способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
226. Состояние объекта исследования, характеризующееся неустойчивостью, несоответствием его функционирования потребностям дальнейшего развития — это:
• проблемная ситуация
227. Социально обусловленный психический процесс поиска и открытия существенно нового, опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза называется:
• мышлением
228. Способности от знаний и умений отличаются тем, что они
• допускают перенос действий на другие условия
229. Способности ученика, связанные с характеристикой качеств внимания, называются способностями:
• аттенционными
230. Способности, определяющие успехи человека в овладении знаниями и умениями, реализуемыми в самых различных видах деятельности, называются:
• общими
231. Способности, определяющие успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие, называются:
• специальными
232. Способность без искажения сохранять и воспроизводить информацию, характеризует такое качество памяти, как:
• точность
233. Способность к опосредованному и произвольному запоминанию развивается к возрасту:
• 10-12 лет
234. Способность к управлению движениями руки в ответ на зрительные стимулы называют:
• зрительно-моторной координацией
235. Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется:
• обучаемостью
237. Способность человека посредством речи давать предметам и явлениям окружающей действительности присущие только им названия является отражением функции речи
• обозначения
238. Сравнительный метод, лонгитюдный метод и метод поперечных срезов — это разновидности методов:
• организационных
239. Среди неэкспериментальных методов изучения внимания основным является:
• наблюдение
Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
61. Результат перестройки социальной ситуации развития, которая связана с изменением общественных отношений и изменением «внутренней позиции» ребенка составляет содержание
• критического периода развития
62. Самостоятельное и независимое определение жизненных целей и выбор будущей профессии старшим школьником называется:
• профессиональным самоопределением
64. Система побуждений, вызывающих активность учащегося и определяющая направленность и характер его учебной деятельности, называется:
• учебной мотивацией
65. Совокупность как знаний, умений, так и умственных действий, сформировавшихся в процессе приобретения этих умений и знаний, — это:
• умственное развитие
67. Содержательную сторону мышления составляют:
• образы, представления, понятия
68. Сочетание процессов эволюции и инволюции является содержанием
• зигзагообразности развития
70. Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется:
• обучаемостью
71. Способность легко и быстро извлекать из памяти необходимый материал характеризует:
• мобилизационную готовность памяти
72. Среди ведущих психологических и личностных новообразований старшего школьного возраста (ранней юности), следует выделить:
• обретение чувства личностной тождественности и целостности
Тест для библиотекарей по теме «Педагогическая психология»
по курсу: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;
б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;
в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;
г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.
2. Основной задачей образования является:
а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;
б) формирование умений и навыков;
в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;
г) овладение социокультурным опытом.
3. Под обучением понимают:
а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;
б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;
в) предпринимаемые учеником учебные действия;
г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.
4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:
а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность.
5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:
а) принцип социального моделирования;
б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;
г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;
д) принцип упражняемости.
6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:
а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение.
7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:
а) методы педагогики;
б) методы общей психологии;
в) обучающий эксперимент;
г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.
8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:
а) не подразумевает обучение;
б) требует специальных лабораторных условий;
г) ориентирован на развитие познавательных процессов.
9. Л . С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:
а) отождествляя процессы обучения и развития;
б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;
в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.
10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:
а) низкий уровень знаний;
б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;
в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.
11. Целью развивающего обучения является:
а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;
б) достижение высокого уровня обученности учащихся;
в) формирование умственных действий и понятий;
г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.
12. Учебная деятельность состоит из:
а) учебной задачи и учебных действий;
б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;
в) работы познавательных процессов;
г) действий внутреннего контроля и оценки.
13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:
а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;
б) потребность получать одобрение и признание;
в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;
г) стремление приобрести новые знания и умения.
14. В качестве основного принципа организации процесса
обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:
а) организация обучения от частного к общему;
б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;
в) овладение большой суммой знаний;
г) принцип усвоения логических форм.
15. Недостатком программированного обучения является:
а) отсутствие четких критериев контроля знаний;
б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;
в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;
г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.
16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:
а) программированного обучения;
б) проблемного обучения;
в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;
г) традиционного обучения.
17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:
а) материальное действие;
б) создание ориентировочной основы действия;
в) речевую форму выполнения действия;
18. Основным показателем готовности ребенка к обучению
а) овладение основными навыками чтения и счета;
б) развитие у ребенка мелкой моторики;
в) желание ребенка ходить в школу;
г) зрелость психических функций и саморегуляция;
д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.
19. Понятие «обучаемость» определяется:
а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;
б) способностью учителя научить ребенка;
в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;
г) зоной актуального развития учащегося.
20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):
в) внутренний план действия;
ж) теоретический анализ.
а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;
б) процесс взаимодействия педагога с учеником;
в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.
22. Основной функцией педагогической оценки является:
а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;
б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;
в) развитие мотивационной сферы учащегося.
23. Воспитанность характеризуется:
а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;
б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;
в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.
б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;
в) желание освоить профессию педагога.
25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:
а) академических способностей;
6) перцептивных способностей;
в) дидактических способностей.
26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:
а) педагогической направленностью;
б) педагогической деятельностью;
в) педагогическим общением;
г) педагогической компетентностью.
27. Педагогическая деятельность начинается с:
а) отбора учебного содержания;
б) выбора методов и форм обучения;
в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.
а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский.
29. Расставьте по порядку этапы становления педагогической психологии:
б) обще дидактические этапы;
в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.
а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;
30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже Х I Х-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:
а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика.
31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:
а) организационным методам;
б) эмпирическим методам;
в) способам обработки данных;
г) интерпретационным методам.
32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:
а) о наличии явления;
б) о наличии связи между явлениями;
в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;
г) о наличии причинной связи между явлениями.
1. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии. б) педагогическое управление;
2. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активности учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями и навыками. а) обучение;
3. Процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. в) педагогический процесс.
34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:
а) физиологии ; б) социологии; в) биологии; г) психологии.
35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:
а) научение навыкам;
б) научение действиям;
в) сенсомоторное научение;
36. Учение как приобретение знаний и умений по решению
различных задач среди зарубежных ученных изучал:
а) Я.А. Коменский; б) И. Гербарт; в) Б. Скиннер; г) К. Коффка.
37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:
а) приобретение знаний, умений и навыков;
б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;
в) специфический вид учебной деятельности;
г) вид деятельности.
38. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития.
а) Л.С. Выготский ; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер.
40. Уровень актуального развития характеризует:
а) обученность, воспитанность, развитость ;
б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;
в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;
г) обученность, обучаемость.
41. Расставьте по порядку структурные этапы педагогического процесса:
г) цель; а) принципы; д) содержание; е) методы; в) средства; б) формы;
1. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса. в) педагогическое конструирование.
2. Объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их взаимодействии . б) педагогический процесс;
3. Характеризует состояние в определенное время и в определенном пространстве. а) педагогическая ситуация;
43. Расставьте в порядке следования этапы психолого-педагогического исследования:
б) подготовительный этап;
г) исследовательский этап.
а) этап качественного и количественного анализа;
в) этап интерпретации;
44. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:
а) одна из форм проявления усвоения;
б) разновидность усвоения;
в) уровень усвоения;
45. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:
а) разумность; б) осознанность; в) прочность; г) освоенность.
46. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:
а) меру развернутости;
в) меру самостоятельности;
г) меру обобщенности.
47. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:
а) широкими познавательными мотивами;
б) широкими социальными мотивами;
в) учебно-познавательными мотивами;
г) узкими социальными мотивами.
48. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:
а) Я.А. Коменский; б) А. Дистервег; в) К.Д. Ушинский; г) Ж.Ж. Руссо.
49. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.
а) традиционный ; б) проблемный; в) программированный; г) догматический.
50. Соотнесите следующую классификацию методов воспитания:
1. Производиться оценка поступков и стимулируется к деятельности. в) метод оценки и самооценки;
2. Организуется деятельность воспитателя и стимулируются позитивные мотивы. б) метод упражнений;
3. Формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией . а) метод убеждений;
51. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:
52. Соотнесите приемы воспитания:
1. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования. а) самообязательство;
2. Систематическая фиксация своего состояния и поведения. г) самоконтроль.
3. Выявление причин успехов и неудач. в) осмысление собственных действий;
4. Ретроспективный взгляд на пройденный день за определенный временной путь. б) самоотчет;
53. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:
а) межличностной коммуникации;
б) восприятия и понимания друг друга;
в) межличностного взаимодействия;
г) передачи информации.
54. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:
а) социально-психологическая рефлексия;
55. Соотнесите планы соответствия психологических характеристик человека к деятельности педагога (И.А. Зимняя):
1. Определенное биологические, анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Отсутствие противопоказаний к деятельности «человек-человек»- б) предрасположенность;
2. Отрефлексированная направленность на профессию типа «человек-человек»- в) готовность.
56. Расставьте по порядку следования этапы профессионального самоопределения:
б) первичный выбор профессии;
а) этап профессионального самоопределения;
г) профессиональное обучение;
в) профессиональная адаптация;
д) самореализация в труде.
57. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.
в) общего социально-психологического;
58. Расставьте в порядке следования этапы и компоненты педагогической деятельности:
а) подготовительный этап;
е) конструктивная деятельность;
в) этап осуществления педагогического процесса;
б) организаторская деятельность;
ж) коммуникативная деятельность.
г) этап анализа результатов;
д) гностическая деятельность;
2. Система внутренней саморганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие — г) самообразование.
3. Процесс целенаправленного формирования личности — а) воспитание;
4. Адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах- б) педагогические закономерности воспитания;
60. Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:
Способность к усвоению новых знаний и формированию на их основе новых навыков и умений называется
346. Умение разбить материал на составляющие, чтобы ясно выступала его структура, относится к такой категории учебных целей, как:
• анализ
347. Умения: анализировать деятельность коллег; воспринимать новшества в методике преподавания и внедрять их на занятиях — относятся к группе умений:
• гностических (познавательных)
348. Умения: отбирать и дозировать необходимый для занятия учебный материал; анализировать и критически оценивать материал учебников и учебных пособий; учитывать при планировании психологические закономерности усвоения предмета; анализировать учебную ситуацию и выбрать верное решение; делать логические переходы в этапах занятия, в этапах работы над темой и т.д. — относятся к группе умений:
• проектировочных
349. Умения: подбирать приемы и способы обучения (упражнения, задания), адекватные поставленной цели; использовать приемы работы, учебный материал и т.д. соответственно индивидуальности школьника; подходить к решению методических вопросов в зависимости от условий обучения — относятся к группе умений:
• адаптационных
350. Умения: развивать личность школьника с учетом возможностей предмета, понять состояние ученика, проникнуть в его внутренний мир, адекватно оценивать знания, умения и навыки ученика — относятся к группе умений:
• перцептивных
351. Умения: рационально сочетать индивидуальную, парную и коллективную работу; быстро распределять задания в группе (с учетом условий, индивидуальных особенностей школьников); корректно предъявлять требования — относятся к группе умений:
• организационных
352. Умения: устанавливать доверительную, рабочую атмосферу; настроиться и настроить школьников на занятие соответственно его цели, содержанию и характеру — относятся к группе умений:
• коммуникативных
353. Уровень подготовки специалиста, позволяющий ему выполнять свои профессиональные функции, называется:
• квалификацией педагога
354. Уровень усвоения ценностей, на котором они устойчиво определяют поведение школьника, входят в привычный образ действий, или жизненный стиль, соответствует такой категории учебных целей, как:
• распространение ценностной ориентации на деятельность
355. Урок-лекцию или урок-консультацию учитель проводит только по запросу учеников в технологии:
• «Мастерская знаний»
357. Усвоение новых понятий и способов действий, самостоятельной поисковой деятельности, формирование системы ценностных ориентаций школьников происходит на уроке:
• усвоения нового материала
359. Условия, влияющие на развитие человека в обществе, принято называть:
• факторами социализации
360. Установление педагогически целесообразных отношений педагога с обучаемыми, другими педагогами, представителями общественности, родителями называется:
• коммуникативным компонентом педагогической деятельности
Что такое знания, умения и навыки?
Почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Как знания, умения и навыки влияют на обучение и развитие ребенка и почему родителям стоит ориентироваться в понятиях педагогики?
Основа основ: Знания. Умения. Навыки
К сожалению, далеко не все родители свободно ориентируются в педагогических понятиях. Даже больше – не все понимают, зачем это им вообще нужно. А зря. Неправильно думать, будто отдав ребенка в школу, вы скидываете с себя ответственность за его обучение. Вы – такой же учитель для него, как и школьные педагоги, даже более близкий, а зачастую и более авторитетный.
И зная хотя бы о базовых понятиях педагогики, вы сможете не только следить за развитием своего ребенка, но и помогать ему преодолевать трудности на пути обучения.
Для начала поговорим о самом понятии обучения и связанной с ним аббревиатурой, неясной большинству родителей – ЗУН. Что же скрывается за этими тремя буквами и почему о них говорят все педагоги?
Обучение и ЗУН – разбираемся с терминами
Не углубляясь в научную терминологию, можно сказать, что обучение – это процесс, направленный на усвоение учениками определенных знаний, умений и навыков. Вот и секрет аббревиатуры ЗУН – это и есть знания (З), умения (У) и навыки (Н).
Естественно, у обучения есть и более дальновидные цели: формирование мировоззренческих позиций, развитие умственных способностей и раскрытие потенциальных возможностей учеников. Но в самом начале – всегда ЗУН. С этим разобрались, но что же представляет собой каждый компонент по отдельности, как они связаны и что дают ребенку?
Что такое знания
Разные теоретики дают разные определения понятия «знание». Для одних это – воспроизведение определенных аспектов реальности, для других – отображение этой же реальности, для третьих – умение оперировать теоретическими обобщениями. Если по-простому, знание – это способность понимать, сохранять и воспроизводить определенные факты.
Приведем пример: когда ваш ребенок начинает изучать алфавит, он формирует именно знание о буквах, а затем – знание о том, что их можно складывать в слоги и слова.
Казалось бы, знания – это, безусловно, хорошо. Ребенок знает буквы, таблицу умножения и математические формулы. Но есть одна загвоздка, о которой говорит известное выражение – без практики теория мертва. Знания – отличный тренажер для мозга и инструмент познания окружающего мира, но сами по себе они еще не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, они должны плавно переходить в… умения!
Что такое умения
Умения – это способность применять полученные знания на практике. Это необходимый этап интегрирования знаний в практическую жизнь.
Когда ребенок знает буквы, он учится складывать их в слова и читать. В этом случае чтение становится умением, вытекающим из ранее полученных знаний.
Умения – это тоже хорошо. Ребенок учится применять собственные знания и глубже познает мир. Умения – это всегда сознательные способности, требующие приложения определенных усилий. Можно ли сделать их бессознательными? Конечно, можно – для этого умения должны перерасти в… да, вы правильно догадались – в навыки!
Что такое навыки
Навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Ребенок использует полученные знания уже на бессознательном уровне и действует, даже не задумываясь.
Когда ребенок только учится читать, не все дается ему гладко – он медлит, путается и сбивается. Но когда чтение перешло в навык, он читает на автомате – просто, легко и будто само собой.
Любой процесс обучения направлен на постепенное освоение всех трех компонентов в их логической последовательности: сначала знания – потом умения – затем навыки. Эта схема работает и способствует полноценному усвоению учебного материала. Но вы можете использовать ее и дома – с готовкой, уборкой или творческими занятиями.
Несмотря на кажущуюся простоту, процесс обучения сложен и многогранен. Некоторые умения и навыки формируются годами, а на их совершенствование может уйти вся жизнь. Кроме того, некоторые навыки могут быть вообще недостижимыми – например, не всем дается живопись или игра на пианино.
Как ЗУН влияют на развитие ребенка
Очевидно, что ЗУН как основа процесса обучения непосредственно влияет на развитие ребенка. Более того, сам процесс усвоения ЗУН сопоставим с общим развитием любых способностей человека, таких как:
1) восприятие объекта;
2) узнавание, осмысление и поиск связи с другими объектами;
3) воспроизведение полученной информации (на уровне знаний, умений и навыков);
4) применение новых ЗУН, включение их в собственную картину мира;
5) творческая деятельность на основе приобретенных ЗУН.
Однако стоит отметить, что традиционная школьная модель образования часто игнорирует последнюю, творческую, составляющую процесса обучения. А ведь она учит ребенка эффективно действовать в непредвиденных ситуациях, искать новые пути решения проблемы и проявлять креативность.
Именно поэтому лучше всего позаботиться о дополнительных занятиях для ребенка, которые заполнят пробелы школьного образования. С этой целью отлично справятся курсы ментальной арифметики или мегаскорочтения.