советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались подхода
ИСТОР ТЕСТ РГСУ. Согласно проекту первой русской конституции 1820 г., Россия превращалась в
Согласно проекту первой русской конституции 1820 г., Россия превращалась в:
По окончании Северной войны Россия получила выход к:
Что говорилось о крестьянах в Судебнике 1497?
— о праве крестьян переходить от одного помещика к другому в течение двух недель в году
Советские историки в изучении и освещении истории в основном придерживались _____ подхода
Кто правил в Древнерусском государстве позже других
Институт земских начальников был введен в:
Годы правления Александра I:
Патриархом Московским и всея Руси в Смутное время был:
«Царь кроток и смирен на царстве своем, и царство его оскудеет, и слава его низится. Царь на царстве грозен и мудр, царство его ширеет, и имя его славно по всем землям». Автором этих строк является один из ярких представителей общественно-политической мысли середины XVI века:
Уберите лишний элемент из логического ряда функций исторического знания:
Соборное Уложение было принято в:
Лжедмитрий II разбил свой лагерь возле:
Изучение последовательности исторических событий во времени – это метод:
Исторический источник по истории средневековой России – «Стоглав» представляет собой
— Сборник решений церковного собора 1551 г
Владимир Мономах известен как автор:
Раскол Русской православной церкви в XVII веке был связан с реформами патриарха:
Кодификация законов Российской империи была поручена:
Главнокомандующим в Отечественной войне 1812 г. был назначен:
На первом этапе Крымской войны основные военные действия велись с:
Какова была причина усобиц между сыновьями Ярослава Мудрого?
— стремление получить титул киевского князя
Какое из названных событий произошло позже всех остальных?
— «Стояние на реке Угре»
Указ о престолонаследии 1722 г. предполагал передачу престола:
Иван IV венчался на царство в:
Причина неудач реформ М.М. Сперанского заключается в:
— В консерватизме большей части дворянства
Стремление укрепить государственную власть заставило князя Владимира Святославовича:
— присоединением Твери к Москве
Понятие «формация» лежит в основе теории исторического развития:
Какая из последовательностей правления князей верна:
Восстание декабристов произошло в день присяги:
Губные старосты выбирались исключительно из:
Заповедные лета – это:
Тишайшим царем называли:
М.М. Сперанский в своем проекте реформ предлагал:
Функция истории, позволяющая влиять на поведение и действия людей, называется…
Чему способствовали решения Любечского съезда князей?
— закреплению феодальной раздробленности
С крестьянской реформой 1861 г. связано понятие:
Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, А.Л.Шлецер являются создателями…
— норманнской теорией происхождения древнерусского государства
Война за выход к Балтийскому морю русских земель в XVI в. получила название:
Когда произошли события, описанные в отрывке из летописи?
И собрались в Любече для устроения мира. И обращались к себе, говоря: «Зачем губим Русскую землю, сами на себя вражду воздвигая, а половцы землю нашу терзают на части и радуются, что между нами войны и доныне. С этого времени соединимся в одно сердце и будем охранять Русские земли. Пусть каждый держит отчину свою…» и на этом целовали крест: «если кто пойдет на кого (войной), то на того будем все…» и принеся клятву, разошлись восвояси.
Главная причина объединения славян в крупные союзы:
— необходимость совместно противостоять врагу
Укажите годы правления Ивана III:
Местничество было отменено в:
Назовите причину, побудившую Александра I отправить в ссылку М.М. Сперанского:
— Необходимость сохранить поддержку дворянства, недовольного проектами М.М. Сперанского
Разбором мелких уголовных и гражданских дел занимался:
Какой город стал соперником Москвы в борьбе за ярлык на великое княжение?
Одним из ближайших советников Александра III был Обер-прокурор Святейшего Синода:
Годы правления Николая II:
В 1932 г. в СССР в городах была введена:
19 августа 1991 г. произошло(а):
— Попытка государственного переворота
Приказ № 227 был издан:
— 28 июля 1942г. в связи с тяжелым положением на Юго-Западном фронте
Основным принципом перестройки был:
— провозглашение политики гласности
Кровавое воскресенье принято считать началом:
— русской революции 1905-1907 гг.
Одним из требований матросов в Кронштадтском мятеже 1921 г. было:
Россия стала членом Международного валютного фонда в:
В начале XX века Россия входила в состав военного блока под названием:
Гражданские и национальные войны, урбанизация, промышленные революции – это факторы…
Карибский кризис был связан с:
— размещением Советским Союзом ядерных ракет на Кубе в 1962 г.
Какие цели преследует Международный валютный фонд (МВФ):
— поддержка стабильности курсов национальных валют
В 1987 г. СССР вывел войска из:
22 июня с заявлением о начале войны с Германией к советским людям обратился:
К социальным проблемам человека и общества можно отнести…
— социальные и психологические конфликты
В 1925 г. между СССР и Германией в Рапалло был заключен договор, суть которого заключалась в следующих позициях:
— восстановление дипломатических отношений с Германией
Назовите моральное качество, характеризующее готовность человека пожертвовать своими интересами ради блага других людей.
Автором проекта представительного законосовещательного органа в России в начале XX века является:
Результатами русской революции 1905-1907 гг. стали:
— отмена крестьянских выкупных платежей
Одно из крупнейших сухопутных сражений русско-японской войны:
Второй фронт был открыт в:
Денежная реформа С.Ю. Витте установила в России стандарт рубля:
17 июля 1942 г. является датой начала:
Исключите из списка событие, не относящееся к революции 1905-1907 гг.
Первая мировая война началась в:
Поход Северо-Западной армии на Петроград в 1919 г. состоялся под руководством:
Одна из причин интервенции западных держав во время гражданской войны:
— ослабить Россию как своего конкурента
В Четверной союз, противостоящий странам Антанты входили:
— Германия, Болгария, Австро-Венгрия, Турция
Официально членом Совета Европы Россия стала в:
План наступления фашистских войск под Курском носил название:
Крупная военная операция НАТО по урегулированию межэтнического конфликта в 1999 году была проведена:
«Семерка» наиболее развитых стран мира:
— США, Япония, Германия, Великобритания, Франция, Италия, Канада
Новая экономическая политика была принята в:
Какая страна участвовала в интервенции на Дальнем Востоке:
Во главе II коалиционного правительства в 1917 г. был:
Согласно русско-украинской договоренности в 1995 г. основные базы Черноморского флота России располагались в:
Кульминационным эпизодом русской революции 1905-1907 гг. стало событие под названием:
— передача государственной собственности в частные руки
Первой союзной республикой, провозгласившей свой суверенитет, была:
Одна из стран, подписавшая Варшавский договор с СССР в 1955 г.:
В годы Первой мировой войны депутаты IV Государственной Думы образовали:
Реввоенсовет республики в 1918 г. возглавил:
С 1998 г. Россия официально стала частью:
«Отцом» российской приватизации принято считать:
Термин «период разрядки» применяют к:
Распад СССР произошел в:
Процесс раскулачивания относится к политике:
Против проведения революции в октябре 1917 г. был:
Политический лозунг большевиков в 1917 г.:
— Передача всей власти Советам
Адмирал, провозгласивший себя Верховным правителем России:
Ключевым вопросом Земского собора 1653 г. стал вопрос:
— включения Украины в состав Московского государства
Функция истории, позволяющая людям, знающим закономерности исторического процесса, предвидеть возможные варианты развития событий в стране и мире, называется
Одна из задач Петра I в Великом посольстве было заключение договора против:
В круг обязанностей Берг-коллегии входили:
Одним из проявлений перестройки в экономической сфере стал(о):
Что свидетельствовало о появлении Древнерусского государства у славян?
Подходы в изучении истории
ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ
Функции истории
функция | содержание |
Воспитательная | формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств |
Познавательная | выявление закономерностей исторического развития |
Практически-рекомендательная | выработка научно обоснованного политического курса |
Прогностическая | предвидение будущего |
Социальной памяти | способ идентификации и ориентации общества, личности |
Методы изучения истории
метод | суть |
Типологический | классификация исторических явлений, событий, объектов |
Хронологический | состоит в том, что явления истории изучаются строго во временном (хронологическом) порядке. Применяется при составлении хроник событий, биографий) |
Проблемно-хронологический | изучение последовательности исторических событий во времени; применяется при изучении какой-либо одной стороны деятельности государства, общества, политического деятеля в ее последовательном развитии. Такой подход позволяет полнее проследить логику развития проблемы, а также наиболее эффективно извлечь практический опыт |
Хронологически-проблемный | предусматривает изучение истории России по периодам, а внутри них — по проблемам. Применяется во всех общих исследованиях, в том числе и в различных курсах лекций по истории |
Ретроспективный | последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причины |
Сравнительный | сопоставление исторических объектов в пространстве и времени |
Историко-сравнительный | историческое исследование, позволяющие выявить сходство или различие между историческими объектами, сопоставляя их в пространстве и во времени |
Системный | раскрытие внутренних механизмов функционирования и развития |
Идеографический метод | описание исторических событий и явлений |
Генетический | заключается в последовательном раскрытии свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе ее исторического движения. |
Историко-генетический | историческое исследование, показывающие, как изучаемое явление зародилось, какие этапы в движении прошли и каковы итоги его развития |
Историко-системный | историческое исследование, устанавливающие взаимосвязь и взаимодействие объектов в их историческом развитии |
Историко-типологический | историческое исследование, позволяющие осуществлять классификацию исторических явлений, событий, объектов |
Периодизации | основан на том, что и общество в целом, и любая составная его часть проходят различные стадии развития, отделяемые друг от друга качественными рубежами. Главным в периодизации является установление четких критериев, строгое и последовательное их применение при изучении и исследовании |
Статистический | состоит в исследовании важных сторон жизни и деятельности государства, количественного анализа множества однородных фактов, каждый из которых в отдельности не имеет большого значения, в то время как в совокупности они обусловливают переход количественных изменений в качественные; социологических исследований применяется при изучении современности. Он дает возможность изучать явления в основном политической истории. Среди приемов этого метода можно назвать анкетирование, опрос, интервью и др. |
Синхронологический | заключается в изучении различных исторических событий, происходивших в одно и то же время. |
Методология истории
Методология | совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в науке, а также учение о способах исследования, освещения исторических фактов, научного познания. |
Субъективистская методология(субъективизм) | объясняла исторический процесс действием великих людей: предводителей, князей, царей, императоров и других крупных политических деятелей. |
Объективно-идеалистическая методология (объективизм) | решающую роль в историческом процессе отводила действию объективных надчеловеческих сил: Божественной воле, провидению, Абсолютной идее, Мировой Воле и т.д. Исторические деятели выступали лишь в качестве средств, орудия в руках этих надчеловеческих, безличных сил. |
Провиденциализм | история общества истолковывалась как осуществление божественного замысла, воздаяние за добродетель и наказание за грехи. |
Материалистическая методология (марксизм) | базируется на формационном подходе, согласно которому исторический процесс – это смена общественно-экономических формаций, осуществляемая на основе социальной революции. Насчитывается пять стадий в истории человеческого общества: доклассовая (первобытная), затем три классовые, или антагонистические (рабовладельческая, феодальная и капиталистическая), и, наконец, имеющая наступить коммунистическая формация, начальным этапом которой является социализм. |
Методология цивилизационного подхода | получила развитие в конце XIX – XX вв. в работах А. Тойнби, О. Шпенглера, К.Н. Леонтьева, Н.Я. Данилевского. Основной структурной единицей исторического процесса признается цивилизация как целостная общественная система, которая определяется наличием общих черт объективного порядка, таких как язык, история, религия, обычаи, институты, а также субъективной самоидентификацией людей. |
Подходы в изучении истории
Историография
Основоположниками смежных исторических наук были:
историческое краеведение | В.В. Крестинин, П.И. Рычков |
археология и эпиграфика | А.Н. Оленин, И.А. Стемпковский |
этнография | С.П. Крашенинников, Н.И. Надеждин, В.И. Даль |
славяноведение | О.М. Бодянский |
медиевистика | Т.Н. Грановский |
источниковедение | И.Н. Болтин |
историография | К.Н. Бестужев-Рюмин |
Историография (от греч. historia – рассказ о прошедшем, об узнанном; и от греч. gráphō – пишу) – это история исторической науки, ее становления и развития; специальная историческая дисциплина.
Изучение отечественной истории советского периода
Важное место в историографии Октября занимает ленинская тематика. В ряде изданий обстоятельно анализируется вклад В. И. Ленина в развитие теории социалистической революции. Внимание историков привлекает изучение его роли в организации работы Совета Народных Комиссаров. Новый шаг в исследовании этой проблемы удалось сделать М.П. Ирошникову. Его исследования выделяются богатством документального материала.
Особое место в историографии Октября занимают труды о переломных моментах революции, ее важнейших этапах.
Возрос интерес к проблеме истории рабочего класса в революции. Появился ряд фундаментальных трудов, раскрывающих его роль в борьбе за победу и упрочение советской власти. Значительно расширилась проблематика: наряду с изучением основных этапов, характерных черт и особенностей рабочего движения в период подготовки и проведения социалистической революции в поле зрения ученых находились также важные вопросы, связанные с характеристикой рабочего класса, его политического и морального облика, его социальной структуры (Д. А. Баевский, Е. Г. Гимпельсон, В. 3. Дробижев, Л. С. Гапоненко, Г. А. Трукан и др.). Причем в ходе разработки истерии рабочего класса было выдвинуто положение, ставящее под сомнение тезис о решающей роли рабочего класса на отдельных этапах подготовки социалистической революции. В 1970 г. вышел сборник «Российский пролетариат: облик, борьба, гегемония», в котором П. В. Волобуев утверждал, что после февраля пролетариат, «естественно, не был готов к роли вождя новой революции». Книга содержала «еретические» по тем временам идеи о соотношении задач социалистической и буржуазно-демократической революции на различных исторических этапах, о факторах, определяющих уровень сознательности пролетариата, и т. д. Данные положения были подвергнуты уничтожающей критике.
Проблемы истории мелкобуржуазных партий породили ряд дискуссий, в частности, о социальной базе левых эсеров. По этому вопросу высказаны три точки зрения. Одни авторы полагают, что левые эсеры до весны 1918 г. были крестьянской партией, а затем превратились в кулацкую. Другие считают, что социальная база политической партии меняться не может, и, исходя из этой посылки, выдвигают две новые точки зрения о том, что партия левых эсеров с момента образования и до конца была кулацкой и что это была партия среднего крестьянства.
История гражданской войны представлена двухтомной обобщающей коллективной монографией «Гражданская война в СССР» (1980-1986). Событием стало завершение издания серии документов и материалов по истории войны, публикация которой началась еще в 60-е гг.
Среди обобщающих работ следует назвать исследования, анализирующие общее руководство обороной Советской Республики (Ю. И. Кораблев, Н. Н. Азовцев, С. В. Липицкий); деятельность партийных органов на фронте (В. Г. Колычев, Н. Ф. Катков); функционирование Советов (П. А. Селиванов, Д. П. Шмуровский).
Проблемы «военного коммунизма» обобщались в работах Е.Г. Гимпельсона, который увидел в нем переплетение политики, экономики и идеологии. Подобный подход сделал его книгу заметным вкладом в историографию. Серьезные исследования появились в области истории пролетариата в годы гражданской войны (Д. А. Баевский, Е. Г. Гимпельсон, В. 3. Дробижев, АС К. Соколов, В. А. Устинов, Г. А. Трукан). Фактически они ознаменовали новый этап в изучении данной темы. Проблемы аграрной истории периода гражданской войны исследовались И. А. Юрковым, В. М. Андреевым, А. Л. Литвиным, Ю. К. Стрижовым, В. В. Кабановым и др.
Определенный сдвиг произошел в исследовании процесса индустриализации и истории рабочего класса. Наибольший интерес представили монографии В. И. Касьяненко о завоевании экономической независимости СССР (1972), В. И. Кузьмина о реконструкции экономики в 1926-1937 гг. (1976). Наметились некоторые шаги в изучении социально-экономических последствий индустриализации страны.
Аграрная история и проблемы коллективизации сельского хозяйства. Исследовались особенности классовой борьбы б деревне накануне и в ходе коллективизации (Н. А. Ивницкий, Н. Я. Трифонов, В. А. Сидоров).
Множество работ в 70-е гг. было посвящено национально-государственному строительству. В 1972 г. вышел обобщающий двухтомный труд, в котором впервые была воссоздана картина развития СССР в целом, всех его республик, областей, национальных округов за период 1917-1972 гг. Данные проблемы рассматривались в исследованиях А. И. Лепешкина, В. Д. Паркасадзе, Э. В. Тадевосяна, И. П. Цамеряна и др.
Серьезный прорыв был сделан в 70-е гг. в изучении Великой Отечественной войны. Только во второй половине 70-х гг. по данной тематике было опубликовано около 3 900 книг, брошюр, журнальных статей и рецензий. Произошло расширение источниковой базы изучения войны. Окончательно оформились архивы (в частности, Центральный военный архив Министерства обороны СССР), были опубликованы важнейшие документы. Особо следует отметить выход в свет воспоминаний выдающихся военачальников: И. С. Конева, К. К. Рокоссовского, Г. К. Жукова, И. X. Баграмяна и т. д. Причем личные впечатления в мемуарах военных сочетались с серьезной исследовательской работой.
Великая Отечественная война получила освещение в обобщающих коллективных монографиях: очередные тома «Истории второй мировой войны» (12 томов), «Советский Союз в годы Великой Отечественной войны» (1976) и т. д. Среди авторских работ следует выделить второе издание монографии А. М. Самсонова «Крах фашистской агрессии, 1939- 1945 гг.» (1980). По сравнению с первым изданием в книгу дополнительно были включены главы о движении Сопротивления в оккупированных странах Европы, внесены некоторые уточнения в цифровой материал.
В 70-е гг. появились первые серьезные исследования по истории восстановления и развития народного хозяйства на послевоенном этапе. В монографиях Ю. А. Приходько, М. И. Хлусова анализировалось восстановление и развитие индустрии, А. А. Амвросов показал изменения в социальной структуре, М. Л. Богденко обобщил опыт совхозного строительства в 50-е гг.
Общая характеристика и особенности советской историографии
Большое внимание в марксистском подходе к исторической науке уделялось и вопросу о классовом характере государства. Историки-марксисты критиковали идею о надклассовости государства, подчеркивая, что любое государство выражает интересы господствующего (эксплуататорского) класса.
Критики марксистов обвиняли их в том, что они не понимают роли личности в истории, превращая великих людей в марионеток, слепо подчиняющихся закономерностям исторического процесса.
Исходя их этого многие современные историки отмечают, что в СССР существовал кризис теоретических основ исторической науки. Например, А.М. Дубровский пишет, что догматическое усвоение марксистской теории в советских высших учебных заведениях формировало историка, не интересующего теоретическими вопросами. Ведь никакая иная позиция, кроме марксистской, не могла быть выдвинута. Это привело к тому, что к середине 1980-х гг. история практически превратилась в иллюстрацию, доказывающую существование марксистских закономерностей.
Несмотря на особенности, характерные для советской историографиикак историографии только марксистской, нельзя не признать,что это значительный период в истории отечественной исторической науки, в который было написано немало значительных работ,не потерявших своей актуальности до сих пор.
Если говорить о периодах в развитии советской историографии, это вопрос спорный, и разные авторы предлагают свои варианты периодизации. В данном учебном пособии периоды развития советской исторической науки выделяются, прежде всего, в зависимости от основных периодов в истории страны.
Первый период: 1917-1920-е гг. Это период формирования марксистской историографии в нашей стране, когда были созданы первыекрупные марксистские научные и учебные заведения, написаны первые марксистские работы. Кроме того, в этот период наряду с марксистской существовала и немарксистская историческая наука,представленная, прежде всего, Академией наук.