становление государственной службы в древней руси

Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

Дата публикации: 22.11.2019 2019-11-22

Статья просмотрена: 504 раза

Библиографическое описание:

Коновалов, Д. М. Становление института государственной службы в Древней Руси в период VIII–X веков / Д. М. Коновалов, Т. М. Хованская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 47 (285). — С. 305-307. — URL: https://moluch.ru/archive/285/64255/ (дата обращения: 13.11.2021).

В предлагаемой читателям статье, осуществлен краткий исторический обзор формирования и развития института государственной службы в Древней Руси до принятия христианства. Авторы анализируют институт государственной службы с позиции исторической и юридической наук, а также выявляют противоречия в современных научных публикациях о периодизации института государственной службы в России, определяют правовой статус первых государственных служащих в Древней Руси.

Ключевые слова: бояре, воеводы, Древняя Русь, дружинник, епископ, институт государственной службы, князь, митрополит, нарративные источники.

История развития государства и права свидетельствует о том, что первые государства сформировались в IV-V тысячелетии до н. э. Это были государства Древнего Египта, Древней Индии, Древнего Китая, Вавилона, то есть государства, возникшие на Востоке [2].

При возникновении государств власть встала над обществом и становилась политической, то есть обеспеченной аппаратом насилия и принуждения. Она стала цементирующим элементом государства, обеспечивая целостность общества и его управляемость.

Государственная власть реализуется через систему государственных органов, которые в своей совокупности представляют институт государственной службы. Таким образом, институт государственной службы представляет собой обязательный элемент государства необходимый для осуществления его целей и функций [4].

В любом государственно-организованном обществе невозможно обойтись без государственного управления, а значит и без государственных служащих. Государственное управление не может быть осуществлено без государственного аппарата, который состоит из людей, профессионально занимающихся управленческим трудом [4].

Институт государственной службы, как управленческий аппарат государства, состоит из органов управления и принуждения. Соответственно, его можно исследовать с правовой и социальной точек зрения.

Рассматривая институт государственной службы через призму права следует анализировать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения связанные с порядком поступления на государственную службу, требования к кандидатам, их права и обязанности и т. д. Социальное значение этого института состоит прежде всего в деятельности специально уполномоченных лиц, действующих от имени государства.

Обращаясь к институту государственной службы в российском государстве следует отметить, что его зарождение имеет глубокие исторические корни, уходящие в VIII-IX века, т. е. к периоду, когда у славянских племен сложился государственный уклад. Во времена Древней Руси уже были заложены основы государственного управления, а соответственно — института государственной службы [2].

Институт государственной службы России становился одновременно с Русью, известной в истории как Киевская Русь. В этой связи вряд ли можно согласиться с мнением российских исследователей В. А. Тонких и Н. А. Летневой, что институт государственной службы в России возник в ХV- ХVI веках, и имеет всего пять столетий своего развития. Так, в частности, они утверждают, что «История российской государственной службы насчитывает пять столетий. Зародившись на рубеже XV-XVI веков с формирования централизованного государства, государственная служба выполняла важную работу по укреплению государства». [6].

Система государственного управления зарождается одновременно с государством, ибо без государственного управления невозможна реализация властных полномочий, а значит и невозможно существование государства. В Киевской Руси, начиная с VIII века осуществлялось исполнение актов князей, обеспечивался порядок в стране, вершилось правосудие, взимались налоги и охранялись государственные границы [7]. Перечисленные факты свидетельствуют о наличии, пусть и слабого, неполноценного, но института государственной службы.

Древнерусское государство земского периода (IX-XIII вв.) представляло собой своеобразный союз княжеств (племен, общин), которые обозначались терминами «земля», «княжение», под главенством одного из княжеств. За это главенство происходили постоянно междоусобные войны. Эти государства были разбросаны на огромном пространстве Восточной Европы, и потому сложно говорить о наличии в них какого-то централизованного и четко регламентированного института государственной службы, тем более что и в исторических документах это никак не отражено. Но это связано с тем, что основным источником права в Древней Руси оставался еще правовой обычай. Однако, в летописи «Повесть временных лет», в летописных сводах отдельных княжеств, уставах и других княжеских актах и произведениях общественно-политической мысли Древней Руси упоминается о государевых людях. Кроме того, информация о них содержится в отдельных актах государственного управления и государственной службы России и в некоторых византийских и европейских нарравтивных источниках.

«Повесть временных лет» содержит в себе сведения об установлении налогов, о завоеваниях дружинами Рюрика, Олега и Игоря земель, что является прямым указанием на то, что существовала система государственного сбора налогов, управления завоеванными землями [3].

В классических исторических источниках [1] принято считать 862 год началом русской государственности, когда в Новгороде, или сначала в Старой Ладоге стал княжить Рюрик. И этот год начала княжения Рюрика, как основателя Древнерусского государства вполне справедливо считать датой начала исторического пути института государственной службы в России.

Согласно «Повести временных лет» Рюрик централизовал Русь из междоусобных княжеств в единое государство и присоединил к нему Муром, Смоленск, Ростов и многие другие города и укрепил границы государства. Все это было сделано силами его дружин. При Рюрике государственное управление и государственная служба были нераздельно связаны с военной организацией. Рюрик и его преемники почти во всех вопросах опирались на военную организацию на дружины, служившие опорой князю. Дружиной, в то время, был вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе [3]. Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности быть воеводами, тысяцкими, сотскими и прочими. Дружинники были необходимым элементом древнерусского общества. Князь не мог управлять без военной силы для наведения внутреннего порядка и обороны от внешних угроз. Некоторые из дружинников становились советниками князю. Князь обеспечивал содержание дружины за счет военных завоевательных походов, отчислений от дани, от судебных сборов [10]. За этот же счет дружинники постепенно обрастали собственностью.

В XII-XII веках дружинники становились из военных слуг слугами при дворе княжеского хозяйства, сборщиками налогов и писцами.

Силами военной организации дружин к 882 году великий князь Новгородский и Киевский Олег сумел объединить племенные союзы славян вокруг Киева, Новгорода, Рязани, тем самым соединив эти земли в единое государство — Киевскую Русь.

Дружинники в российской истории были первыми государственными служащими, заложившими фундамент института государственной службы в России.

Со становлением Киевской Руси как единого государства начинают формироваться все присущие институты и механизмы полноценной государственной службы.

В X веке племенные земли русских славян окончательно объединились под властью киевских князей, и это стало прорывом в развитии и становлении российского института государственной службы. Русские князья стали издавать постановления в форме уставов об учреждении епархии, о княжеской дани, о привилегиях дружинников, о церковных судах, людях и мерилах торговых и др. [10]. Содержание этих источников права Древней Руси позволяет утверждать, что стране стали вводится должности государственных служащих.

В X веке появились бояре [8]. Боярами становились сильные «лучшие люди», богатые землевладельцы и мужественные воители. Боярин — это заслуженный член дружины, получивший особую самостоятельность. Бояре были вторыми людьми после великого князя — главы государства. Из среды бояр выбирались правители городов.

В этот же период были выделены должности биричей — помощников князя по судебным и дипломатическим делам. В их обязанности входило объявлять по улицам и площадям постановления князя или воеводы; собирать подати, вызывать ответчиков в суд. Биричи были низшими административными работниками. За свою работу они получали так называемый «корм» за счет специальных сборов с населения [7].

В X веке появились воеводы — государственные и военные начальники, исполнявшие административные и военные функции на определенной территориальной единице.

Нельзя не отметить, что общество Древней Руси рассматриваемого периода состояло из 3-х классов [5, 10]:

– бояр — «лучших людей» общины и дружинников княжеского двора;

– горожан («мужей») — всего свободного населения городов, включая иноземцев, купцов и прочих;

– смердов, т. е. всего сельского населения, населения сельской общины. Класс смердов состоял из людей свободных, прикрепленных (полусвободных0 и несвободных — челяди и холопов.

С принятием христианства на Руси князем Владимиром в 988 году как основной государственной религии начался новый этап развития государственной службы, поскольку это был новый этап развития государства. Принятие и распространение христианства усилило процесс феодализации, так как христианство оформило феодальную идеологию. В Киеве стал жить присланный из Византии митрополит — предстоятель церкви, а в княжеских уделах — епископы, и во многом светская власть вольно и невольно стала подчиняться церковной власти. Так например, в уставе князя Владимира провозглашалась принадлежность русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии; введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов; освобождение церковных людей из-под юрисдикции светского суда; введение церковного суда и определение дел, находящихся в его компетенции [9].

В этот период появились первые управленцы, те, кто стоял на защите страны, ее экономическом и политическом развитии и, во многом, благодаря этим людям Русь обретала признаки государства.

Завершая краткий исторический обзор истории института государственной службы в России, можно утверждать, что эта тема одновременно и историческая, и юридическая. Она — часть истории юриспруденции и России, а вместе с тем и часть мировой истории. Она стоит в одном ряду с историей общественной мысли, историей развития производительных сил. Как часть юридической науки история института государственной службы в России заявляет своим объектом правовые институты России в определенный исторический период. История института государственной службы России изучает не только закономерности, но и особенности государственно-правовых явлений в их хронологической последовательности, взаимозависимости и взаимосвязи.

Источник

Государственная и муниципальная служба

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

Становление и развитие государственного управления и государственной службы в Киевской Руси и Московском государстве

Государственная служба России начала складываться по мере становления самой государственности. В Киевской Руси закладывались основы государственного управления и государственной службы, которые первоначально были нераздельны с военной организацией и строились на принципах вассалитета. Вассальные отношения были отношениями двух юридически значимых сторон, каждая из которых связана взаимными правами и обязанностями. Великий князь в решении вопросов государственного управления опирался на дружину, вся территория находилась под контролем дружинной администрации. В XI-XII вв. многие дружинники становились слугами при дворе и княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирники), писцами. Таким образом, древние истоки слов «служба», «служилые люди» — собирательное название лиц, находящихся в услужении у своего князя. В XII-XIII вв. произошел переход от «военной демократии» к княжеской, дворцово-вотчинной системе управления. В состав княжеской и вотчинной администрации («княжеский двор») входили военные, административные, финансовые, судебные, хозяйственные и другие служивые должностные лица (воеводы, наместники, посадники и др.). Высшие, наиболее значимые должности занимали бояре, остальные должности — дворяне (люди княжеского двора).

Подлинное выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу произошло в XV-XVII вв. со становлением централизованного русского государства и формированием самодержавия. Общественная система в период Московского государства была создана уже не на принципах вассалитета, а на принципах подданства.

С образованием в XIV в. единого русского государства с сильной монархической властью государственная служба в России рассматривалась не иначе, как «государева служба». Великий князь, а позднее царь или «государь всея Руси» считался наместником Бога на земле. Русские монархи опирались на базисное положение библейского Нового завета, что «нет власти не от Бога», и «противящийся власти противится Богу». Отсюда любое несогласие с царем квалифицировалось как нарушение указаний самого Бога. Поэтому полное подчинение государю являлось нормой поведения государственных служащих, и государственная служба обоснованно называлась «государевой службой», поскольку чиновники государственных органов служили прежде всего государю. В XVI-XVII вв. государственных служащих называли «государственными служилыми людьми».

Превращение службы в повинность, отбываемую в пользу государя и государства, предполагало полное подчинение «служилых людей» государю. Уже в княжение Ивана III (1462-1505 гг.) служитель даже высокого ранга в обращении к великому князю называл себя его «холопом» и подписывался унизительным именем. Формирование государственного аппарата осуществлялось по принципу местничества, основанному на критериях знатности происхождения. Принцип местничества создавал условия для превращения боярства в замкнутую корпорацию, ставящую сословные интересы выше государственных, это снижало уровень профессионализма управления.

Основой новой государственности стала система наместных отношений, когда категория служивых людей (дворян) получала за свою службу, как военную, так и гражданскую, земельный надел на прокорм. Надел давался на срок службы. К XV в. происходит сокращение феодальных привилегий и иммунитетов. Складывается иерархия придворных чинов, даваемых за службу: окольничий, дворецкий, казначей, чины думных дворян, думных дьяков. Развивается система приказов как центральных органов с жестким подчинением по вертикали и строгим руководством инструкциям и предположениям по горизонтали. На местах при воеводах также создаются специальные аппараты управления.

Работа и поведение приказных служащих должны были соответствовать требованиям присяги, приносимой ими при вступлении на должность. В первой ее части принимаемый давал обещание на верность царствующему дому, во второй — обязывался не нарушать конкретных требований, предъявляемых к данной должности: сохранять секреты, беречь имущество и казну, не подделывать документов, не брать взяток («посулов и поминков ни у кого ни от чего не иметь»), быть внимательным к людям («челобитчиков не волочить») и т.д.

Все приказные люди, вне зависимости от их происхождения, были включены в структуру служилого сословия российского общества, пользовались соответствующими правами и привилегиями. Вместе с тем для них сохранялось двойственное понимание их службы. С одной стороны, по общей присяге они были обязаны нести службу царю, в основном военную, с другой — специальными приписями их служба определялась как работа в государственных органах и учреждениях.

Таким образом, обязанности приказных служащих разделились к середине XVII в. на «государеву службу», которая представлялась почетной и проходила в полках и посольствах, и «приказную работу», т.е. текущую деятельность в приказах и приказных избах. Она рассматривалась как непочетная, с оттенком подневольности. Именно вокруг приказной работы и складывалась гражданская служба как отрасль государственной службы.

Источник

Основы развития службы в Древней Руси

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

Государственная служба в России имеет глубокие исторические корни, а ее традиции уходят в глубины времени более чем на тысячу лет.

В Древней Руси закладывались основы государственного управления и государственной службы, которые первоначально были нераздельны с военной организацией и строились на принципах вассалитета. Западный институт вассалитета хотя и предполагал равноправие сторон, но включал понятие свободы. Вольный сеньор на оскорбление со стороны короля имел право ответить объявлением войны. Подданные западноевропейских монархов имели привилегии, а сам король был лишь «первым из дворян». Он мог, например, распорядиться жизнью и смертью дворянина, но не мог ударить его. Вассальные отношения были отношениями двух юридически значимых сторон, каждая из которых была связана взаимными правами и обязанностями. Такой же тип отношений складывался и в Киевской Руси.

Великий Князь в решении вопросов государственного управления, защиты территории и др. опирался на дружину – вооруженный конный отряд, который всегда находился при князе.

Дружинники служили князю опорой, им отводились наиболее почетные и ответственные должности: воевод, тысяцких, сотских и т.д. В XI – XII веках многие дружинники становились слугами при дворе и в княжеском хозяйстве (тиуны), а также сборщиками налогов (вирниками), писцами.

Князь заботился о содержании, «кормлении» дружины, которая обеспечивалась за счет военной добычи от завоевательных походов, отчислений от дани, судебных сборов и пр. Главные средства на содержание дружина получала в виде военной добычи, но дружинники постепенно обрастали собственностью. С XII века им давались волости в «кормление» и управление.

По мере укрепления государства традиционные племенные границы постепенно стирались. Низшими административными работниками являлись биричи, которые объявляли княжеские указы, собирали подати, вызывали ответчиков в суд и т.д. За свою работу все эти должностные лица на местах получали «корм» за счет специальных сборов с населения. Так складывалась система кормлений.

Выделение управленческой деятельности в важную самостоятельную профессиональную сферу, появление многочисленного слоя государственных служащих произошло со становлением централизованного русского государства (XV- XVII века) и формированием самодержавия (царства). Общественная система в период Московского государства строилась на принципах подданства – как на Востоке, а не вассалитета – как в Древней Руси. К концу XV века произошла сакрализация власти на основе православных постулатов. Великий князь, а затем царь рассматривался как наместник Бога на земле.

Любое несогласие, а тем более выступление против власти рассматривалось как выступление против Бога. Соответственно и для государственных служащих полное подчинение государю было обязательным.

Высший слой «служивых людей» делился на чины: думные (члены Боярской Думы), высшие придворные чины (дворецкие, кравчие, постельничие, ловчие, сокольничие, ясельничие), московские чины (стольники, стряпчие, «большие» дворяне, дьяки, шатерничие, жильцы) и «выбор из городов» (представители дворян от уездных корпораций).

становление государственной службы в древней руси. Смотреть фото становление государственной службы в древней руси. Смотреть картинку становление государственной службы в древней руси. Картинка про становление государственной службы в древней руси. Фото становление государственной службы в древней руси

Формируется сложная иерархия чинов в Московском государстве. Конюший становится старшим боярином. Окольничий занимался организацией переговоров с иностранными послами.

Множество должностей было связано с ритуалом царского двора: спальники – дежурили в комнате государя, чашник – ведал погребами, стольник – обслуживал царя за обедом, сокольничий – заведовал царской охотой.

Со времен Ивана IV Грозного каждое сословие, исходя из своего места в структуре общества, обязано было служить самодержавной и религиозной власти.

Рубежным событием, придавшим службе подлинно государственное предназначение, стала утвержденная Петром Великим 24 января 1722 года «Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных».

Когда Петр I короновал себя императором, следуя европей­ской традиции, то он прежде всего обозначил себя, высшим и победоносным военачальником. Этим актом верховная власть была поставлена над территорией, населением и властью, призвана управлять страной. Все население страны рассматри­валось равно подданными императора, независимо от его нацио­нального, религиозного и социального состава. Таким подходом закладывалась уникальность Российской империи, в которой не было господствующего народа, как и не было деления на метро­полию и колонии. Развитие разных местностей общей территории определялось их условиями, ресурсами и населением, что, разу­меется, не исключало присущего тому времени деспотизма, как общегосударственного, так и местного.

В отличие от Людовика XIV, французского короля (1643—1715), правившего почти в тот же период и считавшего, что «государ­ство — это я», Петр I полагал себя отцом страны, несущим всю ответственность за ее судьбу. Такой взгляд на статус императора многое предопределял в идеологии, организации и правовом ре­гулировании явлений государственности. Не случайно немало русских исследователей в верховной власти усматривали идеал на­рода.

Табель о рангах представляет собой выдающееся событие в отечественной истории. Это очень значимый интеллектуальный продукт, плод мысли множества людей и, главным образом, гения Петра I; актуальный и действенный нормативный акт, заложивший основы многих явлений и отношений в российской государственном строительстве.

Можно выделить следующие принципиальные моменты, которые характеризуют Табель о рангах.

Во-первых, этот документ принимался в определенную исто­рическую эпоху. Переход из XVII в XVIII век по всей Европе отмечался «грубым» средневековьем, рассветом феодализма, кре­постничества, становлением национальных государств и их борь­бой между собой за расширение территорий и зон «влияния». В эти годы шли войны: англо-испанская, англо-французская, за испанское наследство, франко-австрийская, с Оттоманской им­перией, а не только русско-шведская. Вся Европа бурлила в военных схватках. Неспокойно было и внутри страны (восстания Кондратия Булавина, восстание башкир, бунт «служилых» лю­дей в Сибири, заговор сына царевича Алексея и т. д.).

Во-вторых, Табель о рангах является особым правовым, явле­нием в истории России. Если Судебники 1497 и 1550 годов были сугубо русским творением, основанным на традициях, идущих от Русской Правды и более древних источников, то Табель представ­ляет собой документ, составленный на базе изучения и заимство­вания опыта законодательства европейских абсолютистских госу­дарств. Изучалось законодательство о чинах Англии, Франции, Голландии, Дании, Пруссии. Некоторые исследователи указывают, что наибольшее влияние на табель оказали правовые нормы Шведского, датско-Норвежского и Прусского королевств.

В то же время это не было слепое ко­пирование и не был даже механический синтез. Проделана боль­шая работа самостоятельной мысли, в которой на первом месте стояла русская практика, затем челобитные (просьбы-предложе­ния разных органов и лиц) и лишь на третьем — иностранное за­конодательство. Табель о рангах выдержала испы­тание временем и сыграла важную роль в истории России. Значит, сделана она была по меньшей мере, неплохо.

В третьих, Табель о рангах впервые сформировала в России единую государственную службу. Взамен разных служб, в том числе традиционных, с января 1722 года все вновь введенные чины: воин­ские, гражданские и придворные — были разбиты на 14 классов, или ран­гов, с низшего (14-го) до высшего (1-го). Все равнообязаны были служить императору, что в тех условиях способствовало укрепле­нию Российского государства. Важно отметить, что даже придвор­ная служба, вызванная исключительно потребностями императо­ра и его семьи, рассматривалась в качестве службы Отечеству, что в дальнейшем и подтверждала судьба некоторых фаворитов.

В-четвертых, Табель о рангах была в какой-то мере попыткой преодоления стереотипов родовой аристократии. На смену иерар­хии званий, основанных на знатности происхождения (как это было в XVI—XVII вв.), вводилась иерархия в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека.

В-пятых, Табель о рангах была задумана и учреждена в рамках и контексте широкой и комплексной реформы всего Российского государства, и прежде всего тех его составных частей, которые обозначались термином «государственный». Скажем: установле­ние в городах самоуправления (1691), учреждение Сената (1711), реформирование губернского управления (1721), создание прак­тически новой армии и флота, научных и учебных заведений, множества иных структур, заложивших первоосновы Российской империй.

И в-шестых, масштабные деяния Петра I, особенно созидательные по смыслу, были оборваны, как говорится, на взлете. Ведь только после Ништадского мирного договора Россия получила небольшую передышку и могла за­няться приведением себя в порядок. Надо было время для восста­новления сил, закрепления побед, упорядочения социально-эко­номических и государственно-правовых процессов. Это в полную меру касалось и Табели о рангах, преобразующий характер кото­рой мог явиться только через многие годы.

Петр I много сделал для организационно-правового упорядо­чивания Российской империи. Но он не сумел заложить того, что составляло бы конституционно-правовые основы государственности, которая получила бы признание и поддержку в обществе и стала бы обязательной для последующих поколений, с которой должны были бы считаться его наследники по генеалоги­ческой линии семьи Романовых. Известно: Петр I вздыбил Россию, но ведь вздыбленным нельзя стоять, надо скакать, а чтобы скакать, надо управлять.

Послепетровская история объективно подтвердила, что любое начало, каким бы оно ни было высоким и важным, требует удер­жания в институтах, иначе оно не получает продолжения.

Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Ели­завета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I и последующие самодержцы были людьми другого масштаба, по-своему относи­лись к Табели о рангах и ее использованию, корректировали и ин­терпретировали ее по своему разумению. Наиболее существенные изменения были внесены Петром III и Екатериной II. Именно Петр III издал 18 февраля 1762 года Манифест о вольности дворянства, которым освободил дворян от обязательного несения военной и гражданской службы и предоставил им право свободного выезда в другие страны.

Еще большие им привилегии были даны Екатериной II в Жалованной грамоте дворянству (1785). Подтверждалось исклю­чительное право дворян на владение населенными имениями, освобождение их от обязанностей службы, от податей, от телес­ных наказаний и т. п. В руки дворянства отдавалась вся власть на местах. Они в губерниях и уездах образовывали дворянские со­брания, избиравшие из своей среды губернских и уездных предво­дителей дворянства и должностных лиц губернских учреждений. Одновременно (1785) была издана Жалованная грамота городам, поделившая городское население на шесть сословных разрядов, составлявших «общество градское». Предусматривалось избра­ние общей городской думы (раз в 3 года) и назначение из ее среды шести гласных, что привлекало к городскому управлению купе­чество и другие нарождающиеся буржуазные элементы города.

Сами дворяне по-разному относились к факту выведения их за пределы Табели о рангах. Одни из них, невзирая на свободу, предпочитали служить Отечеству, другие уходили от нудных обя­занностей службы. Были, конечно, те, которые использовали от­крывшиеся возможности для самообразования, занятий наукой, литературой, искусством, промышленностью и сельским хозяй­ством. Они немало сделали по развитию страны.

Но в целом дворянство добилось снятия с себя обязанностей перед государством и воз­ложило их на другие сословия.

В годы правления Николая I, Александра II, Николая II произошло фактическое разделение го­сударственной службы. Если еще ранее, в «женский» период императорства, придворная служба утратила признаки государ­ственной, то теперь государственная служба распалась на воен­ную и гражданскую, каждая из которых стала постепенно приоб­ретать свои специфические свойства.

Гражданская служба больше становилась так называемой общественной, связанной с бизнесом и соответственно зараженной коррупцией, стяжательством, личным обогащением чиновников. Военная служба сохраняла и несла дух государственности, что и проявилось в том, что одна часть офицерства долго боролась за восстановление Российской империи, а другая, перешедшая на сторону советской власти, также стремилась укрепить новое государство.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *