое сетевое издание «Про-Отрадное». Новости Кировского района Ленинградской области

станция пелла ленинградской области история. Смотреть фото станция пелла ленинградской области история. Смотреть картинку станция пелла ленинградской области история. Картинка про станция пелла ленинградской области история. Фото станция пелла ленинградской области история

Пеллинский дом: от почтовой станции до судостроительного завода

Наряду с общепринятыми знаменательными датами, широко отмечаемыми в обществе, есть и другие достойные внимания, особенно если они касаются истории нашей с вами малой родины. Так, летом 2017-го отрадненцы могли бы отметить 260-летие основания Святской почтовой станции, а 2 декабря нынешнего года исполнится 230 лет с момента завершения строительства Пеллинского почтового дома. Истории этих достопамятностей посвящены заметки краеведа, предлагаемые вашему вниманию.

«Я здесь живу — и край мне этот дорог».

Восшествие на престол Павла I сопровождалось изданием большого числа императорских указов, в том числе связанных с желанием улучшить работу различных государственных служб. Среди первоочередных и наиболее важных следует отметить указ от 19 января 1797 года «Об устроении почт», который предусматривал ряд мер по улучшению почтовых сообщений в государстве. В соответствии с указом все имевшиеся почтовые станции должны были быть подвергнуты инспекции и переданы «под ведение главного директора почт и почтового правления с тем, чтобы оные содержаны были в надлежащей исправности».

Вскоре Санкт-Петербургское губернское правление своим рапортом в правительствующий Сенат сообщило, что «в Шлиссельбургском уезде один имеется выстроенный от казны каменный Пеллинский почтовый дом, в коем Святская почтовая станция имеет свое пребывание и находится в исправности, и на котором починки по наряду казенной палаты исправляются. Более же почтовых домов в уезде и городе не имеется».

Собственно Святская почтовая станция была устроена в соответствии с сенатским указом от 13 июня 1757 года, который предписывал «по Шлиссельбургской дороге для отправляющейся по Архангелогородскому тракту почты учредить станции по новопроложенной от Невского монастыря Шлиссельбургской дороге, первую в деревне Святке, вторую в Шлиссельбурге, третью близ Новгородского уезда в деревне Шальдихе, и на каждой поставить уездных по четыре подводы».

Деревня Святка находилась на территории современного города Отрадное и располагалась на обоих берегах в устье реки Святки. Было тогда в деревне всего восемь крестьянских дворов, и принадлежала она вице-президенту Коммерц-коллегии Якову Матвеевичу Евреинову. (Справедливости ради следует отметить, что эта деревня была одним из древнейших поселений на невском левобережье в районе порогов. В переписной книге Водской пятины 1500 года она упоминается под названием «деревня Патрикеево на Усть-Святой». Скорее всего, почтовая станция размещалась в обычной крестьянской избе. В расписании почтовых станций на Архангельск за 1784 год сообщалось, что на станции Святка, «расстоянием от Петербурга 35 верст», содержится пятнадцать лошадей.

После начала строительства в 1785 году Пеллинского императорского дворца почтовая станция оказалась в непосредственной близости от грандиозной стройки. Ее внешний вид не соответствовал столь статусному месту, поэтому, по предложению вице-канцлера А.А. Безбородко, который одновременно являлся и директором Почтового департамента, указом Екатерины II было велено построить новую каменную почтовую станцию.

К началу 1786 года проект почтовой станции был готов. Его разработал член правления Почтового департамента коллежский советник Н.А. Львов. В апреле «планы и фасады» почтовой станции были одобрены императрицей и утверждена смета на ее строительство. По просьбе А.А. Безбородко, указом императрицы бы определен и порядок финансирования строительства, который предусматривал отпуск средств не из Почтового департамента, а из суммы, отпускаемой Кабинетом Ея Императорского Величества на строительство в Пеллинской мызе.

В мае состоялись торги, в результате которых строительство почтовой станции подрядился выполнить Санкт-Петербургский мещанин Дмитрий Образцов, но осенью по какой-то причине подрядчик сменился — новый контракт был заключен с купцом И.Якушевым.

Место для новой почтовой станции отмежевали на возвышенном плато, где раньше была пашня, в излучине реки Святки, на правой стороне Шлиссельбургского тракта.

Строительство, которое обошлось в 28 580 рублей, продолжалось три года. Наконец, в ноябре 1789-го оно было завершено. Архивные источники сообщают, что 19 ноября указом Ея Императорского Величества «построенный в Пелле каменный почтовый дом был принят Санкт-Петербургским почтамтом в ведомство Почтового департамента от статского советника Каратыгина».

Пеллинский почтовый дом — это собирательное название нескольких функционально связанных между собой строений, включавших гостиницу, служебные флигеля и хозяйственные постройки, которые, гармонично сочетаясь, представляли собой архитектурный ансамбль, скорее напоминавший некую загородную усадьбу в миниатюре, нежели утилитарное строение почтового ведомства. Поэтому неслучайно на протяжении почти целого столетия они, вводя в заблуждение просвещенные умы, ассоциировались с якобы сохранившимися строениями разобранного уже Пеллинского императорского дворца.

Лицевым фасадом почтовый дом был обращен к Неве. Его территория представляла собой прямоугольник, вытянутый по продольной оси и окруженный каналом, через который было перекинуто пять мостов: два каменных (с передней стороны) и три деревянных (два с боковых сторон и один с задней). Канал отделял территорию от крестьянских земель и подчеркивал ее обособленность. Композиционным центром являлось квадратное в плане двухэтажное главное здание. На равном расстоянии от него были расположены четыре квадратных в плане одноэтажных служебных флигеля. Два из них были выдвинуты к почтовому тракту, а к задним служебным флигелям примыкали дугообразные и симметричные в плане хозяйственные строения — конюшни и каретник, составляя с флигелями единое целое. По центру, над проездом между конюшней и каретником, возвышалась башня с обзорными площадками. В углах прямоугольника были поставлены кузница и баня. Ограда, соединявшая их с передними служебными флигелями и между собой, четко очерчивала прямоугольный участок. Ограды, соединявшие углы главного здания с углами флигелей, формировали дугообразный парадный двор и замкнутые внутренние хозяйственные дворы. Пространство заднего двора было разделено на три части: центральная служила для проезда в средний внутренний двор, в боковых находились туалеты. Главное здание предназначалось для отдыха проезжающих господ со слугами; передние флигеля, выдвинутые к дороге, — для размещения смотрителей, регистрации и оплаты подорожных; два задних флигеля занимали конюхи и ямщики.

Достаточно полное представление о том, как выглядела почтовая станция, дает ее макет, который можно увидеть в краеведческом отделе Отрадненской библиотеки.

За год до окончания строительства, в 1788 году, именным указом все почтовые станции Санкт-Петербургской и Олонецкой губерний были отданы в ведение губернских правлений и Казенной палаты. По этой причине и только что построенный Пеллинский почтовый дом был передан в ведение Санкт-Петербургского губернского правления, которое в целях сокращения издержек на содержание передало его содержателю Святской почтовой станции надворному советнику Чоглокову. (Тут следует заметить, что для получения доходов советник открыл в здании станции трактир, саму же станцию разместил в деревне Ивановской в арендованном доме купца Куракина.)

Прошло девять лет, и вот уже вновь, как того требовал высочайший указ от 19 января 1797 года, почтовые станции отдаются «под ведение главного директора почт и Почтового правления с тем, чтобы оные содержаны были в надлежащей исправности». Сохранилась опись, составленная чиновниками Санкт-Петербургского почтамта Иваном Яниным и Иваном Колчиным, в каком виде почтовые станции, состоящие в Санкт-Петербургской губернии, были приняты в ведомство Санкт-Петербургского почтамта, из которой следует, что «в Святке число лошадей назначено — 25, найдено — 25, из них для почт — 19, курьеров — 6. Содержит лошадей, поставленных по наряду Шлиссельбургского нижнего земского суда. Крестьяне вместо себя наняли тамошнего купца Куракина — 9, да обывательских Ефремова — 7, Алексеева — 6, Иванова — 3 лошади. Станция помещается вместо Пеллинского почтового дома в отстоящей от него на полторы версты деревне Ивановской купца Куракина в наемном доме».

В том же году Святская почтовая станция был возвращена в Пеллинский почтовый дом, в главном здании которой вновь устроили гостиницу с тем, чтобы, как записано в одном из документов, «проезжающие имели в ней спокойное пристанище и выгодное приобретение необходимых жизненных продовольствий». Однако ее содержание оказалось достаточно дорогим удовольствием. Так, в записке, прочитанной в Комитете министров 9 декабря 1816 года, содержатели почтовых станций жаловались, что «вынуждены отапливание производить за свой счет», к тому же в ряде гостиниц, среди которых была и Пеллинская, «не дано от казны ни мебели, ни хозяйственных вещей. Их приобретение было вменено в обязанности содержателям, что также ставило их в стесненные условия и вынуждало издержки перекладывать на стоимость услуг припасов, предлагаемых проезжающим, или отказываться от содержания».

Кроме того, со временем гостиница стала требовать не только мелкого, как это было в 1815-м при повреждении от бури, но и капитального ремонта. Так, в сентябре 1821 года руководство Почтового департамента сообщало управляющему Министерства внутренних дел, что «при мызе Пелла поступивший еще в 1798 году в почтовое ведомство станционный дом, в коем заведена и гостиница, по умножившимся в оном и принадлежащих к нему службам наружным и внутренним ветхостям требует большого исправления. Посланный туда для освидетельствования архитектор исчислил на то более 53 000 рублей». Однако ввиду «недостатка строительного для почтовых зданий на сей год назначенного капитала» и «дабы не допустить до совершенного упадка и отклонить опасность от огня», было решено «ныне же исправить крыши, трубы и печи», на что было отпущено всего 3000 рублей.

Трагическая участь Пеллинского императорского дворца оказала решающее влияние на дальнейшую судьбу как Пеллинского почтового дома, так и Святской почтовой станции. В мае 1820-го на месте разобранного к тому времени дворца на его каменном фундаменте были построены казармы, конюшни и манеж для двух эскадронов лейб-гвардии Кирасирского Ее Величества полка. Однако кирасиры недолго квартировали в Пелле. Не успели они обжиться в новых казармах, как в мае следующего года их переправили в Витебскую губернию, а затем местом их постоянного пребывания была назначена Гатчина. В пеллинских же казармах на долгие годы расположились лейб-гвардейцы конной артиллерии.

Наконец, издержки на содержание Пеллинского почтового дома в качестве гостиницы настолько возросли, что в августе 1829 года руководство Почтового департамента было вынуждено обратиться в Министерство внутренних дел с «представлением об усмотрении на опыте бесполезности содержать в почтовом ведомстве для гостиницы дом, состоящий на Ярославском тракте при мызе Пелле». Вследствие чего по высочайшему повелению управляющему Главным штабом Его Императорского Величества было предложено рассмотреть, «не годится ли дом сей для офицеров квартирующей там конной артиллерии». Здание оказалось удобным для размещения офицеров. Об этом было доложено императору, который «повелеть соизволил принять сей дом из почтового в инженерное ведомство и предоставить помещаться в оном офицерам тех войск, кои квартируют или впредь квартировать будут в Пелле».

По сообщению шлиссельбургского земского исправника, содержатель почт купец Устинов 11 сентября 1829 года перевел почтовую станцию в деревню Ивановскую, поместив оную в двух домах крестьян Гоф интендантского ведомства. В том, что принадлежал Андрею Филиппову, в верхнем этаже в задней половине разместился станционный смотритель, передняя же половина, состоявшая из трех довольно опрятных комнат, была предоставлена для спокойствия проезжающих. Второй дом, владельцем которого являлся Григорий Александров, находился неподалеку от первого. В нем разместились почтовые лошади, ямщики и вся принадлежность.

В Ивановской почтовая станция располагалась вплоть до 1837 года, когда в соответствии с сенатским указом от 28 декабря 1835 года ее окончательно перевели в деревню Елизаветино, которая находилась на берегу Невы с правой стороны от устья реки Мги. Пеллинский же почтовый дом, прослужив по своему прямому назначению без малого три десятка лет, перестал быть почтовым и стал называться просто Пеллинским домом. После соответствующей перепланировки он, как и служебные флигеля, каретник и конюшни, был приспособлен под офицерские квартиры. В этом качестве Пеллинский дом использовался восемьдесят с лишним лет (был, правда, короткий период, когда в здании размещался лазарет артиллерийской бригады).

В 1930-е годы на месте бывшей почтовой станции был построен завод автоприцепов Министерства лесной промышленности, на котором трудилось около двухсот колонистов, изготавливавших телеги на шинном ходу. Во время Великой Отечественной войны, в августе 1942-го и феврале 1943-го, непосредственно на территории завода велись бои, и практически все его строения были разрушены. После войны предприятие восстановили и переименовали в Ленинградский механический завод №4, затем оно еще дважды меняло название, а вместе с ним и профиль выпускаемой продукции. Так, на базе завода было организовано судостроительное производство. В 1965 году в названии предприятия появилось историческое «Пелла». В настоящее время это открытое акционерное общество «Ленинградский судостроительный завод «Пелла».

Из строений ансамбля почтовой станции, находившихся на территории завода, были восстановлены только служебные флигеля и бывшее когда-то конюшенно-каретным дугообразное здание, где разместились инженерно-конструкторские службы. Главное же здание решили не восстанавливать. В 1956 году были выполнены его обмерные чертежи, а оставшиеся руины разобраны. Та же участь постигла кузницу и баню. На этом закончилась история существования ансамбля Пеллинской или, как она изначально называлась, Святской почтовой станции. В 1960-м постановлением Совета министров РСФСР восстановленные здания получили статус памятника архитектуры федерального значения. В 1995-м указом Президента РФ этот памятник был включен в перечень объектов исторического и культурного наследия федерального значения.

Сегодня сохраненные фрагменты бывшей почтовой станции, материальные свидетели нашей истории, находясь за ажурной оградой на ухоженной заводской территории, не только возбуждают любопытство прохожих, но и, выгодно отличаясь своими оригинальными архитектурными формами от современных построек, украшают город. Одновременно они служат той пуповиной, которая связывает современное Отрадное с его прошлым.

Примечание: все даты в этой публикации приведены по старому стилю

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *