способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Функциональная грамотность

Функциональная грамотность — это умение эффективно действовать в нестандартных жизненных ситуациях. Ее можно определить как «повседневную мудрость», способность решать задачи за пределами парты, грамотно строить свою жизнь и не теряться в ней. Функциональная грамотность сформирована через формат международного исследования PISA.

Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.

Составляющие функциональной грамотности:

— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;

— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;

— вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Источник

Презентация на тему «Функциональная грамотность»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Развитие функциональной грамотности младших школьников через чтение и письмо

Функциональная грамотность-это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом, т.е. это тот уровень грамотности, который даёт человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Функциональная грамотность Является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма Направлена на решение бытовых проблем Обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации Связана с решением стандартных, стереотипных задач Используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения

Компетенции Способность выбирать и использовать различные технологии Способность выбирать и использовать различные технологии Способность выбирать и использовать различные технологии Способность видеть проблемы и искать пути их решения Способность учиться всю жизнь

Компоненты Компоненты Знания Умения Готовность

Грамотное, осознанное чтение является гарантией успешной деятельности ребёнка не только на уроках русского языка и литературного чтения, но и в любой предметной области.

АНАЛИЗ Сравни мнение купца, муллы и юноши о роднике. Соотнеси социальное положение героев с их словами. СИНТЕЗ: Составь диаграмму Венна. Придумай другую надпись у родника. ОЦЕНКА: Почему автор назвал рассказ «Чистый родник», а не просто «Родник»?

Источник

Развитие культуры чтения как базовой составляющей функциональной грамотности современных школьников

Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 г. ЮНЕСКО наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Как определяют понятия «грамотность» и «минимальная грамотность»?

Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. Как определяют термин «функциональная грамотность»? Функциональная грамотность – это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.).

То есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении.

Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто она выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др.

Какие же компетенции связаны с функциональной грамотностью?

1. Cпособность выбирать и использовать различные технологии.

2. Cпособность видеть проблемы и искать пути их решения.

3. Cпособность учиться всю жизнь.

Чтение – как раз-таки технология интеллектуального развития, способ обретения культуры, посредник в общении, средство для решения жизненных проблем. Без чтения невозможно интеллектуальное развитие и самообразование, которое продолжается в течение всей жизни.

Культура чтения, с одной стороны, – это комплекс навыков работы с книгой, с другой стороны, культура чтения – это процесс, включающий восприятие текста, его понимание и интерпретацию произведения.

В связи с этим развитие культуры чтения художественного текста является важной ступенью в достижении главной цели образования – саморазвития личности и формирования базовых общечеловеческих ценностей. В наше время дефицит культуры чтения особенно ощутим, поэтому важно развивать культуру чтения обучающихся, которая является базовой составляющей функциональной грамотности.

Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Национальная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся: а это, в первую очередь, смысловое чтение, которое заложено в стандарт нового поколения.

Мы неоднократно задавались вопросом, как организовать работу по развитию культуры чтения наших обучающихся. Мы понимали: чтобы дать ребенку «инструменты» для работы с книгой, научить его, нужно научиться самим. Нами была организована работа школьного методического семинара-практикума «Современные образовательные технологии». Первым шагом стало корпоративное обучение учителей. В соответствии с Программой повышения квалификации в октябре 2016 года коллектив прошел обучение по программе «Развитие навыков смыслового чтения и работы с текстовой информацией в формировании метапредметных результатов в условиях ФГОС» под руководством педагога Т.А. Булавиной, в 2017г. учителя участвовали в выездных семинарах-практикумах по проблемам смыслового чтения в г. Краснотурьинск и ЗАТО «Свободный». Были сложности, так как присутствовало мнение, что «работать с текстом должны учителя русского языка и литературы», и «работать с текстами я и сам умею». Эти заблуждения преодолевали со временем. После обучения учителя начали активно внедрять стратегии смыслового чтения в педагогическую практику. В школе ежегодно проходит конкурс профессионального мастерства «Современный урок современного учителя». В 2017-2018 и 2018-2019 учебных годах он был посвящен стратегиям смыслового чтения. Победителями и призерами стали учителя начальных классов, русского языка и литературы, географии, иностранного языка, математики.

Также в декабре 2016 года учащиеся и педагоги школы стали ассоциированными членами Межрегиональной общественной организации «Русская Ассоциация Чтения». Основная цель работы школы в данном направлении – формирование читательской компетентности школьников, развитие навыков смыслового чтения.

С января 2017 года школа начала работу над инновационным общешкольным проектом «Книга года»: первым в рамках работы Ассоциации стал дизайн-проект по разработке Золотой полки и Уголка читателя, составлен план работы на год, проведены деловые игры в режиме Мозгового штурма, в результате которых набрана «Корзина идей» – возможные варианты проектных работ над Книгой года. В школе создан детский и взрослый совет РАЧ, которые разрабатывают содержание Фестиваля «Открытая книга» в рамках реализации общешкольного инновационного проекта «Книга года» и организовывают его проведение. В апреле 2017 года состоялся первый общешкольный Фестиваль идей «Открытая Книга», где каждый класс представлял свои проекты. Фестиваль прижился, проходит уже три года, в нем участвует вся школа и родители, в основном, конечно, учащихся начальных классов. Нравится сам процесс подготовки, а сам Фестиваль – это целый праздник. Проходит большая предварительная работа: на классных часах, посвященных книгам, прочитанным летом, ребята выбирают книгу класса, которую представляют на стендовой защите. По результатам стендовой защиты выбирают Книги года. Детский совет проводит выбор Лидеров чтения, рекламу выбранных книг. Учителя-тьюторы помогают ребятам определиться с выбором проекта по книге. В содержание урока учителя включают материал из выбранных книг, проводят пятиминутки чтения Книг года. Итоги Фестиваля подводим осенью на празднике, посвященном закрытию Книг года.

Ключевые моменты организации работы по развитию читательской компетентности обучающихся в рамках реализации общешкольного проекта «Книга года» можно отметить следующие: ежегодно учащиеся выбирают три Книги года (с учетом возрастных особенностей обучающихся), работа организована совместно со школьной Исследовательской лабораторией «Хочу все знать!», в реализацию проекта вовлечены обучающиеся всех возрастных групп и все педагоги (100%).

Это совместная работа детей и взрослых, которые выполняют индивидуальные, групповые, коллективные (группы как из детей одного возраста, так и разновозрастные), творческие, ролевые, исследовательские проекты: викторины, кроссворды, настольные игры, квесты, инсценировки, ростовые куклы-герои книг, рисунки, поделки, видеофильмы, буктрейлеры, музыкальные номера и другое. Проекты участники представляют на общешкольном Фестивале идей «Открытая Книга», на Научно-практических конференциях и конкурсах различного уровня (II место в региональном конкурсе исследовательских проектов «Я – исследователь», 2018). Инновационный проект «Чтение с удовольствием» занял I место в муниципальном конкурсе инновационных проектов. Читательская активность обучающихся за последние два года значительно выросла: в 2015-2016 учебном году взято в школьной библиотеке на 504 книги больше, чем в предыдущем году, а в 2016-2017 – больше на 1125 книг по сравнению с предыдущим учебным годом.

Для освещения работы Уральского отделения Русской Ассоциации Чтения создан школьный блог. Работу школы над инновационным проектом неоднократно освещали средства массовой информации (газета «Серовский рабочий», информационная программа «День города»). II Фестиваль «Открытая Книга (апрель, 2018) прошел в рамках открытого мероприятия для педагогического сообщества Серовского городского округа.

Также мы уже три года являемся участниками выездных слетов Лидеров чтения (ЗАТО «Свободный», загородный центр «Таватуй»).

Опыт работы педагогического коллектива был представлен на V Международной научно-практической конференции «Чтение и грамотность в образовании и культуре: итоги и перспективы» в Москве в 2017. Статьи опубликованы в сборнике материалов конференции и в международном научном сборнике статей «Человек читающий (Homo Legens)» (Москва, 2017).

Мы не останавливаемся на достигнутом, постоянно ищем новые формы работы. Так, в 2018-2019 учебном году первый раз провели День тотального чтения. В этот день ребята по школьному радио читали отрывки из любимых произведений. Находкой стала благотворительная предновогодняя книжная ярмарка, на которой ребята и взрослые могли купить понравившуюся книгу за апельсин. Из более 500 книг остались непроданными только две. Администрация и продавцы-волонтёры передали апельсины в Дом престарелых.

Ещё одним запоминающимся мероприятием для ребят стал VIP-вечер «Мои рифмы», в нем приняли участие ребята с 4 по 11 класс, которые пишут сами. Вечер проходил в кафе «Веранда». В уютной обстановке, за чашкой чая и разговорами дети читали свои произведения, делились сокровенным. После этого мероприятия учащаяся 8 класса начала работу над сборником произведений ребят-авторов, который будет защищать уже в этом учебном году.

В заключение своего выступления хочу сказать, что выстроенная система работы по развитию культуры чтения обучающихся школы дает свои положительные результаты. Эта работа дает возможность прививать любовь к чтению и позволяет сформировать читающего, а значит, грамотного, компетентного во многих вопросах человека. С уверенностью можно сказать, что школа № 1 «Полифорум» — читающая школа.

«Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребёнком лишь тогда, когда, наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словами» (В.А. Сухомлинский).

Источник

Презентация по теме «Функциональная грамотность»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Описание презентации по отдельным слайдам:

Описание слайда:

Функциональная грамотность
Подготовила: учитель МОУ Щербининской ООШ Малышева Любовь Олеговна

Описание слайда:

Современное общество представляет собой крайне динамичную, быстроразвивающуюся систему. Педагогика, отвечая запросам современного мира, постоянно наполняется новыми тенденциями, совершенствуются и уже имеющиеся направления. Современный учитель должен не просто знать свой материал, но и активно использовать новые технологии в профессиональной деятельности.

Описание слайда:

Функциональная грамотность – способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом, т. е. это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении. [ А.А. Веряев, М.Н. Нечупаева, Г.В. Татарникова. Функциональная грамотность учащихся: представления, критический анализ, измерение. – С. 15. ]

Описание слайда:

Функционально грамотный человек — это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений[Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла / под ред. А. А. Леонтьева. М.: Баласс, 2003. С. 35.]

Описание слайда:

Компоненты функциональной грамотности

Описание слайда:

Компьютерная грамотность включает в себя:
-поиск информации в сети Интернет
-умение пользоваться электронной почтой и различными мессенджерами
-работы с электронными таблицами
-использование графических редакторов

Информационная грамотность умение:
-находить и отбирать информацию из книг, справочников
-читать чертежи, графики
-использовать информацию в СМИ
-анализ числовой информации
Общая грамотность содержит:
-написание сочинений, рефератов
-счет без калькулятора
-умение отвечать на поставленные вопросы
-написание заявление, заполнение бланков

Описание слайда:

Коммуникативная грамотность включает:
-работу в группе, команде
-приспособление к новым, непривычным условиям и требованиям

Бытовая грамотность умение:
-выбирать продукты, товары и услуги
-планировать денежные расходы, исходя из бюджета
-использование различных бытовых устройств,умение использовать инструкции
Грамотность поведения в чрезвычайных ситуациях:
-умение оказать первую медицинскую помощь
-забота о своем здоровье
-обратится в экстренные службы в случае необходимости
Общественно политическая грамотность:
-отстаивать свои права и интересы
-анализ и сравнение различных политических движений

Описание слайда:
Описание слайда:

Спасибо за внимание

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Курс повышения квалификации

Педагог дополнительного образования: современные подходы к профессиональной деятельности

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Курс профессиональной переподготовки

Педагогика дополнительного образования детей и взрослых

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Презентация может быть использована на конференции или педсовете

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Разработка урока «Понимание текста»

Презентация на тему «Қазақстан Республикасының Ата Заңы» (6 класс)

Сценарий внеклассного мероприятия » Марафон наук»

Сценарий спортивного праздника «Вперед, мальчишки!» (1 класс)

Presentation on the topic: «Her Majesty’s Royal Palace and Fortress, Tower of London»

Презентация ученика «Профессии будущего»

Статья на тему: «Воспитательный потенциал школьного туризма»

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5290987 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

На Госуслугах ввели запись детей на кружки и секции

Время чтения: 2 минуты

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Заболеваемость ковидом среди студентов и преподавателей снизилась на 33%

Время чтения: 4 минуты

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Смотреть картинку способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Картинка про способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это. Фото способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом это

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

СТАТЬЯ «ОСНОВЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Международная программа по оценке качества обучения PISA проводится раз в 3 года, начиная с 2000 г., и проходит под патронажем Организации экономического сотрудничества и развития.

Цель этого масштабного тестирования — провести оценку грамотности 15-летних школьников в разных видах учебной деятельности: естественнонаучной, математической, компьютерной и читательской.

PISA позволяет понять, какая страна будет более конкурентоспособной в будущем за счёт потенциала подрастающего поколения
Главное отличие программы PISA от ЕГЭ, ОГЭ и других российских тестов заключается в том, что она, в первую очередь, оценивает возможность школьников руководствоваться здравым смыслом и логикой при выполнении нестандартных задач. В этом отношении можно сказать, что PISA следует современным образовательным трендам, ведь способность учеников применять школьные знания в жизни — это важнейший аспект функциональной грамотности и навыков XXI века. Задания PISA проверяют не заученный материал по биологии, географии, физике и обществознанию, а практическое применение, владение учеников компетенциями в различных контекстах этих предметов и межпредметного взаимодействия: здоровье человека, природные ресурсы, окружающая среда, экология, открытия в области науки и технологии.

Показатели России в международном рейтинге стран, ученики которых проходили тестирование PISA, из года в год остаются невысокими. Но надо признать, что в последнее время нашей стране всё-таки удалось их немного улучшить. Ну а самыми хорошими результатами в международном рейтинге могут похвастаться страны Азии: Китай, Тайвань, Сингапур, Южная Корея, Япония. После них по уже сложившейся традиции расположились Финляндия, Лихтенштейн, Швейцария и Нидерланды.

Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Невысокие результаты российских учащихся в исследованиях PISA обусловлены, с нашей точки зрения, следующими основными причинами:

1) недостаточной практической ориентированностью содержания образования по русскому языку, математике и естественнонаучным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни;

2) перегруженностью программ и учебников;

3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных и интеллектуальных умений;

4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – письму и чтению, говорению и слушанию, работе с текстом.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач».

Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Социологический словарь определяет функциональную грамотность как способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней, т.е. способность использовать навыки чтения и письма в условиях взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию к купленному компьютеру и т.д.). Это тот уровень грамотности, который делает возможным полноценную деятельность индивида в социальном окружении.
Таким образом, в строгом значении слова функциональная грамотность – это использование умений читать и писать в повседневной жизни, «социальная практика работы с текстом». Иными словами, это уровень грамотности человека, определяющий его деятельность с использованием печатного слова в быту.

А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: « Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

Как определить, обладает ли человек функциональной грамотностью?

– ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);

– способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;

– умеющий отвечать за свои решения;

– способный нести ответственность за себя и своих близких;

– владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;

– обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;

– для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;

– легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;

– хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;

– владеющий современными информационными технологиями.

Параметры функциональной грамотности включают языковую, компьютерную и информационную, правовую, гражданскую, финансовую, экологическую грамотность, способность ставить и изменять цели и задачи собственной деятельности, осуществлять коммуникацию, реализовывать простейшие акты деятельности в ситуации неопределенности.

Рассмотрим индикаторы функциональной грамотности школьников и их показатели:

Общая грамотность : написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.

Компьютерная : искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.

Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях : оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.

Информационная : находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.

Коммуникативная : работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.

Владение иностранными языками : перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Грамотность при решении бытовых проблем : выбирать продукты, товары и услуги (в магазинах, в разных сервисных службах); планировать денежные расходы, исходя из бюджета семьи; использовать различные технические бытовые устройства, пользуясь инструкциями; ориентироваться в незнакомом городе, пользуясь справочником, картой.

Данные качества функционально грамотной личности могут и должны рассматриваться как портрет современного выпускника школы.

На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

1) содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);

2) формы и методы обучения, сот;

3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;

4) программы внешкольного, дополнительного образования;

5) модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);

6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;

7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

Важнейшим компонентом содержания образования становятся универсальные учебные действия.

Принципиально важную позицию занимает личностный результат обучающегося, так как для успешного воспитания функционально грамотной личности необходимо придать образованию личностный смысл.

Именно поэтому необходимо выстроить процесс обучения и воспитания так, чтобы привить воспитаннику навыки практических действий, т.е., ключевые компетентности: умение анализировать, сравнивать, выделять основное, давать адекватную самооценку, быть самостоятельным, уметь сотрудничать, проявлять инициативу, замечать проблемы и искать пути их решения.

Коммуникация, сотрудничество, критическое мышление, креативность – вот главные качества, которыми должны овладеть обучающиеся 21 века.

1. Безрукова В.С. Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога), 2000.

2. Бунеев Р.Н. Понятие функциональной грамотности // Образовательная программа «Школа 2100», Педагогика здравого смысла / Сборник материалов / Под научной редакцией А.А.Леонтьева. – М.: «Баласс», Издательский Дом РАО, 2003.

3. Вершловский С.Г., Матюшкина М.Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. № 5, 2007.

4. Гаврилюк В. В. Преодоление функциональной неграмотности и формирование социальной компетентности // Социологические исследования. 2006. № 12.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *