станция метро красные ворота история
bluesmaker
BluesMaker`s home
Фото и немного текста
Станция «Красные ворота» открыта в составе первой очереди строительства Московского метрополитена. В прошлом году она отпраздновала 80-летний юбилей. Однако старушка до сих пор в строю. На станции впервые появились турникеты это была для того времени инновация. Сам же проект станции получил Гран-при на Всемирной выставки в Париже. Посмотрим историю создания, строительства, а также прогуляемся по сегодняшней станции «Красные ворота».
ТТХ станции.
Вот еще интересный эскиз. Довольно помпезно. Очень крутые толстые колонны.
А вот такой вот наземный павильон.
И пространство внутри. Тут даже показаны ограждения, которые распределяют пассажиропотоки.
Но в итоге станция построена по проекту архитектора Ивана Александровича Фомина. А единственный на тот момент наземный вестибюль по проекту Н.А.Ладовского.
Проект станции получил Гран-при на Всемирной выставке в Париже. Станция выполнена в классическом стиле. Красивые кессонированные своды, массивные пилоны.
В пилонах сделаны ниши, которые несколько визуально облегчают эту массивность. В итоге пилоны напоминают арки. Интересно, что саму триумфальную арку на Красных воротах снесли в 1927-м. Но зато она осталась в названии станции метро.
Немного фоточек со строительства. Вот работы ведутся на Каланчёвской улице. Тут еще нет даже намека на высотку и северный вестибюль.
Какие-то радиаторы. Вполне возможно, что это часть оборудования для заморозки грунта, технология заморозки применялась тут при постройке метро из-за сложной геологии.
Вот уникальное фото. Рабочие монтируют облицовку на платформе.
А это фото наверное с открытия. Тут огромная буква «М» и нет названия станции.
Интересное фото, тут видно, что сбоку павильона был. книжный магазин.
А еще на ст.м. «Красные ворота» впервые появились турникеты. Хотя сначала в метро в качестве эксперимента появились такие вот агрегаты. Поворотного типа, довольно массивные и громоздкие. Но эксперимент по их установке признали не удачным.
А потом на этой станции установили в 1959 году турникеты, со свободным проходом, ну то есть без каких-либо препятствующих проходу (если он оплачен) элементов.
Очень интересное фото. Во-первых тут перед эскалатором лежит ковер. Наверное, чтобы не носили грязь на ботинках в поезда =). Ну и табличка отличная просто «Внимание движущаяся лестница». Эскалатор был тоже тогда еще новинкой, инновацией, как бы сказали сейчас.
А вот фото платформы до открытия северного вестибюля. В торце зала какие то два товарища вышагивают. Сталин и еще кто-то? Обратите внимание на пол. Клетка набрана мелкой плиткой.
Похоже это товарищи Сталин и Каганович, красавчики.
1. Давайте уже посмотрим, что станция представляет из себя сейчас. Начнем с южного вестибюля. Входная арка просто великолепна.
2. Вот так он выглядит в светлое время.
3. Слева южный вестибюль, а на той стороне Садового кольца в высотке, расположен северный вестибюль.
4. Левая сторона вестибюля застеклена, на архивном фото выше тут магазин МОГИЗ.
6. В момент открытия станция носила название «Красные ворота», в 1962 году ее переименовали в «Лермонтовскую» Рядом с северным выходом действительно есть площадь Лермонтова с памятником поэту. Однако в 1986 году станции вернули ее историческое название. С чем связаны эти переименования, не очень понятно. Тут также видно, что двери, изначально деревянные, заменены. Может быть и сюда докатится реконструкция и их вернут.
8. Симпатично. Кессонированные потолки, довольно мало декоративных элементов. Спускаемся еще на один пролет, там окошки касс. Интересно, вот тут кессоны и стены покрашены в коричневый, раньше тут был камень или тоже было все просто покрашено.
9. Еще ниже и попадаем в проход к эскалаторному залу.
10. Такой вот поворот. Кстати, интересно, что это там слева на потолке висит. Радиатор такой?
11. В эскалаторном зале старые валидаторы с пирамидками.
12. Эскалатор. В 1994 году старые эскалаторы тут были заменены на новые.
13. На платформе после войны в 50-е были установлены гермозатворы. Тогда ими оснащались все станции первой очереди, а последующие станции проектировались уже с учетом того, что станция в случае войны должна стать убежищем.
14. Здоровый железный «люк» под действием гидравлических подъемников закрывает станцию. Вот он тут «лежит» прямо под ногами.
15. Соответственно первые боковые проходы до гермозатвора были заложены.
16. Теперь посмотрим на северный вестибюль. Он встроен в здание высотки на Красных воротах. Вот входная группа. Тут двери деревянные аутентичные.
17. Внутри шик, классических станция Московского метрополитена, автор этого вестибюля А.Н. Душкин. Не удивительно. Именно он автор проекта самой высотки, а также на момент проектирования вестибюля он уже имел огромный опыт проектирования таких станций, как «Площадь Революции», «Маяковская», «Автозаводская». Люстры тут не уникальные. Такие же на платформах ст.м. «Киевская» Арбатско-Покровской линии и, например на ст.м. «ВДНХ».
18. Выходные двери. Внизу, между дверями симпатичная вентрешетка.
19. На выход никаких валидаторов. 2 января этого года вестибюль будет закрыт в связи с заменой эскалаторов. Также будет проведена реставрация вестибюля. Скорее всего после этого валидаторы появятся и на выход.
20. Шикарный, просто роскошный потолок. Не всякий дворец может похвастаться таким. Над эскалатором балкончик, куда ведет техническая дверь. Круто наверное оттуда было бы поснимать. Кстати, именно оттуда снято архивное фото этого вестибюля.
21.Спускаемся на вниз. На балюстрадах эскалаторов стоят крутейшие светильники. Хочется верить, что их вернут на место и установят на эскалаторы из нержавейки. Было бы обидно их потерять.
22. Тут очень круто сделан потолок наклона. Красота.
23. А вот и светильник, жаль, что фото такое нерезкое.
24. Спускаемся в промежуточный зал. Тут тоже помпезность и шик. Зал круглой формы с куполообразным потолком. По кругу на стенах идут красивые бра.
26. Зал довольно большой и даже широкоугольный объектив не способен вместить его полностью.
27. Потолок тут не уступает по сложности декора потолку вестибюля.
28. Спускаемся дальше. Тут еще три эскалатора. Замена эскалаторов и реконструкция займут 18 месяцев. Такой долгий срок связан, как мне кажется именно с тем, что заменить придется не три, а шесть эскалаторов.
29. Посмотрим, что получится. Надеюсь, как я уже говорил» светильники оставят. Еще было бы клево покрасить панели эскалатора в цвет стен, как вот сейчас на фото. Наверное нержавейка будет смотреться чужеродно.
30. Итак мы наконец то спустились на саму платформу. Конструктивно, станция пилонная трехсводчатая, глубокого заложения. Пилоны отделаны красным камнем. Тут не все так хорошо, камень на пилонах кое-где отсутствует, эти места оштукатурены и покрашены в цвет камня.
31. Пилоны действительно выглядят как арки. Шахматный пол теперь выложен крупноформатным камнем.
32. Боковые залы имеют тоже кессонированный свод, но тут ячейки имеют квадратную форму. Удивительно, что около пилонов нет лавочек.
33. А в центральном зале потолок имеет такую вот причудливую форму из квадратов и шестиугольников.
34. Еще раз взглянем на центральный зал. Интересно, что станция могла бы стать не трехсводчатой, а двухсводчатой. Третий, центральный свод открывать не хотели, из-за того, что была опасность разрушения станции горным давлением. Именно из-за этой проблемы станция » Лубянка » в момент открытия стала двухсводчатой. Но тут удалось решить эту проблему и в результате мы получили ту станцию, которую мы видим сегодня.
35. Станция безусловно красивая, с интересной и долгой историей, но она нуждается в бережной реконструкции. Особенно отделка пилонов на платформе. Причем, реконструкцию тут можно провести, как это делается на ст.м. » Киевская » без закрытия станции. Тем более сейчас будет идти реконструкция северного вестибюля, можно как-то совместить это. Но, начальникам метро виднее, а мы садимся в поезд и едем дальше.
Красные Ворота.
3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов (сейчас на этом месте находится высотное здание, на котором есть памятная доска с изображением М. Ю. Лермонтова).
Трехсвятительская церковь также находилась на площади Красных Ворот. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня. Храм имел вид восьмерика на четверике. В середине 18 века при трехсвятительской церкви выстраивают колокольню и пределы во имя Иоанна Богослова и священомученика Харлампия.
Также при храме находились престолы Святителя Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.
По описанию церковь эта была богата не только внутри, но и на выдащиеся события и известные имена, однако доподлинно и хорошо известно только одно. 23 октября в церкви Трёх Святителей у Красных Ворот новорожденного М.Лермонтова крестили.
Триумфальная арка часто украшалась портретами правителей России. Уже в советское время на них вешали плакаты с Лениным.
В 1926 году арку «отреставрировали», убрав державный элементы в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда то.
В таком виде арка простояла не долго. Уже в 1927 были потрачены ещё 27 000 рублей на снос Красных Ворот. Их уничтожили как мешающие проезду городского транспорта. Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трёх Святителей у Красных Ворот.
В 1938 г. на Международной всемирной выставке в Париже проект метро Красные ворота получил Гран-при. Сегодня интерес представляют и старые турникеты. Таких уж давно нигде нет.
Дом, где родился Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949-1953 годах архитектором Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.
станция Красные Ворота
Расположение
Метро «Красные ворота» находится в Красносельском районе Москвы между станциями Московского метрополитена «Чистые пруды» и «Комсомольская».
История станции
Метро «Красные ворота» была одной из первых станций метро столицы. Она начала свою работу 15 мая 1935 года, когда вошла в состав первого пускового участка «Сокольники» — «Парк культуры».
1937 год в преддверии ВОВ в Париже проводилась Всемирная выставка искусств и техники, посвященная достижениям человечества. На этой выставке проект станции «Красные ворота» удостоился Гран-при.
Во время Великой Отечественной войны станция служила командным пунктом народного комиссариата путей сообщения и была закрыта для пассажиров.
История названия
Станция метро была названа в честь площади Красные ворота, на которой ранее располагался памятник архитектуры XVIII века Красные ворота. В 1709 году в Земляном городе была воздвигнута Триумфальная арка, через которую должны были проходить возвращавшиеся с Полтавской битвы войска. Архитектура арки настолько поразила москвичей, что они стали называть ее Красными, то есть красивыми воротами. Официальное переименование ворот в Красные не заставило себя долго ждать. Затем ворота даже перекрасили в красный цвет, до этого они были белыми. В 1928 году Красные ворота были снесены.
В проекте станцию предполагалось назвать «Красные ворота» или «Красноворотская». Остановились на первом варианте, но все же с 1962 по 1986 годы станция называлась «Лермонтовской». Дело в том, что с 1941 по 1992 год сама площадь Красные ворота носила имя Лермонтова.
Описание станции
Оформление станции повторяет архитектуру Красных ворот. Потолок центрального зала и проходы к эскалаторам выполнены в виде сводов, а ниши в пилонах и проходы между пилонами имеют вид арок.
В отделке пилонов станции использовано два вида мрамора. Ниши облицованы светло-серым уральским мрамором коелга. Основная поверхность отделана мраморовидным известняком из грузинского месторождения Старая Шроша. Камень имеет красный и красно-бурый цвет с приглушенными разводами. Путевые стены отделаны мраморизированным известняком, привезенным из крымского месторождения Биюк-Янкой. Камень имеет золотисто-желтые и желтовато-розовые оттенки. Первоначальное покрытие пола станции было асфальтовым. Затем его заменили гранитными плитами серого и черного цветов, выложенными в шахматном порядке.
Технические характеристики
Метро «Красные ворота» – это трехсводчатая пилонная станция глубокого заложения, расположенная на глубине 31 метр. Станция строилась по индивидуальному проекту, разработанному И. А. Фоминым и Н. Н. Андриканисом. Сооружение проводилось горным способом с использованием монолитного бетона.
Вестибюли и пересадки
Станция имеет два наземных вестибюля, выходящих на разные стороны Садового кольца. Первым был построен южный вестибюль, расположенный внутри Садового кольца. Строительство вестибюля, который выполнен в виде вложенных друг в друга четырех арок, завершилось в 1938 году.
Северный вестибюль открылся значительно позже – 31 июля 1954 года. Вестибюль располагается внутри 138-метрового здания.
Вестибюли выводят на площадь Красные ворота, в Боярский переулок, а также к улицам Каланчовская и Новая Басманная.
Полезные факты
Время работы станции 5:25 – 1:00.
В подземке работают операторы сотовой связи «МТС», «Билайн», «МегаФон».
Интересно
Метро «Красные ворота» стала первой станцией Московского метрополитена, на которой был установлен турникет. Это произошло в 1952 году, а уже 28 июля 1959 года здесь впервые был испробован турникет, работающий по принципу свободного прохода.
yarodom
Летопись: Люди, места, события, свидетельства
Почему «Красные Ворота»? От XVII века до наших дней
Красные Ворота. Что вы представляете, когда слышите эти два слова? Скорее всего, одну из станций московского метро, имеющую выход на Садовое кольцо и формой напоминающую арочные ворота. Лишь единицы вспомнят дивной красоты арку с одноименным названием, которая стояла когда-то недалеко от выхода с этой станции, посреди современного Садового кольца.
Удивительно, но так уж распорядилась судьба, что именно станция метро донесла до нас исконное название, что носило до начала XX века это место, и на настоящий момент только старые фотографии сохранили для нас первоначальный вид площади Красных Ворот и саму триумфальную арку. Попробуем собрать воедино крупицы оставшейся информации. © Площадь Красные Ворота расположена на Садовом кольце, между Садовой-Спасской и Садовой-Черногрязской улицами, в Басманном и Красносельском районах Центрального округа Москвы. В XVII веке на этом месте не было ни площади, ни триумфальной арки, шел только земляной вал, и местность была заселена весьма слабо. Для въезда в город в валу были сделаны ворота. Они назывались Мясницкими, или Фроловскими по выходившей к ним улице. Рядом с воротами располагалась церковь Трех Святителей. Известна она с 1635 года. Ее именем был назван Трехсвятительский тупик. 1686 году она была еще деревянной, но в 1700-х уже выстроена из камня.
Изначально Красные Ворота, называвшиеся Триумфальными воротами, были первой триумфальной аркой в России. Их построили из дерева по приказу Петра I в честь победы в 1709 году над шведами в Полтавской битве Северной войны в 1709 году. Впоследствии его жена Екатерина I заменила их новыми в честь собственной коронации в 1724 году. Эта арка сгорела при большом пожаре 1737 года и была восстановлена в 1742 по случаю коронации Елизаветы Петровны для торжественного кортежа, который должен был проехать из Кремля в Лефортовский дворец через это сооружение. В 1748 году произошел еще один пожар, и эти ворота опять сгорели.
В 1753 году Д. В. Ухтомский построил каменную арку, которая в точности повторяла деревянную, построенную архитекторами Екатерины I. Строительство Красных Ворот длилось четыре года. Это был типичный образец стиля барокко с богатой лепниной, росписями и бронзовыми фигурами, которые символизировали Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство и Милость. Ворота были украшены пятьюдесятью яркими рисунками, олицетворявшими «Величество Российской Империи», гербы Российских губерний и т.д. Конструкция была увенчана золотой статуей трубящего ангела, который сейчас находится на экспозиции Государственного исторического музея перед залом Петра I.
До середины XVIII века ворота так и назывались Триумфальными. Позже за ними прочно установилось название Красных Ворот, потому что через них шло движение из центра города в Красное село. Также существует мнение, что «Красными» ворота прозвали жители за их красоту. Что касается цвета самой арки, то первоначально ворота были окрашены в белый цвет. В красный цвет их окрасили только в XIX веке.
После 1812 года земляной вал срыли, а площадь перед Красными Воротами со стороны города в 1820-х годах застроили. 3 (15) октября 1814 года в доме генерал-майора Ф. Н. Толля напротив Красных Ворот родился М. Ю. Лермонтов. Крестили новорожденного в церкви Трех Святителей.
Красные Ворота часто украшались портретами правителей России. Изначально над пролетом арки располагался портрет Елизаветы Петровны, окруженный блестящим ореолом. В 1825 году он был заменен двуглавым орлом для коронации Николая I. В советское время на них вешали плакаты с Лениным.
Попытки сноса арки Красных Ворот предпринимались московскими властями еще в середине XIX века. Так, в 1854 году от сноса она была спасена только благодаря ходатайству А. И. Дельвига. Позже, с появлением в Москве трамвая, одна линия пролегла сквозь арку Красных Ворот, что вызвало протесты среди тогдашних ценителей старины.
К началу XX века ворота сильно обветшали, сбилась лепнина, стерлись богатые росписи. Весной 1926 года арку «отреставрировали», убрав державный элемент в виде двуглавого орла и лепнину в «медальонах», исчезли и статуи, что были на ней когда-то. Красные Ворота побелили. Однако в таком виде они простояли недолго. Уже в декабре Президиум Моссовета из-за необходимости «урегулировать уличное движение» принял решение их снести. К уничтожению памятника приступили 3 июня 1927 года. Многие редкостные элементы и барельефы из белого камня, украшавшие ворота, были разбиты, разломаны и расколоты.
Великолепные триумфальные ворота были уничтожены как мешающие проезду городского транспорта! Та же участь постигла в 1927 и Церковь Трех Святителей у Красных Ворот.
Но история Красных Ворот на этом не закончилась. Память о них сохранилась в наземном вестибюле метро, который сейчас многие считают Красными Воротами, давшими название площади. Станция была открыта 15 мая 1935 года. Автор наземного вестибюля – архитектор Н. А. Ладовский. В интерьере станции запечатлен символический образ Красных Ворот – декоративные ниши в пилонах, сводчатые проходы между пилонами, проходы к эскалаторам, свод центрального зала и отделка пилонов выполнены из красного грузинского мрамора. В 1938 году на Международной всемирной выставке в Париже проект станции метро Красные ворота получил Гран-при.
Дом, где родился М. Ю. Лермонтов, находился совсем рядом. На его месте в 1949–1953 годах архитектором А. Н. Душкиным было построено высотное административно-жилое здание, на нижнем этаже которого был устроен второй, северный выход из метро Красные ворота. С 1962 года станция называлась Лермонтовской, а в 1986 году она стала первой станцией московского метро, которой вернули историческое название.
Три века Красных Ворот: как менялась одна из старейших площадей Москвы
Площадь Красные Ворота — один из самых известных стличных топонимов, возникший задолго до того, как Москва сложилась в своих нынешних границах. Его история восходит к 1709 году, когда император Петр I распорядился возвести на Мясницкой улице у Земляного города (сегодняшний Земляной Вал) триумфальные ворота в честь победы русских войск в Полтавской битве. Именно эти невысокие (менее 10 м) деревянные ворота стали первой в России триумфальной аркой, которая за двести с небольшим лет несколько раз полностью перестраивалась.
Первая трансформация ворот связана с именем императрицы Екатерины I — в 1724 году по ее приказу на месте петровской арки была воздвигнута новая, тоже деревянная. Через десять лет постройка сгорела и была восстановлена уже во время царствования Елизаветы Петровны.
В 1753–1757 годах ворота вновь были уничтожены в результате сильного пожара. Их увеличенную копию (постройка была на 26 м выше прежней), но уже в камне воссоздал главный архитектор Москвы Дмитрий Ухтомский, он же разработал проект новой площади, в центре которой возвышалась барочная триумфальная арка. Тогда же за триумфальными воротами закрепилось название Красных, то есть красивых.
Ярко-красные ворота были декорированы лепниной, золотыми капителями, бронзовыми фигурами с изображением гербов губерний Российской империи, а также восемью статуями, которые олицетворяли собой Мужество, Верность, Изобилие, Бодрствование, Экономию, Постоянство, Меркурия и Милость. Арка была увенчана портретом Елизаветы Петровны и бронзовой статуей трубящего ангела.
В XIX веке Красные ворота трижды пытались снести, однако всякий раз у них находились защитники. Судьбу постройки Ухтомского решили большевики, постановившие снести арку, которая мешала проезду трамваев. В 1927 году при перепланировке Москвы по проекту Лазаря Кагановича Красные ворота были демонтированы и сохранились лишь в названии площади.
Под этой площадью в мае 1935 года в составе первого участка Сокольнической линии Московского метрополитена открылась станция «Красные Ворота» (в 1962–1986 годах — «Лермонтовская»), за которую архитектор Иван Фомин и конструктор Александр Денищенко в 1937 году получили Гран-при на Всемирной выставке в Париже. И сводчатый зал станции, выполненный из красного мрамора, и ее южный вестибюль, созданный по проекту архитектора Николая Ладовского, отсылают к образу триумфальных ворот Ухтомского.
В 1952 году рядом на площади была построена одна из семи сталинских высоток, созданная по проекту главного архитектора Центральной архитектурной мастерской МПС Алексея Душкина. Выбор не был случайным: высотка частично принадлежала Министерству путей сообщения (МПС), сотрудники которого впоследствии поселились в жилой части здания. Первоначальный проект Душкина и его соавтора Бориса Мезенцева мало походил на то, что мы видим сейчас, рассказывает внучка архитектора, историк и профессор МАРХИ Наталья Душкина.
Вместо остроконечного шпиля, которым увенчаны все сталинские высотки, здесь предполагалось установить шлемовидный купол — так распорядился Сталин. В результате дом походил на прижимистого богатыря в доспехах и шлеме — оммаж русскому воину, победившему в только что окончившейся войне. Однако впоследствии от этой идеи отказались из-за технической сложности замысла — «шлем» оказался слишком тяжелым для хрупкой конструкции здания. Тем более что его строительство в какой-то момент оказалось близко к краху в прямом смысле слова.
В отличие от шести других высоток душкинское сооружение было связано с метро: здание возвышается прямо над станцией «Красные Ворота», которая до 1952 года имела только один, южный выход. Душкин настоял на строительстве второго выхода на противоположной стороне Садового кольца. Над наклонным спуском в метро находился тяжелейший каркас здания, перекрыть Каланчевскую улицу для строительства означало парализовать движение по основной городской трассе.
Тогда Душкин вместе с инженером-конструктором Виктором Абрамовым предложил заморозить грунт, а каркас здания строить с контркреном влево на 16 сантиметров. По их расчету, при оттаивании грунта здание будет постепенно опускаться, вследствие чего каркас выпрямится. Ничего подобного никто в мире тогда не делал (как не делал и после). Эксперимент завершился успешно, единственное, в чем просчитались архитекторы, оказались сроки: вместо запланированных двух-трех лет на выравнивание высотки ушло почти десять.
В 1990-е и нулевые некоторые радикальные историки и активисты предлагали восстановить Красные ворота наряду с Сухаревой башней и Чудовым монастырем. «Технически это осуществить крайне сложно, поскольку ворота стояли посреди Садового кольца. И потом, для восстановления этого памятника сегодня недостаточно научной базы: в отличие от других памятников, Красные ворота не были тщательно обмерены и зафиксированы перед сносом.
Именно поэтому говорить о полном воссоздании триумфальной арки тяжело — даже если власти на это решатся, мы получим неудачную и мало похожую на оригинал копию. Но и совсем противиться идее сердце не позволяет, поскольку подобный жест был бы восстановлением исторической справедливости», — говорит координатор общественного движения «Архнадзор» Константин Михайлов.
Однако сохранить память об утраченном памятнике можно, уверен градозащитник, — достаточно сделать небольшое археологическое раскрытие фундаментов Красных ворот и стоявшей рядом с ними церкви Трех Святителей.