современные проблемы всеобщей истории

Современные проблемы всеобщей истории

Краткий вариант лекционного курса для заочников:

Лекция 1. Введение в курс

Актуальность и содержание курса. Понятие современного этапа развития науки. Отечественная и мировая наука. Основные этапы научного развития с момента формирования истории как научной дисциплины. Всеобщая история: основные исследовательские поля, проблема выделения. Структура курса, задачи.

Лекция 2. Методологические проблемы исследований всеобщей истории

Основные тенденции в развитии методики и методологии в различных сферах всеобщей истории. Общее и различное в эволюции методологии в исследованиях всеобщей истории последних пятидесяти лет. Влияние основных споров и методологических новаций: неопозитивизма, постмодернизма, новой критики источников.

Лекция 3. Основные тенденции в исследовании древнего мира

Основные труды, новые источники, базовые тематические журналы и эволюция их содержания. Рецепция: зарождение, идеи, достижения, проблематика.

Лекция 4. Хронология и периодизация

Лекция 5. Гендерные исследования

Лекция 6. Политические исследования

Лекция 7. Повседневная жизнь

Специфика понимания повседневности, особенности эволюции исследований повседневности от классицизма до наших дней. Влияние исследований повседневности на учебную и популярную литературу, основные тенденции в научной литературе.

Практическое занятие 1. Проблемы, термины, понятия

1. В условиях перемен: методологические вопросы

Источник

Современные проблемы всеобщей истории

Интеллектуальный продукт совместного труда маститых российских ученых получился на славу. В 2011 году был представлен научному сообществу первый том, а в 2019 году уже полный комплект «Всемирной истории» в 6 томах (7 книгах) вышел в издательстве «Наука» вторым, исправленным и дополненным изданием.

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

5800 страниц про нас

Добыча оказалась богатой.

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

«Всемирную историю» написали исследователи, сумевшие актуализировать для современного читателя давно прошедшее прошлое, показав на протяжении 5800 страниц его неразрывную связь с настоящим. Всё, что происходило много веков тому назад и о чем повествуется в увесистых книгах, имеет непосредственное отношение к настоящему. Поэтому читатель получил возможность самоопределиться на оси времен и осознать самого себя как звено в длинной цепи неразрывного исторического развития.

Читая «Всемирную историю», я вспомнил рассказ Чехова «Студент»:

«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух. Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Древний мир

Около 1755 года до н.э. знаменитый вавилонский царь Хаммурапи, не претендующий на обожествление, но пышно именующий себя «богом для местных царей», так изложил концепцию собственного правления: он взошел на престол, чтобы «ублажить плоть населения», «чтобы справедливость воссияла в стране, чтобы уничтожить преступников и злых, чтобы сильный не притеснял слабого. чтобы с сиротой и вдовой обходились по справедливости, чтобы притесненному оказать справедливость» (I, 90).

Известный мыслитель и административный деятель Древнего Китая Гуань Чжун (ум. 645 г. до н.э.) со знанием дела утверждал, что только «когда амбары полны, люди знают правила благопристойности, а когда одежды и еды достаточно, люди знают, что такое слава и что такое позор» (I, 173).

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Средние века

Не правда ли, впечатление, что речь не о далеком Средневековье, а о новейших телевизионных ток-шоу?

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Новое время

«В конце XVI и первой половине XVII в. Причерноморье сильно страдало от пиратов, захватывающих суда, а также нападавших на приморские города и крепости. В роли пиратов выступали запорожские казаки, но в восточной части Черноморья им нередко помогали «менгрельские азнауры» (дворяне) и представители других кавказских народов. В слабо освоенных и плохо организованных районах османского приграничья племенная вольница, не находившая себе другого применения, кроме войн и набегов, становилась все более заметным фактором дестабилизации политической и экономической жизни» (III, 471).

Полагаю, профессиональным участникам ток-шоу следует не только изучить, но и законспектировать третий том «Всемирной истории». Это прекрасный путеводитель, позволяющий ориентироваться на оси времени. Ведь многие животрепещущие современные проблемы уходят глубокими корнями в XVII век.

«Региональная политика России была совсем иной, чем представлялась Богдану Хмельницкому на основе его предыдущих отношений с польским королем и турецким султаном. Практика присоединения новых территорий (отработанная в Сибири и Поволжье) основывалась на принесении присяги правителями этих земель царю с использованием формул «принять под высокую царскую руку» и «в вечное холопство». Конфликт едва не сорвал торжественную церемонию в Успенском соборе Переяслава».

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

XVIII век

Редкая страна обходится в наше время без коррупционных скандалов, особенно сильно возмущающих тех, кто едва сводит концы с концами. Чтение четвертого тома убеждает в справедливости давней истины: ничто не ново под луной.

«Подавляющее большинство людей в XVIII в. жили на пороге или за порогом бедности. Безземельные крестьяне, солдаты-дезертиры, беглые подмастерья, погорельцы, вдовы, сироты и калеки пополняли стекавшиеся в города толпы нищих и бродяг» (IV, 97).

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

XIX век

В наше время чрезвычайно сильно вырос уровень притязаний. Молодежь претендует не только на более высокий уровень потребления, но и на право воспользоваться социальным лифтом для достижения привилегированного социального статуса. Пятый том «Всемирной истории» показывает, что с этой проблемой развитые европейские страны столкнулись еще в позапрошлом веке.

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

XX век

Проблемы, с которыми столкнулись Брежнев и его коллеги в исторический период, не вполне обоснованно именуемый «застоем», с известными оговорками можно уподобить парадоксам «экономического чуда» в Японии, на Тайване и в Южной Корее. Во всех случаях рассмотрение ситуации в большом времени Истории позволяет увидеть ряд общих неизбывных проблем и закономерностей:

«. по достижении своих целей любая по-настоящему успешная «диктатура развития» совершает политическое самоубийство, как только в стране меняется поколение.

Во-первых, начинает исчезать дешевая рабочая сила, которая сделала возможным рывок.

Во-вторых, по мере экономического развития неизбежно формируется средний класс и растет уровень образования, а это увеличивает число тех, кто не желает жить при авторитарном режиме, требуя гражданских свобод и политических прав.

В-третьих, если предыдущее поколение помнит хаос и нищету, из которых диктатура их вывела, и потому принимает ее как меньшее зло, для нового поколения экономический рост оказывается естественным, и такой выбор для них неприемлем» (VI, кн. 2, 468)

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

1. Блок М. Апология истории или Ремесло историка. М.: Наука, 1973. С. 18 (Памятники исторической мысли).

Еще материалы

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Карта коронавирусных ограничений в регионах России

Информация о вводимых и снимаемых ограничениях постоянно обновляется

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Почему рыбинскому музыканту заказывают ребрендинг малых городов по всей стране

И как заставить путешественника поставить городу не виртуальный, а реальный лайк

Источник

Актуальные проблемы всеобщей истории (стр. 1 )

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей историиИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ДРУЖБЫ НАРОДОВ

Факультет гуманитарных и социальных наук / кафедра Всеобщей истории

Наименование дисциплины АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВСЕОБЩЕЙ ИСТОРИИ

Рекомендуется для послевузовского образования (аспирантура)

46.06.01 – «Исторические науки и археология»

Квалификация (степень) выпускника

Кандидат исторических наук

Утверждено на заседании кафедры

Протокол № __ от __/__/2015

Зав. кафедрой ___________С. А. Воронин

1. Программа дисциплины

2. Фонд оценочных средств

3. Календарный план

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – сформировать у аспирантов комплексное представление об исторической науке как важном факторе жизни современного общества, о её состоянии и развитии в начале XXI века, об основных научных направлениях современного гуманитарного знания, месте и роли в них всеобщей истории. Цель, подразумевающая существенное углубление знаний об актуальных проблемах всеобщей истории и ясное понимание дискуссионных вопросов зарубежной и отечественной историографии, определяет специфику постановки задач обучения:

Ø осветить важнейшие приоритетные направления исследований по всеобщей истории, ознакомить с новейшими концепциями в исследованиях различных периодов всемирно-исторического процесса;

Ø показать спектр научных школ, основных авторов, наиболее значимые труды, современные тенденции в исследованиях актуальных ключевых проблем всеобщей истории;

Ø рассмотреть наиболее важные узловые проблемы всемирной истории зарубежных стран Запада и Востока;

Ø проанализировать творчество ряда крупнейших западных и российских ученых – специалистов в области истории древнего мира, истории средних веков, истории нового и новейшего времени, востоковедения;

Ø ознакомить с источниковедческими достижениями современной исторической науки;

Ø углубить представление о современных подходах к поиску причинно-следственных связей в истории;

Ø мотивировать интерес к наблюдению, анализу и обсуждению актуальных проблем исторической науки;

Ø стимулировать самостоятельную аналитическую работу аспирантов.

2. Место дисциплины в структуре ОП:

Дисциплина «Актуальные проблемы всеобщей истории» входит в Вариативную часть в качестве выборной дисциплины (П.1.В.05).

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

– способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий (ОПК-1);

– готовность организовать работу исследовательского коллектива в области истории и смежных социально-гуманитарных наук (ОПК-3).

– способность выделять и анализировать, используя методы системного, компаративного и междисциплинарного анализа, основные закономерности мирового исторического процесса, развития цивилизаций, исторических эпох, регионов мира, отдельных стран (ПК-1);

– способность выделять и анализировать, используя методы системного, компаративного и междисциплинарного анализа, специфические особенности развития цивилизаций, исторических эпох, регионов мира, отдельных стран (ПК-2);

– знание современных концепций исторического развития в области всеобщей и отечественной истории, владение навыками их анализа (ПК-3);

– способность к выделению и изучению современных проблем исторических исследований в области всеобщей и отечественной истории, истории и теории международных отношений (ПК-4);

– владение навыками нахождения и осмысления новых, а также переосмысления ранее известных фактов, процессов, явлений, тенденций, характеризующих исторические процессы (ПК-5);

– способность к ведению фундаментальных и прикладных научных исследований, владение современными методами и методиками исторического исследования и междисциплинарными подходами (ПК-6);

– владение методами формирования навыков самостоятельной работы, профессионального мышления и развития творческих способностей; умение ставить и решать перспективные научно-исследовательские и прикладные задачи; владение приемами и методами ведения научной дискуссии (ПК-7);

– умение ориентироваться в современных тенденциях мирового развития, глобальных геополитических процессах, понимание их перспектив и возможных последствий для России (ПК-8).

В результате изучения дисциплины аспирант должен

– основные понятия, используемые в современной исторической науке;

– основные направления современных исследований в области всеобщей истории, проблемы, теории, гипотезы, концепции актуальные в XXI в.;

– методы и методики, применяемые в современной исторической науке;

– источниковую базу современных научных исследований;

– ведущие научные школы второй половины XX – начала XXI в., ведущих авторов и их вклад в науку.

– выявлять, понимать и обобщать современную научную литературу;

– критически анализировать современные исследования по проблемам всеобщей истории;

– выявлять общие черты и различия сравниваемых концепция, гипотез, процессов, явлений;

– применять знания, полученные при освоении дисциплины, в профессиональной деятельности.

– приёмами самостоятельного нахождения источников и историографии, осмысления изученного материала;

– профессиональной устной и письменной речью, аргументированным изложением мыслей в форме доклада, статьи, тезисов и др. форм научной работы.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоёмкость дисциплины составляет ____3_____ зачётные единицы

5. Объём дисциплины и виды учебной работы

Источник

История без ошибок

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Александр Оганович, в чем новость с точки зрения практической работы школы?

Александр Чубарьян: Законодательно утвержден переход от концентрической системы к линейной. Концепция и культурно-исторический стандарт, принятые в 2014 году, касались преподавания лишь до 9-го класса. Ведь по старой концентрической системе в 10-11-м классах школьники только повторяли уже изученное, правда, в более укороченной и усложненной форме. Сейчас в последних классах предмет будут не повторять, а изучать хронологически: на них придется самый сложный XX век. Соответственно, появятся и новые учебники.

Коллегия поручила к 2021 году доработать концепцию преподавания всеобщей истории. Этот курс будет синхронизирован с преподаванием отечественной истории. Согласитесь, это странно, когда дети изучают российский XVIII век, а в мире по учебникам стоит XVII.

Педагоги-историки в соцсетях много спорили по поводу персоналий, которые предлагает историко-культурный стандарт. Вопросы вызывали и критерии их отбора. Мнения несогласных учли?

Александр Чубарьян: Говорили, что в области науки есть десятки не менее великих ученых, чем Вавилов и Сахаров. Кто-то предложил включить в список нобелевских лауреатов, тут же нашлись противники. Взять всех академиков, как для энциклопедии? Но их слишком много. Всех лауреатов Госпремии? Но есть те, кто не получили премий, но очень достойные ученые. Или в области искусства начали сравнивать по таланту Пугачеву с Шульженко. В общем, принято решение перечень персоналий и дат вынести за скобки обязательного стандарта. Он лишь рекомендуется учителям.

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

Когда отмечали 100 лет Октябрьской революции, встал вопрос: как называть это событие, как рассказывать о нем школьникам?

Александр Чубарьян: В стандарте было учтено пожелание экспертов изменить оценку российской революции 1917 года. Теперь она называется Великой российской революцией 1917-1922 годов и включает в себя Гражданскую войну. А вот программа этого не учла. Сейчас это исправлено.

Председатель РИО Сергей Нарышкин предложил обновить школьные учебные пособия по региональной истории. По его мнению, нуждаются в совершенствовании и механизмы их экспертизы.

Александр Чубарьян: Действительно, разноголосица, которая есть в региональном компоненте, вызывает серьезную критику.

Пособия по региональной истории вне компетенции федерального научно-методического совета, который утверждает перечень учебников. Поэтому в начале следующего года пройдет Всероссийское совещание по региональной истории. С моей точки зрения, этот предмет должен касаться этнокультурных процессов развития данного региона. А политические и другие оценки события, например, присоединения той или иной территории к России, не могут расходиться с теми, которые даны в федеральных учебниках.

Ваш институт издает брошюры-приложения к учебникам в помощь учителям по трудным вопросам истории. Как двигается работа?

Не менее сложно, рассказывая о Второй мировой и Великой Отечественной, признать советским преступлением Катынь.

Александр Чубарьян: Достоинство культурно-исторического стандарта состоит в том, что это не вердикт, он не обязывает учителя придерживаться одной только возможной оценки. В стандарте есть и Катынское дело, и Холокост, и репрессии в СССР. Что касается Катыни, то расстрел польских пленных подтвержден документами.

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

современные проблемы всеобщей истории. Смотреть фото современные проблемы всеобщей истории. Смотреть картинку современные проблемы всеобщей истории. Картинка про современные проблемы всеобщей истории. Фото современные проблемы всеобщей истории

А не пора ли делать брошюру по «Норманской теории». Недавно один из академиков обозвал ее антипатриотической и потребовал пересмотреть в пользу теории Фоменко.

Александр Чубарьян: Я думал, что споры на эту тему давно закончены. Ан нет. Но историки знают: пришедшие на территорию нынешней России варяги во главе с Рюриком ассимилировались с местным населением, которое достигло к тому времени уже определенного уровня экономики и культуры. Государство сформировалось на основе этой ассимиляции. Недаром Рюрик назвал его Русью, а не Скандинавией. Мы обязательно сделаем брошюру на этот счет в помощь учителю.

Как наше образование выглядит на мировом фоне?

Александр Чубарьян: Неожиданно для многих преподавание истории в школе стало предметом мирового интереса. Им недовольны. Я лично участвовал в двух международных встречах, которые организовывал Совет Европы. Обсуждали, что важнее: давать фактические знания или научить мыслить и оценивать события. Большинство высказалось за второе.

Я хорошо знаю европейские учебники: там, в основном, история своей страны. Во Франции, Англии, частично в Германии Россия упоминается лишь как образец тоталитарного режима в Европе. А наша страна единственная, где изучают всеобщую историю наравне с отечественной.

По инициативе президента Франции Эмманюэля Макрона Совет Европы начнет изучать состояние преподавания истории в школах. Эта программа называется «Обсерватория». Наше минпросвещения тоже будет в этом участвовать. В Москве в октябре 2021 года состоится конгресс учителей истории. Выработан примерный перечень вопросов, в том числе состоится «круглый стол» о преподавании истории Второй мировой войны. Сообщество учителей истории Европы «Евроклио» предложило рассмотреть тему совместных учебников. Будем обсуждать и необходимость нового поколения учебников с учетом опыта разных стран, роль устной истории и музеев в преподавании.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *