стал ли человек добрее за историю человечества
Становится ли человечество со временем добрее?
Если судить по относительному числу жертв в военных конфликтах, люди на протяжении своей истории в целом никак не меняются.
Про людей порой говорят, что со временем они становятся только хуже, что в прошлом все жили в «золотом веке», « в гармонии с природой», а потом стали злыми, алчными и т. д. и т. п.
Есть и другая точка зрения, согласно которой все происходит ровно наоборот: мы забываем дикость и жестокость начала цивилизации, и ненависть всех ко всем постепенно из человеческого общества уходит. Вторую точку зрения отстаивает в своей книге «The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined» знаменитый психолог Стивен Пинкер: в ней он пишет, что появление государств и сопутствующих институтов, развитие торговли, появление новых технологий и растущие взаимосвязи и взаимозависимости разных стран друг от друга способствуют тому, что человеческая природа смягчается, что человечество начинает проявлять свои лучшие качества.
Как подтвердить эту гипотезу? Можно обратиться к статистике, посвященной жертвам разнообразных военных столкновений. Пинкер указывает на то, что если сравнить древние сообщества охотников, собирателей и скотоводов с современными странами, то мы увидим, что военных жертв в те времена было больше – если считать относительно всего населения. Отсюда можно сделать вывод, что конфликты раньше были более свирепыми и что развитие общества (то есть развитие технологий, торговли, институтов и пр.) сделало всех добрее.
Однако с такими рассуждениями не согласны антропологи из Университета Нотр-Дам, Аппалачского государственного университета и Висконсинского университета в Мадисоне. Они опубликовали в журнале PNAS статью, в которой утверждают, что уменьшение числа военных жертв связано в первую очередь с численностью населения и численностью армии. Один из соавторов работы, Марк Голитко (Mark Golitko), поясняет это простыми цифрами: племя, в котором есть всего сто взрослых людей, может отправить воевать, например, двадцать пять человек, что будет вполне разумной пропорцией воинов к общему числу племени. Но если в стране живет 100 млн человек, они вряд ли смогут содержать 25-миллионную армию ( не говоря уже о том, насколько трудно организовать логистику в таких огромных вооруженных силах и насколько они поэтому будут эффективны в деле).
Исследователи проанализировали 430 военных конфликтов, которые с 2500 года до н. э. случались без малого в трехстах сообществах, племенах и государствах, больших и малых. Относительное число жертв было тем меньше, чем более многочисленным было население – независимо от того, какое у этого населения было государственное устройство, институты, торговля и технологии.
Отсюда можно сделать вывод, что человечество, в общем-то, никак не изменилось. Однако, наверно, более корректно будет сказать, что для измерения общечеловеческого добра и зла такие параметры, как относительно число военных жертв, не слишком подходят. С одной стороны, технологии помогают более эффективно использовать ресурсы, развитие экономики позволяет большему числу людей благоденствовать, то есть косвенным образом какие-то изменения в обществе помогают уменьшить число жертв – просто повышая численность населения. В конце концов, то, что в большом обществе далеко не все люди участвуют в войнах – это ли не признак смягчения нравов? (Здесь можно вспомнить академика М. Л. Гаспарова, который про античную Грецию говорил, что «. в Греции невозможно было прожить жизнь, никого не убивши, хотя бы ополченцем в будничной межевой войне».)
С другой стороны, насколько вообще можно судить об уровне агрессии только лишь по военным потерям, не обращая внимания на такие вещи, как массовый голод (который может случится и во вполне мирное время – просто ввиду каких-то особенностей экономического управления) и преднамеренное истребление какого-то этноса? Возможно, люди в самом деле как-то меняются в ходе своей истории, но чтобы оценить эти изменения, нужно с больше тщательностью выбирать статистические инструменты.
Мир не без добрых людей: 5 русских личностей, известных своей добротой
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Федор Михайлович Ртищев
Дворянин Федор Михайлович Ртищев еще при жизни получил прозвище «милостивого мужа», а его имя записали в синодики (поминальники) бесчисленного количества монастырей и церквей в благодарность за его деятельности и денежные вложения.
Федор Ртищев был другом и соратником царя Алексея Михайловича. За свою жизнь он построил немало школ, приютов для неимущих, больниц, стал основателем Андреевского монастыря. Этот человек, увидев валявшегося на мостовой пьяного, мог запросто взять его и отвести в приют. Во время русско-польской войны Ртищев добился успехов в мирных переговорах с представителями Речи Посполитой. Во время сражений Федор Михайлович выносил с поля боя и своих, и неприятеля. Он за свои деньги нанимал врачей, покупал пропитание раненым и пленным.
Анна Адлер
Анна Александровна Адлер всю свою жизнь посвятила, помогая детям с ограниченными возможностями. В XIX веке деятельность благотворительных фондов в основном была направлена на то, чтобы удовлетворить только физические потребности инвалидов в еде и крове. Они были лишены возможности реализовать себя в социуме.
Анна Адлер сама занималась просвещением слепых, чтобы доказать окружающим, что они так же могут обучаться и зарабатывать себе на хлеб, как и все остальные. Эта женщина овладела системой Брайля, нашла средства для приобретения печатного станки в Германии и занялась созданием учебных пособий для слепых. Помимо обучения грамоте, в школах для слепых, находившихся под патронатом Анны Адлер, мальчиков обучали плести корзинки и коврики, а девочек – вязать и шить. Со временем Анна Александровна перевела ноты в понятную для слепых форму, чтобы они получили возможность обучения игры на музыкальных инструментах. Первые выпускники школы для слепых в Москве и Петербурге при активном содействии Анны Адлер смогли найти работу. Эта женщина сумела сломать устоявшиеся стереотипы о недееспособности незрячих.
Николай Пирогов
Николай Иванович Пирогов прославился как гениальный хирург, естествоиспытатель, педагог. Уже в 26 лет он был назначен профессором Дерптского университета. Всю свою жизнь Пирогов посвятил спасению людей. Солдаты называли его волшебником, творящим чудеса прямо на поле боя.
Николай Иванович первым стал распределять раненых на поле боя, сразу же решая, кого первым отправлять в госпиталь, а кто легко отделался. Такая практика позволила в разы сократить ампутации конечностей и смертность солдат. На операциях Пирогов первым в России стал применять анестезию, тем самым избавляя раненых от мучительных болей.
Помимо исполнения своих прямых обязанностей, Николай Пирогов тщательно следил за тем, чтобы солдатам доставляли теплые одеяла, пропитание. Когда после окончания Крымской войны Николай Иванович попал на аудиенцию к императору Александру II, то он в сердцах стал рассказывать об отсталости российской армии и ее вооружения. После этого разговора из столицы Пирогов был из столицы направлен на службу в Одессу, что можно расценивать как проявление немилости государя.
Сергей Скирмунт
Часть денег он пожертвовал на благотворительность. В своем крымском имении новоиспеченный помещик решил улучшить жилищные условия крестьян. Вместо полуразвалившихся лачуг были построены новые дома. Там же появилась больница и школа. Стоит ли говорить, что жители имения ежедневно молились за здравие помещика.
Владимир Одоевский
Благородное происхождение писателя и философа Владимира Одоевского не мешало ему проявлять искреннее участие в судьбах людей низших сословий. Князь активно выступал за отмену крепостного права.
Одоевский организовал Общество посещения бедных, которое оказывало помощь 15 тысячам нищих семей. Нуждающиеся или старики могли обратиться в общество и получить там медицинскую помощь. Князя Одоевского называли «странным ученым», основным качеством которого была добродетель.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Сочинение на тему «Стал ли человек добрее за историю человечества?
Сочинение на тему «Стал ли человек добрее за историю человечества?
» Сочинение для 5 класса.
Мое мнение заключается в том, что за всю историю человечества человек ни на йоту не стал добрее.
Примеров тому огромное количество.
В прошлом, как ив наше время люди почти не контролируют свое поведение.
Чаще всего любой индивид думает только о своем благополучии.
Но это обусловлено эгоистичностью наших генов.
Единственное, что заставляет людей быть альтруистичными это вера, в которой трактуются определенные нормы поведения.
Из этого приходим к выводу, что основное стадо нашего общества от зверств удерживает выдуманный мужик и мифический свод правил.
Сочинение на тему»что такое добро»?
Сочинение на тему»что такое добро»?
Сочинения на тему»моя история»3 класс?
Сочинения на тему»моя история»3 класс.
Сочинение на тему добро?
Сочинение на тему добро.
Сочинение на тему интернет это добро или зло 7 класс?
Сочинение на тему интернет это добро или зло 7 класс.
Сочинение на тему «На добро злом не отвечают»?
Сочинение на тему «На добро злом не отвечают».
Сочинение на тему добрые и домашнии?
Сочинение на тему добрые и домашнии.
Поможешь Уйдёшь Смотришь Помоешься.
Мечта, фантазия, домысел, выдумка.
В кинохронике (обстоятельство, подчеркивай чертой и точкой, суд, предлог) долго (обстоятельство, точно также, наречие) показывают (сказуемое, двумя чертами, глагол) весёлых, милых (определение, волнистой линией, прилагательные) зверят (дополнение, пу..
Всмысле нет есть толко в каком.
Может не быть суффикса.