средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности
САМООБРАЗОВАНИЕ «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное образование Динской район
Бюджетноедошкольное образовательное учреждение
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема: Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности
Актуальность выбранной темы. В современном мире никто не застрахован ни от техногенных катастроф, ни от стихийных бедствий. Сегодня сама жизнь доказала необходимость обучения не только взрослых, но и малышей основам безопасности жизнедеятельности. Ведь в условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него.
Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в опасных ситуациях.
Цель работы : повышение собственного профессионального опыта в процессе изучения темы, открытие нового приоритетного направления в работе с детьми.
повысить собственный уровень знаний путем изучения различной литературы и информации в интернет-ресурсах;
повысить уровень знаний по данной теме у родителей воспитанников, создать условия для творческой активности родителей;
организовать обогащение предметно-пространственной развивающей среды;
разработать перспективный план работы с детьми
обобщение и распространение педагогического опыта в рамках проведения мастер-классов, семинаров и т. п.
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Тема: «Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности».
Направление : познавательное, социально-коммуникативное.
Воспитатель : Санамян Анжелла Львовна
Цель плана : создание условий для формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.
Указанная цель реализуется в следующих задачах :
1.Дать детям знания по основам безопасности жизнедеятельности.
2.Развить в детях умение применить полученные знания на практике, то есть в дальнейшей жизни.
3. Воспитать в детях понимание того, что соблюдение правил безопасности жизнедеятельности необходимо выполнять неукоснительно и почему.
Повысить собственный уровень знаний путём изучения необходимой литературы, посещения РМО, самообразования;
Разработать перспективный план работы с детьми;
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года;
Оформить в группе уголок по безопасной жизнедеятельности ;
5. Подготовить и провести консультацию для педагогов на тему « Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности »;
6. Подготовить и провести консультацию для родителей;
7. Подготовить материал и провести семинар-практикум для педагогов;
8. Подготовить фотоотчет.
Владение основами безопасного поведения: знать, как позвать на помощь; объяснить, что получил травму; знать информацию о себе, родителях; соблюдать правила дорожного движения, поведения в транспорте:
правильное пользование потенциально опасными бытовыми предметами;
ребёнок должен иметь представления о том, что такое безопасное поведение, понимать, как вести себя в опасной ситуации в быту, на улице, в природе;
воспитанник должен стать более дисциплинированным и ответственным пешеходом, меньше нарушать правила дорожного движения.
Авдеева Наталья, Князева Ольга, СтеркинаРина. Безопасность. Учебно-методическое пособие, 2017 г.
Белая Ксения. Основы безопасности. Комплекты для оформления родительских уголков в ДОО. Старшая группа. Для работы с детьми 5-6 лет, 2015 г.
Белая Ксения. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет, 2016 г.
Гарнышева Татьяна. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры, 2017 г.
Люзина С., Бухарова Е., Голицына Н. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы, 2016 г.
Лыкова Ирина, Шипунова Вера. Опасные предметы, существа и явления, 2013 г.
Лыкова Ирина, Шипунова Вера. Азбука безопасного общения и поведения, 2013 г.
Саулина Тамара. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения. Для занятий с детьми 3-7 лет, 2016 г.
Сорокина Л.Обучаем воспитанников ДОУ правилам дорожного движения, 2011 г.
Плакаты по основам безопасной жизнедеятельности.
Работая в группе по данной проблеме, учитываю возрастные и интеллектуальные особенности детей. Стараюсь вызвать у дошкольников желание соблюдать правила безопасности путем познания, а не запретов. Внушаю детям, что опасности можно избежать, если вести себя правильно, обучаю практическим действиям.
Таким образом, занятия помогут сформировать у них сознательное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих, приобрести первичные знания и умения распознавать и оценивать опасные ситуации, определить способы защиты от них. Так как, я считаю, что обучение детей правилам безопасного поведения на дороге очень важная и необходимая работа.
В дальнейшем буду продолжать работу по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей через различные формы обучения.
Жизнь интересна и замечательна. Однако на свете существует множество опасностей, которые угрожают нашей жизни. Поэтому надо уметь предвидеть эти опасности.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Занятия с детьми о правилах поведения в общественном транспорте
Консультация «Безопасность наших детей»
Беседа«Если ты дома один»
Сюжетно-ролевые игры «Безопасность», «Транспорт»
Беседа «Пожар – это опасно»
«Что нужно для безопасности ребенка?»
Беседа«Горячие предметы на кухне»
Памятка «Если ты потерялся»
Консультации в родит.уголке «Беседы с ребенком о правилах дорожного движения»
Рисование «От чего бывает пожар».
Беседа «Правила поведения детей на воде»
Обновление уголков безопасности
Конкурс рисунков «Улицы нашего города»
Сюжетная игра «Служба спасения»
Беседа «Осторожно, сосульки!»
Анкетирование по теме: «Безопасность дошкольника в домашних условиях»
Подвижные игры «Дорожная азбука»
Спортивная эстафета «Автогонки»
Беседа «Как вести себя в жару на участке?»
Конкурс семейных проектов
«Красный, желтый, зеленый»
Памятка «Ребенок и дорога»
Дидактические игры «Виды перекрёстков»
Викторина «Узнай и назови»
Обыгрывание ситуации «Как вести себя если…»
«Средства и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту. Нами совместно с родителями ведется в этой области целенаправленная работа.
При ознакомлении детей с первоначальными основами безопасности должны быть определены следующие цели:
— формирование основ по сохранению и укреплению здоровья;
Работа с детьми по ОБЖ включает целый комплекс задач:
— знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;
— развитие основ экологической культуры, воспитание любви, ответственного и бережного отношения к родной природе;
— воспитание грамотного участника дорожного движения;
— воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.
Реализация данных задач и формирование первоначальных основ безопасности осуществляется с учетом следующих основных принципов:
— системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем) ;
— доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей) ;
— включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды) ;
— наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал) ;
— динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности) ;
Этапы реализации данных задач:
— заучивание правил безопасного поведения;
-чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций по теме;
-сюжетно – ролевые игры;
-обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения;
-встреча с интересными людьми;
-участие в различных конкурсах;
-личный пример взрослых.
Наряду с традиционными формами обучения в ДОУ, большое внимание уделяется организации различных видов деятельность и приобретению детьми опыта. Ведь всё, чему мы учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.
Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Во-первых, надо дать детям необходимую сумму знаний общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте и в – третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.
Решение задач обеспечение безопасного, здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребенком на равных: вместе ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведем диалог, вместе познаем, делаем открытия, удивляемся.
Для формирования навыков безопасного поведения у дошкольников необходимо создать предметно – развивающую среду в группе. В неё входят:
1. Уголок безопасности, который содержит материалы:
Создание автогородка на участке для использования полученных знаний в игровой деятельности.
2. Игротека, которая содержит:
— дидактические игры «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Назови одним словом», «Четвертый – лишний», «Так – не так» и др. ;
— настольно – печатные игры «Основы безопасности», «Большая прогулка по городу», «Хорошо – плохо», «Валеология», «Дорожные знаки», «Черезвычайные ситуации дома» и др.
3. Библиотека, в которой имеются познавательная и художественная литература, фотоальбомы, иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций.
В работе с родителями используется информационно-аналитическое направление: проведение опросов. анкетирование родителей; познавательное направление: родительские собрания, семинары-практикумы; наглядно- информационное направление: организация дней открытых дверей, открытый просмотр занятий и других видов деятельности, информация на стенде, папки-передвижки, разработка памяток; досуговое направление: совместное проведение праздников, досугов, экскурсий; выставки семейных творческих работ, изделий из бросового и природного материала.
Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
Ирина Вакалова
Методы и приемы формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности
«Методы и приемы формирования у дошкольников основ
безопасности жизнедеятельности»
Детский сад создаёт безопасные и безвредные условия для развития, воспитания и обучения детей; формирует у них гигиенические навыки и способы здорового образа жизни, нормы безопасного поведения. Работа по обучению безопасному поведению должна вестись с учётом основных правил:
• не ограничиваться только обучением дошкольников нормам и правилам поведения,
• необходимо учить их наблюдательности, умению ориентироваться и быстро реагировать в экстремальных ситуациях.
Безопасность детей, укрепление и сохранение их здоровья было и остаётся приоритетом в работе каждого учреждения дошкольного образования. Очень важно осуществлять планомерную, целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения.
Следует учитывать особенности детей у них готовность к ситуациям, в которых они могут оказаться.
Задача педагогов и родителей познакомить детей с нормами безопасного поведения, сформулировать необходимые навыки с учётом возраста.
Содержание образовательной работы по вопросам охраны жизни и здоровья:
• планирование и проведение работы, направленной на формирование у детей представлений об источниках опасности природного и техногенного характера, практическое закрепление навыков правильного поведения в условиях ЧС;
• ознакомление дошкольников с причинами возникновения ЧС во время прогулок, экскурсий;
• организация игр, развлечений, вечеров вопросов и ответов, направленных на осознание детьми ценности своей жизни и здоровья, на формирование гуманного отношения к людям, попавшим в беду;
• моделирование и анализ в группе различных ситуаций, проведение бесед, дидактических и сюжетно-ролевых игр с целью заинтересовать детей художественным творчеством на тему безопасности жизни;
• максимальное использование учебно-методических материалов, наглядности;
• обеспечение детей в группах игровым материалом (тематическими играми и игрушками, атрибутами для творческих игр) для целенаправленной работы по формированию навыков поведения в случае угрозы или возникновения ЧС.
Содержание и формы работы должны дать ребёнку возможность почувствовать ценность своей жизни, укреплять, беречь его здоровье, готовить к чётким действиям в опасных ситуациях.
В дошкольном возрасте получают развитие основные виды деятельности: общение, игровая, учебная, трудовая, художественная, познавательно-практическая. Любой из указанных видов деятельности должен быть использован для обучения детей безопасному поведению.
Чтобы обезопасить ребёнка от нежелательных ситуаций, недостаточно запретить ему дотрагиваться до потенциально опасных предметов или просто прятать их от него. Необходимо расширять представления дошкольников об этих предметах, о несущих угрозу явлениях и ситуациях, научить их правильно пользоваться бытовыми приборами.
Первые 5-6 лет жизни ребёнка наиболее продуктивны для получения и усвоения жизненно важной информации. Быстрыми темпами идёт накопление знаний, формируется речь, совершенствуются познавательные процессы, происходит овладение простейшими способами умственной деятельности, включающей получение доступных знаний об окружающем мире, их систематизацию, формирование познавательных интересов, интеллектуальных навыков и умений, развитие познавательных способностей.
Можно использовать примеры из знакомых сказок и литературные произведений. Примеры безопасного поведения литературных героев вначале с помощью воспитателя, а затем самостоятельно переносят в свои игры изобразительную деятельность, спортивные соревнования
Наиболее эффективной формой ознакомления дошкольников с основами безопасности является игра. Разнообразные по содержанию и форме игры, вводя ребёнка в круг реальных жизненных явлений,обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.
-Какие правила обязан соблюдать пешеход?
-Как следует вести себя, если заблудился на улице, в магазине, на рынке, вокзале?
-Как обратиться за помощью к милиционеру? Прохожим?
-Как защитить себя от назойливого незнакомца?
-Что делать, когда порезал палец? И др.
Целесообразно разыграть разные ситуации: ребенок дома один; ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок дома со взрослыми. В игровой тренинг следует включить разного рода «уговоры», привлекательные обещания. Возможные реальные ситуации могут подкрепляться соответствующими сказочными сюжетами, например «Волк и семеро козлят».
Направляя детей на поиск выхода из кризисной ситуации, игровой тренинг способствует развитию у них поисковой активности.
Понятным и доступным для дошкольника видом деятельности является игра- драматизация. Театральное действие наиболее эффективный метод эмоционального и нравственного воспитания. Оно пробуждает в дошкольнике чувство сопереживания, возмущения против несправедливости, желание помочь, защитить слабого. Через восприятие сказочных, театральных героев дети учатся анализировать и оценивать поведение других людей, а затем и собственные поступки.
Эффективной формойподачи знаний является физкультурно- оздоровительная работа: организация дней здоровья, спортивных игр, развлечений. Ребёнок становится участником действия, что способствует формированию конкретных умений. Эффективной является такая форма, как проведение «недели безопасности ребёнка».
• улучшение качества образовательной работы с детьми по вопросам лично! безопасности и защиты жизни;
• пропаганда здорового образа жизни;
• интеграция общественного и семейного воспитания по проблема? безопасности жизнедеятельности ребёнка.
Предварительная работа: воспитатели составляют тематический план работ! своей группы,включающий: занятия, сюжетные, дидактические игры, конкурсы эстафеты, соревнования, экскурсии, прогулки, чтение художественно] литературы, моделирование поведения, анализ опасных ситуации театрализации, конкурсы рисунков на тему безопасности жизни и здоровья.
Примерный план мероприятий тематической Недели безопасности:
• праздники, викторины, соревнования, комбинированные эстафеты;
• смотр-конкурс на лучший рисунок на тему безопасности жизни здоровья;
• встречи сотрудников дошкольного учреждения, родителей и детей сотрудниками МЧС, врачами, ГАИ;
• собрания агитационно-пропагандистского характера среди родителей п вопросам возникновения чрезвычайных ситуаций, защиты детей от и последствий, профилактики заболеваний, укрепления здоровья;
• практикумы с педагогическим коллективом и обслуживающим персоналом на тему безопасности жизнедеятельности детей;
• выставки пособий, игрового и учебного оборудования, изготовление педагогами дошкольного учреждения и родителями.
В конце Недели безопасности проводятся итоговые беседы.
При планировании организации работы по ОБЖ необходимо соблюдай следующие принципы:
•принцип полноты: содержание программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает то дети оказываются не защищёнными от представленных в нём определённы источников опасности.
•принцип системности: работа должна проводиться систематически учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игр] театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, т эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определенный день недели, можно работа тематическими циклами. Вместе с тем, необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предугадать всех возникающих ситуаций и сложностей. От педагога может потребовать дополнительные объяснения, ответы на вопросы, организация игровой ситуации привлечение соответствующей художественной литературы и т. д.
•принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные
условия. Если в зимний период при изучении определённых направлений работы можно ограничиться методическими пособиям, то летом необходимо организовать экскурсию в лес, парк и т. д. с целью максимального приближения к естественным условиям и закрепления соответствующего материала, принцип возрастной адресности.
•принцип интеграции:содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Формирования основ безопасности жизнедеятельности дошкольников Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических.
«Уголок безопасности» как форма взаимодействия с семьей по формированию у детей основ безопасности жизнедеятельности Здравствуйте, друзья и гости странички. Спешу поделиться с Вами очередной публикацией из опыта работы. Недавно у нас в группе прошла «Неделя.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольника посредством игровых технологий «Безопасность дошкольника через игровые технологии» Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения. В.
Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности.
Фотоотчет «Формирование основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» Формирование основ безопасности и жизнедеятельности детей в условиях детского сада является актуальной и значимой проблемой, поскольку обусловлена.
Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе формирования у детей основ безопасности жизнедеятельности Слайд 2 Безопасность – актуальный вопрос. Количество несчастных случаев с детьми возрастает. Такие особенности дошкольника, как доверчивость,.
Методическое пособие по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей 5–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 Евтенко Е. В. Методическое пособие.
Обобщенный опыт работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности младших дошкольников «Азбука безопасности» 1. Актуальность Современные дети растут в мире высоких технологий развивающиеся стремительно и бесповоротно. Социальное образование начинается.
Рабочая программа на 1 год по формированию основ безопасности жизнедеятельности для старших дошкольников Рабочая программа Формирование основ безопасности для старших дошкольников Выполнила воспитатель: Филина Александра Сергеевна.
Мастер-класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Екатерина Филатова
Мастер-класс для педагогов «Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
«Эффективные формы и методы формирования у дошкольников навыков безопасной жизнедеятельности»
Добрый день, уважаемые коллеги!
Выделяется ряд опасностей,связанных с местом пребывания человека:
— Давайте вспомним основные направления по основам безопасности жизнедеятельности.
опасности на дороге и улице
опасности на природе
опасности в общении с незнакомыми людьми
Воспитание у дошкольников основ безопасногоповедения осуществляется несколькими путями:
1. через непосредственное восприятие окружающего мира.
2. Второй путь – познание действительности через разные источники информации.
3. через специально организованную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения знаний и умений.
Для того чтобы дошкольники увидели реализацию конкретных правил безопасности в жизненных ситуациях, к чему может привести нарушение мер предосторожности, предлагаем использовать следующие методы работы.
Наиболее адекватными поставленной задаче, как с точки зрения дидактики, так и с учетом психологических способностей дошкольников являются дидактические игры.
Дидактическая игра – явление многоплановое и сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная деятельность дошкольников, и средство всестороннего развития личности.
Дидактические игры дают возможность:
• познакомить детей с источниками опасности,
• сформировать представление о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения,
• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.
Для того,чтобы достичь положительного результата,необходимо выполнять определенные требования к дидактическим играм:
— реалистичны (изображенные предметы имеют четкие формы, естественный цвет, максимально приближенные к реальным объектам);
— должны быть занимательными (содержать игровые элементы, задания, красочными, динамичными;
— отвечать конкретным образовательным задачам;
— соответствовать возрастным возможностям детей;
— предназначены как для коллективного, так и для индивидуального использования.
Как показывает статистика, большинство несчастных случаев происходит дома. Наш дом, до отказа заполненный различной бытовой техникой и химией, часто представляет мину замедленного действия.Ребенок получает в результате несчастных случаев в квартире различные повреждения: ушибы, ссадины, царапины, растяжения, вывихи, ожоги.
Предлагаем поиграть в игру «Найди знак».
Попрошу выйти 6 человек. Перед вами лежат карточки с изображением дорожных знаков. Я сейчас буду загадывать загадки, а вы должны найти среди них отгадки.
Наша бабушка в тревоге
Нужен доктор ей в дороге.
Не смотрите грустным взглядом:
Тут и вилка,тут и ложка:
Накормили и собаку…
Говорим «спасибо» знаку.
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
Знак «Дикие животные»
Бродят здесь посредь дороги
Лоси, волки, носороги.
Ты, водитель, не спеши,
Пусть сперва пройдут ежи!
Не дудите музыканты,
Если даже вы таланты.
Тут сигналить не годится
Рядом школа и больница.
(Подача звукового сигнала запрещена)
Всех, у кого велосипед,
Хочу предостеречь от бед:
Кататься, юные друзья,
На нем по улице нельзя.
(Движение на велосипеде запрещено)
Дидактические игры можно использовать в развлечениях, в непосредственной образовательной деятельности, в сюжетно-ролевых играх и режимных моментах. У детей, активно развивается, тренируется внимание, бережное отношение к своей жизни и здоровью. Применение игровых атрибутов, наглядных средств (сюжетных и предметных картинок, поощрительных призов вызывает желание дошкольников играть.
Метод сравнения.
-Сегодня мы с вами поговорим о нём… На него можно смотреть без конца. Он бывает красивый, а бывает и страшный. Он бывает полезный, а бывает опасный. Бывает он другом и бывает врагом. Как вы думаете что это?
В. : Огонь постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от нас! Теперь помогите мне разобраться, где же на этих картинках огонь друг, а где огонь – враг. Красными линиями нужно соединить огонь – друг, а синими огонь – враг.
Этот метод даёт возможность имитировать действия с потенциально опасными предметами, моделировать угрожающие опасные ситуации и проигрывать стратегию поведения, формировать опыт безопасности у детей в природе, на дороге, в быту.
Ход использования метода СИМ в работе с дошкольникамиможет разворачиваться в следующем порядке:
• Ознакомление с макетом; экскурсия по игровому уголку.
• Инсценирование педагогом ситуаций на макете с помощью кукольных персонажей (после чтения художественной литературы или рассказа из личного опыта).
• Совместное моделирование ситуаций на макете или в игровом уголке.
• Самостоятельные игры детей.
Разыгрывание ролевой ситуации
И предлагаю вам сейчас поиграть. (Надеваю на голову каждому участнику маску с изображением).
Участники встают в ряд к зрителям
Даю установку: Каждый участник по очереди задаёт вопрос про себя. Зрители отвечают ему ответом «Да-Нет».
Пока участник не догадается, что за маска на нём.
Участники узнали свои роли.
А теперь вы мне скажете, ваши действия в соответствии с ролью,например:
— пожарный рукав (изображает действия подачи воды)
— огонь (полыхает, горит)
— пожарный (спасает, тушит и т. д.)
И сейчас мы с вами разыграем по ролям ситуацию «Один дома».
«Как-то дома Ванечка самолётик мастерил. Мастерил, мастерил, засиделся допоздна. Тут по неведомой причине в целом доме свет погас. Не беда сказал Ванюша и за спичками пошел, и при свечке можно самолетик мастерить. Зажигал он, зажигал, Ваня свечку в темноте. Вместо свечки, почему-то загорелись занавески. Дым заполнил всю квартиру, распоясался Огонь. Убежал он быстро с кухни и забрался под кровать. Тут увидел под кроватью Телефонный аппарат.Вспомнил вдруг знакомый номер: 01 и 112. Быстро цифры он набрал. Тут приехала машина, вышел дяденька большой. Он Пожарный назывался. Размотал Рукав он быстро и огонь он потушил. Отыскал он под кроватью испугавшегося Ваню.Вытер Ване нос и слезы и сказал он вот такие задушевные слова:
«Дети, Машеньки и Вани, дорогие вы мои! Это надо бы запомнить, ну а лучше записать! Спички детям не игра. И пожалуйста, не прячьтесь при пожаре под кровать. А, пожалуйста, звоните 01 и 112!».
Моделирование ситуаций дает ребенку практически применять полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни. Выработав поведение в сымитированных игровых условиях, близко воспроизводящих контакт с потенциально опасными ситуациями, дошкольники будут намного увереннее чувствовать себя в реальных условиях.
Экспериментирование и опыты.
Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.
Формированию у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения помогает гармоничное соединение традиционных форм работы с информационно-коммуникационной технологией.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах безопасности мы демонстрируем детям обучающие мультфильмы. В простой и доступной форме с помощью сказочных персонажей легко и быстро мультфильмы научат ребенка основам безопасности жизни, и поможет избежать многих опасных ситуаций! Развлекаясь с героями, ребенок будет одновременно получать полезные знания, необходимые в его еще начинающейся жизни. Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности.
Обучающие мультфильмы для детей дошкольного возраста по теме «Формирование основ безопасного поведения».
научно-познавательный мультсериал «Фиксики»
Цикл познавательных мультфильмов «Азбука безопасности со Смешариками» «Азбука безопасности, этикет и хорошие манеры» учебные мультфильмы
Учебные мультфильмы:- «Пешеходный переход», «Что такое светофор»
«Правила дорожного движения для детей»
Мультфильмы «Азбука безопасности» cтудии «Лукоморье Пикчерз»
При организации совместной деятельности взрослого и детей применяем информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний,развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
Также дети очень любят разгадывать кроссворды, которые способствуют развитию познавательной активности, памяти детей, обогащают словарный запас.
В настоящее время разрабатывается огромное количество развивающих программ и игр для детей дошкольного возраста. Вместе с родителями мы осуществляем поиск и отбор игр, в которые дети могут играть на домашних компьютерах под присмотром взрослых. Компьютерные игры помогают разрешать проблемные ситуации на дороге, учат детей преодолевать трудности. Ребенок входит в сюжет игр, усваивает их правила, стремится к достижению результатов. Кроме того, практически во всех играх есть свои герои, которым нужно помочь выполнить задание, тем самым развивая интеллектуальные способности ребенка, но и воспитываются волевые качества, такие, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, целеустремленность, а также приобщает ребенка к сопереживанию, помощи героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
В результате педагогического воздействия по данному направлению у ребёнка формируется устойчивая модель поведения
Дошкольник
Умеет предвидеть опасность
Умеет предпринимать меры во избежание опасности
Умеет обращаться за помощью к другим
Умеет действовать так, чтобы обеспечить свою безопасность, защитить себя в опасных ситуациях
Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека.Только совместными усилиями взрослых: педагогов и родителей можно научить дошколят основами безопасного поведения.
И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.
Необходимо помнить, что жизнь, здоровье и безопасность дошкольника полностью зависят от окружающих его взрослых.
Век XXI – век открытий,
Век инноваций, новизны,
И от воспитателя зависит,
Какими дети быть должны.
Желаю вам, чтоб дети ваши
Светились от улыбок и любви,
Здоровья вам и творческих успехов
В век инноваций и новизны!
Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу