средневековый крестьянин на руси

Быт крестьян

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Жизнь и быт крестьян на Руси зависели от местности, в которой они проживали. Дом был значительно утеплен в северных районах, в то время как на юге обходились мазанками. Расположение на приграничных или вновь осваиваемых территориях сопровождалось вражескими набегами. Кроме того, у каждой губернии встречаются свои традиции, которые позволяют отличать жителей разных регионов.

Но в целом образ жизни крестьян в России в 16-19 веке был очень похож. (Подробнее о категориях крестьян)

Дом

Центром крестьянского дома была каменная печь. Вокруг нее ставили стены из бревен (сосна или ель). Пол земляной. На него для тепла клали половики.

В конце 16 века у избы появились сени. Входя с улицы, крестьянин попадал в небольшую «холодную» комнату, тут хранили продукты и прочее. И только потом в само жилище. В сенях не было окон. Это усовершенствование помогало сохранить в доме тепло.

В избе окна были обтянуты бычьим или рыбьим пузырем. Стекло было большой редкостью. Окна служили еще и дымоходом, располагаясь повыше.

Печь топили по-черному, дым уходил в отверстие в потолке и окна. Во-первых, так лучше прогревался дом. Во-вторых, стены покрывались черным налетом сажи и копоти, который забивал щели в стенах: насекомые летом не ползут, а зимой ветер не продувает. Щели в стенах дополнительно забивались мхом или соломой. Считалось, что изба так сохранится на более долгий срок, ведь покрытые сажей стены не гнили. К тому же печь требовала меньше дров при таком способе растопки.

Позволить себе топить по-белому могли только зажиточные крестьяне. Бедняки смогли это лишь к концу 18 века.

В печи готовили еду и мылись, бани были не у всех. Русская печь, которую топили круглый год, использовалась. как спальное место.

Освещалась изба лучиной, которую втыкали возле печки в специальную подставку. Под лучину ставили плошку с водой или землей, чтобы не случилось пожара от случайно упавшего уголька. В основном с темнотой все ложились спать.

Внутреннее убранство дома

Убранство дома скудное. Наискосок от печи – красный угол, где располагалась икона. Заходя в дом, взгляд падал именно на иконы. Вошедшие крестились, а лишь потом здоровались с хозяевами.

С одной стороны печи располагалась «женская часть», где женщины готовили и занимались рукоделием. Большой стол, за которым проходила трапеза, стоял по центру, количество посадочных мест было рассчитано на всю семью. С другой стороны печки находились инструменты и лавка для мужских работ.

Лавки стояли вдоль стен. На них спали, укрываясь домоткаными полотнами, шкурами. В крышу вбивали кольцо, на которое обычно вещали люльку с ребенком. Занимаясь рукоделием, женщина качала люльку.

Обязательный атрибут крестьянского дома – сундуки со скарбом. Они могли быть деревянными, обитыми кожей или металлическими пластинами. Для каждой девочки собирался свой отдельный сундук с приданным.

Посуда в доме была двух видов: глиняная, в которой готовили, и деревянная, из которой ели. Металлическая посуда была большой редкостью и стоила немалых денег.

Двор

Во дворе располагались хозяйственные постройки: сарай, загон для домашнего скота (хлев). В 16-17 веке в северных районах приобрело популярность строительство двух ярусного сарая: снизу находились животные, а на втором ярусе хранилось сено, рабочий инвентарь.

Зимой часто приходилось брать скотину прямо в дом, чтобы уберечь от морозов.

Обязательная постройка – подпол. Ямка в земле, которую накрывали крышкой. В нее складывали продукты, чтобы не портились в тепле. В холодное время года продукты можно было хранить в сенях в мешочках, или на улице.

Обязательно во дворе был огород, на котором работали женщины и дети. Выращивали овощи: репа, свекла, морковь, капуста, редька, лук. В зависимости от региона могли выращивать ягоды или фрукты.

Картофель, горох, рожь, овес, ячмень, пшеницу, полбу, ярицу, сорицу, просо, чечевицу, лен, коноплю сеяли на поле. Так же засевали однолетние и многолетние травы.

Рыбу, выловленную в реке, запасали в соленом и сушеном виде.

Пища

Все крестьяне соблюдали церковный пост. Чаще всего на их столе были овощи, хлеб и каша. Рыба в разрешенные дни. А мясные блюда ели в основном по праздникам.

Обычные блюда в каждой крестьянской семье: щи из капусты с салом да черный хлеб, квашенная капуста с луком, постная похлебка, редька или свекла с растительным маслом. Пареная репа, ржаной пирог с репой. Мясо да пироги из белой муки (редкость) по праздникам. Каша с маслом.

Из молока производили молочные продукты, которые тоже употребляли в пищу в разрешенные постом дни.

Пили чай на травах, квас, медовуху, вино. Из овса готовили кисель.

Самым ценным продуктом считалась соль, поскольку она позволяла заготавливать мясо и рыбу, не позволяя им испортиться.

Работа крестьян

Основное занятие, быт крестьян – это земледелие. Пашня, косьба, жнитва, в которых принимали участие и мужчины, и дети, и женщины (в пашне не всегда). Если в семье не хватало рабочих рук, то нанимали работников в помощь, платя им деньги или продукты.

Сельскохозяйственный инвентарь зависел от достатка семьи. Вилы, коса, топоры и грабли. Использовали плуг и соху.

Были у крестьян жернова для изготовления муки, гончарный круг.

После окончания сельскохозяйственных работ у мужчин появлялось время на ремесла. Каждый в деревне владел ремеслами, мог выполнять любую работу, детей учили с самого раннего детства. Высоко ценились специальности, которые освоить можно было, работая подмастерьем, например, кузнец. Мебель, посуду, различный рабочий инвентарь крестьяне производили самостоятельно.

Мальчиков в крестьянских семьях с раннего возраста приучали к труду: ходить за скотом, помогать в огороде. В 9 лет мальчика начинали учить верховой езде на лошади, владению сохой, косой, топором. К 13 годам его брали в работать в поле. К 16 годам мальчик уже владел ремеслами, умел плести лапти.

Позднее, когда началось всеобщее начальное образование мальчиков, а иногда и девочек отдавали в школы, которые находились при церквях. Там учили читать, писать и считать, изучался закон Божий.

Женщины занимались домашней работой, ухаживали за скотиной и огородом, помогали мужчинам в поле. Рукоделию уделялось особое внимание — изготавливали всю одежду на всю семью.

Девочек с 7 лет обучали прясть, вышивать, шить рубахи, ткать, готовя к взрослой жизни. Каждая готовила себе приданное, стараясь украсить как можно лучше. Те, кто к определенному возрасту еще не владел мастерством, подвергались насмешкам. Это касалось и мальчиков, не умевших чего-то, например, плести лапти.

В зависимости от климатических условий крестьяне так же занимались пчеловодством, виноделием, выращивали виноградники.

Занимались мужчины охотой и рыбной ловлей.

Одежда

Основной задачей крестьянской одежды было удобство для работы и тепло. Материал для одежды женщины ткали сами.

Крестьяне носили длинные холщовые или льняные рубахи, у которых подмышками пришивались ластовицы, заменяемые элементы, собиравшие пот. На плечах, спине и груди так же были заменяемые элементы – подклада — подоплека. Поверх рубахи надевали пояс.

Верхняя одежда крестьян – кафтан (застегивался на пуговицы или застежки) и зипун (узкое недлинное платье). Зимой носили овчинные тулупы и шапки (валяные или из шкурок лесных зверей)

Женщины ходили в рубахах, сверху надевая сарафан в пол, длинную юбку.

Замужние женщины обязательно покрывали голову платком, а девушки носили повязку в виде широкой ленты.

На ноги обували лапти, а в некоторых районах в холода носили обувь из двух сшитых кусочков кожи. Плели обувь из прутьев лозы, привязывая кожаную подошву к ноге ремнем.

Праздники

Крестьяне были очень религиозными, верующими людьми, потому праздники в основном были религиозными. Дома молились перед и после трапезы, любое дело начиналось с молитвы, в надежде, что Бог не оставит в хорошем начинании.

Крестьяне регулярно посещали церковь по воскресеньям. Обязательным было присутствие на исповеди в Святую Четырехдесятницу перед Пасхой. Пасха считалась главным православным праздником. (подробнее о православной Пасхе)

Новый год сначала отмечали в сентябре, а после реформы Петра Первого – 1 января 1700 года стало первым Новым годом по новому календарю.

Рождество Христово и следующие за ними Святки и Масленица сопровождались колядой, гаданиями, массовыми праздничными гуляниями, хороводами, катаниями на санях.

Зимой в разрешенные постом дни играли свадьбы, причем обязательно они сопровождались различными свадебными приметами и традициями. (Подробнее о том, как женились на Руси)

Вам будут интересны другие статьи по генеалогии:

Источник

Новое в блогах

Крестьянское сословие на Руси.Разбор по категориям и опровержение некоторых мифов

Многим кажется,что на Руси с сословиями всё было просто-были дворяне и были крестьяне,которые делились на крепостных и незначительную часть вольных земледельцев.Но это совсем не так-скорее даже наоборот-основную часть крестьянства составляли независимые,вольные хлебопашцы и лишь в период расцвета крепостничества доля крепостных достигала 40% от общего количества крестьян в Российской империи.Миф о повальной крепостной зависимости крестьян усиленно вбивался в головы через учебники в период СССР-так же как и миф о повальной нищете русских крестьян.Описание о характеристика категорий крестьянства Российской империи это очень большая работа-поэтому я дам краткую характеристику разобрав некоторые распространённые мифы.

Но давайте я разберу этот вопрос подробнее-по пунктам

Ну давайте начнём с первого-более привычного-с крепостных крестьян.Ну для начала-они делились на чёрных крестьян и белых-В исторических источниках чёрные земли противопоставляются белым землям, которые находились во владении феодалов и церкви. Черные земли облагались налогами в пользу князя или казны, то есть царя, в отличие от белых земель, которые налогами не облагались.

Второе-крепостные крестьяне это не рабы-продажа крестьян без земли и телесные наказания в российской империи запрещались Законом.другое дело-что эти Законы нарушались сплошь и рядом-но когда на Руси Законы соблюдались?

И третье-крепостное право не так страшно как его нам изображали-ведь по сути в СССР было то же самое крепостное право-гражданин никуда не мог переехать без ПРОПИСКИ-то есть его КРЕПИЛИ как крестьян в старину к земле.

Прикрепление крестьян к земле началось в XIV в., когда в междукняжеских договорах появилось обязательство не переманивать друг у друга черно-тяглых крестьян. С середины XV в. устанавливался единый для всех Феодалов срок отпуска и приема крестьян, и было оговорено обязательство уплачивать за уходящего крестьянина определенную денежную сумму— пожилое.

Первым юридическим актом по закрепощению крестьян была ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило Юрьева дня (определенный и ограниченный срок перехода с уплатой пожилого). Это положение подтвердил Судебник 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. С конца XVI в. появляются указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5–15 лет).

Б. Д. Греков привел ряд доказательств в пользу пред­положения, что около 1580 года было издано «Уложе­ние», не дошедшее до нас, которое вводило «заповедные лета», т.е. годы, «когда выход и вывоз запрещались впредь до государева указу». Таким образом приостанавливалось действие постановления о крестьянском выходе, о так называемом «Юрьевом дне». Первым заповедным годом был объявлен 1581 г. Это Уложение касалось не всех крестьян, так как и после его издания существовала зна­чительная прослойка крестьян, сохранивших свободу пе­рехода. По-видимому, впоследствии никакого «государе­ва указа» о возобновлении выхода крестьян на Юрьев день не было издано.

После издания указа «о заповедных летах» была про­изведена перепись, закончившаяся в 1592 г. B писцовые книги 1581-1592 гг. были внесены имена крестьян, жив­ших в момент переписи на описываемых землях. Занесе­ние в писцовые книги того или иного крестьянина сдела­лось доказательством того, что он был «старожильцем* и как таковой терял право перехода. Таким образом, пис­цовые книги являлись в дальнейшем как бы документом крестьянского закрепощения.

Крепостные крестьяне на Руси делились на

1.Посессионные крестьяне — категория крепостных крестьян в Российской империи конца 17 — первой

половине 19 века закреплённых за посессионными мануфактурами

Посессионное право (лат. possessio — владение) — один из видов имущественного права в Российской империи XVIII—XIX столетий. Заключалось в передаче промышленникам и предпринимателям недворянского происхождения крестьян и земли в целях развития фабричного производства. Указом Петра I 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать деревни к мануфактурам

В состав посессионных крестьян входили купленные к «фабрикам» крестьяне, «вечноотданные» по указу 7 января 1736 г казённые мастеровые, переданные владельцам посессионных мануфактур.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Дворцовые крестьяне — феодально-зависимые крестьяне в России, принадлежавшие лично царю и членам царской фамилии. Земли, населённые дворцовыми крестьянами, назывались дворцовыми. Дворцовое землевладение складывается в период феодальной раздробленности (12—15 вв.). Основной обязанностью дворцовых крестьян было снабжение великокняжеского (позже — царского) двора продовольствием.

В период образования и укрепления Русского централизованного государства (конец 15—16 вв.) численность дворцовых крестьян увеличивается. По писцовым книгам 16 в. дворцовые земли находились не менее чем в 32 уездах Европейской части страны. В 16 в. в связи с развитием поместной системы дворцовые крестьяне стали широко использоваться для вознаграждения служилого дворянства.

Церковные крестьяне это крепостные крестьяне делившиеся на Монастырских крестьян и собственно церковных-принадлежащих церквям и соборам

Вторую категорию монастырских крестьян составляли так называемые нововходцы, или новопорядчики. Во-первых, это были крестьяне, которые обращались к монастырским властям с просьбой о разрешении поселиться на монастырской земле, во вторых — крестьяне, приглашенные самими монастырями на свои земли или переселенные ими из одного имения в другое. Тягловое бремя, которым обложена была черная земля, часто заставляло крестьян уходить из своих деревень и переселяться на белые монастырские земли, где они могли получить денежную помощь на хозяйственное обзаведение и освобождение от податей. Нововходцы почти всегда на некоторое время — от 3 до 5, реже до 10 лет — освобождались от оброка или оброк этот значительно сокращался, кроме того, они получали от монастыря денежную «подмогу» на обзаведение.

Бобылем назывался крестьянин или посадский человек, не включенный в обязанность нести тягло и платящий лишь более легкий бобыльский оброк. Стало быть, в основе своей это бедные люди, которые, однако, имели основание дорожить своим льготным по отношению к тяглу положением даже и тогда, когда они успевали достигать материального достатка.B глазах землевладель­цев бобыли представляли даже некоторые преимущества: бобылю обычно отводилась не положенная в государствен­ное тягло земля, т. e. земля еще не окультуренная, за бо­быля не приходилось землевладельцу быть ответственным перед государством в той мере, как он отвечал за тягло крестьянина; в то же время бобыль распахивал землю и да­вал своему хозяину доход. Очень характерно, что бобыли, как ‘правило, дают своему хозяину оброк деньгами. Иногда они работают и на барщине.

Появление бобылей относится тоже приблизительно ко второй половине XV века. Вызывалось оно теми же причи­нами, которые способствовали и появлению новопорядчи- ков и увеличению кадров серебреников — кабальных людей. Документ, оформляющий правовое положение бобыля, бобыльская порядная, отличается от крестьянской поряд­ной прежде всего тем, что бобыль не связывает себя с тяглой пашней и обязуется платить бобыльский оброк («Ce яз, Митька Андреев сын Бакакин, вольной человек, порядился есьми Софейского домд казначею. Жити мне, Дмитрею, у Софеи Премудрости Божии, в бобылех на Сермаксе и землю бобылъскую, пахать, где приищу, где мне любо. A платить мне, Дмитрею> в Софейскую казну бобыльского оброку на год по 10 алт. »).

Кроме бобылей на пашне источники часто упоминают бобылей-ремесленников и половников.

Половник по своей социальной природе очень близок серебреникам и новопорядчикам, т.е. людям, находившимся в зависимости срочной и устанавли­ваемой ‘ при участии денег, выдаваемых хозяином вперед. «А отказати серебреника и половника о Юрьеве дни, да и серебро заплатит» читаем в той же грамоте.

ГОРНОЗАВОДСКИЕ КРЕСТЬЯНЕ-горнозаводские крестьяне распадались на 3 группы, которые при крестьянской реформе недостаточно были разграничены:

Вот примерное описание Крепостных крестьян Российской империи.Вторая часть это Не прикреплённые к земле крестьяне-имевшие право свободного выхода из общины..

Но это отдельная статья-продолжу во второй части

Источник

Как жил средневековый русский крестьянин.

Материал и форма русского крестьянского жилища в XVIII в., как и в более раннее время, были довольно жестко детерминированы природно-географическими условиями России. Строительного камня в стране было очень мало. А в условиях суровой и долгой зимы каменное строение потребовало бы столь большое количество дров, что его заготовить крестьянину, пользуясь одним лишь топором, было просто не под силу. Единственной альтернативой камню было дерево.

Экономия дров была важным фактором, влияющим и на конструкцию жилища из дерева — этого более доступного и хорошо удерживающего тепло материала. Исстари повелось строить крестьянские дома из боровой сосны или ели (так называемого “красного” дерева), так называемый “пресный” лес, росший в низинах, считался менее пригодным.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Иногда крестьянский дом имел не только собственно “жилую избу”, но и холодную горницу, отделяемую от теплой избы сенями. Если горница это сооружение из бревен, то есть рубленое помещение с окнами, то “сенник” — сооружение, видимо, более легкое, “дощатое”.

В центральных районах России печь стояла в правом углу от входа. Строили печь на отдельном фундаменте, чтобы печь не покосила избу. Печь сооружалась либо из кирпича, либо из особо прочной глины.

В XVIII в. в русской крестьянской избе появился потолок. Раньше его не было, и пространство внутреннего помещения избы уходило под самую крышу. Чтобы в избе было тепло, в такой ситуации крышу делали особо прочной и не пропускающей холод. Часто крыша имела в основе берестяное покрытие (для этого широкие полосы бересты долго варили в воде, пока они не становились эластичными и прочными). Сверху, на крыше, сооружали плотное соломенное (из ржаной соломы) покрытие.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

С распространением потолка в XVIII в. (а может быть, наряду с этим) в практику постепенно входит топка “по-белому”, то есть стали все шире распространяться печи с дымовыми трубами, выходящими на крышу. Этот процесс во второй половине века нарастает несмотря на то, что топка по-белому требовала гораздо больше дров.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

В русской крестьянской избе в страшной тесноте жили, как правило, 8 — 10 человек. В связи с этим самая острая проблема в избе — место для сна. Разумеется, в условиях крайней тесноты о кроватях не было и речи (исключения, конечно, были). Спали на лавках и прилавках. Наблюдатель по Тверской губернии отмечает: “Зимою все генерально страждут кашлем и простудою: неминуемым следствием их образа жизни в черных избах, в коих по утрам бывает очень холодно, а по вечерам и во всю ночь чрезвычайно жарко”

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

В Топографическом описании Краснохолмского у. Тверской губ. читаем, что крестьяне “спят по лавкам и на полу. Старики на печи, старухи — на полатях. Одеваются шубами, кафтанами и дерюгами, вытканными из хлопяного холста; употребляют иногда подушки, набитые хлопками, и постельники — мелкою яровою соломою”.

Стесненные условия жизн и диктовали необходимость поддерживать чистоту в доме. Опрятная крестьянская хозяйка “не токмо стол и лавки очищала, но и пол выскребала до суха и, выкинув сор, курила в избе, зажегши веточку можжевельника, или клала с орех величины смолы на жар”. Кроме курения можжевельником, весною и осенью печи поливали на горячий камень “то уксусом, то квасом. чтоб шел пар без пригары и чтоб был здоровой воздух”. Летом пол усыпали не только соломой, но и березовыми листками, свежею травою (например, донником), полевыми цветами, “а зимою сухим песком и нарубленным ельником”.

Для всей семьи обязательна была еженедельная баня. “Ужасно (особливо для чужестранцев) видеть, — пишет И. Георги, — когда россияне, распарясь в бане до красного цвету, выбегают и бросаются в холодную воду, в реку, озеро, купаться или ложаться на снег, которой под ними во мгновение растаевает”.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Разумеется, русские люди, веками жившие в России, настолько привыкли к конструкции своих домов, к устройству двора, что перестали замечать относительность их удобств и комфорта. По существу же даже беглое знакомство с материалами XVIII столетия свидетельствует о том, что великорусский крестьянин всегда жил в крайне стесненных условиях без малейших признаков комфорта. Строительный материал для жилища — это всегда дерево, ибо на кирпичный дом не было средств даже у богатых крестьян. Каменные дома в деревне появились в XIX — начале XX в., и строились они на доходы от промысловой деятельности и в крайне ограниченном количестве. Длина срубных бревен предопределяла крайнюю тесноту в “теплом жиле”. А отсюда главное неудобство жизни — отсутствие условий для комфортного ночного отдыха. Не менее важный момент — температурный режим избы. Извечная занятость русского мужика ограничивала возможность заготовки дров. Ручные пилы стали изредка проникать в быт лишь где-то во второй половине века, и заготовка длинных поленьев секирным топором была делом хлопотным. Дрова экономили, и лучшим средством для этого была топка печи по-черному. Как мы видели, малейшие сдвиги в доходах крестьянина (а они в России той эпохи были связаны только с промыслами) тотчас вели к благоустройству его “деревянного жила”: появлялись “белые” избы, а в них — потолки, у богатых крестьян заводились кровати, подушки, одеяла и т. д.

В целом же анализ жилищных и хозяйственных условий крестьянского быта свидетельствует о сравнительно низком уровне благосостояния основной массы крестьян.

Кроме того, безраздельное господство эфемерных деревянных построек и топка по-черному (не говоря уже об овинах без печей) вели к частым пожарам, к потере всего нажитого годами. Если, скажем, в некоторых регионах Англии основная масса сельских зданий сохранилась с XVI — XVII вв., то в России такого явления не могло быть в принципе. Столь своеобразная черта уклада деревенской жизни отражалась фундаментальным образом на менталитете русского человека.

Из книги Милова Л.В. «Великорусский пахарь».

Теперь просто буду скидывать ссылку любителям срубов в 200м2. Очень уж они любят рассказывать про экологичность и как в избах веками жили)

Вот так посмотришь как люди жили и уже не кажется, что матрас недостаточно ортопедический, мультиварка не такая функциональная, а в ванной не хватает ещё массажных струй.

Вот мне, кстати, всегда было интересно, а как люди сексом раньше занимались? У всех кругом волоса, воняет потом, нечищенными зубами, никаких тебе прелюдий, ласк, предохранения, и всё на глазах у других обитателей избы. Я понимаю, что чувство брезгливости тогда было не такое как сейчас, но всё же?

Русская изба, как правило, состояла из одного “покоя”, или помещения.

Сейчас это называют «квартира-студия». Но вообще в прошлом году в таком домике был, только он из самана сделан, печь посередине, а «комнаты» шторами разделены.

не может быть! Русские православные крестьяне жили в просторных хоромах, топили печь углём, одевались в белое и слушали радио «Радонеж», которым вещал Святой Дух с ближайшей колокольни. А потом пришли жидомасоны и подбили их свергнуть царя.

Всем тем кто тоскует по хрусту французской булки посвящается.

«Белый» налог на трубы забыли.

В Архангельской области у нас в деревне леса хватало. Строили дома пятистенки. Жили с комфортом для того времени. В детстве каждое лето жил в таком доме-пятистенке. Церкви строили тоже из дерева, позднее из красного кирпича. Кому интересны подробности жизни наших крестьян на русском севере, можно посетить музей » Малые Корелы». Там кстати стоит изба человека из нашего рода.

Россия, которую мы потеряли.

А теперь раскажи это на ютубе людям со степенями, которые рассказывают мне и всем про великорусь, или про тартарию, или про прочие неизвестные географические образования, но рассказывают уверенно и даже про авиаотряды на земле Новгородской 1000х лет назад. Люблю в наушниках под их рассказы гулять с собакеным.

Тяжело предкам жилось

Пост хороший, что то подобное читал в книге «Великорусский пахарь», да и соглашусь с замечаниями, что конец 18 века это уже не средневековье (оно где то в 15, ну у нас может 16 веке закончилось). Для интересующихся данной темой ещё посоветую книги гражданки Прудниковой, она правда пишет о середине-конце 19 века, но учитывая инертность крестьянского общества вполне сопоставимо и можно почерпнуть много интересного и о мега зажиточности села и о хрустящих французских булках, которые так хотят вернуть некоторые наши современники!

Я ВИДЕЛ ТАКИЕ ДОМА В НАШЕ ВРЕМЯ

Забыли ещё клеть добавить, аккурат после сеней идет перед сенником. Много бы отдал чтоб ещё разок поспать в клети под пологом. Незабываемое впечатление.

интересно то, что и «барские усадьбы» чаще всего не сильно отличались от крестьянских изб.

что за сокращения имен в тексте.

— Добрый день, меня зовут И. Иванович Иванов.

Что значит, жил? До сих пор живем. Дом надежный, площадь огромна. На повети ветра нет, детки на качельке качаются

После этих «до трех саженей длиною. столько-то высотою» вопрос в голове вертится, Вы что, из прошлого?

Опа. на первой фото мой дом в деревне.

…и хруст французской булки

В целом же анализ жилищных и хозяйственных условий крестьянского быта свидетельствует о сравнительно низком уровне благосостояния основной массы крестьян.

Ничего по сути с тех пор не изменилось.

Я понимаю, что Россия — страна отсталая, но даже здесь в XVIII веке средневековья уже не было.

практически любой житель сверхдержавной захолустной деревни так живет

только без скотины

По чёрному топили не из-за особенностей климата же, а из-за нюансов налогообложения, в котором учитывались трубы и печи

кажется самым лучшим деревом для строительства дома считается до сих пор лиственница

На одну подобную книжку, найдётся ещё тонная других. И каждый будет лямку под себя тянуть.

На деле всё что в «статейке» приведено, имеет, частный и местный характер, не массовый..

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Средневековая свиданка

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Уот Тайлер

Уот Тайлер родился около 1340 года. В одном документе говорилось, что его молодость прошла в Колчестере, и со временем он стал последователем Джона Болла. Есть некоторые свидетельства того, что он принимал участие в Столетней войне, служа под началом Ричарда Лиона, одного из офицеров Эдварда III. К 1370-м годам Тайлер закончив свои военные приключения, поселился в Мейдстоне.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Поступления от налога 1379 года были быстро потрачены на войну, чему посодействовала и коррупция. В 1380 году Симон Садбери, архиепископ Кентерберийский, предложил собрать ещё один новый налог в размере одного шиллинга с человека в возрасте старше пятнадцати лет. Шиллинг был значительной суммой для работающего человека, почти недельной заработной платой. Глава семьи должен был платить за каждого члена семьи старше 15 лет, включая пожилых, не работающих и других иждивенцев один шиллинг. Максимальная выплата составляла двадцать шиллингов для тех, чьи семьи и домохозяйства насчитывали более двадцати человек, таким образом получалось, что богатые платили меньше, чем бедные. Крестьяне посчитали это несправедливым. Они также не были уверены, что этот новый налог принесёт им пользу. Английское правительство, не могло защитить своих людей, живущих на южном побережье, от французских нападений. У большинства крестьян в это время доход был меньше шиллинга в неделю. Новый налог стал проблемой для больших семей. Для многих единственным способом, которым они могли его заплатить, была продажа собственного имущества. Джон Уиклиф выступил с проповедью, в которой утверждал, что лорды обижают бедных людей необоснованными налогам.

Недовольство в народе росло, начались беспорядки. По словам историка Джона Стоу, четырнадцатилетняя дочь Тайлера, Алиса, подверглась сексуальному насилию со стороны сборщика налогов на глазах у матери, когда он проверял, достаточно ли она взрослая. Услышав эту новость, Уот Тайлер поспешил домой, напал на сборщика и ударив его по голове, пробил негодяю череп, от чего тот скончался на месте. Тайлер знал, что власти жестоко накажут его за содеянное, поэтому он примкнул к массовым беспорядкам, проходившим по всему Эссексу и Кенту. Тайлер присоединился к повстанцам в Рочестере. Вскоре Уот Тайлер стал лидером восставших. «Его способность быть лидером, организатором и представителем отчетливо проявилась во время восстания, его положение среди повстанцев было подтверждено немедленным принятием Тайлера вождём не только в Кенте и Эссексе, но и в Суффолке, Кембриджшире, Норфолке и других областях Англии» писал Чарльз Оман, автор книги «Великое восстание 1381 года» (1906), он утверждал, что главная причина, по которой Уот Тайлер стал лидером восстания, заключалась в том, что он был человеком с военным опытом и знал, как руководить толпой.

Первое решение Тайлера в качестве лидера восставших состояло в освобождении Джона Болла из тюрьмы Мейдстона, что и было успешно реализовано. Историк Дэн Джонс пишет, что «Тайлер и Болл были опасной перспективой для правительства Англии: умелый воитель и пророк, союз военного ремесла с популярной демагогией». 5 июня восстание вспыхнуло и в Дартфорде, через два дня был взят Рочестерский замок, а 10 июня повстанцы уже достигли Кентербери. Там они захватили дворец архиепископа, уничтожили юридические документы и освободили заключенных из городской тюрьмы.

Ричард II отдал приказ, навести порядок, изгнав крестьян из Лондона. Однако некоторые лондонцы, которые сочувствовали восставшим, сделали так, что городские ворота оставались открытыми. От 40 000 до 50 000 граждан, около половины жителей города, были готовы приветствовать войско Тайлера. Когда мятежники вошли в город, король и его советники удалились в Лондонский Тауэр. Многие бедняки, живущие в Лондоне, решили присоединиться к восстанию. Вместе они начали уничтожать имущество высокопоставленных чиновников короля, освобождать заключённых из тюрем.

Тем временем часть английской армии направлялась в Португалию, тогда как её остальные подразделения под началом Джона Гонта находилась в Шотландии. Томас Уолсингем писал, что короля защищали шестьсот опытных мечников и шестьсот лучников, так же он указывает на то, что они не хотели воевать, и предполагает, что они могли быть на стороне крестьян. Джон Болл послал сообщение Ричарду II, в котором говорилось, что восстание не противоречит его власти, поскольку восставшие хотели только избавить его и его королевство от предателей. Болл также попросил короля встретиться с ним в Блэкхите. Архиепископ Симон Садбери и Роберт Хейлз, казначей (оба являлись объектами народной ненависти) предостерегали от встречи с Джоном, в то время, как Уильям, барон Монтегю настаивал на том, чтобы король вступил в переговоры, тем самым тянуть время до подхода верных войск. Ричард II согласился встретиться с повстанцами за городскими стенами в Майл Энд 14 июня 1381 года. Когда король прибыл на встречу с восставшими в 8.00, он спросил, что они хотят. Уот Тайлер объяснил требования повстанцев: прекращение всех феодальных услуг, свободу покупать и продавать все товары и бесплатное помилование за все преступления, совершенные во время восстания. Тайлер также попросил ограничить арендную плату и положить конец феодальным штрафам и чтобы «никого не заставляли работать, кроме как по найму на основании регулярно пересматриваемого контракта». Король немедленно удовлетворил эти требования. Уот Тайлер также утверждал, что офицеры короля, отвечающие за налог на участие в выборах, были виновны в коррупции и должны быть казнены. Король ответил, что все люди, признанные виновными в коррупции, будут наказаны по закону.

Ричард II пошёл на уступки, и 30 чиновников получили указание выписать хартии, дающие крестьянам свободу. Получив свои грамоты, подавляющее большинство крестьян отправились домой. Конечно же король и его чиновники не собирались выполнять обещания, сделанные на этой встрече, они делали это просто для разгона мятежников. Однако Уот Тайлер и Джон Болл не были убеждены словом, данным королем, и вместе с 30000 крестьянами остались в Лондоне. Пока король находился в Майл Энде, обсуждая соглашение, другая группа крестьян прошла к Лондонскому Тауэру. Солдаты защищавшие Башню, решили не сражаться с повстанческой армией. Симон Садбери (архиепископ Кентерберийский), Роберт Хейлз (королевский казначей) и налоговый комиссар были схвачены и казнены.

Повстанцы хотели отомстить всем, кто вовлечен в сбор налогов или администрирование правовой системы, в результате несколько адвокатов и судебных служащих были убиты. Мятежники также напали на иностранных рабочих, живущих в Лондоне. Утверждалось, что около 150 или 160 несчастных иностранцев были убиты в разных местах, тридцать пять фламандцев были вытащены из церкви Св. Мартина в Винтри и обезглавлены в том же квартале. Бесчинства заставили короля действовать решительней. Было решено, что 15 июня 1381 года между Ричардом II и лидерами крестьян в Смитфилде должна состояться еще одна встреча. Уильям Уолуэрт поехал к мятежникам и вызвал Уота Тайлера на встречу с королем, тот сел на пони и в сопровождении только одного телохранителя со знаменем повстанцев направился на переговоры.

средневековый крестьянин на руси. Смотреть фото средневековый крестьянин на руси. Смотреть картинку средневековый крестьянин на руси. Картинка про средневековый крестьянин на руси. Фото средневековый крестьянин на руси

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *