современным научным подходом к истории педагогики и образования является подход
Тема 2. История становления и развития социальной педагогики
1)Установите принадлежность школ определенным типам образовательных учреждений, распространенных в России XIX века:
1. классическая гимназия
2)Основные даты реформ школьного образования в России…
3) Основными идеями, характеризующими реформаторскую педагогику, является:
1) Авторитет педагога в воспитании
2) Природосообразность воспитания
3) Развитие личности на основе врождённых способностей
+4) Учёт индивидуальных способностей
+5) Свободное воспитание ребёнка
4) К представителям педагогической мысли Древнего Рима относятся:
5) Установите соответствие между представителями философско-педагогической мысли и их трактатами:
1. Винсент из Бове 2. Томазо Кампанелла 3. Томас Мор |
А. О воспитании знатных детей
6) Установите соответствие между типами средневековых школ и их принадлежностью к странам:
1. мактаб 2. кафедральные школы 3. школы грамоты |
А. Исламский Восток
7) Современным научным подходом к истории педагогики и образования является _____ подход
8) Функция истории педагогики, позволяющая интерпретировать значимость историко-педагогических фактов, событий явлений, является ____ функцией
9) Школа в условиях цивилизаций Востока стала главным центром обучения и воспитания в связи с…
+ 1)востребованностью практической подготовки
3)необходимостью управления процессом образования со стороны государства
4)появлением человека современного физического типа
5)неспособностью семьи дать детям необходимый объем образовательной подготовки
10) Предаставители российской эмигрантской педагогики в 1920-х гг. были…
11)История педагогики и образования является научной отраслью педагогики…
12)Главными идеологами школы в России первых лет Советской власти были.
13) С какими дисциплинами педагогика имеет косвенные связи?+1. Юриспруденция +2. Статистика 3. История +4. Медицина +5. Этнография+6. Экономика+7. Кибернетика8. Информатика+ 9. Этнология
+10. Технические науки 14)Область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, во взаимодействии с своременными проблемами образования и педагогических наук, называется… 1)историей образования 2)историей школы 3)историей педагогической мысли +4)историей педагогики |
15)Установите соответствие дат и событий из истории западноевропейских экспериментальных школ конца XIX- начала XX вв.
1А. сельская школа С. Редди
2Б. сельский воспитательный дом Г. Виннекена
3В. школа в Вальдорф-Астории Р. Штайнера
16)Основными типами школ в Древней Греции являлись… 1)гимнасии 2)мусические +3)палестры +4)риторов 5)тривиальные |
17)Главными идеологами школ в России первых лет советской власти были… +1)А.В. Луначарский +2)М.Н. Покровский 3)А.И. Ильин +4)Н.К. Крупская 5)В.А. Сухомлинский |
18)Установите соответствие между основными историко-педагогическими датами и имевшими место событиями из истории образования в России XIX века:
19)Установите соответствие между основными событиями из истории образования в средневековой Руси и их датами:
+1)Образование, обучение, воспитание
+2) Развитие, формирование личности,
+ 3) Социализация, дидактика
18)К микрофакторам социализации относятся…
1)город, общество, планета
2)общество, государство, семья
+ 3)семья, сверстники, воспитательные организации
20)К агентам вторичной социализации можно отнести…
Педагогика
lutkovaov.narod2.yandex.ru создано при поддержке VoronVor
Исторический подход в изучении педагогических явлений. Современная трактовка истории педагогики как области педагогической науки.
Образование и педагогическая наука насчитывают несколько тысячелетий своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.
История педагогики и образования как учебная дисциплина давно является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях. Главная задача науки – выяснить, какова была роль образования в обществах прошлых эпох и почему философы и педагоги создали в определенный период времени определенные теории.
История педагогики и образования как часть педагогической науки выполняет следующие функции:а) фиксирует историю выявления и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования; б) выступает критерием достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем; в) представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей; г) раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций; д) прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.
Объектом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования. Иными словами, в истории педагогики и образования педагогические явления прошлого анализируются в тесной взаимосвязи с генезисом культуры, науки, общественной мысли, и на этой основе выявляются тенденции развития этих явлений в будущем.
Будучи в культурном и историческом плане масштабным явлением, всемирный историко-педагогический процесс выступает объектом рассмотрения многих наук, что и определяет межпредметные связиистории педагогики и образования. Ее взаимосвязь с другими научными дисциплинами, такими как философия, история общества, культуры и психологии, теория обучения и воспитания, характеризуется тем, что содержание науки включает как исторические, так и обществоведческие знания, а также частные методики. Философияразрабатывает систему общих принципов и способов познания, поэтому для истории педагогики и образования она является теоретической основой осмысления педагогических явлений и теорий прошлого. Историярассматривает широкий круг педагогических и социально-культурных явлений прошлого в процессе их исторического развития и эволюции. В свою очередь, история педагогики и образования предполагает ретроспективное изучение современного состояния системы образования, соотнося его с обществом, социальным развитием, философской и научной мыслью прошлых эпох. Культурологияизучает педагогику и образование как часть исторического процесса развития общечеловеческой культуры. В историко-педагогических исследованиях анализируются механизмы сохранения и приумножения культуры через образование и воспитание в различные исторические периоды. Социологияисследует педагогику и образование как часть развития социальных институтов; в исторической ретроспективе важно познание причинно-следственных связей между образованием и обществом, осознание влияния общества на образование и понимание того, что социальные изменения во многом являются следствием существующего образования. Педагогикавключает историко-педагогические знания как необходимую и важную часть в исследовании проблем воспитания, обучения и образования. Со своей стороны, история педагогики и образования формулирует знания об истории теории и практики воспитания и обучения, исследует деятельность их создателей – талантливых, выдающихся педагогов, которые среди современников были новаторами.
Предметомистории педагогики и образования выступает сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики образования в различные исторические периоды, в условиях различных цивилизаций, стран и культур. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны:исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.
История образования как отрасль педагогики выполняет следующие научно-теоретические задачи:1) изучение закономерностей воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимости от изменяющихся потребностей общества; 2) выявление рациональных и гуманистически ориентированных средств, которые разработали поколения педагогов; 3) анализ пути развития педагогической науки и обобщение того положительного, что было накоплено в предыдущие исторические эпохи; 4) констатация исторически верной картины состояния мировой и отечественной школы и педагогики на каждом этапе социально-исторического развития.
В связи с обширностью временного охвата и многообразием видов и типов существовавших образовательных институтов в истории педагогики и образования встает вопрос о периодизации историко-педагогического знания. По широте охватаисторико-педагогического процесса выделяют всемирную историю педагогики и историю педагогики отдельных стран, регионов (например, история русской педагогики и образования, история педагогики и образования Поволжья и др.). По разделению всемирного историко-педагогического процесса на исторические эпохиизучают историю педагогики и образования первобытного общества, Древнего мира, Средних веков, Нового и Новейшего времени. По отдельным областямпедагогики рассматривают историю общей педагогики, дидактики, школоведения и др. По видам, уровням, отраслямобразования выделяют историю общего и специального образования, начального, среднего, высшего, профессионально-технического, медицинского, военного образования и т. д. Кроме того, в историко-педагогических исследованиях широко представлена «летопись» различных педагогических проблем, течений, направлений педагогической деятельности, типов образовательных учреждений.
В истории педагогики и образования традиционно сложилось несколько подходов к рассмотрению явлений педагогической теории и практики. Среди них выделяют философско-теоретическийподход, рассматривавший идеи и учения в свете их реализации; социально-педагогический,трактовавший историю воспитания и различных типов учебных заведений в связи с развитием социальных институтов и государственной политики в сфере просвещения; историко-культурный,с позиции которого анализируются педагогические идеи и практика воспитания как одна из составных частей общекультурного развития общества. С 1970-х гг. активизируется разработка цивилизационного и антропологическогоподходов к изучению историко-педагогического процесса.
К специфическим методам историко-педагогического исследования стоит отнести реконструкцию, описание и объяснение. Реконструкциярешает задачи воссоздания и восстановления историко-педагогического процесса, соотносимого с конкретным местом, временем и социокультурными условиями. С помощью объяснениявыявляются сущность и значение историко-педагогических событий, выделяется в них главное и второстепенное, причинно-следственные связи, происходит познание закономерностей функционирования и развития педагогических событий прошлого. Описаниепомогает воссоздать целостную картину развития историко-педагогического процесса с древнейших и до наших времен, на территории различных государств в соответствии с процессами эволюции человеческого общества, культуры, цивилизации и науки. Главной задачей историко-педагогиче-ских исследований является описание и объяснение фактов и явлений педагогической теории и практики и их эволюции.
К источникамисследования в истории педагогики и образования относятся письменные источники (законодательные и нормативные акты, документация органов управления образованием и внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.
История педагогики и образования как учебная дисциплина имеет своей цельюформирование системы знаний, во-первых, о ходе и результатах взаимодействия общества, с одной стороны, и школы и педагогики – с другой; во-вторых, о процессах воспроизведения школой и педагогикой сообществ и цивилизации; в-третьих, о механизме закрепления в сфере воспитания и обучения приобретенных человечеством культурных ценностей; в-четвертых, о том, что школа и педагогика всегда были заметным, хотя и не единственным, двигателем культурной и общественной эволюции. Таким образом, изучение истории образования и педагогической мысли помогает освоить современную науку о воспитании, дает ценные и незаменимые знания об обществе и человеке, об истоках сегодняшнего мирового педагогического процесса.
Тема № 25. История педагогики и образования как область научного знания
(Задания предполагают 1 правильный ответ)
Вопрос № 25.1
Современным научным подходом к истории педагогики и образования является ___ подход.
Тема № 26. Воспитание в первобытном обществе. Воспитательно-образовательная практика и педагогическая мысль в древних цивилизациях и античном мире
(Задания предполагают несколько правильных ответов)
Вопрос № 26.1
Традиционные концепции (эволюционно-биологическая, психологическая) происхождение воспитания объясняют…
1. инстинктивной заботой родителей о своём потомстве
2. развитием орудий труда
3. бессознательным стремлением детей к подражанию взрослым
4. появлением государства
Вопрос № 26.2
Первые школы в странах Древнего Востока возникли…
1. при царских дворцах
3. в семьях крестьян
Вопрос № 26.3
Древнегреческими мыслителями, внесшими существенный вклад в разработку проблем воспитания и образования, были …
Вопрос № 26.4
Основными типами школ в Древней Греции являлись …
Вопрос № 26.5
Сократ предложил метод обучения, основанный на …
1. использовании наглядных примеров
2. беседе учителя с учеником
3. возбуждении у собеседника интереса к обсуждаемой проблеме
4. сообщении ученику готовых знаний
Тема № 27. Воспитание, образование и педагогическая мысль в истории культуры Средневековья, Возрождения, Нового времени
(Задания на установление соответствия)
Вопрос № 27.1
Установите соответствие между представителями философско-педагогической мысли и их педагогическими трактатами:
2) Томмазо Кампанелла
1. «О воспитании знатных детей»
Вопрос № 27.3
Установите соответствие между педагогическими концепциями эпохи Нового времени и их представителями:
1) пансофическое образование
2) свободное воспитание
3) воспитывающее обучение
Вопрос № 27.4
Установите принадлежность педагогических идей их авторам:
1) сочетание обучения с производительным трудом
2) авторитарное управление воспитанием
3) культуросообразное воспитание
Вопрос № 27.5
Установите соответствие между представителями отечественной педагогической мысли и их трудами:
2. «О пользе педагогической литературы»
3. «О народности образования»
Тема № 28. История педагогики и образования в Новейшее время. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса
(Задания предполагают несколько правильных ответов)
Вопрос № 28.2
Основные даты реформ школьного образования в России …
Вопрос № 28.3
Педагогические труды А.С. Макаренко – …
2. «Педагогическая поэма»
3. «Сердце отдаю детям»
Вопрос № 28.4
В разработке современной концепции российского образования участвовали…
Вопрос № 28.5
Реформирование отечественного образования в 1984 г. предполагало…
1. начало обучения с 6-летнего возраста
2. расширение сети межшкольных учебно-производственных комбинатов (УПК)
Исторический подход в изучении пед. явлений. Методологические проблемы современной истории педагогики как области пед. науки
ЛЕКЦИЯ 1. ИСТОРИЧЕСКИЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ ПЕД. ЯВЛЕНИЙ. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ, КАК ОБЛАСТИ ПЕД. НАУКИ. 2 Ч.
1. Исторический подход в изучении пед. явлений. Методологические проблемы современной истории педагогики как области пед. науки.
2. Историко-педагогический процесс развития образования и пед. мысли.
3. Воспитание как явление социальное и педагогическое.
4. Методологические принципы – классовый подход, формационный подход, цивилизационный подход, культурологический подход.
Предмет истории педагогики как отрасли педагогического знания составляет развитие теории и практики воспитания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития.
Во второй половине XIX — начале XX в. был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы которых от комментированного изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения в области практики воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России. Для сложившейся к этому времени традиции рассмотрения истории воспитания было характерно, что авторы придерживались различных подходов при рассмотрении историко-педагогических явлений, что сказывалось на отборе и интерпретации фактического материала. У Ш. Летурно, например, доминировал эволюционно-биологический подход, т. е. история воспитания и самого общества рассматривалась с точки зрения эволюции человеческого рода. В работах П. Монро выделялась философско-этическая сторона педагогических учений и практики воспитания. В многотомной истории педагогики К. Шмидта воспитание рассматривалось как составная часть развития культуры. Другие авторы рассматривали трансформацию педагогической практики и теории с точки зрения религиозной идеи. Так, П. Ф. Каптерев и П. П. Соколов интерпретировали историко-педагогический процесс с точки зрения соотношения христианской церковно-теологической и светско-реалистической направленности воспитания.
В работах историков педагогики второй половины XIX — начала XX в. представлен обширный фонд историко-педагогических знаний, но характерный для них односторонний подход к рассмотрению истории педагогики и школы снижал их продуктивность, поскольку по мере развития общества воспитание все более дифференцировалось в специфический социальный институт, значение которого существенно гипертрофировалось. Так, на рубеже веков и в первые десятилетия XX в. в условиях социальных потрясений в развитых странах Европы и в России представители так называемой марксистской мысли рассматривали школу и воспитание преимущественно как орудие социальных преобразований (В. И. Ленин, Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, Вильгельм и Карл Либкнехты, К. Цеткин и др.).
Диалектика как метод познания включает сформулированный еще Гегелем принцип историзма, в соответствии с которым любой предмет научного изучения должен рассматриваться всесторонне, в развитии и «самодвижении», что позволяет выявлять его конкретные свойства и взаимосвязи с учетом особенностей той или иной эпохи. Это предполагает рассмотрение фактов и явлений практики воспитания в контексте всей школьной системы и школьных традиций; анализ идей, теорий педагогов прошлого — в связи с учетом их целостных концепций воспитания, а также философских и социальных концепций. Обращение к опыту прошлого, ценностям мировой цивилизации предполагает выявление их преемственности с современностью, соотнесение культурного развития каждого народа с развитием всего человеческого сообщества.
Ранее в изучении истории педагогики игнорировалась преемственность в развитии дореволюционной и советской школы и педагогики, историко-педагогического процесса в целом. Изоляционизм вел к противопоставлению советской и зарубежной школы и педагогики в логике противопоставления «загнивающего» Запада и «процветающего» СССР. Насаждалась односторонне нигилистическая оценка опыта школы 20-х годов, игнорировались творческие поиски педагогов тех лет, многие из которых были несправедливо опорочены и преданы забвению. Распространялись иллюзии о якобы характерном для последующих десятилетий неуклонном расцвете народного образования и педагогической науки, в то время как нараставшие в этой области негативные явления и противоречия игнорировались и замалчивались. Все это отрицательно сказалось не только на историко-педагогической науке, но и на историко-педагогическом образовании и соответственно исторической памяти учителя, что вело к его отчуждению от ценностей отечественной и мировой педагогической культуры.
В современных условиях вырабатываются новые подходы с целью объективного освещения истории школы и педагогики в нашем Отечестве, выявления ее глубинных связей с единым историко-педагогическим процессом в мире.
История педагогики призвана решать ряд научно-теоретических и социально-практических задач:
· изучать закономерности воспитания как общечеловеческого и общественного явления, его зависимость от изменяющихся потребностей общества; раскрывать связь целей, содержания, организации воспитания с уровнем экономического развития общества, а также с уровнем развития науки и культуры в каждую историческую эпоху;
· выявлять рациональные и гуманистически ориентированные педагогические средства, которые разработали поколения прогрессивных педагогов, осознавших взаимосвязь демократизации воспитания с общественным прогрессом и необходимость соответствия воспитания особенностям психофизического развития личности;
· раскрывать пути развития педагогической науки, характер взаимодействия педагогической теории и практики, обобщать то положительное, что было накоплено в предшествующие исторические эпохи;
· на каждом этапе социально-исторического развития представлять исторически верную картину состояния мировой и отечественной школы и педагогики;
· в целом историко-педагогические знания должны активно влиять на формирование исторического сознания педагогов всех уровней, способствуя дальнейшему совершенствованию народного образования.
Важен вопрос о структуре истории педагогики как учебного предмета, поскольку характер и логика его изложения могут способствовать или, напротив, осложнять усвоение содержания этого курса будущими учителями. Предлагаемая структура курса определяется стремлением представить историю педагогики в едином потоке всемирной истории человечества. С таким целостным подходом к структуре курса связано синхронное, т. е. одновременное, рассмотрение развития воспитания в разных странах и регионах в каждый хронологический период, выделенный согласно общепринятой в исторической науке периодизации: история первобытного общества, древний мир и античность, средневековье, новое и новейшее время. В соответствии с этим курс истории педагогики делится на следующие разделы:
· воспитание в первобытном обществе;
· школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;
· воспитание и шкала в эпоху Средневековья и Возрождения;
· школа и педагогика в новое время; школа и педагогика в новейшее время.
Такой подход к рассмотрению истории педагогики является нетрадиционным, с чем связаны некоторые сложности. Дело в том, что ныне действующий учебник истории педагогики для педагогических вузов, созданный на основе учебника Е. Н. Медынского 1947 г. и переиздававшийся в последующие годы без существенных изменений, излагает педагогический материал в традициях, сложившихся в 30-40-е годы. В соответствии с ними в духе противопоставления догматизированных идеологических ценностей всем остальным содержание курса разделено на три части: история всеобщей (зарубежной) педагогики отделена от истории отечественной педагогики, которая, в свою очередь, распадается на две обособленные части, разделенные Октябрем 1917 г. В такой же логике выдержаны и действующие до сих пор программа и хрестоматии по истории педагогики.
При ознакомлении с «такого рода литературой надо иметь в виду сложности двоякого рода: во-первых, раздробленность традиционного курса, присущая ему фрагментарность изложения мешают проследить целостный процесс развития практики воспитания и преемственность приращения педагогических знаний; во-вторых, отбор конкретно-исторического материала, его освещение и оценка во многом несут печать идеологизированных догм и стереотипов, которые десятилетиями насаждались во всех обществоведческих науках, в том числе и в истории педагогики. Поэтому при работе с этой литературой нужно обратить внимание в первую очередь на характер изложения фактического материала, критически относиться к оценочным суждениям.