становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека
Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Шаповаленко Ирина ( PDF, стр. 18 )
Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.
Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.
Глава 1. Нредмет возрастной психологии. 19
— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);
— неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);
— зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья>;
— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);
— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное.
Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).
Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная
часть онтогенетического становления психических процессов человека.
Различают также но рмативное психическое развитие и ин дивидуальноє. Нормативность развития предполагаєт, что речь
Эволюционное введение в психологию
Развитие психики и сознания можно рассматривать на уровнях фило- и онтогенеза.
Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.
В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Рассматривая психику как субъективное отражение объективного мира, А. Н. Леонтьев выделяет отражение как самую общую и существенную характеристику психики. Согласно его концепции, отражение является фундаментальным свойством материи. На уровне неорганической материи отражение протекает в форме механического, оптического и химического взаимодействия и проявляется в изменении состояния, структуры, формы вещества. Здесь отражение не является активным.
На уровне органической материи возникает активное отражение. Объект активно реагирует на воздействие окружающей среды. В настоящее время подлинно неизвестно, когда и почему возникло активное отражение и как оно достигло своего высшего уровня – психического отражения. Для ответа на эти вопросы имеются лишь некоторые гипотетические подходы. Один из них – эволюционная теория.
Эволюция происходит под влиянием изменений внешней среды. Для приспособления к этим изменениям необходимо, чтобы скорость изменения организма была не меньше скорости изменения среды. Чем быстрее и сильнее организм изменяется, тем больше у него шансов на выживание.
Известны три основных способа изменения организма в процессе эволюции:
— наследственное изменение организма;
— функциональное изменение организма;
— изменение поведения без физического изменения организма.
Последний способ наиболее оперативен, т.к. предполагает определенную активность организма, отражающего воздействие внешней среды. Он связан с возникновением психического отражения.
Как и почему возникло психическое отражение? Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, необходимым условием существования организма является обмен веществ. А он невозможен, если организм не обладает раздражимостью, т.е. способностью реагировать на биологически значимые раздражители. Раздражимость обеспечивала обмен веществ, т.е. жизнь организмов в однородной среде обитания. Появление неоднородной среды обитания обусловило возникновение чувствительности, т.е. способности реагировать на абиотические воздействия или сигналы о биологических раздражителях.
Чувствительность и является первой, элементарной формой психического отражения.
СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ
Стадии развития психики | Формы психического отражения | Формы поведения |
1. Сенсорная | Чувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал) | Приспособление, инстинкт |
2. Перцептивная | Отражение предмета в целом – чувственный образ | Навык |
3. Ручного интеллекта | Отражение физических связей и отношений предметов, представление | Интеллектуальное поведение |
В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или стадий. Первая из них называется стадией элементарной чувствительности. Она свойственна насекомым, червям, ракообразным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свойства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.
На второй стадии развития психики внешний мир отражается уже не в форме отдельных свойств, а в их совокупности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млекопитающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индивидуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.
Эволюция психического отражения сопровождалась развитием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психикой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики животных.
При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.
Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.
В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.
Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.
Литература
Основные понятия возрастной психологии
Ключевое понятие возрастной психологии — понятие развитие.
Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.
Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.
Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.
Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии —важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.
Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:
— тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;
— необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);
— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направленийразвития оставляет нереализованными многие другие);
— неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);
— зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);
— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);
— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).
Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное.
Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.
Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.
В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).
Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.
Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.
Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.
Тема 2. Развитие психики в филогенезе
1. Объективный критерий психики.
2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри).
3.Усложнение поведения животных в ходе эволюции.
4. Отличие психики человека от психики животных.
5. Структура психики человека (по В.Н.Дружинину).
1. Объективный критерий психики.
Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.
Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции вначале во внутреннем плане (к примеру, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.
Психика человека является сложнейшей функцией мозга, заключающейся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.
Основные функции психики – отражение и регуляция.
Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.
1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.
2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.
3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.
4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.
5. Преломляется через индивидуальность человека.
6. Носит опережающий характер.
Вопрос о происхождении психики до сих пор остается загадкой.
Развитие психики реализуется в двух формах:
1. в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и
2. в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).
Сегодня мы остановимся на проблеме развития психики в филогенезе. А вопросы развития психики в онтогенезе будут рассмотрены при изучении дисциплины Психология развития и возрастная психология во 2 семестре.
Филогенез — историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как:
Сoзнательное и бессознательное в психике человека 2
1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных;
2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.
Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины.
Основные проблемы при изучении филогенеза таковы:
1) выделение главных этапов эволюции психики животных — в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект;
2) выявление общих факторов эволюции — условий перехода от этапа к этапу;
3) выделение главных этапов эволюции форм сознания — в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; психика онтогенез филогенез инстинкт
4) установление соотношения основных этапов филогенеза — в частности, человеческой психики, и онтогенеза.
Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика.
• В истории науки было несколько подходов к решению данного вопроса. Они представлены на слайдах 9 и 10.
Так, А.Н. Леонтьев объективным критерием психики считает наличие у организма так называемой «вставленной активности».
Вставленная активность:
• это способность организмов реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия.
• Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами.
Даже во внешнем облике животных закрепилась эта способность реагировать на абиотические раздражители.
Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ — поведением.
До того жизнедеятельность сводилась к различным витальным актам: усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр.
Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом — обменом веществ.
Смысл этой активности — обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно.
С этим критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность.
РАЗДРАЖИМОСТЬ – этоспособность организмов реагировать на биологически значимые внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий спектр реакций:
Стадии и уровни развития психики и поведения животных
от диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализованными реакциями у человека.
Раздражимостьотносится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие — классический критерий жизни вообще.
У простейших одноклеточных организмов раздражимость характеризуется определенной направленностью их перемещений — к источнику воздействия или от него.
Раздражимость, или возбудимость органов чувств, — важнейшая предпосылка отражения организмом свойств внешней среды, что составляет сущность процессов чувствительности.
ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ
• Общая способность к ощущению — способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.
• Появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.
Здесь отражение, согласно А.Н. Леонтьеву, имеет два аспекта:
• в объективном смысле — реагирование на данный агент, прежде всего двигательное;
• в субъективном — внутреннее переживание, ощущение данного объекта.
2. Стадии и уровни психического отражения у животных
Чтобы понять, насколько сложен и многогранен для изучения предмет психологии, рассмотрим основные формы психики с различных позиций.
Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии:
1. стадию элементарной сенсорной психики,
2. стадию перцептивной психики,
3. стадию интеллекта.
Курт Эрнестович Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих.
Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший. В психологии этот подход условно получил название концепции Леонтьева-Фабри. Рассмотрим ее основное содержание.
Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом.
Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.
Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира.
Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.
Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.
Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.
Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.
Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.
Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).
Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.
Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция).
Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык. Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.