спасо андроников монастырь официальный сайт история
Подворье Патриарха Московского и всея Руси
города Москвы
Официальный сайт
В 1988 году Русская Православная Церковь отмечала знаменательное событие в церковной и общественной жизни – 1000-летие Крещения Руси. С этой памятной даты начался процесс возвращения храмов Русской Православной Церкви. За несколько лет до этого, в октябре 1983 года Церкви был возвращен Свято-Данилов монастырь, который стал базой для подготовки празднования. После празднования один за другим храмы стали открываться для прихожан. В связи с этими событиями директор Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (ЦМиАР) Софья Владимировна Вашлаева обратилась к наместнику Свято-Данилова монастыря архимандриту Тихону (Емельянову) с предложением о периодическом осуществлении богослужений монахами в Спасском соборе Андроникова монастыря, территория которого с 1947 года по распоряжению И.В. Сталина была передана вновь образованному музею. 17 июля 1989 года, в день памяти преподобного Андрея Рублева при участии братии Свято-Данилова монастыря около Спасского собора был совершен молебен.
К Рождеству Христову 1990 года был подготовлен временный одноярусный иконостас с иконами из Данилова монастыря. Накануне праздника храм был освящен малым чином благочинным Свято-Данилова монастыря архимандритом Лукой (Пинаевым). На литургии ему сослужили иеромонах Мефодий (Морозов) и иерей Вячеслав Савиных.
В дальнейшем службы совершались по двунадесятым праздникам. В храме никаких работ не проводилось.
В 1991 году отец Вячеслав Савиных от владыки Арсения (Епифанова) получил благословение: начиная с праздника Рождества Богородицы служить и по воскресным дням. Постепенно образовывался приход. Приказом патриарха Алексия от 23 марта 1991 года иерей Вячеслав назначен настоятелем храма Спаса Нерукотворного Образа в Спасо-Андрониковом монастыре города Москвы.
С отцом Вячеславом в храм пришел регент Борис Павлович Кутузов. С самого начала на всех богослужениях пели древним знаменным распевом.
Первое приходское собрание состоялось 26 марта. Его от епархиального совета возглавил протоиерей Дмитрий Акинфиев. Первым старостой прихода был избран Андрей Дмитриевич Пичугин, прихожанин Данилова монастыря, а казначеем избрали Вячеслава Васильевича Серафонова.
Приходу была выделена небольшая комната в одном из помещений ЦМиАР. Приходилось работать в очень стесненных условиях. Поэтому в 1992 году прихожане взялись за восстановление Авраамиева Богоявленского монастыря в городе Ростове Великом. В 1993 году там было учреждено подворье Андроникова монастыря, преобразованное в 1994 году в ставропигиальное патриаршее подворье.
В 1993 году был также устроен скит в 50 км от города Ростова (в урочище Лаврентьев Холм – в 5 км от села Титово Борисоглебского района Ростовской области).
В Спасском соборе в том же 1993 году решили найти место древнего престола. Обратились к директору ЦМиАР С.В. Вашлаевой и получили разрешение на проведение изыскательских работ. Во время этих работ под алтарем собора были обретены мощи начала XV века шести монахов. В связи с этим собор 4 января 1994 года посетил Святейший Патриарх Алексий II, который одобрил проведенные работы и благословил приход на дальнейшие изыскания.
В 1995 году приходу было передано здание древней монастырской часовни «Проща» на Тулинской улице (по ходатайству прихода теперь этой улице присвоено имя Сергия Радонежского). Часовня была восстановлена к 2000 году. В настоящее время в ней служатся молебны и панихиды, находится церковная лавка.
В 1998 году приход получил права на земельный участок рядом с монастырем, где ранее находилось древнее монастырское кладбище. А в 2000 году на этом участке началось строительство храма во имя святого благоверного великого князя Димитрия Донского, который был освящен 20 декабря 2015 года.
В 2015 году приобретена земля близ уничтоженного в 1920-е годы древнего колодца, ископанного святым игуменом Андроником на берегу реки Яузы в 200-х метрах от монастыря, для восстановления Святого колодца и строительства часовни. Сейчас там установлен поклонный крест.
Одновременно с организацией прихода стала формироваться библиотека духовной литературы. В настоящее время в ней собрано около 2000 книг.
Школа знаменного пения была создана для обучения древнерусскому пению, расшифровки древних нотных рукописей, для популяризации этого вида церковного пения. Неоценимый вклад в эту деятельность внес основатель хора Борис Павлович Кутузов. Ведущие певчие хора – Петр Шеронов, Елена Нечипоренко, Юлия Шамотко, Дмитрий Пивоварчук, Валерий Сутормин. В настоящее время братским хором руководит Сергей Хохряков, а сестринским хором – Ольга Пенькова.
Издательская деятельность прихода началась в 1992 году с выхода первого сборника статей по церковному искусству «Хоругвь», а также нот – расшифровок с крюковых рукописей древнего распева.
Иконописная мастерская была организована с момента получения дополнительных помещений в 1993 году. Иконописцы прихода: Андрей Ремнев, Владимир Сидельников, Игорь Пеньков, Матвей Шибаев, Александра Данилина, Алла Карнаушенко.
Со времени образования прихода были рукоположены: иерей Александр Парфенов (1993 г.), иерей Леонид Калинин (1996 г.), иерей Анатолий Копалкин (1997 г.), диакон Александр Самсонов (1997 г.), диакон Виктор Хлопков (1997 г.). Прихожанин Сергий Логинов по окончании Московской духовной семинарии (2000 г.) посвящен в псаломщики-чтецы.
В настоящее время богослужения проходят в Спасском соборе, храме Димитрия Донского, часовне «Проща».
Страсти в Андрониках
Говорите правильно
Согласно преданию Спасо-Андроников мужской монастырь был основан в 1350-е годы. Митрополит Алексий возвращался из Константинополя с византийской иконой Спаса Нерукотворного (отсюда первое слово в названии). В Черном море он попал в шторм и дал зарок в случае спасения построить монастырь. Первым игуменом стал любимый ученик Сергия Радонежского инок Андроник (второе слово в названии).
С точки зрения предков, мы сегодня неправильно произносим название обители. В Средневековье в имени Андроник ударение ставили на последний слог. Но у каждой эпохи свои правила.
Чуть пониже Кремля
У обители потрясающая летопись. Здесь принял иночество Андрей Рублев: писал иконы и расписывал храмы, здесь и похоронен. Эти камни помнят Сергия Радонежского, Дмитрия Донского и еще много знаковых личностей.
Остановить орды варваров его стены не могли, но с ролью дозорного пункта монахи справлялись: предупреждали москвичей о беде. А сами не раз становились жертвой нападения. Например, в 1571 году обитель разорил пришедший из Крыма хан Девлет-Гирей.
Много раз горел, пережил чуму.
В гордом одиночестве
Спасо-Андроников монастырь не первый объект, который государство может вернуть Церкви. И не последний. Недавно РПЦ вернули храмы в Ферапонтовом и Кирилло-Белозерском монастырях. Скажите, вы помните, чтобы новостные выпуски уделяли этому событию приоритетное место? Обсудили, договорились, нашли устраивающее всех решение.
Почему Спасо-Андроников монастырь в эпицентре внимания?
Еду в обитель: надо увидеть своими глазами, обойти своими ногами, оценить своими чувствами. От метро «Площадь Ильича» до обители 10 минут шагом. На территорию вход свободный.
Недавно на экране телевизора появился директор музея им. Рублева. Сказал, что за год музей посещает 50 тысяч человек. Считаем: это до 140 человек в день.
Зайти на территорию можно ежедневно с 9.00 до 21.00. Таким образом, за один час в обители бывают 11 человек. Конечно, расчет грубый, летом больше, зимой меньше. Но за получасовую прогулку по обители мы встретили не больше дюжины человек.
Да, во время служб прихожан, уверен, здесь много. Но храм живет не только службами.
По-моему, в таком месте должны быть просто толпы людей. Как можно стоять в одиночестве на том самом месте, где в 1380 году Дмитрий Донской молился перед Куликовской битвой? И здесь же он благодарил Бога за победу.
Говорит: есть еще спонсорские поступления. Но деньги не главное. Не только для Церкви это место сакральное. Для всех.
За лапшой
Так что хозяин здесь нужен. У которого не только в трапезной и в музейных экспозициях полный порядок.
Да, а тира и бани, о которых столько я читал и слышал, внутри периметра монастырских стен не нашел.
А после того как все утрясется со Спасо-Андрониковой обителью, наступит черед других объектов и иных споров. Жизнь продолжается.
Спасо андроников монастырь официальный сайт история
+7 (495) 911-4502
+7 (495) 671-0372
105120, Россия, г.Москва, Андроньевская пл., 10
ИСТОРИЯ СПАСО-АНДРОНИКОВА МОНАСТЫРЯ
Спасо-Андроникова обитель — одна из самых древних в Москве, а Спасский собор монастыря является древнейшим монастырским храмом, построенным в XV веке и сохранившимся до нашего времени. В 1360-е годы за чертой города, к юго-востоку от Кремля, на левом берегу реки Яузы митрополит Алексий, во исполнение обета, основал мужской Спасский монастырь с деревянным собором в честь Образа Спаса Нерукотворного. Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополит укрылся от бури, застигшей его при возвращении из Константинополя, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом.
Монастырь был основан на перекрестье двух оживленных путей. Одна дорога, начинавшаяся на площади у Рогожской заставы (ныне шоссе Энтузиастов), вела на восток, во Владимир и Нижний Новгород. Другая дорога, называвшаяся Болвановской, шла через Таганскую площадь на юг, в Коломну, Рязань и дальше в Золотую Орду. Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич.
Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, после чего монастырь стал называться Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками.
Духовное родство Троице-Сергиевой обители и нового монастыря выразил в образе Святой Троицы, написанном в «похвалу отцу Сергию», Андрей Рублев — «иконописец преизрядный, всех превосходящий в мудрости зельней». По преданию, преподобный Сергий несколько раз посетил обитель. Недалеко от Спасо-Андроникова стоит часовня «Проща», построенная на месте прощания преподобных Сергия и Андроника.
В Средние века обитель неоднократно подвергалась нападениям. Видела она и литовских князей Ольгерда (1368 и 1371 годы) и Кейстута (1372 год), и золотоордынского хана Тохтамыша (1382 год), и крымского хана Девлет-Гирея (1571 год). В 1611 году, в эпоху Смуты, монастырь пострадал от нашествия поляков.
В 1371 году великий князь Дмитрий Иванович, будущий — Донской, провожаемый митрополитом Алексием в Орду за ярлыком, молился в монастыре об избавлении от опасностей. В 1380 году митрополит Киприан встречал близ Спасской обители полки князя Дмитрия Донского, победно возвращавшиеся после Куликовской битвы. В монастыре отслужили благодарственный молебен и панихиду об упокоении русских воинов, «за веру и отечество живот свой на поле брани положивших». Здесь захоронена часть павших в сражении.
В XV веке, по житийным свидетельствам — при третьем игумене — Александре, вместо деревянного собора Спаса Нерукотворного Образа возвели новый, белокаменный. Это древнейший из сохранившихся за пределами Кремля московских храмов, шедевр не только русской, но и мировой архитектуры. В Спасском соборе находилась главная святыня монастыря — Нерукотворный Образ Спаса, привезенный из Царьграда.
Расписывали собор знаменитые изографы Андрей Рублев и Даниил Черный. К сожалению, фрески были уничтожены в XVIII веке при реставрации храма, остались лишь небольшие фрагменты.
Уже в XVI веке почитались в лике святых первые четыре настоятеля Спасо-Андроникова монастыря: преподобные Андроник, Савва, Александр и Ефрем. В 1439 году монастырь получил архимандрию, что подтверждало высокий статус обители.
В начале XVI века настоятелем монастыря стал духовник великого князя Ивана III архимандрит Митрофан, при котором (в 1504 — 1506 годах) построили одностолпную трапезную палату на подклети, третью по величине после кремлевской Грановитой палаты и трапезной Иосифо-Волоцкого монастыря. Ныне это одна из немногих сохранившихся в Москве кирпичных построек XVI столетия.
К XVI веку относится и возведение не дошедшей до нас надвратной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы.
В XVI и XVII столетиях монастырь был одним из центров переписки книг; его библиотека содержала значительную часть сочинений Максима Грека.
Архимандрит Митрофан, являвшийся сторонником преподобного Иосифа Волоцкого, вовлек монастырь в активную борьбу с ересями. При архимандрите Симеоне, ученике Иосифа Волоцкого, обитель нередко использовалась как место заключения противников иосифлян.
В 1509 — 1511 годах в стенах монастыря вынужденно пребывал новгородский архиепископ Серапион, позже оправданный и канонизированный. В 1553 году сюда вызвали для разбирательства игумена Троице-Сергиева монастыря Артемия, подозревавшегося в поддержке еретика Матвея Башкина.
В августе-сентябре 1653 года в Спасской обители перед ссылкой в Сибирь держали знаменитого проповедника старообрядчества протопопа Аввакума Петрова.
В XVII веке монастырь стал «божедомским» — в нем отпевали скончавшихся внезапной или насильственной смертью. На территории Спасо-Андрониковой обители находилась одна из древнейших в Москве скудельниц — общее захоронение для таких покойников.
В том же столетии деревянные стены монастыря заменили каменными.
В северо-западном углу монастырского двора располагалась не дошедшая до наших дней столпообразная шатровая колокольня с «русскими часами».
В 1690-х годах около Святых ворот обители поставили настоятельские покои.
В 1691 — 1694 годах по желанию царицы Евдокии Лопухиной, первой жены Петра I, к трапезной пристроили трехъярусную церковь. В ее нижнем ярусе был престол в честь Знамения Божией Матери; во втором — во имя Архангела Михаила —покровителя русских государей; в третьем — во имя митрополита Алексия, небесного покровителя царевича Алексея, сына Петра и Евдокии.
К северной стене трапезной примыкал придел святых апостолов Петра и Павла, упраздненный в 1819 году (затем на его месте освятили придел Усекновения главы Иоанна Предтечи). Был также устроен еще один придел — во имя святого Александра Команского.
Обычно этот трехэтажный храм называют церковью Михаила Архангела. Уже практически завершенная к 1694 году, церковь после опалы и ссылки царицы Евдокии целых сорок пять лет простояла «без пения». Освятили ее только в 1739 году.
В подклети храма Михаила Архангела находилась фамильная усыпальница рода Лопухиных. Здесь погребены отец и мать царицы Евдокии — боярин Федор Абрамович Лопухин и боярыня Устинья Богдановна Лопухина; племянник царицы генерал-аншеф Василий Абрамович Лопухин, герой битвы при Гросс-Егерсдорфе (1757), смертельно раненный в этом сражении; двоюродная сестра императрицы Анны Иоанновны и другие. Также этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати, купцов, промышленников — и не только живших в районе Рогожской и Таганки, но и всей Москвы. Здесь были похоронены Барятинские и Трубецкие. Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И. Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.
К началу XVIII столетия Спасо-Андроников монастырь имел постоянные источники дохода: в 1700 году он владел 210 крестьянскими дворами. Но с петровскими реформами обитель постепенно оскудела. Уже в 1701 году часть монастырских средств пустили на устройство приютов, госпиталей и исправительных домов.
В 1708 году из доходов Монастырского приказа велено было отпускать деньги на отлитие новых пушек. С ограничением средств монастырь уже не мог играть роль образовательного центра, тем более что по указу Петра I в нем полагалось иметь только одну чернильницу — в трапезной.
В московском пожаре 1748 года пострадали библиотека и архив. Требовали перестройки и другие здания.
В 1764 году монастырь причислили ко 2-му классу.
В 1770-е годы с троения обители поправила Коллегия экономии.
В 1790-е на средства купца первой гильдии С. П. Васильева в Спасо-Андрониковом монастыре началось строительство новой колокольни с церковью святого Симеона Богоприимца. (Старая накренилась, и, чтобы она не упала, ее разобрали.) Купец пожелал, чтобы новая колокольня была выше колокольни Ивана Великого. Но император Павел I отверг эти планы, и высота колокольни, возведение которой завершилось к 1803 году, составила 72,5 метра, что на 8,5 метров ниже Ивана Великого. Строил ее известный архитектор Родион Казаков, однофамилец и ученик Матвея Казакова. Колокольня представляла собой копию колокольни Киево-Печерской Лавры.
Как и многие московские монастыри, перенес Спасо-Андроников и нашествие Наполеона. Перед вступлением французских войск в Москву архимандрит Феофан успел вывезти из обители в Юрьев-Польский наиболее ценное имущество. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, в обитель ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Купол собора обрушился. Чудом не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы — сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова. Огонь уничтожил архив монастыря, иконостас Спасского собора. По возвращении из «эвакуации» архимандрит Феофан составил подробную опись того, «что в Спасо-Андроникове монастыре погорело, расхищено и осталось».
В 1848 — 1850-х годах Спасский собор подвергся реконструкции. Над ним подняли восьмигранный барабан с шатровым верхом, кокошники и закомары убрали под четырехскатную крышу. К северной стене пристроили придел святого Андроника, к южной — Успения Божией Матери. Только в 1950 — 1960-х годах XX века реставраторы вернули собору прежний вид.
В 1874 году Е. В. Молчанов вложил капитал в строительство церкви в честь своего небесного покровителя — мученика Евграфа. В нижнем ярусе храма была устроена семейная усыпальница Молчановых. Следов церкви Евграфа не осталось. Вероятно, ее разобрали при ликвидации монастырского кладбища.
В XIX веке при Спасо-Андрониковом монастыре действовали духовное училище и библиотека. К 1917 году в обители жили 17 монахов и один послушник.
С 1910-го и до закрытия монастыря в 1919 году его настоятелем был епископ (с 1921 года — архиепископ) Владимир (Соколовский) (1852 — 1931) — ученый, миссионер, строитель храмов, знаток церковной музыки, сподвижник святителей Николая Японского и Тихона Московского.
Советская власть упразднила обитель. На ее территории до 1922 года находился один из первых лагерей ВЧК. С его созданием из обители изгнали последних монахов. В документе того времени в характерной большевистской стилистике говорится: «Ознакомившись с энергичными действиями Земельно-жилищного Отдела по освобождению Андрониева и Симонова монастырей от контрреволюционной банды чернокнижников, VIII Отдел горячо приветствует вас, товарищи, вступивших на путь активного проведения в жизнь декрета об отделении церкви от государства».
Спасский собор закрыли в 1924 году. В 1930-х монастырскую колокольню разобрали на кирпич. Тогда же разрушили южную стену и юго-западную башню.
10 декабря 1947 года постановлением советского правительства был учрежден Музей имени Андрея Рублева, расположившийся на территории монастыря. Инициатива создания нового музея исходила от известного архитектора-реставратора П. Д. Барановского.
В 1960 году, когда по решению ЮНЕСКО во всем мире отмечалось 600-летие со дня рождения Андрея Рублева, музей открыли для посетителей.
С 1985 года полное его название — Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.
С 1989 года Спасский собор действует как приходской храм.
То, что мы видим в стенах Спасо-Андроникова монастыря сейчас, — во многом результат работы реставраторов в 1950 — 1960-е годы. Тогда были восстановлены в историческом виде настоятельские покои, братский корпус, центральная арка и прилегающая к ней восточная часть Святых ворот, реконструированы южная стена и юго-западная башня. В это же время был воссоздан древний облик Спасского собора.
Спасский собор Спасо-Андрониковой обители — древнейший в Москве монастырский храм (XV век), самое значительное произведение раннемосковской школы зодчества.
Размеры Спасского собора и соотношения между его частями повлияли на определение параметров позднейших монастырских строений. Например, внутренний размер трапезной палаты равен ширине Спасского собора по наружным стенам, ширина Святых ворот — размеру подкупольного звена храма, протяженность южной монастырской стены соответствует его шести длинам и т. д.
Спасский собор, квадратный в плане, представляет собой одноглавый четырехстолпный храм на высокой подклети. Его фасады разделены на три части. С востока расположен троечастный алтарь, по центру других фасадов — перспективные порталы.
Пространство храма не загромождено хорами (отсутствие княжеских хоров придает ему «демократичность»), логично нарастая от более низких углов к ступенчато повышенным средним сводам, а от них к повышенным же подкупольным аркам и, наконец, устремляясь в подкупольный световой барабан.
Внутренней конструкции вторит наружное оформление — ступенчатость объемов усиливается за счет понижения углов. Эта конструкция сообщает зданию вертикальную устремленность.
Храм равномерно освещен, так как окна есть и в стенах основного четверика, и в центральных закомарах, и в барабане. Узкие щелевидные окна имеют стрельчатое завершение, как и многочисленные арки-закомары.
Композиция храма очень напоминает композицию Пятницкой церкви в Чернигове, созданной Петром Милонегом на рубеже XII — XIII веков. Возможно, строившие Спасский собор мастера видели эту церковь. С домонгольским зодчеством Владимиро-Суздальской Руси роднит Спасский собор и материал (белый камень), и форма перспективных порталов, где колонки на половину высоты перебиваются округлыми декоративными «дыньками».
Ступенчато-приподнятое расположение подпружных арок и сводов Спасского собора заставляет вспомнить также о Пскове — там подобные конструкции были распространены в XV — XVI веках. А если обратиться к иностранной архитектуре, то больше всего церквей, схожих со Спасским храмом, найдется в Сербии.
Спасский собор расписали Андрей Рублев и Даниил Черный. Но в XVIII веке фрески были утрачены. Сохранились лишь два фрагмента в откосах алтарных окон. Это орнаменты на темно-синем фоне — круги, в которые вписаны пересекающиеся окружности, трилистники и травы. В стилизованные мотивы введены и реалистические образы — например, листья, напоминающие мать-и-мачеху. Впрочем, и они в меру фантастичны.
Близкие мотивы присутствовали в узоре майоликовых плиток, устилавших пол собора (балканская традиция). Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и здесь же, вместе с преподобным Даниилом Черным был похоронен. В дальнейшем, сведения о месте их могилы были утеряны, однако не совсем.
Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную, положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря.
В 30-х годах архитектору П. Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так, возможно, была потеряна единственная ниточка, которая вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.
Спасский собор неоднократно перестраивался. Только в XX веке реставраторам удалось выявить его древние формы. Собор был возрожден архитекторами-реставраторами Л. А. Давидом, Б. Л. Альтшуллером, С. С. Подъяпольским, М. Д. Циперовичем.
Иногда возникают сомнения, связанные с формой и размерами главы собора: кому-то она кажется непропорционально узкой, вытянутой вверх и как будто искусственно поставленной на четверик. Но есть и другое мнение — согласно ему, пропорции Спасского собора совершеннее пропорций современных ему храмов.
В 1504 — 1506 годах архимандрит Митрофан построил трапезную палату — торжественный зал, где монастырь предполагал принимать своего покровителя, великого князя Ивана III, умершего в 1505 году. (На другом берегу Яузы находился его летний дворец.)
В первом ярусе палаты располагались хозяйственные службы. Второй занимал парадный зал трапезной. Большое пространство зала перекрыто четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на расположенный в центре столп. Такая структура, повторяющая появившуюся раньше Грановитую палату Московского Кремля, стала традиционной для монастырских трапезных палат XVI века.
Кубическое по композиции здание трапезной завершается четырехскатной кровлей. Снаружи палату украшал лишь пояс красных изразцов с растительным орнаментом. Сейчас он забелен.
В 1691 году к трапезной палате пристроили трехъярусный храм Архангела Михаила. Хотя церковь возводилась в стиле нарышкинского барокко, господствовавшем тогда в московском зодчестве, она стилистически соотнесена с древней трапезной, постройки объединены общим карнизом из трех рядов поребрика.
Структура церкви Архангела Михаила типична для своего времени: двухэтажное кубическое основание завершено восьмигранником, увенчанным небольшой главкой. В наружном украшении четверика использованы элементы западноевропейской архитектуры в русской интерпретации: колонки с кольцевидным перехватом, разорванные завершения наличников с декоративными шарами, капители, напоминающие завершения колонн ионического ордера. Декор восьмерика суше и строже, что объясняется перерывом в строительстве храма, связанным с опалой царицы Евдокии.
Храм был завершен лишь в 1739 году, что не помешало сохранить архитектурное единство здания: грани восьмерика украшены стилизованными раковинами — излюбленным мотивом нарышкинского барокко.
Ныне в помещениях трапезной и церкви Архангела Михаила — экспозиция Музея имени Андрея Рублева.
Около 1690 года вдоль южной стены монастыря слева от входа возвели двухэтажное здание настоятельских покоев, примыкающее к Святым воротам. В конце XVIII века к покоям пристроили пятигранный тамбур с внутренней лестницей. Здание неоднократно переделывалось. Его отличают простота форм и скупость декора, не свойственные современным ему постройкам.
На первом этаже настоятельских покоев проводятся периодические выставки, на втором — размещается администрация Музея имени Андрея Рублева.
В начале XVIII века к западу от Спасского собора начали строить каменный дом, в котором, вероятно, должны были разместиться «гостиные покои». Рустованные пилястры и наличники с расширенными углами характерны для гражданских построек Москвы и Петербурга этого времени. Получилось светское по духу здание с анфиладой просторных комнат. В них сохранились фрагменты орнаментальных росписей.
В 1763 году корпус перестроили, а в начале XIX века достроили с южной стороны. Тогда же изменилось назначение постройки: в ней разместились кельи монахов. Сам корпус получил название «братского». Сейчас здесь расположен музейный депозитарий.
На Руси существовал обычай: на месте прощания с отходящими путниками ставить часовни. «Проща» — народное название многих часовен у городских застав (в данном случае — у Рогожской). По преданию, часовня «Проща» была возведена в XVI веке там, где первый игумен Спасской обители Андроник расстался со своим наставником, преподобным Сергием Радонежским.
К 500-летию кончины преподобного Сергия обветшавшую часовню перестроили на средства купца Василия Александрова (проект выполнил архитектор Александр Латков). Освятили ее в 1890 году. Новая «Проща» стала одной из самых красивых часовен в Москве. Четырехугольная, с тремя полукруглыми окнами, она украшена четырьмя пилястрами с капителями, поддерживающими три арки с полукруглыми клеймами деисуса, фасад ее осеняется тремя главами. Над арками — большой купол в виде восьмигранного шатра с кокошниками, увенчанный еще одной главой.
Часовню закрыли в 1929 году и передали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Вскоре она лишилась шатрового завершения. В 1980 — 1990-е годы в ней размещались магазин, часовая мастерская. Тогда часовня, как и все исторические здания Вороньей улицы, находилась под угрозой сноса.