Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье назвал эти здания самыми красивыми в Москве. А Михаил Булгаков увековечил размещавшиеся здесь структуры в своих произведениях.
В 1899-1902 годах в квартале между Милютинским и Фроловым переулками появились два огромных дома страхового общества «Россия». Их соединила кованая решетка с вензелем владельца «СОР» (отлита О.В. Дессином).
Доминанта дома — стилизованная готическая башня. Очертаниями она напоминает Спасскую башню Кремля. Там даже есть колокол, но звонил он лишь однажды — в 2011 году, по случаю юбилея дома. А все потому, что его не снабдили языком.
Фасады дома страхового общества «Россия» украсили зооморфный декор и всевозможные божества. Каждое из них имеет свой сакральный смысл, а все вместе означают счастливую жизнь квартирантов этого дома. А так как суеверные люди стараются избегать числа 13, здесь нет квартиры под этим номером.
До революции здание было красного цвета, а на крыше стояли изысканные статуи. Но во время войны многие из них пострадали. В дом неоднократно попадали авиабомбы, и в результате он частично лишился декора.
Дом страхового общества «Россия» строили на века, так как московская дума требовала гарантий, что паровые котлы не взорвутся, а камины и газовые плиты не приведут к пожару. В результате он стал настоящей крепостью, которая могла существовать автономно от города. А подвалы дома оказались так велики, что в 1941 году в них устроили бомбоубежище.
После 1917 года в доме разместились многочисленные конторы, редакции газет, РОСТА. В 1921 сюда переехал Народный Комиссариат Просвещения под руководством А.В. Луначарского.
В Наркомпрос входил Главполитпросвет, бессменным председателем которого была Н.К. Крупская. Она, например, ратовала за большевизацию отечественного образования и составляла списки запрещенных книг. Туда, к слову, попали Платон, Кант, Достоевский, Карамзин, Лесков, Гоголь, Пушкин, Аксаков и даже детские стихи Чуковского. И здесь в 1921 году начал работать Михаил Булгаков. Не удивительно, что Главполитпросвет стал местом действия нескольких его произведений.
А через 2 месяца Булгакова уволили по причине расформирования ЛИТО. Полученный им опыт лег в основу повести «Дьяволиада», где бюрократический ад сводит с ума делопроизводителя Короткова. А еще Главполитпросвет вдохновил Маяковского на создание «Прозаседавшихся».
В начале 1990-х квартиры дома «России» перепродали и отреставрировали. Дом вернул себе славу элитного жилья, но в народе появилась горькая шутка: «Россия не для бедных».
И вот в начале двадцать первого века те же процессы вымывания культурного слоя городской среды начались в Петербурге… В этом разделе будут размещаться очерки о самых разнообразных архитектурных памятниках Москвы и Петербурга, наиболее характерных и поэтому важных для ценителей архитектуры.
Архитектурные фотоочерки авторов журнала «Женщина Москва» о самых примечательных домах Москвы и Петербурга
Дополнительно
Авторизация:
Тайна дома страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре
25.03.2009
Я люблю этот дом давно, с первой встречи, но только полгода назад узнал, что у него есть тайна. Теперь мне ясно, почему даже Ле Корбюзье был очарован нашим Домом. Чтобы приблизится к этой тайне, обратимся к истории…
Во времена строительного бума начала XX века страховое общество «Россия» тоже возводило дома для сдачи внаем, так называемые «доходные». Они во множестве появлялись в обеих столицах и провинции. Но это здание было особенным – самым технически совершенным жилым домом Москвы начала XX века. В Доме было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но фильтровала и увлажняла его, а при необходимости и подогревала! Электроснабжение и освещение обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины глубиной 50 метров. В Доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни.
Камины в Доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала XX века (пример, особняк Петра Смирнова арх. Ф.О. Шехтель), а действующие (см. фото 20 и 21). Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах есть и печи; они расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях (использовались для приготовления пищи).
В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации запараллелены, что создает неудобства при бытовом ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку (см. фото 43). Но удается это далеко не всем…
Под «теремком» башни висит колокол с надписью старославянским шрифтом «1899 – 1902 г. Москва» (см. фото 23-24). Как видно на фотографиях, у него изначально не было «языка» (см. фото 25). Если у колокола был молоточек, отбивавший часы или четверти, то он утрачен. Следов крепления его я не нашел. В 2007 году компанией «Светосервис» на башне были установлены новые электронные часы. Во время подъема наверх я видел кронштейны, которыми они крепятся к стенам.
В башне со шпилем и под соседней скатной крышей в стиле русского терема (они расположены над фасадом, обращенным к Сретенскому бульвару) (см. фото 26), так же как и в главной башне, сейчас находится мастерская художника. Если смотреть с Тургеневской площади, они расположены справа от главной башни, а слева от нее на крыше виден атриум (см. фото 27) на последнем этаже поликлиники Академии наук. За главной башней (со двора) на крыше за барочной формы башенкой видна еще одна «светелка» (мансарда) (см. фото 28).
На месте нашего Дома в XVIII – первой половине XIX в. был так называемый старый почтамт, который с 1742 г. располагался в палатах архиепископа Феофана Прокоповича. В 1872 г. на участке было выстроено здание панорамы «Царь-град», позже, в 1886 г., переделанное антрепренером М.В. Лентовским по проекту М.Н. Чичагова под «Скоморох» – «театр общедоступных и народных представлений». Его охотно посещал простой народ, сюда часто приезжали крестьяне из подмосковных деревень. Будущий скульптор С.Т. Коненков, учившийся поблизости отсюда и бывавший в театре, рассказывал, что на его стенах были надписи для неопытных театралов: «С места на место не переходить – отовсюду хорошо видно», «Бис – значит повторить» и т. д. В театре с успехом прошла премьера пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы». Автор сам наблюдал за репетициями и подготовкой костюмов.
После революции здесь размещались: Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н.К. Крупская), бывал Ленин, который (судя по количеству мемориальных досок) успел побывать везде… В Доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, Р.Ф.Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И.Сканави, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова. Из наших современников – выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович и семья известных музыкантов Сканави, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина Галина Викторовна Морозова.
В этом доме в литературном отделе (Лито) и редакции газеты «Гудок» в 1923 году работал М.А. Булгаков. В “Записках на манжетах” мастер описал процесс получения зарплаты в Лито как образец молодого советского бюрократизма:
“Сегодня я получил деньги. Деньги! За 10 минут до того, как идти в кассу, женщина в 1-м этаже, которая должна была поставить последнюю печать, сказала: — Неправильно по форме. Надо задержать ведомость. Не помню точно, что произошло. Туман. Кажется, что я что-то болезненно выкрикнул. Вроде: — Вы издеваетесь надо мной? Женщина раскрыла рот: — А-ах, вы так. Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули: Выдать. Закорючка. В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир вынул бумажки. Потом опомнился: деньги!
Полгода назад я увидел старую открытку с очень красивым домом, силуэт которого показался мне знакомым. Присмотревшись, я понял, что это Дом страхового общества «Россия»! Но он был другим! И дело не только в присутствии утраченных на сегодняшний день большого купола на главном корпусе со стороны Сретенского бульвара, шпилевидных завершений на башнях и скульптурной группы над фронтоном. Дом был совершенно другого цвета – не привычного с детства песочного, а глубокого красного (см. фото 41)! Это и есть его тайна. Я понял, Дом не просто красив, он сказочно красив! В своем подлинном цвете он, подобно ансамблю Кремля и Красной площади, церквям в стиле нарышкинского барокко, формирует ту неповторимую среду, которая и называется Москва…
Сегодня Дом «Россия» возрождается после долгого перерыва: снова работают часы на главной башне, обращенной к Тургеневской площади, правление товарищества собственников жилья собирает архивные материалы о своем доме и обратилось к Правительству Москвы и Москомнаследию с просьбой о проведении научной реставрации фасадов Дома… Это только начало и, возможно, однажды москвичи увидят настоящее чудо – красивейшее здание Москвы в своем подлинном московском глубоком красном цвете!
Общество «Россия» осуществляло страховые операции и за границей: в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В конце 1918 г. размер капитала общества достигал 109,1 млн. руб.
В 1919 г. эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но «Россия» успела увековечить себя в архитектуре Москвы. О Доме на Сретенском бульваре мы рассказали. Другим владением компании было здание московского офиса общества «Россия» на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства – это главное здание ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянской площади.
Текст и фотографии: Сергей Селихов, главный редактор электронного журнала «Женщина Москва». Источник: электронный журнал «Женщина Москва»
Выражаем благодарность за предоставленные материалы: Правлению ТСЖ «Сретенский бульвар 6» и лично Наталье Алексеевне Цароевой, Леониду Милееву (открытки) и интернет-проекту «Биржевая площадь» (историческая справка).
Литература: Архитекторы-строители Петербурга-Петрограда начала XX века. Каталог выставки. Л., 1982; Кондаков С. С.376.
В начале прошлого столетия еще не существовало понятий «бизнес-класс» и «элита» применительно к жилой недвижимости. Но, само собой разумеется, по-настоящему фешенебельными считались собственные особняки. Квартиры, даже самые шикарные, котировались рангом ниже. Но с начала века, когда началось бурное строительство доходных домов, среди них выделились самые дорогие, которые можно условно считать бизнес-классом. Самым престижным был, несомненно, дом страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, построенный в 1902 году по проекту архитектора Н. М. Проскурнина.
В XVIII столетии на этом месте был так называемый старый почтамт, или «двор, где почтальоны живут». Но со временем тех почтальонов перевели в гораздо более удобное строение на улице Мясницкой, дом 40. Здесь же обосновалась панорама под названием «Царь-град», а затем Театр общедоступных и народных представлений «Скоморох». Он был до такой степени народным, что приходилось укреплять на стенах пояснительные надписи «С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо». Или «Бис — означает повторить».
Но в 1899 году закрылся и театр: страховое общество «Россия», одно из самых богатых в государстве, решило строить тут доходный дом. Да не простой, а роскошный, для самых шикарных жильцов. Здесь, например, в подвале оборудовали одну из первых в городе электростанций.
Со строительством спешили, поэтому не обошлось без жертв. В 1901 году газета «Московский листок» сообщала: «В строящемся доме страхового общества «Россия», на проезде Сретенского бульвара, рабочие с третьего этажа спускали по канату деревянный бак. Канат был прикреплен к оконной перекладине, которая не выдержала тяжести и, сорвавшись, придавила рабочего, крестьянина Петра Безина, получившего ушибы всего тела и перелом правой руки. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу».
Однако это обстоятельство не образумило заказчиков. Темп стройки не замедлили. И в результате спустя год здание стали заселять.
Этот дом просто не может не обратить на себя внимания. Каждый пешеход, за редким, совершенно непонятным исключением, проходя мимо, размечтается: дескать, а вот бы я в этом доме жил. Принимал бы тут гостей, а после провожал их к метро «Тургеневская», теплым летом мы прогуливались к станциям подальше, а к полуночи я возвращался домой, включал свет в этом окне, ставил чайник, выходил на балкон, на свой балкон, стоял и смотрел на редких поздних пешеходов, куда-то торопящихся Бобровым переулком. А придя домой, иной из них раскрыл бы старенький путеводитель по Москве и прочитал: «Следующий квартал занимают два огромных жилых корпуса, построенных в 1899-1902 годах для общества «Россия» — одной из крупнейших страховых компаний, которая часть своих миллионных доходов вкладывала в строительство и эксплуатацию многоквартирных, хорошо оборудованных домов. Квартиры в этих домах были крайне дороги — снимали их только очень состоятельные люди. Автор проекта архитектор Н. М. Проскурнин придал зданию черты позднего итальянского ренессанса. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве. Прекрасная решетка между корпусами сделана по рисунку О. Дессина».
Впрочем, история этого дома не ограничивается изложенными сведениями. Тут гостил художник Репин (он писал портрет доктора Лызина, какого-то счастливого здешнего квартиранта). В квартире номер 85 было правление Футбольной лиги. А после революции в доме «России» разместился Наркомпрос, которым заправляла сама Крупская, и к ней ходили на поклон столичные интеллигенты. Кстати, одно из подразделений Наркомпроса (под названием Лито) описано Булгаковым в «Записках на манжетах». Делать там было абсолютно нечего, там совершенно не платили денег, и оно совсем не походило на государственное учреждение: «Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека». Вскоре после поступления в Лито Булгакова уволили оттуда. «За расформированием».
Тем не менее там изредка устраивались так называемые литературные пятницы. Ими заправлял Валерий Брюсов, и поэт Иван Грузинов вспоминал об этом: «Он очень долго, чуть-чуть грассируя, читал свои новые стихи, сопровождая чтение обычными для него телодвижениями и жестами: мелкими шажками движется вперед, такими же шажками отступает назад. Точнее — Валерий Брюсов движется по диагонали четырехугольника эстрады. Вот он размеренно поднимает руки, вот опускает их. Изредка, особенно в паузах между окончанием чтения одного и началом чтения другого стихотворения, Валерий Брюсов принимает позу, которая придана ему на бессмертном портрете работы Врубеля».
Впрочем, в том же Наркомпросе происходили не только вечера поэта Брюсова и ничегонеделание писателя Булгакова. Тут, например, склочничали жены Горького и Каменева (обе рвались руководить театральным отделом).
Именно здесь, в Лито, отвергли первый, собранный уже при новой власти, сборник цветаевских стихов.
— Лито ничего не печатает, но все покупает,— надоумил ее Ходасевич.
Однако поэтессе ничего не заплатили. И только через год вручили рецензию коллеги Брюсова: «Стихи М. Цветаевой, как не напечатанные своевременно и не отражающие соответственной современности, бесполезны».
Александра же Толстая, дочь Льва Николаевича, вспоминала о реальном, а не выдуманном самоубийстве: некий Павел, секретарь замнаркома Эпштейна, поначалу поразил ее своими рисковыми для госучреждений фразами: «Эх, этот бюрократизм! Тоже коммунистами себя величают. Доклады, приемы, а люди? Какое им до них дело? Карьеризм, генеральство, формализм, ничего не видят, да и не хотят видеть, что делается вокруг — беднота, недовольство — презрение к человеку. Что они для народа сделали? Одну буржуазию уничтожили, а народили новую буржуазию». Вскоре после этого товарищ Павел застрелился.
Здесь же располагалось Главное артиллерийское управление Красной армии, куда однажды заглянул сам Ленин. Это произошло в 1920 году. Ленин пришел сюда с Максимом Горьким, чтобы осмотреть новый прибор для корректирования стрельбы по вражеским аэропланам. Горький затем вспоминал: «В сумрачной комнате вокруг стола, на котором стоял аппарат, собралось человек семь хмурых генералов, все седые, усатые старики, ученые люди. Среди них скромная штатская фигура Ленина как-то потерялась, стала незаметной. Изобретатель начал объяснять конструкцию аппарата. Ленин послушал его минуты две, три, одобрительно сказал: — Гм-гм! — начал спрашивать изобретателя так же свободно, как будто экзаменовал его по вопросам политики».
Впрочем, дом все-таки оставался зданием жилым. Тут обитали большей частью привилегированные интеллигенты — академик Ферсман, химик Курнаков, актер Хмелев, исследователь-офтальмолог Авербах и многие другие официально признанные гении Советского Союза.
До войны тут жила героиня Наташа Ковшова. Впрочем, тогда она была обычной школьницей, которой посчастливилось жить в доме страхового общества «Россия».
А в конце 40-х в доме открылся первый московский пункт проката. Словом, этот дом был первенцем не только в отношении электричества.
Понятно, что со временем большая часть квартир превратилась в коммуналки. Причем не только из-за «уплотнительной» политики властей, а и естественным образом: люди разводились, женились, в квартирах площадью более 200 м жили несколько поколений, при этом не всегда родственников. Некоторым еще в советское время давали отдельные квартиры.
Когда же началось массовое элитное строительство, популярность знаменитого, но старого дома пошла на убыль. Только смешанных бетонно-деревянных перекрытий было достаточно, чтобы вывести его из разряда элитных. И сейчас, наверное, правильнее отнести его опять-таки к бизнес-классу: в столице множество новых домов классом выше. Вот только чтобы обрести исторический ореол, им понадобится добрая сотня лет.
Лучше написать, что «После 1917 года В ЗДАНИИ РАСПОЛАГАЛИСЬ (или помещались) РОСТА, Главное артиллерийское управление РККА, Наркомпрос», поскольку все эти организации занимали лишь небольшие помещения в огромном доме.
В названии дом «Россия» (или дом «России») первое слово пишется с маленькой буквы (это не имя собственное), второе же слово должно стоять в кавычках.
О доме Сретенский бульвар дом 6/1 строение 1 в Москве
Сретенский бульвар дом 6/1 строение 1 на карте
Цены дома по данным Росреестра
Стоимость квадратного метра берется за основу для расчета налога на недвижимость.
Средняя рыночная стоимость 1м 2 в доме
Средняя рыночная цена определяется на основе реальных данных о продажах квартир в этом доме, взятых из открытых источников и нашей базы данных. Подробнее о стоимости квартир в этом доме можно узнать на странице цен по дому.
Фото дома на Сретенском бульваре дом 6/1 строение 1
Сроки проведения капитального ремонта дома
Ремонт внутридомовых систем электроснабжения в 2015-2017 году.
Ремонт внутридомовых систем газоснабжения в 2015-2017 году.
Замена стояков холодного водоснабжения в 2015-2017 году.
Ремонт разводящих внутридомовых магистралей холодного водоснабжения в 2015-2017 году.
Замена стояков горячего водоснабжения в 2015-2017 году.
Ремонт разводящих внутридомовых магистралей горячего водоснабжения в 2015-2017 году.
Ремонт стояков канализации в 2024-2026 году.
Ремонт выпусков и сборных трубопроводов системы канализации в 2015-2017 году.
Ремонт внутридомовых систем теплоснабжения (с заменой стояков) в 2015-2017 году.
Ремонт разводящих магистралей системы теплоснабжения в 2015-2017 году.
Ремонт пожарного водопровода в 2024-2026 году.
Ремонт фасада в 2015-2017 году.
Ремонт крыши в 2042-2044 году.
Замена лифтового оборудования, ремонт лифтовых шахт в 2015-2017, 2042-2044 году.
Мероприятия по капремонту дома на Сретенском бульваре дом 6/1 строение 1, планируется проводить если выбрано накопление средств на счете регионального оператора.
Инфраструктура
Оценка выставляется по 10-балльной шкале, расчитывается исходя из близости к дому социальных объектов. Подробную информацию по разным видам объектов смотрите в разделе: Инфраструктура дома.
Все смешалось в доме «России». Загадки самого красивого здания Москвы
Сегодня доподлинно неизвестно, кому именно из соавторов пришла та или иная идея с конкретными архитектурными решениями. Но дом, в облике которого причудливо собраны всевозможные стили, с явным преобладанием неоренессанса и модерна, представляет собой удивительно гармоничное строение. И это – что называется, высший пилотаж, потому что осуществить такую сложную идею, как здание в стиле эклектики, и не «свалиться» в кич – большое искусство, признак таланта и идеального вкуса.
Самая примечательная сторона дома – его причудливый декор: масонские символы, сходство с Кремлем, фигуры, каждая из которых существует в единственном экземпляре, страшные и прекрасные образы.
Зачем же авторы так демонстративно использовали всю эту символику, количество которой настолько велико, что простодушному прохожему может показаться, будто здесь проживал Великий Магистр и проводились тайные мессы? Неужели дом и правда имел отношение к масонам? Скорее всего, нет. Хотя пик моды на масонство к концу XIX века почти прошел, его символы все еще завораживали творческих людей. Вот почему их можно встретить в декоре зданий, создатели и хозяева которых если и имели к масонству отношение, то самое отдаленное.
Что касается жилых помещений, то в советское время почти все большие квартиры дома разделили стенами, устроили в них коммуналки, или небольшие отдельные квартиры. Так из некоторых апартаментов удалось «скроить» сразу три квартиры. Внутренняя перепланировка была значительной, тем не менее, в некоторых квартирах сохранились камины. В последние годы переделка интерьеров продолжается. Но если раньше она заключалась скорее в разорении здания, то теперь его принялись ремонтировать, руководствуясь не всегда безупречным вкусом. В результате некоторые подъезды и лестницы потеряли многое из того, что смогли сохранить за годы советской власти.
В относительной целости остались студии со стеклянными крышами на верхнем этаже. В 1960-х годах здесь были мастерские художников Юло Соостера и Ильи Кабакова. Повлиял ли дом на их работы? Возможно. Во всяком случае, такое мощное произведение архитектурного искусства, как дом общества «Россия», не мог не держать в творческом тонусе людей, обладающих художественным мышлением.
Сегодня дом можно свободно рассмотреть не только снаружи, но и внутри: здесь проводят экскурсии.