советский атомный ледокол арктика впервые в истории мореплавания достиг северного полюса
6 малоизвестных фактов о ледоколе «Арктика», первым покорившем Северный полюс
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» первым из надводных кораблей достиг Северного полюса. За 15 часов, которые атомоход провел на вершине Земли, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Перед уходом моряки спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением герба СССР.
Это событие имеет мировое значение и давно отмечается моряками-полярниками многих стран, как профессиональный праздник. Не все знают при этом, сколь непрост был путь «Арктики» к полюсу, а также о том, как сложилась судьба ледокола после выхода на «пенсию». Вот несколько малоизвестных фактов из его биографии.
1. В том легендарном походе экипаж ледокола долго не знал о том, куда и зачем судно идет. В пути радиооператору запретили выходить в эфир, чтобы не обнаружить себя. О том, что цель — Северный полюс морякам сказали лишь после того, как «Арктика» прошла пролив Вилькицкого, соединяющий моря Карское и Лаптевых. Кстати, первый иностранный корабль достиг полюса только спустя пятнадцать лет после советской «Арктики».
2. В течение четырех лет — с 1982 по 1986 гг. — «Арктика» носила имя «Леонид Брежнев». Переименование случилось вскоре после смерти многолетнего генсека СССР. Как потом говорили, это произошло по ошибке. Поначалу увековечить незабвенного Леонида Ильича, правившего страной восемнадцать лет, предполагалось, дав его имя другому, ещё только строящемуся ледоколу того же проекта 1052. Но в спешке или по невнимательности чиновников в соответствующем постановлении была указана для переименования «Арктика», к тому времени уже десять лет как спущенная на воду.
Технические характеристики первенца проекта: длина — 148 м, ширина — 30 м, водоизмещение — 23000 т, скорость хода по открытой воде — 20 узлов. Заложили ледокол 3 июля 1971 года на Балтийском заводе Ленинграда. В создании принимали участие более 350 объединений и предприятий СССР, около ста научно-исследовательских, проектно-конструкторских и эксплуатационных организаций. Государственный флаг подняли на «Арктике» в апреле 1975 года. Позднее на Балтийском заводе по тому же проекту было построено ещё пять атомных ледоколов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал»,»50 лет Победы».
3. В конце 1983 года экипажу «Арктики» (тогда — «Леонида Брежнева») выпало серьезное испытание в ситуации, случающейся, как говорили моряки, раз в столетие. Караваны судов торгового флота застряли во льдах. Пробиться в восточный район Северного морского пути казалось невозможным. Но команда атомохода рискнула, пробилась, и вывела из ледового плена в Айонском массиве транспортные суда и дизель-электрические ледоколы.
4. «Арктике» до сих пор принадлежит уникальное мировое достижение: с мая 1999-го по май 2000 года, т.е. ровно год, ледокол отработал без захода в порты. К тому времени судно отслужило уже 25 лет (проектный срок его эксплуатации), а было всё «как новенькое». Одна из главных причин — продление ресурса реакторной установки ледокола до 175 тысячи часов (при проектном ресурсе 100 тысяч часов).
5. Первым капитаном «Арктики» стал Юрий Кучиев. Он отдал арктическому флоту более 40 лет жизни. Начал служить в 1941 году матросом на буксире «Василий Молоков» в порту Диксон. В 2006 году, через 29 лет после легендарного похода 1977 года, и спустя год после смерти Юрия Сергеевича, в Мурманске побывала его дочь Татьяна. Приезжала она с миссией — доставить к северным льдам прах отца, как просил незадолго до кончины он сам. Волю капитана помогли исполнить моряки атомохода «Ямал». В районе Северного полюса с борта этого ледокола поднялся вертолет, высадивший родственников и близких капитана Кучиева на льдине, где прошел траурный митинг, после которого урну с его прахом опустили в полынью.
6. 21 августа 2008 года у ледокола закончился срок действия документов Морского регистра РФ. 3 октября была остановлена атомная энергетическая установка. В 2011-м с судна сняли экипаж, а потом исключили из Регистровой книги судов. Морское начальство заговорило о разработке проекта утилизации «Арктики» Были также предложения продать «Арктику» за рубеж. Но вмешалась общественность. Ветераны флота, в том числе, военного, моряки, а также полярники, ученые, историки, журналисты стали активно бороться за «Арктику». И — победили! Правительство РФ приняло решение сохранить этот ледокол как памятник, оборудовав в нем музей.
Снимок в открытие статьи: атомный ледокол «Арктика»/ ИТАР-ТАСС/ Фотохроника/ Семен Майстерман
Атомный ледокол «Арктика»
17 августа 1977 года атомный ледокол «Арктика» стал первым надводным кораблем, достигшим географической точки Северного полюса.
Атомный ледокол «Арктика» (с 1982 года по 1986 год ‑ «Леонид Брежнев») ‑ головной корабль серии проекта 10520, был заложен 3 июля 1971 года на стапелях Балтийского завода в Ленинграде (ныне ‑ Санкт‑Петербург).
Ледокол был создан усилиями коллективов более 350 объединений и предприятий, ста научно‑исследовательских, проектно‑конструкторских и эксплуатационных организаций страны, включая Опытное конструкторское бюро машиностроения им. И. И. Африкантова (разработка ядерного реактора ОК‑900), Производственное объединение «Маяк» (переработка ядерного топлива), Центральное конструкторское бюро «Айсберг» ‑ (разработка проекта ледокола), Научно‑исследовательский институт атомной энергии им. Курчатова.
В постройке ледокола участвовал экипаж корабля. Это дало возможность морякам быстро освоить новую технику.
Возглавил экипаж опытный ледовый капитан Юрий Кучиев. До этого он проработал в Арктике более 30 лет, плавал почти на всех типах ледоколов.
26 декабря 1972 года судно было спущено на воду, 17 декабря 1974 года завершились ходовые испытания корабля. 25 апреля 1975 года состоялся подъем государственного флага на ледоколе и был подписан акт сдачи‑приемки в эксплуатацию судна.
Ледокол «Арктика» предназначался для проводки судов в ледовых условиях Арктики с выполнением всех видов ледокольных работ. По техническим показателям он являлся крупнейшим ледоколом своего времени: его длина составляет ‑ 148 метров, ширина ‑ 30 метров, высота борта ‑ более 17 метров, осадка ‑ 11 метров. Водоизмещение ледокола составляет 23 тысячи тонн. Атомная водо‑водяная паропроизводящая установка состояла из двух блоков по одному реактору и четырех парогенераторов в каждом. Мощность атомной паропроизводящей установки ‑ 55,1 мегаватт.
«Арктика» могла проламывать лед толщиной пять метров и развивать скорость до 18 узлов в чистой воде. Атомоход обладает наклонным «ледокольным» носом. Корпус ледокола, имеющий бочкообразную форму, был изготовлен из прочной легированной стали, а по бокам в районе ватерлинии усилен специальным ледовым поясом.
Такая конструкция корпуса обеспечивала его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда: устойчивость к истиранию в районе ватерлинии, а также сжатиям в ледовых полях. Полукруглые борта не дают ледовым полям раздавить судно, выталкивая его наверх, а скошенный нос позволяет «заползать» на поля сверху, ломая их своим собственным весом. Помимо этого ледокол имеет М‑образную корму, что позволяло осуществлять буксировку судов, а также стыковку с другими ледоколами.
Корабль имеет четыре палубы и две платформы, бак и пятиярусную надстройку, площадку для посадки разведывательного вертолёта, а в качестве движителей используются три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Атомная паропроизводительная установка размещена в специальном отсеке в средней части ледокола.
Для усиления ледопроходимости на судне имеется балластная и дифферентная системы, позволяющие изменять осадку носом и кормой при разрушении льда. Буксирные операции обеспечивала кормовая электрическая буксирная лебедка. Контроль и управление техническими средствами энергетической установки велись автоматически, без постоянной вахты в машинных отделениях, помещениях гребных электродвигателей, электростанциях и у распределительных щитов.
Контроль за работой и управление энергетической установкой осуществлялись из центрального поста управления, дополнительное управление гребными электродвигателями было выведено в ходовую рубку и кормовой пост. Ходовая рубка расположена на верхнем этаже надстройки.
С 1975 года ледокол «Арктика» служил для проводки судов по Северному морскому пути.
В 1977 году он выполнил экспериментальный научно‑практический рейс на Северный полюс. 9 августа 1977 года атомоход под командованием капитана Юрия Кучиева после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли. Руководил экспедицией министр морского флота СССР Тимофей Гуженко.
В экспедиции принимало участие более 200 человек. В задачи ученых входило не только достижение Северного полюса и проведение комплекса исследований и наблюдений, а также проверка возможностей ледокола, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами.
Миновав пролив Вилькицкого, «Арктика» в море Лаптевых повернула на север. 15 августа ледокол вошёл в приполюсный район. 17 августа, преодолев мощный ледяной покров Центрального полярного бассейна, где толщина льда достигала трёх метров, в 4 часа утра по московскому времени корабль достиг в активном плавании географической точки Северного полюса. За 7 суток 8 часов ледокол преодолел 2 тысячи 528 миль.
Экипаж и участники экспедиции ледокола отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. На дно океана в точке Северного полюса на глубину около 4 тысяч метров была опущена металлическая доска с изображением Государственного герба СССР и надписью: «СССР. 60 лет Октября, а/л «Арктика», широта 90°-N, 1977 г.».
За 15 часов, которые атомоход провел на Северном полюсе, ученые выполнили комплекс исследований и наблюдений. Водолазы осмотрели винты, они были в порядке, и ледокол пошел домой в Мурманск.
За осуществление первого в истории плавания надводного корабля к полюсу атомный ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции, весь экипаж ледокола, участники высокоширотной экспедиции, а также большая группа специалистов, обеспечивавших экспедицию, ‑ орденами и медалями. Капитан Юрий Кучиев, главный инженер‑механик Олег Пашнин, старший мастер атомной паропроизводящей установки Фидус Асхадуллин стали Героями Социалистического Труда. Высокого звания был удостоен и руководитель экспедиции Тимофей Гуженко.
«Арктике» принадлежит еще одно уникальное мировое достижение: с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года ледокол отработал в плавании ровно год без захода в какой‑либо порт.
Выполнение программы по продлению ресурса действующих атомных ледоколов в 2003 году позволило продлить ресурс реакторной установки «Арктики» до 175 тысячи часов (при изначальном проектном ресурсе 100 тысяч часов). Атомоход также был оборудован системой физической защиты для предотвращения несанкционированного проникновения посторонних на борт судна и в его помещения. После этого атомный ледокол «Арктика» смог осуществлять проводки судов по трассе Севморпути еще в течение пяти лет.
В 2008 года атомоход «Арктика» был выведен из эксплуатации. 3 октября 2008 года его энергетическая установка была остановлена в связи с завершением активной эксплуатации.
В настоящее время ледокол стоит в доке Ремонтно‑технологического предприятия «Атомфлот» (с декабря 2002 года ‑ ФГУП «Атомфлот», Мурманск) госкорпорации «Росатом». С него удалены все радиоактивные отходы, в том числе, жидкие радиоактивные отходы из контуров реакторов, проведена дезактивация.
Различные механизмы, узлы и агрегаты «Арктики» до сих пор являются эталоном качества и служат в качестве запчастей для работающих сегодня атомоходов.
По словам генерального директора ФГУП «Росатомфлот» Вячеслава Рукши атомоход «Арктика» будет утилизирован не ранее 2015‑2016 годов.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Атомный ледокол Арктика
Атомный ледокол Арктика, проекта 22220 получил свое название в честь легендарного предшественника, так же атомного ледокола.
Ледокол Арктика 1975 года
Предшественник с одноименным названием был спущен на воду 26 декабря 1972 года, а введен в эксплуатацию 25 апреля 1975 года, выведен из эксплуатации в 2008 году. Ледокол проработал более 30 лет.
Технические характеристики ледокола Арктика 1975 года:
Водоизмещение: 23460 тонн
Длина: 147,9 метров
Ширина: 29,9 метров
Осадка: 11 метров
Мощность: 75 000 лошадиных сил
Движитель: 3 винта фиксированного шага
Скорость хода: 20,8 узлов (38,5 км/ч)
Автономность плавания: 7,5 месяцев
Экипаж: 150 человек
На счету ледокола следующие уникальные достижения:
17 августа 1977 года советский атомный ледокол «Арктика» впервые в истории мореплавания достиг Северного полюса.
В 1983 году ледокол участвовал в операции по освобождению 57 судов из ледяного плена, в том числе и атомного ледокола Ленин.
В 1999 году ледокол прошел 1 000 000 миль.
Не заходя в порт г. Мурманск, ледокол «Арктика» ровно 365 суток, с 4 мая 1999 года по 4 мая 2000 года работал в морях Северного Ледовитого Океана, занимаясь проводкой судов на трассах Севморпути (проведено 110 судов), и добавила к своему богатому послужному списку 50 тысяч пройденных миль, из них 32 тысячи во льдах без единой поломки узлов и механизмов ледокола.
В 2011 году экипаж с ледокола снят, ледокол выведен в «холодный » отстой в г. Мурманск в ожидании утилизации.
Ледоколы типа Арктика могли обеспечить навигацию по СМП только 7 месяцев. Для зимних месяцев требовался более мощный ледокол.
Ледокол Арктика, проекта 22220
Главной особенностью проекта является возможность работы на мелкой воде. Ледокол может менять свою осадку. Уменьшение осадки позволяет работать на мелководье – в заливах и устьях рек, увеличенная осадка нужна для работы в океанских льдах.
Спуск на воду состоялся 16 июня 2016 года. Ледокол спущен на воду без секции надстройки.
Собственно надстройка изготавливается отдельно, ее вес составляет порядка 2400 тонн.
Надстройка по технологии устанавливается на спущенный, на воду ледокол.
Еще одной особенностью является возможность проходить лед толщиной 2,9 метра. Старый ледокол Арктика по техническим характеристикам мог проходить лед толщиной 2,25 метра.
Современная автоматическая система управления ледоколом позволила вдвое сократить численность экипажа.
Технические характеристики ледокола Арктика проекта 22220
Водоизмещение: 33 540 т
Длина: 173,3 м (160 м по КВЛ)
Ширина: 34 м (33 м по КВЛ)
Высота: 15,2 м
Осадка: 10,5 м / 8,55 м
Двигатели: 2 атомных реактора по 175 МВт в составе ЯЭУ РИТМ-200
Мощность: 60 МВт (на валах) 81577 л.с.
Движитель: 3 гребных винта
Скорость хода: 22 узла (по чистой воде)
Автономность плавания: 7 лет (перезагрузка топлива) 6 месяцев (по провизии)
Экипаж: 74 человека.
Атомный ледокол Арктика, проекта 22220 после ввода в эксплуатацию (2018-2019 год) станет самым большим ледоколом в мире по мощности силовых установок, по размерам, по высоте льда, в котором осуществляется проход.
Спуск на воду корпуса атомного ледокола «Арктика», 16 июня 2016 года:
Просто космос Как выглядит атомоход, впервые доплывший до Северного полюса
Ровно 40 лет назад Северный полюс впервые был покорен в надводном плавании. Это стало возможно благодаря атомоходу «Арктика». Судно отплыло из Мурманска 9 августа, а уже спустя неделю с небольшим добралось до «пупа Земли» и отправилось в обратный путь. Это событие сродни полету человека в космос — скептики так же, как и в 1961 году, заявляли о категорической невозможности подобной экспедиции. К 40-летию этого достижения «Лента.ру» рассказывает о легендарном атомоходе.
Поход «Арктики» к полюсу доказал возможность круглогодичной навигации по кратчайшим маршрутам Ледовитого океана. Кроме того, было выполнено несколько научных исследований, в ходе которых впервые были опробованы приборы для определения толщины льда и спутниковая навигация.
В экспедиции 1977 года принимали участие 200 человек. От Мурманска до Северного полюса атомоход шел семь суток и восемь часов. За это время он преодолел 2528 морских миль. 17 августа в 4:00 по московскому времени цель была достигнута. На льду установили десятиметровую мачту и подняли флаг СССР.
Проводили ледокол к Северному полюсу красноярские авиаторы, искавшие так называемые реки — проход во льдах без препятствий. По словам Валентина Удалова, главного штурмана Красноярского управления гражданской авиации (КУГА), сопровождение «Арктики» для летчиков было мероприятием достаточно будничным. Сотрудники КУГА и ранее летали к Северному полюсу и исследовали Ледовитый океан. Авиаторы доставляли полярникам почту, проводили во льдах суда и искали места для ледовых аэродромов.
«Завертелось. Экипажи начали бороздить море-океан в поисках прохода для «Арктики». Наконец за проливом Вилькицкого нашли хорошую «речку». По ней и пошли на север, 17 августа достигнув Северного полюса. «Арктику» довели до места, сделали кружок над экспедицией и ушли на базу», — вспоминал Удалов в разговоре с ТАСС.
На Северном полюсе впервые в истории мореплавания
17 августа 1977 года в 4 часа утра по московскому времени советский атомный ледокол «Арктика» под командованием капитана Юрия Кучиева, преодолев мощный трехметровый ледяной покров Центрального полярного бассейна, первым в мире достиг Северного полюса.
9 августа 1977 года атомоход «Арктика» после перезарядки реакторов и тщательной подготовки вышел из Мурманска и взял курс к северной оконечности Новой Земли.
В экспедиции принимали участие более 200 человек. В задачи ученых входило достичь Северного полюса. Кроме того следовало проверить возможности нового ледокола, спущенного на воду всего за пять лет до начала экспедиции, его устойчивость к постоянным столкновениям со льдами. 15 августа ледокол пересек 85-й градус северной широты и вошел в приполюсный район.
Участники экспедиции отметили это событие торжественной церемонией поднятия Государственного флага СССР на десятиметровую стальную мачту, установленную на льду. Атомоход провел на вершине Земли 15 часов. За это время ученые успели выполнить комплекс важнейших исследований и наблюдений, а перед уходом с полюса спустили в воды Северного Ледовитого океана памятную металлическую плиту с изображением Государственного герба СССР.
Рейс не имел целью лишь достижение географической точки Северного полюса: в этом случае можно было бы проложить курс, по которому «Арктика» дошла бы до полюса много быстрее. Выбранная трасса представляла интерес в научном и тактическом отношении: результаты рейса помогли решить вопросы технической политики в области морского транспортного судостроения и схем грузоперевозок. 13 суток потратил ледокол «Арктика», чтобы совершить беспримерный переход по сложному маршруту Мурманск — Северный полюс — Мурманск.
За это время он прошел 3852 морских мили, в том числе 1200 миль через многолетний лед. В проведении этого исторического рейса исключительно большую помощь оказали экспедиции летчики нашей Гражданской авиации, которые вместе с гидрологами в сложных условиях вели с воздуха стратегическую ледовую разведку. А результаты многолетнего упорного труда гидрографов позволили «Арктике» уверенно идти в высоких широтах.
«Прибыли 04,00 МСК»,- передал по радио в Москву капитан «Арктики» Юрий Сергеевич Кучиев, когда ледокол достиг географической точки Северного полюса. На корабле к полюсу пришли 207 человек. Самочувствие и настроение у всех были такие же отличные, как и дома накануне выхода в рейс”.
Ледовая обстановка требовала от экипажа высокой профессиональности, северной закалки и слаженности. Когда корабль вошел в тяжелые многолетние льды толщиной в три и более метров, ему пришлось испытать и заклинивание. Были весьма напряженные моменты: при одном заклинивании атомоход несколько часов не мог выбраться из ледяного плена, хотя в действие были приведены системы, которые помогают кораблю «расклиниться».
Почтовая марка, посвященная атомному ледоколу “Арктика”
Уже в то время эксплуатационные качества атомохода «Арктика» были весьма высоки: это подтверждено проходом в многолетних льдах. В рейсе к полюсу проверялась не только крепость бортов и хорошая работа энергоустановок. Во время перехода проверялась эффективность вертолетной разведки с борта ледокола: принципы ее не новы, но важно было знать, как она покажет себя в экстремальных условиях сверхсложного ледового рейса. Проверялось также поведение навигационной техники в условиях, когда повышена вибрация и когда непрерывные удары корпуса судна о тяжелые льды усложняют курсоуказание ледоколу.
Справка: Ледокол«Арктика»
При проектировании и строительстве атомохода «Арктика» решен целый ряд серьезных проблемных вопросов, в результате чего советскими корабелами создан тип ледокола, не имеющий аналогов в мировом ледоколостроении. Наибольшая длина ледокола-148 метров, ширина-30 метров (по конструктивной ватерлинии соответственно-136 и 28 метров). У «Арктики» четыре палубы и две платформы, развитая пятиярусная надстройка. В качестве движителей применены три четырехлопастных гребных винта фиксированного шага. Корпус ледокола сделан из высокопрочной стали, а в местах наибольшего воздействия ледовых нагрузок имеет усиленную конструкцию. Конструкторы и строители предусмотрели все необходимые меры для предотвращения любых аварийных ситуаций.
В числе этих мер средства раннего обнаружения микропротечек теплоносителя энергоустановки, контроль состояния наиболее ответственных участков контура первичного теплоносителя и состояния металла корпуса реактора. Для этих целей использованы ультразвуковые, гаммаграфические и оптические методы, приняты «на вооружение» проникающие краски, магнитные порошки и многое другое.
Атомная паропроизводящая установка (АППУ) расположена в специальном отсеке в средней части ледокола. Она состоит из двух самостоятельных установок с реакторами водо-водяного типа. Комплекс конструктивных решений и технических средств обеспечивает полный технологический контроль за работой АППУ и полную безопасность всего личного состава.