сретенка история улицы в москве

Сретенка. Улица, которую ни разу не переименовывали

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве
Сретенский монастырь. Вид со стороны Лубянки. Фото А. Комлева.

В любом городе есть своя главная, парадная улица. В Москве сейчас такая улица, — это известно даже немосквичам, –Тверская. Но так было не всегда. До тех пор, пока Тверская не стала частью пути в северную столицу, то есть до XVIII века, главной московской улицей была Сретенка.

Возникла она на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По Сретенке всякий день целыми партиями шли православные в «Троицу». Путь неблизкий — 68 верст. И пройти его надо было непременно пешком. Такова традиция паломничества в Лавру. Любопытно, что дожила она и до нашего времени, хотя и приобрела новую неожиданную форму. Герой рассказа Владимира Крупина «Вася, отбрось костыли» торгует книгами в поездах ярославского направления, и он говорит знакомому попутчику: «Тут бывает, что едут старухи и не присядут, ходят насквозь электричку, от хвоста до головы. Я спрашиваю, чего не сидится, говорят: надо бы по правилам идти в Лавру пешком, а тут хоть так».

Нужно заметить, что ни Сретенский монастырь, ни собственно Сретенка не имеют никакого отношения к двунадесятому празднику Сретения Господня, отмечаемому церковью на 40-й день по Рождеству, то есть 2 (15 по н.с.) февраля.

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве
Ул. Сретенка. Фотография 1920-хх годов. Справа видны купола церкви Троицы в Листах.

Кроме Сретенского монастыря на сравнительно короткой улице было много церквей. Но до нашего времени сохранились лишь две — церковь Успения Богородицы в Печатниках на углу Рождественского бульвара (XVII век) и в самом конце улицы, на Сухаревской площади, — церковь Троицы в Листах (тоже XVII-й).

Многовековая церковно-религиозная специфика Сретенки в советское время была подтверждена самым неожиданным образом: по иронии судьбы именно на этой улице располагался союз воинствующих безбожников, возглавляемый главным советским богоборцем Емельяном Ярославским. И что особенно удивительно — улица не была переименована. В то время как многие другие улицы в Москве сменили свои куда более идеологически нейтральные названия. Большая Лубянка, например. Так и присутствовало церковно-славянского происхождения слово «Сретенка» на всех документах безбожников, пока их организация не исчезла бесславно.

Еще с XVII века район Сретенки с прилегающими переулками стал складываться как торгово-ремесленная, купеческая часть города. О том, чем здесь занимались мастеровые, лучше всего могут рассказать топонимы — названия сретенских переулков: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин. Именно из-за этого своего третьесословного склада Сретенка была нелюбима московским дворянством, людьми «благородными». На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы. По этой же причине на улице не было богатых магазинов, таких, как на Петровке, Тверской, на Кузнецком мосту. Зато на Сретенке было в изобилии всяких лавок — мясных, рыбных, зеленных, было множество мелких магазинчиков, трактиров, чайных, парикмахерских, дешевых меблированных номеров. Ну и, наконец, в самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, раскинулся знаменитый, самый большой в городе, рынок, на который, как писал Гиляровский, «как на праздник, шла вся Москва, и подмосковный крестьянин, и заезжий провинциал».

Улица и по сей день не утратила своего исконного торгово-ремесленного профиля. Почти во всех домах Сретенки, в первых этажах, расположены какие-либо торговые заведения. И большинство этих заведений, как и в старину, рассчитаны на людей с невеликим достатком, на так называемый «средний класс». Есть тут несколько магазинов, которые давно уже стали достопримечательностью улицы и которые, — это не будет, наверное, преувеличением, — известны всей Москве.

В Москве в сущности нет такого квартала, который можно было бы назвать «старым городом», наподобие того, что имеются почти во всех европейских столицах. Поляки после войны вообще построили «старый город» в Варшаве заново, подняли из руин. В Москве таким кварталом могло быть Зарядье. Но, увы, об этом говорить уже несвоевременно. Единственный в столице район, в котором старины пока еще больше, чем новоделов — это Сретенка с переулками. Здесь еще остались от прежней провинциальной Москвы очаровательные колоритные трущобы. Если кто-то хочет посмотреть, какой была Москва в первой половине ХХ века, а может быть и раньше, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, что идут от нечетной стороны улицы. Там сохранились те знаменитые московские дворы, в которые попасть можно только через арку, в которых развешено белье на веревках, а под окнами домов сохранились палисадники, огороженные убогими деревянными заборчиками, а в палисадниках иногда устроены грядки. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей. Рассказывают, что еще лет двадцать назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города. Здесь — люди невеликие. У них, в их коммунальной «эклектике», протекает крыша, гуляет ветер на лестницах, в маленькие окошки едва пробивается свет, но они не нарадуются, что живут на самой Сретенке. А при случае еще и расскажут вам, о каком-нибудь купце — их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».

Но, конечно, новая Москва наступает на старую Сретенку. Старины на ней год от года становится все меньше и меньше. Какие-то здания сносятся. На их месте появляются всякие современные постмодернистские находки с телекамерами на фасадах. Или вообще остаются пустыри. Поэтому надо торопиться зарисовать, сфотографировать или просто прийти посмотреть на ту дорогую для москвичей ветхость, что еще сохранилась на бывшей главной улице столицы.

Источник

Улица Сретенка, Москва, история, архитектура, вчера и сегодня

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве

Однако особое отношение к Сретенке помогло ее сохранить почти в первозданном виде. На ней еще осталось много старинных трущоб и домов. Благодаря этому каждый прохожий попадает в своеобразный музей старинных построек Москвы на открытом воздухе. Если кому-то интересно, какой была столица в первой половине ХIХ века, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, которые ответвляются от нечетной стороны улицы. Здесь все как на старинных фотографиях: во двор можно попасть только через арку, повсюду во дворе веревки с постиранным бельем, под окнами грядки и самодельные клумбы, огороженные убогими деревянными заборчиками. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей.

Говорят, что еще несколько десятков лет назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города, а настоящих истинных москвичей, которые знают столицу такой, которая неизвестна современному человеку.

Расположение

Происхождение названия

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве

История

Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и носила название Большой Владимирской дороги. В 1395 году была переименована в Сретенку[2]. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь (68 вёрст) пешком.

В XVI веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы). В начале XVI века, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники, скорняки, сусальники, дегтяри и другие ремесленники; во второй половине XVII века Новая слобода стала называться Панкратьевской «черной» слободой. В 1653 году слобода насчитывала 168 дворов[1].

Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург.

С XVIII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район. В течение всего XVIII века он был единственным московским районом, сохранявшим прежний состав населения. В силу этого сохранился и характер планировки района, застроенного, в основном, небольшими дворами с деревянными постройками. Из общей застройки выделялась расположенная недалеко от церкви Троицы в Листах шёлковая фабрика П. В. Колосова с каменными зданиями. К концу XVIII века проезды между дворами были официально утверждены и дошли до нашего времени[3]. В названиях сретенских переулков сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин переулки. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы всё равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков: в первой половине XVIII века между Сретенкой и Мясницкой улицей было 19 переулков, между Сретенкой и рекой Неглинной 18[4]. Постепенно количество переулков уменьшалось и к настоящему времени на улицу выходит девять переулков справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков слева. В самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, расположился Сухаревский рынок. В отличие от других центральных радиальных улиц, Сретенка носила замкнутый характер: её перспективу замыкала Сухарева башня, торговые лавки стояли даже поперёк Садовой улицы. В первой половине XIX века на улице были установлены фонари на простых деревянных столбах[5].

Московский путеводитель 1884 года сообщал о Сретенке и прилегающих переулках: «Это вечно грязный, хотя вовсе не бедный, постоянно копошащийся уголок Москвы. Торговля здесь преимущественно мебелью и предметами первой необходимости. Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы…»[1].

Ещё до революции южную часть Сретенки от центра до Бульварного кольца стали называть Большой Лубянкой.

В переулках Сретенки живут неизвестные невеликие простые люди, которые сталкиваются все с теми же проблемами, что и герои советских фильмов: комнаты маленькие, в некоторых домах протекает крыша, благодаря разбитым стеклам в подъездах гуляют постоянные сквозняки, в маленькие окошки едва пробивается свет… Однако жители Сретенки гордятся своим местом жительства, они довольны тем, что живут в старинном районе, в котором провели всю свою жизнь, с которым у них связаны самые приятные и плохие воспоминания. Поговорив с жителями Сретенки, можно услышать интересные истории о каком-либо купце — их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».

Жителям Сретенки приходится привыкать и к тому, что постепенно их родная улица становиться современной. Старины на ней год от года становится все меньше и меньше. Здесь сносятся ветхие здания, на месте которых возводят стильные сооружения, выделяющиеся своими витринами и неоновыми подсветками в ночное время. Скоро Сретенка будет совсем такой как и все улицы Москвы – модной, бездушной и неприступной, останутся лишь добрые воспоминания и многочисленные старинные фотографии.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

№ 1/4, стр. 1А — Доходный дом (в основе — гостиница) (1797; 1816, архитектор В. П. Стасов; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
№ 1/4, стр. 1Б — Доходный дом (1834; 1874; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
№ 3/27 — Церковь Успения Богородицы в Печатниках (1695) с колокольней, сооруженной в 1902 году. Трапезная построена в 1899 году архитектором М. А. Аладьиным; ограда — в 1905 году по проекту архитектора П. Т. Шагина. Интерьер церкви отделан в 1902 году архитектором В. В. Иорданом. Объект культурного наследия федерального значения[6].
№ 9 — В начале XX века в доме располагались «Большие Московские» меблированные комнаты. Со стороны Колокольникова переулка в доме работала Типография Филатова[7]. В 1920-х годах в доме работал ресторан «Ливорно», интерьеры которого оформил архитектор Н. А. Эйхенвальд[8].
№ 11, стр. 1 — Жилой дом купцов Сушенковых с лавками (1817, XIX в.)[6]. В доме жил художник и сценограф Александр Головин[9]. После октябрьской революции часть дома занимал райком ВКПб. В июле 1941 года здесь была сформирована 13-я дивизия народного ополчения[10]
На месте пустыря между Большим Сергиевским и Пушкарёвым переулками стоял дом XVIII века, после революции ставший домом-коммуной работников Наркомфина[10]
№ 17/27а/28 — Городская купеческая усадьба (Кирьяковых) (конец XVIII — 1-я половина XIX века), объект культурного наследия регионального значения[6]. В начале 1860-х годов в доме жил композитор Н. Г. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. В доме также жил скульптор С. М. Волнухин — автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову[6]. В настоящее время здание занимает Мещанское отделение Сбербанка России[11].
№ 19 /27— На этом месте вплоть до 31 декабря 1997 года находилось здание, в котором был открыт один из самых старых (с 1914 года) кинотеатров Москвы — «Уран». В конце 1941 года в нём проходил премьерный показ документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Кинотеатр просуществовал в этом доме до конца 1960-х, потом здесь была открыта мастерская ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный Театру-школе драматического искусства Анатолия Васильева, был снесен по постановлению Правительства Москвы в 1997 году, хотя и считался «вновь выявленным» памятником истории и культуры, снос которого запрещается законом. Здание театра «Школа драматического искусства» построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства) и архитекторов Моспроект-2 Бориса Тхора и Сергея Гусарева в 2001 году[12].
№ 23 — в 1920-х годах в этом здании работала драматическая студия под руководством режиссёра Ю. А. Завадского, актёрами которой были В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов, П. В. Массальский и другие.
№ 25/23, стр. 1, 2 — Городская усадьба с жилым флигелем
№ 27/29, стр. 3 — Храм Троицы Живоначальной в Листах, построенный в 1650—1661 годах и завершающий в настоящее время левую сторону улицы. Объект культурного наследия федерального значения[6].
До 1934 перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. В конце нечётной стороны улицы — площадка, образовавшаяся на месте снесённых в 1969 году домов, со входом на станцию метро «Сухаревская»[13].
Слева от Сретенки, неподалёку от Сухаревой башни, в 1924—1930 годах располагался Ново-Сухаревский рынок, спроектированный знаменитым архитектором-авангардистом Константином Мельниковым.

По чётной стороне

Конторское здание, бывшее Художественное училище памяти 1905 года (№ 6/2)

№ 4/1 — Жилой дом (XIX в.)[6]. Дом был известен своим кинотеатром, открытым в 1913 году. Сначала он назывался «Гранд-Электро», потом «Фантомас», «Искра» и, наконец, «Хроника»[13].
№ 6/2 — Конторское здание (1911, архитектор В. В. Шервуд). В 1925—1979 в этом доме размещалось Художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавали В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов и другие художники[13]. С 2001 года в здании располагается Музей истории московской милиции. Музей закрыт для свободного посещения, работает по предварительным коллективным заявкам[14].
№ 8 — Шестиэтажное здание построено в 1917 году. После октябрьской революции в доме разместился Главполитпросвет, которым руководила Н. К. Крупская[13][15]. В 1920-х годах в доме работал музей по народному просвещению[16]. В 1930-х годах в здании размещалось Главное геологическое управление Наркомтяжпрома СССР, которым руководил И. М. Губкин[17]. В здании на протяжении длительного времени размещался крупнейший в СССР библиотечный коллектор[13].
№ 10 — Доходный дом (надстроен в 1902 году по проекту архитектора К. А. Михайлова). В 1920-х годах в доме работала редакция газеты «Безбожник»[18]; в 1930-х годах в доме размещался Союз воинствующих безбожников, который возглавлял Е. М. Ярославский[19].
№ 12 — пятиэтажное здание 1860 года постройки.
№ 20 — Школьное здание (1999). Ранее на этом месте находилось школьное здание, построенное в 1937 году по проекту архитектора А. М. Горбачёва на месте Церкви Спаса в Пушкарях (снесена в 1935 году)[13]. В настоящее время здание занимает ГБОУ СОШ «Пушкинский лицей N 1500»[20].
№ 24/2, стр. 1 (часть по Сретенке) — Жилой дом с магазином (XIX — нач. XX в.)[6].
№ 24/2, стр. 1 (часть по переулку) — Доходный дом (1875, архитектор А. И. Гнездарев)[6].
№ 26/1 — Дом Санкт-Петербургского общества страхования с кинотеатром «Одеон» (1912—1914, гражданский инженер А. Г. Измиров, совместно Виктором и Александром Весниными)[6]. В доме работала студия Малого театра под руководством В. Н. Пашенной и Н. А. Смирновой, затем Ф. Н. Каверина[21].
№ 28 — с 2001 года в здании на углу Сретенки и Даева переулка расположен Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы) — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования[22].
Ранее правую сторону улицы замыкал универмаг «Щербаковский». Здание было разобрано после того как в 1957 году в день открытия фестиваля молодёжи и студентов рухнула его крыша, не выдержав вес облепивших её зевак[23].

Источник

Сретенка

Рациональная торговля

Улица Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь. По ней каждый день проходили православные паломники, так как православная традиция требовала пройти весь путь пешком.

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве

Название улицы Сретенка происходит от церковнославянского слова «сретать» — встречать. Это имя улица получила по Сретенскому монастырю.

Сам монастырь назвали в честь избавления Москвы от нашествия войск Тамерлана в 1395 году. Тогда великий князь Василий Дмитриевич распорядился перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа 1395 года москвичи вышли встречать икону, и на месте встречи — «сретения» — в 1397 заложили монастырь. Сейчас он стоит на Большой Лубянке, но до середины XIX века это была одна улица.

В XVII веке Сретенка с прилегающими переулками превратилась в торгово-ремесленный и купеческий район.

Имена сретенских переулков сохранили память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин переулки. В названии Панкратьевского переулка осталась память о Панкратьевской (Новой Сретенской) торговой слободе. А там, где Костянский переулок выходит на Сретенский бульвар, была свалка костей, которые вывозили с мясных боен Мясницкой слободы. Также много названий сретенских переулков произошло от фамилий, имен или прозвищ домовладельцев XVII-XIX веков — Уланский, Луков, Рыбников, Селиверстов, Большой и Малый Головины переулки.

Иногда смена домовладельца приводила и к смене имени переулка. Например, Даев переулок назвали по фамилии домовладельца Даева. Ранее его называли Булгаковским по стоящему здесь с 1801 года дому бригадира Булгакова, а еще раньше — Сомароцким по фамилии владельца дома дьяка Сомароцкого.

На Сретенке не было ни одной дворянской усадьбы, но было множество мелких магазинчиков и лавок. Купцы-домовладельцы старались использовать каждый метр так называемой «красной линии» под торговые помещения с витринами, поэтому на Сретенке нет ворот, а въезды были устроены в примыкающих переулках. Это объясняет большую плотность сретенских переулков: 9 по правой стороне по ходу движения к Садовому кольцу, и 7 по левой.

Источник

Улица Сретенка

сретенка история улицы в москве. Смотреть фото сретенка история улицы в москве. Смотреть картинку сретенка история улицы в москве. Картинка про сретенка история улицы в москве. Фото сретенка история улицы в москве

При сохранной исторической застройке и планировке Сретенка может похвастаться ещё и неплохим благоустройством: тротуары вымощены крупной гранитной плиткой, вдоль них установлены фонари в ретро-стиле, а также несколько навигационных стел с бесплатным Wi-Fi.

История Сретенки

Сретенка получила своё название по Сретенскому мужскому монастырю на улице Большая Лубянка, которая в прошлом не отделялась от Сретенки. Основание монастыря связано с любопытным историческим фактом: в 1395 году, ожидая нашествия войск Тамерлана, Великий князь Василий I распорядился доставить в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 8 сентября 1395 года горожане вышли встречать («сретать») икону, а в 1397 году на месте встречи был заложен Сретенский монастырь. Название улицы окончательно закрепилось в 17 веке, до этого её называли Устретинской и Стретинской.

Исторически Сретенка возникла как часть Большой Владимирской дороги (Владимирского тракта). В 14 веке она не имела каких-то чётких границ, просто продолжая Никольскую и Большую Лубянку, но в 1530-х новая Китайгородская стена разделила её с Никольской, а в 1585-1591 годах стены Белого города отрезали Лубянку, и Сретенка стала отдельной улицей. Фактически, она сформировалась в современном виде: от Сретенских ворот Белого города до одноимённых ворот Земляного.

Окрестности Сретенки сложились как торгово-ремесленный район: в 16 веке здесь уже стояли дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни, затем возникла Новая Сретенская слобода, где селились плотники, скорняки, ветошники, кафтанники, сусальники, дегтярники и другие рабочие. В 17 веке она стала называться Панкратьевской «чёрной» слободой, и к его середине насчитывала уже 168 дворов.

В 18 веке на Сретенке появляются купеческие усадьбы: в отличие от многих прочих исторических улиц, которые в этот период становятся дворянскими, она продолжает формироваться как торгово-ремесленное, купеческое пространство. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, зато возникло большое количество мелких лавок и магазинов; владения вдоль улицы имели большую доходность, поэтому она была застроена очень плотно. Чтобы не терять драгоценные площади, местные торговцы и купцы отказались от обустройства ворот в свои владения со Сретенки: вместо этого на ней появилась обширная сеть примыкающих переулков, расположенных через каждые 2 владения, где и располагались въезды во дворы, вдоль Сретенки же не было ни одних ворот. В первой половине 18 века вдоль улицы существовало 37 переулков: 19 соединяли её с Мясницкой, 18 шли в сторону реки Неглинной; впоследствии дворы укрупнялись, на месте небольших владений появлялись довольно крупные доходные дома, и количество переулков уменьшилось, но историческая планировка улицы в целом сохранилась. Помимо лавок, здесь было много кабаков и трактиров. В начале 20 века по улице проходила трамвайная линия, закрытая в советские годы.

Сретенка находится в Мещанском и Красносельском районах Москвы. Добраться до неё можно пешком от станции метро «Сухаревская» Калужско-Рижской линии.

Источник

Вспомнить всё. По Сретенке – главной московской улице прошлых веков

Со Сретенкой как московским топонимом связаны улица, бульвар и монастырь. Название Сретенка происходит от церковнославянского слова «сретать», что означает встречать, повстречать, идти навстречу. С точки зрения современного языка это слово в определенной степени устарело. Вот несколько характерных примеров из словаря В. И. Даля: «Архиерея колокольным звоном сретают и провожают. Мы вышли крестный ход сретить. Не срелись мы, стало быть, разминулись. Пойти на срет. Недобрая срета — заяц через дорогу, а добрая срета — волк». Сегодня так не говорят. Но район под названием Сретенка навсегда остался в московской истории, поскольку когда-то Сретенка была главной московской улицей и по ней проходил паломнический путь в Троице-Сергиев монастырь. Каждый день здесь проходили паломники, православная традиция требовала пройти весь этот путь (68 вёрст) пешком. С переносом столицы в Санкт-Петербург лавры главной улицы Сретенка уступила Тверской улице. Последние два века всё внимание доставалось именно ей. Тверскую улицу не один раз перестраивали и расширяли, разрушали старые и строили новые дома, даже двигали некоторые здания, а Сретенка застыла в том виде, в каком она была построена в 16 веке, планировка её переулков не менялась уже 500 лет.

Далеко не каждый знает, в честь какого события названа улица Сретенка. Человек, знакомый с церковной традицией скорее всего скажет, что улица так названа по православному празднику Сретения Господня, который напоминает о том, как младенца Христа принесли в иерусалимский Храм, где произошла встреча Спасителя со старцем Симеоном — встреча Ветхого и Нового Заветов. Только вот название улицы к этому древнему евангельскому событию никакого отношения не имеет. Сретенский монастырь, который дал когда-то название улице и бульвару, посвящен Владимирской иконе Божией Матери. При чем же здесь Сретение? Всё дело в том, что в самом конце XIV века, уже после Куликовской битвы, войска величайшего азиатского полководца Тамерлана, покорившего Золотую Орду, встали лагерем в районе современной Рязанской области. Под серьезной угрозой оказалась Москва, но Тамерлан внезапно ушёл назад в степи. Произошло это 26 августа (8 сентября по новому стилю) 1395 года. Москвичи в этот день встречали Владимирскую икону, принесенную из одноимённого города для защиты Москвы. С тех пор этот образ считается покровителем города, а уже в 1397 году князь Василий I велел основать на месте встречи иконы монастырь, который назвал Сретенским. Со временем в первые или вторые выходные сентября стал отмечаться день города.

Что это было: чудо чудное или холодный расчёт Тамерлана, мы никогда не узнаем. Церковь, конечно, за чудо, серьезные историки до настоящего времени анализирует причины спасения Москвы. Но, к примеру, известнейший историк И. Е. Забелин (если кто помнит, основатель и первый директор Исторического музея, его именем названа улица в районе Китай-города) никогда не сомневался насчет чуда и в своей главной книге «История города Москвы» особо подчеркнул, что Тамерлан «побежал без оглядки назад в свои степи именно в тот день и в тот час, когда в Москве происходила торжественная встреча чудотворной Владимирской иконы, о чем свидетельствовали некоторые вестники, находившиеся в его стане». Привел Забелин также рассказ о вещем сне, который якобы увидел Тамерлан: «В Москве стали потом рассказывать, что в тот день он видел страшный сон — гору высокую, а с горы идут к нему святители со златыми жезлами в руках „претяще ему зело“, и тут же внезапно видит он на воздухе жену в багряных ризах со множеством воинства „претяще ему люте“. Проснувшись в ужасе, он тотчас повелел всей своей силе немедля возвращаться домой, откуда пришел. С той поры чудотворная икона, поставленная в Успенском соборе … стала историческим знамением Москвы».

Перенесение Владимирской иконы в Москву не только спасло город от разорения Тамерланом. Оно знаменовало собой и совершенно новый этап в истории Москвы как центра русских земель. Из той же книги Забелина: «Перенесение Владимирской иконы в полноте выразило в религиозном движении всенародного сознания ту истину, что отныне Москва становится стольным городом не одного Московского Княжества, но стольным городом и всех других Княжеств, стольным городом всей Русской Земли. Чудотворная икона своим переселением в Москву освятила политическую твердыню города».

Сретенка давно стала для нас привычным и даже обыденным московским топонимом, а между тем, какой огромный пласт истории нашей страны она скрывает! И это ещё далеко не все интереснейшие исторические свидетельства, связанные с ней.

Краткий анонс, чтобы оценить количество историй, про которые можно узнать в ходе знакомства со Сретенкой. Начало прогулки на Тургеневской площади, где надо упомянуть архитектуру Ле Корбюзье и интереснейший образчик русской архитектурной школы — доходный дом страхового общества «Россия». Далее Сретенский бульвар, обрамлённый двумя памятниками: великому русскому инженеру Шухову и пламенной революционерке Крупской. Дом напротив памятника Крупской на месте снесенных Сретенских ворот, где снимали фильм «Берегись автомобиля». Рядом Храм Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках, где по легенде хранится один из тридцати сребреников, полученных Иудой. Здесь же музей Московского уголовного розыска, хранящий тайны многочисленных московских банд под названием «Черная кошка» и материалы уникального дела о нападении бандита Яшки Кошелькова на самого Владимира Ленина. Дом в Малом Головином переулке, где в полуподвальном этаже снимала квартиру семья Антона Павловича Чехова. Самый дорогой дореволюционный публичный дом с «беременными» кариатидами в Большом Головином переулке — Сретенка это район не только святых, но и грешников. Переулки Пушкарёв, где жили пушкари, Колокольников, где обитали колокольных дел мастера, которые в своё время в Кремле отливали Царь-колокол. Наконец, знаменитые дворы-колодцы Сретенки. И в заключении дом Сысоева или дом также с кариатидами, но стандартными, он же дом Аллочки-Людоедки из «Двенадцати стульев» в Печатниковом переулке, где в свое время располагалась слобода печатных дел мастеров (вот почему Храм Успения называется в Печатниках).

В популярном путеводителе по Москве, выпущенном при Советской власти в конце 40-х годах тремя изданиями, Сретенке посвящен один абзац с безапелляционным приговором старинной улице: «Короткая и узкая Сретенка, соединяющая Сретенские ворота с Колхозной площадью, не представляет для осмотра особого интереса». Что удивительно, Юрий Нагибин, рассказывая о Сретенке, написал так: «Ничего примечательного вы здесь не обнаружите, кроме церкви при выезде на Сухаревскую площадь. Церковь носит странное название Троицы в Листах».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *