станица етеревская михайловского района волгоградской области история

Станица етеревская михайловского района волгоградской области история

станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Смотреть фото станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Смотреть картинку станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Картинка про станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Фото станица етеревская михайловского района волгоградской области история

станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Смотреть фото станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Смотреть картинку станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Картинка про станица етеревская михайловского района волгоградской области история. Фото станица етеревская михайловского района волгоградской области история

Стас Рыбченков запись закреплена

Глава 1.Страницы летописи станицы Етеревской.

Более четырехсот лет тому назад Великий луг, или иначе дикое поле, как именовались эти земли, считались глухим и необжитым местом. Можно было проехать сотки километров по донским степям и не встретить ни одного следа человеческого жилья. Но в дремучих лесах Дона, Медведицы и Хопра проживали народы, которые в дружбе жили и с монголотатарами.

Некоторые историки указывают, что в составе войск Золотой Орды были и казаки, так же как и в составе московских войск, до Ивана Грозного.

В эти дикие места, служившие долгое время надежным и безопасным убежищем, из русских деревень бежали крестьяне, спасаясь от произвола крепостников, преследований царских чиновников и церкви. Они селились по берегам рек создавали и пополняли станицы и хутора, занимались ловлей рыбы и добычей зверя.

Скорее всего, это был казачий городок или укрепление, находившимся в центре лесного массива, на правом берегу реки. И хотя казачий городок в лесном массиве был мало заметным, на него часто нападали кочевые племена, подвергая его разгрому, сжиганию и уводу людей в плен. Для охраны своих городов, станицу казаки нарывали курганы, ставили на них высокие деревянные вышки, на которых ставили часовых, они следили за приближением врага и, в случае появления, предупреждали об опасности дымом с вышки. По сигналу казаки седлали лошадей и отправлялись на защиту своего пепелища или вообще растворялись в лесном массиве. Такие курганы сохранились до сих пор в окрестностях станицы Етеревской, это Хавронин. В лесу курган в Большом углу, что в шести километрах от станицы и против хутора Субботин

Следующую версию о происхождении названия станицы Етеревская излагает в своей статье «К ВОПРОСУ О ТОПОНИМЕ «ЕТЕРЕВСКАЯ СТАНИЦА», Сергей Владимирович Выродов, член «Историко-родословного общества в Москве» и «Царицынского Генеалогического Общества в сборнике ЦАРИЦЫНСКОГО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

В те далекие годы мало кто из жителей и краеведов знал о существовании еще более древней легенды о названии станицы Етеревской, которую трактуют в своей работе Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия.

Вот такие три легенды о названии станицы предлагают нам разные авторы, но мы надеемся, что они позволят значительно расширить исторический кругозор о родном крае.

Историк А.И.Ригельман приводит интересные факты «о жительстве и селении на Дону Донских Козаков и о числе оных». Он указывает, что по Медведице имелось 11 станиц.

Опись от 1768 года. Станица называлась Тютеревская:

Служащих казаков – 244,Отставных – 28,Малолетних – 25(от15 до 19лет),Всего – 297.

Из 11 станиц Тютеревская была на четвертом месте по числу казаков. Жили казаки своим укладом, не зная ни бояр, ни дворян, ни царских чиновников. Земли свои отвоевывали в упорной борьбе и становились закаленными воинами. Отношение с Москвой последовательно менялось:

Совершенно независимое.Несли службу по договору с московскими князьями.Служили по присяге.Вошли в состав Российского государства, как неотъемлемая ее составная часть.

Наша станица входила (и по настоящее время) в состав Усть – Медведицкого округа области Войска Донского, центром которого был город Новочеркасск. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «Войсковой круг».

Недаром В.Г.Белинский писал: «История донского казачества – побочная река, впадающая в большую реку русской истории». С освоением земель, с развитием сельского хозяйства, с развитием торговли произошло и переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из места «Старые базы» станица постепенно переселилось чуть выше прежней, поближе к плодородной почве, растянувшись по правому берегу реки Медведицы.

В связи с этим, по всей вероятности, происходит и переименование станицы, из Тютеревской, новая станица стала называться Етеревской.

В конце 18 – века, когда казаки стали заниматься и земледелием, помимо государевой службы, они основывали хутора вблизи своих земель. Так появились хутора, которые приписаны к станице: Кабанов, Лопатин, Буянов, Фатеев, Хопер, Месюгин, Малый Ильменский, Старая Глушица и другие.

И было два выхода: справа и слева.

Иногда нас, маленьких девочек, посылали мыть полы в церкви, мы делали эту работу с удовольствием. Я украдкой пробиралась в алтарь и примеряла там и серебряные и позолоченные венцы,хотя подружки и нагоняли на меня страху, мне было очень любопытно посмотреть, что там внутри…»

В начале двадцатого века в станице насчитывалось около трехсот тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица, которая называлась Рябовка, получила название по первой поселившейся семье Рябовых. В конце улицы Рябовки были два колодца – Рябовский и Акимов. В них была прекрасная чистая родниковая вода (Приложение №5)

Жители всей станицы пользовались водой из этих двух колодцев для питья. С ведрами на коромыслах шли и шли со всех станичных улиц сюда за водой.

Красная улица – это самая красивая улица станицы, и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие, круглые, крытые красным железом. На ней располагалась церковь, школа, площадь. На этой улице селились богатые, знатные казаки. (Приложение №6) Махоркин дом, Михайлов, Киселев, Захаров. Впоследствии их хозяева были раскулачены и вывезены на Север. Эти дома долго стояли забитые вместе со всем убранством и домашней утварью, но постепенно все равно разграблено, а сами дома заимели других владельцев.

Это нам поведала самая старейшая жительница станицы Етеревской Копылова Екатерина Деяновна, которой в этом году исполнилось 99 лет.

Улицы Крюковки Большая и Малая – называются по первым поселившимся казакам Крюковым ( Приложение № 7 ).

Улица Чесноки называется так потому, что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.

В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Они платили налоги. Казачью одежду одевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках вообще не допускались. Не допускались и к управлению станицей.

Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь.

В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно выполнял распоряжения станичного атамана.

В 1902 году в станице Етеревской атаманом был урядник Никандр Васильевич Романовсков, а в хуторах входящих в состав станицы были атаманами:

Ильменском – урядник Андрей ЛавровБуянове – казак Прокофий ДикаревФатееве – казак Степан ДьяковМесюгине – казак Тихон МакридинГлушице – казак Василий Марков

В станице для решения спорных вопросов были и почетные судьи. В это время, почетными судьями были: урядник Антон Васильевич Макаров, ур.Филипп Федорович Болдырев, ур.Захар Иванович Трушин, ур.Никонор Кузнецов, казак Максим Макридин.

Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призвали на подавление большевиков. После Гражданской войны, в апреле 1921 года станица Етеревская была причислена к Царицынской губернии.

Прошло время….Благодарные потомки, в лице действующего атамана станицы Девкина В.А., Меренцовой Н.В.- главы поселения, при участии станичных казаков установили памятник на местном кладбище, последнему атаману Никандру Васильевичу Романовскову (Приложение №8)

Глава 2. Топонимы станицы Етеревской.

Теперь переходим к рассмотрению отдельных географических названий, в краткой форме сообщим об их значении и происхождении. Живописно выглядят Яры правого берега Медведицы.

За станицей в песках есть Слезовой курган (Приложение №11). Традиционное место прощания. Находиться он недалеко от кладбища, где раньше была прямая дорога через хутор Моховой на Михайловку. Солдат, уходивших в армию, на войну, провожали до этого места, где, расставались. Сюда же матери и жёны приходили встречать своих мужей, сыновей, братьев. Часто не дождавшись, плача, возвращались обратно.

Займище – место, занятое под луг.

Меловатка – это глубокий овраг: крутояры Меловатки пластованы из белой глины. Отсюда и название. Меловатка тянется из степи вдоль Еланской дороги и заканчивается «распадком» у хутора Ильменский – II, в окрестностях станицы Етеревской. По рассказам старожилов, Меловатка – страшное место. Сколько она покалечила и придушила насмерть людей своими коварными обвалами! В зарослях и колдобинах этого оврага испокон веков плодятся волчьи выводки. Меловатка – бич поселения. В весенний паводок овраг наполняется водой, бурлит меловой жизнью, сметая всё на своём пути. Тогда в поле через Меловатку не проехать. Жители ездили в объезд, по плохим дорогам, калечили тягло, рвали упряжь и проклинали свою горькую жизнь и заодно своих атаманов, не заботившихся о полевых дорогах.

По названию народности возник гидроним Башкирка. Один из старожилов станицы Раздорской Г.Ф.Кузнецов рассказывал такую историю. После битвы с татарами на Кубанском бугре казаки хутора Сенного обнаружили в глубоком овраге оборванных и голодных татар. На вопрос урядника: «Сколько вас?», один из татар Мирза ответил: «Баш Кырх». Казаки, не понимая ответа, засмеялись и всё твердили: «Башкыр, башкир! Чума вас занесла». Так возникло адаптированное название речки Башкирка. Другой старожил С.Н.Земцов утверждает, что в период монголо-татарского владычества русские называли завоевателей и башкирами и татарами: от их пребывания в этих местах речка получила имя Башкирка.

Широко распространены в окрестностях станицы озёра. Озеро Ильмень – в русских диалектах, нарицательное «ильмень» означает мелкое озеро с берегами, заросшими камышом, заполненную водой старицу, маленькое озеро. Возникнув в речи новгородцев, старинное слово «ильмень» было перенесено на Дон и Волгу и составило целый ряд различных названий (озёр, населенных пунктов.

Немало озёр названо по растительности, окружающей их, дну, цвету воды, течению и т.д.: Осинское, Водорезное и Старая протока.

Озеро Глубокое – самое красивое озеро в округе станицы. Располагалось в живописнейшем месте станицы. Место традиционных гуляний станичников (Приложение №12).

Названия животных, птиц и рыб дали не только рекам, но и озёрам, например Бобровое. С жизнью и деятельностью человека связаны гидронимы: Рубежное – по границе между землями Раздорской – затоны, слово «затон» общеславянское, образовалось от «затони», родственные слова «тонуть, топить»

Колдобань – (из тюрского) котловина, заполняемая весенней водой, иногда пересыхает летом.

Вообще, в наших местах очень много красивых уголков со своими названиями, происхождение которых уже никто и не помнит, но они эти названия, звучат прекрасной музыкой для слуха каждого, кто любит и бережёт свой край, кто черпает силы в кладезе мудрости и красоты нашего родимого края.

Источник

Информация, которая случайно попала в поле зрения и отсутствующая на Генеалогическом форуме

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

Повествование в литературе об Етеревских казаках, вообще о донских казаках, начинается со времен, когда: «Всадник скрывался в траве совершенно, утопал, как в зеленом море». И волновалась и играла степь под порывами ветра к море. Вдоль рек росли дремучие леса: дубы, вязы, клены, ясени, грабы, тополя, дикие яблони были оплетены диким плющом. Между ними теснились кусты колючего терновника калины. Бузины, крушины… там скрывались дикие звери, от туда выскакивали стада быстроногих диких коз, туда ища тени, убегали сайгаки, там хоронились дикий барс, медведь и волки. Оттуда выбегали пугливый заяц и красная лиса.

В этом охотничьем раздолье искали спасения и люди, боровшиеся за свою жизнь, за свои дома».

Итеревская станица, как ее называют в настоящее время, Етеревская (ныне в Михайловском районе), находится на правом, песчаном возвышенном берегу реки Медведицы, в двух верстах от озера Глубокое и Крюково, в 105 верстах от окружной Усть-Медведицкой станицы.

Первое поселение станицы было на левой стороне Медведицы, при устье старой речки, в урочище Самородок, окружено было громаднейшим лесом. Отсюда в 1754 году, по причине разорений от полой воды, станица перешла на правую сторону Медведицы близ озера Садок. Однако песчаные замети заставили в 1798 году станицу перенести на третье место, где она располагается и по сей день.

Название свое станица получила от Этери – пустынника, который жил на том самом месте, где она основывалась первым поселением. Станица делится на четыре части: «Городская» (верхняя), «Крюково», « Красная» (средняя) и «Арчадинская» (нижняя).

Впервые упоминается в документах 1688 год как казачий городок Етерев. К 1698 году в нем проживали 31 казак и 29 бурлаков в основном исповедавшие старообрядчество. Но к 1745 году в ней числилось 74 двора и проживало 243 человека. По данным В.Д.Сухорукова к 1822 году в ней проживало 2550 человек, имелось 287 дворов, деревянная церковь и водяная мельница.

В 1715 году кубанские татары напали на станицу Етеревскую, причем, кроме убитых и раненых, было взято в плен на покосах и полях 50 человек мужского пола, да еще отогнаны конские табуны и всякий скот. О чем свидетельствует «Доношение коменданта Черкасского Транжатента Воронежскому губернатору Колычеву о разорении татарами казачьих станиц Етеревской и Раздорской в 1715 года апреля 15 дня».

Из описи церковного имущества, составленной в 1853 году, следует отметить наличие в этой святыни Евангелия 1778 года, потира серебряного и служебника 1670 года.

По другим источникам станица думала переселиться к западу за песок, где теперь хутор Большой, на речку Тишаню. Верст 10-15 вдоль и поперек – равнина; придется жить на прудах и колодезях: Тишаня мелка. Здесь идет чумацкий шлях из Камышина на Филонов (везут брусья, соль, рыбу из Камышина, а в Камышин – хлеб).

Весь покос и лето цены на косарей и гребельщиц стояли дорогие. На покосах и на уборках хлеба казаки в ситцевых рубашках; казачки, хоть и сами косят, но в ситцевых сарафанчиках; имеют подушки и полога от росы.

В праздник базарная площадь станицы Етеревской в яркий пестрый цветок превращается: в ходу заграничные ситцы, шерстяные и даже шелковые материи.

С богатством речки Медведицы связано и название станицы Етеревской. Основание ее относится ко 2 половине 16 века. Старинное русское слово «Ятво» у детей означало обилие, стаю рыбы. Возникшая здесь на одном из богатых уловом мест станица донских казаков и стала именоваться в начале Ятеревом, затем Тютерево, а позже приобрела свое сегодняшнее название.

Первые поселенцы станицы проживали в четырех- пяти километрах от нынешнего ее расположения, где находится сейчас большая лесная поляна под названием Самарка. Река Медведица тогда протекала там, где сейчас расположен хутор Субботин. Скорее всего, это был казачий город или укрепление, находившееся в центре лесного массива на правом берегу реки. И хотя казачий городок был малозаметным, на него часто нападали кочевые племена.

Шло время. Несколько раз изменялось русло реки Медведицы. Примерно в конце 17 века она протекала там где сейчас находится озеро «старая река», а население изменило свое место жительства и переселилось на другое, которое сейчас называется «старые базы». На этом новом месте станица называется Тютеревской.

С основания земель, развитие сельского хозяйства и торговли произошло переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из района «старые базы» станица постепенно переселилась чуть выше прежней, растянувшись по правому берегу реки Медведицы. В связи с этим, по всей вероятности, происходит переименование станицы: она стала называться Етеревской.

В конце 18 века, когда казаки начали заниматься и земледелием, помимо государственной службы, они основывали хутора в близи своих земель. Так появились хутора, которые были приписаны к станице: Кабанов, Лопатин. Буянов, Фатеев. Малый Ильменский, Старая Глушица и другие. За годы советской власти они исчезли из-за неперспективности. А такие приписные хутора как Большой, Моховой, Попов, Атамановка, Субботин существуют и по сей день.

В станице были богатые лавки, церковно-приходская и земская школа. В начале 20 века здесь насчитывалось около 3 тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица Рябовка получала название по первой поселившейся семье Рябовых. Красная улица-это была самая красивая улица станицы и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие круглые, крытые красным железом. Улица Крюковка называется по первым поселившимся казакам Крюковым, а улица Чесноки, потому что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.

В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Так, например, иногородец Василий Ильич Сухов, имея девять душ семьи, сам плотничал и не мог свести концы с концами. Иногородние платили налоги. Казачью одежду надевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках они не допускались. Не допускались и к управлению в станице.

Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь. В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно выполнял распоряжения станичного атамана. В 1903 году в станице Етеревской атаманом был урядник Василий Леонов.

Лес, находившийся близко к станице, принадлежал казакам. Они делили его на паи и вели санитарный уход за ним.

Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призывали на подавление большевиков. Советская власть была установлена 26 января 1918 года. В станице это произошло в феврале, хотя казаки колебались, но революционная агитация проводилась среди бедного казачества и иногородних. В то время в станице находились революционеры-подпольщики, священники отец Степан Зазулин и отец Николай. Они организовали народ и подняли его на свержение власти атамана. Здание атаманского правления и станичная казна без кровопролития перешли народной власти.

В июле 1918 года в станицу явились восставшие казаки- белогвардейцы под руководством Земцова. Ревком был вынужден отступить, так как силы оказались неравны. Снова восстановили власть атамана. Началась расправа со сторонниками советской власти. Многим пришлось покинуть станицу и скрываться в лесах/

В августе 1919 года станица вновь освобождена Красной армией, советская власть была окончательно восстановлена.

В октябре 1920 года создана первая Етеревская артель, которая просуществовала до 1929 года. В артель вступило на первых порах 15 хозяйств: Александра Ивановича Алексеева, Григория Фомича Леонова, Ивана Андреевича Девкина, Леона Степанова Кулагина, Евграфа Ивановича Усадского и других. В хозяйстве было 2 коровы, 5 быков и 3-4 лошади. Распределение материальных благ в артели шло по душам.

Зажиточные казаки в артель не вступали, потому, как новая форма коллективного труда их не устраивала. Что было в артели, у них было у каждого, и вести на общий двор свое кровное, нажитое за многие года, они считали грабежом, да и некоторые члены артели их не устраивали.

На основании закона Волгоградской области от 30 марта 2005 года № 1036-ОД, принятым областной Думой от 28 февраля 2005 года «Об установлении границ и наделении статусом Михайловского района и Муниципальных образований в его составе» муниципальное образование Михайловский район был наделен статусом муниципального района с административным центром в городе Михайловка. В составе Михайловского района были образованы следующие сельские поселения:

Етеревское – в состав которого входят станица Етеревская, хутора Большая Глушица, Ильменский 2-й, с административным центром – станица Етеревская

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

Алексеев Василий 08.03.1797 – 1829
Никитин Иван 20.09.1814 – 1831
Васильев Иван Васильевич 29.05.1829 – 1851
Абрамов Петр Стефанович 11.01.1831 – 1840
Антонов Георгий Антонович 19.07.1836 – 1860
Семенов Иван Иванович 12.02.1840 – 1884
Семенов Александр Михайлович 28.05.1851 – 1860
Попов Василий Георгиевич 22.03.1860 – 1879
Дионисьев Иван Дмитриевич 27.10.1879 – 19.12.1907
Карпов Дмитрий Гаврилович 16.01.1885 – 1901
Куликовский Семен Федорович 25.11.1901 – 05.06.1907
Зозулин Степан Павлович 07.06.1907 – после 1911
Лежнев Николай Митрофанович 19.12.1907 – после 1911
Попов Федор Никитович 24.11.1814 – 1838
Антонов Георгий Антонович 02.02.1831 – 19.07.1836
Попов Герасим Моисеевич 01.08.1836 – 1853
Моисеев Иван Моисеевич 17.06.1838 – 15.05.1872
Чумаков Николай Александрович 15.08.1886 – 28.12.1886
Попов Василий Александрович 09.03.1888 – после 1911
Никитин Антон 06.04.1807 – 1818
Васильев Иван Васильевич 05.02.1815 – 29.05.1829
Антонов Георгий Антонович 05.02.1818 – 02.02.1831
Иванов Степан Иванович 14.02.1829 – 1866
Моисеев Иван Моисеевич 23.12.1830 – 17.06.1838
Попов Иван Иванович 17.05.1832 – 1841
Попов Алексей Георгиевич 21.09.1837 – 1866
Лапин Андрей Иосифович 12.03.1841 – 1878
Алексеев Иван Алексеевич 29.05.1866 – 1882
Ефремов Константин Николаевич 28.09.1893 – 24.10.1896
Кузнецов Аверкий Николаевич 24.05.1894 – 1896
Лежнин Николай Митрофанович 08.11.1896 – 1899
Савин Иван Гаврилович 26.01.1899 – 08.05.1912
Дионисьев Александр Николаевич 29.03.1900 – 1905
Поярков Сергей Петрович 10.01.1906 – после 1911
Васильев Трофим Васильевич 10.03.1810 – 1822
Моисеев Герасим Моисеевич 02.06.1816 – 01.08.1836
Васильев Алексей Васильевич 02.08.1822 – 1831
Попов Алексей Георгиевич 21.09.1837 – 1843
Лапин Николай Иосифович 08.10.1839 – 1893
Светов Федот Григорьевич 09.03.1840 – 1894
Васильев Михаил Алексеевич 15.08.1843 – 1851
Попов Тимофей Георгиевич 07.03.1852 – 1854
Мимин Петр Яковлевич (казак) 01.03.1875 – 1881
Буянов Иван Петрович (казак) 01.02.1881 – 1884
Попов Яков Михайлович (урядник) 1884 – 1889
Березин Аникей Егорович (урядник) 1889 – 1896
Сергеев Евтихий Захарович (казак) 07.01.1897 – 1903
Назаров Кирилл Емельянович (казак) 30.11.1903 – 1907
Ефимов Арсений Николаевич (личный почетный гражданин) 21.01.1908 – после 1911
Авилова Татьяна Самойловна (казачья вдова) 04.01.1814 – 1823
Маркова Ефимия Ивановна (казачья вдова) 17.05.1823 – 1836
Попова Фиона Ефимовна (жена священника) 1836 – 1845
Макридина Пелагия Евстафьевна (казачья дочь) 06.01.1846 – 1853
Зерщикова Мария Стефановна (казачья жена) 01.03.1853 – 1858
Голенова Марфа Терентьевна (казачья дочь) 01.07.1858 – 1862
Казменкова Анастасия Прохоровна (казачья вдова) 01.07.1862 – 1875
Шпилева Варвара Николаевна (казачья вдова) 01.07.1875 – 1882
Астахова Стефанида Никифоровна (казачья жена) 1882 – 1889
Ленивова Мария Семеновна (казачья дочь) 1889 – 1893
Хаваева Анастасия Евдокимовна (казачья вдова) 1893 – 1901
Макарова Ксения Епифановна (вдова урядника) 04.11.1901 – 1905
Хаваева Анастасия Евдокимовна (казачья вдова) 15.05.1905 – 1909
Кривцова Мария Кузьминична (казачья жена) 22.12.1909 – после 1911

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 1594
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2523

В.И.Гомулов, А.А.Павлов Станица Етеревская: история, география, генеалогия. –- выдержки из данной книги

Повествование в литературе об Етеревских казаках, вообще о донских казаках, начинается со времен, когда: «Всадник скрывался в траве совершенно, утопал, как в зеленом море». В этом охотничьем раздолье искали спасения и люди, боровшиеся за свою жизнь, за свои дома».
Итеревская станица, как ее называют в настоящее время, Етеревская (ныне в Михайловском районе), находится на правом, песчаном возвышенном берегу реки Медведицы, в двух верстах от озера Глубокое и Крюково, в 105 верстах от окружной Усть-Медведицкой станицы.
Первое поселение станицы было на левой стороне Медведицы, при устье старой речки, в урочище Самородок, окружено было громаднейшим лесом. Отсюда в 1754 году, по причине разорений от полой воды, станица перешла на правую сторону Медведицы близ озера Садок. Однако «песчаные замети» заставили в 1798 году станицу перенести на третье место, где она располагается и по сей день.
Впервые Етеревская упоминается в документах 1688 года как казачий городок Етерев. К 1698 году в нем проживали 31 казак и 29 бурлаков в основном исповедавшие старообрядчество.

P.S.
Кстати, на просторах интернета есть другая информация о Дате первого упоминания о Етеревской (ниже приводится источник). В ней дана совсем иная дата Первого упоминания о Етереве городке.

Казачье селение — Етерев городок [на реке Медведице], впервые упоминается в историческом источнике, датируемом предположительно 1593 годом. В этом документе — перечне казачьих поселений на Дону, содержащем географические и статистические сведения, озаглавленном «Роспись от Воронежа Доном — рекою до Азова, до Черного моря, сколько верст и казачьих городков и сколько по Дону всех казаков, кои живут в городкех», в главе Городки по Медведице, значится так:
«…РАЗДОРЫ – 35 казаков, 31 бурлак. До Етерева водой 17 верст, леса до него же 5 верст; ЕТЕРЕВ – 31 казак, 29 бурлаков. До Кабыльева водой 20 верст, леса до него же 10 верст…»
Источник:: http://stepnoy-sledopyt.narod.ru/history/dkg.htm

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

Выродов С.В. Нижне-Волжсий Сборник Царицынского Генеалогического Общества, выпуск 3, Волгоград, 2011.
Рос. об-ва историков- архивистов, Волгогр.фил. Рос.фонда культуры. – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания,2011.
Долгачев И.Г. Язык земли родного края.- Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1986.

Королев В.Н. Донские казачьи городки – Новочеркасск: Информационно-издательский центр «Дончак», 2007.

Лащилин Б.С. На родных просторах..Нижне-Волжское книжное издательство. 1968.

Мишин Б. А., Михайловка, Волгоград, 1977.

Памятная книжка Войска Донского на 1902г. – Новочеркасск, 1902.

Шалыгин В.В. Мой край родной казачий.Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского 3- изд. – Волгоград, Станица, 2007.

Иваново-Вознесенск
Сообщений: 1594
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 2523

[ Ответ на сообщение Радомир ]

Попытался войти на указанный сайт.

ОТВЕТ: Невозможно установить безопасное соединение. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта contest.miroznai.ru (например, пароли, сообщения или номера банковских карт). Подробнее

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

[ Ответ на сообщение Радомир ]

Попытался войти на указанный сайт.

ОТВЕТ: Невозможно установить безопасное соединение. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта contest.miroznai.ru (например, пароли, сообщения или номера банковских карт). Подробнее

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

[ Ответ на сообщение Радомир ]

Попытался войти на указанный сайт.

ОТВЕТ: Невозможно установить безопасное соединение. Злоумышленники могут пытаться похитить ваши данные с сайта contest.miroznai.ru (например, пароли, сообщения или номера банковских карт). Подробнее

Глава 1.Страницы летописи станицы Етеревской.

Более четырехсот лет тому назад Великий луг, или иначе дикое поле, как именовались эти земли, считались глухим и необжитым местом. Можно было проехать сотки километров по донским степям и не встретить ни одного следа человеческого жилья. Но в дремучих лесах Дона, Медведицы и Хопра проживали народы, которые в дружбе жили и с монголотатарами.

Некоторые историки указывают, что в составе войск Золотой Орды были и казаки, так же как и в составе московских войск, до Ивана Грозного.

В эти дикие места, служившие долгое время надежным и безопасным убежищем, из русских деревень бежали крестьяне, спасаясь от произвола крепостников, преследований царских чиновников и церкви. Они селились по берегам рек создавали и пополняли станицы и хутора, занимались ловлей рыбы и добычей зверя.

Скорее всего, это был казачий городок или укрепление, находившимся в центре лесного массива, на правом берегу реки. И хотя казачий городок в лесном массиве был мало заметным, на него часто нападали кочевые племена, подвергая его разгрому, сжиганию и уводу людей в плен. Для охраны своих городов, станицу казаки нарывали курганы, ставили на них высокие деревянные вышки, на которых ставили часовых, они следили за приближением врага и, в случае появления, предупреждали об опасности дымом с вышки. По сигналу казаки седлали лошадей и отправлялись на защиту своего пепелища или вообще растворялись в лесном массиве. Такие курганы сохранились до сих пор в окрестностях станицы Етеревской, это Хавронин. В лесу курган в Большом углу, что в шести километрах от станицы и против хутора Субботин

Следующую версию о происхождении названия станицы Етеревская излагает в своей статье «К ВОПРОСУ О ТОПОНИМЕ «ЕТЕРЕВСКАЯ СТАНИЦА», Сергей Владимирович Выродов, член «Историко-родословного общества в Москве» и «Царицынского Генеалогического Общества в сборнике ЦАРИЦЫНСКОГО ГЕНЕАЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА.

В те далекие годы мало кто из жителей и краеведов знал о существовании еще более древней легенды о названии станицы Етеревской, которую трактуют в своей работе Гомулов В.И., Павлов А.А. Станица Етеревская: история, география, генеалогия.

Вот такие три легенды о названии станицы предлагают нам разные авторы, но мы надеемся, что они позволят значительно расширить исторический кругозор о родном крае.

Историк А.И.Ригельман приводит интересные факты «о жительстве и селении на Дону Донских Козаков и о числе оных». Он указывает, что по Медведице имелось 11 станиц.

Опись от 1768 года. Станица называлась Тютеревская:

Служащих казаков – 244,
Отставных – 28,
Малолетних – 25(от15 до 19лет),
Всего – 297.
Из 11 станиц Тютеревская была на четвертом месте по числу казаков. Жили казаки своим укладом, не зная ни бояр, ни дворян, ни царских чиновников. Земли свои отвоевывали в упорной борьбе и становились закаленными воинами. Отношение с Москвой последовательно менялось:

Совершенно независимое.
Несли службу по договору с московскими князьями.
Служили по присяге.
Вошли в состав Российского государства, как неотъемлемая ее составная часть.
Наша станица входила (и по настоящее время) в состав Усть – Медведицкого округа области Войска Донского, центром которого был город Новочеркасск. Все вопросы казачьей жизни решались на общих казачьих собраниях, носивших название «Войсковой круг».

Недаром В.Г.Белинский писал: «История донского казачества – побочная река, впадающая в большую реку русской истории». С освоением земель, с развитием сельского хозяйства, с развитием торговли произошло и переселение казаков поближе к более плодородным землям. Из места «Старые базы» станица постепенно переселилось чуть выше прежней, поближе к плодородной почве, растянувшись по правому берегу реки Медведицы.

В связи с этим, по всей вероятности, происходит и переименование станицы, из Тютеревской, новая станица стала называться Етеревской.

В конце 18 – века, когда казаки стали заниматься и земледелием, помимо государевой службы, они основывали хутора вблизи своих земель. Так появились хутора, которые приписаны к станице: Кабанов, Лопатин, Буянов, Фатеев, Хопер, Месюгин, Малый Ильменский, Старая Глушица и другие.

И было два выхода: справа и слева.

Иногда нас, маленьких девочек, посылали мыть полы в церкви, мы делали эту работу с удовольствием. Я украдкой пробиралась в алтарь и примеряла там и серебряные и позолоченные венцы,хотя подружки и нагоняли на меня страху, мне было очень любопытно посмотреть, что там внутри…»

В начале двадцатого века в станице насчитывалось около трехсот тысяч дворов с населением около 15 тысяч человек. В станице было много улиц. Улица, которая называлась Рябовка, получила название по первой поселившейся семье Рябовых. В конце улицы Рябовки были два колодца – Рябовский и Акимов. В них была прекрасная чистая родниковая вода (Приложение №5)

Жители всей станицы пользовались водой из этих двух колодцев для питья. С ведрами на коромыслах шли и шли со всех станичных улиц сюда за водой.

Красная улица – это самая красивая улица станицы, и называлась она так потому, что дома на ней стояли большие, круглые, крытые красным железом. На ней располагалась церковь, школа, площадь. На этой улице селились богатые, знатные казаки. (Приложение №6) Махоркин дом, Михайлов, Киселев, Захаров. Впоследствии их хозяева были раскулачены и вывезены на Север. Эти дома долго стояли забитые вместе со всем убранством и домашней утварью, но постепенно все равно разграблено, а сами дома заимели других владельцев.

Это нам поведала самая старейшая жительница станицы Етеревской Копылова Екатерина Деяновна, которой в этом году исполнилось 99 лет.

Улицы Крюковки Большая и Малая – называются по первым поселившимся казакам Крюковым ( Приложение № 7 ).

Улица Чесноки называется так потому, что на этой местности до заселения рос дикий чеснок.

В станице жили и иногородние. Землей они не наделялись, а занимались различными ремеслами. Они платили налоги. Казачью одежду одевать им запрещалось, а к службе в казачьих войсках вообще не допускались. Не допускались и к управлению станицей.

Управлялась станица атаманом и выборными казаками. У станичного атамана был казначей, военный и гражданский писарь.

В каждом приписном хуторе был свой хуторской атаман, который беспрекословно выполнял распоряжения станичного атамана.

В 1902 году в станице Етеревской атаманом был урядник Никандр Васильевич Романовсков, а в хуторах входящих в состав станицы были атаманами:

Ильменском – урядник Андрей Лавров
Буянове – казак Прокофий Дикарев
Фатееве – казак Степан Дьяков
Месюгине – казак Тихон Макридин
Глушице – казак Василий Марков
В станице для решения спорных вопросов были и почетные судьи. В это время, почетными судьями были: урядник Антон Васильевич Макаров, ур.Филипп Федорович Болдырев, ур.Захар Иванович Трушин, ур.Никонор Кузнецов, казак Максим Макридин.

Во время революции в станице волнений не было, но очень много казаков призвали на подавление большевиков. После Гражданской войны, в апреле 1921 года станица Етеревская была причислена к Царицынской губернии.

Прошло время….Благодарные потомки, в лице действующего атамана станицы Девкина В.А., Меренцовой Н.В.- главы поселения, при участии станичных казаков установили памятник на местном кладбище, последнему атаману Никандру Васильевичу Романовскову (Приложение №8)

Глава 2. Топонимы станицы Етеревской.

Теперь переходим к рассмотрению отдельных географических названий, в краткой форме сообщим об их значении и происхождении. Живописно выглядят Яры правого берега Медведицы.

За станицей в песках есть Слезовой курган (Приложение №11). Традиционное место прощания. Находиться он недалеко от кладбища, где раньше была прямая дорога через хутор Моховой на Михайловку. Солдат, уходивших в армию, на войну, провожали до этого места, где, расставались. Сюда же матери и жёны приходили встречать своих мужей, сыновей, братьев. Часто не дождавшись, плача, возвращались обратно.

Займище – место, занятое под луг.

Меловатка – это глубокий овраг: крутояры Меловатки пластованы из белой глины. Отсюда и название. Меловатка тянется из степи вдоль Еланской дороги и заканчивается «распадком» у хутора Ильменский – II, в окрестностях станицы Етеревской. По рассказам старожилов, Меловатка – страшное место. Сколько она покалечила и придушила насмерть людей своими коварными обвалами! В зарослях и колдобинах этого оврага испокон веков плодятся волчьи выводки. Меловатка – бич поселения. В весенний паводок овраг наполняется водой, бурлит меловой жизнью, сметая всё на своём пути. Тогда в поле через Меловатку не проехать. Жители ездили в объезд, по плохим дорогам, калечили тягло, рвали упряжь и проклинали свою горькую жизнь и заодно своих атаманов, не заботившихся о полевых дорогах.

По названию народности возник гидроним Башкирка. Один из старожилов станицы Раздорской Г.Ф.Кузнецов рассказывал такую историю. После битвы с татарами на Кубанском бугре казаки хутора Сенного обнаружили в глубоком овраге оборванных и голодных татар. На вопрос урядника: «Сколько вас?», один из татар Мирза ответил: «Баш Кырх». Казаки, не понимая ответа, засмеялись и всё твердили: «Башкыр, башкир! Чума вас занесла». Так возникло адаптированное название речки Башкирка. Другой старожил С.Н.Земцов утверждает, что в период монголо-татарского владычества русские называли завоевателей и башкирами и татарами: от их пребывания в этих местах речка получила имя Башкирка.

Широко распространены в окрестностях станицы озёра. Озеро Ильмень – в русских диалектах, нарицательное «ильмень» означает мелкое озеро с берегами, заросшими камышом, заполненную водой старицу, маленькое озеро. Возникнув в речи новгородцев, старинное слово «ильмень» было перенесено на Дон и Волгу и составило целый ряд различных названий (озёр, населенных пунктов.

Немало озёр названо по растительности, окружающей их, дну, цвету воды, течению и т.д.: Осинское, Водорезное и Старая протока.

Озеро Глубокое – самое красивое озеро в округе станицы. Располагалось в живописнейшем месте станицы. Место традиционных гуляний станичников (Приложение №12).

Названия животных, птиц и рыб дали не только рекам, но и озёрам, например Бобровое. С жизнью и деятельностью человека связаны гидронимы: Рубежное – по границе между землями Раздорской – затоны, слово «затон» общеславянское, образовалось от «затони», родственные слова «тонуть, топить»

Колдобань – (из тюрского) котловина, заполняемая весенней водой, иногда пересыхает летом.

Вообще, в наших местах очень много красивых уголков со своими названиями, происхождение которых уже никто и не помнит, но они эти названия, звучат прекрасной музыкой для слуха каждого, кто любит и бережёт свой край, кто черпает силы в кладезе мудрости и красоты нашего родимого края.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
выводы по теме исследования, перспективы продолжения работы, рекомендации.

В ходе исследования и поисков была проделана огромная работа по сбору материалов истории станицы Етеревской. В результате проделанной работы:

опрошены десятки людей;
после встреч записаны воспоминания;
на основе официальных документов дополнена и
проанализирована история станицы Етеревской;
собран богатый фотоматериал;
изучена и дополнена топонимика станицы.
В ходе проведенного исследования нам удалось достигнуть поставленной цели.

В полном объеме изучена история «малой родины».

Ведь совершенно очевидно, что люди, знающие историю родного уголка, умеют ценить его прошлое, любить настоящее и будут вносить свою лепту для процветания любимого края.

Недаром существует русская пословица: « Где родился, там и пригодился.»Несмотря на притягательность больших городов, подавляющее большинство людей остаётся жить и работать на своей «малой родине».

станица Романовская, Ростовской обл
Сообщений: 3387
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 2215

Выродов С.В. Нижне-Волжсий Сборник Царицынского Генеалогического Общества, выпуск 3, Волгоград, 2011.
Рос. об-ва историков- архивистов, Волгогр.фил. Рос.фонда культуры. – Волгоград: Царицынская полиграфическая компания,2011.
Долгачев И.Г. Язык земли родного края.- Волгоград: Ниж.-Волж. КН. Изд-во, 1986.

Королев В.Н. Донские казачьи городки – Новочеркасск: Информационно-издательский центр «Дончак», 2007.

Лащилин Б.С. На родных просторах..Нижне-Волжское книжное издательство. 1968.

Мишин Б. А., Михайловка, Волгоград, 1977.

Памятная книжка Войска Донского на 1902г. – Новочеркасск, 1902.

Шалыгин В.В. Мой край родной казачий.Энциклопедия казачьей жизни на примере Усть-Медведицкого округа области Войска Донского 3- изд. – Волгоград, Станица, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *