спящая красавица история сюжета

Всё ли мы знаем о сказках Перро? Часть 1: «Спящая красавица»

Рассказывать о классических сказках Шарля Перро, с одной стороны, дело благодарное, ибо, думаю, не найдется человека, который в детстве не слышал бы их от родителей. Тому же, кто же поленился читать их сам, обязательно придется прочесть их уже своим детям. Вот только скорее всего это будет не столько «оригинальный» Перро, сколько адаптированные детские пересказы Т. Габбе, А. Любарской, Н. Касаткиной и др.

То, что пересказы неизменно «облегчены» — избавлены от второстепенных деталей и лишены морали (рассчитанной на взрослых), — понятно. Ведь Перро и сам был своеобразным пересказчиком, поэтому его знаменитые сказки имели не только историю, но и довольно увлекательную предысторию.

Также не стоит забывать, что одни и те же фольклорные сюжеты были «канонизированы» не только почтенным французом, но и не менее знаменитыми немецкими филологами — братьями Гримм, из-за чего порой возникает путаница.
Судите сами…

«Спящая красавица»

Начнем с того, что «летаргическая» сказка названа у Перро несколько по-другому — «Красавица в спящем лесу», что, согласитесь, точнее передает ее волшебную атмосферу. Во-вторых, большинство пересказов сказки обрывается на моменте пробуждения и свадьбе, в то время как в оригинале влюбленной паре предстоит еще нелегкое испытание в виде свекрови-людоедки, желающей закусить внучатами. Если же в сказке все заканчивается поцелуем — то у вас в руках вариант не Перро, а упомянутых братьев Гримм.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

На этом различия между французским и немецким каноном не заканчиваются. Например, в версии Гримм после злополучного укола принцессы засыпают все жители королевства, в то время, как у Перро король и королева, как и положено ответственным царствующим особам, продолжают бодрствовать, хотя до пробуждения дочери, естественно, не доживают.

К тому же целью месье Шарля была своеобразная раскрутка фольклорных сюжетов в среде знати, поэтому он старательно очищал их от всего грубого и вульгарного, стилизовал под куртуазную литературу и наполнял приметами своего времени. Манеры героев, их одежда и трапезы превосходно отражали дворянство XVII века.

Так, в «Спящей красавице» людоедка требует подавать ей мясо детей неизменно «под соусом Роббер»; принц, разбудивший красавицу, замечает, что одета она старомодно («воротник у нее стоячий»), а сама разбуженная обращается к принцу тоном томной капризной дамы («Ах, это вы, принц? Вы заставили себя ждать»).

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Кстати, мало кто помнит, что принц у Перро отнюдь не бросился вульгарно целоваться. Обнаружив принцессу, он «приблизился к ней с трепетом и восхищением и опустился подле нее на колени». Да и после пробуждения наша героиня и ее галантный кавалер не делали ничего предосудительного, а четыре часа говорили о любви, пока не перебудили весь замок.

Чтобы ввести народные сказки в высший свет, мало было облагородить их стиль и антураж. Нужно было доказать, что фольклор несет в себе и нравоучительное начало, тот «добрым молодцам урок», про который писал Пушкин. И, хотя я не очень люблю прямолобое морализаторство, понятно, что подобный шаг для Перро необходим.

«Я мог бы придать моим сказкам большую приятность, если бы позволил себе иные вольности, которыми их обычно оживляют; но желание понравиться читателям никогда не соблазняло меня настолько, чтобы я решился нарушить закон, который сам себе поставил — не писать ничего, что оскорбляло бы целомудрие или благопристойность».
(Ш. Перро)

В результате каждую сказку Перро, подобно басням, снабжал одной, а иногда и двумя поэтическими моралями. Правда, эти морали обращены в основном к взрослым читателям — они изящны, игривы, а порой, как говорится, имеют «двойное дно».

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Даже там, где героине «Спящей красавицы» самим роком суждено уколоть руку веретеном, Перро не упускает случая пояснить, что это случилось и потому, что принцесса «отличалась… некоторым легкомыслием». А в заключительной морали осторожно критикует стремление дам побыстрее выскочить замуж:

«Немножко обождать,
чтоб подвернулся муж,
Красавец и богач к тому ж,
Вполне возможно и понятно.
Но сотню долгих лет,
в постели лежа, ждать
Для дам настолько неприятно,
Что ни одна не сможет спать…».

Сами же истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья. Одна из древнейших обработок принадлежит итальянцу Джамбаттисте Базиле, опубликовавшем в 1636 году один из первых (хотя и не столь эпохальных, как «Сказки матушки Гусыни…») сборников сказок «Пентамерон» (видимо, как ответ знаменитому «Декамерону»). Стоит сказать, что этот вариант «Спящей красавицы» ныне звучит не менее скабрезно, нежели россказни Бокаччо. Героиню у Базиле зовут Талия.

Начинается сказка достаточно традиционно — со злого проклятия колдуньи и снотворного укола веретена. Правда, далее с принцессой особо не возятся, сажают ее на трон и помещают в заброшенную лесную избушку. Спустя время, как и положено, на избушку натыкается охотящийся чужеземный король, но обнаружив спящую красотку, он ведет себя совсем не куртуазно…

Увидев Талию с детьми, он наконец-то… влюбился и стал проведывать их чаще. А так как наш герой был мужчиной женатым, его жена, заподозрив измену, поймала Талию с детьми и приказала из детишек котлетки мясные для муженька сделать, а любовницу в огонь бросить. Ясное дело, повар детишек пожалел, ягненка подсунул, а в итоге вместо Талии на медленном огне спалили злобную жену. Далее — полный катарсис и забавная мораль: «Некоторым всегда везет — даже когда они спят».

Думаю, теперь вам ясно, насколько «облагородил» сказку Шарль Перро. Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по литературе в разных обличьях. Достаточно вспомнить народную сказку «Белоснежка», «Спящую царевну» В. Жуковского, «Мертвую царевну и семь богатырей» А. Пушкина, песню группы НАУТИЛУС «Утро Полины» и многое-многое другое.

«Под горою темный вход.
Он туда скорей идет.
Перед ним во мгле печальной,
Гроб качается хрустальный,
И в хрустальном гробе том
Спит царевна вечным сном».
(А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне…»)

«…Сонные глаза ждут того, кто войдет и зажжет в них свет,
Утро Полины продолжается сто миллиардов лет…
И все эти годы я слышу, как колышется грудь,
И от ее дыханья в окнах запотело стекло,
И мне не жалко того, что так бесконечен мой путь —
В ее хрустальной спальне постоянно светло…».
(И. Кормильцев «Утро Полины»)

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета
«…И если мрак пещеры
Сумел ты победить,
Служенью КОРОЛЕВЕ
Посвящаешь жизнь.

Готов? — Не готов, вот видишь,
Ведь мы не из тех времён
К ней легче прийти, чем быть с ней,
Наверно, такой закон…

Ну что ж, мечты высокие
Оставим дуракам
Пусть спит себе, спит красотка,
Каких уже нет века.

И всё же… в гробу хрустальном,
На золотых цепях
Лежит Королева тайны
С рубином в волосах».
(С. Аксененко «Королева»)

Источник

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Название произведенияСпящая красавица
АвторШарль Перро
ЖанрСказка
Год написания1697

Главные герои

Сюжет произведения

Королевская пара долгое время мечтает о рождении детей. Однажды чудо происходит. У короля с королевой рождается дочка. Во дворце устраивается роскошный праздник. Приглашаются на него не только люди, но и феи.

Семь волшебниц приглашают для того, чтобы новорожденной девочке преподнесли уникальные дары. В разгар торжества появляется восьмая фея. Ее забыли пригласить, потому что ее давно никто не видел. Все считали, что эта фея умерла. Ее усадили с почестями за стол, но не подали золотых приборов, как другим феям. Их изготовили специально по количеству приглашенных волшебниц. Это очень обидело восьмую фею.

