советская милиция послевоенного периода истории ссср кратко конспект
Милиция в послевоенные годы и на современном этапе
Весьма сложной была криминогенная обстановка, и одной из причин тому были неоднократные массовые амнистии уголовников. Все это требовало соответствующих организационных мер по укреплению аппарата милиции. Следует отметить, что в этой области было предпринято достаточно много различных шагов по большей части своевременных.
В связи с осложнением оперативной обстановки во втором полугодии 1945 года, одной из причин которого была широкая амнистия в честь победы в войне, Наркомат внутренних дел принял меры по укреплению аппаратов уголовного розыска прежде всего в крупных промышленных центрах. Так, например, приказом НКВД СССР от 8 декабря 1945 года в Москве была увеличена численность оперативного состава на 638 единиц, на железнодорожных узлах организовывались оперативные заслоны (численностью 15-25 работников) для того, “чтобы уголовники не проникали в столицу”.
Уже 17 января 1946 года был издан приказ об усилении борьбы с преступностью, предусматривавший широкий комплекс мер по активизации работы аппаратов уголовного розыска и БХСС в масштабе всей страны. Он требовал повысить качество оперативной работы с тем, чтобы добиваться предупреждения и своевременного раскрытия преступлений, не допускать формирования преступных группировок. Всем органам уголовного розыска предписывалось в двухмесячный срок пересмотреть дела по нераскрытым убийствам, грабежам, разбоям и крупным кражам, по каждому составить конкретный план мероприятий, выделить для их раскрытия наиболее опытных сотрудников. В соответствии с приказом надлежало проверить состав негласного аппарата.
Стремление улучшить работу милиции, укрепить ее кадры во многом предопределило ее передачу в октябре 1949 года в ведение МГБ СССР. На данное решение непосредственное влияние оказал и тот факт, что практически сразу по окончании войны начала подниматься волна репрессий, и органы милиции переориентировались на оказание содействия органам государственной безопасности.
Всего в МГБ было передано (без транспортной милиции) 205351 сотрудник милиции. В течение следующего года численность милиции была повышена почти на 15 процентов и составила в 1950 году 232548 работников.
Развитие хищений народного добра потребовало принятия соответствующих мер охраны социалистической собственности. В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности. В составе управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневедомственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения, в ее составе создана “ночная милиция”.
В 1953 году количество преступлений по сравнению с 1952 годом возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134, что в значительной степени было обусловлено амнистией после смерти И.В.Сталина.
27 августа 1953 года Совет Министров СССР принял постановление “О мерах по укреплению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью”, которым работа милиции признавалась неудовлетворительной. Ставилась задача укрепления кадров угрозыска, скорейшего улучшения службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы.
Реальные признаки улучшения положения дел обозначились со второй половины 60-х годов. С этого времени начинается интенсивный поиск новых организационных форм охраны порядка и борьбы с преступностью, обновляется нормативно-правовая база строительства и деятельности милиции и т.п. Назовем наиболее важные из них: в феврале 1969 года вместо Главного управления милиции МВД СССР был образован ряд самостоятельных структурных подразделений (ГУУР, УБХСС, УГАИ и др.) В целях совершенствования аналитической, плановой, контрольной деятельности в 1971-1972 годах организационно-инспекторские управления в составе УВД и МВД различного уровня были преобразованы в штабы. В 1971 году началось создание при городских и районных органах внутренних дел специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.
На стабилизации кадров положительно сказались предпринятые в 1970, 1973, 1977-1978 годах шаги по повышению размеров денежного содержания сотрудников, развитие ведомственных учебных заведений, все более ориентировавшихся на подготовку специалистов с высшим образованием.
Смена руководства МВД СССР в начале 80-х годов повлекла не имевшую исторического прецедента по своим масштабам чистку кадров личного состава милиции по мотивам разложения. И хотя, как известно, тут были допущены явные перегибы, и определенная часть уволенных сотрудников была восстановлена на работе, отсев был весьма внушительным.
Тот факт, что накануне 70-летия советской милиции МВД СССР в качестве одной из первоочередных задач выдвинуло «формирование ядра профессионалов» (что воспринимается с чувством горькой иронии), сам по себе означает признание несостоятельности большей части предпринимавшихся ранее мер.
22 октября 1991 года Совет Министров РСФСР утвердил Положение о Министерстве внутренних дел РСФСР, в котором были определены задачи, функции и структура центрального аппарата МВД РСФСР.
После распада СССР в первой половине 90-х годов милиция по-прежнему переживала нелегкое время, выражавшееся в росте социально-политической напряженности в обществе, межнациональных конфликтах, ухудшении экономической ситуации.
Как никогда остро, перед личным составом органов внутренних дел, руководством страны поставлена задача по обеспечению национальной безопасности России. Борьба с организованной преступностью, наркодельцами и коррупцией выделилась в приоритетную задачу в деятельности милиции. Социальные последствия этих угроз затрагивают практически все сферы жизнедеятельности человека, общества и государства в целом. Ущерб общенациональной безопасности страны определяется масштабностью деятельности наркомафии, ее сращиванием с крупными преступными группировками и возможностью в проведении противоправной деятельности. Эти и другие глобальные задачи, стоящие перед МВД России, ставят во главу угла вопросы повышения профессиональной ответственности, уровня профессиональной подготовки и тесного взаимодействия с гражданами страны.
Лучшие патриотические и моральные качества сотрудников ОВД России проходят сегодня суровую проверку на прочность и зрелость в ходе антитеррористической операции на Северном Кавказе.
Ситуация в Чеченской Республике осложнилась до такой степени, что ее территория стала плацдармом для экспансии в Россию международного терроризма. Лишь контртеррористическая операция смогла отвести угрозу распада России, сохранить достоинство и целостность государства.
Боевые действия стали ярким свидетельством стойкости и мужества сотрудников и военнослужащих, их верности Присяге и Конституции Российской Федерации.
Вся страна склонила головы перед подвигом сотрудников Подмосковного и Пермского ОМОНов, десантников Псковской дивизии ВДВ, сотен других сотрудников и военнослужащих.
Сотрудники органов внутренних дел страны мужественно и решительно вступают в схватку с противником, их подвиги ложатся золотыми страницами в боевую летопись МВД России.
Выполнение задач антитеррористической операции на Северном Кавказе продемонстрировало гражданскую зрелость, готовность в экстремальных условиях сотрудников ОВД России выполнить эту важнейшую государственную задачу.
В заключение следует отметить, что в современных условиях МВД России идет по пути оптимизации процесса оперативно-служебной деятельности, повышения уровня профессионализма своих сотрудников в целях защиты прав и свобод граждан и обеспечения безопасности общества и государства.
«После работы люди собирались группами, чтобы не страшно было идти домой»: как боролись с преступностью в послевоенные годы?
10 ноября в России празднуют День работников внутренних дел, который в СССР назывался Днем милиции и всегда сопровождался большим праздничным концертом и целой серией фильмов о борьбе с преступностью, которые шли еще несколько дней после праздника.
кадр из сериала Комиссарша, реж. Елена Николаева, 2016 г.
В воскресенье, 14 ноября, в 14:05 смотрите на телеканале «МИР» телесериал «Комиссарша».
Это восьмисерийная военная драма, в центре которой – судьба женщины-борца с преступностью. Всю свою юность она посвятила службе в милиции, а потом и в армии. Главная героиня – идейная, почти одержимая, заряженная на победу. Одна беда – ее единственный сын вырос без матери. И попал в банду, которая терроризирует родной город. Вернувшись с фронта, главная героиня должна решить, что ей важнее – долг перед Родиной или вновь обретенный сын.
В честь Дня работников внутренних дел рассказываем, как на самом деле боролись с преступностью в СССР в послевоенные годы и почему она в то время имела такой размах.
И штрафники, и малолетки: кого втягивали в криминал?
Невероятный всплеск преступности в послевоенные годы, о котором снято столько фильмов и написано столько книг, имел множество причин. Ряды криминала пополнялись из самых разных источников. Во-первых, в них и идейно, и от безысходности шли те, кто был не в ладах с советской властью, включая дезертиров всех мастей. Во-вторых, после сталинской амнистии в честь Победы над Германией на волю из лагерей вышли тысячи настоящих уголовников, которым в те годы было совсем не сложно раздобыть оружие: его в обороте было очень много. В-третьих, пришедшие с фронта бывшие «штрафники» – во всяком случае те, что пришли из рядов криминальных, а не политических лагерных сидельцев – по окончании войны чаще всего брались за старое и понятное им дело: примыкали к крупным и мелким бандам.
фото со съемок сериала Комиссарша, реж. Елена Николаева, 2016 г.
Число преступников пополнялось и за счет тех, кого голод и нищета довели до последнего предела. И даже за счет вчерашних фронтовиков, особенно молодых, которые попали на фронт, не успев получить гражданскую профессию. Без нее им сложно было устроиться на работу, а жить как-то было надо.
«Для некоторой, пусть и небольшой части нашего воинства, равно как и для некоторой части населения переход к мирной жизни был тяжелым. Надо было отказаться от многих привычек, простительных во время войны. По демобилизации из армии вернулась и какая-то часть в прошлом судимых, которые продолжили свою преступную деятельность».
От спекуляции до разбоя
Многие из тех, кто не смог найти работу, начинал с того, что ввязывался в спекулятивные цепочки, которые были тесно связаны с криминалом. Через спекулянтов и рыночных торговцев сбывали награбленное и полученное с продуктовых и вещевых складов в результате махинаций или по поддельным документам.
Время было тяжелое, карточную систему распределения продуктов еще не отменили, прокормиться на эти мизерные нормы было трудно. Параллельно с продуктовыми карточками существовали коммерческие магазины и рестораны, в которых можно было расплатиться деньгами. Но, учитывая высокие цены, это было доступно очень немногим. А вот возможностей для разного рода преступных схем обогащения было множество. Поэтому криминальный бизнес постоянно пополнялся свежими людьми, не нашедшими другой возможности выжить и обеспечить себя и своих близких.
Талон на сахар 1945 год, Фото: wikimedia.com, автор Помор 2000
Особняком стоял трофейный бизнес. Из зон действия советской военной администрации в СССР вагонами шли трофейные товары. Большая часть трофеев вывозилась официально, на государственном уровне – в том числе ракетная, танковая и оружейная промышленность. Вместе с этим отправлялось много другого: существенная часть офицеров, оказавшихся в конце войны в зонах советской оккупации, были задействованы в трофейном бизнесе. Довольно быстро выстраивались цепочки, по которым европейские товары – от одежды и мебели до техники и автомобилей – поступали на черный рынок.
Однако экономическими преступлениями милиция практически не занималась. На это в послевоенные годы просто не хватало ресурсов. Отчасти этим занималась военная контрразведка. Милиция же расследовала кражи, грабежи, разбойные нападения, убийства и другие криминальные преступления. В условиях, когда человеческая жизнь ценилась не дороже банки тушенки, работы было более чем достаточно.
В состав преступных банд входили уголовники всех мастей – каталы, кидалы, громилы, щипачи, гоп-стопщики. Однако эти «специалисты» действовали в отношении частных лиц. Более желанными объектами криминала являлись магазины и склады, особенно продовольственные. Причем грабежи встречались реже, чем хищения по поддельным документам, с последующей перепродажей продуктов на черном рынке. Кстати, производством поддельных документов тоже занимались знатоки своего дела, которые доводили свои умения до высочайшей квалификации.
кадр из сериала Комиссарша, реж. Елена Николаева, 2016 г.
По официальным данным, в первый послевоенный 1946-й год органы внутренних дел зарегистрировали в СССР 1 миллион 14 тысяч 274 преступлений. Это оказалось почти на 20% больше, чем в 1945 году.
Дерзкие ограбления, налеты на сберкассы и кассы предприятий, вооруженные ограбления магазинов и складов, нападения на инкассаторские машины, квартирные кражи и убийства сеяли в народе панические настроения и порождали множество слухов. Генерал Павел Судоплатов в своих воспоминаниях о том времени писал: «Города и поселки буквально наводнились шпаной и хулиганьем, обстановка стала опасной и напряженной». А вот строки их неопубликованного письма рабочих Подольска в газету «Правда»:
«Обнаглевшие бандиты и воры нападают на мирных граждан, убивают, раздевают и грабят средь бела дня – и не только в темных переулках, но и на главных улицах, даже около горкома и горсовета. После работы люди собираются группами, чтобы не страшно было идти домой. Но и дома они не чувствуют себя спокойно, потому что грабежи происходят и днем, и ночью».
Доцент кафедры философии Губкинского института Сергей Богданов пишет в своей научной статье, что неспособность властей справиться с преступностью ударяла по авторитету партийных и государственных органов на местах:
«Недовольство представителей различных слоев населения прорывалось в обращениях, письмах, просьбах, заявлениях, требованиях, жалобах, отражалось в секретных докладах партийных и правоохранительных органов о настроениях в послевоенном советском обществе».
Что противопоставила криминалу полиция?
Действовать в этих условиях надо было решительно. И в стране вновь разгорелась настоящая война – теперь уже с уголовной преступностью. Советское правительство вынуждено было пойти на очень жесткие, практически репрессивные меры. В частности, произошло серьезное ужесточение законодательства в отношении отдельных видов преступлений.
Правда, поначалу бороться с преступностью было почти некому. «Война нанесла личному составу милиции критические потери. С фронта не вернулись многие сотрудники, кадров катастрофически не хватало», – писал историк спецслужб Сергей Шурлов. В большинстве городов СССР милиция была укомплектована штатными сотрудниками с опытом работы лишь на четверть, а на бывших оккупированных территориях отделы милиции пришлось создавать с нуля. Так что первые послевоенные годы стали тяжелым испытанием для милиции.
Для выхода из сложного кадрового положения было принято решение вернуть в уголовный розыск из других служб и подразделений оперативников, имевших опыт работы в розыске. Также на службу в милицию направляли бывших партизан, активистов подполья и – демобилизовавшихся из армии младших офицеров, вроде Владимира Шарапова из сериала «Место встречи изменить нельзя».
Однако скоро выяснилось, что многие из вновь набранных – случайные люди в милиции, причем некоторые и сами не всегда в состоянии соблюдать законность. Поэтому с февраля 1947 года, после создания в Главном управлении милиции отдела кадров, отбор в органы стал строже. Многим новоиспеченным милиционерам пришлось проходить переподготовку, получать образование и овладевать тонкостями оперативной работы прямо на местах.
кадр из сериала Комиссарша, реж. Елена Николаева, 2016 г.
К ночному патрулированию в городах привлекались комендантские патрули и внутренние войска. За счет бригад содействия милиции, дружинников выставлялись дополнительные посты.
В июле 1947 года решением Президиума Верховного Совета СССР были введены чрезвычайные меры по борьбе с преступностью. В том числе были установлены новые, весьма суровые сроки уголовной ответственности. Все эти меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки в стране.
«Однозначно можно утверждать, что советской государственной машине удалось в очень сжатые сроки подавить самые опасные виды преступлений против личности и против государственной собственности», – пишет историк Сергей Богданов.
Но это вовсе не означало, что в борьбе с уголовной преступностью была достигнута полная и окончательная победа. Весной 1953 года была проведена так называемая «ворошиловская» или «бериевская» амнистия, самая крупная по числу освобожденных уголовников за всю историю СССР и России. Последующие события весны и лета 1953 года вновь заставили советских людей ощутить страх перед расползавшейся по всей стране преступностью. Но это – уже совсем другая история.
Деятельность органов внутренних дел в послевоенный период (1945-1985 гг.)
Немало соединений и частей внутренних войск принимали участие в боевых действиях на юго-западе страны..
Видную роль внутренние войска сыграли в битве за Кавказ.
В августе 1942 года были сформированы Орджоникидзевская, Грозненская и Махачкалинская дивизии внутренних войск. Они во взаимодействии с частями Красной Армии удерживали города Орджоникидзе и Грозный, не допустили прорыва противника в Закавказье. Части войск НКВД активно участвовали и в наступлении Северо-Кавказского фронта. При освобождении Кубани и Таманского полуострова успешно действовали Первая особая и Сухумская дивизии войск НКВД. Здесь на Кавказе в ноябре 1942 года бессмертные подвиги совершили младший сержант П.П. Барбашев и младший сержант П.К. Гужвин, закрыв своими телами амбразуры вражеских огневых точек. Оба они посмертно удостоены звания Героев Советского Союза.
На Южном и Юго-Западном направлениях мужественно сражались также части 5-й, 10-й, 13-й, 19-й дивизий НКВД, 43-й, 71-й бригад, 16-го и 28-го мотострелковых полков, 227-го и 249-го конвойных полков, ряда других частей.
Сегодня невозможно назвать точное число сотрудников НКВД, участвующих в боях в годы Великой Отечественной войны, которые внесли неоценимый вклад в Великую победу над фашистской Германией.
Таким образом, на протяжении всей Великой Отечественной войны органы внутренних дел и их сотрудники с честью выполнили возложенные на них задачи, покрыв свои знамена неувядающей славой, и внесли весомый вклад в достижении победы над врагом.
А). Изменения в составе, организации и функциях
органов милиции и внутренних войск.
После войны были ликвидированы либо преобразованы чрезвычайные органы, вызванные к жизни обстоятельствами военного времени. Так, дела упраздненного ГКО передавались Совету Народных Комиссаров, военно-промышленные наркоматы преобразовывались в органы управления мирными отраслями производства, была упразднена Ставка Верховного Главнокомандования и т.п.
В марте 1946 г. Верховный Совет СССР принял закон, в соответствии с которым Совет Народных Комиссаров СССР, совнаркомы союзных и автономных республик были преобразованы в соответствующие Советы министров, а наркоматы — в министерства. НКВД СССР стало именоваться Министерством внутренних дел СССР.
После окончания войны деятельность советской милиции осложнилась рядом обстоятельств. В связи с победой над Германией и Японией была проведена широкая амнистия, по которой вышло на свободу большое число осужденных за уголовные преступления. Многие из них вновь становились на путь нарушений закона. На значительной территории Западных областей Советского Союза развернули активную террористическую деятельность националистические организации, которые материально и духовно поддерживались США, а также другими государствами, попавшими к ним в зависимость во время войны. Вместе с тем в этот период на работу в органы МВД пришло значительное количество бывших фронтовиков, отличившихся в боях, но не имевших никакого опыта работы в мирных условиях. Всё это требовало принятия неотложных мер по укреплению аппарата МВД, особенно уголовного розыска, увеличения его состава, ускорения переподготовки кадров всех уровней.
Прежде всего, было принято решение укрепить уголовный розыск. В июле 1946 года Отдел уголовного розыска ГУМ МВД СССР был реорганизован в Управление уголовного розыска (УУР). За счет сокращения технического состава и некоторых иных второстепенных должностей увеличивались штаты уголовного розыска. Опытные оперативники, ранее работавшие в уголовном розыске, возвращались в него из других подразделений и служб.
В июне 1947 года подобная реорганизация была осуществлена в отношении органов БХСС. В феврале 1948 года в составе Главного управления милиции МВД СССР, управлений милиции республик, краев и областей были созданы следственные аппараты.
В 1947 году на особое положение была переведена милиция Москвы, столиц союзных республик, Ленинграда, Архангельска, Мурманска и Владивостока. Подразделения милиции в этих городах строились теперь по войсковому принципу, на них были распространены уставы Советской Армии, улучшалась их техническая оснащенность, материально-бытовое обеспечение сотрудников.
Была проведена реорганизации наружной службы. В соответствии с приказом НКВД СССР от 17 января 1946 года за постами милиции закреплялся постоянный состав милиционеров, переброска с поста на пост без особого разрешения начальников управлений милиции запрещалась. К ночному патрулированию в городах привлекался офицерский и технический состав милиции, военные комендантские патрули и внутренние войска, а за счет бригад содействия милиции выставлялись дополнительные посты.
Все эти и некоторые другие меры привели к определенной стабилизации криминогенной обстановки. В 1947 году общее количество преступлений по сравнению с 1946 годом снизилось на 17 процентов. Но уже в мае 1948 года МВДСССР в своей директиве констатировал снижение эффективности борьбы с преступностью. В результате в ряде мест в 2 и более раз уменьшилось число предупрежденных преступлений, упала раскрываемость.
В октябре 1949 года милиция из подчинения МВД СССР была передана в ведение МГБ СССР.На данное решение непосредственное влияние оказали ухудшение криминогенной обстановки и активизация антисоветских националистических группировок. Органы милиции переориентировались на оказание содействия органам Государственной безопасности.
Всего в МГБ было передано (без транспортной милиции) более 200 тыс. сотрудников милиции. В следующем году численность милиции была значительно увеличена и составила к концу 1950 года 232548 работников.
В августе 1950 г. МГБ СССР осуществило реорганизацию главного управления милиции. В составе ГУМ было образовано три управления:
— Управление милицейской службы (охрана общественного порядка и безопасности в стране, проведение административных мероприятий по исполнению законов и распоряжений центральных и местных органов власти, регулирующих управление в области охраны общественного порядка и борьбы с преступностью);
— Управление по борьбе с хищениями социалистической собственности и спекуляцией;
— Управление уголовного сыска.
Соответствующим образом менялась структура управления милиции и на нижестоящем уровне.
Большое внимание было уделено со стороны руководства МГБ мерам по охране социалистической собственности. В октябре 1952 года решением Совета Министров СССР на милицию была возложена охрана объектов торговли, а также некоторых учреждений и предприятий промышленности.В составе управления милицейской службы ГУМ МГБ СССР был создан Отдел вневедомственной наружной сторожевой охраны и соответствующие структурные подразделения на местах. Вневедомственная охрана быстро развивалась. В последующем в ней были организованы оперативные подразделения, в ее составе создана «ночная милиция».
Таким образом, в 1949-1953 гг. МВД в значительной степени изменило свой профиль в результате передачи милиции и уголовного розыска в состав МГБ. Тем не менее, объем выполняемых министерством функций оставался очень значительным, на передний план выдвигалась различного рода хозяйственная деятельность преимущественно силами заключенных ГУЛАГа.
В январе 1954 года на основании постановления ЦК КПСС «О серьезных недостатках в работе партийного и государственного аппарата» при Совете Министров Союза ССР был образован Комитет государственной безопасности. Таким образом, органы госбезопасности вновь выводились из системы МВД. В рамках объявлявшегося курса на ослабление централизма и расширение прав республик в апреле 1955 года было организовано Министерство внутренних дел РСФСР.
В 1953 году количество преступлений по стране, в сравнении с 1952 годом, возросло более чем в 2 раза: с 153199 до 347134, что в некоторой степени было обусловлено амнистией, проведенной после смерти Сталина в марте 1953 г. В этой связи в августе 1953 года Совет МинистровСССР принял постановление «О мерах по укреплению охраны общественного порядка и борьбе с уголовной преступностью», в котором были поставлены задачи по укреплению кадров угрозыска и скорейшему улучшению службы участковых уполномоченных, постовой и патрульной службы.
В постановлении ЦК КПСС от 12 марта 1954 года «Об основных задачах МВД» отмечалось, что милиция плохо борется с преступностью, хищениями, спекуляцией и хулиганством, в результате чего во многих регионах уровень преступности остается высоким. В постановлении указывалось, на наличие в милиции многочисленных фактов произвола, нарушений законности, необоснованных арестов и задержаний граждан. Отмечалось также, что милиция не пользуется уважением среди населения, слабо опирается на общественность. Эти недостатки связывались, прежде всего, слабой работой с кадрами.
Однако не в последнюю очередь отмеченные недостатки были обусловлены и чрезмерной централизацией управления, в том числе – в решении кадровых вопросов. При всем желании кадровые аппараты главков НКВД-МВД СССР не были в состоянии учесть особенности решения кадровой проблемы, присущие отдельно взятой республике, краю, области. Поэтому вполне закономерным было решение о некотором расширении прав министров внутренних дел союзных республик и начальников УМВД краев и областей.
В Постановлении ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года предусматривались меры по укреплению кадров милиции. Прежде всего, была сокращена численность руководящих должностей, технического и обслуживающего персонала и за счет этого увеличены штаты городских и районных отделов милиции. На руководящие должности в милиции выдвигались работники, имеющие высшее и среднее образование. Но и после принятых мер 79 % работников уголовного розыска, более 60 % личного состава аппаратов БХСС и 45 % следователей не имели даже среднего образования.
В октябре 1956 года были предприняты шаги к устранению чрезмерной централизации управления органами внутренних дел, был восстановлен принцип двойного подчинения. Управления министерства внутренних дел и управления милиции в краях и областях были реорганизованы в управления внутренних дел исполнительных комитетов краевых, областных советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках преобразовывались в отделы милиции исполкомов соответствующих Советов.
Меры по демократизации общества и государства после смерти Сталина, коснулись и органов внутренних дел. Изменилась их компетенция и структура. В январе 1960 года МВД СССР было ликвидировано. Управления внутренними делами передавалось теперь в ведение союзных республик. Как показала практика, это привело к усложнению координации работы республиканских органов охраны общественного порядка, к неоправданному разнобою в нормативном регулировании некоторых вопросов охраны порядка, в частности, в определении структуры и штатов милиции. Оказались ослабленными межреспубликанский обмен опытом борьбы с преступностью и использование в этой борьбе достижений науки и техники.
В августе 1962 года республиканские Министерства внутренних дел были переименованы в Министерства охраны общественного порядка.
Министерство охраны общественного порядка РСФСР вплоть до воссоздания общесоюзного министерства возглавлял В.С. Тикунов, ставший первым за советский период министром, имевшим высшее юридическое образование.
В июле 1966 года было осуществлено восстановление единой общесоюзной системы органов внутренних дел: в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «в интересах обеспечения единого оперативного руководства деятельностью органов охраны общественного порядка в борьбе с преступностью» создается союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР.
В составеМООП СССР были созданы структурные подразделения, охватывающие основные направления деятельности органов внутренних дел: Главное управление милиции, Главное управление мест заключения, Следственное управление, Главное управление внутренних войск, Главное управление пожарной охраны и другие.
В ноябре 1968 года Указом Президиума Верховного Совета Союза ССР Министерство охраны общественного порядка было переименовано в Министерство внутренних дел СССР.
В соответствии с общим планом послевоенного сокращения Вооруженных Сил к концу 1946 года количество войск МВД уменьшилось в два раза и составило 471945 человек.
Внутренние войска в этот период как составная часть МГБ СССР и его вооруженная сила выполняли следующие задачи:
— войсковое обеспечение мероприятий органов советской разведки по ликвидации вооруженных банд националистов;
— оказание помощи органам госбезопасности в изъятии вражеской агентуры;
— охрана важнейших предприятий и учреждений, имеющих государственное значение;
— несение службы по поддержанию общественного порядка в городах и населенных пунктах;
— выполнение специальных заданий МГБ СССР по обеспечению государственной безопасности страны.
Во второй половине 50-х годов ряд специальных частей были переданы из МВД СССР в состав Министерства обороны Союза ССР.
За 7 послевоенных лет войска МГБ-МВД (без пограничных войск) сократились более чем в 4 раза. Их численность стала меньше предвоенной в 2,5 раза. Вместе с тем проведенная в 1951 году реорганизация внутренних и конвойных войск в соответствующие виды охраны привела к ослаблению общевоинских начал в их строительстве.
21 января 1954 года на основании постановления Совета Министров СССР Главное управление лагерей (ГУЛАГ) было передано из Министерства юстиции СССР в состав МВД СССР.В последующие годы была проведена значительная работа по совершенствованию деятельности этого Главного управления, в том числе по повышению надежности охраны осужденных. На протяжении предшествующих 30 лет эта задача выполнялась подразделениями военизированной охраны, комплектуемыми по вольному найму.
25 октября 1956 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О мерах по улучшению работы Министерства внутренних дел СССР».В нем, наряду с другими важными вопросами, предусматривалось преобразование военизированной охраны исправительно-трудовых колоний в конвойную охрану и принципиальное изменение порядка ее комплектования личным составом. Устанавливалось, что рядовой и сержантский состав конвойной охраны мест заключения будет комплектоваться теперь не по вольному найму, а по призыву из числа ограниченно годных для строевой службы и обеспечиваться всеми видами довольствия, а также пользоваться льготами и преимуществами, предусмотренными для военнослужащих внутренней и конвойной охраны МВД СССР. Лица начальствующего состава конвойной охраны мест заключения и после этого военнослужащими не являлись.
Такое решение дало возможность существенно повысить качество охраны осужденных в исправительно-трудовых колониях, преодолеть имевшиеся ранее значительные трудности в комплектовании военизированной охраны мест заключения личным составом по вольному найму.
С 1956 года в МВД СССР образовалось два типа конвойной охраны. Соединения и части конвойных войск, переименованные в 1951 году в конвойную охрану, продолжали выполнять задачи по конвоированию осужденных эшелонными, плановыми и сквозными конвоями из одних мест заключения в другие, конвоированию их в суды и военные трибуналы, из тюрем и колоний к тюремным вагонам (пароходам) на пунктах обмена и обратно.
Конвойная охрана мест заключения обеспечивала охрану и осуществление надзора за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работ. К 1960 году конвойная охрана мест заключения организационно включала 21 отдел, 26 отрядов, 42 отдельных дивизиона и 6 отдельных команд. Имелось также 16 учебных частей и школ по подготовке сержантов, надзирателей и инструкторов служебного собаководства. Администрация исправительно-трудовых учреждений осуществляла руководство всей их деятельностью, занималась подбором, расстановкой и воспитанием кадров, финансированием, материально-техническим обеспечением и медицинским обслуживанием личного состава.
Б). Развитие пожарной охраны.
Постановлением СМ РСФСР от 29 ноября 1947 г. «О мерах по усилению пожарной охраны в городах, рабочих поселках и на промышленных предприятиях» в жилом секторе городов и рабочих поселков введен институт общественных уполномоченных по пожарной охране. Систематический надзор за противопожарным состоянием жилых домов, своевременное осуществление противопожарных мер возлагался теперь на управляющих и комендантов.
19 сентября 1953 г. вышло Постановление СМ СССР «Об организации пожарно-производственных команд на промышленных предприятиях». Оно стало правовой базой для более широкого привлечения общественности, усиления боевых расчетов малочисленных пожарных команд, поддержания на производстве строгого противопожарного режима. Министерства и ведомства по согласованию с МВД СССР получили право реорганизовывать профессиональные пожарные команды в пожарно-производственные (ППК). В штате ППК помимо начальника команды, его помощника по профилактике, начальников караулов, предусматривались шоферы пожарных автомобилей и дозорные. Боевые расчеты ППК комплектовались на добровольных началах из числа рабочих и служащих предприятий без отрыва от производства. Перед началом рабочей смены личный состав ППК получал инструктаж и номер боевого расчета в пожарном депо.
В ходе восстановления народного хозяйства успешно решалась задача создания современных средств пожаротушения. В 1948 году в ЦНИИПО была разработана автоматическая установка углекислородного тушения,авторы которой были удостоены Государственной премии. В 1948-1949 гг. ГУПО вместе с учеными ЦНИИПО и личным составом Бакинского гарнизона впервые в стране провели эксперимент по тушению нефтепродуктов в резервуарах. Было испытано новое пожарно-техническое вооружение. Выработанные рекомендации использовались в практической работе.
После войны пожарные школы были преобразованы в пожарно-технические училища. В 1948 году в Москве открылись Высшие пожарно-технические курсы. В 1949 году Министерство высшего образованияСССР издало приказ об улучшении преподавания в вузах техники безопасности и противопожарной техники.
На 1 января 1960 г. в РСФСР насчитывалось всего 740 городских и районных ДПО. В народном хозяйстве работало большое количество различных самостоятельных пожарных организаций. Это промышленные и сельские добровольные пожарные дружины, пожарно-производственные команды, ЮДПД, а также общественные инспекторы, уполномоченные по пожарной охране и другие.
Деятельность добровольных пожарных команд сдерживалась раздробленностью, отсутствием единого республиканского центра.Жизнь заставила создать Всероссийское добровольное пожарное общество (ВДПО). Учредителем и организатором ВДПО было МВД в лице Главного управления пожарной охраны и управлений и отделов пожарной охраны всех субъектов Российской Федерации. В состав ВДПО вошли все ДПО республик, краев и областей России. Была воссоздана организация добровольцев, упраздненная в 1921 году.
В ноябре I960 года в Свердловске состоялась первая учредительная конференция ВДПО, где был принят устав, избраны руководящие органы. С созданием ВДПО в ряды общества влились тысячи новых членов, укрепились связи его низовых организаций с УПО, ОПО.
До 1966 года работники пожарной охраны, добровольцы, опираясь на широкие слои общественности, проделали большую работу, направленную на укрепление пожарной безопасности. Во время общественных противопожарных смотров жилого сектора только в РСФСР было отремонтировано свыше 1 млн. печей и 300 тысяч дымоходов, заменено 11,7 млн. метров непригодной электропроводки, обработано огнезащитным составом около 900 тысяч квадратных метров деревянных конструкций. Все это повлияло на снижение количества пожаров и убытков от них в Ленинградской, Владимирской, Куйбышевской, Смоленской, Московской областях и во многих других регионах.
В). Совершенствование деятельности органов внутренних дел по предупреждению правонарушений и борьбе с преступностью
По такому же принципу были реорганизованы МВД союзных республик.
В 1971 годуначалось создание при городских и районных органах внутренних дел специальных комендатур по учету и надзору за условно осужденными к лишению свободы с обязательным привлечением их к труду и условно освобожденными из мест лишения свободы для работы на строительстве предприятий народного хозяйства.
Для повышения уровня аналитической, плановой, контрольной деятельности в МВД было образовано Организационно-инспекторское управление, которое в 1972 году преобразуется в Штаб МВД СССР. Аналогичные изменения были произведены в МВД союзных и автономных республик, краевых и областных УВД. Создание штабных подразделений следует расценивать как положительный фактор: стало больше внимания уделяться информационно-аналитической работе, планированию, установлению системы контроля, проверки исполнения.
В целях улучшения работы по предупреждению преступлений в 1974 году в органах внутренних дел образуется профилактическая служба. В МВД СССР в составе Главного управления уголовного розыска было создано соответствующее управление со следующими структурными подразделениями:
— общей профилактики;
— индивидуальной профилактики и руководства участковыми инспекторами;
— профилактики правонарушений несовершеннолетних.
На профилактическую службу были возложены задачи изучения причин, условий и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений, информирования о них администрации предприятий и организаций; выявления лиц, ведущих антиобщественный образ жизни, и проведения с ними конкретной профилактической работы.