современником степана разина был царь

Восстание Степана Разина: кровавая трагедия в истории России [2 часть]

Весной 1667 года знаменитый казак Степан Разин предпринял поход на Каспий, что оказался крайне удачным. Приобретая поддержку народа, захватывая крепости, города, пополняя своё войско и флот, атаман стремился к большему — к военному походу на Москву. Восстание под его предводительством превратилось в Крестьянскую войну, самый масштабный бунт XVII века в России.

Люди, ненавидевшие власть за высокие налоги, феодальный гнёт, притеснение казаков и крестьян, готовы были на всё ради борьбы за свои права. Разин же отмечал, что никого силой не тянет с собой, но того, кто примкнёт к его рядам, превратит в вольного человека. Приобретя поддержку в Астрахани и Царицыне, он вернулся на Дон с богатой добычей. Какими же стали его дальнейшие действия? Чем завершилось восстание под его предводительством?

Начало Крестьянской войны

Через три года после начала своего первого похода, в 1670 году, Степан Разин снова отправился на Волгу. Вот только теперь он заявлял, что действует от имени Романова Алексея Алексеевича, царевича и законного наследника престола.

Сын Алексей действительно был у истинного царя, однако умер в раннем возрасте. Впрочем, этот факт не помешал нескольким самозванцам из отряда Разина выдать себя за престолонаследника. Сам Степан заявлял, что царевич не умер, а сбежал от “борских неправд”, опасаясь за свою жизнь, а теперь скрывался среди казаков.

К тому времени уже по всей стране распространялись письма Разина с призывом “Я пришел дать вам волю!”. Надо заметить, что подобные заверения вдохновляли простой люд и бедняков, что мечтали избавиться от гнёта помещиков. Разин же отмечал, что вся страна под его властью будет построена по принципам вольного Дона.

современником степана разина был царь. Смотреть фото современником степана разина был царь. Смотреть картинку современником степана разина был царь. Картинка про современником степана разина был царь. Фото современником степана разина был царь«Я пришел дать вам волю!», — Степан Разин.

Триумф мятежников

Город за городом войска атамана брали практически без боя. Царицын, Самара и Саратов добровольно сдались в руки Разина. Недолгий штурм предшествовал взятию Астрахани. Народ сбрасывал с городских стен бояр, воевод, ненавистных помещиков.

В своём письме Давид Бутлер рассказывает об астраханских событиях той поры:

“На стене кремля повесили за ноги двух сыновей воеводы, из которых одному было всего 8 лет, а другому 16. Так как оба они были еще живы, то на следующий день младшего отвязали, а старшего сбросили с башни, с которой за несколько дней до этого сброшен был отец…”.

К осени 1670 года война крестьян становится особенно массовой. Как утверждали современники, на тот момент под предводительством Разина находилось около 200 тысяч человек. Царь понимал, что восстание может обернуться катастрофой, а потому собирает все силы для подавления бунтовщиков.

современником степана разина был царь. Смотреть фото современником степана разина был царь. Смотреть картинку современником степана разина был царь. Картинка про современником степана разина был царь. Фото современником степана разина был царьНиколай Самокиш «Бой разинцев с правительственными войсками на реке Алатырь»

Под Москвой выстроилось более 60 тысяч конников, а во главу мощного войска был поставлен Ю. Долгорукий, что поджидал разинцев под Арзамасом. Другой командир, Ю. Барятинский, уже вышел к Казани и Свияжску, чтоб разгромить мятежников.

Подавление восстания

Повстанцы предприняли несколько попыток, намереваясь остановить Барятинского, однако ни одна из них не увенчалась успехом. В первый день октября 1670 года под Симбирском вспыхнул решающий бой. Под командованием Барятинского была снята осада с местного Кремля, после чего освобождены ратники воеводы Милославского.

Сам Степан Разин не скрывался от сражения. Он воевал в самых горячих местах, получил несколько серьёзных ранений. С рассеченной головой он, едва придя в себя, снова бросался в бой. Однако Барятинский сумел победить его не силой, но хитростью.

Загнав атамана с оставшимся отрядом в острог, воевода переправил через реку небольшую группу солдат. Им велено было громко кричать, оповещая о своём приближении. Разин же решил, что это — подкрепление царского войска, после чего вынужден был отправиться на Дон за новыми отрядами. Это стало роковой ошибкой атамана.

современником степана разина был царь. Смотреть фото современником степана разина был царь. Смотреть картинку современником степана разина был царь. Картинка про современником степана разина был царь. Фото современником степана разина был царьТаранов Вячеслав Александрович «Степан Разин»

Кровавая расправа

Повстанцы, оставшиеся без своего лидера, стали лёгкой добычей для царского войска. В записях современника Разина, английского моряка с корабля “Царица Эсфирь”, значится:

“Страшно смотреть на Арзамас: его предместья казались совершенным адом: всюду стояли виселицы и на каждой висело по 40 и по 50 трупов… В продолжение трех месяцев казнили 11 тысяч человек”.

Не только в Арзамасе, но и в других городах происходила кровавая расправа над соратниками Разина.

Сам же атаман пытался поднять донских казаков. Несмотря на его авторитет, местное казачество не желало видеть карателей на своих землях. Немало прежних соратников теперь превратились во врагов Разина, считая того разбойником и душегубцем.

Домовитые казаки сами напали на Степана и его брата. 14 апреля 1671 года оба Разина были пленены и перевезены в Москву вместе с приспешниками. За поимку зачинщиков восстания казаки получили щедрое “государево жалование”.

современником степана разина был царь. Смотреть фото современником степана разина был царь. Смотреть картинку современником степана разина был царь. Картинка про современником степана разина был царь. Фото современником степана разина был царьС. А. Кириллов «Степан Разин»

Казнь Разина и конец войны

6 июня 1671 года Степан Разин был четвертован на Красной площади. Многие его атаманы верили, что смогут продолжать войну и без своего лидера — в их руках ещё находилось Поволжье. Но уже совсем скоро, потерпев сокрушительное поражение в Астрахани, они вынуждены были скрываться на Соловках. В дальнейшем именно там вспыхнет Соловецкое восстание, которое также будет подавлено царскими войсками.

Расправа над повстанцами была поистине страшной. Казнь их главного атамана ознаменовала конец восстания, внося сумятицу в ряды оставшихся бунтовщиков. Под руководством воеводы Милославского проходило уничтожение выживших мятежников. Весь период до лета 1672 года ознаменовался кровавыми расправами над участниками Крестьянской войны.

современником степана разина был царь. Смотреть фото современником степана разина был царь. Смотреть картинку современником степана разина был царь. Картинка про современником степана разина был царь. Фото современником степана разина был царьС. А. Кириллов «Казнь Степана Разина»

Говоря о поражении восстания Степана Разина, нельзя не отметить основные причины неудач бунтовщиков. Конечно большая часть мятежников не умела воевать и не была приспособлена к такой деятельности. Это становилось причиной разногласия в рядах повстанцев.

Стихийный характер восстания, соперничество атаманов, отсутствие конкретных целей стали роковыми для Разина и его соратников, а само восстание вылилось в кровавую расправу, одно из самых трагических событий истории России.

Источник

Русские цари 1547-1725-ч. 8 Степан Разин. Крестьян

По мотивам романов:

Степан Разин. Крестьянская война 1670-1671

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые.
Его призвали всеблагие
Как собеседника на пир»

Тютчев Фёдор Иванович, 1803-1873)

Река Волга:-самая крупная река в Европейской части России и самая большая река Европы. Берёт начало у села Волго-Верховье в Тверской области на Валдайской возвышенности. Протяжённость реки 3530 км; протекает по всей территории центральной России и впадает в Каспийское море. Максимальная ширина реки 1,4 км, глубина 5-7 м. Расцвет торгового пути по Волге пришёлся на царствование Ивана 1У. В древности реку называли РА, (арабы называли её – Итиль). Паромы и корабли тянули по Волге до 1929 года. На этих работах в сезон было занято около 500 человек.

= Отмена крепостного права и полное освобождение крестьян.
= Формирование казачьих войск в составе правительственной армии.
= Уменьшение податей и повинностей, возлагаемых на крестьянство.

Неудача ждала атамана под Симбирском, осада которого затянулась. А тем временем, такой размах восстания вызвал ответные действия власти. Осенью 1670 года царь Алексей Михайлович произвел смотр дворянского ополчения, и направил армию подавление восстания.
1670 год, октябрь – осада Симбирска была снята, 20-ти тысячное войско Степана Разина разбито. Сам атаман, был тяжело ранен. Его товарищи вынесли с поля боя, погрузили в лодку, и ранним утром 4 октября отплыли вниз по Волге. Несмотря на катастрофу под Симбирском и ранение атамана, восстание продолжалось всю осень и зиму 1670-71 года.
К восстанию Разина было приковано внимание Европы: от исхода борьбы зависела судьба важнейших торговых путей по Волге, связывавших Европу с поставщиками русского хлеба и с Персией.
Основными причинами поражения восстания были его стихийность и низкая организованность, разобщенность действий крестьян, которые, как правило, ограничивались разгромом имения своего собственного барина; отсутствие у бунтовщиков ясно осознаваемых целей; противоречия между разными социальными группами в лагере восставших; и, наконец, банальное предательство зажиточных казаков.
По ожесточенности столкновений двух враждебных лагерей, восстание Разина стало одним из самых мощных народных движений 17 века.
Восставшие не смогли добиться ни одной из поставленных целей (уничтожения дворянства и крепостного права): ужесточение царской власти продолжилось.

Коротко о ходе событий:

Степан Разин возглавил крупную шайку казаков, среди которых было много беглых крестьян, недовольных царской политикой закрепощения. Он «гулял» по Волге, грабя купцов, как русских, так и чужеземных.
В 1669 году совершил отчаянный и очень успешный грабительский поход в Персию, вернулся на Волгу, затем перешел на Дон.
Сбежав от притеснений из центральных областей Русского государства в степь,»голутвенные» люди порвали с жизнью честной, трудовой, им оставалось только жить разбоем на большой дороге. Но у Степана собралась не просто шайка разбойников, а целое разбойничье войско.
И он повел его с Дона вновь на Волгу, и уже летом 1670 года без боя взял Астрахань. Сначала он разграбил город, устроил там резню бояр, не пощадил даже священнослужителей, а затем организовал такую же жизнь, как в казачьем круге. После взятия Астрахани громадное войско Разина двинулось вверх по Волге.
Постепенно бунт перерастал в восстание, а затем — и в крестьянскую войну. Почувствовав в его лице защитника, на борьбу против бояр поднялась земщина, взволновались инородцы. Территория, объятая огнем войны, быстро увеличивалась. Войско Разина постепенно, поднимаясь по Волге на север, подошло к Симбирску, по дороге захватывая поволжские города Самару, Саратов, Пензу …
Князь Барятинский, стоявший во главе обученного по западным стандартам войска, разгромил под Симбирском Степана Разина, и тот бежал с казаками на Дон, оставив часть своих соратников, среди которых было много волжских крестьян, без своего твердого водительства.
Утром крестьяне увидели, что казаки их предали; тогда они тоже оставили позиции и побежали к Волге, где стояли казацкие струги. Но Барятинский действовал четко. Его люди опередили беглецов, многих расстреляли, еще больше взяли в плен. И на чудесном берегу великой реки появились сотни виселиц.
Поражение Степана Разина спасло страну от огромной беды. Уже перед сражением под Симбирском,восстание охватило многие важнейшие области. Каждая удача Разина увеличивала его войско, а также число разбойничьих банд. Но бегство Степана развенчало атамана, теперь люди слегка протрезвели. Известие о виселицах на берегу Волги, приглушило порывы страстей у крестьян, готовых в любую минуту покинуть родные очаги и уйти искать Разина.
Это поражение и, главное, бегство Степана Тимофеевича поставили крест на его дальнейшей разбойничьей карьере.
Атаман Корнило Яковлев начал собирать вокруг себя донцов, настраивал их против Разина. Степан Тимофеевич известен был своей крутостью, расправлялся со своими противниками очень жестко. Но хваленая жестокость атамана не помогла на сей раз, не испугала, да и не могла помочь человеку, оставившему своих людей в беде.
Степан Разин уже понимал причину, по которой его отторгает Дон, и попытался взять столицу казаков город Черкасск. Попытка не удалась. Атаман отошел в свой город Кагальник, никому внешне не показывая, как ему плохо. Он умел держать себя в руках, умел держать в руках людей.
Всего лишь один раз он совершил роковую ошибку, и теперь ему уже было не удержать ситуацию в руках. Народ к нему не шел. А без людей он не мог продолжить борьбу, не мог загладить вину перед погибшими по его малодушию. Степан Разин был схвачен 14 апреля в Кагальнике домовитыми казаками во главе с Корнилой Яковлевым, и выдан правительственным воеводам. В скором времени он был доставлен в Москву.
Лобное место на Красной площади, где, как правило, читали указы, снова, как во времена Ивана Грозного, стало местом казни.
16 июня 1671 года после жестоких пыток,Степан Разин был четвертован в Москве. Участники восстания были подвергнуты жестоким преследованиям и казням. По всей России было казнено больше 10 тысяч бунтовщиков.
Война в Поволжье продолжалась и после отступления Разина на Дон, и после его казни, под предводительством атаманов Василия Уса и Фёдора Шелудяка. Лишь 27 ноября 1671 года правительственные войска окончательно подавили восстание. В ходе мятежа исключительную жестокость проявляли как повстанцы, так и каратели. Таковы не писанные правила военных противостояний…

…Тверская область; на Валдае
Берёт начало наша РА,
Как много слёз она видала,
Суда в волнах своих качая;
Ведя к желанному причалу
Все эти долгие века.

Воспет давно он в старых песнях:
«Дон-батюшка» и «Тихий Дон»,-
К нему сбегали от репрессий,
От голода из разных весей,-
Стекались к Стеньке, к жуткой пьесе,-
Практически со всех сторон…
===================

…Опять война,и вновь два фронта;
Закрепощение крестьян.
И в новом, Русь, водовороте…
И возмущение голоты;
И точка новая отсчёта:
И Разин во главе, Степан…

Он был высок, сложеньем крепок,
Высокомерен и не глуп;
Судьбой ему назначен жребий:
Идти с народом. Не колеблясь,
Внести в его свободу лепту,-
Простым холопам Разин люб;

…Он грабил в море караваны,
Покоя персам не давал;
На Каспий шёл за «зипунами»,
Коврами брал он и деньгами,
И, множа войско казаками,
Он двадцать тысяч уж собрал…

И, сотрясая вновь Россию,
Идёт крестьянская война.
Считают Разина мессией,
Борцом с боярской деспотией,
Пощады нет в людской стихии,
И топит ненависть края…

Пусть, не таков,на самом деле,
Но так воспринимал народ;
Его терпенье на пределе:
От вольной волюшки пьянели,-
Достичь хотят заветной цели,
И к ней идут второй уж год…

Без боя взят Царицын, город;
Стрельцы к Степану перешли.
Война крестьянская-что порох:
Лишь вспыхнула, горит так споро;
И ширится размах похода,
Как по воде идут круги.

И взята Астрахань спокойно,
Поволжских много городов,-
Царя победы беспокоят.
Казаки заняты разбоем,
Степан объявлен был изгоем,
Как атаман крестьян-врагов…

Плывёт на стругах вверх по Волге
В сопровожденьи конных войск.
К нему стекались добровольно
Холопы, ищущие воли,
И проливали много крови;
И царь занялся их судьбой.

…Торгует Русь с Европой хлебом,-
Перекрывает Разин путь.
Не выбирает цели: слепо
Он персов бьёт и русских. Крепко
В купцов вселил и страх, и трепет,
Престол мечтает пошатнуть…

И перебил их Барятинский,
Не дав уйти им по воде.
Жестоко мстил за все бесчинства,-
В рядах повстанцев нет единства,
Он, усмиряя бунт провинций,
В кровавой преуспел страде.

Степану не простится бегство,-
И отвернулись казаки.
Не вырвать строчку из контекста:
Жестоким было их злодейство;
Одно лишь оставалось средство:
Сдать Разина за все грехи.

И атаман донской, Корнило,
Собрал вокруг себя донцов.
Несчастья многим им грозили:
Чтоб не ложились на всех вИны,
Забылись тяжкие годины,-
Степана сдал – мир так суров…

И после жесточайших пыток,
На Лобном месте был казнён.
Людей согнали нарочито.
Не зная жалости и скидок,
Русь кровушкой была залита,
И бунт крестьянский усмирён…

…Слагались песни, и легенды,-
Над ним «героя» ореол;
Фантазии в ассортименте;
Есть «за» и «против» аргументы;
Диктует время нам акценты:
Он то ли ворон, то ль орёл…

С ним были казнены бессчётно
По всей Руси бунтовщики.
Бунт беспощадный, всенародный
За жизнь достойную, свободу,
Но было войско разобщённым:
Свободы саду не цвести…

Источник

Современником степана разина был царь

Владимир Михайлович Соловьев

Современники и потомки о восстании С. Т. Разина

Крестьянская война под предводительством Степана Разина относится к числу тех событий, которые не тускнеют в дымке времени, интерес к ним не только не угасает, но, наоборот, возрастает. Разгадка тут проста: на драматических поворотах истории возникает желание соотнести их с другими переломными эпохами и альтернативными ситуациями, выверить настоящее по минувшему, найти в прошлом корни тех проблем, которые нас волнуют и тревожат теперь. Это естественно. Так было и так будет всегда.

Из поколения в поколение передавали люди реальные и баснословные подробности о народном заступнике «батюшке» Степане Тимофеевиче и его «детушках». И неизвестно, кто больше волновал народные думы и будоражил умы — подлинный, исторический Степан Разин или былинно-песенный Стенька.

Россию и ее историю просто невозможно представить себе без могучей фигуры Разина, он как бы вошел в плоть и кровь русского народа, однако и людям XVII–XIX столетий, и нам сегодня пока так и не удалось исчерпывающе ответить на вопрос, чем же объяснялось столь мощное влияние этого человека. Почему он вечно современен? Почему будил, «провоцировал» бунтарскую мысль?

Быть может, потому, что Разин — подлинный, общенациональный герой? Народ, у которого есть такие сыны, как Разин, чувствует свою силу, духовную общность и крепость. И пусть время от времени в науке, литературе, искусстве по разным причинам происходило снижение понятия о герое и героическом, его практическая девальвация, ореол вокруг притягательного имени Разина не мерк, образ бесстрашного борца и заступника бережно сохранялся в сердцах.

Список людей, обращавшихся к изучению или художественному отображению личности Разина и возглавленного им восстания, довольно велик. Он включает десятки замечательных имен…

История изучения крупнейшего в крепостнической России восстания неотделима от развития отечественной общественной мысли, от более чем трехвековой идейной борьбы разных классов, группировок, течений, для одних из которых разинское движение было воплощением великой силы и вольнолюбивых устремлений народа, для других — грозным призраком из прошлого. Свое видение и понимание разинского движения выразили, декабристы и народовольцы, консерваторы-крепостники и либералы, виднейшие предшественники российской социал-демократии и пролетарские революционеры. И из века в век научные и публицистические взгляды, на выступление Разина чаще всего неизбежно приобретали политическую окраску и социальную остроту, вписывались в исторический контекст своего времени и воспринимались не как нечто далекое и давно отгоревшее, но как актуальное и злободневное. Ведь одна за другой прогремевшие по России крестьянские войны оказывали долговременное влияние на общественную жизнь страны, воздействовали на ее социально-экономическое и культурное развитие.

Разину и «разинщине» посвятили немало страниц титаны исторической науки прошлого столетия С. М. Соловьев и Н. И. Костомаров, а также их многочисленные, пусть менее именитые, но плодотворно работавшие коллеги.

Обширная историография крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина сложилась в советское время. Советские историки не только энергично разрабатывали эту тему, но и сделали серьезные обобщающие обзоры научного наследия по ней. Первый опыт в этом плане принадлежит Б. Н. Тихомирову. Его компактный экскурс в историю изучения восстания С. Т. Разина охватывает основные труды как дореволюционных, так и первых советских историков[1]. Любопытные историографические наброски содержатся в вышедшей в начале 30-х годов уникальной библиографии «Разин в науке, литературе и искусстве», составленной М. Н. Сменцовским[2]. Последним наиболее полным исследованием, где целенаправленно освещается, как начиналось и как развивалось изучение бурных событий в России в третьей четверти XVII в., стала книга И. В. Степанова[3]. Она и сейчас не потеряла своей значимости. Однако, ведя о ней речь, нужно учитывать три следующих момента: во-первых, более чем за двадцать лет со времени ее выхода в свет появилось немало новых работ; во-вторых, вопросы историографии были для автора, пусть и важным, но все же попутным сюжетом (главное внимание в соответствии с поставленной им самим задачей он уделял собственно истории крестьянской войны) и, наконец, в-третьих, к 90-м годам нашего столетия в результате активной теоретической разработки ряда методологических вопросов и существенного расширения методов исследования советская историография претерпела качественные изменения и из преимущественно описательной, «фактографической» постепенно превращается в науку комплексную, интегральную. Теперь ее объект — это вся совокупность явлений развивающейся общественной жизни[4].

Следовательно, сегодня история изучения разинского движения представляет особенно большой интерес прежде всего при условии соответствия реалиям современной науки. В литературе уже отмечалась важность создания монографических работ по историографии отдельных крестьянских войн в России[5]. Назрела настоятельная необходимость вернуться ко всему здравому и рациональному, высказанному о разинском восстании до 1917 г., по-новому взглянуть на тот значительный и вместе с тем непростой путь, пройденный советской исторической наукой. Вопреки традиционной точке зрения этот путь далеко не был неуклонным триумфальным продвижением вперед: успехи и достижения перемежались с прорывами, топтанием на месте и даже откатами назад, перечеркивались диктатом закостеневших схем и стереотипов. Нынешняя советская историография отказывается от еще недавно искусственно насаждавшейся единственности точки зрения на события и деятелей прошлого в пользу разных взглядов и подходов на основе марксистской методологии. Возросла и существенно изменилась роль дискуссии в научном познании. Если раньше основная суть споров преимущественно сводилась к отстаиванию уже высказанных мнений и трактовок, то теперь главное содержание научной полемики — поиск истины, выработка принципов, путей и методов для достижения этой цели[6]. Сегодня наши ученые, не противопоставляя общечеловеческое классовому, стремятся отражать всю бесконечную, как сама жизнь, многомерность, все многообразие истории. Начат пересмотр огульно отметенного в свое время и незаслуженно забытого бесценного научного фонда XIX — начала XX в., а также яркой и оригинальной литературы первых послеоктябрьских лет.

В обширном научном наследии, конечно, далеко не все приемлемо и однозначно, однако многое свидетельствует о том, что понимание минувшего нашими предшественниками еще пригодится нам на исторических дорогах, что это — духовные ценности, которыми отнюдь не следует пренебрегать, как нельзя игнорировать и целый ряд бесспорных достижений западной историографии.

Эта книга о том, какое место в памяти народа занимает крестьянская война под предводительством Степана Разина, какое отражение нашла она в науке, литературе, искусстве, как эта тема влияла на методологию и методику исторического исследования и ход общественной мысли. Ведь изучение народных движений всегда имело большое значение, притягивало умы и в зависимости от событий современности получало совершенно определенное мировоззренческое преломление[7].

В книге тесно переплетены страницы истории исторической науки и самой истории.

Читателю интересно будет узнать, какими представлялись события 1667–1671 гг. современникам, как воспринимали они самого Разина и его соратников.

Источник

Современники и потомки о восстании С.Т. Разина

Владимир Михайлович Соловьев

Современники и потомки о восстании С. Т. Разина

Крестьянская война под предводительством Степана Разина относится к числу тех событий, которые не тускнеют в дымке времени, интерес к ним не только не угасает, но, наоборот, возрастает. Разгадка тут проста: на драматических поворотах истории возникает желание соотнести их с другими переломными эпохами и альтернативными ситуациями, выверить настоящее по минувшему, найти в прошлом корни тех проблем, которые нас волнуют и тревожат теперь. Это естественно. Так было и так будет всегда.

Из поколения в поколение передавали люди реальные и баснословные подробности о народном заступнике «батюшке» Степане Тимофеевиче и его «детушках». И неизвестно, кто больше волновал народные думы и будоражил умы — подлинный, исторический Степан Разин или былинно-песенный Стенька.

Россию и ее историю просто невозможно представить себе без могучей фигуры Разина, он как бы вошел в плоть и кровь русского народа, однако и людям XVII–XIX столетий, и нам сегодня пока так и не удалось исчерпывающе ответить на вопрос, чем же объяснялось столь мощное влияние этого человека. Почему он вечно современен? Почему будил, «провоцировал» бунтарскую мысль?

Быть может, потому, что Разин — подлинный, общенациональный герой? Народ, у которого есть такие сыны, как Разин, чувствует свою силу, духовную общность и крепость. И пусть время от времени в науке, литературе, искусстве по разным причинам происходило снижение понятия о герое и героическом, его практическая девальвация, ореол вокруг притягательного имени Разина не мерк, образ бесстрашного борца и заступника бережно сохранялся в сердцах.

Список людей, обращавшихся к изучению или художественному отображению личности Разина и возглавленного им восстания, довольно велик. Он включает десятки замечательных имен…

История изучения крупнейшего в крепостнической России восстания неотделима от развития отечественной общественной мысли, от более чем трехвековой идейной борьбы разных классов, группировок, течений, для одних из которых разинское движение было воплощением великой силы и вольнолюбивых устремлений народа, для других — грозным призраком из прошлого. Свое видение и понимание разинского движения выразили, декабристы и народовольцы, консерваторы-крепостники и либералы, виднейшие предшественники российской социал-демократии и пролетарские революционеры. И из века в век научные и публицистические взгляды, на выступление Разина чаще всего неизбежно приобретали политическую окраску и социальную остроту, вписывались в исторический контекст своего времени и воспринимались не как нечто далекое и давно отгоревшее, но как актуальное и злободневное. Ведь одна за другой прогремевшие по России крестьянские войны оказывали долговременное влияние на общественную жизнь страны, воздействовали на ее социально-экономическое и культурное развитие.

Разину и «разинщине» посвятили немало страниц титаны исторической науки прошлого столетия С. М. Соловьев и Н. И. Костомаров, а также их многочисленные, пусть менее именитые, но плодотворно работавшие коллеги.

Обширная историография крестьянской войны под предводительством С. Т. Разина сложилась в советское время. Советские историки не только энергично разрабатывали эту тему, но и сделали серьезные обобщающие обзоры научного наследия по ней. Первый опыт в этом плане принадлежит Б. Н. Тихомирову. Его компактный экскурс в историю изучения восстания С. Т. Разина охватывает основные труды как дореволюционных, так и первых советских историков[1]. Любопытные историографические наброски содержатся в вышедшей в начале 30-х годов уникальной библиографии «Разин в науке, литературе и искусстве», составленной М. Н. Сменцовским[2]. Последним наиболее полным исследованием, где целенаправленно освещается, как начиналось и как развивалось изучение бурных событий в России в третьей четверти XVII в., стала книга И. В. Степанова[3]. Она и сейчас не потеряла своей значимости. Однако, ведя о ней речь, нужно учитывать три следующих момента: во-первых, более чем за двадцать лет со времени ее выхода в свет появилось немало новых работ; во-вторых, вопросы историографии были для автора, пусть и важным, но все же попутным сюжетом (главное внимание в соответствии с поставленной им самим задачей он уделял собственно истории крестьянской войны) и, наконец, в-третьих, к 90-м годам нашего столетия в результате активной теоретической разработки ряда методологических вопросов и существенного расширения методов исследования советская историография претерпела качественные изменения и из преимущественно описательной, «фактографической» постепенно превращается в науку комплексную, интегральную. Теперь ее объект — это вся совокупность явлений развивающейся общественной жизни[4].

Следовательно, сегодня история изучения разинского движения представляет особенно большой интерес прежде всего при условии соответствия реалиям современной науки. В литературе уже отмечалась важность создания монографических работ по историографии отдельных крестьянских войн в России[5]. Назрела настоятельная необходимость вернуться ко всему здравому и рациональному, высказанному о разинском восстании до 1917 г., по-новому взглянуть на тот значительный и вместе с тем непростой путь, пройденный советской исторической наукой. Вопреки традиционной точке зрения этот путь далеко не был неуклонным триумфальным продвижением вперед: успехи и достижения перемежались с прорывами, топтанием на месте и даже откатами назад, перечеркивались диктатом закостеневших схем и стереотипов. Нынешняя советская историография отказывается от еще недавно искусственно насаждавшейся единственности точки зрения на события и деятелей прошлого в пользу разных взглядов и подходов на основе марксистской методологии. Возросла и существенно изменилась роль дискуссии в научном познании. Если раньше основная суть споров преимущественно сводилась к отстаиванию уже высказанных мнений и трактовок, то теперь главное содержание научной полемики — поиск истины, выработка принципов, путей и методов для достижения этой цели[6]. Сегодня наши ученые, не противопоставляя общечеловеческое классовому, стремятся отражать всю бесконечную, как сама жизнь, многомерность, все многообразие истории. Начат пересмотр огульно отметенного в свое время и незаслуженно забытого бесценного научного фонда XIX — начала XX в., а также яркой и оригинальной литературы первых послеоктябрьских лет.

В обширном научном наследии, конечно, далеко не все приемлемо и однозначно, однако многое свидетельствует о том, что понимание минувшего нашими предшественниками еще пригодится нам на исторических дорогах, что это — духовные ценности, которыми отнюдь не следует пренебрегать, как нельзя игнорировать и целый ряд бесспорных достижений западной историографии.

Эта книга о том, какое место в памяти народа занимает крестьянская война под предводительством Степана Разина, какое отражение нашла она в науке, литературе, искусстве, как эта тема влияла на методологию и методику исторического исследования и ход общественной мысли. Ведь изучение народных движений всегда имело большое значение, притягивало умы и в зависимости от событий современности получало совершенно определенное мировоззренческое преломление[7].

В книге тесно переплетены страницы истории исторической науки и самой истории.

Читателю интересно будет узнать, какими представлялись события 1667–1671 гг. современникам, как воспринимали они самого Разина и его соратников.

См.: Тихомиров Б. Н. Разинщина. М.; Л., 1930. С. 3–9.

См.: Сменцовский М. Н. Степан Разин в науке, литературе и искусстве: Библиогр. указ, с кратк. аннот. по 1 янв. 1930 г. // Каторга и ссылка. 1932. № 7. С. 193–239; № 8/9. С. 309–356.

См.: Степанов И. В. Крестьянская война в России в 1670–1671 гг. Восстание Степана Разина. Т. I. Л., 1966. С. 102–222.

См., напр.: Нечкина М. В. История истории: (Некоторые методологические вопросы истории исторической науки) // История и историки: Историография истории СССР. М., 1965. С. 6–26;

Пронштейн А. П., Данилевский И. Н. Вопросы теории и методики исторического исследования. М., 1986;

Ковальченко И. Д. Методы исторического исследования. М., 1987.

См.: Буганов В. И. Итоги и задачи изучения крестьянских войн в России // Народы в Крестьянской войне 1773–1775. Уфа, 1977. С. 14.

См.: Ковальченко И. Д. Роль дискуссии в исторической науке // Всемирная история и Восток. М., 1989. С. 21–33.

См.: Чистякова Е. В. Народные движения середины XVII в. в отечественной историографии // Тр. Моск. гос. историко-архивного ин-та. Т. 22. Историография истории СССР. М., 1965. С. 173–210;

Богданов А. П., Чистякова Е. В. Некоторые проблемы изучения истории общественно-политической мысли в России второй половины XVII века // Вопр. лет. 1986. № 4. С. 45–57.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *