ссср персонаж с круглой головкой
Чебурашке – 50: Вредная бывшая, «чебурахнутая» девочка и другие причастные к рождению мультгероев
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
На самом деле Чебурашка «родился» еще в 1966 г., в книге Эдуарда Успенского «Крокодил Гена и его друзья», но обычно годом его появления на свет называют 1969 г. – ведь именно после выхода первого мультфильма этот персонаж обрел всем известный внешний облик. В книге он подробно не описывался, и представить его было довольно сложно: « Когда я был маленьким, мне родители подарили игрушку: пушистую, лохматую, маленькую. С большими глазами, как у филина. С круглой заячьей головой и маленьким хвостиком, как у медведя ». Привлекательного в таком неведомом существе было мало, а очаровательным зверьком Чебурашка стал благодаря фантазии художников, придумавших внешний облик персонажа с большими ушами и большими глазами.
В предисловии к своей книге автор написал, что прототипом его героя стала бракованная детская игрушка. Однако позже в интервью писатель признался, что там он просто описал любимую игрушку своего детства, а Чебурашка появился намного позже. На самом деле он однажды в гостях у приятеля наблюдал за его маленькой племянницей. Позже Успенский вспоминал: « Как я увидел первый зрительный образ Чебурашки? Это было жарким июлем 1964 года. Племяннице моего друга, писателя Феликса Камова, купили цигейковую шубу с большим воротником. Девочке было года четыре, а шуба была куплена на вырост. Девочка делала шаг и валилась на пол. Феликс сказал: «Вот опять упала Чебурашка!» Я спросил: «Что это за слово такое?». Он объяснил мне, что это редко встречающееся слово. Что «чебурахнуться» – значит упасть. И вот это «чебурахавшееся» существо мне надолго запомнилось ».
Это слово врезалось в память писателя, а позже он узнал, что в словаре В. Даля есть слова «чебурахать», «чебурахнуть» – то есть «бросить, кинуть, опрокинуть с грохотом». Там же упоминалось слово «чебурашка» – « ванька-встанька, куколка, которая, как ни кинь ее, сама встает на ноги ». А позже рождению мультгероя предшествовал и еще один эпизод: « Вторым толчком для возникновения Чебурашки послужил маленький хамелеончик с огромными глазами, которого я увидел на гроздьях бананов, когда писал дикторский текст к фильму об Одесском порте. Из этих двух моментов и вырос Чебурашка ».
Так и родился замысел о неведомом зверьке из тропических джунглей, который однажды уснул в ящике с апельсинами и так попал в продуктовый магазин большого города. Чебурашка получился довольно неуклюжим – объевшись апельсинов, он то и дело норовил завалиться набок – «чебурахнуться». Он не мог усидеть на месте и постоянно падал – потому и получил такое прозвище.
На авторство внешнего облика Чебурашки претендовали сразу несколько художников. Первый кукольный образ героя появился в Ленинградском театре кукол в 1968 г. – его создала художница по куклам Скрипова-Ясинская. Автором первого рисованного образа Чебурашки был художник студии «Диафильм» Борис Степанцев. У его персонажа были такие же большие круглые уши и большие глаза, как и у его предшественника. Ну а мультперсонажа, которого полюбила вся страна, создал художник Леонид Шварцман.
О создании внешнего облика мультгероя Шварцман рассказывал: « Чебурашкины глаза по Успенскому, «желтые, как у филина», я сразу отмел и стал делать глаза, как у удивленного ребенка, с большими черными зрачками. Про уши в книге ничего не говорилось, и я их сначала рисовал на макушке, как у всех зверей, стал их увеличивать, они «сползли» по сторонам головы и стали как у человека, а не у зверя ».
С годами мультгерой стал настоящим национальным достоянием – ведь он был одним из немногих аутентичных персонажей советской культуры. В других странах похожих образов не было. Чебурашка даже несколько раз становился официальным талисманом Олимпийской сборной России. Оценили Чебурашку и за границей. Самое большое количество фанатов у него было в Японии, где даже были выпущены аниме-сериал «Чебурашка – кто это?» и полнометражный кукольный фильм «Чебурашка». В 2003 г. японцы приобрели у «Союзмультфильма» права на распространение этого образа на протяжении 20 лет. Большой популярностью Чебурашка пользовался и в Швеции – там его окрестили «Друттен» – от шведского «спотыкаться, падать».
Эдуард Успенский говорил, что прототипом старухи Шапокляк стала его бывшая жена: « Она такая строгая, противная, вредная… Дама вредная во всех отношениях. Сейчас только удивляюсь, как нам удалось прожить вместе восемнадцать лет! Хотя, если уж быть честным до конца, Шапокляк имеет и мои черты. Характер у меня тоже не ангельский ».
В создании ее внешнего облика Шварцман отталкивался от самого имени: «шапокляк» – это название головного убора XIX в., складного цилиндра. Отсюда строгое черное платье с юбкой-годе, ридикюль, жабо и белые манжеты. А прическу для героини художник «позаимствовал» у своей тещи. « В создании старухи Шапокляк мне помог один конкретный образ… И внешность моей тещи здесь сыграла важную роль. Она была женщиной из «того времени», у неё были седые волосы, седой пучок. Я ей только удлинил носик, сделал его ехидным, а глазки – лукавыми. В общем, этот персонаж родился довольно быстро », – рассказывал Шварцман.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Феномен советского киногероя: кого на самом деле любила вся страна?
Советский кинематограф подарил нам целую плеяду героев, которых мы все обожали. Но не так просты эти персонажи, как кажется на первый взгляд. Кого на самом деле мы все беззаветно любили? И достойны ли были эти советские киногерои звания «самый желанный персонаж Советского Союза»? Давайте разберемся.
Д’Артаньян, «Три мушкетера»
Будем честны: «наше все» — вовсе никакой не Саша Пушкин, а бравый гасконец Д’Артаньян. Именно он главный герой нашего детства — кумир мальчишек и мечта девчонок. Таким он был до того, как Георгий Юнгвальд-Хилькевич решил экранизировать великий роман. А после того как образ Д’Артаньяна воплотил Михаил Боярский, отважный киногерой советских фильмов стал фактически иконой.
А почему нет? Он храбр, благороден, хорош собой, а поет-то как, а? Д’Артаньян — наш идеал. Любовь Д’Артаньяна и Констанции — идеал любви.
А была ли любовь? Нам говорят, что юный горячий парнишка влюбляется в чужую жену и не может противостоять чувствам. Да ну? Давайте разберемся, кто такая Констанция. Девица, удачно выскочившая замуж: галантерейщик не очень противный, зато богатый и имеет связи при дворе. Барышня ловко пристроилась к королеве и верит, что жизнь удалась. И тут — внезапно! — появляется пылкий влюбленный. А влюбленный ли?
Констанция — всего лишь жена галантерейщика, а Д’Артаньян — дворянин. Его отец — близкий друг высокопоставленного чиновника. Мог ли Д’Артаньян не разбираться в хитросплетениях придворной жизни? Нет. Он прекрасно понимал, что ко двору лучше всего попадать через постель. Но разве фрейлинам благородного происхождения интересен отпрыск обнищавшего рода? Нет, конечно. А вот Констанции это льстит. Мало того, что молод и хорош собой, так еще и самый настоящий дворянин!
Увы, за свое тщеславие дурочка поплатилась жизнью. Разве любящий мужчина не попытался бы отговорить свою женщину от рискованных интриг? Разве он не понимал, что это такое — воевать с главой государства (как мы помним, де-факто это Ришелье)? Понимал, конечно. Но ввязался в историю с подвесками, чтобы заработать билет ко двору. А что Констанция, скорее всего, при этом бесславно сгинет — так кто их считает, этих простолюдинок?
Вообще, отношение Д’Артаньяна к женщинам очень, очень показательно. Возьмем служанку, которую он соблазнил, чтобы добраться до ее госпожи. Может, его хоть немного волновали чувства Кэтти? Нет, ничуть. А вот Миледи его волновала, о да! Так волновала, что он сделал все, чтобы бедняжке отрубили голову. А за что?
Нет. За то, что она сильнее, умнее и успешнее. Это она добилась всего, о чем мечтал юный гасконец, когда направлялся в Париж. Соперничать с Миледи невозможно, она «уделывает» провинциального выскочку по всем статьям. Казнить ее, мерзавку! Как это низко, господа. Как это подло и жалко.
Нестор Петрович, «Большая перемена»
Кто такой Нестор Петрович? Это же, в сущности, педагог-подвижник. Попробуйте-ка обучить чему-либо людей, которые, во-первых, старше вас, во-вторых, определенно успешнее в карьере, и в‑третьих, вообще не очень понимают, на черта им сдалось это образование. Но молодой учитель не сдается!
Более того, он весь фильм бегает за Федоскиным, который, на минуточку, его соперник в любви — счастливый соперник (как Нестору кажется). Бегает и уговаривает вернуться в школу. Какая самоотверженность! Не щадит себя молодой педагог, всю жизнь посвящает этим великовозрастным оболтусам. А еще Нестор такой трогательный: маленький, хрупкий, нескладный. Хочется его обнять, пригреть, прижать к своей обильной груди, ага. В общем, все любили Нестора Петровича.
Хотя на самом деле невинноокий Нестор — трусливая шовинистическая свинья, женоненавистник, мелкий пакостник и подонок. Начнем с того, что стервец умыкнул чужую невесту и чувствовал себя при этом прекрасно. «Уделал» плечистого красавца Федоскина в два счета, красивые девушки — не для необразованных токарей, ага. То ли дело он — ученый, элита!
Тем приятнее наблюдать, как у Нестора рвется шаблон, когда девушка Полина отхватывает у него место в аспирантуре. Любящий мужчина, надо полагать, порадовался бы за невесту, Нестор же возмущен: его обошла женщина? Женщина?! Ее место на кухне, а не в храме науки! Но поскольку его сексистские взгляды никто не разделяет, Нестор бросает и Полину, и науку и гордо уходит в закат.
То есть в женский коллектив, где купается в лучах незаслуженной славы: его там гладят по головке только за то, что он носит штаны. Казалось бы, подлечил самолюбие и работай спокойно, да? Нет. Нестору этого мало. С упорством, достойным лучшего применения, он лезет в чужую личную жизнь и наводит там свои порядки. С самодовольной рожей врывается в семьи и объявляет:
Ледневы, Петрыкин, Ганжа, Ляпишев — кому, спрашивается, не нагадил Нестор Северов? Всем нагадил. Особенно бедняжке Нелли, которую угораздило его полюбить. Судите сами: вчера Нестор ужом ввинтился в крепкую пару и разбил ее, а сегодня он краснеет, как институтка, и не умеет отказать влюбленной барышне так, чтобы над ней не смеялась вся школа. Вы в это верите? Вот и мы нет. В общем, тот еще муфлон этот наш Нестор Петрович.
Женя Лукашин, «Ирония судьбы»
Персонаж, на котором не оттоптался только ленивый, но мы просто не могли про него не написать. Чем, чем так привлекал Женя Лукашин советских женщин? Как можно было его любить, за что? А за все. Интеллигентные холостяки на дороге не валяются!
Он врач, это одна из самых престижных профессий. При этом он не циник, а тонкая, романтичная натура — как он поет про ясень, заслушаться же можно! Таких разбирают еще в институте, потому что это «удачная партия» — ежели умеючи с ним обращаться. Это раз. А два — Лукашин же последний романтик. Да, он ведет себя нелепо, но это потому, что он тонко чувствует, он так раним, так беззащитен! Всем хочется его спасти.
Спасти ценой своей жизни, разумеется. Потому что Женечка Лукашин — ярчайший представитель типажа мужчин, которые ломают женщинам жизни самым изощренным способом: бросают тех на дно созависимости. Инфантильный алкоголик — что вообще может быть хуже? Хуже может быть только Женя Лукашин, который еще и социопат, напрочь лишенный эмпатии.
Просто представьте себя на месте Гали: он мариновал ее несколько лет, не отталкивая, но и не решаясь жениться, а потом бросил ее в Новый год. По телефону. Может быть, он хотя бы извинился? Нет. Он сломал отношения Нади и Ипполита, а потом усвистел домой, под мамино крылышко. А Надю он с собой позвал? Нет. Что мы после этого можем о нем сказать? Что Женю Лукашина надо поместить в формалин и поставить в Палату мер и весов. Потому что он — эталонная сволочь.
Гоша, он же Гога, он же Георгий Иванович, «Москва слезам не верит»
Гоша — «настоящий мужчина». Эталонный самец. Как он сказал, так и будет! На том простом основании, что он мужчина, ага. Каждая женщина, вынужденная воплощать в себе все социальные роли сразу, мечтает, чтобы кто-нибудь пришел и снял часть груза с ее плеч.
Ну в самом деле, это очень тяжело: одной растить ребенка, зарабатывать на жизнь и строить карьеру. А ведь хочется и женщиной побыть! Любимой женщиной, а не любовницей. Это две большие разницы. И Гоша, он же Гога — мечта всех женщин, которые оказались в такой ситуации. Это же принц на белом коне, но не для принцессы, а для уставшей королевы, которая уже ни на что не надеется.
Вот «ни на что не надеется» — это ключевой тезис. Гоша знал, к кому присосаться и из кого попить кровушки. По сути, кто он такой? Никто. Неудачник. Ни денег, ни карьеры, ни ума, ни образования.
Все эти разговоры о том, что кто-то должен делать черную работу — это в пользу бедных: у Катерины старт был куда более тяжелым, однако же она добралась до высокого поста, потому что умна и целеустремленна. А Гоша как начал слесарить после ПТУ, так и намерен продолжать до пенсии. Потому что на большее не способен, вот и раздувает щеки, философствуя о том, что он-де «соль земли». Зачем, спрашивается, ему нужна Катерина?
А затем, что он — типичный абьюзер. Ничтожество, которое ищет жертву, чтобы на ней отыграться за все свои неудачи. Вольно, конечно, властвовать над женщиной, которая уже ни на что не надеется: такая будет обихаживать «царька», повиноваться ему и обожать, и ее можно даже поколачивать иногда, срывая на ней свои обиды на жизнь. Но для начала надо ее сломать и подчинить, что Гоша и пытается делать всеми способами.
А потом он внезапно узнает, что Катерина не забитая брошенка без перспектив, а железная леди. Ой, бедный Гоша. Он уползает в свою грязную нору, поджав хвост, и там топит горе в водке. Прокололся!
На крючок попалась не безобидная плотвичка, а акула, которая ему ноги перекусит на счет раз. Поэтому ноги надо делать. Быстро. А когда его из этой норы вытащили — что он сделал? Может, объяснился? Может, извинился за внезапное исчезновение? Нет. Он во всем обвинил Катерину. Экий гад, а? Нет, даже гадик.
Карл Фридрих Иероним, «Тот самый Мюнхгаузен»
Это великий фильм. Это великий актер. Это великая роль. Ну и, конечно, это персонаж, о котором мечтали все. Потому что он — иной. Сумрачный гений и нонконформист, противник системы, человек, который никогда не будет внутри какого-то явления, а всегда будет над ним.
Истинный революционер: не тот, кто взрывает дворцы, а тот, кто подрывает замшелые устои. Кто не хотел оказаться на месте Марты? Все хотели. Просто потому, что господин барон мог полюбить только особенную девушку. А особенными все хотят быть, разумеется.
А что это такое — быть Мартой? Это страшная судьба. Как мы помним, барон был официально женат, а бывшая супруга не хотела упускать из рук его состояние. По счастливому стечению обстоятельств герцог все-таки подписывает разрешение на развод, и Мюнхгаузен может быть свободен. Что он делает? Он превращает заседание в фарс, после чего его признают невменяемым. Все, финита.
Никакого развода, никакого нового брака. Чтобы жениться на Марте, барон инсценирует самоубийство. Понял, принял, осознал? Да куда там. Он же гений — ему, видите ли, не по нутру жизнь простого цветочника, а винит он во всем Марту. Несчастная женщина уходит, а что ей остается?
Все. Барон свободен, может воскресать и продолжать троллить почтенное общество, казалось бы. Но ему этого мало. Бабочка упорхнула из паутины, паук еще не насытился! Надо ее вернуть! Господин барон восстает из мертвых только затем, чтобы прокричать:
Несчастная женщина только что пережила тяжелый разрыв, только оправилась от краха надежд, но вынуждена теперь позориться на глазах у всего города, просить, чтобы помиловали ее «ненормального мужа». Потому что он же неуправляемый, он же погубит себя. В последний момент Марта отказывается играть роль, потому что все-таки любит барона.
И как он ее за это благодарит?
А вы знали, что у нас есть Instagram и Telegram?
Подписывайтесь, если вы ценитель красивых фото и интересных историй!
АНТ-25 (19 фото + 2 видео)
Среди многих советских самолетов АНТ-25 один из самых знаменитых. Его история началась 7 декабря 1931 года, когда по предложению К. Е. Ворошилова было принято решение о постройке специальной крылатой машины для рекордных перелетов на дальность. Ее создание поручили отделу опытного самолетостроения ЦАРИ.
Уникальную машину проектировала бригада П. О. Сухого. Руководил всеми работами Андрей Николаевич Туполев.
Задуман и построен РД был как цельнометаллический свободнонесущий однодвигательный низкоплан с очень большим удлинением крыла. Отношение его размаха к хорде превышало 13! Это необходимо было для получения максимального аэродинамического качества, то есть наибольшего отношения подъемной силы к силе лобового сопротивления. Заметим, что крыло самолетов того времени брало на себя зачастую половину сопротивления всего летательного аппарата.
Обшивку крыла (кроме зоны кессона) для жесткости выполнили поначалу из гофрированного кольчугалюминия, а затем после испытаний перевели на покрытое лаком полотно, так как скорость и дальность полета оказались ниже расчетных вследствие возросшего сопротивления крыла. Внутри поместили пакеты с аварийными продуктами, спальные мешки, палатку, рюкзаки, лыжи и другое снаряжение, которое могло понадобиться при вынужденной посадке. С убранным шасси самолет имел возможность благополучно сесть на воду и некоторое время держаться на плаву. Для этого были предусмотрены надувные баллоны из прорезиненной ткани.
Место соединения несущих поверхностей с фюзеляжем закрыли обтекаемым зализом. В районе стыков консолей с центропланом к первому лонжерону крепились главные стойки шасси с масляно-пневматической амортизацией. Каждая была снабжена двумя спаренными колесами размером 900X200 мм. Они впервые в практике отечественного самолетостроения поднимались и выпускались с помощью электрифицированного механизма. Стойки затягивались тросом, прикрепленным к цилиндру. Задний подкос двигался по направляющей. В выпущенном положении шасси фиксировал пружинный замок. В полете колеса наполовину убирались в крыло, а внешняя часть для уменьшения лобового сопротивления так же, как неуправляемый костыль с баллонным колесом, закрывалась обтекателями.
О надежности двигателя АМ Валерий Павлович Чкалов после перелета на остров Удд писал: «Самый придирчивый человек не смог бы найти в нем недостатка. Экипаж был убежден, мощность мотора окажется достаточной для отрыва от земли 11-тонного гиганта. У нас не было ни малейшего сомнения в надежности работы мотора. Никому из нас не приходила в голову мысль, что мотор может сдать и самолет пойдет на вынужденную посадку. А ведь мы летели над такими местами, где вынужденная посадка была невозможной».
За двигателем располагалась кабина с откидным фонарем, оборудованная всем необходимым для полета в сложных метеорологических условиях. Под ногами летчика находился бачок контроля расхода топлива. Сразу за креслом пилота проходил кессон центроплана, в котором помещался резервный маслобак: из него можно было ручным насосом пополнить рабочий бак. За стыком передней и хвостовой частей фюзеляжа оборудовали места штурмана и второго летчика, причем из-за тесноты второе пришлось расположить на резервном бачке с водой.
Киль выполнялся заодно с хвостовой частью фюзеляжа. На нем установили узлы крепления руля направления и переставного стабилизатора с изменяемым углом атаки, обшивка которого была гофрированной, консоли и киль соединялись по бортовым нервюрам и растягивались лентами-расчалками обтекаемой формы. К стабилизатору подвешивался состоявший из двух половин, соединенных осью, руль высоты с флеттнером.
Для этого перелета самолет-дублер был переоборудован под улучшенный двигатель М-34Р с туннельным водяным радиатором, перед которым установили регулируемые жалюзи. Двухлопастный деревянный винт заменили после серии научно-исследовательских работ трехлопастным металлическим с углом установки, регулируемым на земле.
Для устройства регулируемого обогрева кабины выхлопные патрубки соединили трубопроводом, проложенным внутри фюзеляжа.
Было оборудовано штурвальное двойное управление самолетом, предназначенное для контроля за машиной во время смены летчиков. Переднюю часть кабины штурмана закрыли прозрачным обтекателем с солнечным указателем курса. Кольцевой радиокомпас в конце концов установили снизу на фюзеляже и сделали поворотным. Определять местонахождение самолета теперь можно было по передачам любых двух радиостанций.
20 июля 1936 года модернизированный РД совершил испытательный перелет до Петропавловска-на-Камчатке с экипажем в составе В. П. Чкалова, Г. Ф. Байдукова и А. В. Белякова. При организации столь дальнего полета пришлось предпринять особые меры предосторожности. В частности, Северный и Тихоокеанский флоты получили распоряжение выделить дежурные корабли, Главсевморпуть подготовил сухопутные спасательные партии.
АНТ-25 пробыл в воздухе 56 ч 20 мин и пролетел 9374 км. Весь мир восхищался героическим перелетом. Наше правительство высоко оценило мужество и мастерство советских летчиков, всем членам экипажа было присвоено звание Героя Советского Союза.
После полета на остров Удд Валерий Павлович писал: «Машина блестяще выдержала испытания. Самолет послушно набирал высоту и повиновался пилоту. Машина отлично вела себя и в тумане, и в облаках, и в условиях различных воздушных потоков, и в горной местности Якутии, и при различных температурах. Вообще летные возможности самолета оказались прекрасными».
Тем не менее, перелет позволил оценить и некоторые опасности, которые подстерегали машины подобного типа. В частности, серьезные трудности вызвало обледенение фюзеляжа, крыльев и особенно винта. Вот почему конструкторами был в срочном порядке разработан в ЦАГИ и поставлен на винт первый советский антиобледенитель.
По естественной логике событий крылатый рекордсмен был включен в число советских экспонатов Всемирной авиационной выставки в Париже в ноябре 1936 года и имел там исключительный успех.
Имена героев не сходили со страниц газет и журналов всего мира. А спустя всего три недели экипаж Героя Советского Союза М. М. Громова совершил еще один перелет в Америку через Северный полюс. Советские летчики установили при этом новый мировой рекорд дальности. Самолет находился в воздухе 62 ч 17 мин, преодолев расстояние 11 500 км.
Эти исторические перелеты продемонстрировали всему миру не только мужество, смелость и мастерство наших летчиков, но и высокий уровень отечественного самолетостроения.