создание персонажей для игр профессия
«Геймдизайнер — это всегда геймер»: чем занимается специалист, какие навыки важны
Геймдизайнер — уникальный специалист, который генерирует креативные идеи и разрабатывает игровые системы, способные увлечь игроков на долгие годы.
На открытом занятии «Геймдизайнер: как создавать игры с нуля» Владимир Ковтун, продюсер в компании Ciliz, преподаватель курса «Геймдизайнер» Нетологии, рассказал о специфике работы геймдизайнера, необходимых навыках, а также ответил на вопросы студентов.
Геймдизайн: искусство или наука?
Геймдизайн — искусство, в котором очень важна наука.
Чем занимается геймдизайнер
Геймдизайнер придумывает игру и объясняет команде, как её сделать.
Одна из главных задач геймдизайнера — организовать досуг пользователя так, чтобы он приятно провёл время в игре. Скорее даже, с наслаждением провёл, то есть получил хороший опыт. Поэтому при создании игры геймдизайнер должен думать о пользовательском опыте. Если игрок получает интересный выбор, новые эмоции и переживания, новый опыт, то он запомнит это и будет возвращаться в такую игру.
Геймдизайнера можно сравнить с волшебником, который создаёт для игрока особую реальность и особый опыт.
Из чего состоит геймдизайн
Проектирование правил игры. Геймдизайнер стоит во главе этого процесса и придумывает правила: кто какую роль на себя берёт, в какой момент что нужно делать, условия победы и поражения, продолжительность игры.
Процесс формулирования содержания игры. Здесь геймдизайнер работает со смежными отделами: художниками, программистами, комьюнити-менеджерами, маркетологами, техподдержкой и другими направлениями в зависимости от продукта.
Роль геймдизайнера в команде
Один из ключевых моментов в работе геймдизайнера — его взаимодействие с командой. В первую очередь с программистами и художниками.
Разберём, что делает геймдизайнер в команде.
Формулирует и транслирует «Что?». Что нужно рисовать художникам, что нужно программировать разработчикам, какие мысли нужно доносить комьюнити-менеджерам продукта. При этом геймдизайнер никогда не залезает в часть, которая посвящена «Как?».
Не даёт концепции продукта мутировать. Геймдизайнер отвечает за конечный результат, поэтому следит за тем, чтобы поставленные им задачи выполнялись именно так, как ему нужно.
Работает связующим звеном. Геймдизайнер напрямую влияет на то, как команда взаимодействует между собой и насколько быстро и эффективно продукт движется к завершению.
Геймдизайнеру так же сложно, как циркачу. Нужно знать и уметь многое, но не показывать это слишком явно.
Что должен уметь геймдизайнер
Начинающего геймдизайнера от профессионала выдают навыки — не только профессиональные, но и «мягкие» (софт-скиллы). Начнём с последних.
Общаться
Геймдизайнер много взаимодействует с людьми — устно или письменно. Встречаются разные сотрудники — интроверты и экстраверты. И геймдизайнеру нужно уметь доносить свои мысли до всех — разными способами. Это не только устное общение, но и умение «нарисовать» быстро что-то для художника в виде заметки или «написать» программисту задачу на понятном ему языке.
Также коммуникативные навыки геймдизайнеру нужны для защиты идей и ведения переговоров.
Быть организованным и пунктуальным
Рассмотрим, где нужны эти навыки.
Оценка задач и своевременный результат. Геймдизайнер даёт задачи всей команде, многие процессы завязаны на нём — это большая ответственность. Из-за этого геймдизайнеров часто называют «бутылочным горлышком», и от самоорганизации геймдизайнера зависит весь проект.
Планирование потока задач. Если у программистов и художников однотипные задания, то у геймдизайнера — разноплановые. Например, подобрать референции саунд-дизайнеру, сделать мокапы экранов для художников, написать техническое задание для программистов. А ещё для аналитиков подготовить базу, а для продюсеров сгенерировать идеи следующих релизов и план развития.
Важно уметь делить широкий поток задач на маленькие ручейки и правильно распределять их по приоритетности.
Быть грамотным и знать English
Поскольку геймдизайнер много работает с текстом, знание русского языка должно быть отличным. Помимо грамотности при работе с текстом геймдизайнер должен соблюдать простые правила типографики: вёрстку и читабельность текста. Программисты скажут «спасибо» 🙂
Знание английского языка критически важно особенно для начинающих. Профессиональная литература, медийные ресурсы — на 90% англоязычные.
Переходим к хард-скиллам геймдизайнера.
Знать рынок
Много играть — самый важный навык. Геймдизайнер — это всегда геймер (но не наоборот ;-). Вопрос, с которого могут начать собеседование с геймдизайнером любого уровня: «В какие игры вы играли в последний месяц?». К сожалению, даже те, кто профессионально занимается геймдизайном, часто не могут ответить на этот вопрос, — и это громкий звоночек. Если геймдизайнер не играет в игры, как он может их делать?
Нужно отсматривать любые игры — и старые, и новые. И здесь есть нюанс.
С каждым годом всё сложнее становиться геймдизайнером без систематизированных знаний, которые обычно дают на курсах. Объясняется это тем, что за прошедшие десятилетия выпущено сотни тысяч проектов. И если вы раньше не играли, нужно хорошо понимать, на что ориентироваться, какие ресурсы читать и чем пользоваться.
Делать деконстракты. То есть разбирать игру на все составные компоненты. В результате деконстракта вы узнаете плюсы и минусы игры, почему она стала популярна, сколько денег приносит, как вы можете создать подобное.
Хороший пример деконстракта
Не открещиваться от жанров и платформ. «Да кому нужен этот Nintendo Switch?», «Ни за что не буду покупать игры в Epic Games Store» — это звучит странно. Для геймдизайнера нет «плохих» платформ, нужно играть во всё и везде. Насмотренность разного рода важна для саморазвития.
Математика
Начинающих геймдизайнеров часто пугают, что нужны глубокие математические познания. Глубокие не нужны — если только не захотите делать экономические сложные стратегии. Обычно достаточно школьного курса математики.
Табличный процессор — основной инструмент геймдизайнера. Неважно, Excel это, гугл-таблицы или OpenOffice.
Геймдизайнер не должен быть доктором математических наук, но должен знать математическую базу.
Эстетика
Геймдизайнер оценивает работу художественного отдела, поэтому он должен быть эрудированным в плане искусства. Важно уметь отличать безвкусицу от шедевра. Часто художники рисуют оторвано от процесса, и геймдизайнеру нужно уметь возвращать их в правильное русло, давая понятную обратную связь.
Скриншот игры Middle-earth: Shadow of War
Трейлер игры Hellblade: Senua’s Sacrifice, которая победила в нескольких номинациях BAFTA Games Awards 2018, в том числе за лучшее художественное оформление
А вот трейлер игры Outer Wilds, которая получила награды BAFTA Games Awards 2020 в номинациях «Лучшая игра» и «Геймдизайн».
Логика и аналитика
Создавая игру, геймдизайнер в первую очередь должен предложить логичное решение. Все элементы системы должны быть на местах, схемы действий персонажей продуманы, проект должен быть состыкован и проверен. Только после этого геймдизайнер выносит решение в рамках концепции нового проекта.
Есть два стандартных средства проверки гипотез: прототипирование (создание быстрых прототипов при помощи игровых движков) и бумажное прототипирование.
Пример бумажного прототипирования игры
Третий — нестандартный — способ доступен лишь некоторым профессионалам, которые в голове придумывают игры, в голове в них играют и в голове же проверяют их концепцию.
Аналитика важна для взаимодействия геймдизайнера с маркетологами и аналитиками. Более того, геймдизайнер должен продумать функциональность игры таким образом, чтобы аналитику и маркетологу было удобно с ним взаимодействовать.
Если геймдизайнер не заложил в экономическую систему игры триггеров, чтобы аналитик мог посмотреть на события и статистику, игру придётся переделывать.
Нестандартное мышление
Геймдизайнеру важно думать без ограничений. Как говорится, think out of the box — думайте выходя из коробки. Если геймдизайнер будет пытаться искать решения неразрешимых ситуаций, новые концепции игр, то шанс создать крутую игру увеличивается десятикратно. Напомним, что деконстракты помогают понять, почему успешен тот или иной продукт.
От геймдизайнера зависит, будет ли игра серой и безликой или же хитом на все времена.
Пример бестселлера — шутер Nuclear throne (2015). Было продано более миллиона копий
Работа с компьютером (для игр на цифровых носителях)
Про этот навык часто забывают. Геймдизайнер должен быть гиком — в хорошем смысле — и не испытывать трудностей с освоением нового в плане программного обеспечения или железа.
Нужно хорошо знать ОС Windows, MacOS или Linux. Компании работают по-разному: у кого-то весь пайплайн построен так, что все работают на Windows, у других — на MacOS или Linux.
Важно впитывать новое как губка, потому что не знаешь, где будешь работать через год. А вдруг кто-то предложит делать гонки или шутер? На Unity или Unreal Engine? А может, представится возможность переехать в Европу. Да мало ли сколько ещё таких «а вдруг?».
Неготовность работать с определённым ПО — частая причина отказов в получении работы у начинающих геймдизайнеров.
Итак, геймдизайнер — это специалист, который придумывает игры, но не создаёт их. Он умеет грамотно формулировать задачи для команды, понимает маркетинг игр и способен убедить инвестора в успешности проекта.
Студенты спрашивают — мы отвечаем
Собрали вопросы участников открытого занятия «Геймдизайнер: как создавать игры с нуля», на которые ответил Владимир Ковтун, преподаватель курса «Геймдизайнер» в Нетологии.
Где можно реализовать идею для игры?
На сайтах, посвящённых геймджемам — своего рода хакатонам для игр — можно найти людей, собрать команду и сделать цельный проект. Однако нужно учитывать тот факт, что такие проекты создаются на голом энтузиазме и внутренней мотивации участников, поэтому большинство таких проектов до релиза не доживают.
Если у вас действительно есть потрясающая идея, найдите программиста и художника и сделайте прототип — короткую версию игры — для поиска инвесторов. Но это уже история, связанная с созданием собственного бизнеса — игровой студии, привлечение денег инвесторов и всё, что с этим связано.
Доверят ли продукт геймдизайнеру без опыта?
Нет никакой проблемы в начинающем специалисте.
Когда геймдизайнер начинает свою карьеру и приходит в компанию в качестве практиканта, стажёра или джуниора, от него не просят сразу придумывать концепции целиком — начинают обычно с частных моментов, игровых фич. Другой момент: раз взяли на работу, значит доверяют и продукт.
Насколько программист поверит в идею, зависит от того, как хорошо геймдизайнер её преподнесёт. Если идея подкреплена фактами, хорошо описана, логично структурирована, вписывается в концепцию продукта, тогда и программист, и художник с радостью возьмутся за такую задачу.
С какого жанра лучше начинать изучение геймдизайна?
Начинайте с любимого жанра. Здесь нет строгих правил. Согласитесь, будет странно, если начинающий геймдизайнер, которому нужно наиграть первую сотню, будет играть в то, что ему совершенно не нравится. Мне, например, не нравятся стратегические игры, я их отсматриваю как представителей жанра, но не играю в них по 300 часов. Зато мне очень нравятся платформеры, я прохожу их полностью и делаю деконстракты. Смотрите, что ближе лично вам.
Можно начать погружение в геймдизайн с платформ и механик. Большинство компаний делают фритуплей-игры для мобильных телефонов, — играйте в такие игры и изучайте их. Также популярны гипер-казуальные игры.
Какие языки программирования изучать для геймдизайна?
Рекомендую изучать C Sharp (С#) или Lua. Если говорить про движки, то наиболее подходящий движок для геймдизайна — Unity, а там используется C#. В крупной компании геймдизайнера могут попросить написать скрипты, а это Lua. В любом случае это объектно-ориентированное программирование — без него никуда.
Насколько широким должно быть знание рынка, если заниматься созданием, например, только point-and-click-квестов?
С одной стороны, если интересует только такой жанр, базируйтесь на нём.
С другой стороны, давайте вспомним посыл Think out of the box — думайте выходя из коробки.
Если заходить на «чужую» территорию — смежные или совсем другие жанры игр, можно как раз найти новую концепцию, которая позволит выделиться в вашем жанре.
Например, сделать point-and-click-квест с механиками Battle Royale — это интересная идея. Или сделать гонки в квесте. Но если не будет соответствующей компетенции в рынке тех жанров, которые хотите использовать и интегрировать, то возникнут трудности с реализацией. Для саморазвития нужно играть во всё.
Как геймдизайнер может набросать концепт для специалиста, который занимается звуком, если сам в этом полный ноль?
Нужно разбираться в смежных областях хотя бы на базовом уровне: познакомиться с терминологией, ограничениями.
Приведу пример. Допустим, геймдизайнеру нужен звук захлопывания двери. Задачу он может сформулировать по-разному. Может просто сказать саунд-дизайнеру «Мне нужен звук захлопывания двери», а может добавить: «в таком-то диапазоне по децибелам, формат выходного файла такой-то, ограничение по длительности такое-то, а максимальная громкость вот такая».
Если геймдизайнер совсем не разбирается в какой-то области, то будет ставить очень широкие рамки задачи — рамки принятия его решения будут тоже широкие. В итоге от этого будет сильно варьироваться результат: от полной непригодности до «это то, что я просил».
Также рекомендую поговорить с соответствующим специалистом на тему, как он может помочь геймдизайнеру лучше себя понять. Например, визуалу лучше передавать информацию через картинки, аудиалу — сопроводить голосом. Важно помнить, что задача ставится конкретному человеку со своими особенностями.
Что читать по геймдизайну
Русскоязычные ресурсы
Англоязычные ресурсы
Обучение на геймдизайнера в Нетологии
Освоить профессию с нуля можно на курсе «Геймдизайнер» в Нетологии, который разработан в партнёрстве с профессиональным сообществом геймдизайнеров «Манжеты ГД».
Вы пройдёте весь цикл разработки игр: создание концепции, проектирование игровых уровней и механик, психология игр, нарративный дизайн, специфика оформления игрового интерфейса, прототипирование, создание стратегии продвижения и вывод игрового продукта на рынок, аналитика игр.
Общаясь в одной среде в Discord, сможете найти партнёров для создания своей игры.
Гейм-дизайнер
Гейм-дизайнер (game designer, геймдиз) – это создатель игр в широком смысле этого слова. Его можно назвать режиссером игр, ответственным за весь цикл создания проекта. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Чтобы быть создателем игр, надо любить игры и понимать их; необходимо находить удовольствие в анализе игры, разборе игры на составляющие и понимании того, как эти части образуют целое.
Любой проект начинается с ИДЕИ. А в игровом бизнесе гениальная идея и фантазия гейм-дизайнера – это определяющий фактор. Гейм-дизайнер не просто генерирует какие-то идеи и разные фичи, но и досконально продумывает способы их реализации, учитывая интересы целевой аудитории. Идею игры гейм-дизайнер формирует в концепцию, составляя первичный концепт-документ, в котором четко излагает краткое описание игрового процесса и особенности игры. На основании концепт-документа создается дизайн-документ («диздок» на жаргоне разработчиков игр). На этом же этапе решается вопрос финансирования проекта. Затем гейм-дизайнер собирает команду специалистов, которые на основе «диздока» создадут игру. В процессе разработки игры гейм-дизайнер контролирует работу команды, чтобы технические спецификации соответствовали основной идее игры. Дизайн-документ в ходе работы корректируется в зависимости от предложений разработчиков. В тестировании игры гейм-дизайнер также принимает активное участие.
Таким образом, гейм-дизайнер решает следующие задачи:
Особенности профессии
В современном мире создание компьютерных игр – это четко отлаженный поэтапный процесс. В игровом бизнесе существует два типа компаний: разработчик (developer) и издатель (publisher). Часто бывает так, что разработчик и издатель – это одна и та же студия. Это идет на пользу созданию игры: разработчику не надо будет убеждать издателя в целесообразности капиталовложений.
Этапы создания типичной компьютерной игры:
Специфика работы специалистов по созданию игр
Чтобы создать качественную современную компьютерную игру, требуется не один год упорной работы. Поэтому над созданием игр трудится одновременно несколько производственных команд, каждая из которых выполняет свои задачи. В создании компьютерной игры, кроме программиста, участвуют и представители других профессий, но программист – центральное звеном всей разработки.
Программист занимается написанием программного кода игры, с помощью которого реализуется игровая физика и искусственный интеллект игры. Программист должен иметь богатый опыт работы в области информатики и разработки.
Аниматор – это самая творческая профессия. В некоторых играх, таких как Myst, аниматор играет даже более важную роль, чем программист. Аниматор – это человек с хорошим воображением, современным мышлением и множеством идей. Графическая составляющая всегда была одним из главных критериев оценки игры. Аниматоры сегодня имеют в своем арсенале самое современное аппаратное и программное обеспечение (в частности, технологию Motion Capture), которое дает возможность записывать реальные движения человека и переносить их потом на игровых персонажей.
Композиторы, музыканты, актеры, звукорежиссеры работают над звуковым оформлением игры, пишут и исполняют музыку, читают тексты персонажей. Без достойной музыки и качественного озвучивания, как и без хорошей графики, современная игра не будет успешной. Музыкальное и звуковое сопровождение, конечно, не главное, но попробуйте поиграть в Need For Speed: Underground 2 без звуков и музыки – большая часть очарования этой игры исчезнет.
Сценарист. Сценарий игры обязательно присутствует в ролевых и приключенческих играх, а также в играх смешанных жанров. Но даже в FPS-играх требуются качественные и интересные тексты. Этим занимаются сценаристы и режиссеры.
Дизайнер игры занимается программированием игрового дизайна, уделяя особое внимание сюжетным линиям, структуре игры и правилам.
Дизайнеры уровней. После того как программисты, аниматоры, художники, музыканты выполнят основную работу по созданию персонажей игры, игровых интерьеров, звуков, в работу включаются дизайнеры уровней. Если даже игра представляет собой один большой уровень без явного разбиения на части, дизайнерам приходится немало поработать над созданием игровой вселенной.
Тестер – испытатель игры – занимается поиском различных ошибок и несоответствий в игре, анализируя детали игры. Любая игра перед выходом в свет должна быть протестирована.
Плюсы и минусы профессии
Профессия гейм-дизайнера чрезвычайно интересная и сложная, требующая полной самоотдачи. Авралы и ненормированный рабочий день – обычные будни. К плюсам можно отнести востребованность и высокую оплату труда.
Место работы
Компании, занимающиеся производством компьютерных игр.
Важные качества
Для гейм-дизайнера просто необходимы:
Обучение на гейм-дизайнера
До недавнего времени в российских вузах не было программ подготовки специалистов в сфере разработки игр. Пройти обучение можно было только на курсах. Сейчас бакалаврские и магистерские программы обучения гейм-дизайнеров открыли НИУ ВШЭ, ИТМО и пока немногие другие ведущие университеты страны, но учеба на курсах по-прежнему хорошая альтернатива фундаментальному образованию.
Кто такой гейм-дизайнер, как им стать и чем он занимается?
Выпускница буткамп-школы программирования Elbrus Coding Bootcamp и разработчик компании Playgendary
На фоне пандемии индустрия видеоигр находится в полном порядке — только в прошлом году, по данным исследовательской компании IDC, она прибавила 20%, обогнав доходы спорта и кино. В этом велика заслуга гейм-дизайнеров, которые как раз придумывают и создают видеоигры. Виктория Гусарова, выпускница буткамп-школы программирования Elbrus Coding Bootcamp и разработчик компании Playgendary, рассказала о том, кто такой гейм-дизайнер, о структуре игр и навыках, помогающих создавать новые увлекательные истории, в которые играют миллионы людей.
Содержание
Что такое геймдизайн
Геймдизайн — обширная область, основанная на компьютерных науках, программировании и графическом дизайне. Профессия окутана неким романтическим ореолом, и здесь действительно большую роль играет творческое начало. Однако не всем, кто любит играть в видеоигры, понравится их создавать.
Геймдизайн можно считать инструментом планирования всего процесса создания видеоигры. Ни одна игра не может быть сделана без плана, а геймдизайн и есть процесс создания такого плана. Это гибридизация творчества и технических навыков, которые объединяются в четко сформулированную идею о том, что люди могут работать с использованием конкретных и выполнимых задач.
Типы геймдизайна
Внутри профессии существует пять основных направлений работы:
Что такое «Ядро игры»
Разработка дизайна любой игры начинается с «ядра игры» — это основные действия, которые структурируют весь дизайн, и игроки участвуют в многократной циклической последовательности. Например, в Mario это были ходьба, бег и прыжки. Различные враги, окружающие предметы – все здесь для того, чтобы удивить игрока, бросить вызов его навыкам. Другими словами, добавить дополнительную глубину опыта.
Основной цикл геймплея состоит из действий, которые игроки могут предпринять в любой момент времени. Мы ожидаем, что игрок будет использовать их регулярно. Это бег и прыжок в беге, обмен драгоценными камнями и так далее. Основная петля геймплея может напоминать что-то вроде ходьбы, атаки, сбора монет.
Задача этих действий — удержать пользователя как можно дольше в игре. На мобильном телефоне или в сети, если основная механика не интуитивна, управление не идеально, можно потерять игрока в течение минуты или двух.
Гейм-дизайнер должен задуматься: какой опыт он хочет предоставить? Что уникально и существенно для его проекта? Все аспекты дизайна игры взаимосвязаны, как и различные петли, которые его создают.
Термины в геймдизайне
Терминологии в геймдизайне можно посвятить отдельную статью (и не одну), я приведу только шесть из них в качестве примера.
Матч-мейкинг — автоматический подбор соперников по уровню в многопользовательской онлайн-игре так, чтобы им не было скучно играть друг с другом, т.е. силы их должны быть примерно равны.
Фетч-квест — это рутинные и скучные квесты, когда игрок, например, забирает посылку в пункте А и отдает в пункте Б. Такие истории сегодня считаются дурным тоном для любой игры.
Итерирование — повторная разработка продукта или его части, чтобы достигнуть более высокого качества или отладить функционал. Итерирование может производиться много раз.
Пайплайн — порядок разработки и способ наладить взаимодействия между отделами и людьми, которые занимаются разными частями разработки.
Вертикальный срез — неполная версия игры, в которой тем не менее уже присутствуют все ключевые элементы, механики и так далее.
Понятие МДЭ
Любой гейм-дизайнер мыслит в трех категориях: механика, динамика и эстетика. Они помогают формализовать проектирование игр и корректно оценить качество разработки на каждом этапе.
Механика игры является основой геймдизайна. Это правила игры в широком смысле слова. В настолках, например, бросание кубиков, игровые раунды, ходы, пропуск ходов и есть механика. В компьютерных и консольных механика чуть сложнее, но она тоже объединяет все алгоритмы и логические связи игры.
Динамика игры — это поведение механики в процессе игры, отклик на действия игрока и механический отклик самого игрока на случающиеся события. Другими словами, это реализация механики на практике.
Эстетика игры — все эмоциональные реакции, которые вызывает игра у человека в результате прохождения (т.е. механики и динамики). Наслаждение от процесса прохождения, стимулирование фантазии, ощущение единства с другими игроками, соперничество и так далее.
Интеллектуальная собственность в геймдизайне
Многие игры основаны на интеллектуальной собственности: Spiderman и Pokemon Go используют героев комиксов и мультсериалов, FIFA и NHL — бренды звезд спорта и самых известных команд мира, The Harry Potter — сюжет культовой книги.
Для разработчиков игр использование интеллектуальной собственности — это гарантия, что их игра будет пользоваться как минимум популярностью у фанатов первоисточника (а ещё поможет в продвижении, так как об этом охотнее расскажут СМИ, да и POS-материалы в точках продаж с любимыми героями привлекут больше внимание), а для обладателя прав на произведение — дополнительный способ монетизировать предыдущую работу.
Win-win история, которая смягчает риск.
Но некоторые разработчики игр идут по пути производства проектов с нуля, создавая свою интеллектуальную собственность и дальше на ней дополнительно зарабатывая. Например, за счет мерча, экранизаций, создания комиксов и книг. Вспомните, например, Warcraft.
Что входит в понятие геймдизайна?
Гейм-дизайнер — носитель идеи, который руководит всеми другими подразделениями и оценивает, насколько их работа отвечает изначальному замыслу. Некоторые сравнивают роль дизайнера игры с кинорежиссером в кино. Хотя работа варьируется в зависимости от размера студии, ваши обязанности могут включать:
Гейм-дизайнер — сценарист работает над сюжетом игры, что включает в себя создание сеттинга (среды) и истории, создание персонажей и их предысторий, планирование повествовательного сюжета и, возможно, написание всего диалога. В больших командах гейм-дизайнер может просто координировать действия со специально назначенными сценаристами. Тем не менее, он всё равно часто будет вовлечен в создание сюжета.
Гейм-дизайнер — художник переводит созданный сценаристом мир в визуальную форму. Отрисовывает квесты, сценарии, персонажей, вещи, миры, уровни и так далее. Если проект большой, то он контролирует этот процесс и визирует работы художников.
Гейм-дизайнер — контент-менеджер работает с игровой логикой, создает целостный геймплей и продумывает детали. Прорабатывает квесты, диалоги и сценарии, поддерживает и корректирует существующие, следит за интеграцией контента в игру, участвует в предварительном тестировании, дает задачи художникам и сценаристам, делится с ними информацией о достоверности моделей, например, исторической и так далее.
Гейм-дизайнер — аналитик под лупой изучает пользовательский опыт и данные, глубоко погружается в цикл жизни игроков. Например, если это приложение — сколько людей его скачали, сколько времени в нем проводят, как часто и как долго заходят, на каких уровнях «отваливаются» и т.д.
Аналитик также занимается прогнозом и осуществлением монетизации. Например, смотрит, что люди покупают внутри игры, а что нет, и исходя из этого корректируют предложения или дают задачу гейм-дизайнерам других направлений поработать над юнитами и предметами.
Гейм-дизайнер — программист либо занимается программированием сам, либо контролирует технические аспекты. По-хорошему, большинство разработчиков игр должны разбираться и в программировании, и в компьютерных науках, и в математике.
В более крупных командах гейм-дизайнер может и не программировать вообще, но базовые знания все равно необходимо иметь, чтобы контролировать производство игры. Потому что если программист в команде делает что-то не то, гейм-дизайнеру будет трудно сообщить о проблеме. А с технической подготовкой они смогут поговорить «на одном языке».
Языки программирования. Некоторые популярные языки выдержали испытание временем, пережив многочисленные изменения в технологической индустрии. Есть и относительно новые, разработанные для адаптации к этим изменениям. Самыми «ходовыми» в геймдеве являются C# и Java, затем — Python и С++.
Планирование и создание игрового дизайна. Частью обязанностей игрового дизайнера является определение эстетики игры. Такая работа может включать в себя создание базовых дизайнов персонажей, визуальных дизайнов среды. Здесь также будут приниматься технические решения, такие как: делать ли пиксель-арт, 3D-графику и так далее.
В некоторых случаях разработчики игр создают базовую концепцию, которую затем передают профессиональному гейм-дизайнеру, чтобы оформить её в удобный материал для создателей игрового контента.
Этапы создания игры
Процесс создания игры можно разделить на этапы. Приходя к концу каждого из них, разработчик должен предоставить определенный контент. Это может быть документ, комплект художественных объектов или цельная игра.
Но с выходом игры процесс не заканчивается. Команда может создавать новые уровни, функции, предметы, квесты, расширяя и дополняя изначальную версию или убирая какие-то этапы, исходя из рекомендаций аналитиков.
Командная работа
Разработка игр — проектная командная вещь, поэтому объем работы и уровень стресса варьируются в зависимости от того, на каком этапе проекта вы сейчас находитесь. Точно можно сказать, что за рабочий день вам придется общаться с множеством разных людей. Это делает труд гейм-дизайнера одновременно и интересным, и сложным.
Главное — помнить, что начинаться все может с идеи, а затем стать чем-то, от чего потенциально получат удовольствие миллионы людей.
Многое зависит и от размера команды. Разработчик компьютерных игр может делегировать определенные задачи конкретным специалистам. В этом случае гейм-дизайнер будет проводить время, общаясь и сотрудничая с членами команды, чтобы убедиться, что все созданное — будь то изображение или само программирование — соответствует специфике дизайна.
Зарплата гейм-дизайнера
Заработная плата в значительной степени зависит от опыта, местоположения, размера студии и отрасли, так что может быть выше или ниже этих средних показателей.
Благодаря многолетнему опыту и знаниям можно значительно повысить эти средние показатели. Заработок игровых дизайнеров зависит от их специализации и объема выполняемых работ
Где учиться геймдизайну?
Если после прочитанного вы все еще хотите обучаться геймдизайну, знайте, что хотя многие вещи можно освоить самостоятельно, формальное образование не помешает.
Тем, у кого английский язык на уровне, можно отучиться в одном из западных вузов или спецшкол. В России геймдизайну тоже учат.
Так, в Высшей школе экономики действует программа бакалавриата «Геймдизайн и виртуальная реальность». Здесь студенты проходят разные этапы разработки игр: учатся оформлению первоначальной идеи, создают сюжет, игровые сценарии, думают, как монетизировать будущий продукт.
В Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна есть программа бакалавриата «Анимация и графика компьютерных игр». Тут студенты больше сосредоточены на освоении технических программ, изучают основы веб-дизайна, техники графики, рисунка, принципов создания окружения и т.д.
Даже присравнении этих двух программ становится понятно, что выбирать обучение необходимо из тех задач, которые вы хотите решать: будете ли вы заниматься разработкой игр, то есть визуализацией и созданием кода, или непосредственно геймдизайном, то есть рулить игровыми механиками.
Курсов по этой интересной профессии тоже большое количество. При выборе обращайте внимание на экспертизу преподавателей, сколько учеников в группе, сколько лично вам будет уделяться времени. Важный фактор также – есть ли последующее трудоустройство или хотя бы практика.
Вот список книг, которые подойдут для начального уровня:
Как стать гейм-дизайнером
Получить хорошую работу в индустрии непросто, это требует усердного труда и самоотверженности. Вы должны обладать некоторыми техническими знаниями и художественными навыками, а также пониманием того, как сделать что-то забавным, привлекательным и денежным.
Для создания дизайна и анимации нужно изучить несколько программ:
Создание интерфейса: Photoshop и Sketch.
Принципы создания интерфейса: Google Material Design и Apple’s UI Do’s and Don’ts.
Создание 2D-объектов: Photoshop, Gimp и Paint Tool SAI (для графики в стиле аниме).
Создание 3D-объектов: Blender (мощное ПО со сложным обучением), Maya (для анимации), 3D Max (для отрисовки).
Возможно, на должности гейм-дизайнера вам придется совмещать сразу несколько ролей. В большой студии ваша работа может быть более узконаправленной, чем в маленькой студии с небольшим числом сотрудников. Например, команда из 5-10 специалистов будет работать совсем иначе, чем команда из 1000 человек, как в Ubisoft или EA.
Важно также отметить, что если вы изучаете дизайн игр, вы не обязательно станете гейм-дизайнером. Существует множество различных рабочих мест, из которых можно выбирать, и с развитием технологии, которое происходит так быстро, новые рабочие места создаются постоянно.