сравнение царей в рассказе левша
«Левша» главные герои
В рассказе Лескова “Левша” герои поднимают животрепещущую тему патриотизма, родины, веры в русскую народную мудрость. Повесть подобна сказке, ведь её сюжет, волшебный и добрый, воспевает ум и самобытность русского народа. “Сказ о Левше” – правдивое отражение русской реальности того времени. Необразованный, но талантливый народ всегда превосходил своей силой и мудростью других. Так точно и ярко бытность русского народа не удалось описать ни одному автору. Лесков по праву считается народным писателем.
Характеристика главных героев “Левша”
Главные герои
Александр I
Правитель, умный и любознательный, рассудительный и впечатлительный. Быстро поддаётся влиянию новых тенденций, восторгается изобретениями англичан, верит в их превосходство над русским народом. Человек слабохарактерный, ведь англичане откровенно мошенничают с ним, продавая чехол к блохе, он отдаёт деньги, не понимая, что его обманывают. Ярый поклонник западной культуры и искусства, не верящий в могущество русского народа.
Николай I
Брат Александра I, патриот, человек искренне верящий в превосходство русского народа над другими. Основательный, разумный, здравомыслящий человек, способный добраться до самой сути. Отправляет Платова к тульским мастерам, чтобы они доказали, на что способен русский народ. Окружение наслышано о Николае I как о человеке обладающем хорошей памятью, который не забывает ничего, помнит каждую мелочь. Справедливый, терпеливый правитель,
Платов
В прошлом – атаман донского казачьего войска, храбрый, умный человек. Путешествует по Европе вместе с Александром I, следит, чтобы впечатления государя от английской культуры и науки не затмили заслуги русских мастеров и учёных. Уважает русскую культуру и ценит русский народ, всячески доказывает государю его превосходство. Отчасти виноват в смерти Левши, ведь он не помогает устроить мастера в больницу, а именно из-за него мастер был взят к государю в спешке без документов.
Левша
Второстепенные персонажи
Мастера из Тулы
Искусные, умелые мастера, которые сумели подковать металлическую блоху и выгравировать на подковах свои имена. Они доказали своё превосходство над западными мастерами, показали русский ум и смекалку. Характеристику этих героев определяет тот факт, что перед началом дела они уединились и помолились о своём замысле.
Одну важную мысль хотел передать автор в своём произведении: даже умные, талантливые люди подвластны порокам. Из-за глупого спора с полшкипером умирает самый лучший мастер на Руси, пьянство сыграло решающую роль его судьбе. Как бы ни был он твёрд в своих убеждениях, когда англичане хитростью уговаривали Левшу остаться за границей, его душа рвалась домой, он не согласился на новую, шикарную жизнь. Главные герои “Левши” – классические представители русского народа, в каком бы чине они ни были. В произведении воспевается их врождённый патриотизм, вера в Бога, преданность своему государю.
Краткое содержание «Левша»
Всего получено оценок: 20387.
О произведении
Сказ «Левша» Лескова увидел свет в 1881 году. Произведение посвящено гениальному тульскому оружейнику, сумевшему превзойти в умении английских мастеров. Но его талант не был по достоинству оценен на родине, в итоге, всеми забытый, он умер в больнице. Заглавие рассказа «Левша» (Сказ о тульском косом левше и о стальной блохе) определяет «сказовую» манеру повествования. Из 20 глав сказа только заключительная представляет собой размышления самого автора. Во всех остальных повествуется от имени рассказчика, цехового мастера.
Наш сайт предоставляет возможность прочитать краткое содержание «Левши» по главам. Благодаря этому, 6 классы смогут подготовиться к уроку литературы.
Место и время действия
События повести происходят вскоре после войны с Наполеоном 1812 года в Англии и в Петербурге.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава 1
Российский император Александр Павлович после Венского совета, на котором были подведены итоги войны 1812 года с Наполеоном, отправляется в путешествие по Европе. Везде ему показывали разные диковинки, которыми император восхищался. Но донской атаман Платов, находившийся при нём в поездке, не разделял мнения царя. Он считал, что русские мастера ничуть не хуже иностранных.
В конце турне царь приезжает в Англию.
Глава 2
Государь опечалился, что русские такое чудо создать не способны. А Платов открыл у пистоли замок и показал, что сделал её «Иван Москвин во граде Туле». Такое открытие привело англичан в замешательство, и они решили создать такое чудо техники, против которого и Платову возразить было бы нечего.
Глава 3
Глава 4
До самой смерти Александра оставалась блоха в табакерке. Когда он умер, её передали его жене Елизавете Алексеевне, а от неё она досталась новому императору, Николаю Павловичу. Вначале царь блохой не заинтересовался, но затем стал думать, для чего она у брата Александра столько лет хранилась.
Глава 5
Исполняя волю государя, поскакал Платов в Тулу, которая славилась оружейными мастерами. Оружейники взялись исполнить приказание, но попросили донского атамана оставить им блоху на несколько дней. Сколько Платов не выпытывал, они не сказали ему, что придумали. Ничего не добившись, атаман отправился на Дон, оставив удивительную блоху тульским мастерам.
Глава 6
Глава 7
Мастера отправились в город Мценск Орловской губернии, чтобы поклониться иконе Николая Чудотворца. Помолившись, вернулись они к себе в слободу и заперлись в доме Левши. Соседям было очень любопытно, что делают мастера. Под разными предлогами они пытались выманить троих оружейников из дома. Но ни одна попытка не увенчалась успехом. Мастера никому не открывали и ни с кем не разговаривали, работая днём и ночью.
Глава 8
Закончив переговоры на Дону, Платов поспешил обратно в Тулу. Сам он к мастерам больше не пошёл, а послал за ними множество курьеров.
Глава 9
Мастера в это время заканчивали свою работу. Сколько курьеры к ним не стучали, они их в дом не пустили. Тогда, чтобы добраться до упрямых оружейников, курьеры сняли с дома крышу. После этого Левша с товарищами вышли из избы и сообщили, что работу свою закончили и могут идти к Платову.
Глава 10
Подали оружейники атаману стальную блоху в табакерке. Тот начал их расспрашивать, где же их работа. Но они, обидевшись на оскорбления, сказали, что только государь её увидеть сможет. Разозлённый Платов, бросил Левшу в свою повозку и увёз его с собой в Петербург. По приезде сам он пошёл к Николаю Павловичу, а мастера оставил внизу со связанными руками.
Глава 11
Платов надеялся разговорами о казаках отвлечь царя от блохи. Но ему это не удалось. Николай вспомнил о поручении, и велел принести работу тульских мастеров. Платов рассказал, что туляки ничего нового не создали, а вернули обратно английскую блоху. Государь не мог поверить этому и решил сам убедиться в словах атамана.
Глава 12
Глава 13
Привели Левшу к царю, и показал он, в чём заключалась работа оружейников. Оказывается, они сумели английской блохе набить на ножки подковы. Государь удивился и обрадовался, что его русские мастера сумели англичан превзойти.
Глава 14
Решил Николай отправить мастера в Англию, чтобы он свою тонкую работу показал иностранным мастерам. Одели его получше и отправили за границу с особым курьером.
Глава 15
Глава 16
Отправили англичане курьера домой, а Левшу стали по заводам водить и уговаривать, чтобы он у них остался. Но Левша тосковал по родной Туле и просил, чтобы его отпустили обратно. Посадили английские мастера оружейника на корабль и отправили в Россию, дав на дорогу денег и подарив на память золотые часы.
Глава 17
На корабле Левше показалось скучно, и он заключил пари с полшкипером, что перепьёт его. Пили они до самого конца плавания, отчего оба заболели, но никто в выигрыше не оказался.
Глава 18
Глава 19
Глава 20
В конце повествования автор размышляет о талантах, подобных Левше. В век машин они почти исчезли с русской земли, но память о них живёт вечно.
Заключение
В сказе «Левша» Николай Лесков, непревзойдённый мастер малых литературных форм, показывает, сколько в русском народе талантов, не развившихся в полную силу из-за условий жизни. Краткий пересказ произведения «Левша» по главам не может раскрыть всю силу художественного таланта писателя. Поэтому мы рекомендуем познакомиться с полной версией рассказа.
Тест по сказу
Прочитали краткое содержание? Теперь попробуйте пройти тест!
Как относятся к левше другие герои?
Чтобы понять главную мысль сказа Н. С. Лескова, нужно обратить внимание на то, как относятся к Левше другие герои произведения: Платов, царь и англичане.
Платов
По ходу повествования Левша знакомится сначала с Платовым. Несмотря на то что герой выражает мысль о том, что русский народ имеет великих мастеров, к Левше он относится далеко не положительно. Для Платова Левша – это орудие, это инструмент. Герой понимает, что от мастера зависит его карьера. Ведь когда Платов видит, что блоха не танцует, он пугается и хватает Левшу за волосы. Персонаж говорит, что надеялся на тульских мастеров, а они его подвели. Мастерство Левши и других мастеров важно для Платова только как средство заслужить доверие царя.
Похожее отношение к Левше и у самого царя. Внешне он относится к герою уважительно. Николай I приглашает Левшу к себе в дворец, он до конца верит в то, что мастерам удалось переплюнуть англичан. Именно Левшу царь отправляет в Лондон вместе с блохой.
Однако царь, как и Платов, смотрит на Левшу как на инструмент поднятия авторитета страны. Николай I хочет показать англичанам, что русский народ имеет таких великих мастеров. Как человек Левша ему не интересен.
В дальнейшем повествовании видно, как относится к Левше царь: простудившегося Левшу, который сделал там много для народа и царя, фактически оставляют умирать. Вина лежит не только на тех, кто отказал Левше в помощи, но и на царе, который не дал нужных поручений для спасения мастера своего дела.
Англичане
Другое отношение к Левше у англичан. Конечно, для них главный герой был важен как мастер, однако его талант был оценен по заслугам. Англичане уважают Левшу и просят его остаться у них, обещая лучшие условия для реализации способностей Левши.
Анализ повести «Левша» Лесков
Повесть Лескова «Левша» наполнена фольклорными и сказочными мотивами, но создана в духе реализма и поднимает серьезные проблемы русского общества. Судьба талантливого оружейного мастера могла быть блистательной, однако оказывается трагической по вине государства.
Год написания и публикации — 1881.
История создания — Лескова обвиняли в том, что он якобы просто пересказал тульскую легенду об оружейнике, но автор создал ее сам. Прототип героя – Алексей Сурнин. Он долго жил и обучался в Англии, а после внедрял в России новаторские разработки и обучение для рабочих.
Жанр — повесть, в другой трактовке – сказ.
Направление — реализм.
В повести присутствуют элементы фольклорной сказки, басни, цеховой легенды, что несколько затрудняет определение литературного направления.
Основная идея — Русское общество пренебрежительно относится к мастерам из народа, имеющим золотые руки и уникальные навыки. Те умения, которые за границей были бы оценены по достоинству, в России полностью обесцениваются из-за негуманного отношения к простому человеку.
Тема — Русский народ может создать шедевр, не имея условий труда, нужных инструментов и достаточно времени, но это не делает ценным его мастерство, только результат.
Проблема — Неумение ценить в своем отечестве творческую одаренность народа, которая могла бы прославить Россию на весь мир.
Композиция — повесть состоит из 20 небольших глав.
Сюжет строится вокруг одного необыкновенного события в жизни левши, которая сводит его и с царем, и с заграничными коллегами, но после приводит его к смерти.
п.1. Тематика и проблематика
1. Тема социальной несправедливости русского общества.
Проблема: Положение народа остается бесправным и угнетенным; даже к самым искусным и талантливым представителям народа власти относятся пренебрежительно, бессердечно, жестоко. Судьба маленького, простого человека – ничто в этой антигуманной системе ценностей.
2. Тема патриотизма, любви к родине.
Проблема: Человек может пламенно любить родину и служить Отечеству, но это не убережет его от потребительского отношения со стороны власти. Эта любовь часто бывает односторонней и невзаимной, но русские люди все равно бескорыстны и искренни в этих проявлениях.
3. Тема состязания двух народов в таланте и мастерстве.
Проблема: Исторически сложилось так, что Россия всегда жила, сравнивая себя с другими странами, причем не в свою пользу.
Позиция Александра I однозначна: русские во всем уступают иностранцам. Позиция его преемника Николая не лучше: русские всех за пояс заткнут, но неважно, какой ценой.
4. Тема отношения к труду и таланту.
Проблема: Носителями всего самого талантливого и производительного в русском обществе является народ, но именно он страдает от угнетения и бесчеловечного отношения.
п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)
Левша – это собирательный образ талантливого русского народа, который умеет хорошо делать все, за что ни возьмется. Недаром автор включил эту повесть в свой сборник «Праведники». Безымянный левша – один из тех праведников, которые всегда готовы пожертвовать собой ради Отечества, при этом не требуя ничего взамен. Такие люди – нравственная опора народа и страны в целом, их самоотверженный труд способен творить чудеса, которые недоступны даже иностранцам, обладающим машинами и технологиями.
Автор учит справедливо относиться к людям, ценить их труд и вклад в процветание страны, видеть в маленьком человеке того, кто в конечном итоге решает большие масштабные задачи государства.
п.3. Основные герои (их место в образной системе)
п.4. Литературные приёмы
Историзм — автор подчеркивает достоверность событий, приводя имена реальных исторических фигур – Александр I, Николай Павлович, генерал Платов, граф Чернышев, Скобелев.
Эффект сказочности достигается благодаря языковым средствам и прямой фантастике (например, на момент описываемых событий Платов уже умер).
Присутствуют и фольклорные сказочные мотивы: блоха помещается в орех, орех – в табакерку, потом в дорожную шкатулку и др.
Гиперболизация — преувеличение, которое должно было подчеркнуть талант и искусность русского народа: работали много дней, не выходя из дома; подковали блоху, то есть сделали еще более сложную и мелкую работу и т.д.
Яркий образный язык наполненный фольклорными словами, шутками и каламбурами, а также неологизмами самого автора, которые имитировали неправильное произношение обычных слов малообразованными людьми. Например: мелкоскоп (микроскоп), долбица умножения (таблица умножения), нимфузория (насекомое), укушетка (кушетка) и др.
п.5. Конфликт произведения
В повести 2 очевидных конфликта:
1. Антитеза между русским и английским народом, которые состязаются в мастерстве и искусности.
2. Конфликт между русским народом и властью, которая его презирает и использует как ресурс.
Второй конфликт более глубинный и важный, так как обозначает проблему и вскрывает причину слабого развития России.
(Сравните эпизод, где лечат английского моряка, а избитый левша в это время валяется в больнице на полу).
Причину неустроенности российского общества автор видел в том, что царское правительство относилось к своему народу потребительски. Лесков не скрывал своего отношения к этой проблеме, показывая авторскую позицию в тексте повести.