спичечная фабрика гигант история
Гл. Спичечно-мебельный комбинат
На спичечно-мебельном комбинате «Гигант», где продолжал работать мой отец, сменился руководитель. Калужским обкомом партии при согласовании с Министерством лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и главком ВПО «Союзфанспичпром» был назначен директором Михаил Федорович Перерушев. Впоследствии под его руководством комбинат быстро вышел в передовые.
Самые трудные годы выпали на долю предыдущего директора, Арнольда Павловича Щербина, и его команды. В середине семидесятых годов происходило переоснащение промышленного предприятия немецко-австрийским и шведским оборудованием.
Главный инженер Анатолий Иванович Пудов начал тогда совершенствовать технологический процесс спичечного производства. Была поставлена задача увеличить количество набиваемого коробка с 60 до 75 спичек. Это долгий технологический процесс. В те годы страна жила будущим, стремилась улучшить жизнь простых граждан. Хотя многое им было неизвестно, каждый человек надеялся на то, что его труд обязательно в дальнейшем вознаградится по заслугам.
В застойные 70е годы при директоре А.П. Щербине началось усовершенствование автоматов старой линии и набивочных машин с набивкой в коробок 75 спичек вместо 60. Внедрением нового оборудования занимался главный инженер комбината. С приходом в директорское кресло Перерушева на крупном всесоюзном промышленном предприятии произошли глобальные по тем временам перемены. Он начал заменять старые кадры. Людей старался подбирать таких, которые беспрекословно выполняли его распоряжения. Первым делом был вынужден уйти с должности главный инженер предприятия. Вместо Пудова был назначен Владимир Александрович Каменщиков, который продолжил воплощать в производственную жизнь комбината незавершенные замыслы своего предшественника. Фабрика заработала с опережением всех намеченных производственно-технических программ на 1982 год. План был сделан к первому ноября. В чем же крылся секрет такого перевыполнения? Каждый пятый выпущенный коробок выпускался на перевыполнение плана за счет снижения на пять спичек. На протяжении нескольких лет с негласного согласия директора обманывали Министерство лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР и главк ВПО «Союзфанспичпром». Таким образом, одурачивали государство. Зато он слышал в верхах:
— Молодец, слава Перерушеву!
Неугодные работники моментально администрацией увольнялись. На производственном объединении «Гигант» каждый год такая участь ожидала до семисот человек из тысячи шестисот работавших. Ежемесячно служащие и инженерно-технические работники обязаны были отработать дополнительно на спичпроизводстве в сверхурочное время от пяти до десяти дней. Таким лицам зарплата выплачивалась в полном объеме на основном рабочем месте и за сделанную продукцию в цехе согласно установленным расценкам, что являлось нарушением КЗоТа по оплате труда. Главная задача директора была любым способом выполнить установленный годовой план. По просьбе коммуниста Перерушева приглашались представители областного радиовещания и корреспонденты газет. Они освещали работу производства и его «личные заслуги». На культуру производства он не обращал никакого внимания.
Директор подмял под себя профсоюзную и партийную организации комбината и распределял построенное жилье единолично, по своему усмотрению. Жилье получали только нужные и преданные «кумунисту» Перерушеву люди.
При Советской власти, хваленой социальной социалистической политике выглядело все хорошо на бумаге и на телевидении. Можно было только слышать восторженные крики: «Ура Ленинской партии!» В действительности коммунистические отцы не обращали абсолютно никакого внимания на инвалидов, всячески демонстрируя перед мировым сообществом, что данной проблемы в стране не существует. Эта категория населения в самой «справедливой» стране в мире была одной из самых обездоленных и не защищенных от произвола коммунистической ненасытной гвардии. По советскому трудовому законодательству работающий инвалид не имел права получать более ста двадцати рублей в месяц. Если он, инвалид, получит одну лишнюю копейку, автоматически снималась полностью пенсия по инвалидности. У инвалидов первой группы она составляла семьдесят пять рублей в месяц, а у второй — пятьдесят рублей. Я пенсию по инвалидности не получал на протяжении многих месяцев, когда работал на спичечно-мебельном комбинате. Руководитель группы В. Аникин каждый месяц мне выписывал премию в размере пяти рублей. Таким образом, терялась полностью вся пенсия.
Наступил Новый, 1985 год, который оказался в моей жизни очень сложным, а может быть, окончательно переломным. Все трудности и разочарование в людях, в самой коммунистической системе были впереди.
Уже в первые дни наступившего года на душе было неспокойно. Сердце предчувствовало большие осложнения в жизни. Я проработал на спичечно-мебельном комбинате немногим больше года.
На работе тучи над группой надежности сгущались с каждым днем. В конце первой декады января состоялась откровенная беседа с руководителем группы — Владимиром Борисовичем Груздовым.
— Сергей, с Перерушевым у меня произошел разговор на повышенных тонах. Я директору высказал все, что о нем думаю, и какие жополизы его на предприятии окружают. Ты понимаешь, что после такого разговора мне на фабрике не работать, и я вынужден был написать заявление на увольнение по собственному желанию. Он мне для поиска новой работы, как предусмотрено КЗоТом, отвел две недели. В отведенные дни буду заниматься только личным вопросом, связанным с трудоустройством. По рекомендации директора главный инженер Каменщиков подписал приказ: «Назначить начальником группы надежности Аникина Владимира Ильича». Из этого делай вывод.
— Мне все понятно, — возмутился я. — И все же, как можно этого человека ставить на должность инженера со среднетехническим образованием? При том, что он никогда не работал самостоятельно с документацией, а тут понадобится дополнительно делать математические и экономические расчеты по эксплуатации спичечного оборудования. В цехе за него всю документацию вели младшие технические служащие.
— Я это все знаю и без тебя, — сказал Груздов и продолжил. — Группа просуществует недолго. Аникина в данный момент некуда пристроить, нет свободных руководящих должностей. На прежней работе его оставлять уже нельзя. Он слишком много начудил в должности заместителя директора по быту. Местечко ему подыщут, и сразу с согласия Перерушева произойдет ликвидация группы.
— Я прекрасно знаю, что с ним не сработаться. Несмотря на то что он меня знает с девятилетнего возраста как сосед по подъезду. Это очень ехидный и злорадный человек.
— Сергей, ты находишься в скверном положении, — размышлял Владимир Борисович. — Есть ли у тебя возможность перейти работать в другое место? После моего ухода с фабрики под тебя начнут копать. Это будет делать Аникин. Он тебя недолюбливает и будет нести всякие небылицы директору. На защиту главного конструктора отдела Федотова не рассчитывай. Это не тот человек.
— Я такой поворот событий предчувствовал, когда по рекомендации секретаря райкома партии Игоря Сергеевича Кучина меня приняли на фабрику. В данный момент у меня нет никакой подходящей работы. В городе поднимается вопрос об открытии шахматной школы, но когда она откроется, неизвестно.
После десятого января к исполнению обязанностей начальника приступил Аникин. Новая метла по-новому стала мести. Он первым делом стал «усовершенствовать» бланки на износившиеся детали. Мне пришлось несколько раз перепечатывать на электрической машинке форму, по которой должны были собирать и анализировать полученные данные от механиков цехов по физическому износу детали или станка. В этой связи уместно упомянуть поговорку: хотели как лучше, а получилось как всегда. Поставленные перед группой надежности задачи стали пробуксовывать, а новый руководитель не был заинтересован в налаживании и расширении технико-экономического прогресса в спичечном производстве.
Я два месяца, с небольшим интервалом, находился на боллистке по поводу острого аппендицита. На протяжении месяца меня лечили в стационаре от гастрита, а когда появлялись приступы, то их моментально снимали холодной грелкой и лекарствами. В лечебном учреждении пролежал двадцать один день и был выписан в удовлетворительном состоянии. По прошествии недели случился очередной приступ. На этот раз меня отвезли на «скорой помощи» в хирургическое отделение и в тот же день сделали операцию.
Ближе к теплым дням исподволь стал подниматься сельскохозяйственный вопрос. Каждый работник в те «райские» годы батрачил в подшефном колхозе. Я же в силу своего заболевания был освобожден от всех физических работ. Это не нравилось некоторым женским персонам из отдела главного конструктора и парторгу комбината Аиде Михайловне Цирульниковой. В летние месяцы над моей головой свинцовые тучи стали сгущаться. Директорские подхалимы чуть ли не ежедневно в присутствии Михаила Федоровича Перерушева возмущались: «Почему Сергей Шарабин не ездит в колхоз? У него одна рука здоровая, может перебирать картошку». Нарушая трудовое законодательство, директор в октябре 1985 года издал приказ: «Уволить Шарабина Сергея Николаевича по сокращению штатов». Администрация предприятия увольняла меня трижды. Первый раз за меня встали горой члены профсоюза, которые выступили против решения директора. Главный инженер комбината Владимир Александрович Каменщиков подыскал мне должность в технической библиотеке. На следующий день эта единица была сокращена приказом «кумунистического» руководителя. Директору понадобилось неделя, чтобы обработать каждого члена профсоюзного комитета для получения согласия на его прихоть. С партократическими чинушами, на протяжении всех лет их господства, директорам значительно легче было найти общий язык, так как они сами насквозь пропитались властью. Парторг комбината без колебания поддержала руководителя спичечно-мебельного комбината «Гигант».
В первых числах ноября в трудовой книжке была сделана запись: «Уволен по сокращению штата». Администрация даже не соизволила предварительно уточнить, нахожусь ли я на рабочем месте или нет. В этот день участковый врач выписала мне больничный лист в связи с гриппом. После октябрьского «кумунистического» веселья многомиллионной организации я вышел на работу. В тот же день меня вызвали в отдел кадров и уведомили, что я уволен по сокращению.
За меня ни один руководитель этой надутой, как мыльный пузырь, организации не заступился. Правду было искать не у кого. Все оказались в стороне, в том числе Калужский обком комсомола и рупор всесоюзной молодежной организации газета «Комсомольская правда». Комсомол не защитил меня от произвола антилюдской кучки коммунистических руководителей промышленного предприятия.
Много накопилось у меня ненависти к жизни и ко всему окружающему. Главным образом от оскорблений бездушных и бессердечных людей, из-за их презрительного отношения к инвалиду. Только благодаря своему отцу и преданному школьному другу Петру Михайлину сумел выжить.
Главные новости Калужской области
Город в миниатюре
Калуга на спичечных этикетках 70-х годов ХХ века
Этикетка на спичечном коробке если не ушла совсем в прошлое, то стала редкостью или по крайней мере утратила прежнюю эстетическую ценность. Если раньше ее заказывали художнику, он делал живописный этюд, который сам по себе становился художественным произведением, теперь достаточно, и это в лучшем случае, наштамповать фотографию – и всё готово. Между тем этикетка способна стать любопытным историческим свидетельством. Расскажем об этом на примере Калуги и калужских спичечных фабрик.
На улице Фабричной…
В топонимике Калуги «Спичка» обозначает место, где находилась спичечная фабрика «Гигант» имени Ворошилова. Началом деятельности предприятия считается 5 ноября 1931 года. Улица, на которой с 1928 года стала строиться фабрика первой пятилетки, не имела названия. По мнению известного исследователя и краеведа Генриетты Морозовой, в августе 1948-го она называлась Фабричной. В 1965 году получила имя генерала Ивана Болдина, командовавшего 50-й армией, освобождавшей город от фашистских захватчиков.
По спичечным этикеткам можно проследить исторические вехи в развитии Калуги, области, страны в целом. Город и его достопримечательности нашли отражение на этикетках 50–80 годов ХХ столетия, когда и «Гигант», и Балабановская экспериментальная фабрика получили возможность на новом оборудовании создавать их в разнообразном цветовом решении. К работе были привлечены калужские художники Александр Кауров, разработавший эскизы к наборам «К.Э. Циолковский», «Памятные места Калужской области», Нина Собинкова, которая в 1971 году разработала серию многоцветных этикеток «Земля Калужская».
В 1971 году Калуга отмечала 600-летие. В марте было принято и опубликовано постановление бюро Калужского горкома КПСС и исполкома Совета депутатов трудящихся «О праздновании 600-летия г. Калуги». Решением 13-й сессии Калужского городского совета депутатов трудящихся были приняты «Мероприятия по подготовке и проведению 600-летия г. Калуги». К этому времени, в 1963 году, спичечная фабрика «Гигант» была переименована в Спичечно-мебельный комбинат. В его состав входили Малоярославецкий деревообрабатывающий завод, Медынская мебельная фабрика, Калужский фанерный завод, Детчинская фабрика спортинвентаря. В 1963–1968 годах «Гигант» подчинялся Калужскому Приокскому совнархозу. В 1968-м был переподчинен Главному управлению фанерной и спичечной промышленности Министерства лесной, целлюлозно-бумажной и деревообрабатывающей промышленности СССР. В 1971 году руководство «Гиганта» вошло в состав комиссии по подготовке к празднованию 600-летия Калуги. Одним из пунктов мероприятий была разработка и организация производства сувениров.
В Калужском объединенном музее-заповеднике хранится каталог Г.Н. Голубцова, известного коллекционера филумении. В нем указано, что к 600-летию города фабрикой «Гигант» было выпущено 16 этикеток с изображением исторических зданий и архитектурных сооружений города. Впервые на этикетках были запечатлены здания Художественного музея, открывшего свои экспозиции в усадьбе И.Х. Билибина-Чистоклетовых, здание концертного зала, нового моста через Оку. Интересна дополнительная запись в каталоге: «В брикет укладывалось 16 коробков в два ряда» (два рисунка повторялись). Сверху на этикетки под целлофановую обертку вкладывалась часть пригласительного билета на торжества с орнаментом и надписью бронзой: «600 лет городу Калуге». Серия была выпущена в ограниченном тираже и предназначалась только как сувенир для гостей. На 16 цветных этикетках были изображены Каменный мост, палаты Коробовых, музеи города, Гостиные ряды, здание Дворянского собрания и др. Балабановская экспериментальная фабрика к юбилею Калуги выпустила многоцветный набор с лакированной поверхностью. На большой этикетке была надпись: «Калуга 1371–1971». Внизу – стилизованное изображение зданий города, представляющих интерес с исторической или архитектурной точки зрения.
Не просто рисунок, а свидетельство времени
Государственное бюджетное учреждение культуры «Калужский объединенный музей-заповедник» хранит уникальную коллекцию филумении, около 12 тысяч предметов основного и научно-вспомогательного фонда. Большинство из них поступило из Музея спички при закрытии фабрики «Гигант». Уже в начале XX столетия спичечные этикетки были художественной ценностью наравне с почтовой маркой, монетами, бонами и другими предметами коллекционирования. Из сюжетов многотиражной малой промышленной графики можно узнать много интересного об истории государств и городов, географии, флоры и фауны. 14 сентября 1971 года Калужскому областному краеведческому музею по акту были переданы для хранения и экспозиции подарки и сувениры, полученные в связи с празднованием 600-летия города. Спичечного набора, посвященного юбилею, не было. На сегодняшний день в Калужском объединенном музее-заповеднике хранятся лишь отдельные этикетки с изображением памятников истории и архитектуры города, датированные 1971 годом. На каждой этикетке размером 3,4 на 4,8 см отпечатано: «Главфанспичпром. Калуга. Объединение Гигант. Гост 1820-69. 60 штук. 1 коп. 1971 г.» Атрибуция этикеток и поиски авторов эскизов привели к интересным выводам.
Набор сувенирный к 600-летию Калуги и коллекционный набор спичечных этикеток выполнены двумя фабриками: Балабановской экспериментальной и спичечно-мебельным комбинатом «Гигант». Картонную коробку с закрывающейся крышкой со спичечными коробками изготовила балабановская фабрика. Типографское исполнение спичечных этикеток на мелованной бумаге могли выполнить только в Балабанове. Это подтвердила и автор художественных рисунков, выполненных для этикеток к 600-летию Калуги, Нина Антоновна Собинкова.
Обратим внимание на две этикетки. Первая с надписью «Калужский областной художественный музей» с изображением усадьбы И.Х. Билибина, памятника архитектуры начала XIX века. Известно, что из усадьбы Золотаревых (западный флигель) областной художественный музей переехал в уникальный особняк XIX столетия в 1969 году. После реставрационных работ он был открыт для посетителей в 1971-м. Вторая этикетка с изображением памятника на площади Победы не имеет фигуры женщины, символизирующей Родину-мать. Областная газета «Знамя» сообщала калужанам в апреле 1971 года, что памятник с первым искусственным спутником земли и извивающейся золотой лентой будет установлен в честь 600-летия Калуги на берегу Оки. Этого не случилось, поэтому Нина Собинкова нарисовала возвышающийся обелиск на площади Победы без скульптуры. Только в наборе «Калуга», выпущенном в 1980 году, монумент завершен скульптурой женщины. На этикетках впервые появился Концертный зал, в котором и состоялось торжественное заседание, посвященное 600-летию города.
В 1980-м Балабановская экспериментальная фабрика выпустила набор «Калуга» в цветном исполнении с изображением Музея истории космонавтики им. К.Э. Циолковского на крышке сувенирной коробки. На спичечных коробках уже были не столь яркие этикетки, как в наборе 1971 года. Но сюда вошли коробки, где на этикетках изображалась площадь Победы с монументом, который завершала женская фигура Родины-матери, а шар с изображением Ю.А. Гагарина именовался памятником 600-летию города.
Таким образом, сувенирный набор и отдельные спичечные этикетки, выполненные к 600-летию г. Калуги, дали возможность запечатлеть одно из важных и знаменательных событий в жизни исторического центра Калужской области.
Филумения – коллекционирование спичечных этикеток, коробков, самих спичек и других предметов, связанных с ними. Термин происходит от греческого слова philos (любить) и латинского lumen (свет).
хранитель фондов Калужского объединенного
музея-заповедника, заслуженный работник культуры.
«Спичка»: кусочек Украины, отрыжки рынка и мечты о большом спорте
Мы продолжаем рассказывать об интересных уголках нашего города в проекте «Районы Калуги».
Сегодня отправляемся на «Спичку». Экскурсию по своему родному микрорайону решил для нас провести журналист Олег Новиков.
Берёт своё начало микрорайон на перекрёстке улиц Болдина и Никитина. В этом месте сосредоточилось аж 5 аптек, и все они пользуются спросом.
Первым делом мы решили заглянуть во дворик, который образовался на перепутье дорог.
Дворик здесь тихий, зелёный – лопухи, одуванчики да крапива.
Жители стараются своими силами его облагородить – высаживают деревья и цветы.
Тишина, зелень и почти лесные запахи, исходящие от деревьев, – отличительная черта «Спички». Если бы не многоэтажки – деревня деревней. Когда-то здесь и свадьбы играли прямо во дворах.
Ещё одна примета улицы – здание Пенсионного фонда.
На вопрос: «Как найти улицу Болдина?» обычно отвечают: «Знаете, где находится Пенсионный фонд? Вот там она и берёт начало».
И «Спичка», и «Спартак» давно в прошлом. Но мы не можем не рассказать о них.
Кинотеатр «Спартак» относительно недавно прекратил своё существование.
Его здание практически в первозданном виде всё ещё стоит на Никитина и всё ещё носит имя легендарного воина. Только теперь это спортивная школа.
Кинотеатр построен по типовому проекту в 1957 году
За «Спартаком» сохранился скверик, в центре которого стояла скульптура пеликан.
Услышала наш разговор проходящая мимо старушка с сумками.
Зато на лавочках с раннего утра сидят старики да опухшие от пьянки люди неопределённого возраста. Сами лавочки от времени пришли в негодность, ещё пару лет и от них, как от пеликана, останутся только воспоминания.
Сделав крюк утопающими в лопухах и крапиве дворами, мы возвращаемся на улицу Болдина.
В одном из двориков пожилые женщины развешивают бельё и разговаривают по душам. При виде фотоаппарата, дамы решили поведать о своих проблемах.
Жулька терпеливо ждёт, когда хозяйка выговорится.
Динозавр калужского строительства. Один из самых старых домов улицы Болдина. Ему почти век.
Однако в этом доме до сих пор живёт одноклассница нашего экскурсовода.
— Ещё учась в начальной школе, мы пришли к ней на день рождения. И нам, живущим в хрущёвках, всё казалось дикостью. В доме не было ни туалета, ни ванны – все удобства на улице, печное отопление. В 2004 году сюда приезжал тогдашний мэр Максим Акимов. Людям обещали, что их расселят. Якобы на месте барака построят 9-этажку. А барак как стоял, так и стоит.
Над подъездом нумерация квартир написана мелом, как в старые времена.
Домик чистый, ухоженный, практически каждое окно утопает в комнатных цветах.
Сюда пожилые люди могли бы приходить и вспоминать молодость. О том, что на дворе XXI век, напоминают спутниковые антенны и видеокамеры у подъезда.
Брёвна местами вывалились. Но дом всё ещё стоит – последний из могикан.
Рядом с бараком № 13 по улице Болдина на пешеходную дорожку вывалены мешки.
По словам местных жителей, год назад мешки сгрузили и бросили.
На одной стороне улицы Болдина в советское время был хлебный магазин, на другой – молочный. Теперь множество небольших магазинчиков, на фоне которых выделяется многоэтажка.
Как оказалось, это единственный дом, благодаря которому люди, проживающие в старенькой двухэтажке, были расселены.
По плану здесь должно было появиться несколько новостроек. Но пока даже не снесли расселённый дом.
Его просто обнесли забором. С одной стороны забор сломали. И теперь каждый может лицезреть помойку.
Двухэтажку облюбовали бомжи и пьяницы. В итоге однажды она загорелась. Но, как и барак, не сдаётся – стоит.
Рядом с расселённым домом стоит практически брат-близнец.
Когда мы рассматривали щели дома и погнутые входные группы подъезда, к нам подошёл мужчина, молниеносно развернул и спрятал в карман красную корочку. Как оказалось, чиновник горуправы. Он-то нам и пояснил, что практически все дома, идущие по улице Болдина до «Спички», должны быть снесены. Однако сроки сноса всё ещё неизвестны.
— Почему в Калугу? – удивляюсь я.
— Где квартира, там и Родина! – шутит Алла Романовна. – Нам предлагали на выбор несколько городов, в том числе и Москву. Но мы не любим суету.
Новосёлы не могли нарадоваться своему жилью. Но счастье было недолгим. Вскоре впритык к многоэтажке стал строиться дом.
— Оттуда постоянно раздаются вопли! – говорит женщина.
Но это полбеды. Новый дом загородил свет во многих квартирах.
К тому же, утверждают местные, владелец дома не доносит мусор до помойки, а во время постоянной достройки здания часть стройматериалов бросает на клумбы, за которыми ухаживают жители новостройки.
— Когда мы заселились, этого дома не было. А когда началось строительство, владелец сказал, что строит фитнес-клуб, который смогут посещать даже инвалиды. А в итоге здесь сауна.
По словам Аллы Романовны, расселенная горевшая двухэтажка зарастает мусором уже пять лет.
— Муж не выдержал, сфотографировал мусор, поехал в горуправу. К 9 Мая пришли и убирали. Но ведь это разовая уборка, здесь снова помойка.
Расставшись с Аллой Романовной, мы идём к небольшому домику. Олег обещает, что сейчас мы увидим досуговый центр, в котором занимается ребятня.
Однако на двери висит амбарный замок, а рядом – объявление: «Сауна, звоните» и указан телефон.
За закрывшимся досуговым центром тянутся жёлтые двухэтажки. Жители прекрасно знают, что их дома есть в списке на снос, но уже не верят в то, что это когда-то произойдёт.
— Лет 20-25 как нас всё сносят и никак не снесут. Обещали через 4 года, потом через 2 года. В конце концов в 2019 году в моём доме собираются менять крышу. Зачем? Если у нас уже стены складываются? – удивляется один из жителей.
А напротив во всю идёт капремонт.
К школе № 4 ведёт огромный пустырь, поросший бурьяном. Когда-то это был пришкольный участок. Ребята под руководством учителей высаживали плодовые деревья, разводили овощи. А потом участок отдали под строительство многоэтажного дома. Приехала спецтехника, всё сравняла с землёй. Появился башенный кран. Одиноко он взирал на район семь лет!
В итоге стройку прикрыли. Но участок школе так и не вернули.
Если по выбоинам и колдобинам пройтись дальше, то можно увидеть двухэтажное здание. Это бывшие ясли-сад.
Кому и зачем оно понадобилось, непонятно. Здание ветшает. И это в то время, когда в городе катастрофически не хватает яслей и садов.
Школа № 4.
Напомним, что под руководством Ивана Болдина, 50-я армия в декабре 1941 года освободила Калугу от гитлеровских захватчиков. В честь этого в 1975 году улица Фабричная была переименована в улицу Болдина. Кстати, его именем названы улицы в Могилёве, Туле, Гродно, Саранске и Кадошкино.
И обескровленный, разорённый спичечно-мебельный комбинат «Гигант».
Строительство новой спичечной фабрики относится к 1928 году. Выпуск спичек начался в 1931 году.
К 1940 году доля фабрики в объеме всех произведенных в СССР спичек составила более 10%.
В годы Отечественной войны фабрика была полностью разрушена, наладить производство удалось в только в 1949 году. Тогда фабрику оснастили новым оборудованием, технологический процесс изготовления спичек был полностью механизирован.
Автоматическая линия клейки спичечных коробок из картона.
В начале 50-х годов (до ввода в строй Балабановской фабрики) офсетный цех «Спички» печатал этикетки для многих других спичечных фабрик европейской части СССР.
В 1990 году, после Чернобыльской аварии, производство спичек на комбинате было временно приостановлено, так как большая часть используемых комбинатом лесов попала в зону радиоактивного заражения…
Как мы рассказывали, несколько лет назад городские и областные власти решили разобраться с позорным состоянием территории бывшего комбината. А это 10 гектаров земли. Чиновники заявили, что неухоженная «Спичка» просто позорит Калугу. Однако воз и ныне там.
Бывшее здание заводоуправления выглядит жутко.
Рассказывая о микрорайоне «Спичка», нельзя не упомянуть об областной СДЮШОР «Юность». Здесь в любой день недели дети занимаются легкой атлетикой, плаванием, художественной гимнастикой, спортивной гимнастикой, единоборствами.
Так «Юность» будет выглядеть вскоре. Здесь планируют построить гостиницу. На первом этаже разместят универсальный спортивный зал и зал для игр в баскетбол и волейбол. А сверху гостиница на 42 места.
Глядя на мальчишек и девчонок, увлеченно прыгающих на стадионе, начинаешь немного им завидовать. Ведь на окраинах города такого нет.
Такая разная, контрастная улица Болдина.
Деревня резко обрывается полусгнившими автобазами, которые упираются в конечную остановку третьего маршрута.
На перекрёстке улиц Болдина и Салтыкова-Щедрина находится КЗТА.
Неотъемлемой частью «Спички» всегда был пляж на Оке.
Теперь же здесь всё огорожено забором хелипорта, вдоль которого валяется мусор. Квакают лягушки, солнце светит, и все бы хорошо, если бы не пластиковые бутылки, фантики, пакеты.