сретенка 27 29 стр 8 история дома

Улица Сретенка, Москва, история, архитектура, вчера и сегодня

сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть фото сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть картинку сретенка 27 29 стр 8 история дома. Картинка про сретенка 27 29 стр 8 история дома. Фото сретенка 27 29 стр 8 история дома

Однако особое отношение к Сретенке помогло ее сохранить почти в первозданном виде. На ней еще осталось много старинных трущоб и домов. Благодаря этому каждый прохожий попадает в своеобразный музей старинных построек Москвы на открытом воздухе. Если кому-то интересно, какой была столица в первой половине ХIХ века, тому нужно побродить по сретенским переулкам, особенно по тем, которые ответвляются от нечетной стороны улицы. Здесь все как на старинных фотографиях: во двор можно попасть только через арку, повсюду во дворе веревки с постиранным бельем, под окнами грядки и самодельные клумбы, огороженные убогими деревянными заборчиками. И там мальчишки, как в песне, гоняют по крышам голубей.

Говорят, что еще несколько десятков лет назад в этих дворах пели петухи. Но самое главное, здесь можно найти настоящих коренных москвичей. Не тех, что уже давно оплакали свои арбаты в новостройках, и не ту московскую элиту с ротвейлерами, что обитает в европейски отремонтированных шедеврах архитектуры Белого и Земляного города, а настоящих истинных москвичей, которые знают столицу такой, которая неизвестна современному человеку.

Расположение

Происхождение названия

сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть фото сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть картинку сретенка 27 29 стр 8 история дома. Картинка про сретенка 27 29 стр 8 история дома. Фото сретенка 27 29 стр 8 история дома

История

Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и носила название Большой Владимирской дороги. В 1395 году была переименована в Сретенку[2]. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь (68 вёрст) пешком.

В XVI веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы). В начале XVI века, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники, скорняки, сусальники, дегтяри и другие ремесленники; во второй половине XVII века Новая слобода стала называться Панкратьевской «черной» слободой. В 1653 году слобода насчитывала 168 дворов[1].

Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург.

С XVIII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район. В течение всего XVIII века он был единственным московским районом, сохранявшим прежний состав населения. В силу этого сохранился и характер планировки района, застроенного, в основном, небольшими дворами с деревянными постройками. Из общей застройки выделялась расположенная недалеко от церкви Троицы в Листах шёлковая фабрика П. В. Колосова с каменными зданиями. К концу XVIII века проезды между дворами были официально утверждены и дошли до нашего времени[3]. В названиях сретенских переулков сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Колокольников, Пушкарев, Мясной, Просвирнин переулки. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы всё равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков: в первой половине XVIII века между Сретенкой и Мясницкой улицей было 19 переулков, между Сретенкой и рекой Неглинной 18[4]. Постепенно количество переулков уменьшалось и к настоящему времени на улицу выходит девять переулков справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков слева. В самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, расположился Сухаревский рынок. В отличие от других центральных радиальных улиц, Сретенка носила замкнутый характер: её перспективу замыкала Сухарева башня, торговые лавки стояли даже поперёк Садовой улицы. В первой половине XIX века на улице были установлены фонари на простых деревянных столбах[5].

Московский путеводитель 1884 года сообщал о Сретенке и прилегающих переулках: «Это вечно грязный, хотя вовсе не бедный, постоянно копошащийся уголок Москвы. Торговля здесь преимущественно мебелью и предметами первой необходимости. Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы…»[1].

Ещё до революции южную часть Сретенки от центра до Бульварного кольца стали называть Большой Лубянкой.

В переулках Сретенки живут неизвестные невеликие простые люди, которые сталкиваются все с теми же проблемами, что и герои советских фильмов: комнаты маленькие, в некоторых домах протекает крыша, благодаря разбитым стеклам в подъездах гуляют постоянные сквозняки, в маленькие окошки едва пробивается свет… Однако жители Сретенки гордятся своим местом жительства, они довольны тем, что живут в старинном районе, в котором провели всю свою жизнь, с которым у них связаны самые приятные и плохие воспоминания. Поговорив с жителями Сретенки, можно услышать интересные истории о каком-либо купце — их бывшем соседе, или о том, что вот тут, неподалеку, в Большом Головине переулке, в студенческие годы жил Чехов. Именно тогда он сказал: «Я навсегда москвич».

Жителям Сретенки приходится привыкать и к тому, что постепенно их родная улица становиться современной. Старины на ней год от года становится все меньше и меньше. Здесь сносятся ветхие здания, на месте которых возводят стильные сооружения, выделяющиеся своими витринами и неоновыми подсветками в ночное время. Скоро Сретенка будет совсем такой как и все улицы Москвы – модной, бездушной и неприступной, останутся лишь добрые воспоминания и многочисленные старинные фотографии.

Примечательные здания и сооружения

По нечётной стороне

№ 1/4, стр. 1А — Доходный дом (в основе — гостиница) (1797; 1816, архитектор В. П. Стасов; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
№ 1/4, стр. 1Б — Доходный дом (1834; 1874; 1892—1898, архитектор П. А. Ушаков)[6]
№ 3/27 — Церковь Успения Богородицы в Печатниках (1695) с колокольней, сооруженной в 1902 году. Трапезная построена в 1899 году архитектором М. А. Аладьиным; ограда — в 1905 году по проекту архитектора П. Т. Шагина. Интерьер церкви отделан в 1902 году архитектором В. В. Иорданом. Объект культурного наследия федерального значения[6].
№ 9 — В начале XX века в доме располагались «Большие Московские» меблированные комнаты. Со стороны Колокольникова переулка в доме работала Типография Филатова[7]. В 1920-х годах в доме работал ресторан «Ливорно», интерьеры которого оформил архитектор Н. А. Эйхенвальд[8].
№ 11, стр. 1 — Жилой дом купцов Сушенковых с лавками (1817, XIX в.)[6]. В доме жил художник и сценограф Александр Головин[9]. После октябрьской революции часть дома занимал райком ВКПб. В июле 1941 года здесь была сформирована 13-я дивизия народного ополчения[10]
На месте пустыря между Большим Сергиевским и Пушкарёвым переулками стоял дом XVIII века, после революции ставший домом-коммуной работников Наркомфина[10]
№ 17/27а/28 — Городская купеческая усадьба (Кирьяковых) (конец XVIII — 1-я половина XIX века), объект культурного наследия регионального значения[6]. В начале 1860-х годов в доме жил композитор Н. Г. Рубинштейн; в здании проходили занятия музыкальных классов, послуживших основой Московской консерватории. В доме также жил скульптор С. М. Волнухин — автор памятника первопечатнику Ивану Фёдорову[6]. В настоящее время здание занимает Мещанское отделение Сбербанка России[11].
№ 19 /27— На этом месте вплоть до 31 декабря 1997 года находилось здание, в котором был открыт один из самых старых (с 1914 года) кинотеатров Москвы — «Уран». В конце 1941 года в нём проходил премьерный показ документального фильма «Разгром немецко-фашистских войск под Москвой». Кинотеатр просуществовал в этом доме до конца 1960-х, потом здесь была открыта мастерская ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. В ходе масштабной реконструкции Сретенки кинотеатр, переданный Театру-школе драматического искусства Анатолия Васильева, был снесен по постановлению Правительства Москвы в 1997 году, хотя и считался «вновь выявленным» памятником истории и культуры, снос которого запрещается законом. Здание театра «Школа драматического искусства» построено по проекту Анатолия Васильева, Игоря Попова (Школа драматического искусства) и архитекторов Моспроект-2 Бориса Тхора и Сергея Гусарева в 2001 году[12].
№ 23 — в 1920-х годах в этом здании работала драматическая студия под руководством режиссёра Ю. А. Завадского, актёрами которой были В. П. Марецкая, Р. Я. Плятт, Н. Д. Мордвинов, П. В. Массальский и другие.
№ 25/23, стр. 1, 2 — Городская усадьба с жилым флигелем
№ 27/29, стр. 3 — Храм Троицы Живоначальной в Листах, построенный в 1650—1661 годах и завершающий в настоящее время левую сторону улицы. Объект культурного наследия федерального значения[6].
До 1934 перспективу Сретенки замыкала Сухарева башня. В конце нечётной стороны улицы — площадка, образовавшаяся на месте снесённых в 1969 году домов, со входом на станцию метро «Сухаревская»[13].
Слева от Сретенки, неподалёку от Сухаревой башни, в 1924—1930 годах располагался Ново-Сухаревский рынок, спроектированный знаменитым архитектором-авангардистом Константином Мельниковым.

По чётной стороне

Конторское здание, бывшее Художественное училище памяти 1905 года (№ 6/2)

№ 4/1 — Жилой дом (XIX в.)[6]. Дом был известен своим кинотеатром, открытым в 1913 году. Сначала он назывался «Гранд-Электро», потом «Фантомас», «Искра» и, наконец, «Хроника»[13].
№ 6/2 — Конторское здание (1911, архитектор В. В. Шервуд). В 1925—1979 в этом доме размещалось Художественное училище памяти 1905 года, в котором преподавали В. Н. Бакшеев, Н. П. Крымов и другие художники[13]. С 2001 года в здании располагается Музей истории московской милиции. Музей закрыт для свободного посещения, работает по предварительным коллективным заявкам[14].
№ 8 — Шестиэтажное здание построено в 1917 году. После октябрьской революции в доме разместился Главполитпросвет, которым руководила Н. К. Крупская[13][15]. В 1920-х годах в доме работал музей по народному просвещению[16]. В 1930-х годах в здании размещалось Главное геологическое управление Наркомтяжпрома СССР, которым руководил И. М. Губкин[17]. В здании на протяжении длительного времени размещался крупнейший в СССР библиотечный коллектор[13].
№ 10 — Доходный дом (надстроен в 1902 году по проекту архитектора К. А. Михайлова). В 1920-х годах в доме работала редакция газеты «Безбожник»[18]; в 1930-х годах в доме размещался Союз воинствующих безбожников, который возглавлял Е. М. Ярославский[19].
№ 12 — пятиэтажное здание 1860 года постройки.
№ 20 — Школьное здание (1999). Ранее на этом месте находилось школьное здание, построенное в 1937 году по проекту архитектора А. М. Горбачёва на месте Церкви Спаса в Пушкарях (снесена в 1935 году)[13]. В настоящее время здание занимает ГБОУ СОШ «Пушкинский лицей N 1500»[20].
№ 24/2, стр. 1 (часть по Сретенке) — Жилой дом с магазином (XIX — нач. XX в.)[6].
№ 24/2, стр. 1 (часть по переулку) — Доходный дом (1875, архитектор А. И. Гнездарев)[6].
№ 26/1 — Дом Санкт-Петербургского общества страхования с кинотеатром «Одеон» (1912—1914, гражданский инженер А. Г. Измиров, совместно Виктором и Александром Весниными)[6]. В доме работала студия Малого театра под руководством В. Н. Пашенной и Н. А. Смирновой, затем Ф. Н. Каверина[21].
№ 28 — с 2001 года в здании на углу Сретенки и Даева переулка расположен Московский городской университет управления Правительства Москвы (МГУУ Правительства Москвы) — государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования[22].
Ранее правую сторону улицы замыкал универмаг «Щербаковский». Здание было разобрано после того как в 1957 году в день открытия фестиваля молодёжи и студентов рухнула его крыша, не выдержав вес облепивших её зевак[23].

Источник

Сретенка. Улица, которую ни разу не переименовывали

«Моя улица» на Сретенке — всё. — Рытов Константин — Medium

Происхождение названия[ | ]

Улица получила название в XVII веке по Сретенскому монастырю, который находился на этой улице (ныне эта часть Сретенки называется Большая Лубянка). Монастырь же получил своё название в честь избавления Москвы от завоевания войсками Тамерлана в 1395 году. Ожидая нашествие, великий князь Василий Дмитриевич распорядился перенести в Москву из Владимира чудотворную икону Божией Матери. 26 августа (8 сентября) 1395 года москвичи вышли сретать (встречать) икону. На месте встречи иконы в 1397 году был заложен монастырь, названный Сретенским. Старые названия улицы — Устретенская (начало XVI века) и Стретинская улица[1].

Мини — Отель на Сретенке (Россия Москва)

Выберите язык. Мы говорим на русском и на 42 других языках.

Популярные языки среди пользователей в Германии
Все языки

История[ | ]

Сретенка сложилась на пути из Москвы в Троице-Сергиев монастырь и носила название Большой Владимирской дороги. В 1395 году была переименована в Сретенку[2]. По улице каждый день проходили православные, совершая паломничество. Православная традиция требовала пройти весь путь (68 вёрст) пешком.

В XVI веке здесь располагались дворы торговцев и ремесленников Сретенской сотни (посадская слобода, сложившаяся на месте монастырской Сретенской слободы). В начале XVI века, когда улица называлась Устретенской, за Сретенскими воротами возникла Новая Сретенская слобода, в которой жили ветошники, плотники, кафтанники, скорняки, сусальники, дегтяри и другие ремесленники; во второй половине XVII века Новая слобода стала называться Панкратьевской «черной» слободой. В 1653 году слобода насчитывала 168 дворов[1].

Сретенка была главной московской улицей до XVIII века, когда уступила первенство Тверской улице, которая стала частью пути в Санкт-Петербург.

С XVIII века район Сретенки с прилегающими переулками формировался преимущественно как торгово-ремесленный, купеческий район. В течение всего XVIII века он был единственным московским районом, сохранявшим прежний состав населения. В силу этого сохранился и характер планировки района, застроенного, в основном, небольшими дворами с деревянными постройками. Из общей застройки выделялась расположенная недалеко от церкви Троицы в Листах шёлковая фабрика П. В. Колосова с каменными зданиями. К концу XVIII века проезды между дворами были официально утверждены и дошли до нашего времени[3]. В названиях сретенских переулков сохранилась память о проживавших здесь ремесленниках: Печатников, Мясной, Пушкарев, Колокольников, Просвирнин переулки. На Сретенке никогда не было ни одной дворянской усадьбы, ни одного богатого магазина, зато было множество мелких магазинчиков и лавок. В силу большой доходности земли вдоль оживленной улицы застройка была настолько плотной, что на всём протяжении Сретенки на ней нет ни одних ворот. Так как въезжать во дворы всё равно было нужно, въезды устраивали исключительно из примыкающих переулков. А чтобы въезды имелись в каждый двор, переулки должны были располагаться не реже, чем через два владения. Отсюда возникла большая плотность сретенских переулков: в первой половине XVIII века между Сретенкой и Мясницкой улицей было 19 переулков, между Сретенкой и рекой Неглинной 18[4]. Постепенно количество переулков уменьшалось и к настоящему времени на улицу выходит девять переулков справа, по ходу движения к Садовому кольцу, и семь переулков слева. В самом конце Сретенки, у Сухаревой башни, расположился Сухаревский рынок. В отличие от других центральных радиальных улиц, Сретенка носила замкнутый характер: её перспективу замыкала Сухарева башня, торговые лавки стояли даже поперёк Садовой улицы. В первой половине XIX века на улице были установлены фонари на простых деревянных столбах[5].

Московский путеводитель 1884 года сообщал о Сретенке и прилегающих переулках: «Это вечно грязный, хотя вовсе не бедный, постоянно копошащийся уголок Москвы. Торговля здесь преимущественно мебелью и предметами первой необходимости. Гостиниц и меблированных комнат здесь чрезвычайно мало, но зато великое обилие всяких трактиров и кабаков средней и низшей пробы…»[1]. По переписи 1897 года, в Сретенской части Москвы было сконцентрировано наибольшее количество проституток[6].

Ещё до революции южную часть Сретенки от центра до Бульварного кольца стали называть Большой Лубянкой.

В рамках распоряжения правительства Москвы «О реконструкции Рождественского бульвара и кварталов 263, 264, 265, 266, 267, 268, 270 района Мещанский ЦАО г. Москвы со строительством стартовых домов» предусмотрено проведение реконструкции Сретенки и прилегающих к ней переулков. Срок проведения этих работ, согласно распоряжению правительства Москвы от 22.08.2005 г. № 247-РП, установлен до конца 2010 г.

Сретенские переулки[ | ]

Сретенка в 1931 году. Впереди по центру — Сухарева башня
В настоящее время слева (с нечётной стороны) на улицу выходят переулки:

Справа от Сретенки отходят переулки:

☎ Гостиница Сретенская, Москва, Улица Сретенка 15

Категория номераЦены
Двухместный номер с 1 кроватью
Этот номер оснащен телевизором со спутниковыми каналами и рабочим столом. В номере данного типа нельзя установить дополнительные кровати. подробнее
от 3850до 11800 RUBБронировать
Полулюкспоказать цены RUBБронировать
Люкс
Просторный люкс с большой отдельной гостиной зоной. подробнее
показать цены RUBБронировать
Улучшенный двухместный номер с 1 кроватью
Просторный двухместный номер с 1 двуспальной кроватью или 2 односпальными кроватями. В номере есть спутниковое телевидение и рабочий стол. подробнее
показать цены RUBБронировать
Улучшенный двухместный номер с 2 отдельными кроватями
Звукоизолированный двухместный номер с 2 отдельными кроватями, мини-баром и халатом. подробнее
показать цены RUBБронировать
Двухместный номер с 2 отдельными кроватямипоказать цены RUBБронировать
Одноместный номерот 4025до 10426.7 RUBБронировать

Примечательные здания и сооружения[ | ]

Городская купеческая усадьба Кирьяковых (№ 17) Храм Живоначальной Троицы в Листах (№ 27/29)

По нечётной стороне[ | ]

По чётной стороне[ | ]

Конторское здание, бывшее Художественное училище памяти 1905 года (№ 6/2)

Источник

Археологические раскопки на Сретенке оказались под угрозой срыва

сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть фото сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть картинку сретенка 27 29 стр 8 история дома. Картинка про сретенка 27 29 стр 8 история дома. Фото сретенка 27 29 стр 8 история дома

Facebook/ Сергей Митрохин

В центре Москвы на месте строительства апарт-отеля на улице Сретенка прервали археологические раскопки

Об этом сообщил депутат Мосгордумы Сергей Митрохин

Накануне в СМИ появилась информация, что во время проведения работ на стройплощадке разлилась вода, после чего рабочие предположительно пытались скрыть последствия инцидента при помощи грунта.

сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть фото сретенка 27 29 стр 8 история дома. Смотреть картинку сретенка 27 29 стр 8 история дома. Картинка про сретенка 27 29 стр 8 история дома. Фото сретенка 27 29 стр 8 история дома

При этом, как рассказал «Московской газете» Сергей Митрохин, раскопки должны проводиться под общественным контролем – такая договоренность была достигнута в префектуре ЦАО. Жители Мещанского района совместно с парламентарием контролировали археологические раскопки в течение всего лета, последняя проверка состоялась в августе.

«Вдруг неожиданно и без каких-либо предупреждений начали засыпать раскопки песком. Нам с жителями Сретенки показалось это странным, потому что о результатах раскопок еще ничего неизвестно – какие были обнаружены артефакты, какие слои достигнуты. Тем более, что на сегодняшний день раскопана только одна десятая часть», – пояснил парламентарий.

Прибыв на место и попытавшись остановить работы, депутат МГД столкнулся с охраной. Судя по видеокадрам, один их охранников препятствовал проходу Митрохина к экскаватору.

«Они (представители застройщика – прим. ред.) считают, что я якобы незаконно прошел на стройплощадку. При этом ворота были открыты, а я прошел в порядке общественного контроля, о котором мы договаривались в префектуре, поэтому я ничего не нарушал. Они пытались изобразить, что я кого-то побил, имитировать падения. В общем, устроили какую-то клоунаду. Затем вызвали полицию и сказали, что напишут на меня заявление», – рассказал политик.

По словам Митрохина, главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев якобы сообщил, что «засыпочные» работы начались с согласия Департамента культурного наследия.

«На мой вопрос, почему общественность не была предупреждена о них вопреки договоренности, достигнутой в префектуре, он ответил: «Вот в префектуру и обращайтесь», – сказал депутат МГД.

Сергей Митрохин заявил, что планирует привлечь к решению вопроса префектуру ЦАО и выяснить дальнейшие планы раскопок.

«Эти археологические раскопки очень дороги нам с жителями, потому что мы сами добивались их. Я рассчитываю, что они будут продолжены, ведь там могут быть уникальные постройки и предметы. Иначе это похоже на попытку быстрее начать строительные работы», – подчеркнул депутат Московской городской Думы.

Напомним, шестиэтажный апарт-отель с бассейном планируется возвести по адресу: Сретенка ул. вл. 13/26 стр. 1. Всего в комплексе будет 32 апартамента, девелопером проекта выступает АО «Главстрой». Застройщик получил разрешение на работы в конце декабря 2020 года, строительные работы стартовали в конце апреля 2021-го.

Жители Мещанского района выступили против новой застройки – они опасаются, что в результате строительства может быть вырублен единственный на Сретенке сквер и нарушен исторический облик древней улицы. Совет депутатов муниципального округа Мещанский попросил мэра Москвы Сергея Собянина пересмотреть проект апарт-отеля. Позднее москвичам удалось добиться проведения археологических работ на стройплощадке. Если будут найдены исторические находки, то новая застройка окажется под вопросом.

Источник

Маршрут: Сретенка

Пользуясь хорошей погодой, «Афиша» начинает публиковать серию маршрутов для летних прогулок по городу: где бродить, куда заходить и на что смотреть.

Макдоналдс
Сретенка, 12

Сретенка, 36, и Панкратьевский пер., 2
Между домами — заросший дворик; там же — странный предмет, смахивающий на ракету для запуска поросенка в космос

Чебуречная «Дружба»
Панкратьевский пер., 5, корп. 12

Дома с мансардами в Панкратьевском
Все корпуса дома №5. Уникальные для Москвы дома были спроектированы немецкими инженерами, и строили их тоже немцы: этот островок Германии был создан в Москве на рубеже 20–30-х годов для сотрудников ВСНХ и Наркомата угольной промышленности. Имена проектировщиков этих домов (и еще трех таких же, на внешней стороне Садового) неизвестны — возможно, они погибли в ГУЛАГе, как и участники работавшей тогда в Москве Ударной архитектурной бригады выпускников «Баухауза»

Сквер напротив Склифа
Отличный вид на Склиф. Здесь же, около здания МТС (Панкратьевский пер., 12), в обеденный перерыв прямо на газоне сидят японцы и японки в деловых костюмах, едят сэндвичи и ведут переговоры

Сретенский тупик
Между корпусами 7 и 6 дома №5 нужно напрямую пройти в Сретенский тупик через двор с детской площадкой. Синевато-белый дом стоит на месте дома Нетто. Игорь Нетто — самый благородный игрок в истории футбола: на чемпионате в 1962 году, во время матча СССР — Чили наши забили гол через сетку, о чем он сообщил судье, и гол не был засчитан

Даев переулок
Между домами 4 и 6 нужно пройти во двор. У дома №4 с внутренней стороны три больших полукруглых выступа: скорее всего, это сантехнические сооружения второй половины XIX века. Из двора можно выйти в Селиверстов переулок. Налево будет №3, который еще в 1940-х годах называли домом Берии: там обитала его охрана, которая часто и весело гуляла. Направо, в №1а, находится грандиозная арка

Дом Санкт-Петербургского общества страхования
Сретенка, 26. Дом построил в 1913–1914 годах Аршак Измиров — с Виктором и Александром Весниными, будущими звездами русского конструктивизма

Театр Анатолия Васильева
Сретенка, 19/27. На этом месте в XVII веке было кладбище; позже — торговые лавки. В начале XX века открылся кинотеатр «Уран», фактически бывший сараем купчихи Синебрюховой. Кино в нем показывали до конца 1960-х, потом открыли там мастерскую ритуальных услуг ЦК КПСС, где вырубали надгробия из гранита. Мастерская работала с диким шумом, но никто из окрестных жителей не смел жаловаться. Впоследствии Васильев как мог сохранил внешний вид «Урана» со стороны Сретенки

10–11 Клуб «Сахар» и кафе «Экус»
Сретенка, 23/25, и Б.Сухаревский пер., 25/23, за ними — красивый дом нетипичного коричневого цвета с трубой (Б.Сухаревский пер., 27/29, стр. 8)

12 Большой Сухаревский пер., 16–14
Между домами — детская площадка, в углу слева — зеркальное офисное здание; около него — лесенка и выход в параллельный Последний переулок. Напротив двора (Б.Сухаревский пер., 15, стр. 1, и 13, стр. 2) находится еще одна детская площадка с конструкциями в виде слонов и жирафов. В следующем дворе (между строениями 1 и 2 дома №5) стоит ярко-желтый «запорожец». Напротив этой подворотни (Б.Сухаревский пер., 6/8) доходный дом в неоклассическом стиле, построенный в 1912 году. Он знаменит коммунальной историей: домкомы 1920-х написали над парадными вдохновенные тексты, и иногда сквозь краску проступают фразы «Отдай всего себя революции, как это сделал Ленин» или «Рабочее жилтоварищество — наша крепость»

13 Большой Сухаревский пер., 2
Нужно зайти через арку во двор: это самый аккуратный двор на всем маршруте — со скамейками, кустами, чугунными фонарями и возможными собутыльниками с шампанским из соседних офисов

14 Кафе «Кофе суши терра» и «13 сэндвичей»
Трубная, 26, корп. 1, и 21

15 Трубная, 36
Сейчас тут обычная школа, построенная в 1930-х, а раньше была церковь Николы в Грачах; в подвале пристройки жил только приехавший в Москву Чехов

16 Трубная, 27, стр. 1
Дом с внутренним деревянным фасадом, дальше (№27, стр. 4) — грандиозная лестница. На верхних этажах — граффити, объявления и чудом сохранившаяся красивая дверная ручка. Можно погулять по дворам, похожим на провинциальный городок. В №29, стр. 4, тоже изумительная лестница из листового металла. На другой стороне, в №28, стр. 1, наверху устроена терраса с деревьями и балкончиком

17 Ресторан Tapa de Comida
Трубная, 20/2, стр. 3

19 Последний пер., 5
Дома работы турецких подрядчиков 1990-х годов

20 Последний пер., 14, стр. 1
Типовой брежневский блочный дом. Здесь в юности жила Татьяна Друбич, и в нее была влюблена вся школа. Во дворе голо, но есть красивая лесенка из металлических прутьев, голуби и брошенная тележка. Двор можно пройти насквозь и выйти в Большой Головин переулок

21 Большой Головин пер., 16–20
В просторном внутреннем дворе кроме детских площадок находится хрестоматийное произведение брежневского модернизма — скульптурное изображение идеальной советской семьи

22 Большой Головин пер., 22
Беременные кариатиды на фасаде напоминают о прошлом столетней давности — здесь был публичный дом. Переулок этот до революции был районным центром разврата; в рассказе Чехова «Припадок» именно про него написано: «В звуковой путанице рояля и скрипок, в ярких окнах, в настежь открытых дверях чувствовалось что-то очень откровенное, наглое, удалое, размашистое». Перед этим домом еще один №22, но совсем другой: элегантный конструктивистский дом, построенный по проекту инженера-путейца Николая Попова в 1929 году

23 Ресторан «Саппоро»
Б.Головин пер., 17, стр. 1

24 Голубой сарай
На Трубной улице, между переулками Пушкаревым и Большим Сергиевским, стоит ярко-голубой сарай, рядом — зеленый жигуль (в багажнике обнаруживается ярко-розовый деревянный комод). Над ним, чуть выше по Сергиевскому, еще одна смешная детская площадка — но уже с морской тематикой

25 Трубная, 2
Стройка, на месте которой был гигантский дом Политпросвещения при ЦК КПСС — его называли Суслов-дом по имени начальника заведения. Домина, в свою очередь, появился на месте трактира «Ад» — самого страшного места на Трубной улице. «Ад» описывается в очерке Гиляровского «На Трубе»: по его словам, здесь уважали даже не бандитов, а студентов, многие из которых баловались на рубеже веков терроризмом. Полиция в кабак не совалась: из «Ада» в город вели тайные подземные ходы

26 Печатников переулок
Стоит подняться до дома №7 и посмотреть назад: с самой высокой точки переулка открывается вид на Москву. Дом принадлежал Петру Степанову, разбогатевшему крестьянину. Он украсил здание кариатидами и прочими излишествами. Под аркой — один из самых колоритных дворов Москвы. Его части расположены на четырех уровнях высоты, отчего дома трескаются — и на них довольно много гипсовых табличек с замерами ширины трещин разных лет. Еще там есть деревянная будочка охранника с расставленными вокруг тазами, площадка с каменными мишками, крылечки, балконы с цветами и наволочками, алюминиевая труба со ступеньками, уходящая в небо. Двор длинный и заканчивается благообразным сквериком и довольно китчевой детской площадкой с лебедями на стене

27 Колокольников пер., 20–22
Между домами есть поворот в грязнющий промышленный двор, в котором стоят самосвалы и замызганные уборочные машины

28 Кафе «33 зуба»
Колокольников пер., 22, стр. 5

29 Печатников пер., 22
Говорят, что в день смерти Ленина в январе 1924 года дом загорелся, и после ремонта у входа повесили рельефный медальон с изображением вождя. Насколько это правда, неизвестно, но медальон висит

30 Печатников пер., 19
Заросший сад за забором в плюще — через забор можно перелезть и обнаружить сломанные качели, мисочки для собак, заросли крапивы и парник. Палисадник удивительный — похож на доисторический дендрарий

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *