специальные умения в обучении истории

Развитие навыков XXI века на уроках истории

История в школе XXI века

Школа потеряла монополию на знания. Сегодня в школе подросток получает лишь треть той информации, которой обладает. В условиях доступности информации встает вопрос: знания — по-прежнему сила? Конечно, знания остаются ценностью, одним из важнейших условий роста личности. Это основа, которая позволяет развивать компетенции — те самые, о которых так много говорится.

Важно, чтобы ребенку было интересно прийти на урок истории. Интерес связан с объемами информации и теми манипуляциями, которые вокруг этого объема совершаются. В процессе работы с информацией необходимо развить в ребенке качества, которые пригодятся ему в будущем — через двадцать, тридцать лет. Ориентация на совмещение общих компетенций и предметных результатов на уроках истории позволяет решить две ключевые задачи:

1. Проведение эмоционально привлекательных уроков.

2. Переход от предоставления информации как цели к формированию личности.

Нужно, чтобы ребенок не просто знал понятия и даты, а мог проследить историческую судьбу страны, мог вести дискуссии на исторические темы.

Опыт других стран

Обратимся к взглядам на общее образование в других странах, добившихся успехов в данной области — это Канада, Финляндия, Китай, Южная Корея. В последней, например, все образовательные результаты связаны с личностным развитием ребенка: управление собой, селф-менеджмент, самоорганизация, самостоятельная постановка цели, поиск средств и способов действий, мотивация к изменениям. Также в ключевых компетенциях числятся: работа со знаниями и информацией (обратите внимание: процесс), креативное (аналитическое) мышление, эстетика и эмоциональность, коммуникация, гражданская грамотность. В Китае «три кита» целостно развитого человека — это саморазвитие, социальная вовлеченность, культурные основы. Почти ни в одной из зарубежных моделей компетенций не указана энциклопедическая подкованность.

Какие навыки нужно развивать

Списки ключевых навыков остаются предметами споров. При их составлении необходимо опираться и на универсальность, и на требования работодателей (если рассматривать образование как вклад в экономическое развитие общества). Обратимся к интересной модели, составленной The Boston Consulting Group в 2015 году:

Базовые навыки. Помогают решать повседневные задачи: навыки чтения и письма, математическая грамотность, финансовая грамотность, естественнонаучные знания, ИКТ-грамотность, культурная и гражданская грамотность.

Компетенции. Помогают решать более сложные задачи: критическое мышление, творческое мышление, умение общаться, умение работать в коллективе.

Черты характера. Помогают справляться с изменениями окружающей среды: любознательность, инициативность, настойчивость, способность адаптироваться, лидерские качества, социальная и культурная осведомленность.

Какие же методы работы помогут учителю истории привить подросткам навыки XXI века.

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Методы работы на уроках истории

Фишбоун («Рыбья кость»)

Данная стратегия предлагает ученикам «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение стратегии похоже на рыбную кость (или, если эту «кость» расположить вертикально, на елочку). Особенно помогает при рассмотрении неявных проблем.

В «голове» скелета обозначается проблема. На самом скелете, на верхних «косточках» ученики отмечают причины возникновения изучаемой проблемы. На нижних — факты, отражающие суть. Факт придает проблеме ясность и реальные очертания, позволяет говорить не об абстрактном решении, а о конкретном механизме.

Исторические явления описываются в виде пирамиды, от верхушки к основанию:

1. Имя героя истории (им может быть человек, животное, неодушевленный предмет).

2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества).

3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.).

4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь и др.).

5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?).

6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?).

7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?).

8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.

Роль — Аудитория — Форма — Тема. Ученик выбирает для себя некую роль и пишет авторский текст (не от своего лица, а от лица выбранного героя истории). В процессе он учится критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования. Для робких, неуверенных в себе учащихся, данный прием — спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Текст может быть представлен в формате письма, сочинения и т.д. Выбор темы может происходить как индивидуально, так и в парах и в малых группах с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций исторического явления.

Технологическая карта работы со словом/термином/понятием

Очень гибкий прием, в котором помимо слов могут использоваться рисунки, математические данные. Вокруг исторического понятия — «Новое слово» — выстраивается карта примерно с такими полями:

Источник

Умения в обучении истории

Проблемы формирования У. в обучении истории являются предметом активных методических исследований и обширных публикаций, начиная с 60-х гг. ХХ в. (П.В. Гора, Н.Г. Дайри, Н.И. Запорожец, И.Я. Лернер и др.). Сложилось несколько способов общей классификации учебных У. По масштабу применения У. подразделяются на общеучебные, формируемые и применяемые при изучении всех или значительной части предметов средней школы – речь, чтение, работа с текстом, письмо, счет и т.д. и специальные, предметные. К специальным в обучении истории относятся У.: локализации исторических объектов во времени (хронологические У.) и пространстве, описания исторических объектов, исторического повествования, работы историческими первоисточниками, исторического анализа объектов прошлого, построения версий исторических событий и ряд других

По структуре действий различают простые умения, состоящие из одной-двух операций (выделить главную мысль текста, показать на карте объект) и сложные умения, состоящие из множества операций (составить конспект, выявить причинно-следственные связи). В обучении истории преобладают сложные У.

По видам деятельности различают организационные, речевые, информационные, интеллектуальные умения, умения практической деятельности. В обучении истории преобладают информационные и интеллектуальные умения. Это деление в обучении истории условно, так как приобретение информации всегда связано с мыслительными действиями, а У. практической деятельности, в большинстве случаев, связано с информационными умениями работы с источниками.

Государственные стандарты по истории в основной школе выдвигают цели: овладения элементарными методами исторического познания, умениями и навыками работы с различными источниками исторической информации, формирование умений применять знания и представления об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. В средней школе ставятся цели: развития исторического мышления, овладения умениями и навыками поиска и систематизации исторической информации, работы с различными типами исторических источников, критического анализа исторической информации; формирования способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами.

В педагогической литературе существуют критерии определений уровня сформированности У.:

низший уровень предполагает осуществление учебных действий на интуитивном уровне (без их объяснения), при этом выполняются не все операции, входящие в У.;

средний уровень характеризуется знанием учеником определенных способов выполнения учебных действий и их выполнением по образцу в стандартных условиях;

высший уровень характеризуется знанием учеником способов выполнения учебных действий, полнотой их выполнения и способностью применять.

Формирование У. может осуществляться стихийно, «методом проб и ошибок» в процессе самостоятельной учебной деятельности. В этом случае большинство учеников достигают низшего и среднего уровня.

Процесс формирования У. предполагает приемы:

создания у учащихся мотивационной основы для освоения У.;

объяснения учителем рациональных способов осуществления учебных действий, входящих в умение, работы с соответствующими памятками, составления алгоритмов учебных действий;

показа учителем (сильными учениками) образца правильного выполнения действий, входящих в умение;

использования тренинговых заданий для отработки учебных действий (операций), входящих в умение по образцу (выполнение тренинговых заданий);

выполнения заданий для самостоятельного выполнение умения учениками;

анализа (самоанализа) и коррекции результатов овладения У.

Сформированное у ученика У. характеризуется самостоятельностью, осознанностью, последовательностью, рациональностью, полнотой выполнения учебных действий в любых условиях. Освоенное умение становится приемом учебной деятельности ученика.

В обучении истории используется индуктивный и дедуктивный методы формирования У.

Построение учебного материала по истории подчинено логике раскрытия знаний о прошлом. Программами, как правило, не предусматривается выделение отдельных уроков, на которых будет осуществляться формирование умений. Поэтому требуется специальная проектировочная деятельность учителя по планированию процесса формирования умений.

См. также Развивающее обучение истории, Деятельностный подход в обучении истории

Дата добавления: 2015-09-12 ; просмотров: 16 | Нарушение авторских прав

Источник

Формирование учебных умений на уроках истории

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Второй год я работаю над темой самообразования ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ УМЕНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ в среднем звене.

Под умением в педагогической лите­ратуре понимаются освоенные учени­ком способы выполнения действия. Ос­воение выражается в том, что действия осуществляются осознанно и самостоя­тельно.

Начав преподавание истории в 5-6 классах, я обратила внимание, что многие ученики не могут дать развернутый ответ на вопрос. Предложив школьникам поочередно по абзацам читать вслух текст из параграфа учебника истории и пересказывать его, выяснилось, что у четверти школьников нет навыка беглого чтения текста, оно перемежается со слоговым (уровень чтения начальной школы), в классе далеко не все могут пересказать прочитанное своими словами (словарный запас ограничен). А ведь важнейшим умением, которое призвана сформировать школа, является умение понимать и интерпретировать текст. И работе с текстом должно уделяться больше внимания, так как задания ЕГЭ нацеливают учителя на работу с текстом.

После такой очень поверхностной «диагностики» развития учащихся, стало очевидно, что необходимо сосредоточить внимание над формированием учебных умений, над созданием приемов и методов, которые позволят компенсировать имеющиеся здесь существенные пробелы.

Ориентиром в решении этой задачи послужили нормативные требо­вания к процессу формирования уме­ний. В процессе перехода на концен­трическую модель исторического обра­зования и вариативные образователь­ные маршруты из учебных программ на некоторое время исчезли требования к развитию умений учащихся. В послед­нее время методисты вновь предприни­мают попытки определить круг умений, которыми должны овладеть школьники при изучении прошлого.

Я также работаю над этой проблемой, и разработала ряд приемов и методов, которые использую в своей работе

Я классифицировала умения, что позволило мне планировать ход обучения с учетом особенностей формирования у учащихся способностей к тому или иному виду деятельности. Конечно, данная классификация умений весь­ма условна, так как восприятие сведе­ний о прошлом всегда одновременно требует их осмысления, и, наоборот, от того, насколько основательно ученик ов­ладел исходной информацией, зависит глубина ее понимания.

Классификация учебных умений

Различают общеучебные умения, не­обходимые на занятиях почти по всем предметам (чтение, письмо, речь, счет, организация учебной работы и т. д.), и специальные умения, связанные со спе­цификой познавательной деятельности при изучении конкретной дисциплины. В свою очередь, эти специальные уме­ния можно условно разделить на ин­формационные и интеллектуальные. К информационным умениям от­носят способы деятельности, связанные с поиском, приобретением информации из различных видов источников знаний (письменных, изобразительных, веще­ственных и т. д.), ее воспроизведением (рассказ, описание, изложение и т. д.) и письменной фиксацией (составление плана, опорного конспекта, тезисов и т. д.). К интеллектуальным уме­ниям нужно отнести способности учащихся реконструировать и интерпрети­ровать исторические события, явления и процессы на основе данных различ­ных источников; умение выявлять при­чины, сущность и последствия изучае­мых событий, явлений, процессов, срав­нивать и оценивать их и т. д.

Как правило, при обучении истории формируются сложные, состоящие из совокупности операций (действий) уме­ния. Обратимся в качестве примера к такому, несложному, на первый взгляд, умению, как показ исторического объ­екта на карте. Это общеучебные инфор­мационное умение, которое формирует­ся на основе межпредметных связей ис­тории и географии. В соответствии с требованиями курса географии ученик основной школы должен осуществлять показ населенного пункта по карте, со­провождая свои действия словесным описанием местонахождения объекта.

Попробуем выделить операции, ко­торые должен осуществить школьник для правильного выполнения задания: «Покажи на карте столицу Новгород­ской республики город Великий Новго­род». Умение 1: правильно демонстри­роватъ объект на карте (ученик стоит вполоборота к карте, не заслоняя ее, так, чтобы все видели, куда он направ­ляет указку). Умения 2, 3: определять стороны света, границы страны (Нов­город находится в Северо-Западной Ру­си). Умение 4: читать условные обозна­чения городов (Новгород находится на обоих берегах Волхова). Умение 5: пра­вильно определять направление тече­ния реки (город расположен недалеко от места, где Волхов берет начало из Ильмень-озера).

Как мы видим, даже это действие оказалось сложным по своей структуре, потребовало от школьника осуществле­ния пяти операций. Если способность их осуществлять не сформирована ранее, то, естественно, ученик ограничится по­казом на карте Новгорода, сопроводив это действие традиционной фразой: «Город находится вот здесь».

Особенности формирования умений в обучении истории

Основное предметное содержание многих учебных дисциплин (математи­ки, русского языка) включает в качест­ве главного или одного из главных ком­понентов такие положения, правила, которые предопределяют способы дея­тельности школьников (теоремы, лежа­щие в основе решения геометрических задач, грамматические правила для правописания). Система отработки уме­ний закладывается в учебных програм­мах этих предметов. В них выделяется специальное время для проведения уроков по отработке тех или иных учеб­ных действий. Как правило, в рамках большой темы курса последовательно, из урока в урок, формируются умения, связанные с одним или несколькими од­нородными правилами, законами, теоремами (упражнениями на правила правописания приставок, задачи на применение теоремы Пифагора и т. п.).

В то же время с тем или иным дейст­вием (например, с показом по карте тер­ритории страны) ученик может вновь встретиться только через ряд занятий, а то и при изучении нового раздела кур­са. Эта особенность затрудняет форми­рование способности совершать то или иное действие последовательно, из уро­ка в урок.

Развитие исторических умений

Планируя организацию деятельности, в некоторых случаях учитель требует от учащихся умений, которыми они не обладают. Он нарушает последователь­ность в формировании умений, пропус­кает этапы отработки важных операций, без которых ученики не могут осуществ­лять такое сложное действие, как кон­спектирование. Следовательно, учителю необхо­димо придерживаться определенной последовательности, преемственности в формировании уме­ний от курса к курсу.

Предлагаю перечень формирования уме­ний по курсу истории в 5-6 классах.

1. Умения работать с письменными источниками исторических знаний: бег­ло читать исторический текс, разли­чать художественный, учебный и науч­но-популярный исторический текст; пользоваться оглавлением учебника, методическим аппаратом учебника (карты, иллюстрации и т. д.); самостоя­тельно пользоваться терминологичес­кими словарями, выделять главные мысли в адаптированном тексте, извле­кать из него исторические сведения.

2. Умения работать с вещественными и изобразительными источниками: раз­личать вещественные изобразительные первоисточники и их макеты, реконст­рукции, а также изобразительные пер­воисточники и художественные произ­ведения исторического жанра; извле­кать историческую информацию из этих источников.

3. Умения работать с картой: разли­чать географическую и историческую карту; читать легенду учебной истори­ческой карты; показывать по карте сто­роны света, реки, главные населенные пункты, страны, пользоваться картой-­схемой сражений.

4. Умения устной речи: строить гра­мотно предложения, излагать матери­ал связно, литературным языком, с ис­пользованием программной историчес­кой терминологии; владеть приемами исторического повествования о событи­ях и явлениях и описания единичных памятников истории и культуры, обли­ка исторических деятелей; давать само­стоятельно последовательный, развер­нутый ответ, требующий воспроизведе­ния текста учебника в объеме подзаго­ловка параграфа; рецензировать пра­вильность изложения материала и пол­ноту ответа одноклассника.

5. Умения письменной речи: грамотно писать исторические термины, понятия, имена собственные, составлять словарь исторических терминов, хронологичес­кую таблицу, схему, создавать простой план текста в объеме подзаголовка учеб­ника; вести рабочую тетрадь.

1. Хронологические умения: опреде­лять по году век, тысячелетие; распола­гать изучаемые события в хронологиче­ской последовательности; вести счет лет в истории: определять длительность события, отдаленность от наших дней; читать римские и арабские цифровые обозначения века, тысячелетия.

2. Умения локализации историческо­го объекта в пространстве: относить по внешним, ранее известным признакам памятники истории и культуры к той или иной цивилизации.

4. Умения оценивать историческое содержание: давать нравственные оцен­ки поступков людей,

Важным элементом работы по формированию умений учащихся яв­ляется диагностика учителем исходно­го владения ими.

Поурочная система развития умений

Традиционно учитель, проектируя процесс изучения школьного курса, осу­ществляет календарное планирование уроков, выстраивая содержание боль­ших тем, разделов программы в логике раскрытия исторического содержания. Необходимо выстраивать также поурочно систему формирования уме­ний. Это важно потому, что, как уже от­мечалось, логика процесса отработки каждого из видов умений такова, что они формируются не последовательно, из урока в урок в рамках одной темы, а на протяжении всего курса. Решая задачу поэтапного формирования каждого об­щего исторического умения в пределах изучаемого курса, учитель определяет совокупность опорных уроков, в рамках которых отрабатываются составляющие его частные умения. При этом выбранные опорные уроки должны в совокупности включать все этапы деятельности учени­ков по овладению новыми способами учебной деятельности.

При выборе опорного урока (или мо­дуля урока), который предполагается посвятить решению задач формирова­ния того или иного вида умений, следу­ет, на наш взгляд, учитывать следую­щие критерии:

— содержание урока включает наи­более благоприятный материал для ра­боты по формированию именно данного вида умения (например, если на заня­тии большое место отводится описанию образа жизни людей, это позволяет ор­ганизовать работу по формированию умений изучать изобразительные и ве­щественные источники);

— урок (фрагмент урока) не должен содержать сложного или большого по объему собственно исторического мате­риала, либо историческую информацию можно дать в свернутом виде без ущер­ба для усвоения главной темы занятия; это позволит высвободить время для ре­шения задачи;

— если доминантой урока является реализация воспитательных целей, требующая от учителя широкого при­менения приемов эмоционально-образ­ного воздействия, нецелесообразно раз­ворачивать на нем работу по выработке умений.

Вот как можно планировать развитие уме­ния работать с учебником на уроках истории древнего мира

Развивающий модуль урока

Знакомство с учебником истории. Рассказ о его авторах. Объяснение структуры оглавления учебника, раздела, главы, параграфа. Показ и отработка способов нахождения по оглавлению нужного раздела главы, параграфа.

Закрепление умений работать с оглавлением учебника. Объяснение структуры параграфа, его плана. Знакомство с методическим аппаратом параграфа (с иллюстрациями, вопросами к тексту)

Родовые общины охотников и собирателей

Объяснение правил смыслового прочтения исторического текста. Выполнение учащимися в игровой форме заданий на комментирование сложных по смыслу выражений, выделение из текста терминов и словарная работа с ними.

Появление неравенства и знати

Закрепление умений определять структуру параграфа, умений смыслового прочтения текста. Введение понятия о главной и второстепенной мысли текста. Отработка в игровой форме умений самостоятельно выделять главную мысль и формулировать ее своими словами.

Закрепление умений работы с оглавлением учебника (анализ структуры раздела)

Образование государства в Древнем Китае

Выполнение диагностических заданий по сформированности умений самостоятельно находить в тексте новые термины, имена собственные, ставить вопросы к сложным по смыслу предложениям, выделять главную мысль абзаца.

Определение этапов работы по формированию умений

Традиционно выделяются такие этапы отработки учебных действий.

1. Создание у учащихся мотивацион­ной основы для формирования умения, т. е, такой ситуации, когда школьник сам захочет осознанно овладевать теми или иными способами учебной деятельнос­ти, допустим, научиться изучать перво­источник (не следует путать это с моти­вацией к овладению знаниями).

2. Изложение знаний о способах учебной деятельности. Это может быть правило (как правильно сформулиро­вать пункты плана по тексту источника и т. д.) или памятка, алгоритм, описыва­ющий последовательность целой сово­купности действий (как работать с пер­воисточником). При введении правила действий учитель одновременно сам по­казывает образец верного его выполне­ния (дает, к примеру, правильную фор­мулировку пункта плана).

З. Выполнение новых действий уче­никами с опорой на правило, памятку, под руководством учителя. Этот этап длится, обычно, не один урок. И учени­ки, если затрудняются в выполнении задания, вновь и вновь проговаривают то правило, которым следует руковод­ствоваться в своей работе. На этом эта­пе правильность действий учащихся анализирует учитель.

4. Самостоятельное выполнение учениками соответствующего задания. На этом этапе от школьников уже тре­буется самоанализ результатов своих действий.

5. Перенос умения в новые условия (например, переход от самостоятель­ной работы учащихся с адаптирован­ными источниками к изучению подлин­ных текстов документов). Умение счи­тается сформированным, если ученик осознанно выполняет все входящие в него действия в любых ситуациях.

В соответствии с этими этапами учи­тель и выделяет при планировании опорных занятий тот или иной вид раз­вивающего модуля.

РАЗВИВАЮЩИЕ МОДУЛИ УРОКА

специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Представляю мною разработанные способы формирования хронологических знаний и умений через карточки соответствия

Известно, что без знания дат нельзя хорошо знать историю. Одной из проблем на уроках истории является проблема с усвоением дат важных исторических событий. Зачастую ученики после заучивания определенных дат к конкретной теме урока по прошествии некоторого времени забывают и с трудом могут вспомнить ту или иную дату и событие, связанное с ней. Ученики, как правило, запоминают хронологический материал путем механического заучивания. Такой вид деятельности считается скучным и неинтересным занятием. В этом случае у детей отсутствует интерес к освоению новых знаний. Для того чтобы превратить «зубрежку» в интересное, увлекательное и продуктивное занятие по запоминанию дат и событий можно успешно использовать карточки соответствия небольшого размера, предназначенные для активной тренировки. На уроках истории в 5-6 классах я активно практикую работу с карточками соответствия для формирования хронологических знаний и умений. Используя данный прием можно реализовать следующие учебные цели: во-первых, концентрируя внимание только на тех элементах, которые еще не усвоены, ученики прочно и надолго усваивают и запоминают хронологический материал; во-вторых, через различные способы и приемы экономится время урока, на проверку ранее изученного; в-третьих, происходит охват работой всех учеников класса; в-четвертых, работая индивидуально, в парах и группах ребята учатся самооценке и оценке своих товарищей; в-пятых, используя индивидуальный подход можно корректно указать конкретному ученику на пробелы в его знания.

Карточки изготовить нетрудно и недолго. Для этого применяется плотная бумага (альбомный лист, картон, ватман) из которой нарезаются карточки размером 10 на 15 сантиметров. Важно чтобы они были не слишком маленькими, так как ничего не будет видно с задних парт, и не слишком большие, чтобы помещались в обыкновенный конверт. На лицевой стороне цветным фломастером пишется дата, а на обратной – соответствующее дате событие.

Образец карточки соответствия. специальные умения в обучении истории. Смотреть фото специальные умения в обучении истории. Смотреть картинку специальные умения в обучении истории. Картинка про специальные умения в обучении истории. Фото специальные умения в обучении истории

Желательно определить единый для всех учеников цвет надписи. Карточки изготавливаются учениками самостоятельно дома или же, если в этом есть необходимость, на уроке. На каждом уроке у учеников должно быть не менее 10 карточек с датами и событиями предыдущих тем уроков и, карточки с датами изучаемой темы.

После того как карточки будут изготовлены, можно приступать к их использованию. Предлагаю несколько способов использования карточек соответствия для формирования хронологических знаний и умений.

Способ 1. У учеников на столах лежат карточки. Учитель на различных этапах урока называет определенную дату, все ученики должны поднять и показать карточку с соответствующим событием. Или напротив называется событие, ученики показывают карточку с датой. Ученики, которые неправильно выполнили задание, исправляют свою ошибку. У учителя также имеется комплект карточек, и он тоже показывает карточку, но уже классу. Те ребята, которые безошибочно справлялись в течение урока с заданиями, в конце урока поощряются хорошей отметкой.

Способ 2. Как правило, этот способ используется в начале, при повторении ранее изученного материала, или в конце урока, при закреплении изученной темы. Данная работа проводится в два этапа. На первом этапе определяется соотношение даты и события, на втором – соотношение события и даты. Соответственно в первом случае карточки раскладываются датами вверх, а события закрыты, во втором – событиями, события закрыты.

Способ 3. Данный способ используется при работе в парах постоянного или сменного состава. На эту работу в начале урока отводится пять-семь минут. Ребята в парах проверяют с помощью карточек знание дат друг у друга и сами себя оценивают.

Аналогичную работу можно проводить у доски. К доске вызываются два ученика, на доске планшет с карточками. Ученики поочередно задают друг другу вопросы и оценивают себя. Такой способ предполагает самостоятельную работу учащихся.

Способ 4. Проводя повторительно-обобщающий урок по изученному разделу учебного материала можно на одном из этапов урока организовать групповую работу с карточками соответствия. Класс разбивается на группы. Ребята, сидя группой за партами, раскладывают свои карточки перед собой. Учитель дает задание выбросить на центр парты карточки с датами, которые связаны с теми или иными историческими деятелями. Например: учитель говорит: «Годы правления царей (князей, королей)», ученики выбрасывают на центр стола карточки, на которых указаны даты деятельности правителей. Таким же способом определяются даты связанные с внешней и внутренней политикой, культурой, войнами, народными движениями. Учащиеся в группах контролируют друг друга, тот, кто выполнил задание неправильно, забирает себе все выброшенные на центр стола карточки и откладывает их рядом с собой в сторону. Если все ребята справились с заданием карточки остаются на центре стола. В конце работы определяется количество карточек у каждого ученика. Те, у кого карточек окажется много, с заданием не справились, учитель им предлагает дома потренироваться. Ребята, у которых карточек не оказалось, с заданием справились и получают положительную оценку.

Данные способы способствуют формированию как элементарных, так и более сложных навыков. При формировании элементарных знаний, умений и навыков необходимо соблюдать важное условие – регулярность тренировок. Другое условие заключается в следующем положении. Необходимо облечь вышеизложенные способы в игровые формы. Сделать этот род занятий для детей ненавязчивым, интересным и увлекательным. В итоге, большинство учеников хорошо усваивать необходимый для уроков истории хронологический материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *