становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека

Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) Шаповаленко Ирина ( PDF, стр. 18 )

Учебник «Возрастная психология» представляет собой развернутый курс по дисциплине «Психология развития и возрастная психология» разработанный в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.

В книге реализован периодизационный подход к анализу возрастного развития, методологические принципы которого заложены Л.С. Выготским, Д.Б. Элькониным.

Предлагаемый учебник может быть использован при подготовке специалистов по ряду специальностей — «Психология», «Социология», «Социальная педагогика», «Социальная работа» и др.

Глава 1. Нредмет возрастной психологии. 19

— обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направлений развития оставляет нереализованными многие другие);

— неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

— зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья>;

— переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

— тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное.

Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная

часть онтогенетического становления психических процессов человека.

Различают также но рмативное психическое развитие и ин дивидуальноє. Нормативность развития предполагаєт, что речь

Источник

Эволюционное введение в психологию

Развитие психики и сознания можно рассматривать на уровнях фило- и онтогенеза.

Филогенез – становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез – формирование психических структур в течение жизни отдельного организма, человека или животного.

В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и эволюции психики и поведения животных, а также возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Рассматривая психику как субъективное отражение объективного мира, А. Н. Леонтьев выделяет отражение как самую общую и существенную характеристику психики. Согласно его концепции, отражение является фундаментальным свойством материи. На уровне неорганической материи отражение протекает в форме механического, оптического и химического взаимодействия и проявляется в изменении состояния, структуры, формы вещества. Здесь отражение не является активным.

На уровне органической материи возникает активное отражение. Объект активно реагирует на воздействие окружающей среды. В настоящее время подлинно неизвестно, когда и почему возникло активное отражение и как оно достигло своего высшего уровня – психического отражения. Для ответа на эти вопросы имеются лишь некоторые гипотетические подходы. Один из них – эволюционная теория.

Эволюция происходит под влиянием изменений внешней среды. Для приспособления к этим изменениям необходимо, чтобы скорость изменения организма была не меньше скорости изменения среды. Чем быстрее и сильнее организм изменяется, тем больше у него шансов на выживание.

Известны три основных способа изменения организма в процессе эволюции:

— наследственное изменение организма;

— функциональное изменение организма;

— изменение поведения без физического изменения организма.

Последний способ наиболее оперативен, т.к. предполагает определенную активность организма, отражающего воздействие внешней среды. Он связан с возникновением психического отражения.

Как и почему возникло психическое отражение? Согласно гипотезе А. Н. Леонтьева, необходимым условием существования организма является обмен веществ. А он невозможен, если организм не обладает раздражимостью, т.е. способностью реагировать на биологически значимые раздражители. Раздражимость обеспечивала обмен веществ, т.е. жизнь организмов в однородной среде обитания. Появление неоднородной среды обитания обусловило возникновение чувствительности, т.е. способности реагировать на абиотические воздействия или сигналы о биологических раздражителях.

Чувствительность и является первой, элементарной формой психического отражения.

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ

Стадии развития психикиФормы психического отраженияФормы поведения
1. СенсорнаяЧувствительность, отражение отдельного свойства (сигнал)Приспособление, инстинкт
2. ПерцептивнаяОтражение предмета в целом – чувственный образНавык
3. Ручного интеллектаОтражение физических связей и отношений предметов, представлениеИнтеллектуальное поведение

В соответствии с представлениями об эволюции жизни психика в своем развитии проходит несколько этапов или ста­дий. Первая из них называется стадией элементарной чувст­вительности. Она свойственна насекомым, червям, ракооб­разным. На этой стадии отражаются отдельные качества, свой­ства предметов окружающего мира. Основной формой поведения являются инстинкты как врожденная программа поведения живых существ, способствующая сохранению вида.

На второй стадии развития психики внешний мир отра­жается уже не в форме отдельных свойств, а в их сово­купности. Эта стадия перцептивной, или воспринимающей, психики. Перцептивная психика присуща большинству млеко­питающих. Поведение животных, обладающих этой формой психического отражения, отличает пластичность, индиви­дуальная изменчивость. Инстинктивная форма поведения сохраняется, но становится менее жесткой, поскольку многие инстинктивные акты достраиваются в индивидуальном опыте животных. Возникает такая сложная форма индивидуального поведения, как навык.

Эволюция психического отражения сопровождалась раз­витием и совершенствованием нервной системы. Обладателям элементарной психики присуща простейшая нервная система (сетевидная, диффузная). У животных с перцептивной психи­кой появляется сложно организованная центральная нервная система. У человекообразных обезьян она по своей организации близка к нервной системе человека. «Ручной» интеллект представляет верхнюю ступень в развитии психики живот­ных.

При этом все формы развития психики животных качественно отличаются от сознания – формы психики, присущей только человеку. Во-первых, любое животное может действовать только в пределах наглядно воспринимаемой ситуации, оно не может выйти за ее пределы, абстрагироваться от нее и усвоить отвлеченный принцип. Поведение человека характеризуется способностью абстрагироваться от данной конкретной ситуации и предвосхищать последствия, которые могут возникнуть в связи с этой ситуацией.

Во-вторых, животное создает орудие только в рамках конкретной ситуации. Вне конкретной ситуации животное никогда не выделит орудие как орудие, не сохраняет его впрок. В отличии от животных человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. Человек пользуется орудием сообща с другими людьми, он заимствует опыт использования орудия у одних и передает его другим людям.

В-третьих, хотя и животное, и человек имеют в своем арсенале известный опыт поколений в виде инстинктивных действий на раздражитель определенного типа, только человек присваивает общественный опыт. Общественный опыт занимает доминирующее место в поведении отдельного человека. Психику человека в наибольшей мере развивает передаваемый ему общественный опыт. С момента рождения человек овладевает способами употребления орудий, способами общения.

Наконец, ни в какое сравнение не идет «язык» животных и язык человека. В то время, как животное может лишь подать сигнал своим собратьям по поводу явлений, ограниченных данной, непосредственной ситуацией, человек может с помощью языка информировать других людей о прошлом, настоящем и будущем, передавать им социальный опыт.

Литература

Источник

Основные понятия возрастной психологии

становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека

становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека

Ключевое понятие возрастной психологии — понятие развитие.

Развитие — процесс перехода из одного состояния в другое, более совершенное, переход от старого качественного состояния к новому качественному состоянию, от простого к сложному, от низшего к высшему.

Развитие психики — закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях.

Рост — количественный аспект процессов развития. Главное отличие развития от роста: рост сводится к количественным изменениям, а развитие характеризуется качественными преобразованиями, появлением новообразований, новых механизмов, процессов, структур.

Важно различать понятия развитие и созревание. Созревание для целого ряда зарубежных теорий возрастной психологии —важнейший фактор развития, причинно обусловливающий те или иные достижения. Современная отечественная психология развития рассматривает созревание как психофизиологический процесс последовательных возрастных изменений в центральной нервной системе и других системах организма, обеспечивающий условия для возникновения и реализации психических функций и накладывающий определенные ограничения. С понятием созревания, зрелости связан один из основных принципов возрастной физиологии — принцип гетерохронности развития, который фиксирует то обстоятельство, что разные мозговые системы и функции созревают с разной скоростью и достигают полной зрелости на разных этапах индивидуального развития. Это означает, в свою очередь, что каждый возрастной этап имеет свою неповторимую психофизиологическую структуру, в значительной степени определяющую потенциальные психологические возможности данного возраста.

Выделен ряд особенностей процесса развития, важных для психологии и педагогики:

тенденция к качественному изменению и переходу на более совершенные уровни функционирования;

необратимость развития (обратное развитие как полное восстановление того, что было раньше, невозможно);

обязательное сочетание, включение элементов прогресса и регресса (прогрессивное развитие как выбор одного из направленийразвития оставляет нереализованными многие другие);

неравномерность развития (периоды резких качественных скачков сменяются постепенным накоплением количественных изменений);

зигзагообразность развития (связана с формированием принципиально новых структур, которые на начальных этапах функционирования работают в некоторых отношениях хуже, чем старые, — например, при переходе от ползания к ходьбе ребенок перемещается в пространстве медленнее и иногда с ущербом для своего здоровья);

переход стадий развития в уровни (с появлением новой, более высокой стадии предыдущие не исчезают, а сохраняются в качестве одного из иерархических уровней новой системы);

тенденция к устойчивости (успешное развитие невозможно без сильной консервативной тенденции).

Различают несколько видов психического развития: филогенетическое, онтогенетическое, функциональное.

Филогенез психики — становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества.

Онтогенез психики — формирование психических структур в течение жизни отдельного индивида.

В возрастной психологии проявляется все больший интерес к развитию психики человека во внутриутробном периоде, в период эмбрионального развития (от зародыша до рождения). В настоящее время пренатальное развитие, эмбриогенез психики рассматривается как своеобразный адаптационный период, в течение которого происходит приспособление организма к окружающей среде и даже создаются некоторые предпосылки усвоения той или иной культуры (например, предпосылки усвоения родного языка и эмоциональные предпочтения).

Функционалгенез, функциональное развитие психики — развитие психических функций; возникновение нового уровня решения интеллектуальных, перцептивных, мнемических и других задач, процесс овладения новыми умственными действиями, понятиями и образами. Функционалгенез психики — составная часть онтогенетического становления психических процессов человека.

становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Смотреть картинку становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Картинка про становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека. Фото становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человека

Различают также нормативное психическое развитие и индивидуальное. Нормативность развития предполагает, что речь идет об общем, присущем большинству людей данного возраста характере изменений. В некоторых случаях о норме говорят как об идеале, наивысшем из возможных уровне психологического, личностного развития. Индивидуальное развитие связано с вариативностью нормы, с выявлением уникальности личности, с указанием на своеобразие некоторых ее способностей.

Важнейшее понятие психологии развития — психологический возраст. Он определяется как стадия развития индивида в онтогенезе — объективная, исторически изменчивая, хронологически и символически фиксированная. В зависимости от метода периодизации, от избранного основания (единицы периодизации) в разных психологических школах выделяют отличающиеся психологические возрасты.

Источник

Тема 2. Развитие психики в филогенезе

1. Объективный критерий психики.

2. Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А.Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри).

3.Усложнение поведения животных в ходе эволюции.

4. Отличие психики человека от психики животных.

5. Структура психики человека (по В.Н.Дружинину).

1. Объективный критерий психики.

Психика – системное свойство высокоорганизованной материи (мозга), которое заключается в активном отражении субъектом объективного мира, построении картины этого мира и регуляции на этой основе своего поведения и деятельности.

Наличие психики позволяет строить последовательную программу действий и производить операции вначале во внутреннем плане (к примеру, осуществлять перебор возможных вариантов поведения) и только потом действовать.

Психика человека является сложнейшей функцией мозга, заключающейся в психическом отражении материальной действительности (субъективное отражение объективного мира), в результате чего формируются идеальные образы реальной действительности, необходимые для регуляции взаимодействия с окружающей средой.

Основные функции психики – отражение и регуляция.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей.

1. Оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой.

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека.

3. Психическое отражение углубляется и совершенствуется.

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности.

5. Преломляется через индивидуальность человека.

6. Носит опережающий характер.

Вопрос о происхождении психики до сих пор остается загадкой.

Развитие психики реализуется в двух формах:

1. в форме филогенеза (становление структур психики в ходе биологической эволюции вида или социокультурной истории человечества в целом и отдельных его этнических, социальных, культурных групп) и

2. в форме онтогенеза (формирование психических структур в течение жизни отдельного организма – человека или животного).

Сегодня мы остановимся на проблеме развития психики в филогенезе. А вопросы развития психики в онтогенезе будут рассмотрены при изучении дисциплины Психология развития и возрастная психология во 2 семестре.

Филогенез — историческое формирование организмов. В психологии филогенез понимается как:

Сoзнательное и бессознательное в психике человека 2

1) процесс возникновения и исторического развития, т. е. эволюции психики и поведения животных;

2) процесс возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества.

Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история и др. социальные дисциплины.

Основные проблемы при изучении филогенеза таковы:

1) выделение главных этапов эволюции психики животных — в связи с особенностями среды обитания, строения нервной системы и пр., здесь одной из самых известных остается схема К. Бюлера: инстинкт — навык — интеллект;

2) выявление общих факторов эволюции — условий перехода от этапа к этапу;

3) выделение главных этапов эволюции форм сознания — в связи с особенностями производственной деятельности, социальных отношений, культуры, языка и пр.; психика онтогенез филогенез инстинкт

4) установление соотношения основных этапов филогенеза — в частности, человеческой психики, и онтогенеза.

Углубление в филогенетическую историю психики подводит к вопросу об ее объективном критерии, который позволяет определить, есть ли у данного организма психика.

• В истории науки было несколько подходов к решению данного вопроса. Они представлены на слайдах 9 и 10.

Так, А.Н. Леонтьев объективным критерием психики считает наличие у организма так называемой «вставленной активности».

Вставленная активность:

• это способность организмов реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия.

• Реагировать на них оказывается полезным потому, что они находятся в устойчивой связи с биологически значимыми объектами и, значит, являются их потенциальными сигналами.

Даже во внешнем облике животных закрепилась эта способность реагировать на абиотические раздражители.

Отражение абиотических свойств оказывается неразрывно связанным с качественно иной формой активности существ — поведением.

До того жизнедеятельность сводилась к различным витальным актам: усвоению пищи, выделению, росту, размножению и пр.

Теперь появляется активность, «вставленная» между актуальной ситуацией и витальным актом — обменом веществ.

Смысл этой активности — обеспечить биологический результат там, где условия не позволяют ему реализоваться непосредственно.

С этим критерием связаны два фундаментальных понятия: раздражимость и чувствительность.

РАЗДРАЖИМОСТЬ – этоспособность организмов реагировать на биологически значимые внешние воздействия изменениями, которые могут включать в себя широкий спектр реакций:

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

от диффузных реакций протоплазмы у простейших и кончая сложными, высокоспециализованными реакциями у человека.

Раздражимостьотносится к фундаментальным свойствам живых систем: ее наличие — классический критерий жизни вообще.

У простейших одноклеточных организмов раздражимость характеризуется определенной направленностью их перемещений — к источнику воздействия или от него.

Раздражимость, или возбудимость органов чувств, — важнейшая предпосылка отражения организмом свойств внешней среды, что составляет сущность процессов чувствительности.

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ

• Общая способность к ощущению — способность организмов активно реагировать на раздражения, отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами.

• Появляется в филогенезе, когда организмы начинают реагировать на факторы среды, выполняющие сигнальную функцию в отношении к имеющим прямое биологическое значение воздействиям.

Здесь отражение, согласно А.Н. Леонтьеву, имеет два аспекта:

• в объективном смысле — реагирование на данный агент, прежде всего двигательное;

• в субъективном — внутреннее переживание, ощущение данного объекта.

2. Стадии и уровни психического отражения у животных

Чтобы понять, насколько сложен и многогранен для изучения предмет психологии, рассмотрим основные формы психики с различных позиций.

Алексей Николаевич Леонтьев (1903-1979), рассматривая эволюционное развитие психики, выделяет три стадии:

1. стадию элементарной сенсорной психики,

2. стадию перцептивной психики,

3. стадию интеллекта.

Курт Эрнестович Фабри сохраняет лишь первую и вторую стадии, растворяя стадию интеллекта в стадии перцептивной психики по причине трудности разделения «интеллектуальных» и «неинтеллектуальных» форм поведения высших млекопитающих.

Первая включает в себя два уровня: низший и высший, а вторая — три уровня: низший, высший и наивысший. В психологии этот подход условно получил название концепции Леонтьева-Фабри. Рассмотрим ее основное содержание.

Каждая из стадий развития психики и поведения животных и соответствующие ей уровни характеризуются определенным сочетанием двигательной активности и форм психического отражения, причем в процессе эволюционного развития то и другое взаимодействуют друг с другом.

Совершенствование движений ведет к улучшению приспособительной деятельности организма. Эта деятельность, в свою очередь, способствует улучшению нервной системы, расширению ее возможностей, создает условия для развития новых видов деятельности и форм отражения. То и другое опосредуется совершенствованием психики.

Стадия элементарной сенсорной психики характеризуется примитивными элементами чувствительности, не выходящими за пределы простейших ощущений. Эта стадия связана с выделением у животных специализированного органа, осуществляющего сложные манипулятивные движения организма с предметами внешнего мира.

Таким органом у низших животных являются челюсти. Они заменяют им руки, которые есть только у человека и некоторых высших животных. Челюсти сохраняют свою роль как орган манипуляций и исследования окружающего мира в течение длительного периода времени, вплоть до освобождения передних конечностей животного для этой цели.

Низший уровень стадии элементарной сенсорной психики, на котором находятся простейшие и низшие многоклеточные организмы, живущие в водной среде, характеризуется тем, что здесь в достаточно развитом виде представлена раздражимость — способность живых организмов реагировать на биологически значимые воздействия среды повышением уровня своей активности, изменением направления и скорости движений. Чувствительность как способность реагировать на биологически нейтральные свойства среды и готовность к научению методом условных рефлексов еще отсутствует. Двигательная активность животных еще не имеет поискового, целенаправленного характера.

Следующий, высший уровень стадии элементарной сенсорной психики, которого достигают живые существа типа кольчатых червей и брюхоногих моллюсков, характеризуется появлением первых элементарных ощущений и челюстей как органа манипулирования. Изменчивость поведения здесь дополняется появлением способности к приобретению и закреплению жизненного опыта через условнорефлекторные связи. На этом уровне уже существует чувствительность. Двигательная активность совершенствуется и приобретает характер целенаправленного поиска биологически полезных и избегания биологически вредных воздействий.

Виды приспособительного поведения, приобретаемые в результате мутаций и передаваемые из поколения в поколение благодаря естественному отбору, оформляются в качестве инстинктов — наследственно закрепленных, структурно и функционально довольно жестких систем целесообразно устроенных органических и поведенческих реакций.

Качественный скачок в развитии психики и поведения животных происходит на следующей, перцептивной стадии. Ощущения здесь объединяются в образы, а внешняя среда начинает восприниматься в виде вещно оформленных, расчлененных на детали в восприятии, но образно целостных предметов, а не отдельных ощущений. В поведении животных с очевидностью выступает тенденция ориентироваться на предметы окружающего мира и отношения между ними. Наряду с инстинктами возникают и более гибкие формы приспособительного поведения в виде сложных, изменчивых двигательных навыков.
Весьма развитой оказывается двигательная активность, включающая движения, связанные с изменением направления и скорости. Деятельность животных приобретает более гибкий, целенаправленный характер. Все это происходит уже на низшем уровне перцептивной психики, на котором, по предположению, находятся рыбы, другие низшие позвоночные, некоторые виды беспозвоночных и насекомые.

Следующий, высший уровень перцептивной психики включает высших позвоночных: птиц и некоторых млекопитающих. У них уже можно обнаружить элементарные формы мышления, проявляемого в способности к решению задач в практическом, наглядно-действенном плане. Здесь мы обнаруживаем готовность к научению, к усвоению способов решения таких задач, их запоминанию и переносу в новые условия (в ограниченных, правда, пределах).

Наивысшего уровня развития перцептивной психики достигают обезьяны. Их восприятие внешнего мира носит, по-видимому, уже образный характер, а научение происходит через механизмы подражания и переноса. В такой психике особо выделяется способность к практическому решению широкого класса задач, требующих исследования и манипулирования с предметами. В деятельности животных выделяется особая, ориентировочно-исследовательская, или подготовительная, фаза. Она заключается в изучении ситуации прежде, чем приступить в ней к практическим действиям.

Наблюдается определенная гибкость в способах решения, широкий перенос однажды найденных решений в новые условия и ситуации. Животные оказываются способными к исследованию и познанию действительности независимо от наличных потребностей и к изготовлению элементарных орудий. Вместо челюстей органами манипулирования становятся передние конечности, которые еще не полностью освобождены от функции передвижения в пространстве (локомоция).

Весьма развитой становится система общения животных друг с другом, у них появляется свой язык. Описав эти стадии и уровни, К.Э. Фабри пришел к выводу, что интеллект свойственен не только антропоидам, но и всем приматам, а также некоторым другим животным.

Развитие психики в филогенезе (по А.Н. Леонтьеву и К.Э. Фабри)

СЕНСОРНАЯ

Примеры похожих учебных работ

Основные этапы развития психики животных

СТАДИИ РАЗВИТИЯ ПСИХИКИ У ЖИВОТНЫХ.

Тестовые задания по дисциплине «Психология и развитие человека»

Кризисы психического развития человека

Концепции развития человека

Стадии и уровни развития психики и поведения животных

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *