становление христианской цивилизации западная европа византия русь
Презентация была опубликована 3 года назад пользователемДарья П
Похожие презентации
Презентация на тему: » Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь.» — Транскрипт:
1 Становление христианской цивилизации Западная Европа, Византия, Русь
2 С падением Западной Римской империи завершается история Древнего мира и начинается история Средних веков; Главное содержание начального этапа Средневековья – становление христианской цивилизации; Идеология в её религиозной форме стала доминирующим фактором в обществе; Теологическому мировоззрению были подчинены мораль, философия, наука, искусство; Христианизация Европы во многом определила характер европейской цивилизации.
4 Остготы Англы, саксы Вестготы Франки Вандалы
6 Константин Великий ( ) 323 – Римский император 330 – перенес столицу в Византий (Константинополь)
7 Особенности развития Византии Восточная империя меньше пострадала от опустошительных набегов варваров В Византии продолжали существовать оживленные города (Константинополь, Афины, Иерусалим и т.д) – центры ремесла и торговли
8 Юстиниан I ( ) Период расцвета Византийской империи
9 Постоянная военная опасность; Синтез позднеантичных и восточных традиций; Духовные стержнем, определявшим целостность и своеобразие византийской цивилизации, явилось православие.
12 IV Крестовый поход С 1096 г. начинаются крестовые походы. В 1204 г. объединенное войско крестоносцев штурмом овладело Константинополем и разгромило ослабевшую империю. На землях Византии захватчики создали новое государство – Латинскую империю – освобождение Константинополя.
13 В XVв. Византия была завоевана турками. Осаждённый 200 тыс. войском султана Мехмета II, в мае 1453 г. пал Константинополь.
16 988 год осада Корсуни в Крыму князем Владимиром. После захвата Корсуни последовало постепенное крещение русского народа.
Становление европейской средневековой (христианской) цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь
Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:
1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;
2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие.
11 мая 330 г. в греческом колониальном городке Византий римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в этот город, тут же переименованный в Константинополь и впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград. Константин Великий признал христианство и принял его в качестве официальной религии. Перенос столицы на новое место положил основания для построения новой империи. Константин, создавая новый центр власти, освятил его как христианский город. Византия приняла знамя цивилизационной, культурной и, тем самым образовательной традиции античного греко-римского мира. Таким образом, обретя статус государственной религии в Римской империи, христианство стало приспосабливаться к политической жизни и наметившейся политической децентрализации. После захвата западной части империи варварскими племенами и образования на востоке империи Византии, рост могущества этого второго центра власти в Константинополе изменил ситуацию и спас греко-римскую цивилизацию от полного её разгрома германскими варварскими племенами.
Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в следующем. Во-первых, христианство представляло идеологическую основу для централизации государства. Во-вторых, христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего невозможно было развитие социально-экономической сферы. В-третьих, христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси.
В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского князя обязательное признание превосходства власти папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Выбор Владимиром византийского варианта христианства, следовательно, во многом был неизбежен. Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом.
В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. Иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих, Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель.
Презентация по истории России на тему: «Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций»»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Становление западноевропейской и восточнохристианской цивилизаций
Выполнил: Плотникова О.В.
Учитель истории
МБОУ «Нижнеангарская СОШ №1»
Описание слайда:
План:
Поздняя Римская империя и мир варваров;
Рождение западноевропейской цивилизации;
Византия и восточнохристианская цивилизация;
Судьба славянских народов;
Христианская церковь на Западе и Востоке;
Античное наследие и средневековье;
Описание слайда:
Поздняя Римская империя и мир варваров
Описание слайда:
Поздняя Римская империя и мир варваров
В III в. Крупнейшее государство античного мира – Римская империя вступила в полосу тяжелого социально-экономического и политического кризиса;
Рабство мешало развитию техники и хозяйства;
Мелкие землевладельцы и ремесленники разорялись;
Высокие налоги заставляли землевладельцев покидать свои земли;
Сокращалось число свободных налогоплательщиков;
Римское войско, состоявшее из наемников становилось все более неуправляемым;
Попытки императоров преодолеть затяжной кризис не увенчались успехом;
В 395 г. Римская империя распалась на Западную и Восточную;
Описание слайда:
Поздняя Римская империя и мир варваров
Описание слайда:
Поздняя Римская империя и мир варваров
В IV в. началось массовое переселение варваров (германцев и славян) по пространству Европы и Азии – Великое переселение народов;
Его причиной стали изменение климата в ряде областей Евразии и начавшаяся вследствие этого борьба племен за территорию;
В 476 г. Западная Римская империя перестала существовать, а на ее территории господствовали германские племена вестготов, остготов, франков, лангобардов, вандалов, бургундов и др.
Гибель империи сопровождалась упадком городской цивилизации;
Уцелевшие города и крепости являли собой жалкий вид: разрушенные здания, утонувшие в грязи улицы;
Были забыты и утрачены некоторые навыки культурного земледелия, утеряны многие ремёсла, пришли в запустение римские дороги;
Описание слайда:
Рождение западноевропейской цивилизации
Важнейшую роль в формировании политической карты средневековой Европы сыграли германцы;
В ходе завоевания ими территории Западной Римской империи они образовывали мощные союзы племён;
Слившись с местным населением германцы оставили новым народам – французам, испанцам, итальянцам и др. – личные имена и политические и правовые институты;
В ходе их взаимодействия сформировалась принципиально новая западноевропейская цивилизация, сочетавшая в себе античные, христианские и варварские черты;
Функции правителей новых государств ограничивало народное собрание, активную рол играло ополчение, действовало обычное право; также использовались римские законы, налоговая и денежная системы, функционировала христианская церковь;
Описание слайда:
Рождение западноевропейской цивилизации
Самым крупным и могущественным королевством германцев было Франкское;
Наивысшего могущества оно достигло при Карле Великом;
Он подчинил Италию, Баварию, Саксонию и др. земли;
В декабре 800 г. он был провозглашен императором, а Франкское королевство – империей;
В 843 г. внуки Карла Великого разделили его империю на три части, так на политической карте Европы появились Франция, Германия и Италия;
Карл Великий
(768-814)
Описание слайда:
Рождение западноевропейской цивилизации
Новым испытанием западноевропейской цивилизации стало нашествие новых завоевателей: кочевников-венгров и норманнов (викингов);
В результате этих завоеваний на карте появились новые государственные образования: Венгрия, Дания, Швеция и Норвегия;
Описание слайда:
Византия и восточнохристианская цивилизация
Великое переселение народов практически не затронуло Восточной Римской империи;
Экономические связи с другими странами не прервались, крупные античные города как культурные, ремесленные и торговые центры не пришли в упадок;
Помимо Балканского полуострова и Малой Азии ее владениями являлись Сирия, Палестина, Египет, Месопотамия, Закавказье и Южное побережье Крыма;
Эта империя сумела сохранить прежнее название, а Византией ее стали называть по названию греческой колонии Византий на месте которой была основана столица страны – Константинополь;
В отличие от Западной Европы в Византии все ветви власти так и сохранились в руках императора, обладавшего неограниченным влиянием, действовал развернутый бюрократический аппарат, территория империя была разделена на провинции во главе с наместниками;
Император лично назначал чиновников, военачальников, контролировал сбор налогов, командовал армией;
Описание слайда:
Византия и восточнохристианская цивилизация
Своего наивысшего расцвета Византия достигла при императоре Юстиниане I;
При нем были захвачены земли вандалов в Северной Африке. Остготов в Италии и часть королевства вестготов в южной Испании;
При Юстиниане велось строительство храмов, был составлен Свод гражданского права;
Вскоре империя потеряла часть земель в результате арабских и славянских завоеваний;
Описание слайда:
Византия и восточнохристианская цивилизация
Собор Святой Софии в Константинополе (532-537)
Описание слайда:
Византия и восточнохристианская цивилизация
Собор Святой Софии в Константинополе (внутреннее убранство)
Описание слайда:
Судьба славянских народов
Славяне были известны еще античным авторам, называвших их венедами;
Так же как и германцы славяне приняли участие в Великом переселении народов, заняв большую территорию от Вислы до верхней Волги и Оки, от побережья Балтийского моря до Северного Причерноморья, нижнего и среднего Дуная;
Описание слайда:
Судьба славянских народов
Славянские племена
Западные славяне
Южные славяне
Восточные славяне
Чехи
Поляки
Словаки и др.
Болгары
Сербы
Хорваты и др.,
заселившие часть Балканского полу-ва
Описание слайда:
Судьба славянских народов
В начале IX в. Возникло государство Великая Моравия;
В 863 г. в Моравию из Византии прибыли два брата – Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий;
Они создали славянский алфавит и начали перевод библии на славянский язык;
Так возникли две славянские азбуки: глаголица и кириллица;
Кириллица была создана на основе греческих букв и названа в честь Кирилла;
Позже она вытеснила глаголицу;
Ученики братьев продолжили их дело в других странах и кириллица проникла на Русь;
Ею и ныне пользуются русские, украинцы, белорусы, болгары и сербы;
Описание слайда:
Судьба славянских народов
В X в. После распада Великоморской державы, в бассейне Вислы образовались новые западнославянские государства – Чехия и Польша;
Приняв христианство от папы римского, Чехия и Польша влились в западноевропейскую цивилизацию;
Южные и восточные славяне стали частью восточнохристианской цивилизации;
В VII в. Образовалось Болгарское царство;
Болгары долго боролись с Византией за территории на балканском полуострове, но в результате борьбы Болгария стала независимым государством и отвоевала у Византии часть ее земель;
Описание слайда:
Христианская церковь на Западе и Востоке
Стержнем западноевропейского и восточнохристианского средневекового общества была религия;
Христианство, подвергавшееся в Римской империи гонениям и официально признанной лишь в IV в. Императором Константином, в Средние века превратилось в господствующую религию, а община верующих стала могущественной и влиятельной организацией – церковью;
Христианская церковь была материальной и духовной опорой средневекового человека;
Она утешала верующих в час скорби, заботилась о больных и сиротах;
Религия пронизывала все сферы жизни средневекового общества: определяла моральные и культурные нормы, регулировала межчеловеческие отношения, влияла на политику и экономику;
Церковь и общины монахов – монастыри – были центрами образования и культуры;
При них открывались школы, организовывались мастерские по переписыванию книг и библиотеки;
Христианство было отличительной чертой и восточнохристианский, и западноевропейский цивилизации;
В 1054 г. раскол церкви на православную (восточную) и католическую (западную);
Описание слайда:
Христианская церковь на Западе и Востоке
Описание слайда:
Античное наследие и средневековье
Элементы античной цивилизации сохранились и оказали мощное влияние на развитие как западноевропейской, так и восточнохристианской цивилизации;
Византийская империя вобрала в себя многое из греко-римской культуры;
По мере развития государств античные юридические нормы – римское право – становились все более и более востребованными и оказали огромное влияние на развитие средневековой юриспруденции;
Описание слайда:
Античное наследие и средневековье
Значительное влияние античное наследие оказало на градостроительство и архитектуру средневековой Европы;
Римские постройки служили образцом для подражания десяткам поколений византийских и европейских строителей;
Средневековые архитекторы использовали методы и приемы античных предшественников: колонны, арку, купол, каменную кладку и цемент;
Жители покоренных Римом земель были вынуждены изучать новый для них язык – латинский;
На латинском языке осуществлялось судопроизводство, писались книги, все записи от хозяйственных документов до исторических хроник писались только на латыни, церковная служба в католических странах велась только на латыни;
Также на латыни велось обучение в монастырских школах и университетах;
Описание слайда:
Описание слайда:
Домашняя работа
Параграф 4-5 – читать;
Записи в тетради повторить;
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Становление европейской средневековой (христианской) цивилизации: Западная Европа, Византия, Русь
Европейская христианская цивилизация зарождается и переживает своё становление в эпоху Средних веков. В это время формируется европейский мир в современных его пределах и этнических границах. Для христианской цивилизации характерны две основные черты:
1. Социально-классовая структура общества определялась феодальным способом производства, его основными классами были собственники земли (феодалы) и крестьяне;
2. Религия и церковь заполняли всю жизнь человека средневековой эпохи от рождения до смерти. Церковь претендовала на то, чтобы управлять обществом, выполняла множество функций, которые позднее стали принадлежать государству. Монополизировав в обществе культуру, науку, грамотность церковь обладала огромными ресурсами, подчинявшими ей человека феодальной эпохи. Христианство стало важнейшим фактором европейской культурной общности, именно в средние века оно превратилось в одну из мировых религий.
Высшей целью христианство объявляет спасение человека. Люди грешны перед Богом. Спасение требует веры в Бога, духовных усилий, благочестивой жизни, искреннего покаяния в грехах. Однако спастись самостоятельно невозможно, спасение возможно лишь в лоне церкви, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическое тело с безгрешной человеческой природой Христа. В христианстве образцом выступает человек смиренный, страдающий, жаждущий искупления грехов, спасения. Сам по себе человек богоподобен, достоин бессмертия (праведников ждет телесное воскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться с укоренившимися в его душе греховными мыслями и желаниями, поэтому он должен смирить гордыню, отказаться от свободной воли, добровольно вручить ее Богу. В этом добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственной воли и состоит подлинная свобода человека, а не ведущее к греху своеволие.
11 мая 330 г. в греческом колониальном городке Византий римский император Константин Великий объявил о переносе столицы из Рима в этот город, тут же переименованный в Константинополь и впоследствии в средневековых русских текстах ставший известным как Царьград. Константин Великий признал христианство и принял его в качестве официальной религии. Перенос столицы на новое место положил основания для построения новой империи. Константин, создавая новый центр власти, освятил его как христианский город. Византия приняла знамя цивилизационной, культурной и, тем самым образовательной традиции античного греко-римского мира. Таким образом, обретя статус государственной религии в Римской империи, христианство стало приспосабливаться к политической жизни и наметившейся политической децентрализации. После захвата западной части империи варварскими племенами и образования на востоке империи Византии, рост могущества этого второго центра власти в Константинополе изменил ситуацию и спас греко-римскую цивилизацию от полного её разгрома германскими варварскими племенами.
Восточные славяне приняли христианство в 988 г. Основные причины принятия христианства в Киевской Руси заключаются в следующем. Во-первых, христианство представляло идеологическую основу для централизации государства. Во-вторых, христианство оправдывало и объясняло социальную иерархию, без чего невозможно было развитие социально-экономической сферы. В-третьих, христианство способствовало росту внешнеполитического значения Руси.
В отличие от Древнего Рима, где христианство распространялось от социальных низов к господствующим слоям, у восточных славян сначала христианство принимали представители правящей династии. Киевский князь Владимир стоял перед выбором между иудаизмом (Хазарский каганат), исламом (Волжская Булгария) и христианством. Что касается католиков, то согласно их богословским постулатам наместником Бога на земле является папа Римский, и выбор западной ветви христианства означал бы для русского князя обязательное признание превосходства власти папы над своей. Подобная зависимость противоречила стремлению древнерусских князей к государственной самостоятельности. Выбор Владимиром византийского варианта христианства, следовательно, во многом был неизбежен. Для Византии, унаследовавшей многие черты восточных деспотий, была характерна сакрализация (обожествление) царской власти. Византийский император считался наместником Бога на земле, обладателем всей полноты власти. Выбирая православие, Владимир получил возможность объединить в своих руках высшую религиозную и светскую власть и тем самым возвысить власть великого князя по сравнению с прежним его статусом.
В условиях феодальной раздробленности, политической слабости государственных образований, непрекращающихся войн христианство выступало своего рода скрепой, которая объединяла разобщенные европейские народы в единое духовное пространство. Христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. Иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Идея единого происхождения человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, объединившей территорию современной Франции, значительной части будущих, Германии и Италии, небольшой район Испании, а также ряд других земель.
7.Формирование Древнерусского государства.
Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)
Становление христианской цивилизации западная европа византия русь
Цивилизация возникла 17 в. назад.
Цивилизация остановилась 2 в. назад.
Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.
Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия.
Христианство Запада было и остается важнейшей составной частью европейской мысли и даже рационализма, который возник из христианства и одновременно против него. В течение всего исторического развития Запада христианство оставалось в центре цивилизации, было его движущей силой даже тогда, когда цивилизация увлекала его за собой или деформировала; христианство было объединяющим фактором и тогда, когда пыталось оторваться от цивилизации.
Нынешний европеец, в массе своей атеист, все еще остается приверженным христианской этике, фундамент его поведения заложен в христианской традиции. Европеец может сказать, что он «христианской крови», хотя и не сохранил прежнюю веру.
Переход генеративно-политического центра к трансплантанту (США) опасен, поскольку трансплантант, обладая умами, ресурсами и технологиями, не обладает соответствующей им духовно-исторической базой.
Начав распространяться в Римской империи, христианство стало затем ее официальной религией, что произошло после эдикта императора Константина в 313 г., через три столетия после рождения Христа.
Римская империя, все страны Средиземноморья и некоторые страны, расположенные вблизи Европейского континента, оказалась тем пространством, в котором получила развитие молодая победившая религия. Географической основой христианства стало Средиземноморье, границы которого христианская конфессия затем пересекла.
У христианства оказалось достаточно времени для адаптации к римскому миру, для формирования собственной иерархии, для ведения баталий вокруг догматов веры, что было вызвано как хитросплетениями и ловкостью греческого ума и языка, так и необходимостью уточнить теологические основы христианства, зафиксировать его догмы, определить последствия их принятия.
Этой работой занимались первые Церковные соборы (Никея, 325 г.; Константинополь, 381 г.; Эфес, 431 г.; Хал-кедония, 451 г. и др.), а также Отцы церкви, апологеты христианского учения, которые еще до Константина боролись против многобожества, догматики и определили христианскую доктрину в процессе борьбы против разного рода раскольнических сект.
Когда наступил период нашествий с его апокалиптическими катастрофами, церковь уже вышла из младенчества. К V I с его несчастьями она уже укрепила свои позиции, утвердилась в качестве цивилизации античного мира, который она в известной степени спасет, спасая саму себя.
Церковь спасла себя в рушащемся мире, но для этого ей пришлось совершить тысячи подвигов.
Обратить в свою веру захватчиков; продолжить обращение в христианство крестьян или помешать им отдалиться от церкви; обратить в свою веру жителей новых регионов, на которые распространялось влияние Запада; сохранить свою иерархию и поддержать авторитет Рима и Римского епископа, т.е. Папы, в период, когда феодальный строй раздробил единое пространство Запада на мелкие и мельчайшие владения и епископства; продолжить вести идейную борьбу, наиболее известным проявлением которой было противостояние духовенства и империи, закончившееся Вормсским конкордатом (1122 г.).
Развитие монастырской жизни (бенедектинцы, цистерцианцы) способствовало материальной и духовной колонизации сельской местности в XI-XII вв., а вслед за тем, благодаря проповедям францисканцев и доминиканцев, евангелизации городов (XIII в.).
Помимо борьбы со своими идеологическими противниками церковь была вынуждена постоянно противостоять дехристианизации населения, которая зачастую выступала в форме обыкновенного отступления цивилизации. Во всех регионах, удаленных от оживленных путей сообщения (в Альпах, например, или в окраинных районах Европы: Мекленбургеще в XIII в., Литва и Корсика в XV-XVI вв.), по-прежнему возникали те или иные языческие культы: то культ змеи, то культы мертвых или звезд, не говоря уже о разного рода подпитываемых местным фольклором предрассудках, которые церковь, не имея возможности искоренить окончательно, просто прикрывала «легкими одеяниями».
В качестве средств доказательства истинности веры церковь использовала все, что возможно: проповеди, предсказания, административные ресурсы, религиозное искусство и театральные действа, чудеса, почитание святых; это последнее достигало иногда таких масштабов, что вызывало беспокойство самих служителей церкви и заставляло их вмешиваться.
Распространение христианства осуществлялось на двух уровнях: на уровне духовной жизни, где религия отстаивала свое учение от нападок противников, действовавших часто из лучших побуждений, и на уровне воздействия на массы, изолированность и трудный быт которых способствовали ослаблению у них религиозного чувства, отдалению от основ веры.
С X по XI II в. влияние христианства шло по нарастающей. Свидетельством этого может служить строительство множества церквей и монастырей: церковь развивалась одновременно с экономическим ростом и социальным развитием Европы, которая в ту пору была полна жизни и демонстрировала признаки преуспевания.
Затем наступил период черной чумы, повлекшей за собой катастрофический регресс. Развитие пошло вспять, и прогресс христианства оказался приостановленным: сражения и смуты Столетняя воина (1337-1453), как ее называют историки, отразились на ситуации не только в Англии и Франции, но и в других странах Запада.
Начиная со второй половины XV в., поступательное движение христианства возобновилось, и оно продолжило распространяться по всей Европе, вновь обретшей мир, хотя смутная тревога в обществе сохранялась.
XV I и X VII вв. прошли под знаком религиозных страстей, ожесточенных духовных споров, накал которых не должен вызывать удивления: так было во времена мадам де Севинье, Паскаля, Расина, когда противостояние между ригоризмом янсенис-тов и более простой, терпимой и человечной моралью иезуитов было наиболее острым.
В XI II в. вновь наблюдается откат церкви. На сей раз материальный подъем был не на ее стороне. Он способствовал развитию научного и философского движения, направленного против церкви и действовавшего от имени прогресса и разума.