спасти рядового райана история на реальных событиях
Судьбу рядового Райна американцы списали с советского прототипа
В 1998 году на экраны мира вышла картина Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана». Фильм потряс воображение зрителей. Особенно зрителей молодого поколения. Он наполнил сердца американских граждан гордостью за чистоту нравов дедов и отцов, а также заставил людей скорбеть о жертвах, которые понесли американцы, спасая человечество от фашистской нечисти. Все критики признали фильм одним из лучших фильмов о войне ХХ века.
Хочу сказать какие чувства вызвал фильм лично у меня. Противоречивые. С одной стороны у меня не было никаких доказательств о неправдивости самой истории. А с другой стороны, зная голливудский размах, была твёрдая уверенность, что американцы сделали из мухи слона. Ведь ни для кого в мире ни секрет, что в порыве национальной гордости за свою «демократическую» страну янки слишком часто перегибают палку, преувеличивая свои заслуги. В одном же я был твёрдо уверен, что таких больших потерь, как при высадке в Нормандии американцы не несли ни в одном сражении ни до неё, ни после. Ну а на счёт гуманности, проявленной в отношении матери, у которой остался единственный сын, особый вопрос, на котором хотелось бы остановиться подробнее.
Больше всего меня возмутили комментарии наших граждан в адрес этой истории. Мол смотрите, как в цивилизованной Америке относятся к своим гражданам. А у нас во все времена людей не жалели. А при советской власти тем более. Меня глубоко оскорбляли подобные заявления. И повинуясь какому-то инстинкту, я попытался выяснить суть этой истории. И вот смотрите, что из этого вышло.
В первую очередь было интересно, а что думают о сюжете фильма западные историки? Ведь по законам США не нужно было призывать всех сыновей, потому что у американцев не было проблем с нехваткой людей для призыва в армию. Что послужило толчком к написанию подобного сюжета? Неужели всё чистой воды вымысел, красивый рассказ на военную тематику? Оказывается прототип рядового Райана был. Вот только он не был американцем…
Вот что говорит о фильме профессор из Великобритании Марк Харрисон: «Я специально сделал подсчёты и выяснил, что Красная Армия каждый день теряла больше людей, чем войска союзников в самый кровавый день во время высадки в Нормандии. Масштабы потерь союзников не идут ни в какое сравнение с потерями сторон на Восточном фронте».
Джон Барбер, профессор из Кембриджа: «Я считаю, что это сказка…»
Дитер Поль, профессор из университета имени Людвига Максимилиана (Мюнжен): «Нет, таких случаев не было зафиксировано, несмотря на то, что на войне бывает всякое. И хотя полностью я отрицать этот факт не могу, вся история сильно похожа на сказку..»
Сказка сказкой, но не совсем. Некоторое время никто у нас в стране не знал какая потрясающая по своей сути история лежит в основе сюжета американского фильма. А самое невероятное то, что произошла эта история в… России…
В начале 80-х годов прошлого столетия состоялась встреча двух людей. В одном самолёте случайно рядом оказались молодой историк и спортивный комментатор Николай Озеров. Летели из Москвы в Свердловск и как водится, разговорились. Собеседника знаменитого советского комментатора звали Сергей Кудряшов. Он высказал во время беседы своё мнение о киноэпопее «Освобождение», сказав, что слишком много в ней спорных моментов, не похожих на правду, есть много преувеличений. И вот тогда Николай Озеров рассказал молодому человеку сюжет, который, по его словам не вошёл в сценарий фильма. В нём шла речь о том, как у одинокой матери были призваны на фронт четыре сына. Когда на троих сыновей пришли похоронки, то третий сын был отпущен с фронта домой. Этот случай произошёл на 1-м Украинском фронте, которым командовал Николай Ватутин.
Дочь генерала Ватутина, Елена, не была удивлена, когда к ней обратились с просьбой разъяснить эту загадку. Она сообщила, что история со «спасением рядового» является семейной. В роли «спасённого Райана» оказался её дядя Павел, родной брат генерала Ватутина.
У Веры Ефимовны Ватутиной на фронте было четыре сына: Афанасий, Семён, Павел и Николай. Первыми погибли Афанасий и Семён. После того как умер после ранения Николай, остался в живых только Павел.
Похороны Николая Ватутина
Мать Ватутина обратилась лично к Хрущёву – нельзя ли сделать так, чтобы хотя бы один из её сыновей остался жив. И вот её старшему сыну Павлу было разрешено вернуться домой – его война закончилась в день похорон брата Николая.
Павел Ватутин прототип рядового Райана.
Для опыта Красной Армии, когда призывали на фронт всех и вся, этот случай оказался неординарным. Да и для армий других стран тоже. Во всяком случае, до сих пор не обнародовано ни одного подобного факта из истории армий мира. Пальма первенства принадлежит Красной Армии…
А вот как эта история дошла до Америки?
Оказалось всё очень просто. Супруга генерала Ватутина, Татьяна Романовна, дружила с тёщей режиссёра Юрия Озерова. В конце 80-х Озеров совместно с Warner Brothers снимал фильм «Сталинград». И вот эта неординарная история о спасении советского солдата, рассказанная кому-то за чашкой чая, возбудила воображение заокеанских режиссеров и те раскрутили её с полным голливудским размахом спроецировав на американскую действительность…
А что же у нас? А у нас американский плагиат был принят за торжество демократических ценностей…
Знаете, что я почувствовал, когда узнал правду о «спасении рядового Райана»?
У меня возникло ощущение, что меня обокрали. А что думаете Вы по этому поводу?
Трагедия братьев Салливан. Настоящая история «спасения рядового Райана»
Фильм режиссера Стивена Спилберга «Спасти рядового Райана», удостоенный пяти премий «Оскар», справедливо считается одной из лучших картин о Второй мировой войне. На экраны фильм вышел 9 октября 1998 года.
Однако, отдавая должное фильму, многие полагают, что рассказанная в нем история является полностью вымышленной. Целое подразделение американских солдат погибает ради того, чтобы спасти и вернуть на родину бойца, все братья которого погибли в боях.
Братья идут на войну
Тем не менее такая практика в американской армии действительно существовала. Так называемая политика «последнего выжившего» была введена после громкой истории братьев Салливан.
В семье Тома и Аллеты Салливан, живших в Уотерлу, штат Айова, росли пятеро мальчишек: Джордж, Фрэнсис, Джозеф, Мэдисон и Альберт. Когда 7 декабря 1941 года японцы атаковали Перл-Харбор, старшему из сыновей (Джорджу) было 26 лет, младшему (Альберту) — 19.
Джордж и Фрэнсис к этому времени уже имели опыт службы в ВМФ в отличие от младших братьев. Но в январе 1942 года вербоваться на флот отправились все пятеро. При этом Салливаны поставили условие: служить всем вместе, на одном корабле.
На самом деле к тому времени на американском флоте уже действовало правило, согласно которому близких родственников на всякий случай посылали служить на разные корабли, однако строго обязательным оно не было.
За случай с Салливанами сразу ухватилась пропаганда: еще бы, такой пример семейного патриотического порыва. Просьбу братьев удовлетворили, и они все были включены в состав команды легкого крейсера «Джуно».
Битва в пятницу, тринадцатого
Джордж проходил службу в должности старшины-артиллериста второго класса, Фрэнсис был старшиной шлюпки, а Джозеф, Мэдисон и Альберт являлись матросами второго класса.
Американские журналисты много писали о братьях и снимали их. Есть даже фотография, где они позируют со звездой бокса, экс-чемпионом мира в тяжелом весе среди профессионалов Джеком Демпси.
Но служба братьев была не показательной, а самой настоящей. Летом 1942 года началось ожесточенное сражение за Гуадалканал, в котором принимал участие и крейсер «Джуно».
В рамках этой кампании в ноябре 1942 года вспыхнуло морское сражение, известное как «Битва в пятницу, тринадцатого». Ранним утром 13 ноября крейсер «Джуно» был поражен японской торпедой.
Корабль оставался на плаву, но был вынужден выйти из боя. Спустя несколько часов «Джуно» вместе с другими американскими кораблями отступал в сторону тыловой базы, расположенной на острове Эспириту-Санто.
Затерявшийся рапорт
Летчики В-17 не стали нарушать режим радиомолчания в полете, поэтому о потоплении «Джуно» командир экипажа доложил в письменном рапорте по прибытии на базу.
И здесь во всей красе показала себя военная бюрократия. Рапорт командира В-17 затерялся в ворохе других бумаг, и несколько дней о нем не вспоминали, пока один из офицеров, наводя порядок на рабочем столе, не вчитался в документ и не пришел в ужас: получалось, что там, в океане, все это время могли ждать помощи американские моряки. В район гибели «Джуно» срочно выслали патрульный самолет.
На восьмой день после того, как затонул крейсер, живыми были обнаружены 10 измученных моряков. 10 из 650 человек, составлявших экипаж «Джуно». Среди них не было ни одного из Салливанов.
«У меня новости о ваших ребятах»
Спасенные рассказали, что после гибели корабля на поверхности воды оставались около 100 моряков. Ожидая помощи, они умирали от ран, погибали от атак акул, от голода и жажды. Трое из братьев Салливан — Фрэнсис, Джозеф и Мэдисон — погибли при взрыве корабля. Альберт — младший — утонул, продержавшись сутки. Джордж Салливан, старший из братьев, боролся за жизнь пять дней, но тоже не смог дожить до прибытия помощи.
Военная цензура запретила передавать информацию о гибели крейсера «Джуно». Но родители братьев Салливан быстро заподозрили неладное. Все их сыновья одновременно перестали писать письма домой.
12 января 1943 года глава семьи Том Салливан собирался идти на работу. Выглянув в окно, он увидел, что к парадной двери его дома подходят трое представителей флота: лейтенант-коммандер, врач и главный старшина.
Том знал, что это означает. Такие делегации приходили в семьи тех, кто уже никогда не вернется с войны. Собравшись с силами, он шагнул навстречу гостям.
— У меня новости о ваших ребятах, — сказал старший из пришедших.
— Который из них? — коротко спросил Том.
— Я сожалею, — ответил офицер и, чуть помедлив, выдохнул. — Все пятеро.
История братьев Салливан потрясла Америку. Личные соболезнования отцу и матери, потерявшим всех своих сыновей, послал президент США Франклин Рузвельт.
«Салливаны» в строю
Том и Аллета держались как могли. У них была еще дочь Женевьева, служившая в женском подразделении флота. Из пяти братьев семьей обзавестись успел только младший, Альберт. У него остались жена и сын.
Родители погибших братьев Салливан участвовали в кампании в поддержку военных займов. В своих выступлениях они говорили о том, что их сыновья погибли не зря, и призывали всех помогать армии и флоту.
Позднее именем братьев Салливан был назван новый эсминец американского флота. «Крестить» новый корабль при спуске на воду пригласили Аллету Салливан. Позже на эсминце «Салливаны» (USS Sullivans) служил сын Альберта Джеймс.
После того как эсминец выработал свой ресурс, его имя было передано новому кораблю. «Крестной» нового эсминца «Салливаны» стала внучка Альберта: Келли Энн Салливан Лугрен.
История братьев Салливан вызвала в США не только патриотический подъем, но и крупный политический скандал. Руководство ВМФ и военного ведомства обвинили в ненадлежащем исполнении правил, связанных с разделением родственников.
Уже постфактум стало известно, что Салливанов все-таки хотели перераспределить, но, пока принимали решение, беда уже случилась. После этого братьев, служивших в одном подразделении, стали разводить вне зависимости от их собственного желания.
Прототипом рядового Райана стал сержант Ниланд
Кроме того, в военном ведомстве США была выработана «политика „последнего выжившего“». Если в семье погибали на фронте несколько родственников, уцелевших надлежало немедленно эвакуировать с передовой. Также в рамках данной политики из семей, которые уже потеряли сыновей на фронте, запрещалось кого-либо призывать на службу.
В 1944 году в американской армии в течение нескольких месяцев погибли четыре брата Боргстром. Пятого после этого демобилизовали, а шестого не стали призывать.
Американский военнослужащий Генри Бьютхорн в 1945 году был отправлен на родину после того, как стало известно, что один из его братьев погиб во Франции, а второй — на Тихом океане.
Если же говорить об истории фильма «Спасти рядового Райана», то авторы отталкивались от истории братьев Ниланд.
On this #FlashbackFriday, we remember the Niland Brothers, Fritz, Bob, Preston, and Edward, of Tonawanda, NY for their service in WWII. pic.twitter.com/wdK8aiLJ15
На фронт отправились четыре брата: Фредерик, Роберт, Престон и Эдвард. Сержант Эдвард Ниланд пропал без вести в Бирме 16 мая 1944 года. Сержант Роберт Ниланд погиб в первый день высадки союзных войск в Нормандии, 6 июня 1944 года, прикрывая отход своего подразделения. На следующий день там же, в Нормандии, был убит лейтенант Престон Ниланд.
В Нормандии сражался и младший из братьев, Фредерик. После нескольких дней жарких боев он воспользовался паузой, чтобы повидаться с Робертом. Но в части ему ответили: «Держись, парень, твоих братьев больше нет».
В действительности никакой специальной операции по спасению Фредерика Ниланда не проводилось. После рапорта офицера о гибели братьев Ниланд Фредерика в приказном порядке вернули в Англию, а затем отправили в США, где он до конца войны служил в военной полиции.
А в мае 1945 года стало известно, что жив и Эдвард Ниланд: он не погиб, а находился в японском плену.
После окончания Второй мировой войны «политика „последнего выжившего“» была утверждена в американской армии в качестве закона. С семидесятых годов она стала более жесткой. Теперь требуется демобилизовывать и не призывать членов семьи, в которой один из братьев погиб (или одна из сестер погибла) в ходе военной службы.
Фильм о нелепости войны. Спасая рядового Райана
Архивный проект «Радио Свобода на этой неделе 20 лет назад». Самое интересное и значительное из архива Радио Свобода двадцатилетней давности. Незавершенная история. Еще живые надежды. Могла ли Россия пойти другим путем?
«Камера оператора находится на уровне глаз бегущего человека, ее так же трясет, и она видит и слышит только то, что видит краем глаза и слышит краем уха оглушенный и загнанный в ловушку солдат. «
Боб Стюарт: В какую-то секунду ты понимал: ты или остановишься и будешь точно убит, или ты что-то предпримешь и тогда у тебя, по крайней мере, есть шанс. И это состояние Стивен Спилберг абсолютно точно воспроизвел в первых минутах своего фильма.
Сцена кровавого хаоса на Омаха-Бич в фильме Спилберга продолжается двадцать шесть минут, но мне показалось, что за это время я не перевела дыхание. И не только я. Репортаж от кинотеатра «Челси-Уэст», сделанный после сеанса, ведет Рая Вайль.
Рон Коэн: Это был замечательный фильм, я плакал в конце. Этот фильм переворачивает душу.
Рая Вайль: Еще один мужчина постарше сказал, что эмоционально так подавлен, что даже говорить не может. Женщина средних лет вытирает слезы.
Зрительница: Я не могу говорить об этом. Очень трогательный и очень тяжёлый фильм.
Рая Вайль: 43-летний Джонатан говорит, что тоже не видел ничего подобного.
Рая Вайль: Говорит 23-летний архитектор Эрик Сафиан.
Марина Ефимова: А вот как оценивает фильм Спилберга актер Том Хэнкс, известный по многим фильмам, включая «Форрест Гамп» и «Аполлон-13», исполняющий роль главного героя фильма капитана Миллера. Когда у Хэнкса спросили, можно ли назвать этот фильм патриотическим, он ответил:
Том Хэнкс: Я бы сказал, что он патриотичен как День Поминовения, а не как День Победы или День Ветеранов.
Марина Ефимова: Кино занимает важное место в жизни американцев, но не настолько важное, чтобы выйти на первые полосы газет, чего удостоен фильм Спилберга. Послушаем отзывы известных кинокритиков.
Джанет Маслин: Когда в фильме «Спасая рядового Райана» убивают солдат, товарищи достают у них из нагрудных карманов заготовленные письма домой. Если письмо залито кровью, его аккуратно переписывают. Эти письма – взгляд изнутри. Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой.
«Мрачно-великолепный фильм Спилберга больше всего похож на последнее отчаянное письмо домой»
Марина Ефимова: Но, вернемся к фильму. Любопытно, что как и в реальной солдатской жизни, в фильме практически нет высокого начальства. Разве что полковник, который передает взводу из восьми человек во главе с капитаном Миллером неожиданное боевое задание. При высадке в Нормандии погибло три родных брата по фамилии Райан. И четвертого, последнего, который тоже сражается рядовым где-то в Нормандии, командование решает немедленно отыскать, демобилизовать и отправить домой к матери. Поиски рядового Райана на территории, которая частично освобождена, а частично находится в руках немцев, составляют основной сюжет, а моральная дилемма этого боевого задания – главный, как теперь говорят, месседж фильма. Дело в том, что во взводе разгорается ожесточенный спор о правомочности их миссии. Рядовой Рейберн из Нью-Йорка представляет идею права и справедливости.
Рядовой Рейберн: Вы можете объяснить мне резон спасать одного ценой жизни восьмерых? А? Утешить мать? У меня тоже есть мать. У всех есть мать. Даже у капитана есть мать.
Марина Ефимова: Сомневается в правомочности их миссии и сам капитан Миллер.
Том Хэнкс: Капитан Миллер говорит: «Я должен жертвовать жизнью своих людей ради выполнения боевого задания, но в данном случае задание – спасение жизни человека. Так стоит одно другого или нет?»
Марина Ефимова: С гибелью каждого следующего человека проблема капитана Миллера и его редеющего взвода становится все острее. И неизвестно, чем бы кончился спор, если бы они как-то вдруг в полуразрушенном городке, занятом остатками американской роты, не нашли того, кого искали. Молоденький солдатик Джеймс Райан вместе с дюжиной других оставлен сторожить мост и, в случае появления немцев, удерживать его до прихода своих. И он отказывается уйти с поста. Райан говорит Миллеру, указывая на своих товарищей: «Они теперь единственные братья, которые у меня остались. Как я могу их бросить?» На ступенях уцелевшей колокольни патефон играет заезженную пластинку Эдит Пиаф. Капитан Миллер долго стоит в задумчивости, и тогда сержант, тот самый, который был с ним на Омаха-Бич, говорит ему:
Сержант: Может, когда-нибудь, оглянувшись, мы скажем себе, что спасение рядового Райана было единственным благородным делом во всем этом кровавом месиве.
Слава Цукерман: В последние несколько лет в американском кино происходят очень резкие изменения. Американское кино повзрослело, Америка меняется, становится более серьезной и более, я бы сказал, глубокой и европеизированной. Меняется и Спилберг, и делает крайне резкие шаги в этом направлении. Уже до такой степени, что в последнем его фильме все подчеркивают особый натурализм и правду деталей. Говорят, что такого никогда вроде даже и не было в показе войны. Несмотря на все это, Спилберг остается Спилбергом.
«»Список Шиндлера» тоже был не про жертв, не про лагеря, а был про человека, который спасает»
Марина Ефимова: Кинокритик газеты «The Christian Science Monitor» Дэвид Стерит.
Дэвид Стерит: Спилберг не сумел решить моральную дилемму, которую сам поставил, с той глубиной и неожиданностью, которая отличает лучшие фильмы о войне. Последний бой в фильме, хотя он так же ужасен, как и сцена взятия Омаха-Бич, уже носит на себе печать голливудского, то есть скалькулированного драматического и психологического эффекта. Фильм Спилберга не дотянул до великого.
«Истерически страшным бой делают не оторванные ноги и вывернутые кишки, а дикая случайность сражения»
«В фильме Спилберга спасают не столько рядового Райана, сколько реальность крови и смерти, погребенную под электронными вымыслами нашей эпохи»
Спасти рядового Райана
Spoilers, sweetie! Особенность темы этой статьи в том, что она по самой сути своей раскрывает спойлеры. Поэтому в этой статье спойлеры никак не замаскированы. Если вы уверены, что хотите их видеть — читайте! |
Спасти рядового Райана | |
---|---|
Общая информация | |
Жанр | Военная драма |
Страна производства | США |
Киностудия | DreamWorks Pictures Paramount Pictures |
Режиссёр | Стивен Спилберг |
Автор сценария | Роберт Родэт |
Когда вышел | 1998 |
Продолжительность | 169 минут |
В главных ролях: | |
Том Хэнкс | Капитан Джон Миллер |
Том Сайзмор | Сержант Майкл Хорват |
Мэтт Дэймон | Рядовой Джеймс Райан |
«Спасти рядового Райана» (англ. «Saving Private Ryan», в другом переводе — «Спасение рядового Райана») — военная драма Стивена Спилберга. Фильм получил пять «Оскаров», место в Национальном реестре фильмов США, а также похвалу от американских ветеранов, которые на той войне были и видели показанное своими глазами (редкая похвала для голливудского фильма).
Фильм любят, в частности, за то, что война в нём показана во всей её красе, а не романтизированно, как это типично для военных фильмов. Пафос, опять-таки, привычный для фильмов на эту тему, задвинут куда-то глубоко, основное внимание уделено скорее тому, как война влияет на характеры тех, кто столкнулся с ней — и, собственно характеры персонажей и их изменение прописаны интересно. Хотя многим кажется странной завязка сюжета — мол, с чего бы вдруг отзывать солдата с войны, кого волнует, сколько там у него погибло братьев. Тем не менее, подобная история имела место на самом деле; другой вопрос, что в реальности никто не отправлял восемь человек искать «иголку в стоге иголок».
Что интересно, «Райан» — один из немногих фильмов с возрастным рейтингом R (для телевидения это TV-MA), которые крутят по американским телеканалам без купюр — со всей кровищей и матерщиной (обычно такое цензурят), хотя, конечно, телезрителей заранее предупреждают, что зрелище предстоит суровое. Спилберг не собирался ничего вырезать из фильма даже с учётом риска снижения рейтинга до NC, и когда перед прокатом в Индии режиссёра попросили прикрутить фитилёк в плане гурятины, он сказал, мол, что ж, тогда проката в Индии не будет. Индийский премьер-министр лично посмотрел фильм и разрешил его показывать в первозданном виде.
В общем, эта картина надолго заложила эталон эпичности для сюжетов на военную тематику, и авторы последующих фильмов о войне часто подражают Спилбергу с его «Райаном». То же и с игроделами — шутеры-про-войну™ частенько любят цитировать эпизод с высадкой в Нормандии вплоть до блюющих солдат в катере или, скажем, сцену на поле с убитыми коровами.
Содержание
Сюжет в общих чертах [ править ]
Действие происходит в 1944 году, во время высадки cоюзников в Нормандии. В то время в США действовала директива о «последнем выжившем», предписывающая в подобных случаях освободить от призыва или отозвать из места ведения боевых действий оставшегося в живых из семьи, уже потерявшей родных на войне. Таковая директива была принята после истории с семьёй Салливанов, у которой в 1942 году погибли все пятеро сыновей, служивших на одном корабле — правительство решило, что это уж слишком много горя на одну семью, и постаралось предотвратить подобные случаи в будущем.
Итак, после кровавой бани на «Омаха-бич» выясняется, что в ходе высадки погибли двое из четверых братьев Райанов. Третий был убит на Тихоокеанском фронте, четвёртый же, воздушный десантник, в данный момент высажен в тылу противника. В соответствии с директивой командование решает отозвать последнего из братьев на родину и отправляет за ним отряд во главе с капитаном Миллером. Поскольку воздушный десант тогда раскидало по всей Нормандии, большую часть фильма герои, собственно, ищут рядового Райана по всем нормандским закоулкам, время от времени натыкаясь на бои и неся потери.
Наконец, потрёпанный отряд находит Райана. Тот, конечно, убит горем после того, как узнал о гибели всех братьев, но заявляет, что не оставит позицию — его подразделение должно удерживать мост, и он не может бросить соратников перед лицом опасности. Отряд Миллера остаётся у моста вместе с десантниками, а вскоре прибывают и немцы… Не всем из героев суждено вернуться домой.
Всё это показано в обрамлении в виде пролога и эпилога с одним из участников этих событий, предающимся воспоминаниям над могилами павших товарищей на Американском кладбище и мемориале в Кольвиль-сюр-Мер во Франции.
Персонажи [ править ]
Как уже говорилось, до победы доживут не все — погибнет две трети этих персонажей, так что тут впору прикрывать спойлером не погибших, а выживших. Чтобы не раскрашивать статью в серую полоску, просто поставим предупреждение о спойлерах на въезде.
Ложка дёгтя [ править ]
Как уже говорилось выше, фильм посвящён психологическим аспектам солдат на войне. На самом деле у режиссёра хватало хороших консультантов, но несколько недочётов было допущено умышленно — ради пущего драматизьму. Уважим коллег-«заклёпочников» и разберём некоторые из этих ошибок.