становище это в древней руси при ольге

СТАНОВИЩА

Смотреть что такое «СТАНОВИЩА» в других словарях:

Семиостровский рейд и становища — С. рейд расположен между Семью о вами (см.) и Кольским п овом; длина его 10 в., при шир. 1,5 3,5 в. Собственно более или менее удобный для стоянки судов рейд находится между Харловым о вом и устьем реки того же имени, в 2 вер. дл. и 1,5 шир., с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

становищанський — прикметник … Орфографічний словник української мови

Язь — Leuciscus (L.) Это, бесспорно, одна из наиболее известных рыб. Язь легко отличается своим толстым телом, довольно широкой, укороченной головой, маленьким косым ртом и цветом плавников. Всего более походит он на голавля, но у… … Жизнь и ловля пресноводных рыб

Чижа — река Архангельской губернии, Мезенского уезда, на перешейке, связывающем Канин полуостров с материком, вытекает из озера Парусного, расположенного на невысоком водоразделе вод Канина полуострова. Длина Ч. 30 верст. Она извилисто протекает с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Окунь — Perca fluviafilis L. Эта всем известная рыба вместе с плотвой принадлежит к самым многочисленным обитателям наших нресных вод: всюду в реках и речках, озерах, даже непроточных прудах с достаточно свежей водой окунь водится в… … Жизнь и ловля пресноводных рыб

Семиостровский Рейд — Семиостровский Рейд … Википедия

порятунок — нку, ч. 1) Уникнення небезпеки, звільнення від загрози смерті, загибелі і т. ін. || Вихід із важкого, скрутного становища, звільнення від чого небудь загрозливого, неприємного і т. ін. 2) Відведення від кого небудь небезпеки, загрози смерті,… … Український тлумачний словник

Новая Земля — обширная группа островов, лежащая в Северном Ледовитом ок. между 77° и 70°30 с. ш. и меридианам 51°30 и 69°0 в. д. от Гринвича, принадлежит к Архангельской губ. Несомненно, принадлежат к о вам материковым. Два главных о ва разделены узким,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Столбовая бухта — Варангерского зал., Сев. Ледов, ок.. Архангельской губ., Александровского у., к В от устья пограничной р. Ворьемы, в очень близком от него расстоянии. Эта небольшая бухта прикрыта от С. двумя островами. В юго зап. углу бухты расположено рыбачье… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

вибиватися — а/юся, а/єшся, недок., ви/битися, б юся, б єшся; мн. виб ються; док. 1) З труднощами, докладаючи зусиль, вириватися, вибиратися звідки небудь. || Переборюючи перешкоди, знегоди, виходити зі скрутного становища. || Позбуватися чого небудь,… … Український тлумачний словник

Источник

Становище это в древней руси при ольге

С существованием древних погостов связываются круговые селения, с застройкой домов вокруг площади, на которой стояли церковь, лавки, общественные хозяйственные постройки. Такие селения чаще всего встречаются в Волго-Окском междуречьи, на территории древней Суздальской Руси.

Существует мнение, что первоначально «гость» был вообще пришельцем с «погоста», то есть с кладбища. Иноплеменник был как бы пришельцем с того света… Славяне верили, что если не приносить жертв умершим предкам, они могут приходить с погостов. Такой мертвец назывался «гость». Торговые и обменные пункты назывались у восточных славян погостами — от слова «погостить», отсюда же произошло слово «гость» — в значении «купец». Больше всего погостов было на берегах главной торговой дороги — Днепра.

Величина погостов была различна. В XI—XIV вв. погосты состояли из нескольких десятков и даже сотен деревень. Особенно характерны такие погосты для новгородских владений. В центральных уездах в документах XV—XVI вв. погостами в большинстве случаев называли небольшие поселения с церковью и кладбищем, основными центрами общинной жизни здесь стали частновладельческие села.

Как административно-территориальные подразделения, по которым раскладывались некоторые повинности, погосты дольше всего сохранялись в уездах, где было много черных земель, а также дворцовых.

На Севере разделение на погосты официально прекратилось лишь в 1775. В XIX — начале XX в. слово «погост» употреблялось в значении сельского прихода, участка пути и особенно часто кладбища. В последнем значении слово это распространено в устном народном творчестве и художественной литературе.

Рождение Руси

Самым интересным в перечне мероприятий княгини является упоминание об организации становищ и погостов. Становища указаны в связи с Древлянской землей, где и ранее происходило полюдье. Возможно, что при Игоре киевские дружины пользовались в качестве станов городами и городками местных древлянских князей (вроде Овруча, Малина, Искоростеня) и не строили своих собственных опорных пунктов в Де-ревской земле. Конфликт с местной знатью и «древлянское восстание» потребовали новых отношений. Потребовалось строительство своих становищ для безопасности будущих полюдий. И Ольга их создала.

На севере, за пределами большого полюдья, за землей кривичей, в Новгородской земле, киевская княгиня не только отбирает на себя хозяйственные угодья, но и организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям на севере, в тысяче километров от Киева.
Различие между становищем и погостом было, надо думать, не слишком велико. Становище раз в год принимало самого князя и значительную массу его воинов, слуг, ездовых, гонцов, исчислявшуюся, вероятно, многими сотнями людей и коней. Поскольку полюдье проводилось зимой, то в становище должны были быть теплые помещения и запасы фуража и продовольствия. Фортификация становища могла быть не очень значительной, так как само полюдье представляло собой грозную военную силу. Оборонительные стены нужны были только в том случае, если в становище до какого-то срока хранилась часть собранной дани.

Погост, удаленный от Киева на 1—2 месяца пути, представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских «весей» (сел) и «вервей» (общин). Там должны были быть все те хозяйственные элементы, которые требовались и в становище, но следует учесть, что погост был больше оторван от княжеского центра, больше предоставлен сам себе, чем становища на пути полюдья.

Полюдье устрашало окрестное население; ежегодный наезд всего княжьего двора был гарантией безопасности, чего не было у погоста: подъездные, данники, емцы, вирники, посещавшие погост, тоже были, конечно, вооруженными людьми, но далеко не столь многочисленными, как участники полюдья. В силу этого погост должен был быть некой крепостицей, острожком со своим постоянным гарнизоном.

Люди, жившие в погосте, должны были быть не только слугами, но и воинами. Оторванность их от до-мениальных баз диктовала необходимость заниматься сельским хозяйством, охотиться, ловить рыбу, разводить скот. Что касается скота и коней, то здесь могли и должны были быть княжеские кони для транспортировки дани и скот для прокорма приезжающих данников («колико черево возметь»). На погосте следует предполагать больше, чем на становище, различных помещений для хранения: дани (воск, мед, «скора» — пушнина), продуктов питания гарнизона и данников (мясо, рыба, зерно и т. п.), фуража (овес, сено).

Весь комплекс погоста нельзя представить себе без тех или иных укреплений. Сама идея организации погоста, внедренного в покоренный князем край, требовала наличия укреплений, «града», «градка малого». Поэтому у нас есть надежда отождествить с погостами некоторые городища IX-XI веков в славянских и соседних землях.

Единственный случай, когда археологом был обследован погост, упоминаемый в грамоте 1137 года, это погост Векшенга (при впадении одноименной реки в Сухону, в 89 километрах к востоку от Вологды). «…У Векшенге давали 2 сорочка 80 шкурок святой Софии». А. В. Никитин обследовал место рядом с селом, до сих пор называемое «погост». Это обычное мысовое городище треугольной формы, у которого две стороны образованы оврагами, а с третьей, соединяющей мыс с плато, прорыт ров. Городище небольших размеров. Укреплено оно было, по всей вероятности, тыном. Культурного слоя на самом городище почти нет: люди проживали, очевидно, на месте современного села Векшенги.

Количество становищ и погостов IX—XI веков мы определить точно не можем. Для большого полюдья становищ должно быть не менее 50. «Штат» каждого становища должен был насчитывать несколько десятков человек. К этому следует добавить села, расположенные вокруг опорного пункта (как становища, так и погоста), в которых жчли и пахали землю люди, обслуживавшие стан или погост.

Количество погостов, вероятно, значительно превышало число прежних становищ, но мы лишены возможности его определить. Можно думать, что плотность погостов в северной половине русских земель могла быть значительной, а общее их количество для земель Псковской, Новгородской, Владимиро-Суздальской, Рязанской, Муромской можно ориентировочно (исходя из грамоты 1137 года) определить в 500—2000.

В социологическом смысле первоначальные погосты представляли собой вынесенные вдаль, в полуосвоенные края, элементы княжеского домена. Погост в то же время был и элементом феодальной государственности, так как оба эти начала — домениальное и государственное — тесно переплетались и в практике, и в юридическом сознании средневековых людей.

Погосты были как бы узлами огромной сети, накинутой князьями X—XI веков на славянские и финноугорские земли Севера; в ячейках этой сети могли умещаться и боярские вотчины, и общинные пашни, а погосты представляли собою те узлы прочности, при помощи которых вся сеть держалась и охватывала просторы Севера, подчиняя их князю.

Каждый погост с его постройками, оборонительным тыном, примыкавшими к нему селами и пашнями, где вели свое хозяйство люди, поддерживавшие порядок в погосте, представлял собой как бы микроскопическое полусамостоятельное государство, стоявшее в известной мере над крестьянскими мирами-вервями местного коренного населения. Сила его заключалась не в тех людях, которые жили в погосте и окружавших его сельцах, а в его связи с Киевом (а позднее с местной новой столицей), с государством в самом обширном смысле слова.

Надо полагать, что каждый погост, каждый узел государственной сети был связан с соседними погостами, а все погосты в целом представляли собой первичную форму живой связи столицы с отдаленными окраинами: гонцы из Киева могли получать в каждом погосте свежих коней, чтобы быстро доехать до следующего погоста; иные вести могли передаваться от погосга к погосту самими их жителями, лучше гонцов знающими дороги и местные топи и гати.

В наших средневековых источниках понятие «погост» вплетено в такой комплекс: погост, села, смерды. Смерды — это не все крестьянское население (которое именовалось «людьми»), а определенная часть его, близко связанная с княжеским доменом, подчиненная непосредственно князю, в какой-то мере защищаемая князем (смерда нельзя мучить «без княжья слова») и обязанная нести определенные повинности в пользу князя. Смерды платили дань. Наиболее почетной обязанностью смердов была военная служба в княжеской коннице, ставившая смердов на одну ступень выше обыкновенных крестьян-общинников.

Смерды пахали землю, проживали в селах, а приписаны были к погостам.

Летописные сведения о реформах княгини Ольги в 947 году ценны тем, что дают нам начальную точку отсчета исторической жизни такого комплекса, как «погост — село — смерды».

Система эксплуатации «людей», крестьян-вервников в их весях, состояла из следующих элементов: дань, взимаемая во время полюдья, и ряд повинностей («повоз», изготовление ладей и парусов, постройка становищ) в виде отработочной ренты. Дань взималась, по всей вероятности, местной племенной знатью, делившейся (поневоле) с киевским князем.

Кроме того, с середины X века нам становятся известными некоторые разделы княжеского домениального хозяйства. За пределами большого полюдья, на севере Руси, домениальное княжеское хозяйство утверждалось в виде системы погостов, окруженных селами с проживавшими в них данниками князя — смердами.

Время княгини Ольги, очевидно, действительно было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до впадающей в Балтийское море Луги и до связывающей Балтику с Волгой Меты.

Источник

Погост, дань и урок

становище это в древней руси при ольге. Смотреть фото становище это в древней руси при ольге. Смотреть картинку становище это в древней руси при ольге. Картинка про становище это в древней руси при ольге. Фото становище это в древней руси при ольгеКнягиня Ольга сознавала, что бунт древлян был вызван алчностью ее покойного мужа. Поэтому, отомстив, она впредь действовала достойно мудрой правительницы.

Приведя древлян к покорности, Ольга наложила на них «дань тяжкую». Размеры дани в «Повести временных лет» не указаны, но составитель «Летописца Переяславля Суздальского» поясняет, что киевская княгиня обязала их платить с «дыма» по две шкурки черной куницы, по две «веверице» (белки), еще какое-то количество мехов и мед. При этом «две части дани шли в Киев, а третья в Вышгород Ольге, ибо был Вышгород городом Ольгиным«.

Княгиня Ольга начала введение новой системы сбора налогов в государстве. «Повесть временных лет» говорит: «И пошла Ольга с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки; и сохранились ее становища (места стоянок княжеской дружины) и ловища (места великокняжеской охоты)». Отныне с независимостью древлян было покончено. Размер дани с подчиненных волостей правительница строго ограничила и определила порядок ее выплаты. Сбор податей с населения производился на хорошо укрепленных погостах, где существовал штат княжеской администрации, в задачу которого входила охрана «крепостицы». Люди княгини вели прием и учет дани, им надлежало встречать и обеспечивать всем необходимым великокняжеский поезд, который обычно возглавлял кто-нибудь из воевод.

В 947 году княгиня отправилась в Новгородскую землю, основала там погосты и определила «оброки» по Ловати, Мсте и Луге, а затем прошла вдоль Днепра и Десны. «Уставление» Ольги призвано было изменить сам порядок взимания дани, обеспечить более точное соблюдение «уроков». Вместе с тем, введение «повоза» окончательно не уничтожило «полюдья», которое существовало на отдельных территориях вплоть до XII века. Реформа Ольги в целом освободила княжескую власть от ежегодного объезда славянских и других подвластных Киеву земель и создала условия для превращения объединения племен под эгидой Киева в действительное государство.

становище это в древней руси при ольге. Смотреть фото становище это в древней руси при ольге. Смотреть картинку становище это в древней руси при ольге. Картинка про становище это в древней руси при ольге. Фото становище это в древней руси при ольге

За исключением Древлянской земли, дани, которые устанавливала Ольга, оказались менее обременительными для подвластных Киеву племен. Автор «Жития святой княгини Ольги» отметил, что она «обходя всю Русскую землю, дани и уроки легкие установила«. Снижение налогового гнета сопровождалось упорядочиванием взимания даней и податей, что привело, в итоге, к росту поступлений в государственную казну. В этом историки видят проявление мудрости Ольги как правительницы.

Посещая земли подданных, княгиня Ольга останавливалась в оборудованных специально для ее пребывания «становищах». Одни историки видят в них опорные пункты, где княгиня, ее свита и дружина могли получить кров, фураж и продовольствие. Другие считают, что это были некие сакральные места, где киевляне, продвигаясь по покоренным ими землям, совершали моления и требы, приносили жертвы своим богам, прося их об успехе общего дела. Нередко вблизи становищ располагались «ловища», – также бывшие личными княжескими владениями.

Источник

Русское поле

Содружество литературных проектов

II. «Реформа Ольги» и создание сети киевских опорных пунктов – «погостов» на Руси.

Как хорошо известно, в IX-X вв. постепенно все восточнославянские этнополитические объединения попадают, так или иначе, в зависимость от Киевской Полянской земли и ее правящей военно-торговой верхушки[1], которая и представляла собой зачатки государственного аппарата. Этот процесс хорошо освещен в литературе[2] и мы не будем на нем останавливаться. Земли, попадавшие под власть Киева, сохраняли огромную автономию и нередко стремились восстановить полную независимость, хотя широко участвовали в организуемых им военно-торговых экспедициях. Главной формой зависимости восточнославянских земель от Киева была в первую очередь выплата дани, состоявшей главным образом из продуктов, вывозившихся затем киевской военно-торговой верхушкой в Византию и страны Востока и Европы. О том, как происходил первоначально сбор дани с покоренных Киевом этнополитических объединений восточных славян, рассказывает византийский император Константин Багрянородный (945-959) в своем знаменитом сочинении «Об управлении империей» (948-952): «Зимний же и суровый образ жизни тех самых росов таков. Когда наступит ноябрь месяц, тотчас их архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева – М.Ж.) и отправляются в полюдия, что именуется ‘’кружением’’, а именно – в Славинии вервианов (древлян – М.Ж.), другувитов (дреговичей – М.Ж.), кривичей, севериев (северян – М.Ж.) и прочих славян, которые являются пактиотами (данниками – М.Ж.) росов. Кормясь там в течение всей зимы, они снова, начиная с апреля, когда растает лед на реке Днепр, возвращаются в Киав. Потом так же, как было рассказано, взяв свои моноксилы (ладьи – М.Ж.), они оснащают их и отправляются в Романию (Византию – М.Ж.)»[3].

Подробный анализ этой интересной политической системы был произведен Б.А. Рыбаковым[4], показавшим, что полюдье[5] было основой политической организации Киевской Руси в ранний период ее истории и основой существования ее правящей верхушки, превращавшейся постепенно в административный аппарат, осуществляющий управление Киевской Русью. Итак, перед нами довольно любопытное политическое объединение, обладающее, тем не менее, важнейшими институциональными чертами, позволяющими определить его предгосударственный политический характер[6].

Главное отличие государства от предшествующих ему потестарно-политических образований состоит в том, что в государстве разрушен принцип реципроктности (принцип взаимных обязательств между народом и властью)[7]. Причем в падении принципа реципроктности можно выделить три стадии:

1) В обществе полностью работает принцип реципроктности;

2) Одно этнополитическое объединение покоряет другие. Принцип реципроктности сохраняется в «своем» обществе, а по отношению к покоренным обществам он не выполняется. Именно такой характер носили отношения Киева с древлянами, радимичами и т.д. Т.е. внутри общества киевских русов принцип реципроктности сполна сохраняется и князь действует, как лидер «своей» киевской общины. А по отношению к покоренным древлянам, радимичам, дреговичам и т.д. киевский князь (и киевская полянская община в целом) выступает как завоеватель и экзоэксплуататор. Основной формой зависимости восточнославянских этнополитических объединений от Киева была выплата дани[8]. Отношения данничества всегда обращены «во вне». Это отличает основанные на них политические объединения от собственно государства, где отношения эксплуатации обращены «внутрь» самого общества[9].

Затем (об этом процессе далее и пойдет речь) Киев переходит к прямому управлению завоеванными областями[10].

3) Принцип реципроктности ломается и в «своем» обществе.

Киевская Русь Х в. находилась на второй стадии развития этого процесса. С точки зрения политической антропологии это типичное суперсложное вождество[11]. От суперсложного вождества, каким являлась Русь Х в. возможен был путь к государству (с переходом к третьему этапу падения принципа реципроктности), но был реализован в силу ряда причин совсем иной путь политогенеза[12].

Разумеется, сохранение отдельными славянскими объединениями огромной автономии приводило к острым конфликтам, ибо Киев хотел укрепить свою власть, а подчиненные ему восточнославянские этнополитические объединения – вернуть полную независимость. В ходе одного из таких конфликтов – столкновения Киева с Древлянской землей – погиб князь Игорь[13]. Это событие стало рубежным в истории взаимоотношений Киева и подчиненных ему славиний[14], да и вообще в истории Киевской Руси, определив ее дальнейшее развитие на долгое время вперед и положив начало новому этапу в процессе становления и консолидации правящей элиты Древней Руси и ее превращению в аппарат государственного управления.

Здесь надо рассмотреть вопрос о так называемой «реформе Ольги[15]», но, забегая вперед, отметим, что это было важнейшее событие в ранней истории Киевской Руси, четко разграничившее два ее периода и повернувшее эту историю на новый путь, что кажется в историографии до сих пор не достаточно еще осознано[16].

Вот что рассказывает Повесть временных лет[17]. После разгрома восставших против власти Киева древлян: «(1) иде Вольга по Деревстей земли с сыном своим и с дружиною, уставляющи уставы и урокы, [и] суть становища ее и ловища. (2) Иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; (3) [и] ловища ея суть по всей земли, знаменья, и места, и повосты, и сани ее стоят в Плескове до сего дьне, (4) и по Днепру перевесища и по Десне, и есть село ее Ольжичи и доселе. И изрядивши, возратися к сыну своему Киеву»[18].

Этот весьма непростой для интерпретации текст давно уже находится в центре внимания исследователей[19]. При этом, следует отметить, что ученые, анализируя этот летописный рассказ, далеко не всегда разграничивали деятельность Ольги в Древлянской и Новгородской землях, говоря, обычно, просто о «реформе Ольги», хотя еще А.А. Шахматов считал слова «Иде Вольга Новугороду и устави по Мсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани» вставкой, опирающейся на новгородские источники[20]. Разделял рассказы о деятельности Ольги в Древлянской и Новгородской землях и Б.Д. Греков, находя здесь смешение двух разновременных известий[21]. При этом А.А. Шахматов вообще считал рассказ о новгородской деятельности Ольги искусственным, связанным с наличием на новгородском севере своей собственной Деревской земли (пятины), наличие которой позволило новгородскому летописцу XI в. приурочить рассказ Древнейшего Киевского свода о деятельности Ольги в земле древлян к Новгородчне. Позднейший киевский летописец просто механически соединил эти два рассказа[22]. Ныне аналогичного мнения о недостоверности летописного рассказа о деятельности Ольги в Новгородской земле придерживается Н.Ф. Котляр[23]. Ученый отмечает, что «возле Новгорода в древнерусское время существовала своя Деревская земля, деревский погост. В начале XI в. Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности… Искоростенем»[24].

Не все, однако, так просто. Если даже признать, что рассказ о деятельности Ольги в Новгородской земле – вставка, основанная на новгородских источниках, то это отнюдь не снимает проблемы по-существу, так как в таком случае возникает естественный вопрос: а откуда, собственно, на севере Руси взялась Деревская земля, да еще и со своим собственным Искоростенем? Н.Ф. Котляр считает, что она была заселена колонистами с юга, выходцами из Древлянской земли[25], но не конкретизирует это положение. По мнению А.С. Королева речь тут может идти о древлянах, бежавших из своей земли на север после подавления их восстания Ольгой[26]. На наш взгляд, вполне уместно предположить, что подавив восстание древлян, именно Ольга целенаправленно переселяет часть их в Новгородскую землю[27]. Осуществляет, так сказать, первую известную нам в отечественной истории депортацию непокорных[28] в другую часть страны, чтобы оторвать их от родной земли и навсегда покончить с традиционной для Киева «древлянской проблемой». Масштаб столкновения диктовал и необходимость принятия радикальных мер по ее решению. Переселение части древлян в Новгородскую землю и могло стать именно такой мерой. Связь Ольги с Новгородской землей несомненна[29]. Сама она происходила именно оттуда[30] и именно там княжил впоследствии ее сын Святослав, как о том сообщает Константин Багрянородный[31] (об этом известии ниже у нас еще пойдет речь). Особенно важно, что в дальнейшем система погостов получит наибольшее развитие именно в Новгородской земле[32], а летопись особо отмечает создание их там Ольгой. Поэтому подвергать сомнению рассказ о деятельности княгини Ольги в Новгородской земле нет оснований, хотя идея о восхождении его к первой Новгородской летописи XI в., на наш взгляд, заслуживает внимания[33]. К дальнейшему текстологическому анализу этого рассказа мы еще вернемся в дальнейшем.

Часто исследователи не разграничивали четко «вотчинно-домениальную» (села, перевесища, ловища) и «государственно-административную» (погосты, уставы, уроки) деятельность княгини. Между тем, для такого разграничений есть определенные основания, хотя очень жестко отделять одно от другого не следует, учитывая нераздельность интересов князя как «вотчинника» и как главы того политического объединения, которое ныне мы называем Киевской Русью. Забегая несколько вперед, отметим, что села[34], перевесища и т.д. могли быть не столько «доменом Ольги», сколько предназначаться для обслуживания погостов. Не случайно летописец помещает все эти понятия в единый смысловой ряд.

Что касается комплекса известий о селах, знаменьях, ловищах, перевесищах и т.д. то его в историографии традиционно принято связывать в первую очередь с созданием (или реформой) Ольгой домениального землевладения киевских князей. Именно так, с теми или иными вариациями, обычно полагают ученые. Особенно принято было подчеркивать это в советской историографии, стремившейся во что бы то ни стало найти на Руси уже с IX-X вв. крупное феодальное землевладение. Так, скажем, Б.А. Рыбаков полагал, что «время княгини Ольги… было временем усложнения феодальных отношений, временем ряда запомнившихся реформ, укреплявших и юридически оформлявших обширный, чересполосный княжеский домен от окрестностей Киева до… Луги и… Мсты»[35]. Л.В. Черепнин считал, что летопись рассказывает об «организации хозяйства на землях, принадлежащих князьям-вотчинникам, пользовавшимся трудом феодально-зависимых людей… Вероятно, часть земельной площади была изъята Ольгой у пользовавшихся ей общинников в личную собственность»[36]. Аналогично и мнение О.М. Рапова[37].

Эти положения попытался оспорить И.Я. Фроянов, который вслед за С.В. Бахрушиным[38] полагает, что известия о селах Ольги могут иметь позднейший и недостоверный характер или же села эти были крайне малочисленны и заводились исключительно с промысловыми целями[39]. Что же касается ловищ, перевесищ и становищ Ольги, то их ученый определяет как места ловли жертвенных животных и птиц (ловища и перевесища) и их ритуальных жертвоприношений, которые совершала Ольга, чтобы таким сакральным путем обеспечить себе победу над древлянами[40]. Эти построения И.Я. Фроянова необоснованы, что вполне убедительно показал М.Б. Свердлов[41]. Сам он совершенно справедливо, на наш взгляд, считает, что «известия исторических источников свидетельствуют о существовании в середине Х в. комплексного княжеского хозяйства, включавшего села»[42]. Не стоит только чрезмерно преувеличивать масштабы и удельный вес княжеского домениального хозяйства времен Ольги, как это имело место в советской историографии. По отношению к землевладению свободного населения оно сотавляло крайне незначительную величину. Да и как было сказано выше, скорее всего оно предназначалось в первую очередь именно для обслуживания погостов[43].

Однако нас в первую очередь интересует другой аспект деятельности Ольги, связанный с установлением неких уставов и уроков и созданием становищ и погостов. Что касается уставов и уроков, то они представляли собой, очевидно, нормы взимаемой Киевом дани, что было в то время особенно актуально, ведь именно из-за нарушения установленных размеров дани погиб князь Игорь[44]. Поэтому задача четкого определения размеров дани, взимаемой с подвластного населения, была очень актуальна для киевского правительства. Ольга тарифицирует дань и определяет ее точные размеры[45]. Однако, «реформа» Ольги состояла не столько в этом, сколько в том, что княгиня изменяет сам порядок сбора дани, отказываясь от полюдья – объезда всех подчиненных славиний и переходит к стационарному сбору дани, так сказать, децентрализует процесс ее сбора, поручая его своей новой администрации на местах[46], создавая для этого особые опорные пункты в подвластных землях – становища и погосты. Что же скрывается за этими названиями и какие изменения в организации социально-политического устройства Киевской Руси отражает их создание?

Здесь сразу надо отметить, что эти слова имели в древнерусском языке различные значения, которые еще и изменялись во времени и пространстве. Точное их значение во времена Ольги нам не известно, равно как нет и уверенности в том, что летописцы XI-XII вв. не экстраполировали современные им понятия и обозначающие их термины на предшествующие времена. Помня об этом, попробуем все же проникнуть в смысл произошедших в середине Х в. перемен. Суть созданных Ольгой становищ вполне убедительно раскрыл М.Б. Свердлов. По мнению ученого «Становище, по письменным памятникам XI-XII вв. и в данном контексте, – ‘стоянка, стан’. Последующее развитие термина А.Н. Потебня определил как ‘стан, станция для князей, княжих мужей и тиунов, приезжавших для дани’… Они представляли собой станы, где останавливалась княгиня и княжие мужи с дружинами. Как давно отмечено, они могли совмещаться с ловищами – ‘местами для звериной и рыбной ловли’, но их сакральных функций, в отличие от мнения И.Я. Фроянова, ни в исторических источниках, ни в лексическом и историческом анализе не прослеживается. При таком понимании этих терминов ловища представляли собой княжеские территории, где останавливающиеся в становищах княжие мужи и дружинники охотились и ловили рыбу, что придавало им статус княжеской земельной собственности в древлянской земле (курсив М.Б. Свердлова. – М.Ж.)»[47]. Т.е. становища – это и есть пункты, предназначенные для стационарного сбора дани с подвластного населения, причем, по всей видимости, они в этом качестве предшествовали погостам[48]. Существует и точка зрения, согласно которой погост и становище – это просто два разных названия, в сущности одинаковых центров, различающиеся по географическому принципу: становища создавались на юге – в Древлянской земле, а погосты – на севере Руси[49]. Сложнее обстоит дело с последними. Определение того, как следует определять сущность и функции созданных Ольгой погостов вызвало значительные разногласия в историографии[50]. Лингвисты выделяют несколько хронологически последовательных этапов изменения значения этого слова в древнерусском языке:

1) Место гощения купцов (постоялый двор);

2) Место пребывания князя и его подчиненных, выезжающих за данью;

3) Главное поселение округа;

5) Кладбище при церкви;

Очевидно, что временам Ольги и ее ближайших преемников (середина Х – начало XI в.) соответствуют второе[52], а затем и третье значение. Примерно так, с теми или иными вариациями, и считало большинство дореволюционных ученых[53]. Этого же мнения, с теми или иными отличиями, придерживается и большинство советских и современных исследователей. Так, по мнению Б.Д. Грекова Ольга «внедряется в толщу местного общества, старается в разных пунктах Древлянской и Новгородской земли создать особые хозяйственно-административные пункты, поручаемые в управление своим людям, долженствующим выполнять в то же время и задачи политические – укрепление власти киевского князя на местах»[54]. Сходным образом рассуждает и В.В. Мавродин. Причем ученый пытается проследить генезис этих пунктов и связать их с местными центрами более ранней поры: «’’Уставляя’’ землю, Ольга вводила погосты. Погосты из селищ и мест для торговли, ‘’гостьбы’’[55], превращаются в административные центры княжеского финансового управления. Понятно, почему именно погосты Ольга делает ячейками своего княжеского управления. Это были места, объединяющие население целого района, где оно торговало и общалось друг с другом. Здесь и следовало основывать княжеские опорные пункты, дабы использовать исторически сложившиеся условия, в результате которых погост являлся объединяющим центром всех тянувших к нему поселений данников, где сходились нити экономических связей, соединяющих отдельные пункты данного района. В погостах постоянно проживали княжеские ‘’мужи’’, систематически собиравшие дань, ‘’творившие’’ именем князя, на основе обычного права, ‘’закона русского’’, суд и расправу и взимавшие судебные пошлины. При такой системе существование самостоятельных племенных князей было немыслимым»[56]. Здесь существенный научный интерес представляют мысли ученого о создании Ольгой своих новых административных пунктов на основе древних местных центров и о постепенной замене администрацией, назначаемой из Киева, местных органов власти. Близка к этому и точка зрения А.А. Зимина. По мнению историка первоначально погосты были «какими-то старыми племенными центрами», которые Ольга превратила «не только в сборные пункты дани, но и в центры судебно-административной деятельности»[57].

А.Н. Насонов считал, что «первоначально все погосты имели значение ‘’становищ’’, как можно заключить из летописного текста под 946-947 гг., откуда распространялась во время объездов деятельность административно-финансовая и судебная на окружные места»[58]. При этом историк считает погосты лишь «постоянными определенными местами объезда» во время полюдья[59], с чем нельзя согласиться. Прав, на наш взгляд, С.В. Юшков, который указывал на несовместимость объезда, известного как полюдье с погостами как стационарными пунктами сбора дани и административно-судебного управления, в которых сидели «постоянные княжеские агенты»[60]. По мнению Н.И. Платоновой формирование на Руси системы погостов связано с «успехами окняжения земель во второй половине Х в. Возникновение сети погостов-центров соответствует этапу развития государственности, на котором грабеж «примученных» племен и архаичное полюдье уступали место регулярному сбору даней по округам. Сбор проводился верхушкой местного населения, активно включившейся в процесс раннеклассовой эксплуатации соплеменников. Подоснова, на которой возникали погосты X-XI вв., могла быть различной. В частности, такую роль принимали на себя и более ранние территориальные центры. Однако путать само явление с его подосновой не следует»[61]. Здесь очень любопытны мысли о связи созданных центральной киевской властью погостов с древними местными центрами, а также о том, что к управлению в них могла привлекаться и местная знать, а не только посланцы из Киева.

Несколько иначе рассуждал С.В. Юшков, по мнению которого погосты «не были просто финансово-административными центрами: они были центрами феодального властвования, основными очагами феодальной эксплуатации»[62]. Близкую точку зрения отстаивал впоследствии Б.А. Рыбаков, который считал что «киевская княгиня… организует сеть погостов-острогов, придающую устойчивость ее домениальным владениям», а сам погост «представлял собой микроскопический феодальный организм, внедренный княжеской властью в гущу крестьянских ‘’весей’’ и ‘’вервей’’»[63] и был в то же время административным центром определенного района[64]. Такого рода суждения основаны на преобладающей в советской историографии, но совершенно безосновательной идее об утверждении феодальных отношений на Руси уже в IX-X вв.[65], хотя отдельные представляющие интерес и ныне детали в них имеются.

Согласно иному подходу[66], также намеченному С.В. Юшковым, погосты – это созданные Ольгой «финансово-административные округа»[67]. Аналогично и мнение Б.А. Романова, который считал погост территориальной единицей, созданной князьями в административных и податных целях[68]. Точно также считает ныне Б.А. Тимощук[69]. На наш взгляд, эта позиция не противоречит выделенному нами выше первому взгляду на погосты Ольги в историографии. Район, центром которого был погост вполне мог носить тоже название, что и сам погост[70]. Не случайно, что большинство сторонников этого подхода понимали погост и как некий административный центр и как весь подвластный ему район. Второе значение, на наш взгляд, явно вторично и в дальнейшем получило на Руси лишь локальное распространение в рамках сложения и эволюции ее административной системы. Основное значение этого термина в рассматриваемые нами времена – это, безусловно, «место пребывания князя и его подчиненных, выезжающих за данью», а затем и «главное поселение округа» (см. выше историю эволюции термина погост).

Совсем иначе представлял себе генезис погостов Н.Н. Воронин, по мнению которого погост – это вовсе не «результат деятельности ‘’мудрой Ольги’’», а «сложная система общественных отношений, в которой на еще доклассовую основу наслаивались позднейшие процессы. Одним из основных моментов нужно считать превращение этих погостских общин в податные общины; не обложение данью создавало погосты, а дань, собиравшаяся в частности Ольгой, легла на исторически сложившиеся территории общин, усвоив имя погоста-дани; не приезд князя или купца создавал погост, как поселение, а князь и купец собирали дань и торговали в старых центрах архаической сельской общины». Погостом, по мнению ученого, «называлась, с одной стороны, определенная система поселения, а именно – сельская община, и, с другой стороны, ‘’погостом’’ же называется определенный вид дани», взимавшийся с отдаленных сельских районов[71]. Мнение Н.Н. Воронина убедительно оспорил Б.А. Романов, показавший, что именно «от Ольги… остались какие-то территориальные пункты – погосты. Что они были удобно расположены или установлены для сбора дани не в отдалении от населенных мест, а, скорее всего в исторически сложившихся центрах населенных районов, это довольно правдоподобно»[72]. Как справедливо указывает Б.А. Романов, Н.Н. Воронину «не удалось привести ни одной черточки в источниках в пользу того, что территориальная община всюду и везде носила на дофеодальном этапе название ‘’погост’’»[73], а так как Н.Н. Воронин не предложил никакого нового объяснения происхождения самого этого термина, «простое отрицание его связи с гостьбой и остановками князей в полюдье не продвигает, а тормозит отнесение этого термина в дофеодальную древность»[74]. К этому еще можно добавить, что понимание термина погост, как некоего вида дани ни из каких источников вывести невозможно.

Л.В. Черепнин также понимая погосты как некие административно-фискальные округа, попытался наметить динамику их развития. На первом этапе, по мнению ученого, погост – это община – социальная организация, которая в Русской правде фигурирует как «вервь». Здесь, как видим, Л.В. Черепнин сближается с Н.Н. Ворониным. Затем погосты из поселений соседских общин трансформируются в административно-фискальные округа, каковые и создавала Ольга в ходе своей «реформы»[75], что близко к идее Б.А. Романова[76].

Значительным своеобразием отличается трактовка созданных Ольгой погостов, предложенная И.Я. Фрояновым[77]. В целом историк вразрез практически со всей предшествующей историографией решительно отверг проведение Ольгой «судьбоносной реформы». По мнению ученого «киевская княгиня вводила не новые порядки и правила, а восстанавливала старые традиции, неосмотрительно нарушенные ее супругом Игорем. Она вернулась к нормированной дани… Земельной собственностью… Ольга не обзаводилась… ‘’общегосударственных’’ законов… не издавала. Нет оснований, чтобы говорить об изменении порядка сбора дани… в деятельности Ольги отсутствует то, что можно было бы назвать реформой»[78]. Что касается созданных Ольгой погостов, то И.Я. Фроянов считает, что «поначалу погосты – это специально отведенные места, предназначенные для встреч и контактов местных финно-угорских племен с чужеземцами»[79]. Ученый исходит из значения слова «гость», однокоренного «погосту», как «чужеземец»[80] и, опираясь на многочисленные этнографические параллели[81], делает вывод, что славяне общались с «чужеземцами», в данном случае угро-финнами, в специальных сакральных пунктах – погостах. Затем, «по мере развития данничества и в результате обложения данью северо-западных финно-угров расширяются функции погостов: они становятся еще и пунктами, куда приезжают сборщики дани». Ольга «опираясь на существующие традиции финно-угорских племен, обозначила сакрально защищенные места сбора дани»[82]. Эти построения И.Я. Фроянова, на наш взгляд, не имеют под собой достаточных оснований[83], что убедительно показал М.Б. Свердлов[84]. И дело не только в том, что погосты были распространены не только в Новгородской земле, но и в других регионах Древней Руси[85], не только в том, что финно-угорское население на Мсте и Луге было в основном ассимилировано и к середине Х в. там уже проживали славяне[86], в то время как о финно-уграх можно для этого времени можно говорить только лишь на Нижней Луге и Верхней Мсте[87], а главным образом в том, что принимая объяснение И.Я. Фрояновым характера общения славян с угро-финнами совершенно невозможно объяснить этнокультурный синтез и ассимиляцию последних первыми[88], которая, естественно, предполагала непосредственное общение между ними, вовсе не требовавшее неких «сакральных пунктов»[89].

М.Б. Свердлов, напротив, полагает, что «…Ольга осуществила в середине Х в. значительную реформу Русского государства. Погосты – места временных остановок князя или княжих мужей с дружинами во время полюдья – она реорганизовала в центры постоянного княжеского административно-судебного управления в сельской местности. Такое ‘’уставление’’ погостов наряду с уже формирующейся системой городов с волостями во главе с княжескими посадниками имело следствие замену на Руси древнего племенного деления территориальным… Эти изменения… способствовали… дальнейшему развитию социальных и государственных структур, формированию политически единого государства»[90].

Уместно задать вопрос: а только ли на Древлянскую и Новгородскую земли распространялась «реформа Ольги» или она охватывала всю территорию Киевской Руси? На наш взгляд, именно второе решение выглядит более предпочтительным. Еще С.М. Соловьев отмечал, что «хотя летописец упоминает о распоряжении Ольги только в земле Древлянской и в отдельных пределах Новгородской области, однако как видно, путешествие ее с хозяйственной, распорядительной целью обнимало все тогдашние русские владения; по всей Земле оставила она следы свои, повсюду виднелись учрежденные ею погосты»[91]. О том, что «реформа Ольги» охватывала всю подвластную Киеву территорию убедительно писал и С.В. Юшков[92]. В принципе, о том же говорили Л.В. Черепнин[93] и А.А. Зимин[94]. Ныне В.Я. Петрухин считает, что при Ольге происходит «установление государственных правовых норм от Среднего Поднепровья до Новгорода…»[95]. По мнению историка создание Ольгой погостов знаменовало собой отказ от описанного Константином Багрянородным полюдья и переход к стационарному сбору дани по всей территории Киевской Руси (полюдье при этом сохранилось лишь как локальное явление на периферии)[96]. Как общедревнерусскую рассматривает «реформу Ольги» и М.Б. Свердлов[97]. При этом ученый приводит в пользу такой трактовки летописного повествования серьезные текстологические доводы[98]. Условно выделенный третий блок информации о деятельности Ольги (см. выше) говорит о том, что «по всей земле есть ее ловища, знаменья, места, погосты (курсив М.Б. Свердлова. – М.Ж.)»[99]. Причем под «всей землей» здесь, по всей видимости, следует понимать территорию всей Руси[100].

Таким образом, сложение текста о «реформе Ольги» рисуется в следующем виде (частью о текстологии этого рассказа выше уже шла речь): «первоначальный киевский» рассказ об этом событии содержал два блока информации:

1) об «уставлении» Ольгой Древлянской земли после подавления восстания древлян против власти Киева и о четкой тарификации дани с установлением становищ – пунктов для ее стационарного сбора и административно-судебного управления подвластными землями, а также перевесищ и ловищ для их обслуживания;

2) о распространении «древлянского опыта» на все подвластные Киеву этнополитические объединения восточных славян – «всю землю».

В Новгородской летописи XI в. внимание в первую очередь было обращено на деятельность княгини в Новгородской земле и помещен соответствующий рассказ. В Киевском своде конца XI в. произошло соединение киевской и новгородской версий деятельности Ольги в результате чего в первоначально целостный киевский текст был вставлен третий (новгородский) блок информации.

Подводя итоги нашего историографического обзора, можно сказать, что созданные Ольгой погосты, согласно наиболее убедительным трактовкам, представляли собой:

1) Пункты стационарного сбора четко тарифицированной дани. Их создание знаменовало собой отказ от полюдья – кругового объезда киевским князем всех подчиненных восточнославянских этнополитических объединений, описанного Константином Багрянородным. Теперь сбор дани осуществлялся из постоянно существующих пунктов – погостов, куда, по всей видимости, местные жители сами свозили дань. Эта форма взимания дани называлась, очевидно, повоз[101]. Полюдье после этого сохраняется лишь как локальное пережиточное явление в периферийных районах Руси[102].

2) Пунктами административного управления, которыми киевское правительство заменяло местные власти отдельных славиний, сохранявших еще к середине Х в. огромную внутреннюю автономию (своих князей, знать, народные собрания и т.д.). Причем создавались эти пункты, по всей видимости, рядом или непосредственно на месте существующих центров восточнославянских этнополитических объединений. Управление там могли осуществлять не только представители Киева, но и отдельные – прокиевские – представители местной знати и местного населения.

В.В. Пузанов выделил на примере Древней Руси три стадии интеграции отдельных этнополитических объединений:

1) Военный «союз племенных союзов»[103] с целью противостояния общей внешней опасности;

2) Объединение «союзов племен» под властью одного из них, который представлял зародыш публичной власти по отношению к остальным (зависимость такого рода устанавливалась, по большей части, силовым путем, выражаясь в уплате дани и совместных военных акциях. Порядок управления в подвластных «племенах» оставался прежним);

3) Господствующий «союз племен» переходит к прямому управлению подвластными этнополитическими объединениями посредством ликвидации (либо ограничения) местных («племенных») органов власти и замены их наместниками с «центра»[104].

Именно переход к третьему этапу интеграции и начался в Киевской Руси в ходе «реформы Ольги». Еще С.В. Бахрушин отметил интереснейшую деталь: если договоры Руси с Византией 911 и 944 гг. заключались от имени киевского князя и подчиненных ему местных князей, то в договоре 971 г. никаких упоминаний о них нет[105]. Отсюда историк сделал вывод, что к тому времени с «мелкими князьями» уже было покончено: они были либо истреблены, либо полностью подчинены Киеву. Святослав, как известно, сажает своего сына Олега князем в Древлянской земле[106], из чего И.Я. Фроянов резонно заключил, что «к моменту посажения Олега в Древлянской земле своего князя не было»[107]. Владимир уже сажает сыновей во всех основных городах Руси: «Вышеслава в Новегороде, а Изяслава Полотьске, а Святополка Турове, а Ярослава Ростове. Умершю же старейшему Вышеславу Новегороде, посадиша Ярослава Новегороде, а Бориса Ростове, а Глеба Муроме, Святослава Деревех, Всеволода Володимери, Мстислава Тмуторокани»[108].

Следовательно, местных князей к тому времени в восточнославянских областях уже не имелось или они были полностью подчинены[109]. И есть все основания полагать, что главным образом этот процесс произошел именно в результате «реформы Ольги»[110]. Летопись отмечает, что после подавления восстания древлян и взятия Искорстеня она «страрейшины же града изънима»[111], т.е. взяла в плен. Старейшины града или старцы градские – это, очевидно, родовая знать славянских этнополитических объединений[112]. Очень тонкое наблюдение относительно судьбы древлянского князя Мала и всей древлянской политической самостоятельности сделал, внимательно вчитавшись в текст летописного повествования, А.С. Королев: «Особенно циничным выглядит языковое коварство Ольги в рассказе о четвертой мести древлянам. Она заявляет древлянам, повторяя с необычайной настойчивостью: ‘’Больше уже не хочу мстить, – хочу только взять с вас мало, заключив с вами мир, уйду прочь… Нет у вас теперь ни меду, ни мехов, поэтому прошу у вас мало: дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как муж мой, поэтому и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас мало’’. К чему этот повтор: мало, мало, мало. Если вспомнить, что древлянского князя звали Мал, то можно сообразить, что Ольга использовала каламбур и самую простую фразу превратила в загадку. Она снова не обманывала, добиваясь уже не мести, а гораздо большего. Ольга потребовала от древлян князя – предводителя восстания, в данном контексте – всей их независимости, которую и искоренила полностью (курсив А.С. Королева. – М.Ж.)»[113]. В этой связи очень любопытно предание, записанное на Псковщине – родине Ольги – в XIX в. П.И. Якушкиным, где говорится о том, что Ольга «много князей перевела: которого загубит, которого посадит в такое место»[114]. Разумеется, предание искажает действительность и в нем это «погубление» Ольгой князей облачено в форму неудачного сватовства, однако, общее направление деятельности Ольги оно сохранило верно. Совершенно прав В.В. Пузанов, который говорит о том, что «Рюриковичи, в прямом смысле слова, утверждались на костях ‘’племенных князей’’»[115].

Но был, очевидно, период сосуществования и жестокой борьбы между князьями, знатью и народом славиний с одной стороны и Киевом и его представителями-наместниками – с другой[116]. И был, соответственно, период сосуществования и соперничества между центрами восточнославянских этнополитических объединений с одной стороны и создаваемых Киевом своих опорных пунктов в покоренных землях – с другой. Есть ли какие-то археологические следы этого противостояния?

[1] При этом важно отметить, что покорения Киевом восточнославянских «племен» «не являлись делом рук исключительно князей и дружины. Для покорения соседних племенных княжений и удержания их в даннической зависимости сил одной дружины явно не хватало. Только народное войско… в состоянии было сделать это» (Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. С. 501-502). Таким образом, покорение восточнославянских этнополитических объединений – это дело вовсе не только киевских князей с их дружинами, а и рядовых полян, объединенных в ополчение. Соответственно и собранная с покоренных «племен» дань шла не только князю и его дружинникам, но и всей киевской полянской общине. Ср. слова Константина Багрянородного о том, что в полюдье «архонты выходят со всеми росами из Киава (Киева – М.Ж.) (курсив мой. – М.Ж.)» (Константин Багрянородный. Об управлении империей. М., 1989. С. 51).

[2] С определенными различиями в конкретной интерпретации см.: Мавродин В.В. Образование Древнерусского государства. Л., 1945. С. 221-247; его же. Образование древнерусского государства и формирование…; Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 450-458; Рыбаков Б.А. Первые века русской истории. С. 25-42; его же. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII вв. М., 1982. С. 284-369; Фроянов И.Я. Киевская Русь: Очерки социально-политической истории. С. 498-505; его же. К истории зарождения Русского государства; Петрухин В.Я. Древняя Русь: народ, князья, религия // Из истории русской культуры. Т. I (Древняя Русь). М., 2000. С. 102-151; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI – первой трети XIII в. СПб., 2003. С. 83-181; Горский А.А. Русь… С. 54-75.

[3] Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 51.

[4] Рыбаков Б.А. Киевская Русь… С. 316-342. См. также: Новосельцев А.П. Арабские источники об общественном строе восточных славян IX – первой половины Х в. (полюдье) // Древнейшие государства Восточной Европы. 1998 г. Памяти члена-корреспондента РАН А.П. Новосельцева / Отв. ред. Т.М. Калинина. М., 2000; Константин Багрянородный. Об управлении империей. С. 330. Примеч. 66 (Е.А. Мельникова, В.Я. Петрухин); Кобищанов Ю.М. Полюдье: Явление отечественной и всемирной истории цивилизаций. М., 1995. С. 247.

[5] На наш взгляд И.Я. Фроянов, жестко разграничивающий дань и полюдье (Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 448-484; его же. Киевская Русь: Главные черты социально-экономического строя. СПб., 1999. С. 237-239), не вполне точно изображает сложную картину становления и функционирования «налоговой системы» Древней Руси. Не касаясь вопроса о происхождении полюдья и его сущности на разных этапах истории восточных славян и Киевской Руси, отмечу, что наиболее точно полюдье первой половины Х в. охарактеризовал Л.В. Черепнин как «систему сбора дани (курсив Л.В. Черепнина. – М.Ж.)» (Черепнин Л.В. Отзыв о монографии И.Я. Фроянова: «Киевкая Русь. Главные черты социально-экономического строя». Л., 1973 // Фроянов И.Я. Киевская Русь: Главные черты… С. 322). Это наиболее точно соответствует описанию полюдья Константином Багрянородным.

[6] При этом любопытно, что Новгородская земля не была охвачена полюдьем. Вообще, у нас нет никаких данных, которые позволяли бы говорить о зависимости ее от Киева до середины Х в. и «реформы Ольги» (Фроянов И.Я. Мятежный Новгород. Очерки истории государственности, социальной и политической борьбы конца IX – начала XIII столетия. СПб., 1992. С. 107-129). До этого времени можно, по всей видимости, говорить лишь о союзнических отношениях, но не более. А.С. Королев верно отмечает, что «до середины Х в. между Новгородом и Киевом не было стабильного контакта» (Королев А.С. Загадки первых русских князей. М., 2002. С. 120-121).

[7] Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства: Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002. См. также: Майоров А.В. [Рец. на кн.:] Шинаков Е.А. Образование древнерусского государства: Сравнительно-исторический аспект. Брянск, 2002 // Rossica antiqua. 2006. С. 393.

[8] О даннических отношениях в восточнославянском мире и об их развитии см.: Юшков С.В. Эволюция дани в феодальную ренту в Киевском государстве в X-XI вв. // Историк-марксист. 1936. № 5; Фроянов И.Я. Данники на Руси X-XII вв. // Ежегодник по аграрной истории Восточной Европы. 1965 г. / Под ред. В.К. Яцунского. М., 1970; его же. Рабство и данничество… С. 260-484; его же. Киевская Русь: Главные черты… С. 233-251; Пузанов В.В. Княжеское и государственное хозяйство на Руси X-XII вв. в отечественной историографии XVIII – начала XX в. Ижевск, 1995; Каштанов С.М. Возникновение дани в Древней Руси // От Древней Руси к России нового времени: Сборник статей: К 70-летию А.Л. Хорошкевич Сост. А.В. Юрасов; отв. ред. В.Л. Янин. М., 2003. Там же см. историографию вопроса.

[9] См.: Васильев Л.С. Протогосударство-чифдом как политическая структура // Народы Азии и Африки. 1981. № 6; Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 260-274 и сл.

[10] Весьма сходным образом рассматривает интеграционные процессы в восточнославянском мире в IX-X вв. и В.В. Пузанов (Пузанов В.В. Этапы становления и развития древнерусской государственности // Государство и общество: проблемы федерализма и самоуправления: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ижевск. 14-15 января 1999 г. / Отв. ред. Ю.А. Малышев, В.В. Пузанов. Ижевск, 1999. С. 8-14; его же. Главные черты политического строя Киевской Руси X-XI вв. // Исследования по русской истории. Сборник статей к 65-летию профессора И.Я. Фроянова / Отв. ред. В.В. Пузанов. СПб., Ижевск, 2001. С. 20-21; его же. Древнерусская государственность: генезис, этнокультурная среда, идеологические конструкты. Ижевск, 2007. С. 202-204). К его схеме мы еще вернемся.

[11] См. об этом: Дворниченко А.Ю. О восточнославянском политогенезе… С. 184-195.

[13] Об убийстве древлянами Игоря и о последовавшем за этим покорении Древлянской земли, а также о смысловых нагрузках летописного рассказа об этих событиях см.: ПВЛ. С. 26-29, 434-439 (Примеч. к стр. 27-28), 608 (Примеч. к стр. 436-439); Мавродин В.В. Образование древнерусского государства. С. 246-250; Лихачев Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. М.; Л., 1947. С. 132-138; Рыбаков Б.А. Киевская Русь. С. 325-328, 360-363; его же. Язычество Древней Руси. М., 1987. С. 365-378; Демин А.С. Художественные миры древнерусской литературы. М., 1993. С. 47-49; Фроянов И.Я. О событиях 945-946 гг. в Древлянской земле и Киеве (в свете этнографических данных) // Историческая этнография. СПб., 1993; его же. Древняя Русь. Опыт исследования истории социальной и политической борьбы. М.; СПб., 1995. С. 49-77; его же. Рабство и данничество… С. 381-393; Королев А.С. Загадки… С. 74-91, 118-141; Петрухин В.Я. Древняя Русь… С. 153-157; Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 86-91, 180-183.

[14] О правомерности применения этого наименования к восточнославянским этнополитическим объединениям типа древлян, вятичей, радимичей и т.д. см.: Горский А.А. Русь… С. 9-19.

[15] О самой Ольге, ее происхождении и о том, почему именно она оказалась во главе киевской общины после гибели Игоря см. интересное, хотя и часто спорное исследование А.С. Королева: Королев А.С. Загадки… С. 118-141, 142-147.

[16] Н.М. Карамзин в свое время справедливо назвал проведенную Ольгой «реформу» делом «великой законодательной мудрости» и важным этапом в развитии «внутреннего порядка Государства» (Карамзин Н.М. История Государства Российского: В 12-ти т. М., 1989. Т. I. С. 270).

[17] М.Б. Свердлов, на наш взгляд, верно выделил в этом рассказе четыре блока информации (Свердлов М.Б. Домонгольская Русь. С. 183-184). Мы принимаем это разделение и используем его в дальнейшем анализе.

[18] ПВЛ. С. 29. В НПЛ имеется аналогичный рассказ. Никаких существенных отличий он не содержит. Поэтому рассматривать его отдельно не имеет смысла. Отдельные имеющиеся там (а также в Ипатьевской летописи) разночтения (параллельный текст трех летописей см.: Свердлов М.Б. Домонгольская Русь… С. 183-184) не имеют для нашей темы особого значения.

[19] Подробный историографический обзор см.: Фроянов И.Я. Рабство и данничество… С. 394-406, 412-421. Наличие это обзора делает излишним подробный пересказ в этой статье историографии проблемы, поэтому мы останавливаемся лишь на нескольких узловых для нашей темы моментах.

[20] Шахматов А.А. Разыскания о древних русских летописных сводах // Шахматов А.А. Разыскания о русских летописях. М., 2001. С. 84-86, 128-129.

[21] Греков Б.Д. Киевская Русь. С. 301-302. Б.Д. Греков, однако, не сделал из этого столь радикальных выводов как А.А. Шахматов.

[22] Шахматов А.А. Разыскания… С. 128-129.

[23] Котляр Н.Ф. Древняя Русь и Киев в летописных преданиях и легендах. Киев, 1986. С. 100.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *