современная молодежь не знает историю
Современная молодежь не знает историю
Лемеш Ксения Игоревна
В данной статье рассказывается о влиянии истории на безопасность человека. Отмечается, что история подвергалась изменениям во все времена. Описываются научные методы изучения истории. Применяются попытки поиска достоверных исторических фактов. В заключение делается вывод, что подрастающему поколению необходимо знать историю.
ЧТО СЛУЧАЕТСЯ, КОГДА МОЛОДОЕ ПОКОЛЕНИЕ НЕ ЗНАЕТ СВОЕЙ ИСТОРИИ?
Лемеш Ксения Игоревна
студентка факультета безопасности жизнедеятельности
Уральский государственный педагогический университет,
г. Екатеринбург, Россия
В данной статье рассказывается о влиянии истории на безопасность человека. Отмечается, что история подвергалась изменениям во все времена. Описываются научные методы изучения истории. Применяются попытки поиска достоверных исторических фактов. В заключение делается вывод, что подрастающему поколению необходимо знать историю.
История; безопасность; образование; научные методы; подрастающее поколение.
WHAT HAPPENED WHEN THE YOUNGER GENERATION DOESN’T KNOW HIS HISTORY?
Lemesh Ksenia
Ural State Pedagogical University,
Yekaterinburg, Russian Federation
The article deals with influence of history on safety of a person. It is noted that history was exposed to changes in all times. The scientific methods of studying history are described in the article. We have made an attempt to search for original historical facts. We come to the conclusion that the younger generation needs to know history.
History; safety; education; scientific methods; younger generation.
«Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего»
Испокон веков люди понимали особую значимость знания истории своего народа и сохранения ее для будущих поколений, потому что именно история помогает человеку осознавать свою принадлежность к той или иной нации и культуре, а также играет немаловажную роль в нашей безопасности.
Своя историческая ценность есть повсюду – будь это архитектура, скульптура или еще какого-либо рода искусство, сохранившееся до наших дней. Несомненно, важно помнить нашу историю, но при этом и осознавать, что она не всегда достоверна, что ее подмена с развитием исторических периодов неизбежна. Поэтому необходимо, как следует, разобраться в этой проблеме. Для этого потребовалось: попытаться найти способы получения достоверной информации о тех или иных этапах развития истории, описать научные методы исследования истории, отметить необходимость изучения истории с точки зрения влияния ее на безопасность человека, а также рассказать о значимости обязательного изучения предмета истории в образовательных учреждениях и наиболее доступного преподнесения ее обучающимся.
История содержит массу примеров, когда отдельные люди, государства или нации допускали непоправимые ошибки. Именно изучение этой науки помогает людям узнать последствия ошибок прошлого, не допустить их повторение или, по крайней мере, обезопасить себя от этих последствий в будущем. К примеру, с точки зрения безопасности народа и государства, из истории часто берут основные тактики ведения боя, которые были созданы великими полководцами, имена которых знает буквально каждый человек. Но, как я уже упоминала выше, фальсифицирование истории неизбежно и, если в историю будут вводиться значительные изменения, то это, несомненно, отразится на нашей безопасности. Можно привести ряд примеров в подтверждение этих слов. Во-первых, это ошибочные тактики ведения сражения, из-за которых могут погибнуть люди. Во-вторых, это работа политических деятелей, которым сложно полагаться на опыт предков и стараться не допускать их ошибок в современности.
Вследствие этого, на историков падает огромная задача: поиск достоверной научной информации и отсеивание вымышленной для обеспечения безопасности нашей и будущих поколений. Поэтому они используют следующие научные методы изучения истории:
1. Изучают как можно больше материала по определенному интересующему периоду, чтобы сложилась более конкретная картина мира;
2. При исследовании какого-либо источника задают определенные вопросы и ищут ответы на них в самом источнике или каком-либо дополнительном источнике, где он упоминается. Например, ряд таких вопросов: Когда исторический источник был написан? Где он был создан? Кем? На каком ранее существовавшем материале основывался автор? Какова была оригинальная форма источника? Насколько источник заслуживает доверия?
С научной точки зрения эти методы обычно делятся на: хронологический, хронологическо-проблемный, синхронический, проблемно-хронологический.
Используя эти нехитрые методы науки истории, можно существенно обезопасить нас и будущие поколения от возможных угроз и опасностей. Также можно создавать независимые исторические центры для наиболее достоверного описания истории и создания, к примеру, единого образовательного учебника для учащихся, чтобы хотя бы хронология событий уложилась в правильном порядке. Ведь незнание истории подрастающим поколением – это плохая примета современности.
Пять лет назад в МГИМО прошла научная конференция «К чему ведет незнание истории?» Организатором конференции был Владимир Мединский, депутат Госдумы и автор исторических бестселлеров, ныне министр культуры. Вначале мероприятия аудитории показали снятый студентами ролик о том, как плохо знают историю москвичи. «Прохожие, участники видеоопроса, отвечали, что первым русским царем был Николай I, восстание декабристов произошло в декабре 1917 года, Столыпин – это умный мужик, Русь крестил Петр Первый, а через Альпы перешел то ли Дмитрий Донской, то ли еще кто-то; один опрошенный вообще усомнился, что такой переход имел место быть. Студенты истерично смеялись и в конце заверили ученое собрание, что на месте прохожих не попали бы впросак» [4]. Как бы не было смешно студентам, но вырисовывается ужасная картина. От скольких ошибок не сможет уберечься человечество, если оно не будет знать своего прошлого? Не будет наблюдаться никакого развития, мы будем стоять на месте, в то время как другие страны будут продвигаться вперед.
Однако не стоит забывать и про другую не менее важную проблему – не просто слабого знания россиянами своей истории, но и, как следствие, множества форм искажений и «интерпретаций», из-за чего происходит воздействие на подсознание людей. Люди, занимающиеся искажением истории, грамотно внося нужные дополнения в историю народа, выводят его на определенное мнение о самих себе. Это непосредственно оказывает огромное влияние на нашу безопасность. Учащимся в школах преподают историю не объективно, а ведь это формирует у них неправильное мировоззрение. Последовательность прошедших событий очень сильно влияет на психику человека, формируя тем самым его настоящее. Следует отметить, что не только подрастающее поколение, но и взрослые забывают свою историю, тем самым видя настоящее в искаженном свете.
Конечно во все времена «тексты «выбраковывали» и «просеивали», писали и фальсифицировали» [1]. Но если мы не найдем эту ниточку, благодаря которой можно будет распутать этот клубок выдумок и фальши, наша воля и сознание, особенно это касается молодого поколения, будут лишены фундамента. «Отнятая история подавляет психику человека, делает его более покладистым, а искусно сфокусированная история, делает из народа рабов. И происходит это посредством использования простой пропаганды и письма, а не с помощью танков и автоматов…» [2]. «Чтобы понять, как это работает достаточно посмотреть на сегодняшнюю работу средств массовой информации, которые вроде бы как невзначай для нашего рассуждения, подбрасывают нам специфическую информацию, без конкретных выводов и заключений, но в такой форме, чтобы мы сами сделали нужные кому-то выводы» [2].
Но так как молодые умы еще не в состоянии анализировать происходящие исторические события, этим должны заниматься люди, изучающие данную науку, а уж потом в процесс обучения истории должны подключаться учителя. Ведь огромную роль в развитии сознания молодого поколения играет именно учитель. Он не просто является носителем знаний, он влияет на сознания и судьбы целых поколений. «От того, насколько хорошо учитель знает свой предмет, понимает его и любит, зачастую зависит, насколько любим, он будет учениками» [4]. Хотя знание истории необходимо не только педагогу истории, но и любому другому учителю, в частности учителю безопасности жизнедеятельности. Зная историю, учитель безопасности жизнедеятельности, может проанализировать те или иные данные и проследить какую-нибудь закономерность. Ведь изучая историю, педагог получает невероятный опыт изменения во времени тех или иных явлений и событий. Например, постепенное повторение стихийных бедствий позволило людям выявить конкретные закономерности, благодаря которым они разработали определенные характеристики, а вслед за этим придумали различные оценки и шкалы. Наша современная жизнь полагается на опыт прошлого, а изучение этого опыта предостерегает нас от повторения ошибок прошлого, которые могут повлечь за собой непоправимые последствия. Опираясь на этот опыт, учитель безопасности жизнедеятельности более продуктивно обучает и воспитывает учащихся, что в дальнейшем позволит им применить полученные знания в повседневной жизни.
Эта очень интересная, но малоизученная проблема. Вследствие этого, нами было проведено анкетирование среди тридцати человек в возрасте 18-20 лет и на основе этой работы сделаны следующие выводы: все участники опроса сходятся в том, что подрастающему поколению необходимо знать историю, что она, несомненно, имеет связь с нашей безопасностью, а именно рассказывает нам о чужих ошибках и возможности их предотвратить. Большинство учащихся оценивают свой уровень знаний по истории, как средний остальные же – как низкий. Проанализировав полученные ответы, мы пришли к следующему выводу – необходимо улучшить качество преподавания этой науки. Ведь от этого зависит наша безопасность, а самое главное – наше будущее.
Также следует добавить, что необходимо защищать нашу историю от всяческих попыток ее фальсифицировать. Иначе история нарисует нам другой сценарий жизни, по которому нам с вами предстоит жить.
В заключение хочется привести слова великого русского историка В. О. Ключевского: «Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться».
Литература
Педагогика безопасности: наука и образование: материалы международной научной конференции, Екатеринбург, 14 ноября 2014 г. / сост. и общ. ред. А. Н. Павловой ; ФГБОУ ВПО «УрГПУ». – Екатеринбург, 2014. – 190 с.
Без прошлого нет будущего
Авторы: Рожкова Олеся, Шуршикова Анна.
Проблема: Почему современная молодежь не знает историю своей страны?
Цель: Определить причины незаинтересованности людей в истории России. Какие меры нужно принять, чтобы повысить знания молодых людей в данной области.
Гипотеза: Молодые люди не знают историю своей страны из-за влияния на них внешних факторов(политика, экономика, социальная среда) и социальных институтов(семья, круг общения, учебные заведения).
Актуальность: Данная проблема является актуальной, потому что прошлое своего народа забывать нельзя ни в коем случае. Мы должны помнить тех, из-за кого мы сейчас живем в мирное время, являемся свободными гражданами и имеем право высказывать собственное мнение. Мы должны знать те ошибки, которые совершались, чтобы не повторять их. Мы должны осознавать к какому народу мы относимся, чтобы соблюдать традиции и обычая, отличающие нас от других стран. Наше прошлое является основой нашего настоящего и будущего.
Задачи:
Провести опрос среди молодых людей города Волгограда и узнать степень их знаний в истории России.
Сравнить знания людей в истории России в разные годы.
Выделить причины незаинтересованности людей в истории своей страны среди внешних факторов и социальных институтов.
Выбрать наиболее значимые причины.
Определить какие меры нужно принять, чтобы повысить знания и интерес к истории у молодежи.
Методы исследования:
1. Поиск информации в интернете
2. Поиск информации в книгах и журналах
3. Опрос среди населения
Мы вышли на улицу города Волгограда и провели опрос среди населения.
Данные показали в каком возрасте люди лучше знают историю России.
Количество опрошенных — 35 человек
Возраст опрошенных — 10-80 лет
Результаты:
10-15 лет — знание истории на 20%
15-20 лет — знание истории на 30-45%
20-25 лет — знание истории на 40%
25-35 лет — знание истории на 55%
35-45 лет — знание истории на 60%
45-55 лет — знание истории на 75%
55-65 лет — знание истории на 55%
65-80 лет — знание истории на 45%
Мы выяснили какой промежуток в истории России наиболее интересен людям, это вы можете увидеть в хронологической таблице.
Хронологическая таблица
Исходя из опроса мы поняли, что люди плохо знают историю своей страны. Поэтом необходимо разобраться в причинах.В первую очередь мы рассмотрим наиболее важные аспекты жизни человека.
Политика
«Путин назвал провалом в работе государства, что молодежь не знает истории»
«Ужасно, что у нас многие сегодня не знают героев своей страны, но не они в этом виноваты, а государство в этом виновато», — уверен президент. Он призвал преподавателей истории: «Давайте будем это исправлять».(ссылка на статью: http://rating-news.ru/?id=d162)
То есть именно правительство виновато в том, что люди не знают историю. В настоящее время редко упоминают историю с фильмах, современных книгах, популярнее стали фантастические историю, которые не несут в себе смысла. Вот и вопрос: «Почему правительство не следит за тем, что нам говорит СМИ?» Мы прекрасно понимаем, что у верхушки государства множество других проблем, но и проблему просвещения народа тоже нельзя забывать.
Самое страшное, что можно сделать с историей, это ее фальсифицировать. Все чаще мы слышим, как в разных странах пытаются переписать историю, добавить несуществующие факты или перевернуть с ног на голову в свою пользу. Мы нашли большое количество статей и фактов фальсификации истории.
Это лишь единственный пример, а подобных случаев было очень много.
Историю не знать страшно, но знать неверные факты еще страшнее.
Зачем же это делают? На этот вопрос очень сложно ответить, но все же мы убеждены, что виновата политика.
Экономика
Второй причиной незнания людей истории России выступает нестабильная экономика страны.
На данные размышления нас подтолкнуло большое количество статей, которые мы нашли в журналах и интернете.
«Д инамика российской экономики находилась под влиянием двух факторов, негативное влияние которых постепенно набирало силу. С одной стороны, под действием нарастающего санкционного давления радикально ухудшились условия экономического взаимодействия России с ведущими партнерами по торговому и инвестиционно- технологическому сотрудничеству. С другой стороны, устойчивое снижение мировых цен на сырьевые товары, в первую очередь энергоносители, привело к значительному сокращению экспортных доходов и бюджетных поступлений. «(ссылка на статью: http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&cat=mcat&mcat=217&type=news&newsid=3278)
То есть в наблюдается большой риск, того, что в стране в любой момент может начаться кризис и человека придется работать в два раза больше, чтобы обеспечить себя материальными благами, так откуда у него возьмется время на духовное развитие и познание истории своей страны.
Социальная сфера
Дети и мы перестали читать книги и заниматься самообразованием
В пример была приведена статистика: “Если верить данным исследовательской компании GfK Ukraine, для 73% населения, чтение – вообще не интересно. А каждый четвертый украинец не держал книги в руках, никогда. Если еще в 2003 году детской аудитории читателей было 57%, то в 2008-м уже 52%. Для сравнения, в СССР, по официальной статистике, регулярно читали более 90% населения. Скажем, в начале 1970-х годов советский подросток прочитывал около 40 книжек в год, то юный житель постсоветских стран — лишь десяток.” (ссылка на статью:http://leosnow.blogspot.ru/2012/07/blog-post.html)
Мода диктует свои правила и стереотипы. Люди сходят с ума в погоне за последними тенденциями. Но, увы читать книги и заниматься самообразованием уже давно не модно. Поэтому люди забывают, как выглядят буквы, напечатанные на листке, ведь бумагу заменила электроника. Нельзя сказать, что люди перестали читать. Они читают книги, но те, которые модные на данный момент. Фантастика, эротика, бульварные романы и тому подобное. Что уж тут говорить о учебниках истории?!
Социальные институты.
Важным фактором в жизни человека выступают социальные институты. Они формируют мировоззрение человека.
Первым институтом является семья. Именно родительское воспитание лежит в основе сознания ребенка. Но все чаще у родителей не хватает времени, что бы заниматься с ребенком. Им проще оставить дитя перед телевизором или компьютером и заниматься своими делами. Дети растут сами по себе и сами формируют свои интересы и естественно им не интересна история России если есть компьютерные игры и глупые фильмы.
Следующей причиной является неверное воспитание в семье.
Следующим институтом выступает школа.
Никто не поспорит, что достаточно времени в школе уделяется урокам истории, но интереса у детей к истории не наблюдается. Главной целью учителя должна быть цель заинтересовать ученика, чтобы он стремился к самообразованию. Но мало таких учителей. В школах редко проводят мероприятия по повышению патриотизма.
Исходя из всего материала, мы смогли точно сформулировать причины незаинтересованности людей в истории, а также какие меры необходимо принять для улучшения показателей знаний.
Весь материал мы собрали в презентации.
Вывод:
В ходе исследования мы выяснили как внешний мир влияет на сознание человека, какие причины мешают человеку изучать историю своей страны и как бороться с данной проблемой. Но самое главное, что нам удалось понять, это то что человек сам выбирает свой жизненный путь и никто не вправе навязывать ему свои интересы. если человек сам захочет, он будет изучать историю, это его выбор. Мы можем только призвать его к самообразованию. Надеемся, что наш проект оказался полезным и хоть немного повлиял на ваше мировоззрение.
«Молодежь не знает своей истории»
Ведущие «Вести ФМ» – Владимир Соловьев и Анна Шафран .
СОЛОВЬЁВ : Ну что, дорогой друг? Расскажи мне, что происходит.
САРАЛИДЗЕ : Да много чего происходит. Конечно, очень сильное на меня впечатление произвело недавнее моё участие в программе «Вечер с Владимиром Соловьёвым». В третьей части этой программы мы говорили о патриотизме, об истории, о том, как молодое поколение относится к этому всему, как это воспитывать, как сделать так, чтобы хотя бы… Я уж не говорю про всю историю Отечества, но хотя бы Великая Отечественная война, которая во многом, я так считаю, является краеугольным камнем, на котором можно строить современный патриотизм. И нужно. Это вообще для меня такой маркер.
САРАЛИДЗЕ : «Вот закончится война, и тогда начнётся другая война. За нами идеологическая машина западного мира. Да и внутри СССР мы найдём много помощников. Нет, не просто найдём, мы их воспитаем, мы их наделаем столько, сколько нам нужно. Главное – воспитать безразличие к прошлому, и когда таких, кому это безразлично, будет много, дело сделается быстро. Всю историю России, историю народа мы будем трактовать как бездуховную, как царство сплошного мракобесия и реакции. Постепенно, шаг за шагом мы вытравим историческую память у всех людей. А с народом, лишенным такой памяти, можно делать что угодно. Народ, переставший гордиться прошлым, забывший прошлое, не будет понимать и настоящего. Он станет равнодушным ко всему, отупеет и в конце концов превратится в стадо скотов, что и требуется. Что и требуется».
СОЛОВЬЁВ : Как вы считаете, что это?
САРАЛИДЗЕ : Ну, хорошо, если не что это, то в каком году примерно это было написано? Вот это, на мой взгляд, очень любопытно было бы, смогут наши слушатели определить или нет.
СОЛОВЬЁВ : А многим кажется, что это как раз то, что сейчас происходит, и то, как реализуется. Я когда слушаю ряд соседних радиостанций, у меня полное ощущение, что они живут именно в этой парадигме.
СОЛОВЬЁВ : А количество людей, которые с радостью предают свою Родину ради того, чтобы, как им кажется, купить любовь другой, просто удивляет!
Полностью слушайте в аудиоверсии.
Подкасты программы «Полный контакт»
Популярное
«Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно: дальше лететь незачем»
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: «Вот с этой статьёй Медведева сделали нестандартный, но очень интересный ход. Нуланд ещё находилась в воздухе, когда стало понятно, что дальше лететь незачем. Условия повторили те же самые: «Хотите – уходите, ничего мы вам за это давать не собираемся. Если вы не готовы уйти сегодня, мы готовы подождать. И 5 лет, и 10 – мы не торопимся. Это под вами горит, а под нами – нет».
«Не пойдёт никогда американский газ в Европу, потому что он пойдёт в Азию»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: «Америка производит дикое количество газа. Что, у неё меньше стало газа? Вроде нет, даже пандемийное падение преодолено. Просто в Азии газ стоит дороже. Компании, которые производят газ, не производят политических заявлений про «молекулы свободы».
Украинская элита умеет только делить и отнимать
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: У Украины есть два варианта – либо долго и упорно перестраиваться и возвращаться к тому, с чего начинали, то есть к кооперации с Россией, либо дальше прозябать… Украинские политики умеют только делить и отнимать, добавлять и приумножать они не в состоянии, это не их специальность.
Молодежь не знает историю РФ? Педагоги поспорили с Мединским
Преподаватели истории прокомментировали заявление Владимира Мединского о том, что молодежь ничего не знает о прошлом РФ
Преподаватели истории прокомментировали заявление Владимира Мединского о том, что молодежь ничего не знает о прошлом РФ.
Министр культуры Владимир Мединский представил на Белградской книжной ярмарке свою книгу «Война. Мифы об СССР 1939–1945 годов». Глава Минкульта написал ее в 2009 году после многочленных поездок по стране в составе комиссии правительства по истории Второй мировой войны. По словам Мединского, в то время он много общался со студентами и пришел к выводу, что за 20 лет в России выросло поколение людей, которые превратно представляют себе историю своей страны: «Они либо ничего не знают, либо у них голова забита всякой чушью», – заявил министр, подчеркнув, что современная молодежь узнает о российской истории из голливудских фильмов, компьютерных игр и статей в интернете.
Sobesednik.ru решил выяснить, как преподаватели истории оценивают уровень исторических знаний нынешней молодежи.
Иван Филатов, учитель истории и обществознания в казанской гимназии №90:
– Я на 100% с этим мнением не согласен. Есть много учеников, которые интересуются историей России, ходят на выставки и патриотические фильмы. Что мы в обществе сейчас популяризируем, тем дети и интересуются. Например, детям интересна Великая Отечественная война. Мы с детьми ходили на исторические фильмы, на тех же «28 панфиловцев». Все наше общество этой теме уделяет определенное внимание, и это правильно.
Интернет по-разному влияет на уровень знаний ребенка. Кто-то в интернете ищет научные статьи или хотя бы ссылки из «Википедии», чтобы подготовиться к урокам, а кто-то лезет на сайты, которые совершенно не нужны, а порой и вредны.
Поколения не всегда отличаются друг от друга. Я не могу сказать, что это какое-то потерянное поколение. Иначе бы у нас не было побед в международных олимпиадах. И должно было бы случится что-то совсем страшное, если бы это поколение было совсем плохим. Но есть прослойка детей, которая действительно непонятно о чем думает, живет одним днем, не смотрит ни в прошлое, ни в будущее.
Алексей Киличенков, профессор РГГУ:
– Студенты и школьники, у которых я вел занятия, историю России, конечно, знают. Как они могут ее не знать, если им приходится сдавать экзамены? По своему опыту могу сказать, что с течением времени изменился набор нормативного знания – имена, даты, содержание событий, – который мы в свое время получили в школе и университете. Мы намеренно или ненамеренно задаем вопрос об уровне знания молодежи, опираясь на собственные нормативные знания, полученные десятилетия назад. И здесь приходится признать, что уровень знания тех фактов, тех имен и дат снижается. Но если говорить о современном знании – в том объеме, в котором его обеспечивает научное сообщество, – то в этом отношении снижения я не наблюдаю.
Приведу простой пример. В школе, армии и институте мы учили наизусть или близко к тексту содержание трудов Ленина. Это уже в прошлом, но мы подсознательно пытаемся проверить студентов на знание подобного рода фактов. Здесь мы не находим ни соответствия, ни понимания. Но интерес к истории, особенно интерес к сложным и, можно сказать, «больным» вопросам нашей истории сохраняется, более того, в последние годы он повышается. Содержание таких событий и их интерпретации молодые люди знают.
Павел Кротов, профессор Санкт-Петербургского университета:
– Я контактирую с определенной частью молодежи – с той, которая увлечена историей. Они знают историю России и хотят знать ее еще лучше. А если говорить о молодых людях из других вузов, которые историей не интересуется, то вспоминается анекдот: «Кто был женой Ленина? Ну Ленина». Эта часть молодежи стремится к знаниям в других областях – техника, программирование и так далее. Они историю не знают и знать не хотят.
Я знаю, что молодежь сейчас висит в интернете. Я могу предположить, что есть такие молодые люди, чьи головы до беспредела забиты всякими трансформерами и покемонами. Но сколько их, я не знаю.
Первокурсники, которые к нам приходят, – они прямо детки. Я такой же был на первом курсе. Сейчас я вижу повторение себя в этих детках. Третий-четвертый курсы – это уже достаточно профессиональные историки. Людьми, которые приходят к нам, движет не жажда больших денег и не жажда административного роста: они увлечены нашей богатой историей.