средством обучения истории является
Современные средства обучения и их применение на уроках истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
кандидат исторических наук,
ГБОУ ПОО МТК (г. Магнитогорск)
Современные средства обучения и их применение на уроках истории
Проблема наглядности и современные средства обучения
Все средства обучения объединяет свойство наглядности, признанное педагогами и психологами одним из важных условий сознательного усвоения обучающимися истории. В преподавании истории проблема наглядности не нова. Вопросами наглядного обучения в разное время посвящали свои труды методисты-историки: А. А. Вагин, Д. Н. Никифоров, П. В. Гора, Ф. П. Коровкин, Н. И. Аппарович и др. Рассмотрены различные аспекты применения наглядности в обучении истории, ее роль в формировании представлений, в закреплении исторических знаний в памяти обучающихся, в развитии наблюдательности, воображения, речи обучающихся. Решены и многие теоретические проблемы наглядности. Однако проблема наглядности продолжает волновать учителей и методистов. Это объясняется рядом объективных обстоятельств:
1. За последние 20 лет выход в свет хорошо иллюстрированных учебников, появление новых типов наглядных пособий, быстрое развитие технических средств обучения создали благоприятные условия для более полной реконструкции в учебном процессе картин исторического прошлого. Наглядность сопровождает изучение истории на всех этапах знакомства обучающихся с прошлым, на всех стадиях процесса обучения. В программах по истории детально прорабатываются требования к формированию у обучающихся умений работать с различными источниками информации, анализировать и обобщать исторические факты в разнообразных связях и определенной системе, сравнивать их, оценивать, объяснять на основе разностороннего изучения нескольких источников знания. Таким образом, с помощью наглядных средств обеспечиваются лучшие возможности соединения чувственного и логического, преодоления известной односторонности в передаче знаний учащимся, базировавшийся на методах устного сообщения исторического материала.
2. Исследованиями социологов, наблюдениями педагогов установлено, что в последние 20 лет значительный объем знаний по истории в современных условиях человек получает благодаря средствам массовой информации и наглядной пропаганды. Привлекательность таких источников знаний, как кино, интернет и телевидение способствуют тому, что дети рано начинают получать информацию, идущую мощным потоком через эти средства массовой информации, с их помощью удовлетворяют свой интерес к истории, различным проблемам общественного развития. В потоке разнообразной информации необходимо, однако, уметь выделять те сведения, которые наиболее важны и должны быть правильно поняты и осознаны. Для того, чтобы правильно ориентироваться в этой информации, учащимся необходима специальная подготовка. На уроках с использованием учебных кинофильмов, телепередач и видеозаписей обучающиеся учатся упорядочивать аудиовизуальную информацию об общественных событиях систематизировать и анализировать ее с помощью учителей, привыкают к быстрому темпу сообщения этой информации, ориентируются в своем мышлении. Отсюда и интерес учителя к познанию новых форм передачи знаний, к языку аудиовизуального сообщения, к особенностям его восприятия учащимися.
Разные подходы к трактовке сущности наглядности, к практическим путям реализации принципа наглядности в преподавании истории и обществознания усложняют решение проблемы эффективного использования средств обучения. Объективные трудности возникают всякий раз, когда необходимо осмыслить новые наглядные средства обучения, требующие нового подхода, новых методических решений.
Каково же реальное значение и место наглядности в преподавании истории сегодня?
Моделирование общественных явлений может быть обеспечено с помощью образной (конкретной) и условной наглядности. К средствам конкретной наглядности можно отнести фотографию явления или объекта действительности, картину, рисунок. Существенным признаком средств конкретной наглядности является тот факт, что между моделируемым свойством, что между моделируемым свойством и реально существующим объектом имеется внешнее сходство. Конкретная наглядность служит созданию у обучающихся четких и правдивых представлений о внешнем проявлении объективных социально-экономических закономерностей.
Средства конкретной наглядности облегчают познание сущности общественных явлений и процессов. Конкретная наглядность носит, как правило, документальный характер. Этим объясняется ее сильное эмоциональное воздействие на обучающихся. Методисты-историки определили дидактическое назначение образных наглядных средств обучения. Они конкретизируют, частично заменяют описательный и повествовательный материал.
Сущность этого вида наглядности заключается в материализации внутренних связей общественных явлений и процессов. Такая наглядность создает у обучающихся условные образы действительности, содействует формированию преимущественно отвлеченных понятий.
Средствами условной наглядности являются схемы, диаграммы, планы, таблицы, видеофрагменты и т.д. Они создаются путем графического моделирования реально существующего объекта, под которым следует понимать процесс отражения сущности отдельных общественных явлений и процессов при помощи абстрактных знаков.
Условная наглядность служит опорой мышления при раскрытии сущности и закономерности общественных явлений и процессов. Это достигается тем, что в средствах такой наглядности фиксируются существенные связи и отношения. Она делает наглядным количественные и качественные состояния и тенденции развития общества. Средства условной наглядности носят обобщенный и синтезирующий характер.
Между конкретной и условной наглядностью нет строгой границы. От конкретно-наглядных представлений обучающиеся переходят к абстрактному осмыслению сущности общественных явлений, процессов, их связи. Таким образом, конкретность или абстрактность каждого вида наглядности весьма относительна.
Необходимость отражать действительность, скрытую от прямого восприятия, добиваться ее многомерного видения требует преимущественного применения в печатных наглядных пособиях графической наглядности. Значительную помощь здесь могут оказать различные сочетания логических схем, диаграмм, графиков. Законченность оформлению этих материалов придают образные иллюстративные элементы (рисунки, документальны фотографии) и текст.
Графические модели являются хорошим средством отображения взаимосвязи предметов и явлений объективной действительности. Они являются ценными средствами развития логического мышления. Использование их благотворно влияет на овладение обучающимися такими мыслительными операциями, как вычленение главного, обобщение, систематизация и классификация.
Функциональные возможности средств обучения
Используя средства обучения на занятиях по истории, необходимо прежде сего отчетливо представлять себе цель, которую они выполняют в решении педагогических задач.
Широкое привлечение на занятиях по истории разнообразных средств обучения, в том числе аудиовизуальных, позволяет обучающимся глубже познавать историческую действительность, обогащать в значительных масштабах их конкретные представления. Характерной особенностью информации, сообщаемой с помощью наглядных средств обучения, является ее сжатый характер, известная «свернутость», что обеспечивает при восприятии интенсивную познавательную деятельность учащихся. Эта особенность передачи и обусловленного ею усвоения знаний свойственна всем типам средств обучения. Обратимся к нескольким примерам.
Уже историческая картина, отражающая определенное событие и содержащая ряд деталей, воспринимается обучающимися как целостный рассказ, почти одномоментно. Значительный материал в краткой, компактной форме содержится в диаграммах, графиках, схемах, исторических картах. Диаграммы, графики, схемы систематизируют и представляют в упорядоченной и легко обозримой форме большое количество исторических фактов. Значительно обогащается процесс обучения истории новыми источниками знаний с помощью аудио-визуальных средств. Историческая действительность получает все большее отражение в кинофотодокументах, в которых точно показываются реальные события, раскрывается динамика их развития.
Кинофотодокументы открывают массу неожиданных деталей, подробностей, элементов случайного, позволяющих давать дополнительные характеристики времени. Есть область исторического знания, где документы на аудиовизуальной основе выступают в роли ведущего источника знаний. Таковы, например, фото- и кинопортреты исторических личностей.
Не случайно в классификации источников знаний, используемых при изучении истории, документы, зафиксированные объективом, поставлены по значимости на второе место, после документов, выраженных в слове (документов внутриполитического, внешнеполитического характера, мифологии и т.д.).
Быстро растет число исторических документов, зафиксированных объективом. Их обилие в учебных кинофильмах, телепередачах, довольно большая группа звуковых документов, записанных на цифровых носителях, представляет учителю при передаче исторических знаний возможность варьировать разнообразные источники исторического материала, обеспечивая тем самым условия для полноценного его усвоения. Кинофотодокументы обладают значительной информационной емкостью. Они способны передать богатство оттенков при отражении исторической эпохи, события.
Важным качеством аудиовизуальных средств, используемых на занятиях, является убедительность, подлинность сообщаемых ими исторических сведений. Благодаря достоверной фиксации исторических событий, особой выразительности экранно-звуковых средств, аудиовизуальные пособия создают условия для повышения доказательности сведений, сообщаемых с их помощью.
Показ в яркой динамичной форме недоступных для непосредственного наблюдения редчайших памятников материальной культуры, ценных исторических документов, анализ этих материалов кпупнейшими учеными-историками – все это стало возможным в процессе обучения в массовом масштабе, в сущности благодаря лишь аудиовизуальным средствам, в частности – интернету.
1 Давыдов В. В. Виды обобщения в обучении. – М., 1972. – С. 376.
2 Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. – М., 1971. – С. 9.
4 Штоф В. А. Моделирование и философия. – М., 1966. – С. 10.
5 Бродский С. Ф. Внедрение новых технических средств обучения и методик в учебный процесс подготовки рабочих // Нефтяное хозяйство. 2006. №9. С. 142-143.
6 Мингазов Э. Г. К вопросу о сущности наглядности в обучении // Новые исследования в педагогической науке. – М., 1972. № 5. С. 54.
7 Методика обучения истории древнего мира и средних веков / Под ред. Ф. П. Коровкина и Н. И. Запорожец. – М., 1970.
8 Дайри Н. Г. Современные требования к уроку истории. – М., 1978. – С. 67.
Тест по методике преподавания истории и обществознания с ответами
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест с ответами по методике преподавания истории и обществознания
1. (60c.) Кто из методистов рассматривал методику как самостоятельную педагогическую
2. (60c.) В какой период истории развития методики было характерно существование
Концентрического принципа преподавания истории в школе?
3. (60c.) Какой ученый считается идеологом социологического направления в преподавании
4. (60c.) Какая из моделей обучения более всего распространена в школах Западной Европы?
5. (60c.) Кто из методистов 50-70-х гг. занимался проблемой развития умений?
6. (60c.) Выберите из предложенных одно правильное утверждение:
1) Конечным результатом функционального анализа урока является определение его
2) При структурном анализе исторических фактов учитель может считать главными те,
Которые вызывают у учащихся бурную реакцию.
3) Эмпирическое осознание исторических явлений происходит на репродуктивном,
4) Вывод по теме урока является результатом индуктивного способа познания истории.
5) Творческо-поисковая деятель-ность учащихся на уроках отлича-ется новым способом
Действий и новым результатом познания исторической действительности.
7. (60c.) Какой из терминов выражает внешнюю сторону процесса обучения истории?
8. (60c.) В каком случае можно считать, что у ученика сформировалось умение оценивать
1) Высказывает простейшие оценочные суждения об историческом деятеле.
2) Сравнивает двух личностей.
3) Определяет поступки и главные черты характера.
4) Дает характеристику с общей оценкой.
5) Описывает внешний вид исторического деятеля.
9. (60c.) В каком плане можно поменять местами подпункты?
10. (60c.) Какое средство является лишним в ряду?
11. (60c.) Слово «методика» в переводе с древнегреческого означает
1) Педагогическая наука
2) Школьная методология
12. (60c.) Предметом методики обучения истории является
1) Процесс обучения истории
2) Процесс познания истории
3) Процесс научного исследования
4) Процесс познания педагогики
13. (60c.) Важнейшим фактором обучения истории является
1) Применение наглядности
2) Наличие программ разного уровня
3) Систематический опрос учащихся
4) Содержание обучения
14. (60c.) Методика истории является
1) Отраслью психологии
2) Отраслью педагогической науки
3) Отраслью социологии
4) Самостоятельной дисциплиной
15. (60c.) Основным методом исследования школьного обучения истории является
16. (60c.) На основе действующего «Закона об образовании» в школах России введено
17. (60c.) В настоящее время в школах России реализован принцип обучения
18. (60c.) Обязательный для школы документ, в котором указаны предметы, их
Последовательность преподавания, количество часов в неделю
3) Школьная программа
19. (60c.) Современное содержание исторического образования предусмат-ривает изучение
Всеобщей истории с древности до наших дней в
2) Полной средней школе
4) 7-8 классах 9-летней школы
20. (60c.) По истории России XIX в. в школах действует учебник
3) Нарочницкого А. Л.
21. (60c.) Современная стратегия исторического образования предусматривает
1) Признание традиции гуманизма в национальном масштабе
2) Сохранение монополии государственной идеологии
3) Переход к плюрализму идеологий
4) Отказ от целостной системы знаний о человеке и обществе
22. (60c.) В госстандарте указана следующая периодизация рубежа нового времени
1) XIV — XV вв. — XVII — XVIII вв.
2) XVI — XVII вв. — XIX — XX вв.
3) XV — XVI вв. — XVIII — XIX вв.
4) XVII — XVIII вв. — середина XIX в.
23. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
2) Школьном учебнике
3) Поурочном планировании
24. (60c.) Как правило, указание на основные понятия, персоналии, средства обучения,
Оборудование урока дается в
1) Тематическом планировании
3) Поурочном планировании
25. (60c.) В структуру программы 10 — 11 классов «история России с древнейших времен до
Наших дней» входит рубрика
1) Межпредметные связи
2) Проблемы обсуждения на занятиях
3) Нормы оценки знаний и умений учащихся
4) Основная методическая литература
26. (60c.) Учебник истории выполняет функцию
27. (60c.) Сложность текста учебника связана с
1) Курсом и периодом истории
2) Психологическим восприятием учащимися
3) Насыщенностью учебника понятиями, терминами, датами
4) Научными взглядами автора
28. (60c.) Задание по учебнику преобразующего характера включает в себя
1) Пересказ прочитанного
2) Составление простого плана по параграфу
3) Анализ документов по выявлению новых знаний
4) Выписывание новых дат и имен
29. (60c.) Построение программ на принципах концентризма означает
1) Параллельное изучение отечественной и всеобщей истории
2) Изучение блоками всемирной истории
3) Последовательное изучение всеобщей и отечественной истории
4) Изучение отечественной и всеобщей истории сначала элементарно, а затем углубленно, на
Более высоком теоретическом уровне
30. (60c.) При первоначальном объяснительном чтении
1) Чтение предшествует беседе
2) Беседа вообще не проводится
3) Беседа предшествует чтению
4) Учитель сам читает текст и объясняет прочитанное
31. (60c.) Одним из приемов устного изложения фактического материала является
1) Конспективное описание
2) Образная характеристика
3) Предметная характеристика
4) Портретная композиция
32. (60c.) К основным факторам процесса обучения не относится
2) Содержание образования
3) Проблемность обучения
4) Результаты обучения
33. (60c.) Российская история появилась впервые в учебном плане народных училищ как
Самостоятельный предмет в … году
34. (60c.) В 70 — 80-н гг. XX в. работал методист
35. (60c.) К репродуктивному относится метод
2) Проблемного изложения
36. (60c.) К главному материалу относятся сведения
37. (60c.) Специально проблемой методов обучения не занимался
38. (60c.) Как называются обусловленные методом конкретные действия учителя и ученика,
Направленные на решение частной задачи обучения
1) Способы обучения
39. (60c.) Как будет называться метод, когда осуществляется устное изложение материала,
Проводится беседа, чтение и разбор учебника, научной литературы, исторического
40. (60c.) Что из данного перечня не относится к теоретическому материалу?
41. (60c.) Какой метод относится к классификации методов обучения по уровню
42. (60c.) Как называются факты, которые имеют большое объективно историческое
значение, передают основное фактологическое содержание темы урока, воссоздают
Важнейшие события и явления, раскрывают их существенные стороны?
43. (60c.) Что относилось в русской школе XVX века к «реальному методу» обучения?
1) Краткое комментирование текста учебника
2) Самостоятельное изучение исторических источников
3) Вопросно-ответная форма обучения
44. (60c.) Какие черты присущи учебникам нового поколения?
1) Преобладание фактов над теорией
2) Формационная версия событий
3) Обязательность выводов
4) Цивилизационный подход
5) Объемный документальный материал
6) Дискуссионные вопросы
7) Вопросы на трех уровнях
8) Преобладание индуктивного изложения
9) Хронологическая таблица
10) Тщательный отбор материала
11) Обобщающие таблицы
12) Подлинные иллюстрации
45. (60c.) Какие факты можно отнести к главным на уроке «Восточные славяне в
1) Славяне — исконные жители Европы
2) Кочевники постоянно угрожали славянам
3) Главное занятие славян — земледелие
4) Главными становились князья
5) Землю славяне обрабатывали сохой
6) Появились первые города
7) Первоначально славяне жили родовыми общинами
8) Славяне обожествляли силы природы
9) В X в. появилась соседская община
10) Славяне жили по земледельческому календарю
11) Славяне жили различными племенами
12) Ремесло постепенно отделилось от сельского хозяйства
1) Фото египетской пирамиды
2) Восковая табличка
4) Аппликации «Религия греков»
5) Рисунок на древнегреч. вазе
6) Телепередача «В Древних Афинах»
7) Диафильм «Афинский раб»
8) Разрез греческой триеры, рисунок
Разрез греческой триеры, рисунок
1) Научная и популярная литература
2) Учебная литература
3) Методическая литература
4) Наглядные пособия
8) Разрез греческой триеры, рисунок
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Современные педтехнологии в деятельности учителя
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Похожие материалы
Комплексная работа по обществознанию для подготовки к сдаче ОГЭ » Вариант №2″
Комплексный вариант заданий для подготовки к сдаче ОГЭ по обществознани. » Вариант №1″
Срезы знаний по Экономике
Дискуссионные формы урока при формировании коммуникативных универсальных учебных действий на уроках обществознания
Презентация к уроку обществознания по теме «Социальная стратификация».
Презентация по истории на тему «Подготовка к ОГЭ»(9 класс0
Конспект урока по обществознанию «Родина».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5291307 материалов.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%
Время чтения: 4 минуты
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
В Ульяновской области продлили школьные каникулы
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Лекция 17. Средства обучения истории
Внутри средств обучения выделяется группа учебных пособий, подготовленных методистами в соответствии с целями и содержанием школьного исторического образования и возрастными познавательными возможностями учащихся (учебники, книги для чтения, исторические карты, учебные рисунки и т.п.).
Более детально разрабатывали методику использования наглядных средств обучения следующие методисты: А.И. Стражев, П.В. Гора, Д.Н. Никифоров, Н.И. Аппарович, Д.И. Полторак и др. Они предлагали разные основания для классификации: степень обобщения исторических фактов (А.А. Вагин, Н.В. Сперанская), особенности содержания учебного исторического материала (А.И. Стражев, Д.Н. Никифоров), характер формируемого исторического образа (П.В. Гора). Все подходы привели к выделению трех групп, в которые включались все наглядные средства обучения истории: 1) подлинные вещественные памятники прошлого; 2) изобразительные; 3) условно-графические наглядные пособия.
Авторы, которые составляют рабочие тетради к «чужим» учебникам советуют использовать ученикам собственные знания. Лишь полностью их исчерпав, школьники должны обращаться к учебнику. Содержание учебных пособий этой группы дает возможность не только проверить и закрепить знания, полученные из учебника, но и пополнить их. Многие авторы рассматривают рабочие тетради как эффективный инструмент развития познавательных умений, критического мышления, творческих способностей школьников.
Преимущества рабочей тетради перед другими печатными пособиями очевидны в заданиях к репродукциям художественных произведений, когда авторы предлагают систему вопросов, отвечая на которые ученик постепенно проникает в глубинный смысл исторической картины, учится видеть, чувствовать и рассуждать над сюжетом произведения. Неоценима помощь рабочих тетрадей в изучении политических карикатур, плакатов, сатирических рисунков. Они дают возможность научить школьников преобразовывать статистические данные в столбиковые и фигурные диаграммы, графики и на их основе прослеживать динамику развития исторических явлений и процессов. Чтобы работа с тетрадями давала максимальную отдачу, они должны иметь четкую структуру и внутреннюю логику, объединяя все компоненты пособия в единую систему.