становление феодальных отношений на руси

Развитие феодальных отношений, «Русская Правда»

1. Ярослав Мудрый.

Великим киевским князем в первой половине XI в. был сын Владимира Святославича Ярослав, прозванный Мудрым (1019-1054). Он укреплял древнерусское государство, заботился о его могуществе. Ему удалось наголову разбить печенегов, и они с тех пор перестали нападать на Русь.

Христианскую церковь Ярослав усиливал, давая ей земли и обязывая крестьян на нее работать. При монастырях устраивали школы, где обучали детей грамоте и готовили служителей церкви.

При Ярославе Мудром росли и укреплялись международные связи Руси. Иностранные короли искали с ней союза: ведь теперь это было большое и сильное государство. Сам Ярослав женился на шведской принцессе, а дочерей своих выдал замуж за французского, венгерского и норвежского королей. Сын Ярослава женился на византийской принцессе. В те времена брачные связи членов королевских и княжеских семей устанавливались по политическим расчетам, являлись средством укрепления и развития связей между государствами. Иностранные короли считали честью породниться с семьей киевского князя, и это говорило о международном значении древней Руси.

2. Окончательная победа феодальных отношений.

В каждой вотчине было много слуг, помогающих феодалу управлять хозяйством и держать в повиновении крестьян: огнищанин (старший дружинник, управитель хозяйства), тивун (управитель дома), подъездной (сборщик оброка, дани) и другие.

Вблизи господского двора стояли убогие избы зависимых людей: закупов, рядовичей, холопов. Среди них были и ремесленники, которые обслуживали своего господина и живущих вокруг крестьян.

Избы крестьян покрыты соломой. Маленькие оконца, прорезанные в бревнах и закрывавшиеся доской, пропускали в избу скудный свет. В холодное время вместе с людьми в избе находился и мелкий скот, домашняя птица. Топилась крестьянская изба по-черному: печь не имела трубы, и дым выходил через дверь и отверстие в крыше.

Пахотные земли вотчины состояли из двух частей: на одной велось господское хозяйство, другая делилась на наделы зависимых крестьян. Наличие у крестьянина надела и своего хозяйства было необходимым условием существования феодальной вотчины. Ведь крестьянин со своего хозяйства платил феодалу оброк и своими орудиями труда, на своей лошади обрабатывал господское поле.

Во время суда часто применяли испытание огнем: обвиняемого заставляли брать в руки раскаленное железо. Если ожоги были сильными, его считали виноватым.

В первой половине XI в. феодальные отношения в древней Руси окончательно победили.

3. «Русская Правда»

Укрепление феодальных отношении сопровождалось острой классовой борьбой. Крестьяне не хотели мириться с потерей свободы. Они отказывались выполнять повинности, убивали боярских слуг, а случалось, и самого феодала, поджигали его дом, поднимали восстания. Сопротивление смердов жестоко подавлялось феодалами, интересы которых охраняло государство: княжеская власть, дружина, суд, церковь. становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на русиНа страже интересов феодалов были и постепенно сложившиеся на Руси феодальные обычаи и законы. При Ярославе Мудром было положено начало русскому письменному законодательству.

Законы того времени были записаны в сборнике, который назвали «Русской Правдой». Сыновья Ярослава дополнили ее новыми постановлениями.

Гривной тогда назывался слиток серебра весом около 200 граммов. Паше слово «гривенник» происходит от слова «гривна», но разница, как видите, очень большая.

«Русская Правда» охраняла частную собственность, и в первую очередь собственность феодалов на землю. Кто перепашет чужую межу, платит штраф 12 гривен

ДОКУМЕНТ ИЗ «РУССКОЙ ПРАВДЫ»

Источник

Становление феодальных отношений на Руси

становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси

становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси

становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси

Становление и развитие феодальных экономических отношений предопределялось многообразными факторами. К ним можно отнести климатические условия, характер политического строя, правовое положение классов и социальных слоев в обществе, сложившиеся обычаи и традиции.

По вопросу о характере экономических отношений в Древней Руси в научной литературе сложились различные точки зрения. Одни авторы считают, что в древнерусском государстве существовали дофеодальные экономические отношения, однако, большинство исследователей считают экономику Киевской Руси раннефеодальной, поскольку для нее в той или иной степени были характерны следующие черты: сочетание крупной земельной собственности с подчинением ей мелких крестьянских хозяйств; наделение особыми правами владения землей служилых людей, несущих военную или государственную службу; сословная организация общества и иерархия в господствующем классе.

По сравнению с первобытным строем феодализм являлся более прогрессивным способом производства. Крестьяне имели собственное хозяйство и были в известной мере заинтересованы в результатах своего труда. Отношения господства и подчинения между феодалом и крестьянином служили условием роста производства. В условиях феодализма возросло общественное разделение труда, возникли новые отрасли в земледелии, улучшилась обработка земли, развивались ремесло, торговля, города.

Развитие пашенного земледелия вместо мотыжного, рост ремесла, городов способствовали росту производительности труда, развитию частной собственности, появлению классов и государства. Изменения, происходившие в характере производительных сил, в социальной сфере, привели к формированию раннефеодальных отношений у славянских народов.

Период раннего феодализма характеризовался дальнейшим развитием пашенного земледелия. Земледелие развивалось вширь за счет освоения новых земель, а так же за счет совершенствования земледельческих орудий труда, применения двухпольной и трехпольной системы земледелия. Однако в целом агротехнический уровень земледелия оставался низким.

Ремесло в Древнерусском государстве являлось самостоятельной отраслью хозяйственной деятельности. В IX – XI вв. были известны многие ремесленные специальности. Среди ремесленников были кузнецы, оружейники, ювелиры, гончары, чеканщики. Только из железа ремесленники производили более 150 видов различных изделий. Киевские мастера владели ковкой металла, наваркой, закалкой стали, сваркой, литьем. Вместо сыродутного горна появляется чугунолитейная домница.

Рост общественного разделения труда способствовал развитию внутренней и внешней торговли. В городах торговали хлебом, солью, ремесленными изделиями, пушниной, воском, пенькой. Киевская Русь вела торговлю с прикаспийскими и причерноморскими государствами, с Византией. Славянские купцы вывозили воск, мед, меха, ремесленные изделия, ввозили шелковые ткани, сукно, бархат, золото, серебро, пряности, вина. Однако торговля не занимала еще заметного места в народном хозяйстве, так как экономика носила натуральный характер.

становление феодальных отношений на руси. Смотреть фото становление феодальных отношений на руси. Смотреть картинку становление феодальных отношений на руси. Картинка про становление феодальных отношений на руси. Фото становление феодальных отношений на руси

В древнерусском государстве сложилась определенная налоговая система. Глубокой осенью князь с дружиной объезжал свои владения с целью сбора с них дани. Этот объезд князем своих вассальных владений назывался полюдьем. Сбор дани продолжался всю зиму и заканчивался ранней весной. В качестве дани взимались меха куницы, горностая, белки, воск, лен, предметы одежды, продукты питания. Единицей обложения был «дым», т.е. каждый жилой дом. Первоначально сбор дани не был фиксированным. Однако, после восстания древлян в 945 году княгиня Ольга установила фиксированный порядок сбора дани.

В Киевской Руси уже в XI в. существовала система кредитных отношений. В «Русской правде» встречаются такие понятия, как долгосрочный и краткосрочный кредит, торговля в кредит, прибыль. Этот нормативный документ определял порядок взыскания долгов. Различались случаи преднамеренного и случайного нанесения материального ущерба. Проценты за кредит в начале не регулировались. В дальнейшем князь Владимир Мономах принял «Устав о резах», в котором долговые проценты не превышали 20 % годовых, и было запрещено долговое рабство.

Рост земледелия, ремесла и торговли способствовал развитию древнерусских городов. Города возникали, как правило, на торговых перекрестках и водных транспортных путях. В Древней Руси создавались города-крепости в целях защиты от внешних врагов и для развития торговли. Города становились административными, торговыми, ремесленными и религиозными центрами.

В процессе складывания феодальных отношений на Руси формировались разнообразные формы земельной собственности. Ведущей из них стала вотчинная, которая означала крупное феодальное землевладение на правах собственности. Небольшими земельными наделами владели крестьяне- смерды. Основной тенденцией развития земельных отношений этого периода становится расширение феодальной собственности за счет свободных земель и владений смердов. Феодалы экономическими и внеэкономическими методами укрепляют свое монопольное право собственности на землю. Параллельно с этим расширялся слой феодально-зависимого населения. Мелкое крестьянское хозяйство было весьма неустойчивым из-за неурожаев, набегов кочевников, военных походах, государственных поборов. Крестьяне вынуждены были обращаться к феодалу за помощью, вступая с ним в обязательственные отношения. Исполнение договора займа шло за счет выполнения работ на землях феодала с процентами. На время действия договора крестьяне становились зависимыми от своего заимодателя и, если они не выполняли условия договора, то могли потерять личную свободу. Экономическая и политическая незащищенность крестьян предопределяла складывание раннефеодальных отношений, формирование различных категорий зависимого населения.

В это время экономическое развитие носило противоречивый характер. Природные условия позволяли развиваться земледелию, ремеслу и обмену. Происходил рост хозяйства в самостоятельных княжествах, но в то же время хозяйственная замкнутость отдельных территорий сдерживала рост производительных сил. Экономическое развитие затрудняли постоянные междоусобные войны. Трудности экономического развития периода раздробленности возросли в условиях установления монголо-татарского ига над славянскими народами. Покоренные русские земли попали в экономическую и политическую зависимость. Экономическая зависимость заключалась в том, что население было обязано платить ежегодную дань серебром и имуществом. Сбор дани проводили специальные отряды баскаков, которые нередко разрушали хозяйство, города и торговлю. Позже сбор дани проводили русские князья. Кроме того, население выполняло ратную, ямскую, гужевую повинности, обязано было платить большие торговые пошлины.

В связи с опустошением юго-западных киевских земель татаро-монголами пашенное земледелие постепенно перемещалось на северо-восток. Этот процесс объяснялся относительной безопасностью ведения хозяйства в этих районах. Они были окружены лесами и находились далеко от Золотой Ордой. Экономическое и политическое возвышение позволило Московскому княжеству, которое имело выгодное географическое положение, взять на себя роль политического лидера в процессе объединения русских земель.

В научной литературе существуют различные мнения о влиянии татаро-монголов на экономическое и политическое развитие славянских княжеств. В течение последних двух столетий идет дискуссия по этим вопросам. Ряд исследователей придают большое значение монгольскому воздействию на Русь. По их мнению, Московское княжество своим величием обязано ханам Золотой Орды. Другие исследователи отрицают важность монгольского влияния на внутреннее развитие Руси. В современной научной литературе сложились две основные точки зрения. Согласно одной из них, татаро-монгольское иго оказало негативное воздействие на славянские княжества, стало бедствием для русских земель. В этот период происходило массовое переселение славян, и шел процесс складывания нового экономического центра на северо-западных землях, которые были менее удобными для развития экономики. Резко снизилась экономическая и политическая роль городов, усилилась власть князей над населением, произошла некоторая переориентация в политике русских князей на Восток. Особый ущерб монголо-татарское нашествие нанесло городам. Многие из них были разрушены, другие переживали глубокий экономический кризис. В период монголо-татарского нашествия исчез ряд ремесленных специальностей. Были нарушены торговые связи Западной Европы с Востоком. Замедлилось развитие сельского хозяйства и форм собственности на землю.

Монголо-татарское иго законсервировало более чем на два столетия этап феодальной раздробленности на Руси. Переход к централизованному государству происходил со значительным отставанием во времени от западноевропейских стран.

Исследователи, придерживающиеся другой точки зрения на влияние монголо-татарского ига, утверждают, что монголы разрушали только те города, которые стояли на их пути, гарнизонов не оставляли, постоянной власти не устанавливали, православной религии и церкви не трогали. Более того, в период ига происходило освоение восточными славянами хозяйственного опыта и культуры другого народа.

Источник

Формирование феодальных отношений на Руси

Поможем написать любую работу на похожую тему

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка зна­ти, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства яв­лялись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убий­ство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусво­бодное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Ог­ромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Источник

Формирование феодальных отношений на Руси

Развитие производства и укрепление древнерусской государственности обусловили качественные сдвиги в сфере социальных отношений. По мнению большинства историков, именно на XI в. приходится в Киевской Руси становление феодализма – особого комплекса социально-экономических и политических отношений.

Формирование фео­дальных отношений на Руси шло в целом по общеевропейскому типу: от государственных форм к сеньориальным (вотчинным). Но в отличие от Западной Европы, где традиции частной собственности античности обусловили быстрый рост сеньориального землевладе­ния, на Руси этот процесс шел гораздо медленнее.

До середины X в. характер социально-экономических отноше­ний определяли даннические отношения. Метод — сбор дани в ходе полюдья. На основе сбора дани возникает институт кормления. Дань поступала в княжескую казну, затем князь перераспределял часть дани между дружинниками в виде подарков, пиров. Помимо дани в казну поступали разного рода штрафы, накладываемые в виде нака­зания на правонарушителей, а также судебные пошлины.

Социально-экономические отношения обусловили и социаль­ную структуру древнерусского общества. О характере этой структу­ры можем судить на основе изучения свода законов того времени — “Русской Правды”, первая часть которой была составлена по инициа­тиве Ярослава Мудрого (1019—1054). Согласно “Русской Правде” в Киевской Руси существовало две группы населения: “люди служилы и неслужилы”, “сели княжи люди” и просто люди. Первые лично слу­жили князю на военном, гражданском или хозяйственном поприще. Вторые платили князю дань, образуя сельские и городские податные общества. Среди княжих мужей выделялись бояре — верхушка зна­ти, а среди простого люда — смерды, закупы и рядовичи.

Основной массой населения Древнерусского государства яв­лялись свободные общинники (люди), жившие обществами (вервь). Сельские общества были уже не родовыми, а территориальными, к тому же из них зачастую выделялись зажиточные семьи. Долгое время людей-общинников путали со смердами. Однако за их убий­ство полагался разный денежный штраф, к тому же смерды были тесно связаны с князем. Видимо, это было несвободное или полусво­бодное население, княжеские данники, сидевшие на земле и несшие повинности в пользу князя.

Много статей “Русской Правды” посвящено рабам, извест­ным под названием “челядь” или “холопы”. Большинство истори­ков склоняются к тому, что “челядь” — термин более раннего пери­ода, который употребляется наравне с новым названием “холоп”. Холопы были полностью бесправны — ударивший свободного чело­века холоп мог быть безнаказанно убит. Они не имели права свиде­тельствовать в суде, за их убийство хозяин подвергался лишь цер­ковному покаянию.

Кроме холопов, “Русская Правда” называет закупов, рядо­вичей и изгоев. Закуп — это разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за взятую и не отданную ссуду (купу). Не сов­сем ясен статус рядовича, хотя название идет от некоего договора (ряда). Изгой же — это человек, лишившийся своего социального статуса (люди, порвавшие с общиной, холопы, отпущенные на во­лю). Рядовичи и изгои, как и закупы, подвергались телесным на­казаниям, были неполноправны в суде и сами не отвечали за некоторые преступления (пеню за них платил хозяин).

Сложившийся в Киевской Руси феодальный строй имел ряд особенностей. В отличие от классического здесь землевладение развивалось в виде вотчин (свободно отчуждаемой и наследуемой собственности), а не условного держания. Не была развита система вассалитета-сюзеренитета. Ог­ромную роль играл государственный сектор в экономике страны. Наличествовало значительное число свободных крестьянских общин, находившихся в феодальной зависимости от великокняжеской власти.

В экономике Древней Руси феодальный уклад существовал наряду с рабством и первобытно-патриархальными отношениями. Ряд историков называет государство Русь страной с мно­гоукладной, переходной экономикой. Такие историки подчеркивают раннеклассовый, близкий к варварским государствам Европы характер Киевской державы.

Уважаемые читатели! Все размещенные на сайте произведения представлены исключительно для предварительного ознакомления и в целях популяризации и рекламы бумажных изданий.Скачать книгу для ознакомления вы можете бесплатно, а так же купить ее в бумажном или электронном виде, ознакомившись с предложениями интернет-магазинов. Приятного прочтения!

Источник

Развитие феодальных отношений в Древней Руси. Классовая борьба

Древнерусское государство по своей природе являлось раннефеодальной монархией, главной внутриполитической задачей которой было содействовать ускорен ному развитию и укреплению феодальных отношений. Во главе государства стоял великий киевский князь, опиравшийся на многочисленную и хорошо вооруженную дружину. Дружина являлась не только военной силой, но и принимала непосредственное участие в управлений государством. Бояре и «княжие мужи», составлявшие «старейшую дружину», были советниками князя, воеводами, наместниками, послами. «Гридни», «отроки» и «детские» младшей дружины выступали в качестве представителей великокняжеской администрации, выполняли отдельные поручения, обслуживали дворцовое хозяйство, были отборной частью войска. Известную роль в политической жизни страны играли представители старой племенной знати — «старцы градские», «нарочитая чадь». Постепенно они сливались с верхушкой дружины в один класс феодалов. Власть на местах осуществляли княж еские родственники, наместники из старших дружинников. Княжеские данщики, мечники, вирники и другие административные лица разъезжали по всей стране, собирали дань, вершили суд и расправу от имени киевского великого князя. Укреплению государства способствовало принятие христианства, которое идеологи чески обосновывало феодальный строй, помогало держать в повиновении народные массы. Среди правящей верхушки христианство начало распространяться еще в IX в., однако государственной религией Древней Руси оно стало только с 988 г., со времени князя Владимира, объявленного церковью «святым».

Однако огромное по территории Древнерусское государство долго было лишено внутреннего единства. К. Маркс называл его «лоскутной империей». Отдельные области страны были связаны с Киевом в основном данническими отношениями. Ежегодно с наступлением зимы князь с дружиной или по его поручению бояре и «княжие мужи» отправлялись на «полюдье» — собирать дань мехами, медом, воском, хлебом и другими продуктами хозяйства смердов. Часть дани предназначалась для продажи в Константинополе, на остальное князь кормил и одевал свою дружину. Иногда вместо части дани князь предоставлял дружинникам право собирать себе дань с определенной территории.

Дань была первичной формой феодальной эксплуатации, которую К. Маркс определял как «вассальную зависимость без феодов или феоды, состоящие исключительно из дани». Размеры дани в IX — первой половине X в. не были точно определены и регулировались «обычаем». Только после восстания 945 г. в Древлянской земле, во время которого был убит князь Игорь, киевская княгиня Ольга установила «уставы» и «уроки».

С развитием феодальных отношений формы эксплуатации непосредственных производителей изменяются. На мену дани в XI в. пришла примитивная отработочная Рента и рента продуктами (оброк натуральный). Эти изменения были связаны с возникновением феодального землевладения. Князья, бояре и монастыри становятся крупными земельными собственниками. Княжеские дружинники, получая землю, превращаются из военных в бояр-вотчинников.

Одновременно с развитием феодального землевладения проходил процесс закрепощения производителей — смердов. Если раньше собственное хозяйство феодалов обслуживали рабы-холопы, то теперь феодалы переходили к эксплуатации феодально зависимых людей, бывших свободных общинников. Князья раздавали общинные земли вместе с населявшими их смердами боярам и монастырям. Участились насильственные захваты общинных земель и отдельными феодалами. Однако закрепощение проходило не только насильственным путем. Хозяйство смердов было неустойчивым в экономическом отношении: достаточно было пожара, неурожая, падежа, скота или набега кочевников, чтобы смерды разорялись и вынуждены были идти в кабалу к феодалу. Смерд получал ссуду («купу») деньгами, скотом или хлебом и превращался в зависимого человека — закупа, который должен был выполнять определенные повинности в пользу феодала и не мог уйти от своего господина. В зависимость попадали «рядовичи», заключавшие с феодалом договор — «ряд» о работе, потерявшие связи с общиной и. искавшие защиты у феодала «изгои», выпущенные на волю рабы — «пущенники», или «прощенники». В хозяйстве феодала по-прежнему использовался рабский труд холопов, но его удельный вес непрерывно уменьшался.

В XI в. феодальные отношения распространились по всей территории страны, княжеские и боярские вотчины появлялись в земле вятичей, ранее не знавших феодальной эксплуатации. Повсеместно при содействии велико княжеской власти и церкви проходил процесс закрепощения смердов-общинников, захвата общинных земель.

Закабаление вызывало стихийный протест народных масс. Об антифеодальном движении летописцы сообща ют очень скупо, но уже при князе Владимире в Киевской земле «умножились разбои», а при князе Ярославе Мудром и его сыновьях произошло несколько крупных восстаний смердов в Ростово-Суздальской земле и на Белоозере (1024, 1071, 1091). Некоторые из восстаний возглавляли языческие жрецы — волхвы. Борьба за старую языческую веру связывалась в сознании смердов с зашитой прежней общинной свободы. Обострились классовые противоречия и в городах Древней Руси. Крупное восстание произошло в 1068 г. в Киеве. В том же году в Новгороде был убит епископ. Спустя два года снова «бысть мятежь в граде велик». Выступления смердов и горожан жестоко подавлялись феодалами. После киевского восстания появился свод феодальных законов Правда Ярославичей» (сыновей Ярослава Мудрого), которая предусматривала суровые наказания за покушения на феодальную собственность и личность феодалов. Но народные движения продолжались. В 1113 г. вспыхнуло восстание в Киеве. Оно было подавлено великим князем Владимиром Мономахом (1113 — 1125), однако по «Уставу Мономаха», дополнившему «Правду Япославичей», положение закупов и должников, попавших в кабалу к ростовщикам, было несколько улучшено. Ко времени Владимира Мономаха относится появление еще одного свода законов — «Пространной Русской Правды», которая закрепляла феодальные отношения. Повсеместное распространение феодальных отношений сопровождалось складыванием на местах государственного аппарата, ростом влияния местного боярства. Это укрепляло власть феодалов над зависимым населением, однако ослабляло внутреннее единство Древне русского государства. Сепаратистские тенденции поддерживали и окрепшие города. Если раньше Киев не имел равных по силе и богатству, то уже во второй половине XI в. с Киевом могли соперничать Новгород, Чернигов, Владимир-Волынский, Галич, Суздаль, Полоцк и другие феодальные центры. Появились первые признаки распада Древнерусского государства. После смерти Ярослава Мудрого несколько лет совместно правили его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. Но вскоре этот «триумвират» распался. Начались феодальные усобицы, продолжавшиеся несколько десятилетий. Князья вели между собой ожесточенную борьбу за Киев. Однако впереди был еще один период единства Древней Руси, связанный с именем Владимира Мономаха и его старшего сына Мстислава (1125 — 1132).

Две основные причины привели к восстановлению единства
Древней Руси. Во-первых, резко обострилась классовая борьба, происходили народные восстания против феодального гнета в городе и в деревне. Опасность заставила феодалов на время объединиться для защиты классовых противоречий. Во-вторых, началось широкое наступление на Русь, кочевников-половцев. Русские летописцы упоминают о 46 больших половецких «ратях», более 30 раз половецкие ханы вмешивались в усобицы русских князей. Особенно усилилось половецкое наступление в 90-х годах XI в., когда половцы подходили даже к Киеву.

В бурных событиях конца XI — начала XII в. выдвинулся князь Владимир Мономах, правитель пограничного со степью Переяславского княжества. Это княжество находилось на переднем крае борьбы с половца и Владимир Мономах сумел привлечь к совместным походам на половцев многих русских князей. Большие походы в «Половецкое поле» были предприняты в 1003, 1109; 1110 и 1111 гг. Русские дружины доходили до низовьев Дона и берегов Азовского моря, громили половецкие «зимовья», захватывали пленных и скот. Владимиру Мономаху удалось нанести удары по основным половецким кочевьям. Половецкое давление на Русь ослабло. Некоторые половецкие орды вообще покинули южнорусские степи.

Победоносные походы принесли князю Владимиру Мономаху славу блестящего полководца и государственного деятеля. В распоряжении переяславского князя оказалось большое, закаленное в многолетних войнах с половцами, войско. Поэтому в 1113 г., когда в Киеве началось опасное народное восстание, местное боярство призвало этого популярного князя. Шестидесятилетний Владимир Мономах вошел с войском в Киев. Он принимал энергичные меры по восстановлению единства страны. Во всех крупных городах были посажены сыновья великого князя, послушно выполнявшие его волю: в Новгороде — Мстислав, в Переяславле — Ярополк, в Смоленске — Вячеслав, во Владимире-Волынском — Андрей, в Ростово-Суздальской земле — Юрий Долгорукий. Перед могуществом Владимира Мономаха смирились остальные князья, усобицы прекратились.

Однако великолепное здание Древнерусского государства, как бы заново воссозданное трудами Владимира Мономаха, оказалось недолговечным. Диалектика истории проявилась в том, что раннефеодальная монархия, вновь вызванная к жизни вспышкой классовых противоречий и внешней опасностью, успешно выполнив свою миссию, перестала быть исторической необходимостью. Сын Мономаха, великий киевский князь Мстислав Владимирович, еще мог поддерживать единств страны, опираясь на традицию и большие военные ресурсы, накопленные отцом. Но вскоре после смерти Мстислава (1132). Древнерусское государство распар на фактически самостоятельные феодальные княжества. Наступил период феодальной раздробленности.

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *