сретенский монастырь история монастыря
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
Сретенский монастырь: прошлое и настоящее
В этот самый час, когда жители Москвы встретили икону и молились перед ней, Тамерлан, как повествуют летописи, дремал в своем шатре; вдруг во сне перед ним в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела Она Тамерлану оставить московские пределы.
Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Главной святыней монастыря являются мощи священно-мученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года. В соборе также хранятся частицы мощей преподобной Марии Египетской святителя Николая Чудотворца, святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого, преподобного Серафима Саровского и иных великих угодников Божиих.
За десять лет восстановлены почти все монастырские помещения, благоукрашен собор монастыря, возведены два новых пятиэтажных корпуса, где разместились братия обители и Сретенская духовная семинария.
С 1997 года Сретенский монастырь неоднократно организовывал сбор благотворительной помощи жителям Чечни, и духовенство обители сопровождало эти гуманитарные грузы в город Грозный и регионы, пострадавшие от войны.
В 1997 году в Сретенском монастыре был создан Российский центр по изучению Туринской Плащаницы. У Сретенского монастыря также имеется два скита: Серафимовский и Ильинский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с домовой церковью, кельями, огородами, пасекой, скотным двором и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.
Недалеко от скита, в деревне Слободка, находится сельскохозяйственный кооператив «Воскресение», который был возрожден из полной разрухи и запустения братией Сретенского монастыря. В 2003 году кооператив «Воскресение» получил государственную Столыпинскую премию как «самый эффективный землепользователь в России».
Сретенский монастырь история монастыря
Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их.
Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов.
В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.
С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны. Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси.
Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор.
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси.
В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.
Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба.
Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ «Снятие пятой печати» или современный список чудотворной Владимирской иконы. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года.
В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.
В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы.
Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: «Православное богословие» и «Апологетика». Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.
Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь Ставропигиальные монастыри РПЦ
История
Сретенский монастырь был основан в конце XIV века на месте встречи («сретения» святыни русского православия — Владимирской иконы Божией Матери — при ее перенесении в Москву из Владимира в 1395 году. Основание монастыря связывается с 1397 годом.
В 1476 году по указу великого князя Ивана Васильевича в Сретенском монастыре псковскими мастерами был построен не дошедший до нашего времени каменный собор Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы..Археологических исследований этого памятника до настоящего времени не проводилось.
К XVI веку в монастыре было возведено еще два каменных храма — церковь преподобной Марии Египетской и небольшой храм неизвестного посвящения по улице Большая Лубянка. Именно на эту улицу традиционно был ориентирован ансамбль монастырских строений.
В конце XVII — начале XVIII века также сложился комплекс монастырских построек по Большой Лубянке, в значительной степени разобранный в 1928 году. Он включал святые врата с надвратной колокольней, церковь Николая Чудотворца, в состав которой вошел небольшой объем храма XVI века, а также братские и настоятельские кельи. Последние, в перестроенном виде, сохранились до наших дней (вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 2). Колокольня монастыря, поставленная на переломе Большой Лубянки, замыкала перспективу улицы и являлась важнейшей градостроительной доминантой района.
В XVIII веке монастырь переживал упадок. По реформе 1763 года он был оставлен «за штатом», то есть перестал получать содержание от казны. Важным источником существования монастыря тогда стала сдача внаем принадлежавших ему земель.
В 1750–1790-е годы из монастырской территории было выделено северное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 21), используемое в доходных целях вплоть до 1917 года. В конце XVIII века, вскоре после разбивки Рождественского бульвара, обращенная к нему часть монастырского огорода также была превращена в наемный (отдаточный) двор (совр. вл. Рождественский бульвар, 18). Внутриквартальная часть бывшей огородной земли стала хозяйственным двором и монастырским садом. На границе между ними и парадной зоной монастыря, обращенной к Большой Лубянке, в первой половине XIX века были возведены новые каменные кельи (не сохранились до наших дней). Сложившееся в результате этих мероприятий планировочное и функциональное зонирование монастырской территории сохранялось до 1917 года.
В 1876 году монастырь приобрел еще одно доходное владение — южное подворье (совр. вл. улица Большая Лубянка, 17). В 1876–1877-х годах в нем был выстроен трехэтажный доходный дом по проекту архитектора И. П. Миронова, включивший небольшие здания второй половины XVIII века(вл. улица Большая Лубянка, 17, стр.1).
Приобретенный в первой половине XIX века архитектурный облик Сретенский монастырь сохранялся вплоть до своего закрытия в конце 1920-х годов. Именно тогда два из трех имевшихся на обширной территории монастыря храмов были утрачены. В 1922 году Сретенский монастырь был захвачен обновленцами, но усилиями свмч. Илариона (Троицкого) в 1923 году он был возвращен Православной Церкви и тогда же стал одним из главных центров борьбы с обновленческой церковью. 4 декабря 1925 года здесь принял иноческий постриг Сергей Извеков — будущий Патриарх Московский и всея Руси Пимен.
В конце 1925 года монастырь был закрыт. В 1928 году при «спрямлении» улицы Лубянки были разобраны расположенные на этой улице монастырские здания: двухэтажный храм свт. Николая Чудотворца с приделами свт. Димитрия Ростовского и всех святых, органично вписывавшийся в общегородской архитектурный ансамбль, святые врата с колокольней, кельи, а также восточная торцевая часть настоятельского корпуса.
Несмотря на то, что храм прп. Марии Египетской с приделом Сретения Господня (наряду с храмом Сретения Владимирской иконы Божией Матери с приделом Рождества Иоанна Предтечи) располагался в глубине монастырской территории, он также был разобран. В оставшихся зданиях обители разместились структуры НКВД. На монастырской территории, к зданиям главного в то время ведомства страны, велись расстрелы. Таким образом, в настоящее время от уникального монастырского ансамбля XVI — начала XVIII века сохранилось только два здания — собор Владимирской иконы Божией Матери 1679 года и настоятельский корпус конца XVII века, значительно перестроенный в XIX–XX веках.
Главный храм обители – Владимирский собор – долгое время использовался как жилой дом (общежитие НКВД), но в 1958–1959 годах он был отреставрирован с восстановлением первоначального облика (архитектор-реставратор Г. К. Игнатьев).
На месте бывшего монастырского сада и разобранных келий первой половины XIX века в 1952 году было выстроено здание школы (совр. вл. улица Большая Лубянка, 19, стр. 3). В нем расположился отдел скульптуры научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря.
Лишь в 1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был передан Церкви — в статусе приходского храма. На бывшей монастырской территории тогда по-прежнему располагалась общеобразовательная школа, открытая в 1952 году, остальные здания принадлежали светским организациям и находились в страшном запустении.
Со времени возрождения Сретенского монастыря прошло чуть более 20 лет. На сегодняшний день в обители воссозданы и заново отстроены настоятельский, келейный, административный и трапезный корпуса. Был значительно расширен монастырский храм — за счет пристройки к нему придела прп. Марии Египетской и продления придела Рождества Иоанна Предтечи. Также удалось осуществить масштабную реставрацию фресок собора.
В 2010 году монастырю было передано здание школы №.1216 (ул. Б. Лубянка, д. 19, стр. 3), в котором после капитальной реконструкции расположилась Сретенская духовная семинария. Возвращение обители исторически принадлежавших ей зданий продолжается и в настоящее время.
В 2010 году в обители были построены домовые храмы в честь Святой Живоначальной Троицы в корпусе Наместника и святого праведного Иоанна Кронштадтского при лазарете монастыря.
На территории монастыря в настоящее время расположены семинария, крупнейшее православное издательство, магазин, Патриарший совет по культуре, Церковно-общественный совет по защите от алкогольной угрозы и многие другие подразделения.
Сретенский монастырь: Прошлое и настоящее
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная на удивительном месте. Более шестисот двадцати лет назад здесь произошло событие, которое верующие люди, не сомневаясь, называют чудом. Заступничеством Пресвятой Богородицы русские земли были спасены от нашествия Тамерлана.
Сегодня Сретенский монастырь — важнейший духовный центр России. Брошюра, выпущенная издательством монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.
Из истории. В 1395 году полчища жестокого и беспощадного завоевателя Тамерлана приближались к Москве, силы были не равны. Митрополит Киприан, призвав москвичей к всенародному посту и усердной молитве, повелел принести из Владимира в Москву величайшую святыню Русской земли — чудотворную икону Божией Матери. Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа показались стены Кремля. Вся Москва, от мала до велика, вышла на Кучково поле встречать святыню. В едином молитвенном порыве соединились сердца людей. И Матерь Божия не посрамила этой великой веры и надежды. Предание рассказывает, что в то время, когда москвичи молились перед чудотворным образом, хан задремал у себя в шатре. Во сне ему привиделась Светозарная Жена, окруженная множеством крылатых воинов. Грозно взирая на хана, Она повелела ему оставить русские земли. Тамерлан отдал приказ об отступлении и увел свое войско на юг, покинув пределы Руси.
Вскоре на том месте, где москвичи встречали святой образ, была заложена деревянная церковь во имя встречи (по-славянски — сретения) Владимирской иконы Божией Матери, а в 1397 году здесь был основан Сретенский монастырь. День 26 августа (8 сентября по н. ст.) празднуется с тех пор как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Сретенский монастырь к началу XX века. Первые послереволюционные годы жизни Сретенского монастыря связаны с именем выдающегося богослова, пламенного проповедника и защитника Церкви священномученика Илариона (Троицкого). Владыка, любимый и почитаемый церковным народом, часто служил в Сретенском монастыре. Служил здесь и патриарх Тихон. Незадолго до закрытия монастыря, в 1925 году, здесь принял иноческий постриг пятнадцатилетний Сергей Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт.
Новая история Сретенского монастыря. В1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). 8 сентября 1995 года исполнялось 600 лет со дня встречи чудотворного образа Богородицы на Кучковом поле. Этот день стал днем духовной радости для всех верующих москвичей. После переговоров с дирекцией Третьяковской галереи было получено разрешение привезти Владимирскую икону в день праздника в монастырь для поклонения.
На страницах брошюры можно почитать и о восстановлении монастыря, и о его святынях, главной из которых являются мощи священномученика Илариона (Троицкого). Отдельные разделы посвящены восстановлению единства Русской Церкви. Описана монашеская жизнь в обители, в Серафимовском скиту. С 2003 года монастырь оказывает помощь школе-интернату, находящемуся в городе Михайлове, в котором воспитываются около ста детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей.
В Сретенском монастыре находятся редакции крупнейшего православного книжного издательства и известного интернет-портала «Православие.Ru». В 2002 году при монастыре открыта Сретенская духовная семинария. Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя не упомянуть его хор — один из самых известных в Русской Православной Церкви. В стенах обители располагается и Патриарший совет по культуре, созданный в марте 2010 года, его председатель — наместник Сретенского монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). С 2014 года в монастыре работают просветительские курсы «Православие».
Важным событием новейшей истории монастыря стало строительство в 2017 году нового храма — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Не только необходимость увеличить пространство для богослужений подвигла наместника и братию к решению построить этот собор. Все они понимали, что, став насельниками Сретенского монастыря, расположенного на Большой Лубянке, они оказались в месте, освященном исповедническим подвигом святых XX века, нашедших в себе силы противостать безбожной смуте и бесстрашно свидетельствовать о Христе.
Сретенский монастырь является одним из важнейших духовных центров не только Москвы, но и всей России. Уже много лет ежедневно, без выходных братия и наместник монастыря трудятся, созидая и украшая не только дорогую им святую обитель, но и души людей, приходящих сюда за молитвенной помощью и духовным утешением. Да благословит Господь эти нелегкие труды, ведь именно о таких, как они, сказано в древней книге псалмов: И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3).
Сверните с шумной Большой Лубянки в тихий двор монастыря и убедитесь в этом сами.
Книгу можно приобрести:
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.