стадии формирования двигательного навыка физиология
Формирование двигательного навыка в спорте
Источник:
Учебное пособие для ВУЗов «Спортивная физиология».
Автор: И.И. Земцова Изд.: Олимпийская лит-ра, 2010 год.
Содержание
Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и управления движениями в спорте [ править | править код ]
Двигательный навык (ДН) — это новая форма движения или действия, приобретенная в процессе тренировки по механизму временных связей (то есть природа двигательного навыка рефлекторна). Фонд разных ДН в организме состоит, с одной стороны, из врожденных ДН, с другой — из ДН, приобретенных в результате специального обучения в течение индивидуальной жизни. Человек рожается с ограниченным по количеству и сложности фондом двигательного навыка(сосание, глотание, моргание, сгибание и разгибание конечностей в ответ на раздражение и др.). По наследству передается чрезвычайно важное свойство — пластичность нервной системы, что обеспечивает высокую степень тренированности, то есть способности овладевать новыми формами двигательных актов, адекватных измененным условиям жизнедеятельности (Солодков, Сологуб, 2005; Фомин, Вавилов, 1991).
Каждый ДН рассматривают как многокомпонентную систему, состоящую из двигательного (проявляется в структуре самого двигательного акта), вегетативного (связанного со структурой вегетативного обеспечения выполнения движения) и сенсорного (связанного с деятельностью анализаторов) компонентов. В зависимости от вида деятельности значения их изменяются. Например, для бегуна на длинные дистанции важнейшими являются двигательный и вегетативный компоненты, а для гимнаста или фехтовальщика — сенсорный.
Формирование двигательного навыка является сложным процессом. От элементарных умений происходит переход к умениям высшего порядка. Это осуществляется путем превращения элементарного умения в навык, а затем в более совершенное умение. Навыки в системе произвольных движений — это усвоенное умение решать определенную двигательную задачу.
В соответствии с представлениями Крестовникова, Зимкина и других, первая стадия формирования ДН характеризуется иррадиацией нервного процесса и генерализированным внешним ответом, вторая — концентрацией возбуждения, улучшением координации и формированием стереотипных движений, третья — завершением формирования автоматизма и стабилизацией двигательных актов (Солодков, Сологуб, 2003; Фомин, Вавилов, 1991).
На первой стадии формирования двигательного навыка к выполнению движений привлечены большие мышечные группы, движения несогласованны, неэкономны, работоспособность быстро падает. Вторая стадия характеризуется концентрацией возбуждения, движения делаются точнее, деятельность вегетативных систем приходит в соответствие с работой мышц. Эта фаза характеризуется образованием двигательной доминанты, то есть доминирующих нервных центров в ЦНС, играющих координирующую роль в целенаправленной двигательной деятельности. Третья фаза — образование динамического стереотипа, состоящего в физических упражнениях со своеобразной последовательностю фаз движений. Однако внутренняя структура движения (состав мышц, участвующих в двигательном акте, и количество сокращающих двигательных единиц в этих мышцах) может бесконечно меняться. То есть двигательная деятельность человека характеризуется высокой вариативностью. Значительная часть моторных актов новой структуры благодаря высокой пластичности ЦНС осуществляется путем экстраполяции. Она обеспечивает перенос ДН и возможность «с места» осуществлять новые движения. Экстраполяция — это способность нервной системы на основе приобретенного опыта адекватно решать возникающие двигательные задачи. Увеличение фонда усвоенных движений способствует повышению возможности человека без специального обучения правильно решать новые двигательные задачи.
Важной чертой поведения человека является его способность создавать и корректировать программы двигательных действий для решения поставленных задач.
В двигательной зоне коры больших полушарий при систематическом выполнении движений остаются кратковременные и долговременные следы (двигательная память), составляющие основу двигательной программы. С участием нервных процессов осуществляются такие функции:
Двигательный акт на всех этапах подготовки и выполнения связан с интеграцией в ЦНС афферентных и других факторов. Анохин определил четыре основных фактора: пусковую информацию, мотивацию, память и обстановочную информацию (рис. 7). В спортивной деятельности особенно большое значение имеют разного рода социально обусловленные виды мотивации, существенно влияющие на реализацию двигательной программы. Благодаря следам в ЦНС (двигательная память) предыдущий опыт имеет сильное влияние на оценку любых событий и ситуаций. Обстановочная информация, поступающая из окружающей среды (состояние грунта, ветер и др.) о состоянии различных функций организма, является существенным компонентом для правильного программирования различных действий в ЦНС. Большое значение имеют и пусковые сигналы (выстрел, звук свистка и др.).
Во время выполнения различных физических упражнений использование информации, поступающей из внутренней и внешней среды путем обратных связей, имеет специфические особенности. В случае медленного выполнения двигательных актов обратные связи способствуют корректировке данного движения или любой его фазы. В сложных многофазных движениях, выполняемых быстро, обратные связи играют меньшую роль в текущей коррекции из-за нехватки времени. В очень быстрых движениях (метания, броски) обратные связи могут корректировать двигательный акт только во время его повторения.
Исследование способности человека к воспроизведению заданной величины мышечного усилия при отсутствии зрительного анализатора [ править | править код ]
Оснащение: кистевой и становой динамометры.
Из числа студентов выбирают четыре-пять испытуемых, одного регистратора величины усилий, секретаря для ведения протокола исследований.
Испытуемые вначале по очереди сжимают с максимальной силой кистевой динамометр или растягивают становой динамометр. Затем каждый из испытуемых выполняет под зрительным контролем усилия, составляющее 25 % максимального. В следующих трех-четырех попытках испытуемые стараются воспроизвести такое усилие без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до их сведения. Затем испытуемые воспроизводят усилие 50 % максимального под зрительным контролем. После этого в трех-четырех попытках проверяют их способность к воспроизведению данного усилия без зрительного контроля. Результаты каждой попытки доводят до сведения испытуемого.
Полученные данные вносят в таблицу 23, делают выводы.
Таблица 23 — Величины заданных и действительных усилий при сжимании исследуемыми кистевого (растягивании станового) динамометра
Физиологические механизмы формирования двигательных навыков и обучения техники движений
Двигательный навык — автоматизированный способ управления движениями в целостном двигательном действии, при кот-м двигат-ая часть осуществляется под управл-ем низших отделов ЦНС а содержательная – высших.
Фазы формирования двигательного навыка
С позиции теории управления Крестовников А.Н. выделил 3 фазы в формировании двигательного навыка: 1) объединение отдельных частей в двигательное действие; 2) устранение «лишних» деталей движения и 3) совершенствование движений.
Физиологическими механизмами (эквивалентами) этих фаз навыка являются фазы иррадиация, концентрация, автоматизма и стабилизация двигательных актов.
Первая фаза – иррадиации, характеризуется распространением процессов возбуждения в КБП, отсутствием дифференцировочного торможения в двигательных центрах, что вызывает генерализованные ответные реакции при первых попытках выполнить новое движение.
Вторая фаза – концентрации: формирование двигательного навыка связана с процессом концентрации нервных процессов, с постепенным ограничением возбуждения.
В третьей фазе – автоматизации, сначала простые, а затем и сложные компоненты движения начинают выполняться на более низких фоновых уровнях построения движения. Ведущий уровень разгружается от лишней работы.
Устранение вспомогательных движений из зоны внимания называется автоматизацией движений.
У высококвалифицированных спортсменов фаза иррадиации может быть не выражена.
В процессе обучения двигательному навыку формируется функциональная система, включающая сенсорные, двигательные, вегетативные и центральные компоненты.
К узловым механизмам любой ФС, обеспечивающим поведенческий акт относятся: 1) афферентный синтез; 2) стадия принятия решения; 3) формирование акцептора результата действия; 4) формирования самого действия; 5) многокомпонентное действие; 6) достижение результата; 7) обратная афферентация о параметрах достигнутого результата и сопоставление его с ранее сформировавшейся моделью результата в акцепторе результата действия.
Афферентный синтез
Перед началом выполнения любого движения из внешней и внутренней среды в ЦНС поступает по афферентным системам информация. Она обрабатывается и синтезируется, а системы передающие информацию в ЦНС и составляют сенсорные компоненты двигательного навыка. Анализ сенсорной информации П.К. Анохин назвал афферентным синтезом. В результате афферентного синтеза осуществляется сбор нужной обстановочной информации, ее осмысление, на основании чего в двигательную память вносятся коррекции, создается модель предстоящего движения и принимаются решения ее выполнения.
10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения кдействию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствует успешному усвоению двигательной задачи и ее решению.
10.3.1. Замысел и общий план действия
На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Они формируют общий план осуществления движения. Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникает либо при показе движения другим лицом (педагогом, тренером или опытным спортсменом), либо после словесной инструкции, самоинструкции, речевого описания. В сознании человека создается определенный
эталон требуемого действия, «модель потребного будущего» (БернштейнН.А., 1966). Эту функцию П. К. Анохин назвал «опережающее отражение действительности». Формирование такой наглядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом (задаваемые пространственные и временные характеристики двигательной задачи) и образа тех мышечных действий, которые необходимы для достижения цели. Имея представление о требуемой модели движения, человек может осуществить ее разными мышечными группами. Так, например, подпись человека имеет характерные черты, независимо от мышечных групп, выполняющих ее (пальцы, кисть, предплечье, нога).
10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения.
При этом отмечаются 3 стадии формирования двигательного навыка:
1)стадия генерализации (иррадиациивозбуждения),
2) стадия концентрации и,
3)стадия стабилизации и автоматизации.
На первой стадии созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. Физиологические механизмы этого во многом неясны. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движений (внешней речью постороннего лица или внутренней собственной речью) еще не развита, особенное значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления своими мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений. Эти процессы аналогичны процессам освоения речи, которую ребенок сначала слышит от окружающих людей, а затем преобразует в собственную моторную речь (по терминологии психолога Л. С. Выготского, это — явление интериоризации, т. е. превращение внешней речи во внутреннюю).
Некоторые особенности программирования отражаются в межцентральных взаимосвязях электрической активности мозга.
Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторонним лицом в коре больших полушарий у человека появляются потенциалы втемпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движения). Подобные изменения ритмов мозга и специфические перестройки пространственной синхронизации корковых потенциалов набл ю-даются также при представлении и при мысленном выполнении движений. При этом пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться кта-ковым при реальном выполнении работы (табл. 13).
10.3. Физиологические закономерности и стадии формирования двигательных навыков
Процесс обучения двигательному навыку начинается с определенного побуждения к действию, которое задается подкорковыми и корковыми мотивационными зонами. У человека это, главным образом, стремление к удовлетворению определенной социальной потребности (любовь к данному виду спорта, желание им заниматься, преуспеть в упражнении и пр.). Оптимальный уровень мотиваций и эмоций способствуетуспешномуусвоению двигательной задачи и ее решению.
10.3.1. Замысел и общий план действия
На первом этапе формирования двигательного навыка возникает замысел действия, осуществляемый ассоциативными зонами коры больших полушарий (переднелобными и нижнетеменными). Они формируют общий план осуществления движения. Вначале это лишь общее представление о двигательной задаче, которое возникаетлибо при показе движения другим лицом (педагогом, тренером или опытным спортсменом), либо после словесной инструкции, самоинструкции, речевого описания. В сознании человека создается определенный эталон требуемого действия, «модель потребного будущего» (Бернштейн НА., 1966). Эту функцию П. К.Анохин назвал «опережающее отражение действительности». Формирование такой наглядно-образной модели складывается из образа ситуации в целом (задаваемые пространственные и временные характеристики двигательной задачи) и образа тех мышечных действий, которые необходимы для достижения цели. Имея представление о требуемой модели движения, человек может осуществить ее разными мышечными группами. Так, например, подпись человека имеет характерные черты, независимо от мышечных групп, выполняющих ее (пальцы, кисть, предплечье, нога).
Особое значение имеют в этом процессе восприятие и переработка зрительной информации (при показе) и слуховой (при рассказе). Опытные спортсмены быстрее формируют зрительный образ движения, так как у них лучше выражена поисковая функция глаза, и они способны эффективно выделять наиболее важные элементы. У них богаче кладовая «моторной памяти» — хранящиеся в ней образы освоенных движений, быстрее происходит извлечение нужных моторных следов.
10.3.2. Стадии формирования двигательных навыков
На втором этапе обучения начинается непосредственное выполнение разучиваемого упражнения. При этом отмечаются 3 стадии формирования двигательного навыка:
1)стадия генерализации (иррадиациивозбуждения),
2)стадия концентраци ии,
3)стадия стабилизации и автоматизации.
На первой стадии созданная модель становится основой для перевода внешнего образа во внутренние процессы формирования программы собственных действий. Физиологические механизмы этого во многом неясны. На ранних этапах онтогенеза, когда речевая регуляция движений (внешней речью постороннего лица или внутренней собственной речью) еще не развита, особенное значение имеют процессы подражания, общие у человека и животных. Наблюдая за действиями другого лица и имея некоторый опыт управления своими мышцами, ребенок превращает свои наблюдения в программы собственных движений. Эти процессы аналогичны процессам освоения речи, которую ребенок сначала слышит от окружающих людей, а затем преобразует в собственную моторную речь (по терминологии психолога Л. С. Выготского, это — явление интериоризации, т. е. превращение внешней речи во внутреннюю).
Некоторые особенности программирования отражаются в межцентральных взаимосвязях электрической активности мозга. Можно видеть, например, что при наблюдении за выполнением бега посторонним лицом в коре больших полушарий у человека появляются потенциалы в темпе этого бега (своеобразная модель наблюдаемого движения). Подобные изменения ритмов мозга и специфические перестройки пространственной синхронизации корковых потенциалов набл издаются также при представлении и при мысленном выполнении движений. При этом пространственные взаимосвязи мозговой активности начинают отличаться от состояния покоя и приближаться к таковым при реальном выполнении работы (табл. 13).
1—8 — номера корковых зон,
А — плеяды взаимосвязанной (синхронной и синфазной) активности различных корковых зон с коэффициентами корреляции 0.7-1.0, В — независимые корковые зоны.
В процессах программирования используются имеющиеся у человека представления о «схеме тела», без которых невозможна правильная адресация моторных команд к скелетным мышцам в разн ых частях тела, и о «схеме пространства», обеспечивающие пространственную организацию движений. Нейроны, связанные с этими функциями, находятся в нижнетеменной ассоциативной области задних отделов коры больших полушарий. Организация движени й во времени, оценка ситуации, построение последовательности двигательных актов, их сознательная целенаправленность осуществляются передне-лобной ассоциативной корой. Только в ней имеются специальные нейроны кратковременной памяти, которые удерживают созданную программу от момента прихода в кору внешнего пускового сигнала (или от момента самоприказа) до момента осуществления моторной команды.
Соответственно этому во время реальной работы можно видеть особую специфику мозговой активности, отражающую характерные черты двигательных программ (рис. 32). Так, у бегунов и конькобежцев как при воображаемом, так и при реальном выполнении бега по дорожке или на коньках, устанавливается сходство (пространственная синхронизация) потенциалов передне-лобной (программирующей) области с моторными центрами ног, а у гимнастов при представлении и выполнении стойки на кистях — с моторными центрами рук. При стрельбе, бросках мяча в баскетбольное кольцо возникает сходство активности зрительных, нижнетеменных зон (ответственных за пространственную ориентацию движений) и моторных зон коры, что обеспечивает точность глазо-двигательных реакций. В процессе фехтования к этим зонам подключаются передне-лобные области, связанные с вероятностной оценкой текущей и будущей ситуации.
В создании моторных программ принимают участие многие нейроны коры, мозжечка, таламуса, подкорковых ядер и ствола мозга. Обширное вовлечение множества мозговых элементов необходимо для поиска наиболее нужных из них. Этот процесс обеспечивается широкой иррадиацией возбуждения по различным зонам мозга и сопровождается обобщенным характером периферических реакций — их генерализацией. В силу этого первая стадия начинающихся попыток выполнить задуманное движение называется стадией генерализации. Она характеризуется напряжением большого числа активированных скелетных мышц, их продолжительным сокращением, одновремен ным вовлечением в движения мышц-антагонистов, отсутствием интервалов в ЭМ Г во время расслабления мышц (рис. 33). Все это нару-шает координацию движений, делает их закрепощенными, приводит к значительным энерготратам и, соответственно, излишне выраженным вегетативным реакциям. На этой стадии наблюдаются особенное учащение дыхания и сердцебиения, подъем артериального давления, резкие изменение состава крови, заметное повышение температуры тела и потоотделения. Однако нет достаточной согласованности этих сдвигов между собой и их соответствия мощности и характеру работы.
Массированный поток афферентных импульсов от проприоре-цепторов многих мышц затрудняет отделение основных рабочих мышечных групп от посторонних. Анализ «темного» мышечного чувства еще более осложняется обильным притоком интероцепти вных сигналов — в первую очередь, от рецепторов дыхательной и сердечно-сосудистой систем. Требуются многократные повторения разучиваемого упражнения для постепенного совершенствования моторной программы и приближения ее к заданному эталону.
На второй стадии формирования двигательного навыка происходит концентрация возбуждения в необходимых для его осуществления корковых зонах. В посторонних же зонах коры активность подавляется одним из видов условного внутреннего торможения — дифференцировочным торможением. В коре и подкорковых структурах создается мозаика из возбужденных и заторможенных нейронных объединений, что обеспечивает координированное выполнение двигательного акта. Включаются лишь необходимые мышечные группы и только в нужные моменты движения, что можно видеть на записях ЭМГ. В результате рабочие энерготраты снижаются.
Навык на этой стадии уже сформирован, но он еще очень непрочен и нарушается при любых новых раздражениях (выступление на незнакомом поле, появление сильного соперника и т. д.). Эти воздействия разрушают неокрепшую еще рабочую доминанту, едва установившиеся межцентральные взаимосвязи в мозгу вновь приводят к иррадиации возбуждения и потере координации.
На третьей стадии в результате многократного повторения навыка в разнообразных условиях помехоустойчивость рабочейдоми-нанты повышается. Появляется стабильность и надежность навыка, снижается сознательный контроль за его элементами, т. е. возникает автоматизация навыка. Прочность рабочей доминанты поддерживается четкой сонастройкой ее нейронов на общий ритм корковой активности. Такое явление было названо А. А. Ухтомским усвоением ритма. При циклической работе ритм корковой активности соответствуеттемпу выполняемого движения: в ЭЭГпоявляются потенциалы, соответствующие этому темпу «меченыеритмы» ЭЭТ— рис. 34 (Сологуб Е. Б., 1965). Внешние раздражения на этой стадии лишь подкрепляют рабочую доминанту, не разрушая ее. Большая же часть посторонних афферентных потоков не пропускается в спинной и головной мозг: специальные команды из вышележащих центров вызывают пресинаптическое торможение импульсов от периферических рецепторов, препятствуя их доступу в спинной мозги мированных программ от случайных влияний и повышается надежность навыков.
Процесс автоматизации не означает выключения коркового контроля за выполнением движения. В коре работающего человека отмечается появление связанных с движением потенциалов, специфические формы межцентральных взаимосвязей активности. Однако в этой системе центров по мере автоматизации снижается участие лобных ассоциативных отделов коры, что, по-видимому, и отражает снижение его осознаваемости.
3.Стадии формирования двигательного навыка.
В формировании двигательных навыков различают несколько фаз. В первой фазе разучиваемые движения неэкономичны и малокоординированны. В работу при этом включается много ненужных в данном случае мышц. Это происходит в результате иррадиации (распространения) возбуждения в двигательных центрах.
В процессе второй фазы возбуждение в нервных центрах распространяется в меньшей степени. Происходит концентрация возбуждения в необходимых корковых зонах. Условно-рефлекторные связи в этой фазе уже достаточно закреплены. Однако образовавшийся стереотип нервных процессов еще нестоек.
В третьей фазе помехоустойчивость рабочей доминанты повышается. Стереотип нервной и мышечной деятельности становится прочным и не нарушается при усложнении внешних условий.
Для развития двигательных способностей необходимо создавать определенные условия деятельности, используя соответствующие физические упражнения на скорость, на силу и т.д. Однако эффект тренировки этих способностей зависит, кроме того, от индивидуальной нормы реакции на внешние нагрузки.
Физическая подготовленность человека характеризуется степенью развития основных физических качеств – силы, выносливости, гибкости, быстроты, ловкости и координации. Физические качества отражают качественные и количественные характеристики движения. В результате комплексной подготовки физических способностей лучше развиваются основные физические качества человека, не нарушается гармония в деятельности всех систем и органов человека. К примеру, развитие скорости должно происходить в единстве с развитием силы, выносливости, ловкости. Именно такая слаженность и приводит к овладению жизненно необходимыми навыками.
Основу двигательных способностей человека составляют физические качества, а форму проявления – двигательные умения и навыки. Между развитием физических качеств и формированием двигательных навыков существует тесная взаимосвязь. Двигательные качества формируются неравномерно и неодновременно. Наивысшие достижения в силе, быстроте, выносливости достигаются в разном возрасте.
Лекция№2. Переходные состояния организма при спортивной деятельности.
Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности;
Предстартовое состояние и разминка;
Период врабатывания в спортивной деятельности;
Устойчивое состояние в процессе спортивной деятельности;
Динамика физиологического состояния организма при спортивной деятельности.
При выполнении тренировочного или соревновательного упражнения в функциональном состоянии спортсмена происходят значительные изменения. В непрерывной динамике этих изменений можно выделить три основных периода:
Предстартовое состояниехарактеризуется функциональными изменениями, предшествующими началу работы (выполнению упражнения).
В восстановительном периодепроисходит восстановление функций до исходного, предрабочего, уровня, что характеризует состояние организма на протяжении определенного времени после прекращения упражнения.
Каждый из указанных периодов в состоянии организма характеризуется особой динамикой физиологических функций различных систем, органов и всего организма в целом. Наличие этих периодов, их особенности и продолжительность определяются прежде характером, интенсивностью и продолжительностью выполняемого упражнения, условиями его выполнения, а также степенью тренированности спортсмена.
Предстартовое состояние и разминка
Физиологическая характеристика предстартового состояния
При выполнении физических упражнений спортивного характера усиление деятельности внутренних органов начинается до начала выполнения спортивных упражнений. Сдвиги в функциях отдельных органов и систем зависят от того, насколько трудна предстоящая мышечная работа, а также от масштаба и ответственности предстоящих соревнований. Комплекс изменений физиологических и психических функций, возникающих до начала выступления спортсмена в соревнованиях, называется предстартовым состоянием.
— Раннее предстартовое состояние − возникает за несколько дней до соревнований;
— Предстартовое состояние − с момента попадания в атмосферу спортивных состязаний;
— Стартовое состояние − за несколько минут или секунд до старта.
Предстартовые состояния появляются задолго до выступления, за несколько дней и недель до ответственных стартов. Такие состояния характеризуются мысленной настройкой на соревнование, повышенной мотивацией, ростом двигательной активности во время сна, повышением обмена веществ, увеличением мышечной силы, повышением в крови содержания гормонов, эритроцитов и гемоглобина.
Эти проявления усиливаются за несколько часов до старта и еще более – за несколько минут перед началом работы, когда возникает собственно стартовое состояние.
Функция предстартового состояния в том, что оно настраивает и готовит организм к предстоящей спортивной деятельности. Физиологические характеристики предстартового состояния могут рассматриваться как процессы известного приспособления организма к предстоящей мышечной работе, как биологически целесообразная приспособительная реакция организма, в ходе которой происходит мобилизация двигательных и вегетативных функций для выполнения предстоящей работы.
В основе физиологических изменений, характеризующих предстартовое состояние, лежит:
— Повышение возбудимости ЦНС;
— Создание двигательной доминанты, характерной для данного вида мышечной деятельности.
Повышение возбудимости дыхательного и сосудодвигательного центров приводит к увеличению легочной вентиляции, усилению сердечной деятельности и изменению состава крови. Предстартовые изменения в крови выражаются в увеличении количества лимфоцитов и нейтрофилов, в повышении концентрации мочевой кислоты. Незначительно повышается резервная щелочность крови.
В предстартовом состоянии отмечается усиление парасимпатических влияний на внутренние органы, выражающееся в увеличении кишечной перистальтики и понижении тонуса сфинктера мочевого пузыря. Парасимпатический эффект проявляется в затруднении дыхания и ощущении чувства стеснения в груди из-за спазма мелких бронхов.
Мобилизация функций желез внутренней секреции, в частности надпочечников, сопровождается увеличением содержания адреналина в крови. В результате действия адреналина более интенсивно протекает углеводный обмен, усиливается деятельность скелетных мышц, сердечно-сосудистой системы.
В целом предстартовое состояние является благоприятной реакцией организма на предстоящее участие в спортивном соревновании, так как еще задолго до начала соревнования происходит сложный физиологический процесс приспособления всех систем и органов организма к предстоящей повышенной работе, создаются наиболее благоприятные кортико-висцеральные и мышечные функциональные взаимоотношения, которые помогают спортсмену показать наилучший результат. Данное состояние характеризуется умеренным повышением возбудимости и лабильности нервных центров; отдельные органы и системы функционируют на оптимальном уровне, обеспечивающем готовность к выполнению работы.
Различают три разновидности эмоций, характеризующих предстартовое состояние:
Прежде всего, предстартовое состояние обусловлено изменениями в ЦНС. В ней могут происходить разные изменения в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена, степени его тренированности и значения спортивного соревнования. Наиболее благоприятно для предстоящей работы плавное повышение возбудимости двигательных центров мозга. При умеренном повышении возбудимости этих центров готовность человека к работе наилучшая. Предстартовое состояние такого типа называется боевой готовностью.
В некоторых случаях раннее предстартовое состояние может отличаться не положительными реакциями приспособительного характера, а, наоборот, отрицательными явлениями: расстройством сна, уменьшением аппетита, нарушением регуляции деятельности сердечно-сосудистой системы и др.
Возбудимость ЦНС в этом случае оказывается чрезмерно повышенной, что снижает способность спортсмена к дифференцированию раздражителей и может вести к тактическим ошибкам, ухудшающим спортивный результат.
Такая разновидность предстартовых реакций называется стартовой лихорадкой. Чаще всего она бывает у людей холерического темперамента, нервные процессы у которых неуравновешенны, и характеризуется преобладанием симпатического отдела ВНС. Уже задолго до начала двигательной активности в крови у человека появляется много гормонов стресса, он переживает, нарушается сон и т.д. В случае возникновения предстартовой лихорадки возбудимость мозга чрезмерно повышена, что вызывает нарушение тонких механизмов межмышечной координации, излишние энерготраты и преждевременный дорабочий расход углеводов, избыточные кардиореспираторные реакции. Физиологические сдвиги при стартовой лихорадке очень велики. Резко повышается температура тела, учащаются сокращения сердца, увеличивается газообмен. Наблюдается потливость, дрожание рук, ног, всего тела, похолодание конечностей, а иногда и целиком определенной поверхности тела, усиление выделительных процессов. Возбуждение в коре больших полушарий настолько сильное и настолько преобладает над тормозными процессами, что затрудняет спортсмену решение даже самых несложных задач, предъявляемых к его нервной деятельности. Психологическиесимптомы «стартовой лихорадки»:волнение (до степени подавляющего), нервозность, неустойчивое состояние и настроение, забывчивость, рассеянность. Возникают фальстарты, а движения начинаются в неоправданно быстром темпе и вскоре приводят к истощению ресурсов организма.
Предстартовые реакции могут носить неблагоприятный характер и проявляться в виде стартовой апатии. Данное состояние обусловлено преобладанием в ЦНС тормозных процессов и чаще встречается у людей со слабым типом нервной деятельности − меланхоликов. Сам человек при этом угнетен, убежден, что у него ничего не получится, жизненный тонус снижен.
Стартовая апатия− это торможение, пришедшее на смену чрезмерному возбуждению. Она представляет собой обратную сторону лихорадки и характеризуется неуверенностью спортсмена в своих силах, появлением желания отказаться от соревнования. Предстартовая апатия часто возникает при недостаточной тренированности спортсмена. Иногда она наблюдается при ожидании встречи с очень сильным противником или при неожиданном перенесении старта на более позднее время. Спортсмен не готов к спортивной борьбе, боится ее, преувеличивает силы противника. Состояние предстартовой апатии характеризуется недостаточным уровнем возбудимости ЦНС, увеличением времени двигательной реакции, невысокими изменениями в состоянии скелетных мышц и вегетативных функций. Такое состояние может служить серьезной помехой для успешного выступления на соревновании.
В процессе длительной работы негативные сдвиги состояний лихорадки и апатии могут преодолеваться, но при кратковременных упражнениях такой возможности нет.
Чрезмерные предстартовые реакции снижаются у спортсменов по мере привыкания к соревновательным условиям. Спортсмены воспринимают предстартовое состояние как обычное волнение при выходе на старт.
Предстартовые реакции имеют условно-рефлекторный механизм, вырабатываются в результате многократных совпадений различных раздражителей (вид стадиона, заполненного зрителями, вызов участников на старт и др.) с началом напряженной мышечной деятельности. Существенное значение имеет иррадиация возбуждения с двигательных зон коры больших полушарий на центры вегетативных функций. Наряду с обстановочными раздражителями условными сигналами становятся вид тренирующихся, словесная информация о составе команды противника, воображаемые спортивные ситуации. Вид потенциального или уже известного соперника вызывает появление страха, неуверенности в собственных силах. Усиление кровообращения и дыхания в стартовом состоянии связано с условно-рефлекторным возбуждением вегетативных центров. Врожденные рефлексы, обеспечивающие мышечную деятельность, − составные элементы в сложной системе управления предстартовыми реакциями.
Предстартовое и стартовое состояния как проявления ВНД человека возникают из-за раздражения как первой, так и второй сигнальной системы. Подтверждается это тем, что, например, словесная команда (второсигнальный раздражитель) о выходе спортсмена служит сигналом предстоящей мышечной работы, условным раздражителем, вызывающим в организме комплекс физиологических сдвигов, а в сознании спортсмена – соответствующие двигательные представления.
Мысленное воспроизведение реальных двигательных ситуаций используется спортсменами непосредственно перед выполнением упражнений. Двигательные представления следует считать одним из проявлений условнорефлекторной реакции. Условными раздражителями в этом случае являются мысленные представления о движении. Второсигнальные раздражители, опосредованные мышечными ощущениями, становятся для человека не менее сильными, чем внешняя среда, раздражителями. Двигательные представления сочетаются с теми же изменениями функций в организме (выраженными только в меньшей степени), что и действительные движения. Создание определенных двигательных представлений вызывает у спортсменов изменение функционального состояния различных органов и систем.
Раздражители, сигнализирующие о предстоящей спортивной двигательной деятельности, способствуют формированию специфической для спортсмена двигательной доминанты. Специфический характер мышечной деятельности в различных видах спорта вызывает различные изменения в функциях внутренних органов.
Условно-рефлекторные изменения могут носить специфический характер. Так, чем интенсивнее предстоящая работа, тем интенсивнее и предстартовые сдвиги. Содержание глюкозы и молочной кислоты в крови в предстартовом состоянии нарастает тем больше, чем интенсивнее предстоящая мышечная деятельность.
Экспериментально установлено, что уровень предстартовых вегетативных сдвигов относительно высок у более тренированных спортсменов, что может быть объяснено систематическими подкреплениями условнорефлекторных связей в процессе тренировок и игр. Именно у хорошо тренированных спортсменов в предстартовом состоянии чаще всего наблюдается состояние «боевой готовности». По-видимому, спортивная тренировка увеличивает работоспособность корковых клеток, повышает их устойчивость к условно-рефлекторным раздражителям, действующим на организм.
В процессе тренировки спортсмен должен научиться владеть собой, ожидая начала игры, управлять предстартовым состоянием, давать себе необходимые самоустановки. Огромное значение имеет авторитет тренера, слово которого, воздействуя на вторую сигнальную систему спортсмена, может коренным образом изменить характер предстартового состояния, повысить боевую готовность спортсмена. Важным средством борьбы с неблагоприятными формами стартового состояния служит разминка. Она уменьшает избыточное возбуждение при стартовой лихорадке и снимает угнетенное состояние при стартовой апатии.
Разминка — выполнение упражнений, которое предшествует выступлению на соревновании или основной части тренировочного занятия. Разминка способствует оптимизации предстартового состояния, обеспечивает ускорение процессов врабатывания, повышает работоспособность.