среди подходов к изучению истории отсутствует
Современные подходы к изучению истории
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ
Современная ситуация в исторической науке характеризуется переходными тенденциями. Отказ от старых догматических схем, введение новых документальных материалов в исторический оборот, применение новых (в том числе, математических) методов еще не позволили совершить решительный исследовательский прорыв. Но уже сейчас понятно, что произошедшие изменения и поиски современных парадигм исследования требуют синтетического соотнесения ранее отщепленных друг от друга подходов, превращения истории в подлинно гуманитарную науку, где живут и действуют живые люди с их нравами и характерами, а не какие-то безликие классы, социальные группы, элиты и страты.
Формационный подход
Цивилизационный подход к изучению истории
Социологический подход
Сущность социологического подхода к исследованию культуры заключается, во-первых, в раскрытии социальных связей и закономерностей функционирования и развития культуры и, во-вторых, в выявлении ее социальных функций.
Культура в социологии рассматривается, прежде всего, как понятие коллективное. Это – общие для данного коллектива идеи, ценности и правила поведения. Именно с их помощью формируется коллективная солидарность – основа социетальности.
По концептуальной схеме систем социального действия Т. Парсонса, социетальный уровень культуры можно рассматривать как состоящий из следующих компонентов: системы производства и воспроизводства культурных образцов; системы социокультурной презентации (механизмов обмена лояльностями между членами коллектива); системы социокультурной регуляции (механизмов поддержания нормативного порядка и снятия напряжения между членами коллектива).
В социологии, как и в социальной или культурной антропологии, существуют и конкурируют друг с другом три взаимосвязанных аспекта изучения культуры – предметный, функциональный и институциональный.
Предметный подход делает акцент соответственно на изучении содержания культуры (системы ценностей, норм и значений или смыслов), функциональный – на выявлении способов удовлетворения человеческих потребностей или способов развития сущностных сил человека в процессе его сознательной деятельности, собственно институциональный – на исследовании «типических единиц» или устойчивых форм организации совместной деятельности людей.
В рамках предметного понимания при социологическом анализе культуру принято рассматривать как систему ценностей, норм и значений, господствующих в данном обществе или группе.
Одним из первых разработчиков предметного подхода в социологии можно считать П.А. Сорокина. Рассматривая структуру социокультурного взаимодействия, он выделяет культуру – «совокупность значений, ценностей и норм, которыми владеют взаимодействующие лица, и совокупность носителей, которые объективируют, социализируют и раскрывают эти значения».
Функциональный и институциональный анализ в социологии разрабатываются взаимосвязанно. На эту особенность антрополого-социологического познания культуры впервые обратил внимание Б. Малиновский.
Второй, институциональный подход берет за основу понятие организации. Институт предполагает в свою очередь «соглашение по поводу некоторого множества традиционных ценностей, ради которых человеческие существа соединяются вместе».
Использование специфики обоих подходов (функционального и институционального) в исследовании культуры особенно ярко видно в определениях, предложенных Б. Малиновским.
Культура у него определяется в одном случае как «интегральное целое, состоящее из приспособлений и предметов потребления, из конституциональных установлений для различных социальных групп, из человеческих идей и ремесел, верований и обычаев».
В другом же случае она понимается не иначе как «интеграл, составленный из частично автономных, частично скоординированных институтов».
Социология ближе всего подошла к определению и раскрытию наиболее важных социальных функций культуры – консервации, трансляции и социализации.
1. Культура – тип социальной памяти общности – народа или этноса (функция консервации). Она включает в себя места хранения социальной информации (музеи, библиотеки, банки данных и т.д.), унаследованные схемы поведения.
Она есть особый социальный механизм, который позволяет воспроизводить эталоны поведения, проверенные опытом истории и соответствующие потребностям.
2. Культура – форма трансляции социального опыта (функция трансляции).
К такому пониманию склоняются многие западные и отечественные социологи. Они берут за основу понятия «социальное наследование», «научаемое поведение», «социальная адаптация», «комплекс образцов поведения» и др.
Такой подход реализуется, в частности, в структурных и исторических определениях культуры. Примеры: культура есть совокупность приспособлений человека к его жизненным условиям (У. Самнер, А. Келлер); культура охватывает формы привычного поведения, общие для данной группы или общества (К. Янг); культура является программой социального наследования (Н. Дубинин).
1. Фокс М.Д., Холквист П., По М. Журнал “Критика” и новая, наднациональная историография России//НЛО.-2001.-№50 http://magazines.russ.ru/nlo/2001/50/devid.html
2. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в экономической перспективе // Ab Imperio. – 2002. – № 4. – С. 15 – 42.
3. Князева Е.Н. Международный Московский синергетический форум: итоги и перспективы//Вопросы философии.-1996.-№11.-С.148-152; Князева Е.Н. Курдюмов С.П. Антропный принцип в синергетике//Вопросы философии.- 1997.-№3.-С.62-79.
4. Кантор К.М. Дезинтеграционно-интеграционная спираль всемирной истории//Вопросы философии.-1997.-№3.-С.31-47; Пантин В.И. Ритмы общественного развития и переход к постмодерну//Вопросы философии.- 1998.-№7.-С.3-13; Полетаев А.В., Савельева И.М. Циклы Кондратьева и развитие капитализма (опыт междисциплинарного исследования).- М., 1993
5. Тартаковский М.С. Историософия. Мировая история как эксперимент и загадка.-М.: Прометей,1993.
6. Прошлое – крупным планом: современные исследования по микроистории.-СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2003.-268с.
7. Семья, дом и узы родства в истории.- СПб.: Европейский университет в Санкт-Петербурге; Алтейя, 2004.-285с.
8. Томсон П. Голос прошлого. Устная история/ Пер. с англ. М.: Издательство «Весь Мир», 2003.-368с.
Различные подходы к изучению истории.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Смысл и направленность общественного развития. Различные подходы к изучению истории.
В чем слава? В том, чтоб именем своим Столбцы газет, заполнить поплотнее. Что слава? Просто холм, а мы спешим Добраться до вершины поскорее. Мы пишем, поучаем, говорим, Ломаем копья и ломаем шеи, Чтоб после нашей смерти помнил свет Фамилию и плохонький портрет! Египта царь Хеопс, мы знаем с вами, Для памяти и мумии своей Себе воздвиг над многими веками Гигантский, небывалый мавзолей. Он был разграблен жадными руками И не осталось от царя царей Увы, ни горсти праха. Так на что же Мы, грешные, надеяться то можем. Все погибает слепо и фатально: Ахилл зарыт и Троя сожжена И будущего нового герои Забудут Рим, как мы забыли Трою
Все на Земле изменяется, все скоротечно; всего же, что ни цветет, Ни живет на Земле, Человек скоротечней;… Листьям в дубравах древесных подобны сыны человеков: ветер одних по Земле развевает, другие дубравы, вновь расцветая, Рождают, с новой весной взрастают; Так человеки; сии порождаются, те – погибают… Гомер, Илиада XIV в.до н.э.
ЗАДАЧИ УРОКА: Каковы основные значения понятия «история»? В чем главная трудность исторического познания? Чем характеризуется стадиально – линейный подход к истории? Каковы основные черты локально – циклического подхода к общественно – историческому развитию? В чем состоят основные различия между теорией формацией и теорией цивилизационных волн развития общества? Как соотносятся понятия «цивилизация» и «культура»?
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем». В.Г.Белинский
«Златообильные Микены», найденные Генрихом Шлиманом. Бедный приказчик из немецкой лавки, начитавшийся Илиады, поставил себе цель: найти Трою Гомера. И нашел! Нашел и Трою, и Микены – все, о чем писал Гомер
Над Шлиманом смеялся весь научный мир Европы, а он, заработав состояние в России, потратил его на раскопки и нашел все, о чем писал Гомер за 35 веков до него, Ученый явил XIX веку забытую цивилизацию
Что же такое «Цивилизация»? Как родилось это понятие? Какие бывают цивилизации? Формация, введенная в научный оборот Марксом, это –то же самое или эти понятия различны?
Сложились несколько точек зрения на историю: История есть смена общественно- экономических формаций (Маркс) История- совокупность локальных цивилизаций
Противоречие: история представлялась просветителям линейным процессом, единым потоком в русле прогресса, «от хорошего к лучшему». Однако неравномерность развития различных народов не вписывалась в эту картину!
Главная идея Вико: История представляет собой не однолинейный или стадиальный процесс, а состоит из отдельных потоков, историй отдельных народов с их особыми культурами
идея Данилевского о культурно – исторических типах близка идее локальных цивилизаций: любая культура, независимо от того, насколько велик был ее вклад в общую сокровищницу человечества, заслуживает право на самостоятельное существование и представляет ценность прежде всего своим своеобразием, несхожестью с другими. Цивилизационный процесс развивается от простого к сложному, от рабства к свободе. Культурно – исторический тип по Данилевскому.
Формация Прогресс ассоциировался с последовательной сменой ОЭФ (общественно – экономических формаций) Прогресс Первобытно – общинная формация (строй) Рабовладельческая формация Феодальная формация(строй) Капиталистическая формация Коммунистическая формация
Признаки формации Наличие преобладающих форм собственности на средства производства Социальная структура общества, присущая только данной формации и характерные отношения между составляющими ее классами. Уровень развития производительных сил. Способ производства материальных благ конечен, он обязательно исчерпает себя в исторической перспективе. Роль духовной сферы –вторична. Роль личности, по сравнению с ролью народных масс – второстепенна.
«Каждая культура создавала собственную картину души», т.о. надо найти, то, что является стержнем культуры конкретной цивилизации. Нет никаких общих закономерностей. Культура не содействует прогрессу и не является его ступенью.
Например: Античная – апполоновская, ибо в ней выражена гармония, а красота ее прежде всего телесная, материальная. Западноевропейская – фаустовская. В образе доктора Фауста, одержимого жаждой познания, заключена ее квинтессенция.
Стадии мирового цивилизационного развития. Вторая половина XXвека, американские экономисты, социологи, политологи (Дж. Гэлбрейт, У.Ростоу, Д.Белл, Э.Тоффлер) видели движущую силу истории в расширении горизонтов знания, позволявшего совершенствовать орудия труда, что обеспечивало новыми формами производственной деятельности. Прогресс связывался с переходом от присваивающего хозяйства к производящему, от традиционного общества к индустриальному, к обществу высоких технологий.
Переход к каждой ступени не является жестко предопределенным законами истории (как у Маркса). Он – возможность, при наличии соответствующих предпосылок. Предпосылки: историко- культурные, политические особенности, международные условия, традиции отдельных цивилизаций, определявшие положение личности в обществе. Особое внимание процессу модернизации: ускоренный переход от традиционных обществ к индустриальным.
Задание: сравнить два подхода к изучению истории Вопросы для сравнения Формационный подход Цивилизационный подход Соотношение объективных и субъективных факторов общественного развития. Соотношение материальной и духовной сфер жизни общества Направленность исторического развития; Понятие «прогресс» Характеристика современного этапа общественного развития
Цивилизация – это сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями и идеалами, имеющие устойчивые особые черты в социально – политической цивилизации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому обществу.
Цивилизационный подход Человек –единственный творец истории, стоит в центре прошлого и настоящего. Общественно – историческое познание – это познание человека через формы и продукты его трудовой, социальной, политической и иной деятельности. Ценностные установки, мировоззрение играют в развитии общества не меньшую роль, чем материальные факторы, а в ряде случаев могут стать определяющими.
Каждая цивилизация неповторима. Каждая вносит свой оттенок в неповторимую палитру человеческого многообразия. Прогресс – относителен. Он может охватывать отдельные сферы общества : экономику, технологию. Применительно к духовной культуре это понятие можно использовать очень ограничено. 1.Современный мир представлен двумя типами цивилизаций: западной (индустриальной) и традиционным обществом. 2.Современный мир – множество локальных цивилизаций. Т.О. Цивилизационный подход к истории вносит в нее человеческое измерение.
Типы цивилизаций. Первичные, очаговые. Древние цивилизации. Их еще называют речными. (древнеегипетская, шумерская, вавилонская, древнекитайская, древнеиндийская, древнегреческая, древнеримская и др.)
Культурологический подход Культура – социально – прогрессивная творческая деятельность человечества во всех сферах бытия и сознания, являющаяся диалектическим единством процессов опредмечивания (создание ценностей, норм, знаковых систем и т.д.) и распредмечивания (освоение культурного наследия), направленная на преобразовании действительности. Она делится на материальную(техника, вещи) и духовную (наука, искусство, мораль, религия и т.д.)
Культура есть все то, что создано разумом, руками человека. Ее определяют как «систему норм и ценностей», как «память человечества», как «способ жизни», «способ адаптации к природе». Существуют знаковые личности, предметы, явления (личность Петра Великого знак для эпохи реформ первой четверти XVIII; Храм Святой Софии в Киеве – для истории Киевской Руси)
Задача: Как соотносятся понятия «цивилизация » и «культура»?
Домашнее задание Учебник Загладин Н.В., Всемирная история, 10 класс, §2,.§ 3; вопросы 5,6 устно, Проект на 16.09 Семинар на 28.09
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс профессиональной переподготовки
История и обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе
Номер материала: ДБ-202679
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции
Время чтения: 2 минуты
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников
Время чтения: 1 минута
В Воронежской области ввели масочный режим в школах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Выступление «Новые подходы к изучению истории»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 32 им. С.А.Лавочкина
«НОВЫЕ ПОДХОДЫ
К ИЗУЧЕНИЮ ИСТОРИИ».
Журкова Валерия Михайловна,
обучающаяся 8 «В» класса.
Кошекина Инна Александровна,
«Каждый из нас должен быть хоть немного историком,
чтобы стать сознательно действующим гражданином»
Арабский историк Ибн Хальдун ещё в 1377 году анализируя ошибки, которые часто совершают историки, подчёркивал различия между современностью и прошлым, критиковал предвзятость историков. Указал, как по заказу власти возникают исторические фальсификации и искажается истинная картина прошлого, возникает ложное знание о нём.
Таким образом, движение к истинному постижению прошлого – вот проблема, которая на рубеже тысячелетий не даёт покоя бессчетному количеству умов.
Целью работы является изучение новых подходов к изучению истории, характерных для развития российской исторической школы на рубеже XX – XXI веков.
Для достижения вышеуказанной цели реализованы следующие задачи:
Изучены особенности новейших подходов, применяемых отечественной исторической школой для исторического анализа.
Приведены примеры интерпретации исторических фактов, явлений отечественной истории на основе использования принципов новых подходов к изучению истории.
Определены позитивные и негативные тенденции в трактовке исторических фактов, явлений, процессов на основе применения новых подходов к изучению истории.
Гипотеза исследования сводилась к тому, что в условиях современности для более объективной интерпретации истории учёные имеют возможность опираться на достижения других отраслей науки: психология, математика, статистика, социология и т.д.
В конце ХХ – начале ХХ I в. наблюдаются новые тенденции в развитии мировой исторической мысли. Историческое знание становится более обращенным к человеку, а социальные процессы отдаляются на второй план, чтобы превратиться в фон, с которым соотносится каждая отдельная жизнь.
В целях нового прочтения исторических процессов современная историческая наука предлагает следующие подходы к изучению прошлого и новые отрасли исторического знания: историю повседневности, психоисторию, гендерную историю, клиометрию. Особенностью вышеуказанных направлений является принцип междисциплинарности, например связь истории и социологии в рамках истории повседневности, психологии и истории в трудах психоисториков, работах по гендерной истории, анализ исторических процессов на основе математического моделирования в рамках клиометрии.
Следует отметить, что в российской исторической науке активное развитие вышеуказанных направлений в исследованиях начинается в конце XX века под воздействием трудов зарубежных историков.
Наиболее популярным из вышеуказанных направлений исследований в отечественной истории становится «история повседневности».
В центре внимания истории повседневности исследование привычного образа жизни представителей разных социальных слоев для понимания «духа времени», изучение массовых ориентиров, тревог, страхов людей, экстремального выживания в условиях войн, революций, голода. Германские историки назвали историю повседневности «историей снизу», потому что основными её персонажами выступают люди, оставшиеся безымянными в истории.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг. российские историки Ю.Л.Бессмертный, А.Я.Гуревич создали рабочую группу по изучению «истории повседневности», начали выпуск альманаха «Одиссей» и ежегодника «Казус».
В качестве примера одного из направлений исследований «истории повседневности» приведём изучение историком В.Н.Орловым голода 20-ых годов в советской России, достигшего пика в 1922 году.
Самой незащищенной категорией населения оказались дети. По сводкам 23 административно-территориальных единиц к 1922 г. голодало 6,4 млн. детей. На 1 апреля 1922 г. число голодающих детей увеличилось до 8,5 млн., а к 1 августа 1922 г. составило10 млн. Количество умерших от голода традиционно определяется в 5 млн. человек, а по данным профессора И. Курганова, обнародованным в 1970 г. в Нью-Йорке, жертвами голода стали 6 млн. чел.
Население мордовских селений топило своих детей в Волге не для того, чтобы едоков стало меньше, а потому, что «сердце не вмещало голодного писка и зрелища мучительной смерти маленьких существ».
Но суррогатов не хватало, и население начинало есть собак, кошек и даже падший и ранее зарытый скот. Вот свидетельство очевидца: «Одни перестали есть мясо, другие, ошалевшие от голода, пристрастились к падали. Отупевшие голодные иногда ели падаль даже тогда, когда могли получить кусок хлеба или тарелку супа. Сидит женщина и тупо грызет дохлого котенка, даже не содрав с него шкурки; сидит мужик и так же тупо грызет дохлую, не ощипанную курицу».. «Известия Самарского губернского союза потребобществ» сообщали о факте настоящей войны между крестьянами села Старобелогорки Бузулукского уезда, вспыхнувшей 25 ноября 1921 г. за труп собаки.
Подавляющая часть остающихся в живых продолжала сопротивляться окончательному нравственному падению. В апреле 1922 г. руководство Башкирии было вынуждено принять специальное постановление «О людоедстве», направленное на борьбу с трупоедством и людоедством, а также на пресечение торговли человеческим мясом.
Голод ослабил жизнеспособность выживших, резко изменил психику и поведение русских граждан, особенно молодого поколения: произошла нравственная и социальная деградация, проявившаяся в росте преступности, вымогательства и взяточничества.
Одним из самых обсуждаемых направлений исторических исследований является психоистория.
В 1981 году американский учёный Ллойд де Моз опубликовал книгу «Психоистория», перевод которой в России сделан в 2000 году. На сегодняшний день психоистория является объектом споров среди отечественных историков, работ с использованием методов психоистории практически нет. В качестве первого русского психоисторика называют М.М. Ковалевского – известного российского психиатра.
По словам Ллойда де Моза, психоистория является наукой об «исторической мотивации», ставит перед собой цель объяснения действий индивидов в исторических группах. В качестве методологической основы психоистории де Моз определяет психоанализ.
Де Моз пишет: «историков воспитывают на уникальности любого исторического явления, современные историки в лучшем случае изложат политические события, потом экономические, а после их сопоставления заключают, что это и есть теория». Достоинства психоистории он видит в том, что она может помочь историкам понять «почему определенные события произошли именно тогда, а не в другое время».
Де Моз высказал интересное предположение, что главная причина всех исторических изменений – смена стилей воспитания детей.
Центром развития данного исторического направления являются США, где существует Институт психоистории
Гендерная история стали стремительно развиваться в России примерно четверть века назад благодаря влиянию теорий западной мысли.
В гендерной теории место знаменитого высказывания занимает концепт «Пол – это репрезентация», т. е. своего рода театр, в котором каждый играет свою роль, исходя из предписаний, норм, стереотипов поведения, осознания своей идентичности.
В конце 1980-х годов вышли первые статьи Н.Л.Пушкарёвой и первая монография о русских женщинах. В 2002 году создана «Российская ассоциация исследователей женской истории», вошедшая в МФИЖИ в 2007 году. Ее первая конференция, проведенная в марте 2008 года.
Доказано, что полученное ранее «единое и полное» знание о прошлом таковым не является, потому что в нем почти отсутствуют женщины, а они имели во все эпохи свое мировидение и свою систему ценностей, порой не совпадавшую с доминирующей. Родились новые темы, которые ранее никто не счел бы достойными специального исследования: «история материнства», «история прислужничества и найма кормилиц», «история домашней работы и гувернерства».
Значительный вклад в развитие клиометрики внёс исторический факультет МГУ. Признанием заслуг Исторического факультета МГУ в развитии исторической информатики явилось проведение в МГУ в августе 1996 г. IX Международной конференции «History and Computing» (10 предыдущих конференций состоялись в Западной Европе и Северной Америке). Учебник «Историческая информатика» (1996 г.), написан сотрудниками лаборатории, это первый учебник данного профиля в странах Восточной Европы. В 2004 году в МГУ открыта кафедра исторической информатики.
Дмитрий Володихин подразделяет совокупность трудов, касающихся истории, на три вида: высокую (академическую) историю, популярную (беллетризированную) историю и фолк-хистори: « Если история-первая — игра ума и наука для королей, история-вторая — учёба и забава для любителей. Но существует история-третья, играющая роль игрушка для толпы, чтиво. Условно её можно назвать фолк-хистори».
Список авторов, чьи произведения причисляются к жанру фолк-хистори
издание «Велесовой книги» и комментарии к ней, «Песни птицы Гамаюн»
«Золото партии», «Операция „Гроза“. Кровавые игры диктаторов» и др.