станция метро автозаводская история
Как строили станцию метро «Автозаводская»
Геннадий Окороков
65 лет назад станция метрополитена «Завод имени Сталина» была переименована в «Автозаводскую».
Переименование было частью кампании десталинизации, которая развернулась после XX съезда КПСС, когда лидер страны Никита Хрущев прочел свой знаменитый доклад, осуждающий культ личности Сталина.
Архитектором станции был Алексей Душкин, который к тому времени уже создал облик «Кропоткинской», «Площади Революции», «Маяковской».Облик очередной станции дался Душкину нелегко.
— Муж сделал сколько эскизов, не удовлетворивших его. Отложил работу и углубился в книгу Тимирязева «Жизнь растений». На мои вопросы, зачем это ему, ничего толком не ответил, только попросил сыграть ему фугу Баха. Закончив читать книгу, сел за доску. Сделал 11 вариантов проекта станции. Из них выбрал тот единственный, который воплотился в жизнь, — вспоминала жена архитектора Тамара Дмитриевна.
В архитектурном отношении «Автозаводская» представляет собой вариацию «Кропоткинской». Высокие тонкие колонны поддерживают уплощенные своды. От капителей колонны расширяются вверх, образуя ребра. Колонны облицованы мрамором ороктойского месторождения.
Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва
— Это было сделано специально, чтобы рабочие могли видеть творение своих рук, увековеченное в смальте. Как писал академик Яков Корнфельд, мозаики должны были рождать взволнованные патриотические чувства, что было свойственно оформлению всех станций, посвященных теме победы в войне, — рассказал историк инженерии Сергей Морозов.
Станция декорирована барельефами скульптора Ивана Ефимова. На западной стене установлены барельефы «Народы севера» и «Народы Кавказа», восточную стену украшают барельефы «Летчики и конструкторы» и «Металлурги и инженеры». Между барельефами были цитаты акына Джамбула Джабаева, впоследствии закрашенные.
ЦИФРА
54 проекта станции «Завод имени Сталина» было представлено на конкурс. Станция считалась престижной.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
В галерее «Метро» на станции «Выставочная» открылась экспозиция, посвященная 85-летию Госавтоинспекции. На выставке представлены фотографии двух сотрудников ГИБДД, на которых изображены рабочие будни инспекторов и сотрудников, которые несут службу днем и ночью.
КСТАТИ
Вместо Сталина автозавод стал носить имя Ивана Лихачева — создателя советской автомобильной промышленности, бывшего первым директором первого государственного автозавода.
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО
Мозаики из смальты были выполнены мозаичистом Владимиром Фроловым, который погиб в блокадном Ленинграде. Панно везли по Дороге жизни.
станция Автозаводская
Расположение
«Автозаводская» является зонной станцией Московского метрополитена и входит в состав Замоскворецкой линии. Находится между «Павелецкой» и «Коломенской» станциями. Она расположена в Южном административном округе столицы, на территории района «Даниловский».
История станции
Какой должна быть станция, носящая имя Сталина, выбирали на конкурсной основе. Среди предложенных 42 проектов лучшей признали идею известного архитектора А. Душкина. Построить станцию решили в 1940 году. Однако в связи с началом войны с работой пришлось повременить. И лишь 1 января 1943 года станцию открыли. Первое время она, как и другие станции метро в Москве, была бомбоубежищем. Все последующее мирное время станция «Автозаводская» использовалась по назначению.
История названия
«Автозаводскую» запустили 1 января 1943 года в процессе третьей очереди строительства метрополитена. Ее назвали «Завод имени Сталина» в честь находящегося рядом завода, который носил имя «вождя народов». В «Автозаводскую» станцию переименовали 13 лет спустя. Название связано с находящимся рядом Московским автомобильным заводом имени И. Лихачева. Впрочем, если присмотреться, то на стенах станции можно увидеть углубления. Они остались от букв первого названия. В 1992 году возникла идея переименовать станцию в «Симоново». Но доныне эту идею не реализовали.
Описание станции
Путевые стены на «Автозаводской» облицованы баладинским мрамором. Свод станционного зала поддерживается двумя рядами тонких колонн квадратного сечения из железобетона. Колонны покрыты мрамором охристого цвета, а у основания они отделаны черным диабазом. Освещают станцию люминесцентные лампы.
Пол станционного зала выстелен серыми и красными гранитными плитами. В торцах зала находятся эскалаторы, пройти к которым можно через круглые аванзалы. Когда-то в северном торце размещалась скульптура Сталина. Но когда строили северный выход в город, ее демонтировали.
Главная тема оформления «Автозаводской» – защита Родины и героический труд народа во время войны. Так, на путевых стенах размещены восемь мозаичных панно на темы: «Советский народ в годы Великой Отечественной Войны» и «Работники завода ЗИС (сейчас ЗИЛ)».
Кроме мозаик, станцию украшают четыре барельефа, выполненные из серо-желтого известняка. Их названия – «Металлурги и инженеры», «Летчики и конструкторы», «Народы севера» и «Народы Кавказа».
Технические характеристики
Вестибюли и пересадки
Вестибюлей у «Автозаводской» два – южный и северный. Южный наземный павильон выводит на Автозаводскую улицу. Это двухэтажное сооружение, фасад которого украшен полуколоннами из лабрадора и остекленными арками дверных проемов. Внутренние стены вестибюля покрыты кремовым мрамором.
Из декораций наиболее приметными являются крупная мозаика и росписи. Панно из смальты изображает парад Красной площади, а росписи – картины из жизни работников завода ЗИЛ. В центре композиции огромные красные серп и молот, на которых написаны слова «Труд», «Мир», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье».
Северный вестибюль менее оригинален. Он является типичным для Московского метрополитена. Выходы северного подземного вестибюля ведут в подземный переход на улице Мастеркова.
Достопримечательности
В качестве близлежащих достопримечательностей можно отметить древний Симонов монастырь, который основали в пятнадцатом столетии, стадион имени Стрельцова, памятку конструктивизма – культурный центр «Южный».
Наземная инфраструктура
Около станции метро «Автозаводская» находится достаточное количество заведений сферы услуг – кафе, рестораны, салоны красоты, парикмахерские, стоматологические клиники. Есть также несколько разноплановых магазинов и аптеки. Образовательная сфера около метро «Автозаводская» представлена тремя ВУЗами и общеобразовательными школами. Также здесь есть спортивная школа.
Полезные факты
Для пассажиров северный вестибюль «Автозаводской» открывается в 5:30 утра, южный работает с 5:35. Закрываются оба павильона «Автозаводской» в час ночи.
Внутри метро работают такие операторов мобильной связи, как «Билайн», «МТС» и «МегаФон».
alekka4alin2012
alekka4alin2012
Московского метрополитена, располагающаяся между станциями «Павелецкая» и «Технопарк». Открыта 1 января 1943 года в составе третьей очереди строительства метрополитена. Находится на территории района «Даниловский» Южного административного округа города Москвы. До 1956 года носила название «Завод имени Сталина», по находившемуся вблизи заводу ЗИС (ныне ЗИЛ).
Конструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения. Сооружена по индивидуальному проекту (архитектор А. Н. Душкин). В 2000 году перронный зал и южный вестибюль станции признаны объектами культурного наследия местного значения (города Москвы.
В соответствии с первоначальными планами строительства Московского метрополитена, так называемый «Тверской радиус» (от района Тверской улицы к аэропорту) планировалось соединить с предполагаемым «Таганским радиусом», который также начинался бы в центре Москвы, проходил через Таганскую площадь, Крестьянскую Заставу и затем поворачивал бы к заводу имени Сталина (ЗИС). Однако британские специалисты, приглашённые в Москву в начале 1930-х годов в качестве консультантов при проектировании метрополитена, предложили состыковать четыре радиуса метро не так, как планировалось. Вместо пересекающихся Замоскворецко-Дзержинского и Таганско-Тверского диаметров они порекомендовали построить Замоскворецко-Тверской и Дзержинско-Таганский диаметры. Решение последовать этому предложению было принято в 1934 году, и Замоскворецкий радиус был спроектирован в своём современном виде, при этом южная конечная станция должна была обслуживать ЗИС[4].
10 июля 1937 года Совет народных комиссаров СССР постановлением № 1090 утвердил состав линий и проект трассы третьей очереди метро. На Замоскворецком радиусе проектировались три станции — «Новокузнецкая», «Павелецкая» и «Завод имени Сталина», которые планировалось открыть в декабре 1939 года.
По данным Н. О. Душкиной, А. Н. Душкин начал работу над проектными вариантами станции в 1939 году[5]. Проект станции выбирался на конкурсной основе. Состоялось два конкурса[6], на которые было представлено 54 проектных предложения[7] — подобное разнообразие вполне объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. А. Н. Душкиным было разработано 11 вариантов[8], однако в процессе выработки окончательного варианта было решено остановиться на проекте В. М. Таушканова, рекомендованном президентом Академии архитектуры К. С. Алабяном. Особенностью проекта являлось решение опор перронного зала в виде колонн-«корзин», размещавшихся по оси станции[6]. «Корзины» представляли собой пустотелые тангентные металлические конструкции наподобие шуховских, расширяясь кверху в форме пальм или перевёрнутых граммофонных труб. В верхнем широком раструбе «корзины» несли опорные кольца диаметром около 5 метров, поддерживающие перекрытия станции. Внизу, в пустотах «корзин», должны были монтироваться осветительные установки из прожекторов, бьющих снопами света вверх. Металлические «корзины» богато декорировались вставками литья, а их нижние части в виде «серебряной стопки» предполагалось разработать архитектурными порезками. К слову, аналогичное решение опор перронного зала ранее предлагалось Таушкановым для станции «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»), но не было принято к исполнению.
Строительство третьей очереди началось в 1938 году[4] (не совсем ясна в этом свете дата непосредственного начала работ по станции «Завод имени Сталина», по некоторым данным это был 1940-й год[7]). В соответствии с проектом Таушканова, был вырыт котлован и заложены фундаменты под опоры. Однако с дальнейшей реализацией проекта возникли проблемы. Колонны-«корзины» должны были нести не только железобетонные перекрытия, но и железнодорожные пути к складам автозавода, проходившие в ту пору над станцией (вдоль современной Автозаводской улицы). При передаче чертежей в производство изготовителем было заявлено, что «проще выточить и смонтировать большую турбину со всеми дисками, чем эту „корзину“, воспринимавшую огромную нагрузку»[6]. К этому времени перегонные тоннели на участке от станции «Площадь Свердлова» до станции «Завод имени Сталина» уже были пройдены. В итоге проект Таушканова был отклонён, уже заложенные фундаменты опор демонтированы, и было принято решение вернуться к технически значительно более простому проекту станции А. Н. Душкина с «отработанной» схемой двух параллельных рядов железобетонных колонн. Проект фактически единолично утвердил А. В. Щусев[6].
Пробный поезд на станции «Завод имени Сталина», 31 декабря 1942 года.
Помимо Душкина, в проектировании станции принимал участие Н. С. Князев. Инженерами-конструкторами станции являлись Н. А. Кабанов, Г. И. Кибардин и С. Рыбкин[9]. Работы по возведению станции по новому проекту были приостановлены с началом Великой Отечественной войны, но уже в декабре 1941 года возобновлены[10]. Строительство велось быстрыми темпами, и 1 января 1943 года станция «Завод имени Сталина» первой в составе очереди вступила в строй[10]. При этом станция «ЗИС» была открыта раньше «Новокузнецкой» и «Павелецкой», принявших первых пассажиров лишь 20 ноября 1943 года. В течение этих 11 месяцев поезда следовали по 6,3-километровому перегону «Площадь Свердлова» — «Завод имени Сталина» без остановок[11].
В 1946 году А. Н. Душкин получил Сталинскую премию II степени за разработку проекта станции «Завод имени Сталина»[12].
Вестибюль станции в бытность его отдельно стоящим зданием, конец 1940-х годов.
Своё изначальное название станция носила до 5 июля 1956 года. После развенчания культа личности Сталина и переименовании завода ЗИС в честь И. А. Лихачёва, название станции также было изменено — станция стала носить имя «Автозаводская» (при внимательном рассмотрении на стенах станции можно заметить отверстия, оставшиеся от крепления букв первоначального названия станции). В 1961 году южный вестибюль станции был встроен в жилое здание, а в 1968 году был открыт северный выход со станции, совмещённый с подземным переходом[13]. «Автозаводская» оставалась конечной южной станцией Замоскворецкой линии в течение 26 лет, вплоть до продления линии в 1969 году до «Каховской».
В 1992 году Комиссия Моссовета по наименованиям улиц разработала проект переименования большинства станций московского метро с целью, во-первых, освободить его от «политической нагрузки», и, во-вторых, упростить ориентировку, присвоив станциям исконные названия мест, рядом с которыми они находятся. В рамках этого проекта предлагалось переименовать станцию «Автозаводская» в «Симоново». Проект, однако, так и не был осуществлён[1].
Во второй половине 2000-х годов появился план строительства в Москве Третьего пересадочного контура метро[14], призванный оптимизировать пассажирские перевозки в Москве и разгрузить Кольцевую линию метро[15]. Новую линию первоначально планировалось провести через «Автозаводскую», однако в 2011 году было решено объединить проекты Третьего пересадочного контура и Большого кольца Московского метрополитена, включив в состав ТПК единственный построенный участок Большого кольца — Каховскую линию[16].
Автозаводская (станция метро, Москва)
Завод имени Сталина
Завод имени Сталина (до 5 июля 1956 года)
А. Н. Душкин (при участии Н. С. Князева)
А. Н. Душкин (южный), М. Г. Файнштейн (северный, 1968 год)
С. Рыбкин, Г. И. Кибардин, Н. А. Кабанов
Дистанция № 3 (СМУ-8) Мосметростроя (руководители А.Чесноков, А.Филиппов)
А 8, 9, 99, 147, 186, 193, 216, 291, 234, 633, 670, 950; Тб 26, 40, 46, 67
северный выход — 5:30
южный выход — 5:35
«Автозаво́дская» — станция Замоскворецкой линии Московского метрополитена. Расположена между станциями «Павелецкая» и «Коломенская». Находится на территории района «Даниловский» Южного административного округа города Москвы. Является памятником архитектуры (размещена соответствующая памятная доска). СодержаниеИсторияСтанция строилась в составе третьей очереди строительства Московского метрополитена на участке «Площадь Свердлова» (ныне — «Театральная»)— «Завод имени Сталина». Проект станции выбирался на конкурсной основе из 42 проектов — подобное разнообразие объяснимо тем, что в то время всё, связанное с именем вождя, было очень престижно. Победителем был признан проект к тому времени уже известного архитектора А. Н. Душкина (при участии Н. С. Князева). Сам Душкин впоследствии так говорил об Автозаводской:
Строительство станции было начато ещё в 1940 году, но после начала Великой Отечественной войны работы были приостановлены. Однако, как только регулярные бомбардировки города прекратились, строительство было возобновлено, и 1 января 1943 года станция вступила в строй. До 5 июля 1956 года называлась «Завод имени Сталина». После развенчания «культа личности» была переименована вместе с заводом. Современное название — по расположенному вблизи Московскому автомобильному заводу имени И. А. Лихачёва. Техническая характеристикаКонструкция станции — колонная трёхпролётная мелкого заложения (глубина заложения — 11 метров). Платформа — островная. Сооружена по индивидуальному проекту. За станцией находятся тупики, использовавшиеся для оборота составов до продления линии на юг, теперь они используются для технического обслуживания и ночного отстоя составов. Часть перегона «Автозаводская» — «Коломенская» наземная, и располагается на мосту над Москвой-рекой. Конструкция и оформление
Конструктивно и архитектурно «Автозаводская» представляет собой вариацию на тему «Кропоткинской». Главное отличие состоит в том, что «Автозаводская» существенно выше. Два ряда тонких железобетонных колонн квадратного сечения с рёбрами поддерживают уплощённые, но вместе с тем рельефные безбалочные своды. В торцах станции расположены эскалаторы, проход к которым со станции осуществляется через круглые аванзалы. Путевые стены станции облицованы мрамором Прохоро-Баландинского месторождения, преимущественно тёплых тонов. Колонны отделаны жёлто-лиловым алтайским мрамором «Ороктой» (в Московском метрополитене это первое использование такого мрамора), основание колонн — чёрный диабаз. Пол также выложен чёрным диабазом с простым геометрическим орнаментом из чёрного и серого гранита. Также местами использовались асфальт и метлахская плитка. Первоначально на своде по центру зала размещались оригинальные конические светильники. Позднее они были заменены люминесцентными лампами, которые располагаются между соседними колоннами в каждом ряду (два ряда светильников), и таким образом, облик станции был кардинально изменён. В северном торце центрального зала размещалась гипсовая скульптура Иосифа Сталина (демонтирована при сооружении северного выхода в город). ВестибюлиСтанция имеет два выхода, ведущие на улицы Автозаводская и Мастеркова. Кроме того, оба выхода находятся на разных сторонах Автозаводской площади, на которую ведут 1-й, 2-й и 3-й Автозаводские проезды. Двухэтажный южный вестибюль — ровесник станции, также выполнен по проекту А. Н. Душкина. Некогда отдельно стоящий, сейчас он встроен в жилое здание. Фасад украшают полуколонны из лабрадора и очень высокие застеклённые арки дверных проёмов. Сразу за двойными дверями находится прямоугольный аванзал станции. По углам аванзала расположены большие вентиляционные отдушины, забранные коваными решётками с растительным орнаментом. Стены аванзала отделаны кремовым мрамором месторождения Газган. Аванзал широким и коротким переходом соединяется с круглым эскалаторным залом, где установлены турникеты. Эллиптическая арка эскалаторной камеры снаружи обведена узким дуговым балконом. Стены эскалаторного зала отделаны кремовым мрамором месторождения Коелга. Напротив эскалатора находится крупное мозаичное панно, выполненное из разных сортов мрамора, эпически изображающее парад на Красной площади. Парад возглавляет танк КВ-1, по бокам от него едут по два танка Т-34. На броне КВ-1, образуя пирамиду, сидят солдаты, в центре — командир танка КВ, отдающий честь. Позади танков тёмной громадой возвышается фигура былинного богатыря. Богатырь всматривается вдаль, прикрывая глаза ладонью, от чего создаётся впечатление, что он тоже отдаёт честь. На заднем плане — силуэт Кремля, находящегося под надёжной защитой. Над панно работали В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровский (при участии Е. Е. Лансере). Кроме спуска на станцию и перехода в аванзал, из эскалаторного зала ведут три служебные двери, декорированные крупными арками и отделанные красноватым мрамором. Сферический купол вестибюля украшен несколько выбивающейся из общей композиции упрощённо-схематической росписью по штукатурке в сине-красно-золотой цветовой гамме (работа В. Ф. Бородиченко и Б. В. Покровского), выполненной в конце 1950-х годов. Роспись изображает сцены из жизни рабочих завода ЗИЛ и моменты истории СССР, центром композиции служат огромные красные серп и молот. Роспись дополняют красные ленты с надписями «Мир», «Труд», «Свобода», «Равенство», «Братство», «Счастье». Северный выход, построенный по проекту М. Г. Файнштейна в 1968 году и в целом типичный для московского метрополитена, заканчивается в подземном переходе под улицей Мастеркова. Станция в цифрах | 5:40:25 | 5:40:25 | ||||||||||||
5:40:25 | 5:40:25 | |||||||||||||
В сторону станции | 5:44:10 | 5:45:40 | ||||||||||||
5:44:10 | 5:45:40 |
Террористический акт в 2004 году
Интересные факты
Станция в художественной литературе
- с чего начинается жизнь растения
- семья агафьи лыковой история