специальные умения в обучении истории
Развитие навыков XXI века на уроках истории
История в школе XXI века
Школа потеряла монополию на знания. Сегодня в школе подросток получает лишь треть той информации, которой обладает. В условиях доступности информации встает вопрос: знания — по-прежнему сила? Конечно, знания остаются ценностью, одним из важнейших условий роста личности. Это основа, которая позволяет развивать компетенции — те самые, о которых так много говорится.
Важно, чтобы ребенку было интересно прийти на урок истории. Интерес связан с объемами информации и теми манипуляциями, которые вокруг этого объема совершаются. В процессе работы с информацией необходимо развить в ребенке качества, которые пригодятся ему в будущем — через двадцать, тридцать лет. Ориентация на совмещение общих компетенций и предметных результатов на уроках истории позволяет решить две ключевые задачи:
1. Проведение эмоционально привлекательных уроков.
2. Переход от предоставления информации как цели к формированию личности.
Нужно, чтобы ребенок не просто знал понятия и даты, а мог проследить историческую судьбу страны, мог вести дискуссии на исторические темы.
Опыт других стран
Обратимся к взглядам на общее образование в других странах, добившихся успехов в данной области — это Канада, Финляндия, Китай, Южная Корея. В последней, например, все образовательные результаты связаны с личностным развитием ребенка: управление собой, селф-менеджмент, самоорганизация, самостоятельная постановка цели, поиск средств и способов действий, мотивация к изменениям. Также в ключевых компетенциях числятся: работа со знаниями и информацией (обратите внимание: процесс), креативное (аналитическое) мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность. В Китае «три кита» целостно развитого человека — это саморазвитие, социальная вовлеченность, культурные основы. Почти ни в одной из зарубежных моделей компетенций не указана энциклопедическая подкованность.
Какие навыки нужно развивать
Списки ключевых навыков остаются предметами споров. При их составлении необходимо опираться и на универсальность, и на требования работодателей (если рассматривать образование как вклад в экономическое развитие общества). Обратимся к интересной модели, составленной The Boston Consulting Group в 2015 году:
Базовые навыки. Помогают решать повседневные задачи: навыки чтения и письма, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность.
Компетенции. Помогают решать более сложные задачи: критическое мышление, творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.
Черты характера. Помогают справляться с изменениями окружающей среды: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осведомленность.
Какие же методы работы помогут учителю истории привить подросткам навыки XXI века.
Методы работы на уроках истории
Фишбоун («Рыбья кость»)
Данная стратегия предлагает ученикам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение стратегии похоже на рыбную кость (или, если эту «кость» расположить вертикально, на елочку). Особенно помогает при рассмотрении неявных проблем.
В «голове» скелета обозначается проблема. На самом скелете, на верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних — факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.
Исторические явления описываются в виде пирамиды, от верхушки к основанию:
1. Имя героя истории (им может быть человек, животное, неодушевленный предмет).
2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).
3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.).
4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь и др.).
5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).
6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?).
7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?).
8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Роль — Аудитория — Форма — Тема. Ученик выбирает для себя некую роль и пишет авторский текст (не от своего лица, а от лица выбранного героя истории). В процессе он учится критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования. Для робких, неуверенных в себе учащихся, данный прием — спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Текст может быть представлен в формате письма, сочинения и т.д. Выбор темы может происходить как индивидуально, так и в парах и в малых группах с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций исторического явления.
Технологическая карта работы со словом/термином/понятием
Очень гибкий прием, в котором помимо слов могут использоваться рисунки, математические данные. Вокруг исторического понятия — «Новое слово» — выстраивается карта примерно с такими полями:
Умения в обучении истории
Проблемы формирования У. в обучении истории являются предметом активных методических исследований и обширных публикаций, начиная с 60-х гг. ХХ в. (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер и др.). Сложилось несколько способов общей классификации учебных У. По масштабу применения У. подразделяются на общеучебные, формируемые и применяемые при изучении всех или значительной части предметов средней школы – речь, чтение, работа с текстом, письмо, счет и т.д. и специальные, предметные. К специальным в обучении истории относятся У.: локализации исторических объектов во времени (хронологические У.) и пространстве, описания исторических объектов, исторического повествования, работы историческими первоисточниками, исторического анализа объектов прошлого, построения версий исторических событий и ряд других
По структуре действий различают простые умения, состоящие из одной-двух операций (выделить главную мысль текста, показать на карте объект) и сложные умения, состоящие из множества операций (составить конспект, выявить причинно-следственные связи). В обучении истории преобладают сложные У.
По видам деятельности различают организационные, речевые, информационные, интеллектуальные умения, умения практической деятельности. В обучении истории преобладают информационные и интеллектуальные умения. Это деление в обучении истории условно, так как приобретение информации всегда связано с мыслительными действиями, а У. практической деятельности, в большинстве случаев, связано с информационными умениями работы с источниками.
Государственные стандарты по истории в основной школе выдвигают цели: овладения элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации, формирование умений применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В средней школе ставятся цели: развития исторического мышления, овладения умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации; формирования способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.
В педагогической литературе существуют критерии определений уровня сформированности У.:
низший уровень предполагает осуществление учебных действий на интуитивном уровне (без их объяснения), при этом выполняются не все операции, входящие в У.;
средний уровень характеризуется знанием учеником определенных способов выполнения учебных действий и их выполнением по образцу в стандартных условиях;
высший уровень характеризуется знанием учеником способов выполнения учебных действий, полнотой их выполнения и способностью применять.
Формирование У. может осуществляться стихийно, «методом проб и ошибок» в процессе самостоятельной учебной деятельности. В этом случае большинство учеников достигают низшего и среднего уровня.
Процесс формирования У. предполагает приемы:
создания у учащихся мотивационной основы для освоения У.;
объяснения учителем рациональных способов осуществления учебных действий, входящих в умение, работы с соответствующими памятками, составления алгоритмов учебных действий;
показа учителем (сильными учениками) образца правильного выполнения действий, входящих в умение;
использования тренинговых заданий для отработки учебных действий (операций), входящих в умение по образцу (выполнение тренинговых заданий);
выполнения заданий для самостоятельного выполнение умения учениками;
анализа (самоанализа) и коррекции результатов овладения У.
Сформированное у ученика У. характеризуется самостоятельностью, осознанностью, последовательностью, рациональностью, полнотой выполнения учебных действий в любых условиях. Освоенное умение становится приемом учебной деятельности ученика.
В обучении истории используется индуктивный и дедуктивный методы формирования У.
Построение учебного материала по истории подчинено логике раскрытия знаний о прошлом. Программами, как правило, не предусматривается выделение отдельных уроков, на которых будет осуществляться формирование умений. Поэтому требуется специальная проектировочная деятельность учителя по планированию процесса формирования умений.
См. также Развивающее обучение истории, Деятельностный подход в обучении истории
Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав
Формирование учебных умений на уроках истории
Второй год я работаю над темой самообразования ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ в среднем звене.
Под умением в педагогической литературе понимаются освоенные учеником способы выполнения действия. Освоение выражается в том, что действия осуществляются осознанно и самостоятельно.
Начав преподавание истории в 5-6 классах, я обратила внимание, что многие ученики не могут дать развернутый ответ на вопрос. Предложив школьникам поочередно по абзацам читать вслух текст из параграфа учебника истории и пересказывать его, выяснилось, что у четверти школьников нет навыка беглого чтения текста, оно перемежается со слоговым (уровень чтения начальной школы), в классе далеко не все могут пересказать прочитанное своими словами (словарный запас ограничен). А ведь важнейшим умением, которое призвана сформировать школа, является умение понимать и интерпретировать текст. И работе с текстом должно уделяться больше внимания, так как задания ЕГЭ нацеливают учителя на работу с текстом.
После такой очень поверхностной «диагностики» развития учащихся, стало очевидно, что необходимо сосредоточить внимание над формированием учебных умений, над созданием приемов и методов, которые позволят компенсировать имеющиеся здесь существенные пробелы.
Ориентиром в решении этой задачи послужили нормативные требования к процессу формирования умений. В процессе перехода на концентрическую модель исторического образования и вариативные образовательные маршруты из учебных программ на некоторое время исчезли требования к развитию умений учащихся. В последнее время методисты вновь предпринимают попытки определить круг умений, которыми должны овладеть школьники при изучении прошлого.
Я также работаю над этой проблемой, и разработала ряд приемов и методов, которые использую в своей работе
Я классифицировала умения, что позволило мне планировать ход обучения с учетом особенностей формирования у учащихся способностей к тому или иному виду деятельности. Конечно, данная классификация умений весьма условна, так как восприятие сведений о прошлом всегда одновременно требует их осмысления, и, наоборот, от того, насколько основательно ученик овладел исходной информацией, зависит глубина ее понимания.
Классификация учебных умений
Различают общеучебные умения, необходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счет, организация учебной работы и т. д.), и специальные умения, связанные со спецификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные умения можно условно разделить на информационные и интеллектуальные. К информационным умениям относят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, вещественных и т. д.), ее воспроизведением (рассказ, описание, изложение и т. д.) и письменной фиксацией (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т. д.). К интеллектуальным умениям нужно отнести способности учащихся реконструировать и интерпретировать исторические события, явления и процессы на основе данных различных источников; умение выявлять причины, сущность и последствия изучаемых событий, явлений, процессов, сравнивать и оценивать их и т. д.
Как правило, при обучении истории формируются сложные, состоящие из совокупности операций (действий) умения. Обратимся в качестве примера к такому, несложному, на первый взгляд, умению, как показ исторического объекта на карте. Это общеучебные информационное умение, которое формируется на основе межпредметных связей истории и географии. В соответствии с требованиями курса географии ученик основной школы должен осуществлять показ населенного пункта по карте, сопровождая свои действия словесным описанием местонахождения объекта.
Попробуем выделить операции, которые должен осуществить школьник для правильного выполнения задания: «Покажи на карте столицу Новгородской республики город Великий Новгород». Умение 1: правильно демонстрироватъ объект на карте (ученик стоит вполоборота к карте, не заслоняя ее, так, чтобы все видели, куда он направляет указку). Умения 2, 3: определять стороны света, границы страны (Новгород находится в Северо-Западной Руси). Умение 4: читать условные обозначения городов (Новгород находится на обоих берегах Волхова). Умение 5: правильно определять направление течения реки (город расположен недалеко от места, где Волхов берет начало из Ильмень-озера).
Как мы видим, даже это действие оказалось сложным по своей структуре, потребовало от школьника осуществления пяти операций. Если способность их осуществлять не сформирована ранее, то, естественно, ученик ограничится показом на карте Новгорода, сопроводив это действие традиционной фразой: «Город находится вот здесь».
Особенности формирования умений в обучении истории
Основное предметное содержание многих учебных дисциплин (математики, русского языка) включает в качестве главного или одного из главных компонентов такие положения, правила, которые предопределяют способы деятельности школьников (теоремы, лежащие в основе решения геометрических задач, грамматические правила для правописания). Система отработки умений закладывается в учебных программах этих предметов. В них выделяется специальное время для проведения уроков по отработке тех или иных учебных действий. Как правило, в рамках большой темы курса последовательно, из урока в урок, формируются умения, связанные с одним или несколькими однородными правилами, законами, теоремами (упражнениями на правила правописания приставок, задачи на применение теоремы Пифагора и т. п.).
В то же время с тем или иным действием (например, с показом по карте территории страны) ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела курса. Эта особенность затрудняет формирование способности совершать то или иное действие последовательно, из урока в урок.
Развитие исторических умений
Планируя организацию деятельности, в некоторых случаях учитель требует от учащихся умений, которыми они не обладают. Он нарушает последовательность в формировании умений, пропускает этапы отработки важных операций, без которых ученики не могут осуществлять такое сложное действие, как конспектирование. Следовательно, учителю необходимо придерживаться определенной последовательности, преемственности в формировании умений от курса к курсу.
Предлагаю перечень формирования умений по курсу истории в 5-6 классах.
1. Умения работать с письменными источниками исторических знаний: бегло читать исторический текс, различать художественный, учебный и научно-популярный исторический текст; пользоваться оглавлением учебника, методическим аппаратом учебника (карты, иллюстрации и т. д.); самостоятельно пользоваться терминологическими словарями, выделять главные мысли в адаптированном тексте, извлекать из него исторические сведения.
2. Умения работать с вещественными и изобразительными источниками: различать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, реконструкции, а также изобразительные первоисточники и художественные произведения исторического жанра; извлекать историческую информацию из этих источников.
3. Умения работать с картой: различать географическую и историческую карту; читать легенду учебной исторической карты; показывать по карте стороны света, реки, главные населенные пункты, страны, пользоваться картой-схемой сражений.
4. Умения устной речи: строить грамотно предложения, излагать материал связно, литературным языком, с использованием программной исторической терминологии; владеть приемами исторического повествования о событиях и явлениях и описания единичных памятников истории и культуры, облика исторических деятелей; давать самостоятельно последовательный, развернутый ответ, требующий воспроизведения текста учебника в объеме подзаголовка параграфа; рецензировать правильность изложения материала и полноту ответа одноклассника.
5. Умения письменной речи: грамотно писать исторические термины, понятия, имена собственные, составлять словарь исторических терминов, хронологическую таблицу, схему, создавать простой план текста в объеме подзаголовка учебника; вести рабочую тетрадь.
1. Хронологические умения: определять по году век, тысячелетие; располагать изучаемые события в хронологической последовательности; вести счет лет в истории: определять длительность события, отдаленность от наших дней; читать римские и арабские цифровые обозначения века, тысячелетия.
2. Умения локализации исторического объекта в пространстве: относить по внешним, ранее известным признакам памятники истории и культуры к той или иной цивилизации.
4. Умения оценивать историческое содержание: давать нравственные оценки поступков людей,
Важным элементом работы по формированию умений учащихся является диагностика учителем исходного владения ими.
Поурочная система развития умений
Традиционно учитель, проектируя процесс изучения школьного курса, осуществляет календарное планирование уроков, выстраивая содержание больших тем, разделов программы в логике раскрытия исторического содержания. Необходимо выстраивать также поурочно систему формирования умений. Это важно потому, что, как уже отмечалось, логика процесса отработки каждого из видов умений такова, что они формируются не последовательно, из урока в урок в рамках одной темы, а на протяжении всего курса. Решая задачу поэтапного формирования каждого общего исторического умения в пределах изучаемого курса, учитель определяет совокупность опорных уроков, в рамках которых отрабатываются составляющие его частные умения. При этом выбранные опорные уроки должны в совокупности включать все этапы деятельности учеников по овладению новыми способами учебной деятельности.
При выборе опорного урока (или модуля урока), который предполагается посвятить решению задач формирования того или иного вида умений, следует, на наш взгляд, учитывать следующие критерии:
— содержание урока включает наиболее благоприятный материал для работы по формированию именно данного вида умения (например, если на занятии большое место отводится описанию образа жизни людей, это позволяет организовать работу по формированию умений изучать изобразительные и вещественные источники);
— урок (фрагмент урока) не должен содержать сложного или большого по объему собственно исторического материала, либо историческую информацию можно дать в свернутом виде без ущерба для усвоения главной темы занятия; это позволит высвободить время для решения задачи;
— если доминантой урока является реализация воспитательных целей, требующая от учителя широкого применения приемов эмоционально-образного воздействия, нецелесообразно разворачивать на нем работу по выработке умений.
Вот как можно планировать развитие умения работать с учебником на уроках истории древнего мира
Развивающий модуль урока
Знакомство с учебником истории. Рассказ о его авторах. Объяснение структуры оглавления учебника, раздела, главы, параграфа. Показ и отработка способов нахождения по оглавлению нужного раздела главы, параграфа.
Закрепление умений работать с оглавлением учебника. Объяснение структуры параграфа, его плана. Знакомство с методическим аппаратом параграфа (с иллюстрациями, вопросами к тексту)
Родовые общины охотников и собирателей
Объяснение правил смыслового прочтения исторического текста. Выполнение учащимися в игровой форме заданий на комментирование сложных по смыслу выражений, выделение из текста терминов и словарная работа с ними.
Появление неравенства и знати
Закрепление умений определять структуру параграфа, умений смыслового прочтения текста. Введение понятия о главной и второстепенной мысли текста. Отработка в игровой форме умений самостоятельно выделять главную мысль и формулировать ее своими словами.
Закрепление умений работы с оглавлением учебника (анализ структуры раздела)
Образование государства в Древнем Китае
Выполнение диагностических заданий по сформированности умений самостоятельно находить в тексте новые термины, имена собственные, ставить вопросы к сложным по смыслу предложениям, выделять главную мысль абзаца.
Определение этапов работы по формированию умений
Традиционно выделяются такие этапы отработки учебных действий.
1. Создание у учащихся мотивационной основы для формирования умения, т. е, такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельности, допустим, научиться изучать первоисточник (не следует путать это с мотивацией к овладению знаниями).
2. Изложение знаний о способах учебной деятельности. Это может быть правило (как правильно сформулировать пункты плана по тексту источника и т. д.) или памятка, алгоритм, описывающий последовательность целой совокупности действий (как работать с первоисточником). При введении правила действий учитель одновременно сам показывает образец верного его выполнения (дает, к примеру, правильную формулировку пункта плана).
З. Выполнение новых действий учениками с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно, не один урок. И ученики, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают то правило, которым следует руководствоваться в своей работе. На этом этапе правильность действий учащихся анализирует учитель.
4. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже требуется самоанализ результатов своих действий.
5. Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятельной работы учащихся с адаптированными источниками к изучению подлинных текстов документов). Умение считается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях.
В соответствии с этими этапами учитель и выделяет при планировании опорных занятий тот или иной вид развивающего модуля.
РАЗВИВАЮЩИЕ МОДУЛИ УРОКА
Представляю мною разработанные способы формирования хронологических знаний и умений через карточки соответствия
Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать карточки соответствия небольшого размера, предназначенные для активной тренировки. На уроках истории в 5-6 классах я активно практикую работу с карточками соответствия для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.
Карточки изготовить нетрудно и недолго. Для этого применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман) из которой нарезаются карточки размером 10 на 15 сантиметров. Важно чтобы они были не слишком маленькими, так как ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.
Образец карточки соответствия.
Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями предыдущих тем уроков и, карточки с датами изучаемой темы.
После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию. Предлагаю несколько способов использования карточек соответствия для формирования хронологических знаний и умений.
Способ 1. У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.
Способ 2. Как правило, этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором – соотношение события и даты. Соответственно в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором – событиями, события закрыты.
Способ 3. Данный способ используется при работе в парах постоянного или сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.
Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.
Способ 4. Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками соответствия. Класс разбивается на группы. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями. Например: учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями. Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.