Когда пришла пора одаривать новорожденную принцессу, обиженная фея предсказала, что девочка погибнет в расцвете молодости. Так случится, когда она уколется веретеном. Седьмая фея, которая не успела одарить девочку, утешила короля и королеву. Она пообещала, что девушка не умрет, а лишь заснет на сотню лет. Потом ее разбудит своим поцелуем очаровательный принц.

После праздника король издал указ об уничтожении всех прялок и веретен в королевстве. Но это не спасло принцессу. В 15 лет она укололась веретеном, когда забрела в старую башню. Там старая фея сидела с прялкой за работой. Любопытная девушка тоже попробовала новый для нее вид рукоделия. Так пророчество восьмой феи сбылось.

Девушка уснула крепким сном. Об этом сразу узнала седьмая фея, которая смягчила проклятье оскорбленной волшебницы. Она прибыла во дворец, утешила родителей принцессы. Они покинули замок, а фея коснулась всей королевской свиты и стражников своей волшебной палочкой. Ей хотелось, чтобы принцесса при пробуждении увидела знакомые лица и не чувствовала себя в одиночестве.

Король издал приказ, чтобы никто не смел приближаться к этому замку. Прошло много лет. Дремучий лес окружил замок. Однажды туда прибыл прекрасный принц для охоты. Он услышал от крестьянина легенду о спящей красавице и решил взглянуть на нее. Заросли сами расступались перед ним, когда он продвигался к замку.

Когда принц вошел в замок, он нашел ослепительно прекрасную принцессу. Он опустился у ее кровати на колени, и девушка очнулась ото сна. Молодые люди понравились друг другу и поженились.

Источник

Спящая красавица, сказка из далекого 1634 года

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Всем известна красивая сказка о том, как спящая красавица была пробуждена прекрасным принцем. А Уолт Дисней, как всегда, сделал роскошный костюмированный вариант сказки, платья и костюмы из которого стали трендами.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

«Mattel«, конечно создали куклу – дочку спящей красавицы в серии «Ever After High» – Браер Бьюти. В общем, красота и бизнес.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Но всё это вполне толерантные, приглаженные вариации оригинала, который появился в 1634 году и был, мягко говоря, не таким уж и красивым.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

В оригинале сказки Джамбаттисты Базиле (1634) принц совсем не пробуждает красавицу, а насилует её как есть, спящую. Через девять месяцев, так же спящая, она рожает двойню. Затем младенец в поиске молока высасывает из пальца занозу, и принцесса просыпается.

А принц? Ну, принц, как всегда, уже женат и наведывается в гости. Жена-добрячка, узнав об измене, пытается всех их съесть за ужином (людоедка-королева). Но, поев козлятинки от доброго повара, попадает сама в костер, и после этого уже хэппи-энд. Сказка была довольно длинной и подробной, Стивен Кинг бы оценил.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Существует ещё более ранний вариант с похожим сюжетом и датируется он аж XIV веком под названием «Персефорест» (Perceforest). В некоторых источниках его указывают как первый вариант сказки. Но это был целый рыцарский роман из более чем 500 глав. Поэтому, это всё же притянуто за уши к спящей красавице Базиле. Хотя могло быть вдохновением для самих сказочников и их «милых» произведений.

Что означала тринадцатая фея, спорят до сих пор. То ли смена года с лунной тринадцати на солнечную из двенадцати месяцев года, то ли намёк на високосный год. Но что-то тогда означала.

Спасибо европейским сказочникам. Они один за одним переделывали этот сюжет, пока мы не увидели вполне европейскую сказку Шарля Перро в 1697 году, где он убрал многие жуткости и сцену изнасилования. Впоследствии эту сказку редактировали братья Гримм. А сегодня вариантов этой сказки уже не один и все они красочные и красивые. И её можно читать детям.

спящая красавица история сюжета. Смотреть фото спящая красавица история сюжета. Смотреть картинку спящая красавица история сюжета. Картинка про спящая красавица история сюжета. Фото спящая красавица история сюжета

Так что читайте детям книжки, и как можно больше.

Источник

Проект по литературному чтению «Истоки сюжета сказок о спящей или мертвой царевне известных писателей»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Западное управление министерства образования и науки Самарской области

окружной конкурс исследовательских проектов младших школьников «Гулливер»

Информационно – исследовательский проект

«Истоки сюжета сказок о спящей или мертвой царевне известных писателей»

Выполнили: учащиеся 3 в класса

ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани

Алексеева Галина Александровна

учитель начальных классов

4. Список используемых источников …………………………………………… 11

Детям часто читают сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», сказки братьев Гримм « Спящая царевна» и « Белоснежка», Ш.Перро « Спящая красавица». Опрашивая учащихся третьих классов, мы убедились, что дети в большинстве знают, кто из авторов, какую сказку написал и неплохо разбираются в сюжете.

Цель: изучить научную и художественную литературу и узнать, что или кто послужил материалом для создания сюжета сказки А.С.Пушкина « Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», братьев Гримм « Спящая царевна» и « Белоснежка», Ш.Перро « Спящая красавица».

Предположим, что сюжет сказок был взят писателями в устном народном творчестве, а народ рассказывал в сказке о реальной спящей в ларце девушке, уснувшей задолго до появления человека и его потомков на планете Земля.

Сравнить сюжеты сказок трех известных авторов ( Ш. Перро, братьев Гримм, А.С. Пушкина);

Изучить историю написания данных сказок;

Провести анкетирование на знание сюжета сказок среди учащихся третьих классов;

Подтвердить или опровергнуть гипотезу, что народ почерпнул сюжеты для сказки в глубокой древности, и сюжет уходит корнями на пять миллионов лет назад;

Проверить из разных источников ( газет и сеть ИНТЕНЕТ) правдивость сюжета передачи « Тайны мира» на канале РЕН ТВ о находке в Кемеровском районе саркофага с Тисульской принцессой и разных других артефактов

2.1. Изучение истории создания мировых сказок.

Образ вечно юной девы в летаргическом сне, ожидающей возлюбленного, оказался настолько привлекателен, что постоянно кочевал по мировой литературе в разных обличьях. Достаточно вспомнить сказку «Белоснежка», «Спящую царевну» братьев Гримм, «Мертвую царевну и семь богатырей» А. Пушкина, « Спящую царевну» В..А.Жуковского, « Спящую красавицу» Ш.Перро. Например, м ежду Пушкиным и Жуковским было заключено шутливое соглашение на лучшую обработку народной сказки. Так что это шутливое соревнование послужило стимулом к написанию сказок. В результате появились «Спящая царевна» Жуковского и «Сказка о мёртвой царевне» Пушкина. Как считалось, Пушкин написал поэму со слов своей няни Арины Родионовны, именно она рассказывала Александру Сергеевичу народные сказки. Он закончил «Сказку о мертвой царевне» в 1833 году. Сюжетно эта сказка перекликается со «Спящей царевной» В. А. Жуковского 1831год, который опирался на записи европейских сказок.

Но и Перро был не первым. Истоки сюжета «Спящей красавицы» теряются в глубинах Средневековья. Одна из древнейших обработок принадлежит итальянцу Джамбаттисте Базиле, опубликовавшем в 1636 году один из первых в мире сборник сказок «Пентамерон». Героиню у Базиле зовут Талия. Сказка была бы непонятна детям, да страшновата. «Облагородил» сказку Шарль Перро.

Сравним важные моменты сказок:

3 обращения к силам природы.

Сказка написана в прозе.

У Пушкина и Жуковского написана красивым литературным языком, в стихах.

Сходство между 5 сказками очень большое, поэтому можно предположить, что Пушкин был знаком с немецким, французским и итальянским вариантом сказки. Как же не зная всех тонкостей, дети различают автора и сюжет? Мы решили обратиться к одноклассникам.

На этом мы не закончили работу со сказками. Мы провели анкетирование в параллели 3 классов и выяснили, что сказка Пушкина по знанию сюжета набрала 100 баллов, сказка Перро – 65 баллов, а сказка Гримм – 60 баллов. Приложение 1.

Значит, родную русскую литературу ученики третьих классов знают лучше и читают с удовольствием. Теперь нам осталось выяснить, откуда сама Арина Родионовна узнала про спящую царевну, если была неграмотной. Заглянем еще глубже в историю земли русской.

Чем серьёзнее начинаешь изучать историю, тем больше убеждаешься, что от нас пытаются скрыть нечто очень важное, необходимое для выживания. Мы хотим опровергнуть слова иностранцев, что наша история насчитывает немногим больше 1000 лет, что у нас всё заимствованное, даже русский язык. Нет, наша страна вынуждена доказывать, что ее литература, язык и культура гораздо древнее и, возможно даже внеземного происхождения.

Мы изучили размещенную статью в сети Интернет, посмотрели фильм, показанный по каналу Рен ТВ в феврале 2014 года и предлагаем вам нашу версию того, что в устном народном творчестве нашей страны было изложена не выдумка, а действительность. Приятно читать, что у женщины европейские черты лица, широко раскрытые голубые глаза, а также русые волосы, т.е. генетический анализ тела из мраморного саркофага показал ее 100 процентную однотипность с современным русским человеком.

Мы предлагаем вашему вниманию фильм, который мы сделали с папой.

Ларец нашли горнорабочие в 1969 году и подняли на поверхность. Чтобы открыть, долбили по краям окаменевшую от времени замазку. Крышка ларца была подогнана идеально точно. Открытие стало шоком для присутствующих. Ларец оказался гробом, до краёв наполненным розово-голубой кристальной чистоты жидкостью, а под ней лежала высокая (около 180 см) стройная, необычной красоты женщина. Густые тёмно-русые с рыжеватым отливом локоны до пояса слегка покрывали покоящиеся вдоль туловища нежные белые руки с короткими, аккуратно постриженными ногтями. Одета она была в белоснежное кружевное прозрачное платье длиной чуть ниже колен, с короткими рукавами. Казалось, женщина не мёртвая, а спит. У изголовья — чёрная, прямоугольная, закруглённая с одного края, металлическая коробочка размером примерно 25 на 10 см. Гроб стоял открытым для всеобщего обозрения примерно с 10 до 15 часов. Потом его понесли в вертолёт, но ноша оказалась слишком тяжела, и решили удалить жидкость. Тогда труп прямо на глазах начал чернеть. Жидкость снова залили, и чернота быстро исчезла. Спустя минуту на щеках женщины уже играл румянец, и тело приобрело прежний вид.

Гроб закрыли и увезли в Новосибирск. Выяснили, что возраст захоронения около 500 миллионов лет. Женщина похоронена в каменноугольный период палеозойской эры за миллионы лет до появления динозавров, незадолго до образования на планете каменного угля. Сначала гроб стоял в деревянном склепе среди глубокой чащи леса. Со временем склеп врос в землю, разрушился и без доступа кислорода в течение многих лет превратился в целый пласт угля. Установлено, что уровень цивилизации, к которой принадлежала женщина, превышает все известные до сих пор. Даже ткань, из которой изготовлено платье «царевны», не поддаётся научному анализу. Не удалось пока определить и состав жидкости, понятны только некоторые её компоненты ( это древнейшие разновидности лука и чеснока). Через два года в Ржавчике были найдены, отрыты и вывезены еще 2 саркофага, где находились мужчина и женщина. Также есть записи очевидцев, которые наблюдали НЛО в стороне Ржавчика. Объект был абсолютно беззвучен. Затем в трёх точках возникло временное свечение, которое потом повторилось, но уже ближе, примерно в 4-х километрах от Тисуля.

Остальные находки тоже достойны внимания, вот только их возраст не такой древний, как в Кемеровской области.

Также мы узнали, что во время правления папы Павла 3 ( 1534 – 1549) в Риме на Аппиевой дороге была открыта гробница дочери Цицерона ( римского деятеля). Так вот тело девушки тоже плавало в прозрачной жидкости и сохранилось прекрасно. Казалось, что она спит, несмотря на то, что прошло 15 веков.

Мы отыскали данные, что есть и мужской эталон древних предков арий и славян. Он был найден в Иране и назван Яромиром. Но там в отличии от женской истории, имеется целая серия фотографий и видеосюжетов этой находки, где изображен прекрасный мужчина славянской внешности, огромного роста и великолепного сложения. Его могила была исписана предупреждениями о том, что не следует тревожить это захоронение. Но они потревожены и разграблены, что является огромной утратой для всех славянских народов.

Мы не знаем достоверно, знал ли народ Италии или Франции о спрятанных саркофагах, так как на территории их стран находок пока не было, возможно их там и нет. Но каким-то образом история дошла до братьев Гримм и Шарля Перро.

Значит, если Пушкину сюжет сказки рассказала няня Арина Родионовна, можно сделать вывод:

Народ знал о существовании саркофагов и спящих телах, хотя время их появления до конца не установлено, возможно, когда ни человека, ни его потомков на планете Земля еще не было. Знал и изложил это в сказках и легендах. И вполне возможно, если исходить из находок на территории России, наш народ является древнейшим, надо только очень хорошо изучить свою историю, не умалчивая, не пытаясь скрыть важное, возможно, необходимое для выживания человечества.

Источник

Спящая красавица история сюжета

Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка

Предсказание о рождении дочери Весёлый пир

15-летие царевны и сон

Смерть царицы и рождение дочери Женитьба отца на мачехе

Жизнь в тереме богатырей

ВЫВОД: Прочитав сказки, я увидела схожий сюжет: рождение прекрасной дочки, сон (смерть- сон) и пробуждение. Однако отличий больше: во- первых, уже в названии сказки читаем — спящая и мертвая. А потому мы видим, что одна девушка засыпает в своем замке, а другая похоронена в хрустальном гробу в пещере.
Во- вторых, в сказке Пушкина нет пророка, предсказавшего рождение дитя, а мать, в отличие от сказки Жуковского умирает после рождения дочери и девочку воспитывает мачеха.
В- третьих, у Пушкина королевич Елисей- всем известный в царстве жених царевны. Он- то и отправляется на поиски невесты, а помогают ему в этом природные явления- солнце, месяц и ветер.
Причина сна( смерти) тоже в сказках разная: у Жуковского веретено, а у Пушкина- отравленное яблоко.
Таким образом, делаю вывод: сказки хоть и написаны в один период 6 времени (30-е годы 19 века), авторами- друзьями, имеющими общие интересы и мотив к написанию, но имеют только схожую сюжетообразующую структуру. В целом сказки можно назвать авторскими, индивидуальными.
У Жуковского и Пушкина источники вдохновения были различны. А потому и сказки воспринимаются читателем как самостоятельные произведения со своими особенностями.

1.2. Сказки В.А. Жуковского и Шарля Перро

Более половины произведений автора являются переводами с немецкого и английского языка, поэтому не трудно уловить в произведении уже знакомый сюжет сказки «Спящая красавица Шарля Перро, опубликованной в 1697 году и «Шиповничек» бр. Гримм, вышедшей в сборнике сказок в 1812 году.

Работа братьев Гримм повлияла на других любителей фольклора, воодушевив их к собиранию сказочных историй. Реакция на эти сборники не всегда была положительной. Джозеф Джейкобс однажды пожаловался, что английские дети не читают английские сказки; по его собственным словам, «Что Перро начал, то Гриммы закончили». 3

В.А. Жуковский в 1826 году для журнала «Детский собеседник» перевёл с французского языка две сказки братьев Гримм («Милый Роланд и девица Ясный Цвет» и «Царевна-шиповник»).

В. А. Жуковский
«Спящая царевна»

Шарль Перро
«Спящая красавица»

Год написания (издания)

Царь Матвей, царица, царевна.

7 добрых волшебниц-фей

Король, королева, дочка

13 ведуний
Старуха

Предсказание о рождении дочери

15-летие царевны и сон

Пробуждение благодаря поцелую принца

15 – 16 летие и сон

Пробуждение по истечению срока

Предсказание о рождении дочери

15-летие царевны и сон

Пробуждение благодаря поцелую королевича

ВЫВОД: Сказки во многом похожи сюжетообразующими элементами, хотя написаны в разное время и разными авторами:

в обеих сказках в предсказаниях упоминается веретено – причина сна

в сказках вместе с девушкой засыпает дворец

в сказках добро противостоит злу и есть спаситель

во всех сказках девушка засыпает в 15 – 16 лет, период взросления, а пробуждается через 100 лет

Можно сделать вывод, что в основе сюжета лежит общая история, несмотря на то, что видны незначительные отличия:

причина обиды – столовый прибор. В сказке Жуковского тарелки не хватило для старой злой чародейки, а у Шарля Перро вместо золотых приборов старухе подали обыкновенные

предсказатели разные, как и количество волшебниц Т.к. сказка Жуковским была написана позднее ( 30- годы 19 века) и автор известен своими переводами с немецкого и французского, то можно объяснить общность сюжета сказок тем, что Василий Андреевич был знаком с текстами Перро и Гримм.

1.3. Сказки А. С. Пушкина и братьев Гримм

Пушкин написал свое произведение на основе народных сказок, которые собирал, находясь в ссылке в Михайловском в 1824–1826 годах. Переодевшись в крестьянский наряд, смешивался он на ярмарках с толпой людей, прислушиваясь к меткому народному слову, записывая рассказы сказителей. Там он записал сказку «Самоглядное зеркало», похожую по сюжету на «Сказку о мертвой царевне». Другой источник – волшебные сказки Арины Родионовны. Именно о них он писал брату Льву: «Вечером слушаю сказки – и тем вознаграждаю недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!» 4

В 1833 году А.С. Пушкин находится в родовом имении Болдино. В этот период из-под пера автора выходят « Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», а также всеми любимая «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

Однако почему так очевидна связь сказки с «Белоснежкой» братьев Гримм, увидевшей свет в 1812 году. Ведь Александр Сергеевич не знал немецкого языка.

Оказывается в в библиотеке Пушкина был перевод этой сказки на французском языке (1830 г), и у Александра Сергеевича была возможность познакомиться с сюжетом произведения.

Александр Сергеевич Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и 7 богатырях»

Царь, царица, царевна, мачеха.

Королевич Елисей, солнце, месяц, ветер, 7 богатырей, Чернавка

Королева, король, доченька – красавица, мачеха

Смерть царицы и рождение дочери

Женитьба отца на мачехе

Жизнь в тереме богатырей

Пробуждение благодаря поцелую королевича Елисея

Смерть царицы и рождение дочери

Женитьба отца на мачехе

Попытки погубить Белоснежку (тесная шнуровка, ядовитый гребень, ядовитое яблоко)

Пробуждение девушки, так как кусок отравленного яблока выскочил из горла

ВЫВОД: В этих сказках можно увидеть как общие черты, так и отличительные черты:

Между тем, царевна молодая …
«поднялась и расцвела белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
И жених сыскался ей,
Королевич Елисей».

Белоснежка встречает 7 гномов, а у Пушкина 7 братьев-богатырей.

В сказках девушек уводят в лес на растерзание зверей.

Пушкин ввёл мотив верной собаки, почуявшей беду, не пускающей в дом Чернавку, подосланную мачехой. У бр. Гримм гномы успевали вернуться вовремя домой и спасти гостью от чар.

У бр. Гримм Пушкин заимствова л хрустальный гроб.

Вывод по главе : Перечитав внимательно сказки о спящих девушках, я нашла общее и отличное, что позволило сделать вывод о заимствовании некоторых элементов в сюжетах сказок других авторов. Однако мне хотелось узнать, из какого источника взяли свои сюжеты Гримм и Перро.

Глава 2. Рождение сказки

Если составить хронологию жизни создателей сказок, то получится такая схема:

Год написания ( издания сказки

1799-1837

Тогда у меня возникает вопрос: каким источником пользовался Ш. Перро при создании своей сказки?

Предшественницей «Спящей красавицы» Ш. Перро является сказка Джамбаттисты Базиле «Солнце, Луна и Талия », впервые опубликованная в 1634 г. 5

Джамбаттиста Базиле – итальянский (неаполитанский) поэт и писатель-сказочник, живший в 16-17 веке в Италии. Он написал книгу «Сказка сказок», которая является первым в истории европейской литературы сборником сказочного 13 фольклора.

Книга «Сказка сказок» не рассчитана на взрослую аудиторию, но в 2017 году вышел сборник «Забытые сказки» Ольги Крючковой и Елены Крючковой, в который вошли сюжеты, ставшие основой многих известных сказок («Золушка», «Красавица и чудовище» и т.д.). Там я нашла и ознакомительный вариант сказки Базиле.
Вывод по главе: Изучив интернет- ресурсы, я вышла на творчество Джамбаттисто Базиле, чьи сказки стали первой европейской книгой волшебных сказок, в основу которых был положен крестьянский фольклор.

Глава 3. Народные истоки

Знакомясь с историей создания авторских сказок, я отмечала, что еще одним источником вдохновения при создании текстов служил крестьянский быт, поверья.

Так, в изучаемых мной сказках можно увидеть общий элемент: сон( смерть), в который(ую) на некоторое время погружается героиня;

веретено- причина ухода в нереальный мир; зеркало- предсказатель.

Каковы народные поверья, связанные с этими явлениями?

Прядение как сфера знаний и навыков женских божеств распространено у многих народов. Прядение нитей судьбы указывает на женские образы иного мира.

Все богини судьбы— прядильщицы и ткачихи. Прядение зачастую связывается с образами рождения, жизни и смерти; прошлого, настоящего, будущего. А орудие прядения наделяется магическими свойствами. Веретено использовали славяне при рождении ребенка, при лечебной магии. Карпатские и сербские девушки — для приворота.

Запрет пользоваться веретеном (и даже видеть его) касался святок и других дней, когда нельзя было прясть, ткать, шить. В Сочельник прятали все веретёна, чтобы летом жнецы «не кололись»; в то же время эти веретёна должны быть «полными», то есть с намотанными на них нитками, чтобы в грядущем году такими же полными были кукурузные початки. Сербы не позволяли прикасаться веретеном или веником к ребенку, так как считали, что от этого он перестанет расти. 6

Так, мне удалось найти в славянской мифологии миф о деве Солнце:

В основе сюжетов сказок лежит не только заимствование из других литературных источников, но и изучение фольклорных традиции.

В результате исследовательской работы я узнала, что сказки, в основе которых лежит мотив засыпающей девушки, имеет общее начало – народное мировоззрение.

Авторы, используя похожий сюжет, привносят свои мотивы, благодаря которым сказки можно назвать индивидуальными, авторскими.

В процессе работы я познакомилась с понятием « б родячий сюжет»- устойчивый комплекс сюжетных мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящий из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.

В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И. Коровин, Учебник по литературе.

Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977.

Интернет- ресурс: https://obrazovaka.ru/

Интернет- ресурс: http://fb.ru/article/

Интернет- ресурс: Википедия

Интернет- ресурс: www.symbolarium.ru/index.php/Краткая энциклопедиясимволов

2 Гессен, Вестфалия, Кассель, Ханау, Цверен, майнская область- территории в Германии ( Википедия)

4 Благой Д. Д. Душа в заветной лире. М.: Советский писатель, 1977. (Пушкин (из письма брату Льву)

5 Джамбаттиста Базиле, источник интернет- ресурс

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *